Главная              Рефераты - История

Основные черты политики Ивана Грозного - реферат

Введение

Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный еще современникам казался личностью загадочной и страшной. Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была психологическая проблема; интересовали сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки «государственного начала», воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

В нашей истории царствование Ивана Грозного составляет половину XVI века и является одной из самых важных и переломных эпох нашего государства. Оно важно как по расширению территорий, так и по крупным знаменательным событиям и по изменениям во внутренней жизни страны. Много было совершено в этот полувековой период славного, светлого и великого по своим последствиям, но еще более мрачного, кровавого и отвратительного. Понятно, что при таких противоположных качествах многих важных явлений характер и поступки главного деятеля, царя Ивана Васильевича, представляется загадочным. Именно такой загадкой Иоанн Грозный вошел в историю. Этот царь был выдающейся личностью, был прекрасно образован, но очень не красив и, возможно, болел каким-то психическим заболеванием, а России в то время требовался сильный царь-реформатор, государство получило его. Крутой поворот от боярского правления к реформам и последовавший затем опричный террор - таковы основные вехи правления этого государя и они всесторонне характеризуют противоречивую личность Ивана Грозного, в которой скрывались черты выдающегося государственного деятеля, дипломата, выдерживающего сравнение с такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий.

Возможно, кровавые поступки скрыли собой те благие поступки, которые он совершил, но реформы этого человека сыграли важную роль в истории, возможно, как никакие другие, ведь Иоанн Васильевич заложил прочную базу для своих последователей-реформаторов. Во многих смыслах деятельность Ивана IV была шагом вперед, к победе «государственных начал». Их можно обелить как необходимость преодоления данного этапа истории, в котором много неясного, и многие историки расходятся в точке зрения на этот период. Но с конца 30-х годов оценка деятельности Ивана IV становится единодушной, он изображался патриотом Русской земли, беспощадно, но справедливо расправляющийся с изменниками-боярами.

Я выбрал именно эту тему для своего реферата, потому что меня интересует царствование Ивана IV Грозного, так как «никогда Россия не имела столь малолетнего властителя». Этот монарх являлся одним из наиболее «видных собирателей» Российского государства, первым царем-самодержцем из династии Рюриковичей, создавшими мощное централизованное государство. «Концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха – именно такой взгляд на взаимоотношения монарха и подданных усвоил Иван Грозный».

Реформы Ивана IV, Петра, Александра II, нынешние преобразования и другие подобные вопросы актуальны и останутся актуальны еще на долгое время. Первая причина этому – их значимость для исторической науки, вторая – их немаловажное значение собственно для самого государства. Ведь если подробно изучить реформы наших предшественников, грамотно понять и оценить их со всех позиций, то можно избежать ошибок, допущенных нашими предшественниками-реформаторами.

Анализ литературы

Дворниченко Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, декан исторического факультета СПбГУ, в купе с Юрием Викторовичем Тотом, профессором исторических наук экономического факультета СПбГУ написали учебник «История России». Книга, по мнению авторов, предназначена «для абитуриентов, студентов, преподавателей вузов, а также всех интересующихся историей». Это действительно так, потому что в книге доступно, простым языком изложена русская история от восточных славян в древности до положения России в мировой политике в начала XXIвека.

Книга российского историка Александра Александровича Зимина посвящена истории России в 30-50-е гг. XVI в. Особое внимание уделено деятельности т. н. "Избранной рады".

Выдающийся русский историк В. О. Ключевский преподавал курс отечественной истории студентам Московского государственного университета и Московской духовной академии. Наряду с полным курсом русской истории им было написано «Краткое пособие по русской истории». Книга выдержала множество переизданий при жизни автора и благодаря объективности и глубине изложения сохранило свою актуальность по сегодняшний день.

Книга «Русская история» Василия Осиповича – это прекрасный курс русской истории. Я бы назвал данный труд историко-философским. Многовековые события России изложены в их связи с предыдущим историческим опытом. Проводится постоянная попытка анализа психологического профиля русского народа как результат географо-климатических условий для объяснения тех или иных исторических явлений и кризисов.

Основная часть

Детство и юность Иоанна Грозного.

Чтобы понять, откуда у Ивана Грозного такой характер, нужно исследовать его ранние годы.

Иван IV Васильевич Грозный является первым русским царем. Он сын Василия III и Елены Глинской, родился 25 августа 1530 года.

Иван оказался на московском престоле в трехлетнем возрасте (в декабре 1533 г.). По линии отца он был прямым потомком Рюрика, по линии матери — потомком хана Мамая. Регентшей при малолетнем Иване стала его мать Елена Глинская, а теневым правителем Руси ее фаворит Иван Овчина-Телепнев Оболенский (вероятно, он и был настоящим отцом Ивана). В первые месяцы правления Елена Глинская жестоко подавила боярскую смуту. Тогда же Москва успешно воевала с Литвой, крымскими и татарскими татарами. При ней впервые была проведена денежная реформа, на Руси была введена новая денежная единица — копейка.

3 апреля 1538 г. Елена Глинская скоропостижно скончалась (ходили упорные слухи, что она была отравлена). Сразу после ее смерти Телепнева-Оболенского бросили в темницу, где он умер с голоду. Опекуном юного государя стал Василий Шуйский, а после его внезапной смерти — Иван Шуйский (родной брат). В 1540 г. Иван Шуйский за творимые им беззакония был изгнан Боярской думой, а регентом назначен князь Иван Бельский. Однако, в 1542 г. Шуйскому удалось отстранить Бельского и вновь стать регентом государя всея Руси.

В конце 1543 г. тринадцатилетний Иван IV неожиданно подверг Шуйского опале. 29 декабря Боярская Дума отстранила Шуйского от регентства и назначила попечителями государя Михаила и Юрия Глинских (дядьев Иванна IV). 16 января 1547 г. достигший совершеннолетия Иван IV торжественно венчался на царство. Его царский титул был официально подтвержден патриархом константинопольским Иосафом и тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами. В феврале того же года Иван IV женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Кошкиной.

В годы боярского правления (1538— 1547) были увеличены поборы с населения, бегство крестьян и горожан на окраины приняло массовый характер. Расхищалась казна, раздавались земли, разбои и расправы стали обычным делом.

Ожесточенная борьба бояр за власть, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV, оказала негативное влияние на формирование его характера. Царевич был свидетелем неправого суда и казней, видел алчность и интриги бояр, их глумление над памятью его родителей. Наделенный от природы блестящими способностями, любознательный и начитанный, молодой царь отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от радости к гневу, от буйного веселья к глубокой депрессии. Постоянно наблюдая сцены дикого произвола, насилия, предательства, он исподволь привыкал к ним, в его характере формируются пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость.

Приход к власти

С конца 40-х годов Иван IV переходит к самостоятельному правлению, этот период начинается с его венчания на царство и женитьбой; с наступлением совершеннолетия наследника у власти остаются Глинские, а он предается в это время – «опалам да казням», которые вызывали негодование населения. Немотивированные опалы и казни 1545-1546 годов (к тому же, как правило, внесудебные), открытые проявления недовольства тяглыми горожанами, пищальниками подвигли элиту на нестандартные решения.

В результате неоднозначной деятельности государя происходит падение авторитета великокняжеской власти. По этому при поддержке боярства Иван Грозный принимает титул царя. Коронация произошла в Успенском соборе 16 января 1547 года.

Изменение ранга московского монарха имело несомненную двуединую направленность: внутреннюю и внешнюю.

Во внешней политике этот титул играл важную роль, так как великий князь приравнивался к принцу или герцогу, а царь к императору. Тем самым царский титул приравнивал российскую царскую семью к «царским» династиям Чингизидов, императорскому роду Габсбургов.

Если в международных отношениях возвышался авторитет страны, то для населения новый титул стал символом единства государства, усиления центральной власти.

«Митрополит Макарий, «человек большого ума и такта» возложил на его голову Шапку Мономаха - символ царской власти. Коронация царя символизировала в глазах подданных начало его самостоятельного правления».

Таким образом, принятие титула царя было необходимым действием для усиления власти государя, которое также повлекло за собой важные последствия для государства, как во внешней, так и внутренней политике. Это решение отличается глубокой политической осмысленностью, характеризующее реформаторов с лучшей стороны.

Внешняя политика

Внешняя политика России второй половины XVI в. определялась стремлением расширить свои территориальные владения, обезопасить внешние рубежи от постоянных набегов "наследников" Золотой орды - Казанского и Крымского ханств, обеспечить условия для развития внешней торговли, что было немыслимо без выхода к незамерзающим морям, а также защитить православную веру, "гонимую" в других землях. В 1552 г. после длительной борьбы была взята Казань и присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. - Астраханское. Так весь волжский торговый путь оказался под контролем Москвы, а кроме того в состав Русского государства вошли земли Поволжья, открылась дорога для дальнейшего продвижения на восток, были развязаны руки для активизации действий на западе. Укрепились международные позиции России, а также авторитет Ивана IV. Победа над исламским царством в годы неоспоримого могущества Османской империи расценивалась как символ особого благословения Бога, как знак избранности православного царя. В 1558 г. успешно началась война с Ливонским орденом, вызванная стремлением царя утвердиться в Прибалтике и развивать морскую торговлю с европейскими странами. Под ударами русской армии пали Нарва, Дерпт и другие города. Но уничтожение Ордена в 1560 г. привело к тому, что у России оказались новые, значительно более мощные противники - Польша и Литва, не желавшие ее усиления и стремившиеся взять Ливонию под собственный контроль. К этому времени Польша и Литва были объединены под властью одного короля, а в ходе войны создали единое государство - Речь Посполитую (Люблинская уния 1569 г.). Россия из-за своей общей экономической и военной отсталости оказалась не готовой к длительной войне с сильным соперником и уже в 1564 г. потерпела жестокое поражение на р. Улле под Полоцком.

В трудных условиях военной обстановки наметились противоречия между царем и "Избранной радой", приведшие к отказу от политики реформ и переходу к террору "опричнины". На военных фронтах победы сменялись поражениями, к тому же России приходилось вести военные действия и на южном фронте против войск Крымского хана. В 1577 г. царю напряжением последних сил страны удалось захватить ряд крепостей в Ливонии, но своими жестокостями он оттолкнул местное население, что и помогло новому польскому королю, талантливому полководцу Стефану Баторию одержать ряд побед. В 1579 г. польские войска перешли в контрнаступление и вернули себе Полоцк, захваченный русскими еще в 1563 г. Шведы же, воспользовавшись ситуацией, захватили Нарву и ряд других ливонских крепостей. И лишь шестимесячная героическая оборона Пскова спасла страну и вынудила Стефана Батория пойти на мирные переговоры. В 1582 г. в Яме-Запольском русские послы заключили перемирие с Речью Посполитой, а в 1583 г. Плюсское перемирие со Швецией. Согласно этим соглашениям Россия потеряла все завоеванные земли в Ливонии и фактически лишалась выхода к Балтийскому морю. Все огромные человеческие жертвы и материальные затраты оказались напрасными.

Внутренняя политика

Реформы

При разработке реформ учитывались требования челобитных, обращенных к царю и написанных в 1549 г. дворянином и писателем И.С. Пересветовым. Реформы включали создание новой системы центральных органов управления – приказов, В середине XVI в. в России действовало около 20 приказов, каждый из которых ведал определенными делами. Так, Посольский приказ регулировал отношения с зарубежными странами, Пушкарский приказ – артиллерией, Разбойный – делами об охране феодальной собственности, Большой приказ – государственными финансами, Ямской – почтовой связью и почтовыми станциями (ямами). Поместный – государственными землями, раздаваемыми дворянам. Во главе приказа стоял знатный боярин – крупный государственный чиновник, ему подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Действовали приказы, ведавшие определенными территориями, – Приказ Сибирского дворца, Приказ Казанского дворца. Состав Боярской думы был расширен Иваном IV в три раза.

Для решения важнейших государственных дел Иван IV стал созывать особое собрание – Земский собор. В него входили представители боярства, служилого дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. Это свидетельствовало о создании сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию. На Земском соборе обсуждались вопросы внешней политики и финансов, а также избрание новых царей. Первый Земский собор был созван в 1549 г., он принял решение о составлении нового Судебника и сформулировал программу реформ XVI в. Земский собор 1550 г. принял новый Судебник, подтвердивший право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличивший плату за «пожилое». Земские соборы имели совещательный характер и не ограничивали власти царя, но, безусловно, благодаря им политические мероприятия верховной власти проводились на местах в жизнь. Однако земские соборы в России проводились только по необходимости, т.е. нерегулярно.

В XV-XVI вв. на Руси были созданы и органы местного управления – система наместничества. Наместники посылались государем и Боярской думой в города и земли. В функции наместников входили сбор налогов с населения, контроль за использованием указов великого князя, осуществление суда и расправы. За исполнение этих обязанностей жалованья они не получали, а содержались за счет поборов с местного населения. Такой порядок оплаты их услуг назывался кормлением. Поскольку наместники были предоставлены сами себе, то они злоупотребляли своими полномочиями, от чего страдало население.

Реформы 50-х гг. XVI в. коснулись и местного управления – система кормлений была отменена. По губной реформе на местах учредили специальные должности губных старост (уездных, окружных), избиравшихся из дворян. В функции губных учреждений было передано ведение дел о разбойниках и ворах, изъятых из суда наместников. Таким образом, губные старосты получили большую власть над местным населением, что также свидетельствовало об укреплении централь-ной власти. Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну (подати, ранее присваивавшиеся кормленщиками), усилила положение дворянства в административном аппарате на местах, содействовала устранению пережитков феодальной раздробленности в местном правительственном аппарате. С другой стороны, она усилила сопротивление боярства.

В 1550 г. была проведена военная реформа, нацеленная на укрепление вооруженных сил страны. Было создано новое постоянное войско, вооруженное огнестрельным оружием (пищалями) и холодным оружием (бердышами и мечами). Такое войско стали называть стрелецким. Личную охрану царя обеспечивал специальный отряд в 3 тыс. человек. В конце XVI в. численность стрелецких войск достигла 25 тысяч человек. Служба стрельцов проходила в Москве и практически во всех крупных городах. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено Уложение о службе (издано в 1556 г.), в соответствии с кото-рым устанавливались две формы прохождения военной службы: по отечеству (т.е. по происхождению) и по прибору (т.е. по набору).

Службу по отечеству проходили дворяне и боярские дети. Служба начиналась с 15 лет, продолжалась всю жизнь и переходила по наследству. Такие служилые люди составляли основную часть вооруженных сил – конное ополчение феодалов, обеспечивались жалованьем и землей. Службу по прибору проходили стрельцы. Вливались в войско и казаки, жившие на Дону. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы на границах. К концу XVI в. состав русских войск превышал 100 тысяч человек. Кроме того, было 2500 наемных поляков, немцев и других иностранцев.

Опричнина

Политика опричнины, вылившаяся в массовый террор, который обрушился на различные слои русского общества, вызывала и до сих пор вызывает недоумение у своих исследователей. Одни историки видят в опричнине проявление психической ненормальности царя, другие считают ее закономерной и прогрессивной по своему характеру. Широкое распространение получила концепция С.Ф. Платонова, определявшего опричнину как аграрный переворот, вызванный борьбой "прогрессивного поместного землевладения" с "реакционным боярским". Предпосылки опричнины. Разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный авторитет церкви, слабость центрального аппарата власти и пр; ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов тыла, увеличение налоговых поступлений. Однако система местного управления, сложившаяся после реформы, общая слабость центральных органов управления, не позволяли обычными методами обеспечивать военные нужды; стремление власти спасти свой авторитет, для чего неудачи в войне стали объясняться предательством и кознями бояр; религиозные представления царя и народа, психологическая атмосфера, сложившаяся в обществе. Иван IV все более верил в свое богоподобие и богоизбранность, а к населению относился как к холопам, которых он "волен жаловать или казнить". Эти взгляды усиливались настроениями народа, ожидавшего от царя воплощения в жизнь идеала "Святой Руси". Царь сомневался в возможности воплотить этот идеал по всей стране, разочаровавшись в значительной части населения и, в том числе, в боярстве, недостойном жить в "царстве справедливости". В результате Иван IV решил воплотить эсхатологическую мечту только для избранных, т.е. для лично ему преданных и готовых выполнить любую его волю. О религиозном характере опричнины свидетельствуют и такие факты, как организация опричников, созданная по типу монашеского братства во главе с игуменом, т.е. самим царем, театрализованные казни, напоминающие наказание грешников в аду и т.п.; личные качества царя: его крайняя мнительность, жестокость, трусость и слабоволие, сочетающиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти. Смерть первой жены, а затем митрополита Макария, устранение деятелей "Избранной рады", т.е. людей, в определенной степени сдерживающих проявление его необузданного характера, усилило влияние этих черт на сферу политики.

Опричник, приносивший царю клятву на верность (символами их преданности были метла и собачья голова, прикрепляемые к седлу и означавшие борьбу с изменой), обязывался не общаться с земскими, которые воспринимались, как принадлежавшие к иному, как бы несуществующему миру. Это во многом объясняет крайнюю жестокость и зверства расправ опричников над земскими людьми. Социальный состав опричного двора был крайне неоднородным. Он не отличался от социального состава земщины. В опричное войско входили и представители знати - князья (Сицкий, Одоевский, Хованский, Трубецкие и др.) и бояре, и худородные дети боярские, и иностранные авантюристы. Зачастую в опричнину насильно записывали служилых людей определенных уездов. Опричников объединяла преданность царю, отречение от родителей и принятых норм поведения, что согласно религиозным представлениям эпохи означало разрыв с христианским миром, переход на службу к дьяволу. Но, при этом царь и его опричники оправдывали свои преступления великой целью, считая, что с помощью террора они смогут возвести "царство Божие" на земле, обратить людей к истине, чтобы они познали, по словам Ивана Грозного, единого Бога, отказались от междоусобных браней и преступной жизни, подрывающих царства. Основное содержание этой политики сводилась к насилию, с помощью которого опричники во главе со своим "игуменом" надеялись искоренить грех непослушания власти и, даже, греховную природу человека. Но в силу того, что человек, в их представлении, был греховен от рождения, то даже, не совершив ничего противоправного, он оказывался виновным. Вот почему опричники не утруждали себя поиском каких -либо свидетельств обвинения, казнили как по подозрению, так и по наговору представителей всех сословий. Притом чаще всего страдали люди честные и порядочные, имеющие собственное мнение и личное достоинство.

Таким образом, социально-политический смысл опричнины тесно переплетался с религиозными представлениями людей той эпохи. Власть с помощью жестокого террора, принимающего зачастую иррациональные формы, стремилась с одной стороны, компенсировать свою слабость и неэффективность, а с другой - парализовать волю населения к сопротивлению, вселить ужас в души людей, заставить их безропотно подчиняться своим предначертаниям.

На протяжении своей истории политика опричнины видоизменялась. По указу Ивана Грозного "взятые в опричнину" получали земли на опричной территории (Центр, театр военных действий Ливонской войны и прифронтовая зона, а также Поморье и северные земли с черносошным крестьянством платившим подати не феодалу, а непосредствено в государственную казну). Те же, кто оказался "земским", должны были оставить свои имения в опричнине и получить соответствующие земли в "земщине". Такое переселение было по сложности аналогично серьезной аграрной реформе и, фактически, не было реализовано. Вначале террор был направлен против суздальской княжеской группировки, в том числе Шуйских (некоторые из них, впрочем, были взяты в опричнину), которая была выселена со своих земель, что подорвало ее экономическое и политическое могущество. Затем репрессии усилились. Как на верхи московского боярства, так и на многих дворян обрушились казни. В начале 1570 г. царь возглавил карательную экспедицию против Новгорода, якобы, изменившего царю. Погром, унесший жизни более 10 тыс. человек, привел и к ликвидации остатков вольного духа Новгорода. Террор усиливался, но успеха он не приносил. Иван Грозный обвинил в измене верхушку опричнины. В июле 1570 г. страшные казни прокатились по Москве. Обвиненных бросали в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убивали их жен и детей. Отмена опричнины. В 1571 г. царь не сумел организовать оборону Москвы от набега крымского хана Девлет-Гирея. Опричное войско, выродившееся в банду грабителей и убийц, оказалось неспособным противостоять внешнему врагу. Страшный разгром города, сгоревшего от пожаров, напугал царя, который даже готовился бежать из страны. В 1572 г. перед угрозой нового нашествия татар Иван IV вынужден был отказаться от раздела страны и войска, что дало возможность земскому воеводе князю М. Воротынскому разбить татар в битве у с. Молоди. Запрещено было произносить даже слово "опричнина" - нарушителю грозило наказание кнутом.

Заключение

Таковы были меры Ивана IV, выработанные им вместе с кружком бояр и Сильвестром в 50-х годах XVI века. Они касались многих сторон тогдашней жизни и вносили в жизнь много добра; поэтому они и пользуются большой славой.

Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок.

Главной особенностью преобразований периода правления Избранной рады стала беспорядочность их проведения и в тоже время комплексность, явный прадворянский характер. Власти приходили к выводу о необходимости данных изменений в процессе самих реформ и четко оформленной программы действий не было. Однако изменения отличались отчетливой правовой направленностью, это обуславливалось созданием новой правовой системы.

Следовательно, реформы нельзя назвать слабыми, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели.

В результате реформ Россия получила новый свод законов - Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре.

Военно-служивая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Последующие войны показали, что государство обладает огромной военной мощью, опасной для всех ее соседей. Реформы подкреплялись развитием торговых и дипломатических отношений с Западом.

Развивается наука, искусство, наступает период расцвета государства и, если бы реформы не натолкнулись на противодействия аристократии, права которой ущемлялись, они бы привели еще к большим результатам. Но враждебность боярства приводит к опричнине.

Проводя реформы, Избранная Рада использовала традиционный механизм управления, ведущее положение оставалось у Боярской думы. Практической разработкой и осуществлением реформ занимались приказы и ближняя дума. Нововведения не принимались без участия бояр. Однако правительство Ивана Грозного не могло вполне успешно вести преобразовательное дело по той причине, что в нем не было согласия и единодушия. Но все же реформы, несмотря на некоторые отрицательные стороны, можно считать успешными.

Жестокость, террор - показатель слабости власти, ее неумения добиться своих целей обычными путями. Вместо длительной и сложной работы по созданию государственного аппарата царь Иван пытался прибегнуть к наиболее «простому» методу: «не делают – приказать», «не слушаются – казнить».

Но этот путь террора был неприемлем для деятелей Избранной Рады. Суровость и жестокость наказаний умещались в систему ценностей века: людей вешали даже по подозрению в разбое; признание добывали с помощью пыток, официально узаконенных; единственным видом тюремного заключения считалось пожизненное; от служилых людей требовалось беспрекословное подчинение, это не было атмосферой массового террора, всеобщего страха, массового доносительства.

Отсюда и вытекает сопротивление Сильвестра и Адашева тем или иным начинаниям царя и упорство в проведение в жизнь собственных предначертаний. Конфликт разрешился падением Избранной Рады».

Реформы 50-х годов подготовили страну к последующим реформам, хотя носили не повсеместный характер из-за больших денежных затрат на их проведение и медленного претворения в жизнь. Эти преобразования не только продолжали начинания предшественников, но и что-то начинали с нуля.

Таким образом, они были направлены в интересах государства и выражали интересы бояр и крупной аристократии. В основном преобразования носили положительный потенциал, так как послужили стимулом для дальнейших изменений в экономике. Но несмотря на это, некоторые области государственного управления оказались запущенными, например, дипломатия. Также боярская борьба за власть уронила ее авторитет. Но эти реформы подготовили государство к последующим преобразованиям.

Список использованных материалов

Литература

1. Дворниченко А. Ю., Ю.В. Тот, «История России», М., Проспект, 2008 г.

2. Зимин А.А., «Реформы Ивана Грозного», М., 1982г.

3. Ключевский В.О., «Краткое пособие по русской истории», М., Мысль, 1993г.

4. Ключевский В.О., «Русская история», М., 1992г.

Интернет

1. http://ricolor/historu/mn/ivgr/iv_g/