Главная              Рефераты - История

История протестантизма - реферат



План
Введение
1 Предшественники
2 Реформация
3 История протестантских конфессий
3.1 Лютеране
3.2 Кальвинисты
3.3 Англикане
3.4 Методисты
3.5 Квакеры
3.6 Баптисты
3.7 Адвентисты
3.8 Свидетели Иеговы
3.9 Пятидесятники

4 Распространение протестантизма в США
5 Протестантизм в России
6 Экуменизм


Список литературы
История протестантизма

Введение

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако История протестантизма прослеживается в более ранние века. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и в мире. Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои варианты решения духовных проблем и обеспечения религиозных потребностей верующих.

Количество протестантов в мире к началу XXI века оценивается примерно в 600 млн человек.[1]

1. Предшественники

В XIV веке широкое распространение в Англии получила проповедь Джона Уиклифа. Он выступал против папской власти, за упразднение монашества, за нестяжательство духовенства. Уиклиф перевёл Библию на английский язык. Его сторонники (лолларды) разошлись по Англии в красных одеждах, произнося зажигательные речи. За отрицание реальности присутствия Христа в ритуале причащения Уиклиф был обвинён в ереси и некоторое время провёл в тюрьме. Уиклиф написал памфлет «О Христе и его противнике Антихристе», где объявил Папу Антихристом.

Проповедь Уиклифа в следующем, XV веке стала идеологическим фундаментом гуситского движения. Ян Гус также перевёл Библию на народный (чешский) язык, тоже бурно протестовал против торговли индульгенциями и сравнивал Папу с Антихристом. Констанцский собор (XVI вселенский собор, 1414—1418) осудил ереси Уиклифа и Гуса; последний был схвачен и сожжён (1415). Даже после разгрома гуситов в Чехии сохранились тайные общества, по своей идеологии фактически протестантские (например, «Чешские братья»).

К началу XVI века в Германии широко распространилась гуманистическая идеология (Эразм Роттердамский, Рейхлин, Ульрих фон Гуттен и др.). В силу традиционных для Германии антипапских настроений она нередко содержала антикатолические элементы, часто под флагом возврата к устоям, очищения христианства и т. д.

2. Реформация

Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Глубоко верующий по натуре, он вскоре по окончании Эрфуртского университета постригся в монахи-августинцы (1505). В 1509 году занял кафедру философии в Виттенбергском университете, но затем защитил богословскую диссертацию, стал доктором теологии и перешёл на кафедру богословия. Одновременно читал проповеди в церкви и имел в этом большой успех. В 1510 году Лютер совершил деловую поездку в Рим и был потрясён тамошними легкомысленными нравами.

Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции. Этот шаг вызвал волну солидарности, поддержанную саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым и быстро распространившуюся по всей Германии. Лютера вызвали в Рим, но сторонники отсоветовали ему ехать туда. Далее из Рима последовал ряд уговоров, угроз и диспутов. На Лейпцигском диспуте в 1519 году Лютер расширил свою критику, поставив под сомнение главенство Папы и римской церкви. Его поддержал Филипп Меланхтон, будущий кодификатор протестантизма.[2]

Папский указ, запрещавший продолжать полемику, был проигнорирован. Лютер написал и издал три темпераментно написанные книги, в которых изложил свою программу:

· Сбросить с Германии папское иго.

· Отменить священство, монашество и церковное землевладение.

· Свести таинства к двум, прямо упомянутым в Евангелиях: крещение и причащение. В частности, отменить мессу и культ святых как идолопоклонство: Бог не нуждается в посредниках. Открыть свободный доступ к Библии.

· Покончить со светской властью церкви и злоупотреблениями вроде индульгенций.

Открытое противостояние началось в 1520 году. Папа издал буллу «Exsurge Domine» , в которой отлучил Лютера от церкви и предал проклятию. Курфюрст Фридрих буллу отклонил, а Лютер её демонстративно сжёг в присутствии и с одобрения профессоров и жителей Виттенберга.

Император Карл V, пытаясь уладить конфликт, созвал сейм в Вормсе (1520), пригласил туда Лютера и выдал ему охранную грамоту. Лютер поехал; вдоль дороги его приветствовали восторженные толпы сторонников. Сейм издал «Вормсский эдикт», в котором осудил взгляды Лютера и постановил сжечь его полемические сочинения. Лютер скрылся в Вартбурге, где вместе с Меланхтоном и Агриколой занялся переводом Библии. Немного позже Лютер вернулся в Виттенберг, ставший с этого момента центром Реформации. Позднее к списку городов — оплотов Реформации добавились Цюрих и Страсбург.

Многие курфюрсты присоединились к реформаторам. Карл V, занятый войной с Францией, вначале не мог вмешаться. В Германии начались мятежи и смуты, которые Лютер сурово осудил. Князья-протестанты конфисковали церковные земли. Участились погромы церквей, уничтожение католической утвари, изгнание лояльных Риму священников. Широко распространилось ожидание конца света и установления тысячелетнего царства Христа.

Сплотив своих сторонников, Лютер провёл ряд церковных реформ: удалил иконы, отменил мессу, составил новый катехизис. Пасторы теперь назначались князьями (позже — избирались), главным их занятием вместо ритуалов стала проповедь. Часть реформаторов, несогласных с его позицией, образовала автономные конфессии: кальвинисты (Швейцария, Франция, южная Германия — Цвингли, Кальвин), анабаптисты (Саксония, Томас Мюнцер). Непрестанно продолжались раздоры по разным вопросам и среди лютеран, особенно немецких со швейцарскими. В 1529 году Лютер и Цвингли встретились для примирения, но не достигли цели; Цвингли отрицал присутствие Христа в момент причастия, а Лютер в это верил.

Около 1527 года Реформация распространилась на всю Скандинавию (Густав Ваза в Швеции, Фридрих I в Дании), а вскоре, в особой форме англиканства, на Англию (1534, Генрих VIII) и Швейцарию. В Шотландии образовались пресвитерианская церковь, а также различные радикальные пуританские общины.

В 1529 году император Карл на рейхстаге добился подтверждения Вормского эдикта (действие которого было приостановлено в 1526 году); антикатолические князья выразили протест (с этого момента вошло в обиход слово «протестанты») и заключили военный союз (Шмалькальден, 1531). В 1530 году протестанты приняли написанное Меланхтоном каноническое «Аугсбургское исповедание» (28 статей); оно планировалось как компромиссная общая платформа с католиками, но Ватикан эту программу отверг. Через год Меланхтон составил «Апологию Аугсбургского исповедания», уже без оглядки на католиков, подробно прокомментированную и дополненную.

51 из 65 «имперских городов» стали протестантскими. Из германских земель Реформация победила в Саксонии, Пруссии, Померанни, Вюртемберге, Бранденбурге, Мекленбурге. В Швейцарии вспыхнула гражданская война (1531), в ходе которой был убит Цвингли, но во многих кантонах протестантизм устоял.

Карл, на этот раз занятый войной с турками, пошёл на уступки и заключил перемирие (1532), по которому протестантам разрешалось исповедовать лютеранство, но не проповедовать его. Впрочем, проповедь продолжалась, несмотря на запрет.

Встревоженный Рим начал контрнаступление. В 1540 году были основаны орден иезуитов и римская инквизиция. Тридентский Вселенский собор (1545—1563) проклял реформаторов; развернулись казни активных проповедников и даже рядовых «еретиков». Однако Реформация ширилась. Наибольший успех, помимо уже названных стран, она имела в Нидерландах, в Прибалтике, во Франции. Даже в Польше, Италии и Испании появились свои протестанты. Расширялся культ «новых мучеников веры», начиная с Яна Гуса.

В 1530-е гг. появились анабаптисты («перекрещенцы») — радикальное крыло Реформации. Они требовали крещения только в сознательно возрасте, отвергая крещение младенцев, считали государственную власть абсолютным злом, а себя объявили Божьими избранниками. Ряд идеологов требовали раздела имущества, отказа от института брака и т. д. С этой анархо-утопической общиной беспощадно боролись как католические, так и протестантские власти. Некоторое время с ними сотрудничал Мюнцер, хотя его идеология не совпадала с анабаптистской. Другие особенности анабаптистов — бескомпромиссный антитринитаризм, отвращение к военной службе. В 1534—1536 гг. анабаптисты организовали в Мюнстере (Вестфалия) коммуну с общим имуществом и многожёнством. Умеренные круги анабаптистов дали начало современным баптистам, меннонитам, квакерам и др.

В 1546 году умер Лютер. Император Карл V, поладив с турками, стянул в Германию наёмников и в нескольких сражениях разбил протестантов. Начавшаяся реакция восстановила большинство князей против Карла, и при содействии Франции император был изгнан. После двух военных кампаний Карл, чуть не попавший в плен, смирился и пошёл на Аугсбургский мир (1555), по принципу: «Чья страна, того и вера» (лат. Cuius regio, eius religio ).

3. История протестантских конфессий

Дробление протестантских конфессий происходило и происходит практически непрерывно. Только в XX веке появилоь мощное обратное течение: экуменизм (см. ниже). Далее вкратце изложена история образования крупнейших протестантских конфессий.

3.1. Лютеране

Первоначально лютеранами называли всех протестантов (в Российской империи это именование существовало фактически до революции). Самоназванием лютеран долгое время было: евангелические христиане .[3]

Многие положения Лютера были после него пересмотрены. Оформились несколько различных школ внутри лютеранства. Под давлением князей было составлено в качестве единого лютеранского канона сначала «Франкфуртское отступление», а в 1580 году «Книга согласия». Объединение лютеран было достигнуто ценой углубления разногласий с кальвинистами.

На развитие лютеранства в XVIII веке значительное влияние оказали деизм и рационализм, а также введенное в XVII веке понятие «естественной религии» . Возникли экзотические философские системы Лейбница и Христиана Вольфа, возродились антитринитарные воззрения, положено начало научной текстологии Библии. В XIX веке появилась «либеральная теология» Давида Фридриха Штрауса и его ученика Фердинанда Баура, развенчавшая множество ранее незыблемых мнений. Диапазон мнений в лютеранстве весьма широк.

Сейчас лютеран в мире около 85 млн.

3.2. Кальвинисты

Жан Кальвин родился в Нуайоне (северная Франция) в семье муниципального чиновника. Ещё в детстве принял постриг, но затем обучался в нескольких университетах, где были и лютеране. После обострения конфликта между католиками и протестантами во Франции Кальвин порвал с римской церковью и эмигрировал в Швейцарию, где быстро завоевал авторитет как теолог.

В 1541 году Кальвин был приглашён руководить церковной жизнью Женевы и задался целью превратить этот город в «Святой град». В отличие от лютеран, Цвингли, Кальвин и др. сделали попытку установить в швейцарских городах теократию с достаточно жёсткой дисциплиной. Мораль поддерживалась судебными мерами. Созданная ими церковь получила название реформатской, а во Франции её сторонников называли гугенотами. Жёсткий контроль за нравами включал обязательное посещение церкви по воскресеньям, нахождение дома после 21 часа, запрет «неприличных» танцев, одежд, причёсок и т. д. Была введена смертная казнь даже за прелюбодеяние и богохульство. В 1553 году казнили испанского эмигранта, анабаптиста Сервета (за неприятие Троицы). Основной труд Кальвина: «Наставление в христианской вере» (1559). Это классический кодекс протестантизма, охватывающий вероучение, философию, этику.

Из франкоязычной Женевы Кальвин руководил пропагандой протестантизма также и во Франции, где число гугенотов быстро росло. Центром французской Реформации стала Ла-Рошель. Здесь в 1571 году состоялся VII Национальный синод, на котором в присутствии и при участии Иоанны III, королевы Наваррской, её сына Генриха Наваррского (впоследствии король Генрих IV), принца Луи Конде, адмирала Гаспара II де Колиньи и других высокопоставленных французских гугенотов было торжественно подтверждено Галликанское исповедание. Этот главный вероучительный документ Реформатской церкви Франции, впервые принятый в 1559 году, получил с тех пор второе имя — Ла-Рошельское исповедание[4].

В Германии идеология Кальвина преобладала в основном вдоль Рейна; в восточной Европе кальвинизм приняли антинемецки настроенные протестанты. Значительное влияние кальвинизм получил в Нидерландах и Шотландии (Джон Нокс).

Варфоломеевская ночь (1572) и истребление гугенотской верхушки не помогли французским властям справиться с гугенотами. На некоторое время, после Нантского эдикта о веротерпимости (1598), установился мир, но уже в 1629 году Ришельё ограничил права гугенотов, а в 1685 году Нантский эдикт был отменён. Около 1 млн человек были вынуждены покинуть Францию. Только в 1802 году Наполеон узаконил протестантство.

Безуспешными оказались и отчаянные попытки Испании искоренить протестантство в Нидерландах, где число «мучеников веры» оценивается в 100000 человек. Были там и лютеране (Вильгельм Оранский вначале перешёл из католичества в лютеранство, и лишь потом стал реформатом), но преобладали кальвинисты. В 1609 году Испания была вынуждена признать Соединённые провинции Голландии, сохранив за собой католический юг Нидерландов (нынешнюю Бельгию).

В Великобритании кальвинизм укоренился в форме «пуританизма». Пуритане считали недостаточными реформы англиканской церкви. Начиная с Елизаветы, сменившей католичку Марию Стюарт, пуританство получило некоторый легальный статус, но притеснения кальвинистов продолжались. Центром пуритан был Кембридж. Среди них выделилось два основных направления:

· Умеренное — пресвитериане. У них были выборные пресвитеры и синоды.

· Более радикальное — конгрегационалисты (выступавшие в политической сфере как «индепенденты»), которые отменили церковную иерархию и склонялись к республиканству. Их полная легализация наступила только в XVIII веке. С 1620 года начинается массовая эмиграция конгрегационалистов в Америку, где они вскоре стали влиятельной и многочисленной конфессией.

Во время английской революции индепендентское меньшинство практически руководило армией и страной. После Реставрации приняли сначала Акт о единообразии (1559) в пользу англиканства, но в 1689 году его заменил «Акт о веротерпимости».

Широко распространившись, идеология кальвинизма оказала существенное влияние на историю человечества. Она способствовала формированию тираноборческой тенденции XVII—XIX вв. и участвовала в формировании США. По мнению Макса Вебера, именно протестантская этика кальвинизма ответственна за «дух капитализма». Современные исследователи, впрочем, в основном считают, что Вебер преувеличил эту связь: его книга адекватно описывает только эволюцию капитализма в США, да и то лишь в общих чертах.

3.3. Англикане

Реформация в Англии пошла по особому пути — реформации сверху. Основная цель была не идеологическая, а политическая: подчинение церкви государству, поэтому радикальные реформы не понадобились.

Генрих VIII, не поладив с Папой по деликатному вопросу о своём разводе (с Екатериной Арагонской), провозгласил суверенитет английской церкви (1534), утвердил себя (через парламент) её главой, распустил монастыри и монашеские ордена, отобрал в казну церковные земли и велел перевести богослужение на английский язык. Однако значительная часть католических традиций была сохранена: целибат, месса, исповедь, церковная иерархия, признание свободы воли, апостолической преемственности и др.

В последующие годы король вёл борьбу на два фронта: против «папистов» и кальвинистов-пуритан. Первые считались предателями, заслуживающими виселицы, а вторые как еретики подлежали костру. При Эдуарде VI (правил 1547—1553) пуритане были частично узаконены, традиция несколько сближена с лютеранством — в частности, отменён целибат. «Книга общих молитв» (1562) остаётся в силе по сей день, из неё исключена лишь молитва против Папы.

Как указано выше, после Реставрации был принят сначала Акт о единообразии (1559) в пользу англиканства, но после «Славной революции», в 1689 году, его заменил «Акт о веротерпимости». Вероисповедная база англикан утверждена в 1571 году («Тридцать девять статей») и тоже практически в неизменном виде дошла до наших дней. Другие протестанты считают англиканство эклектичным сочетанием несовместимых доктрин, но сами англикане уверены, что выбрали золотую середину (Елизавета писала о «среднем пути»).

Из прочих особенностей англиканской церкви надо упомянуть абсолютную лояльность трону как религиозный долг. 24 старших епископа — члены палаты лордов. Веротерпимость долгое время не распространялась на католиков: Джон Локк доказывал, что атеист — угроза для нравственности, а католик — для государства. Попытка Якова II легализовать католицизм закончилась его свержением.

Внутри англиканства происходила борьба различных школ, но никаких притеснений и попыток установить ортодоксию не было. Если высшее духовенство, т. н. «Высокая церковь», выступали за дистанцирование от континентальных протестантов, то значительным влиянием пользовалась более близкая к кальвинистам «Низкая церковь», политически поддерживавшая вигов. Вскоре образовалось объединительное течение «Широкая церковь».

В XIX веке монастыри были восстановлены. Во второй половине XX века англикане и католики объявили о сотрудничестве.

Сейчас англикан около 70 млн, из них в Англии — 26 млн, в США — примерно 2,4 млн. Национальные церкви других стран автономны, но входят в «Англиканское Сообщество». Вероисповедная основа: упомянутые выше 39 статей. Сообщество проводит Ламбетские конференции и (раз в 5 лет) пан-англиканские конгрессы, решения которых имеют рекомендательный характер. Активно отстаивают экуменизм, с 1994 г. в Великобритании разрешили женское священство (в США, Канаде и Новой Зеландии — ещё раньше, в 1980-е гг.), что затруднило сближение с католиками.

3.4. Методисты

Основателем данного течения стал Джон Уэсли (1703—1791), сын англиканского пастора. Он создал (вместе с младшим братом Чарльзом) общину, прозвище «методисты» они получили за регулярную благотворительность. Вскоре оба брата стали священниками. Община быстро росла, к концу жизни Уэсли насчитывала около 134000 членов. Организационно это чисто протестантская конфессия, но вероучение у неё в некоторых отношениях довольно близко к католическому. В 1785 году, ещё при жизни Уэсли, наступил разрыв общины с англиканством. В 1932 году было объявлено о создании единой «Методистской церкви», отношения её с англиканской вполне тёплые.

Методисты вели чрезвычайно активную проповедническую деятельность. Большой успех она имела в Америке; в 1939 году там возникла объединённая Методистская церковь, одна из самых влиятельных в США (сначала негры состояли в отдельной церкви). Значительные общины методистов имеются в Ирландии, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Всего число методистов на конец XX века оценивается в 50 млн. В США методистов около 15 млн, из них 10 млн входят в Объединённую методистскую церковь.

Верующие методисты, по степени святости, делятся на несколько разрядов. Другое отличие от англиканства: широкое участие мирян в церковной жизни. Ведётся активная социальная и благотворительная деятельность, церковь выступает с экуменических позиций.

В России методистские общины появились в 1907 году; их деятельность была разрешена в 1913—1923 гг., затем запрещена и вновь разрешена в 1991 году. В СССР была только одна разрешённая властями Методистская церковь Эстонии. С 1992 года действует Российская объединённая Методистская церковь.

В 1860-х гг. от методистов отделилась группа, создавшая позднее чрезвычайно активную организацию под названием «Армия спасения» (1878); они охотно работали с самыми отверженными членами общества. Члены этой общины(«салютисты») встречаются на всех континентах, число их миссий («постов») в мире примерно 20000.

3.5. Квакеры

Распространённое название конфессии происходит от англ. quakers — трепещущие, самоназвание: «Общество друзей». Их численность невелика (в США — порядка 200000, в Европе — примерно 25000), но они широко известны активной благотворительностью. Основатель — проповедник Джордж Фокс (1624—1691).

Квакеры исповедуют всеобщее братство, ни перед кем не снимают шляпы, обращаются только на «ты», носят одинаковые одежды, осуждают развлечения, не признают никаких обрядов (даже крещения), отвергают воинскую повинность, судебную присягу и вообще судебную процедуру. Любовь к ближнему, по их убеждению, должна проявляться в делах, поэтому они чрезвычайно деятельны. Иерархии нет никакой, хотя выделяются моральные авторитеты («старейшины»). Молитвы проходят в полной тишине. Есть ежемесячные собрания, решения принимаются консенсусом. Библейские предания понимаются как аллегории. Основа их этики: в каждом человеке есть частица Бога («внутренний свет»), к которому надо прислушиваться; убийство человека не может быть оправдано никакими соображениями.

Ученик Фокса Уильям Пенн (1644—1718) основал в Америке Пенсильванию. В США община быстро разбогатела. Квакеры США боролись против рабства, проповедовали универсальный гуманизм и пацифизм. Позднее американская община распалась на ряд независимых организаций; некоторые из них установили у себя духовенство. Другим квакерским штатом считался Нью-Джерси.

Квакеры долгое время подвергались жестоким преследованием в разных странах за отказ от воинской службы и «неуважение к суду».

3.6. Баптисты

Основатель конфессии — англиканский священник и богослов Джон Смит (1565—1612). Под влиянием конгрегационалистских идей он порвал с англиканством и основал в Гейнсборо отдельную общину. Под давлением властей Якова I община вынуждена была эмигрировать в Амстердам, где сблизилась с меннонитами.

В Голландии Смит составил свой символ веры и заново крестил всех членов общины, включая себя; отсюда название «баптисты» («крестители»). Смит считал, что после правильного крещения человек обретает святость. Крещение младенцев запрещается.

После смерти Смита (1612) община вернулась в Англию (в Лондон) и согласовала «Декларацию веры», действующую до наших дней. В отличие от других протестантов, баптисты вначале отвергали предопределение и верили, что у каждого есть шанс спастись. В 1644 году к ним присоединилась община Джекоба-Спилберга, близкая к конгрегационалистам, в том числе частично признававшая предопределение.

Вскоре репрессии против баптистов вынудили значительную их часть переселиться в Америку. В годы Английской революции число баптистов в Англии и их влияние заметно выросли.

Акт о веротерпимости 1689 г. снял все ограничения; вскоре была создана Генеральная Ассамблея баптистов, объединившая 107 общин. С обретением США независимости была резко расширена миссионерская деятельность баптистов, особенно среди негров. В наши дни это одна из самых массовых протестантских конфессий — около 43 млн верующих в 200 странах, больше всего — в США. Американская община всегда выступала против рабства и активно действовала среди негров; сейчас 3/4 верующих негров США — баптисты. Баптистом был, например, Мартин Лютер Кинг.

С конца XIX века первоначальная идеология баптизма размывается. В работы теологов проникают антитринитаристские идеи, в общину допускаются верующие без второго крещения. Прежде единая конфессия раскололась на «общих» и «частных» баптистов, затем появились несколько автономных церквей с различными вариациями баптистского вероучения: Баптистская церковь Христа, Баптисты седьмого дня и др.

В 1905 году состоялся I Всемирный конгресс баптистов, где был создан Всемирный союз баптистов. Сейчас он объединяет около 200 национальных союзов.

3.7. Адвентисты

В 1830-х годах, под влиянием проповедей баптиста Уильяма Миллера (1782—1849), многие верующие США ожидали скорое Второе пришествие; их стали называть адвентистами, от лат. adventus — пришествие. Миллер назначил конец света на 1843 год; затем эта дата многократно переносилась. Сторонники идеи оформили новую общину в 1845 году. Вероучение адвентистов почти повторяло баптистское, дополненное положениями о скором Втором пришествии.

В 1863 году от общины отделилась «Церковь адвентистов Седьмого Дня» (АСД), которую возглавили Джеймс и Эллен Уайт. Они почитали субботу вместо воскресенья, разработали подробное учение о 1000-летнем земном рае после Пришествия. Миссионерская активность адвентистов была исключительно велика, для этого ввели специальный налог на верующих. В результате численность адвентистов вне США уже вдвое превысила численность американской общины. Всего число адвентистов в мире оценивается в 6,4 млн.

Особое внимание адвентисты уделяют поддержанию тела в физической и нравственной чистоте; верующим запрещены алкоголь, табак. Большинство адвентистов — вегетарианцы. АСД основала множество приютов и больниц.

3.8. Свидетели Иеговы

Сами «Свидетели Иеговы» не относят себя к протестантам [5], поскольку во многих принципиальных вопросах их позиция отличается от позиции протестантских конфессий. В отличие от протестантов, Свидетели Иеговы:

· отвергают учения о триединстве Бога, адских муках, бессмертии души;

· не пытаются реформировать, или изменить, другие религии. Их задача — помогать отдельным людям познакомиться с Богом и его Словом, Библией (Колоссянам 1:9, 10).

Основателем этой необычной для протестантства конфессии стал Чарльз Рассел (1852—1916), сначала пресвитерианин, потом адвентист. Порвав и с адвентистами, он объявил, что в 1874 году начнётся Второе пришествие, но оно будет невидимым, а в 1914 году грядет Тысячелетнее царство Христа. Эти идеи он пропагандировал в проповедях и брошюрах, а в 1879 году начал выходить журнал «Сторожевая башня». Когда 1914 год прошёл, он объявил, что эта дата относится к началу Армагеддона — Сатана низвергается на Землю и тем самым плодит на ней зло. Битва Армагеддона произойдёт на территории США.

В 1931 году на общем съезде в городе Колумбус (Огайо) было решено именовать общину «Свидетелями Иеговы». Главой конфессии считается Иисус Христос, непосредственное руководство организацией осуществляет Руководящий совет — коллегия из старейшин.

Свидетели Иеговы придают особое значение «истинному имени Бога» Иегова , Иисус у них — не ипостась Бога, а сотворён Иеговой, будут воскрешены к небесной жизни только 144 000 избранных, прочие верующие будут в земном раю, а нераскаявшиеся грешники погибнут навеки. Свидетели Иеговы воздерживаются от крови, не употребляя её пищу и заменяя переливание крови альтернативными методами лечения, отказываются от военной службы, сторонятся экуменизма.

Численность Свидетелей Иеговы в 1993 году оценивалась в 4,7 млн, из них четверть — в США. По их собственным оценкам, численность активных членов конфессии в 2008 году составила около 7 млн.

3.9. Пятидесятники

В начале XX века среди методистов США наблюдалось несколько случаев, напоминающих описанный в «Деяниях», когда апостолы в день Пятидесятницы заговорили на неведомых языках. Пастор Чарльз Пархэм счёл это «третьим благословением» — крещением Св. Духом — и стал проповедовать в южных штатах. К нему присоединились неофиты из других общин, и в 1914 году была основана новая конфессия, самоназванная «Ассамблея Бога».

Часть верующих-антитринитариев вскоре откололась, но в 1945 году вновь воссоединилась в рамках Объединённой международной церкви пятидесятников. Миссионерство интенсивное, отношение к экуменизму скорее отрицательное. Численность пятидесятников в мире оценивается в 40-60 млн, из них в США около 6 млн.

4. Распространение протестантизма в США

Начальные этапы американского протестантизма подробно описал Коттон Мэзер (1662—1727) в своей книге «Великие деяния Христа в Америке, или Церковная история Новой Англии» (1702). Началом английской колонизации в Америке считается 1620 год, когда корабль «Мэйфлауэр» доставил в Вирджинию «отцов-пилигримов». На борту этого корабля был подписан «Ковенант» (завет, договор) о гражданском и политическом единстве, а также провозглашена главная цель: распространение христианства. Центром пуритан стал Бостон.

Протестантские поселения на восточном побережье быстро росли, жизнь в них регулировалась идеологией общины, составляющей большинство; нарушителей рассматривали как еретиков, их изгоняли, бичевали, отрезали уши, в ряде случаев даже казнили. Общее недоброжелательство вызывали квакеры за их «анархизм», баптисты и католики; любопытно, что многие католики из-за преследований в Англии тоже были вынуждены эмигрировать в Новый свет, где расселились в штате Мэриленд и выступали с необычными для католиков требованиями веротерпимости.

Многие протестантские идеологи рассматривали свои общины как «Новый Израиль», избранный Богом после Второго Исхода для святости. Библейские указания, даже ветхозаветные, возводились в непререкаемую норму. Огромное внимание уделялось образованию, особенно воскресным школам для детей. Уже в 1636 году был основан Гарвардский колледж, первоначально — для подготовки богословов; было открыто множество публичных библиотек. К 1760 году колледжей было уже шесть.

Новые идеи в развитие американского протестантизма внёс Роджер Уильямс (1603—1683), убеждённый сторонник свободы совести, противник всякого принуждения и религиозного единообразия. Себя он называл «искатель» (seeker ). Приговорённый к изгнанию и чуть не замёрзший в дороге, он был спасён индейцами. Уильямс основал колонию Провиденс, которая стала убежищем для баптистов и других религиозных диссидентов. Со временем колония заняла весь остров Род-Айленд и стала самым маленьким штатом США; Уильямс стал её первым губернатором. В 1647 году был утверждён свод законов штата, и впервые в мире были провозглашены неограниченная свобода совести (включая католиков и евреев) и принцип «разрешено всё, что не запрещает закон».

В 1691 году Вильгельм III Оранский издал хартию, отменившую все действовавшие в американских колониях религиозные ограничения гражданских прав (кроме католиков). К этому времени относится и пресловутый процесс «салемских ведьм» (1692) над 150 обвиняемыми, в основном женщинами. В результате 19 человек были повешены, один побит камнями, несколько заключённых умерли в тюрьме. Сомнения в правильности обвинений росли, и в 1697 году судьи признали свою ошибку. В 1702 году решение суда было признано незаконным.

Как хартия короля, так и салемский процесс способствовали прекращению веры в создание «государства святых». К середине XVIII века она уступила место тезису о том, что все люди имеют одинаковые шансы на спасение (движение «ривайвелизма»). Конгрегационализм и англиканство постепенно теряли позиции в колониях; этому способствовала интенсивная эмиграция лютеран из Германии и Скандинавии, католиков из Ирландии и др., а также умелая миссионерская деятельность методистов и баптистов. Однако общая мессианская тенденция рассматривать США как избранную Богом страну нового Израиля сохранилась до наших дней.

При всём разнообразии религиозной карты США, протестантизм доминирует; более того, католицизм, англиканство и даже иудаизм в США приобрели некоторые черты сходства с протестантизмом. Например, англикане в 1780-х гг. основали Протестантскую епископальную церковь США с широким представительством мирян и упрощённым богослужением.

Оценка численности крупных протестантских конфессий в США (2007 г.):

Баптисты ............ 30 млн Методисты ........... 15 млн Лютеране ............ 8 млн Пятидесятники ....... 6 млн Пресвитериане........ 3,6 млн Адвентисты .......... 2,1 млн Конгрегационалисты .. 2 млн в Объединённой церкви Христа Свидетели Иеговы..... 1,2 млн Квакеры ............. 200 тыс

5. Протестантизм в России

Первые протестантские (немецкие) общины появились в России ещё при жизни Лютера (при царе Василии III). И в дальнейшем московские цари предпочитали приглашать в Россию протестантов, а не католиков; всем им гарантировалась полная свобода вероисповедания (хотя в выписке Посольского приказа (1695) говорилось, что «люторы и кальвины… отстоят еретичеством своим от восточного благочестия дальше католиков»). Всем иноверцам ставилось жёсткое условие: не пытаться обращать православных в свою веру; попытки миссионерства карались с крайней жестокостью (обычно костром).

Протестанты стали массовой общиной в России с присоединением Прибалтики и Польши, а в XIX веке — Финляндии. В конце XVII века в Москве были 3 лютеранские церкви и одна реформатская; вскоре кирхи и протестантские школы появились в Астрахани, Архангельске и др. крупных торговых городах. Начиная с Петра I, делами российских иноверцев ведал Синод (позднее — Юстиц-коллегия). Им дозволялись браки с православными при условии, что дети будут воспитываться в православии. При Екатерине II поощрялось расселение немцев в Саратовской и Самарской губерниях. В 1817 году было создано Министерство духовных дел и народного просвещения.

В 1832 г. Николай I утвердил Устав протестантских церквей в Российской империи. По уставу, общины избирали высший совет (конвент ), следивший за соблюдением религиозных и государственных законов. Правовое положение пастора приравнивалось к дворянскому, часть его жалованья шла из казны.

Все вероучения делились на 4 класса: православие, другие христиане, раскольники, нехристиане. Второй класс (инославные), в свою очередь, особо выделял официально признанные конфессии (лютеране, англикане, реформаты), прочие назывались просто «сектами», причём среди них выделяли «особо вредные секты» (в первую очередь баптистов). С ходом времени в России появились и собственные неправославные общины (хлысты, скопцы, духоборы, молокане, штундисты и др.), вероучение которых местами было близко к протестантскому. «Сектантов» власти беспощадно притесняли. Свод законов Александра II подтвердил запрет на миссионерство, отчего особенно страдали российские баптисты. Распространение баптизма в империи особенно усилилось во второй половине XIX века. К 1910 г. число баптистов в России, по их собственным оценкам, выросло до 100000.

Только 17 апреля 1905 года Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости», по которому отпадение от православия перестало быть уголовным преступлением. Всего в 1912 году протестанты составляли 4,85 % всего населения России; в Петербурге их было намного больше: 12,59 %, а число крупных протестантских храмов в столице достигло 22.

В 1914 году, в связи с началом войны, резко усилились антинемецкие настроения. Многие немцы-протестанты уехали на историческую родину. В советское время протестантские общины подвергались гонениям.

По официальным данным министерства юстиции России, на 1 января 2003 года в России зарегистрировано около 5 тыс. протестантских церквей; предполагается, что примерно такое же количество незарегистрированных. Активных членов церквей более 1 млн. человек.[6]

6. Экуменизм

Идея всемирного единства христиан, их сплочения во Вселенскую церковь вызывала интерес уже в XIX веке, когда были созданы первые межконфессиональные объединения — молодёжи, женщин, библейские общества и др. Особый успех имели миссионерские объединения. В 1875 году был основан Всемирный союз реформатских церквей; их примеру последовали методисты, лютеране и другие.

Широчайший размах экуменизм приобрёл в начале XX века, особенно после I мировой войны. В 1910 году в Эдинбурге состоялась Всемирная миссионерская конференция, учредившая два экуменических комитета. В 1925 году в Стокгольме прошла Международная христианская конференция. Сторонники экуменизма призывали преодолеть последствия расколов: V век (арианство), XI век (схизма), XVI век (протестантство) и др. В области светской жизни они выступали против войны, за традиционные христианские идеалы. Католики до II Ватиканского собора не принимали участия в экуменическом движении. РПЦ участвовала в конференции 1925 г. в качестве наблюдателей.

В 1948 году в Амстердаме состоялась Ассамблея, объявившая о создании Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) из 147 религиозных общин и организаций. Туда вошли такие авторитетные организации, как Международный миссионерский совет, Всемирный совет по христианскому образованию, «Жизнь и деятельность», «Вера и церковное устройство» и др. Ассамблеи ВСЦ собираются раз в 7 лет. Штаб-квартира ВСЦ находится в Боссе (Швейцария), близ Женевы. В 2007 году в ВСЦ было 337 членов. Кроме информационной и миссионерской, ВСЦ ведёт широкую благотворительную и социально-политическую деятельность, выступает за права женщин на священство.

III Генеральная Ассамблея ВСЦ (Нью-Дели, 1961) приняла общий вероисповедный базис: «ВСЦ есть братство церквей, признающих Господа нашего Иисуса Христа Богом и Спасителем». Главная цель ВСЦ — способствовать христианскому единству путём живых и братских контактов между независимыми церквами. В этом же 1961 году в ВСЦ вступила Русская православная церковь; её примеру последовали Грузинская, Армянская, Болгарская и Румынская церкви.

Папа Пий XI осудил экуменизм (1928). И сейчас католическая церковь не входит в ВСЦ (хотя присутствует как наблюдатель на Ассамблеях), однако декларирует доброжелательное отношение к нему и к протестантизму вообще. В 1966 году папа Павел VI дружески принял архиепископа Кентерберийского; состоялись несколько визитов пап в штаб-квартиру ВСЦ. II Ватиканский собор (1962—1965) после жарких дебатов одобрил начало официального сотрудничества с ВСЦ. Представители Рима даже участвовали в праздновании юбилея Реформации (1970) и 500-летия Лютера (1983). Многие теологи заявляют, что безразличие к религии — сейчас общий и главный враг всех конфессий, и во имя борьбы с ним необходимо сплочение.

· Категория:Деятели протестантизма

· Категория:Реформация

· Реформация в Англии

· Реформация в Нидерландах

· Реформация в Швейцарии

· Реформация в Шотландии

· Реформация во Франции

· Протестантизм в России

· Категория:Баптизм в России

· Категория:Лютеранство в России

Литература

8.1. Труды основоположников

· Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М.: РГГУ, 1997—1999.

· Книга согласия. Вероисповедание и учение лютеранской церкви. Duncanville: World Wide Printing, Минск: Фонд «Лютеранское наследие», 1998.

8.2. Научные исследования

· Гараджа В. И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971.

· Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.

· Никонов К. И., Тажуризина З. А. Протестантизм // История религии. В 2 томах, том 2. М.: Высшая школа, 2004.

· Очерки истории западного протестантизма. М.: Институт всеобщей истории РАН, 1995.

· Ревуненкова Н. Протестантизм. СПб.: Питер, 2007, ISBN 978-5-469-0165. 224 с.

· Чанышев А. Н. Протестантизм. М.: Наука, 1969.

Протестантизм в России

· Васильева О. Современный русский протестантизм: в поисках себя. Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium». Выпуск 33. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. C. 96-100.

· Филатов С., Струкова А. От протестантизма в России к русскому протестантизму. «Неприкосновенный запас» №6(32) (2003).

Ссылки

· История европейской Реформации. Конспект лекций по истории Западных Конфессий для IV курса Киевской Духовной Академии.

· Каретникова М. С. История протестантизма в России.

· Савинский С. Н. Российское протестантство.

Список литературы:

1. Распределение протестантов по регионам мира.

2. Христианство. Энциклопедический словарь, том 1, статья АУГСБУРГСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ. М., 1993.

3. Смирнов М. Ю. Реформация и протестантизм: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 197 с.

4. Леоненкова И. Р. Галликанское исповедание // Православная энциклопедия . — М.: 2003. — Т. 10. — С. 372-373. — ISBN 5-89572-010-2.

5. "Сторожевая башня возвещает царство Иеговы", 1 ноября 2009, стр. 19, рубрика "Читатели интересуются", статья "Являются ли Свидетели Иеговы протестантами?". (c) 2009, Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. Все права сохраняются

6. Из истории российских протестантских церквей.