Главная              Рефераты - История

Караханидский каганат - реферат

Содержание

Введение.

Глава1: Характерные черты и особенности культурного наследия эпохи Караханидов.

1.1 Распространение ислама при Караханидах.

1.2 Значение Великого Шелкового пути в культуре Караханидов.

1.3 Города и городская культура в Х-ХIII веках.

1.4 Памятники материальной культуры эпохи Караханидов.

Глава 2. Наука и литература в Караханидском государстве.

2.1 Влияние Саманидов на культуру Караханидского государства.

2.2Выдающиеся деятели культуры эпохи Караханидов

Заключение

Список используемой литературы.

Введение

Караханидский каганат- первое тюркское государство Средней Азии, возникшее в середине Х века на территории Семиречья и части Восточного Туркестана. Значительные сдвиги и изменения, произошедшие в политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни страны, заставляют выделить время Караханидов в особый исторический период.

Особый интерес караханидское время представляет в области культуры, науки и искусства. В это время идет процесс взаимослияния, взаимообогащения кочевой тюркской и оседлой таджикской культуры. Причем в масшатабах беспрецедентных.

В эпоху Караханидского государства наибольшего влияния достиг ислам, который впоследствии стал государственной религией Караханидов.

Для Средней Азии Караханидский период - время расцвета градостроительства и городской культуры.

В этом специфика и значение караханидского периода для истории народов Средней Азии и Южного Казахстана.

Караханидский период в истории Средней Азии и Юго-Восточного Казахстана и в наши дни остаётся одной из самых сложных и малоизученных проблем среднеазиатской и казахской медиевистики.

Отдельной монографии, посвященной именно культуре государства Караханидов к сожалению нет. В основном все существующие исследования по истории Караханидов посвящены в частности политической истории этого государства.

Целью данной работы является анализ культурного развития эпохи Караханидского государства.

Достижение этой цели через решение следующих задач:

1. Изучение историографии проблемы

2. Ознакомление и анализ памятников культуры Караханидов

3. Выявление общего и особенного в культуре Караханидов

Хронологически данная работа охватывает период с сер.Х века до начала ХIII века, когда на территории Семиречья и части Восточного Туркестана существовало Караханидское государство.

Глава 1: Характерные черты и особенности культурного наследия эпохи Караханидов

В середине Х века на территории Семиречья и части Восточного Туркестана возникло государство Караханидов - первое тюркское мусульманское государство в Центральной Азии.

Образование государства Караханидов связано с политическими событиями, происходившими на обширной территории от Семиречья до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке, а так же с распадом Карлукского каганата.

Наибольшую роль в образовании и ранней истории Караханидского государства сыграли племена карлукской конфедерации, куда наряду с карлуками входили чигили и ягма. Именно эти племена составили основное ядро Караханидского государства.

1.1 Распространение ислама при Караханидах

Историческая традиция называет родоначальника Караханидской династии Бильге Кюль Кадир-ханом, который по сообщениям Гардизи, принял в 840 году титул кагана.

Основателем же Караханидского государства считается внук Бильге Кюль Кадир -хана, сын Вазир Арслан - хана Сатук Богра -хан.

Годы правления Сатука Богра -хана (915 - 955) сыграли очень большую роль в истории Караханидского государства, как в политическом, так и в культурном отношении. Так как с его именем связан один из важных моментов в культуре Караханидов - это распространение ислама.

В Х веке связи между "Миром ислама" (особенно его северо-восточным форпостом - государством Саманидов) и тюркской кочевой степью были сложившимися и традиционными. Это и стало одним из следствий того, что ислам начал проникать в кочевую степь.

Ранняя история Караханидов освещена в источниках неполно, и сведения носят в основном полулегендарный характер. Тем не менее, через легенды, переданные поздними мусульманскими авторами, можно восстановить общий ход событий, мотивы и характер исламизации, и её значение.

Сатук, как это видно из преданий, рано осиротел и воспитывался в Кашгаре при дворе своего дяди Огульчака. В свои двенадцать лет Сатук был мальчиком "совершенной красоты, природного ума, чистоты помыслов, здравого разумения и понимания, чего не было у царевичей до него. Однажды он видел, как люди из Бухары совершают намаз и спросил Насра ас-Самани, что они делают. Тот поспешил разъяснить ему основы мусульманства. Проповедь саманида и наблюдения за жизнью мусульман заставили Сатука глубоко задуматься о религии и вынести свое первое суждение: "И как же достойно поклонение это божество, и как прав этот пророк в том, что следовали за ним" .

В распространенных в Восточном Туркестане, Средней Азии и Казахстана дастанах о Сатуке Богра- хане, его личность окружена ореолом святости. Миссия кагана среди тюрков была предопределена свыше: во время миграджа пророк Мухамед в присутствии ангела Джабраила лично разговаривал с духом будущего Сатука. Приводятся и другие мистические сюжеты. Первый урок ислама тюркский принц получил в юном возрасте во время охоты. Сатук отделился от друзей, догоняя зайца. Заяц будто бы обернулся старцем, святым Хизром. Хизр был первым, кто проповедал ему истину ислама. В варианте сказаний, приведенных Чоканом Валихановым, Караханидского хана обратил в мусульманство саманидский проповедник, Ходжа, благочестивый ученый и торговец Абунаср ас-Самани. Самани юыл глубоко верующим человеком, однажды ему принился пророк Мухаммед, сообщивший ему радостную весть о том, что на него возлагается почетная миссия обращения в ислам Сатука в Туркестане, будущего воителя за веру, но "покоя в образе неверного". По приказу Пророка "Восстань. Он родился. Иди и ищи". Абунаср Самани -Ходжа отправляется в Туркестан и находит в Кашгаре Сатука. Вполне возможно, что наряду с саманидским царем на мировоззрение Сатука оказали влияние и другие личности - ученые, суфии.

В мусульманской историографии часто приводится следующий сакральный сюжет из жизни Сатука Богра-хана. Ему приснился вещий сон: с неба спустился человек и сказал ему по - тюркски: "Прими ислам! Ты будешь благополучен в этой жизни и в будущей!". Согласно комментариям среденевековых историков, именно это послужило толчком к принятию судьбоносного для хана и всей страны решения. Описаниями различных предсказаний, сновидений весьма богаты средневековые хроники. "Вера в предопределенность исторических событий была распространена в арабо-мусульманском мире". Правдоподобность необычного сна Сатука Богра-хана нельзя исключать. Вполне естественно, когда монархи, напряженно размышляют в своем "дневном" сознании над судьбами страны, подталкиваемые ходом обстоятельств принятию какого то важного исторического решения, вдруг получает "ответ" в своих сноведениях, либо в какой то другой иррациональной форме.

Обращение в ислам вождя тюрков было подготовлено всем ходом событий, духовных ситуаций, обстоятельств его жизни. Наконец он услышал приказ - откровение своего высшего "я" во сне. Состояние Сатука имело сходство с духовными исканиями русского князя Владимира:'ebадимира:f0 видел превосходство христианства, видел необходимость принять его, хотя по очень естественному чувству медлил, ждал случая, ждал знамения".

Став мусульманином, Сатук, боясь вызвать гнев своего дяди и других соплеменников, скрывал свою веру и изучал религию тайно (до 25 лет). Когда возникли благоприятные обстоятельства он повел борьбу против Огулчака и, став каганом, осноал Караханидское государство. Сатук имел второе мусульманское имя Абд аль-Керим. Во всех легендарных версиях можно выделить реальное ядро: Сатук был первым Караханидским правителем принявшем ислам (примерно после 943 года), исламизация происходила мирным путем через культурное влияние саманидского государства.

В кашгарских преданиях Сатук Богра-хан именуется Сатуком Богра-ханом-гази (т.е. борцом за веру). Естественно, что язычники стремились взять реванш, и кагану приходилось идти газаватом до Турции и Комула, о чем говорят: "обширные места религиозныз побоищ около Хотана, а так же между Яркендом и Янысаром, называемые шайдан (шахидан - место успокоения мучеников).

В дастане "Сатук Богра-хан" тюркский правитель восхваляется за свои подвиги: он поражал "неверных" своим чудесным мечом, удлинявшимся в сорок раз. Умер каган в возрасте 96 лет и был похоронен в селении Артуч (к северу от Кашгара). В Семиречье и Восточном Туркестане его почитали как святого, способного приходить на помощь и благославлять тех, кто посвящает себя религиозному служению. Так, легендарный каган считался духом - покровителем известного суфия Ходжа Мухаммада Шарифа, родом из Сайрама, проповедовавшего ислам в Восточном Туркестане ."Я слышал от дервишей, что обращение к его духу приносит великую благодать", - пишет о Сатуке Богра-хане Мухаммед Хайдар Дулати .

Усилиями потомков Сатука Богра-хана ислам ещё более укрепляется среди тюрков. При сыне Сатука Мусе, унаследовавшем престол в 955 году, ислам был объявлен государственной религией каганата (960 год). Массовый переход населения Семиречья в мусульманство произошел при нем около 960 года. Об этом свидетельствуют слова Бартольда: "Принятие ислама в 960 году... многочисленным (200000 шатров) турецким народом". Это событие стало судьбоносным в истории Центральной Азии.

Муса Арслан хан носил пышный титул "Шихаб ад-дауля ва захир ад-да ва" ("Свет державыи опора призыва к вере"). Он вел религиозные войны с язычниками, отголоски которых есть в песнях, собранных в "Диван лугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари.

К массовой исламизации тюрков в Караханидском государстве прямое отношение имели проповедники из Средней Азии и Ирана, развернувшие активную деятельность, пользуясь поддержкой тюркских государей. Абул Хасан Мухаммед б. Суфьян аль-Келимати, родом из Нишапура (северо-восточного Ирана), покинул Иран в 951-952 годах. Несколько лет он провел в Бухаре, потом по приглашению перешел на службу к "хану ханов" Сатуку и умер при его дворе раньше 961года . Есть все основания связывать духовные события 960 года с деятельностью среди карлуков другого проповедника ислама Абул Хасана Саида Хатима ас-Усбаникати, который "ушел в страну тюрков" ранее 990 года.

При Караханидах завершилась мусульманизация населения Семиречья и Южного Казахстана. С Х века абсолютно господствует мусульманский погребальный обряд. В городах обязательной постройкой становятся мечети. Остатки наиболее ранней мечети раскопаны на городище Куйрук-Тобе, отождествленное с Кедером и относятся к Х веку. Аль-Макдиси описывает города Исфиджаб, Тараз, Мирки, Кулан, Атлах как типичные мусульманские города и подтверждает наличие в них мечетей.

Когда Караханиды пришли в Мавераннахр в качестве завоевателей (90-е годы Х века), несмотря на то, что по языку и этническому происхождению они сильно отличались от представителей правящей саманидской династии и местного населения, им не было оказано серьезного сопротивления именно потому, что новые завоеватели были мусульманами. Разумеется, сказался и фактор внутренних политических противоречий в государстве, когда тюркские военачальники в союзе с духовенством находились в оппозиции к центральной власти. Население Бухары чувствовало себя усталым от последних представителей саманидской династии, которые утратили благородство и благочестие своих предков. В отличие от них, Караханиды действительно были более набожны, не пили вино. Как это свойственно вообще новообращенным, они старались исполнять религиозные правила. Объективно характеризовал караханидских каганов В.В. Бартольд: "в глазах Караханидов религия не была только орудием для поддерживания господства; правила религии признавались обязательными и для государей, которые, как мы видели, воздерживались от употребления вина. Очень вероятно, что под влияние религии некоторые из этих властителей проникались искренним желанием осуществлять идеал справедливого царя". Поэтому народ Мавераннахра предпочел иметь правителями караханидских тюрков.

Некоторый упадок культуры, связанный с политическими переменами, эмиграцией группы ученых - сторонников Саманидов на юг, тем не менее не означал, что караханидское завоевание нанесло ущерб цивилизации Мавераннахра. Разрушений, насилия почти не было. Новые завоеватели оставили без изменения прежнее государственное устройство, культурные традиции и сами принялись содействовать общественному прогрессу. Караханидам помогали в управлении те же ученые и чиновники, которые служили Саманидам. Остались должности хакимов, раисов и т.д. Делопроизводство велось в основном на арабском и тюркских языках . Сразу же были установлены самые тесные контакты с духовенством. "При Караханидах имамы, сейды, шейхи, садры стали авторитетными как никогда".

О перврм завоевателе Мавераннахра Харуне Богра-хане б. Сулеймане рассказывается как о покровителе ислама, ценившем ученых. "Богра-хан был религиозным, добрым, справедливым, хорошего нрава, любил ученых и преданных религии, почитал и одарял их. Он любил, чтобы его называли маула (клиентом) посланника Божья". Другой караханидский правитель Арслан-хан Ахмед был очень привязан к суфиям. Возле него находился бухарский шейх Хасан б. Юсуф ал-Бухари ас-Самани, носивший прозвище Немед-пуш ("одетый в войлочную одежду") - подвижник, аскет, питавшийся только овощами. Каган называл шейха отцом .

Караханиды усвоили исламскую мудрость о том, что "самые великие и наидостойнейшие цари имели обыкновение держать при себе мудрых людей, наимудрейших своего времени; они были над ними как бы блюстителями нравов". Каганы окружали себя "людьми сердца" (суфиями, философами, учеными) и обращались к ним за советом, как лучше устроить государство. Идеальным примером этого является великий ученый, мыслитель, живший в эпоху Караханидов, Юсуф Баласагуни, который имел должность хасс-хаджиба (главного камергера) при дворе караханидского кагана Тавгач Богра-хана.

1.2 Значение Великого Шелкового пути в культуре Караханидов

Особую роль как в распространении ислама, так и непосредственно в самой культуре Караханидов сыграл Великий Шелковый путь. В трудах арабских авторов IХ-Х веков особенно Кудама ибн Джафара и ибн Хордадбеха содержатся очень богатые сведения о Шелковом пути, проходившем по Средней Азии. В связи с объединением владений карлуков и большей части владений Саманидов, это дорога при Кара только функционировала, но и расширялась.

Шелковый путь начинался в Багдаде, шел через Мерв, Амул, Бухару и Замин. В Замине он разветвлялся на два направления: Южное (Ферганское) и Северное (Шашско-Тюркское).

По Шелковому пути, наряду с товарами, культурными образцами и эталонами прикладного искусства, архитектуры, настенной живописи по странам Востока и Запада распространялось искусство музыки и танца, зрелищные представления, своего рода "эстрада" среденевековья.

Значение Великого Шелкового пути в распространении религиозных идей непреходяще. Именно по его трассам различные миссионеры "несли" свою веру в заморские страны. Из Индии в Среднюю Азию и Восточный Туркестан пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии - христианство, а затем ислам.

1.3 Города и городская культура в Х-Х III веках

Благодаря Великому Шелковому пути, города Южного Казахстана, Семиречье и Восточного Туркестана в эпоху Караханидов стали процветающими центрами торговли, ремесла и культуры.

Самым крупным городом и одним из центров Великого Шелкового пути в Чуйской долине являлся город Баласагун - одна из столиц Караханидского каганата. Вопрос о местонахождении его остаётся ещё спорным. Баласагун впервые упоминается в сочинении ал-Мукаддаси. Согласно его сообщению, в то время этот город был наиболее крупным по площади и населению. Махмуд Кашгари дает ему три названия: Баласагун, Куз-Улуш и Куз-Орду. У Махмуда ибн Вали имеется следующая информация об этом городе, он пишет: "Баласагун - из городов Туркестанзамина. До монгольского нашествия был с чисто мусульманским населением. Из него вышло много ученых. Баласагун имел сорок соборных и двести будничных мечетей. Двадцать ханака и десять медресе..." . Сведения о Баласагуне есть у ас-Самани, который помещал город за Сейхуном, поблизости от Кашгара. Около 1130 года Баласагун был завоеван каракитаями.

Одним из крупных городов Восточного Караханидского каганата является - Тараз. Он впервые упоминается в VI веке. При Караханидах Тараз был центром крупного удела. Судя по археологическим данным, это единственный город во владении восточных Караханидов, который имел все составные части, свойственные городам Мавераннахра - цитадель, шахристан и рабад. Подъем экономики и культуры Тараза способствовало его место положение на торговом пути - в центре богатой земледельчесой долины, рядом с серебрянными рудниками в горах Таласского Алатау. Макдиси, географ Х века, отмечал, что "Тараз - большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот медины большая река, за ней часть города, через неё есть переход. Соборная мечеть среди рынков". Путешественники, посещавшие в Х - ХII веках Тараз, отмечали появление на территории вокруг него в это время оседло-земледельческой культуры.

Крупным городом на северо-западной границе владений Караханидов являлся - Отрар. Этот город упоминается почти во всех географических и исторических сочинениях среденевековых авторов. Называют его источники и в числе городов Семиречья, и в реестре городов Испиджаба. Город стоял на стыке различных географических ландшафтов и являлся местом пересечения караванных путей. От Отрара до Арыси шли дороги к Таразу, Баласагуну и далее, в Восточный Туркестаню Отрар в период Х - ХII веков занимал двести га. Как выявили раскопки, территория города была тесно застроена домами, группировавшимися в кварталы - блоки. В городе функционировала канализация, а санитарно-гигиенические узлы являлись обязательной принадлежностью каждого дома. На территории рабада Отрара раскопками вскрыты общественные бани ХI -ХII веков. По планировке эта баня имеет аналогии с банями Средней Азии, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока.

Самыми крупными городами в государстве Караханидов являлись Самарканд и Бухара. Столица Западных Караханидов Самарканд ХI -ХII веках настолько интенсивно росла, что часть южного рабада города превратилась во внешний шахристан, обведенный кольцом стен . Подъем города несомненно связан с долголетним правлением одного из караханидских ханов Ибрахима Тамгач-хана (1046 - 1068), избравшего Самарканд своей резиденцией. Рассказы характеризуют его как образцового государя, заботящегося о подданных и поборника ортодоксальной религии .

Что касается Бухары, то она особенно интенсивно росла в конце IХ - начале Х веков, став столицей Саманидов. После падения Саманидов её рост прекращается.

Таким образом в Х - ХI веках эти города по существу достигли максимум территориального развития .

Археологические материалы подтверждают интенсивный рост Узгенда, стольного города караханида Насра ибн-Али, а затем Ферганского удела в ХI - ХII веках. Интересно, что он в отличие от других городов Средней Азии того времени имел три обособленных шахристана. Археологи не дают удовлетворительного объяснения этой особюенности Узгенда.

Высокого уровня развития достигло городище Кулан, которое вплоть до VI - VII веков состояло из нескольких десятков усадеб и замков, а уже в VII - VIII веках начинается формирование города Кулана, основой, которого стал замок, складывается шахристан со стеной, в округе Кулана строятся новые усадьбы и замки, а старые обновляются, в период же господства Караханидов Кулан становится крупным торгово-ремесленным центром.

Кроме вышеперечисленных городов, в Ташкентском оазисе упоминается до 50 городов, среди них крупными или разраставшимися в Х -ХII веках , были Исфиджаб (современный Сайрам), Бинкет (с ХI века Ташкент, столица области Шаша), Тункет (столица области Илака), Нукет и Бенакет. В основном все крупные города Средней Азии, состояли из четырех частей - цитадели, шахристана, внутреннего и внешнего рабадов, обведенных валами.

В трудах географов Х века упоминаются в Фергане 39 городов, Усрушане - 12, Бухарском оазисе - 29, в Согде - 12 и в долине Кашка -Дарьи - 6 городов. В словаре Махмуда Кашгари также приводится большое количество географических названий. Наиболее подробно характеризуются им районы Тянь-Шаня и Семиречья. Автор много путешествовал и хорошо знал восточную часть территории государства Караханидов. Он перечисляет названия основных городов и кишлаков, которые располагались на территории Средней Азии и Южного Казахстана: Улуг-Талас, Кэми-Талас, Тартуг, Баласагун, Кочкор-Баши, Санлиг-Каяс, Кара-Каяс, Икки-Окус, Чигил, Барсган, Узкэнд, Ягма, Аргу, Бухара, Исфиджаб, Самарканд, Талас и т.д. Некоторые из этих городов существуют до сих пор.

Таким образом, период Х -ХII веков был временем подъема городской жизни в Средней Азии и на юге Казахстана. Возникали новые города, росли старые. Расширение площади городов шло за счет рабадов - торгово-ремесленных предместий. В это время шел процесс исламизации Южного Казахстана, который прежде всего охватил городскую среду. Рядом с городами появлялись мусульманские кладбища, мавзолеи, формировались культовые ансамбли. В городах строились мечети.

В средние века в городской застройке видное место стали занимать такие общественные сооружения, как бани. В жизни горожан баня играла важную роль и после мечети была самым посещаемым местом. Ученный И.А. Орбели отмечал, что "баня на Кавказе, как и на всем Востоке, - предмет особой заботы и градоправителя, и цеховых организаций, и отдельного богача, устроившего баню для себя и для своих друзей. Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями".

1.4 Памятники материальной культуры эпохи Караханидов

В ХI - ХII веках в Средней Азии продолжало развиваться строительное дело, о чем свидетельствуют дошедшие до нас остатки различных памятников. В этот период происходило совершенствование строительной техники и проявлялся большой прогресс в архитектуре и прикладном искусстве. Жженый кирпич стал основным строительным материалом в сооружении монументальных и других общественных зданий и жилых домов богатых.

Самый ранний из дошедших до нас караханидских памятников - известная башня Бурана, возведенная во второй половине Х века и расположенная близ Токмака. Бартольд В.В. сначала предполагал, что эта башня является остатками Баласагуна, но позже отождествлял башню с городищем Ак-Бешим (к юго-западу от Токмака), а саму башню Бурана считал его загородным поместьем. Первая гипотеза, высказанная Бартольдом, подтверждается сведениями автора ХV - ХVI веков Мухаммеда Хайдара Дулати, в которых указывалось: "В стране Джу в одном месте есть следы большого города, его минареты, купола и медресе в некоторых местах сохранились. Так как имени того города никто не знает, то монголы называют его Монара". Он же сообщает о сохранившемся в то время надгробии имама Мухаммеда Факиха Баласагунского, скончавшегося примерно в 1311-1312 годах. То, что Монара (Бурана) и есть Буранинское городище, описанное Мухаммедом Хайдаром, бесспорно, судя по тождеству названий. Видимо эта башня служила вышкой муэдзина, сзывавшего мусульман на молитву и сторожевым постом города.

В Узгене сохранился архитектурный комплекс из трех мавзолеев и одного минарета, последний выполнял такие же функции, как и башня Бурана. Северный мавзолей построен в 1152 году, там похоронен владетель Ферганы, один из караханидских ханов Тогрул Кара-хан Хусеин ибн Хасан. Средний мавзолей возведен в начале ХI века, а Южный - в 1187 году.

К числу крупных построек в западнокараханидском каганате следует отнести Намазго - загородную мечеть в Бухаре с михрабом, мимбаром и открытым пространством для праздничной молитвы, обнесенную стеной. Кроме этого, дворец Шамсабат, около Бухары; минарет Калян (1127 год), минарет и мечеть Магоки-Ат-тари (ХI - ХII века ) в Бухаре, караван-сарай Рабат-и-Малик (ХI век) около Кермине по дороге из Самарканда в Бухару, мечети Дигаран в Хазаре (ХI век) и Искеджкете (1121 год) в Бухарском оазисе.

Глава 2. Наука и литература в Караханидском государстве

Средняя Азия – один из древнейших очагов культуры и науки. Народы же Средней Азии и Казахстана – создатели этой древней культуры. Имена средневековых авторов, таких как Хорезми, Фараби, Бируни, Ибн Сины, Махмуда Кашгари и других сделавших известный вклад в развитие науки, литературы, ныне известны всему миру.

Караханидский период в истории Средней Азии и Казахстана явился продолжением расцвета культуры, науки и литературы в целом

2.1. Влияние Саманидов на культуру Караханидского государства

Огромное влияние на развитие науки и литературы в Караханидском каганате оказало, несомненно, предыдущая иранская династия – династия Саманидов.

Период правления Самнидской династии совпал с эпохой “мусульманского ренессанса”, когда исламская цивилизация во всех отношениях достигает пика своего развития. Влияние местной саманидской традиции на становление тюрко-мусульманской культуры среденевековья, на формирование мировоззрения и творческой ориентации видных тюркских мыслителей и поэтов, таких, как аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари действительно огромно. Саманидское государство олицетворяло собой синтез двух культур: кочевой, т.е. тюрки и местной оседлой, иранцы. О значимости культуры саманидской эпохи (IХ – Х века) говорят имена выдающихся ее представителей – ученых, поэтов, историков. Речь идет о таких фигурах мирового масштаба, как великие ученые – энциклопедисты Ибн Сина, Абурейхан Бируни, аль-Фараби, Мухаммед Хорезми, историки ат-Табари, Балазури, поэт Рудаки и другие.

Время Саманидов – это время зарождения классической фарсиязычной поэзии. На фарси писал классик таджикско-персидской поэзии Рудаки. Слава о великом поэте распространилась по всему Востоку и эмир Наср ибн Ахмед пригласил его к себе в качестве придворного поэта и музыканта. Впоследствии касыд Рудаки испытал Юсуф Баласагуни . Шедевр персидской культуры “Шах-наме” Абукасыма Фирдоуси создавался также на традициях и канонах, выработанных в саманидскую эпоху.

Огромное значение в области науки и литературы имели также города Саманидского государства, многие из которых, хотя и не входили в его состав, зато находились в орбите его политического и культурного влияния.

Крупным мусульманским центром являлась столица Саманидов – Бухара. Она по праву считалась законодательницей моды и на протяжении последующих столетий она сохраняла престижный статус главного центра просвещения. Скорее всего, аль-Фараби до поездки в Багдад обучался в медресе Бухары. Именно в Бухаре Ибн Сина имел счастье приобрести книгу аль-Фараби, в которой говорилось о мыслях древнегреческого философа Аристотеля. Исследователи предполагают, что свой труд “Диван лугат ат-тюрк” Махмуд Кашгари написал в Бухаре, и, по крайней мере нет сомнения в том, что он получил там образование.

Значительную роль в культурном плане сыграл, несомненно, город Багдад. Этот город был основан в 762 году и стал центром тогдашней науки. Багдад, который был официально назван “городом мира” был выстроен в основном за четыре года. На его стройках работали многие тысячи мастеров из различных стран Востока. Науке здесь уделяли очень серьезное внимание, поэтому в Багдаде был построен “Баит ал-хикма” – “Дом мудрости”. В нем имелись хорошо оборудованная обсерватория и богатая библиотека. “Дом мудрости” сыграл роль академии наук, туда были приглашены известные ученые. Впоследствии, в его стенах были написаны труды великих ученых Саманидской династии.

Таким образом, к моменту прихода Караханидов к власти в Мавераннахре, область науки и литературы была в самом расцвете. Даже, не смотря на то, что династия Саманидов прекратила свое сущесивование в результате завоевания Караханидов, “саманидская культурная традиция”, феномен саманидской культуры продолжал жить и приумножаться. Караханиды оставили почти без изменения существовавшие государственные и культурные традиции Мавераннахра.

Данная, благоприятная культурная почва, существовавшая в Мавераннахре, послужила толчком к тому, что на свет появились наиболее известные памятники духовной культуры эпохи Караханидов – это “Кутадгу билиг” Ю. Баласагуни и “Диван лугат ат-тюрк” М. Кашгари.

2.2. Выдающиеся деятели культуры эпохи Караханидов: Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари

Историю классической тюркоязычной литературы открывает величественный памятник тюркской литературы и культуры – первое, старейшее и единственное в своем роде тюркское поэтическое сочинение ХI века – поэма “Кутадгу билиг” (“Благодатное знание”), которую без малого тысячу лет назад написал в древнем Кашгаре прозорливый мудрец и вдохновенный поэт Юсуф хасс-хаджиб Баласагуни.

Выдающееся произведение Юсуфа Баласагуни в оригинале носит название “Кутадгу билиг”, которое все исследователи этого шедевра тюркоязычной поэзии (Г. Вамбери, В.В. Радлов, Р.Р.Арат, К. Каримов, В. Томсен и другие) переводили примерно одинаково: “Знание, приносящее счастье”, “Знание, дарующее счастье”, “Знание делающее человека счастливым”, “Наука быть счастливым”, А.Е.Крымский перевел по-украински “Блаженне знания”.

Данные о жизни автора поэмы «Кутадгу билиг» состоят из намеков, разбросанных в поэме, и весьма кратких сведений, содержащихся в двух предисловиях как его сочинение, из которых одно – в прозе, а другое – в стихах.

Некоторые сведения о себе Юсуф Баласагуни сообщает в трех заключительных главах своей поэмы: «Сожаление о прошедшей молодости и о старости»(бейты 6521 - 6564), «О порочности эпохи и неверности друзей» (бейты 6565 - 6604), «Сочинитель, сей книги, Юсуф, великий хаджиб дает себе наставление» (бейты 6605 - 6645).

Согласно предисловию в прозе, Юсуф родился а Баласагуне, известном также под именем Куз-Орду, место положение которого до сих пор с достаточной достоверностью не установлено. Судя, по косвенным данным, этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от города Токмака.

Работа над поэмой «Кутадгу билиг» была закончена в 462 году хиджры --1069 – 1070 г. н.э.; эта дата дважды указана автором (бейты 6495, 6623). По собственным словам автора (бейт 6624), он сочинил свою поэмы за восемнадцать месяцев.

Поэма создавалась Юсуфом, когда он был уже далеко не молод: «Чьи годы за сорок прошли чередою, / Уж тот распростился с порою молодою, / А мне пятьдесят, и не молод я телом, / Был вороном черным, стал лебедем белым» (бейт 364 – 365). О своих преклонных годах Юсуф Баласагуни говорит в главе 11 поэмы (бейт 350 - 397) .

Композиционно поэма «Благодатное знание» включает в себя, как уже было выше сказано, два предисловия – прозаическое и стихотворное, кроме этого, 85 глав различного объема, заключение, состоящее из трех стихотворных фрагментов, и большое оглавление, авторская принадлежность которого остается под вопросом.

«Кутадгу билиг» - первое известное науке тюркоязычное сочинение, написанное квантитативным стихотворным метром – арузом, заимствованным из арабо-персидской поэзии. Основу аруза составляет определенное чередование долгих и кратких слогов, что соответствует фонетическим способностям арабского языка, где и возникла эта система стихосложения.

Наряду с общемусульманским идеями, которые он мог почерпнуть из многочисленных мусульманских сочинений, автор «Благодатного знания» широко использует для своих дидактических целей народную мудрость, устное поэтическое творчество тюркских народов, пословицы, поговорки.

Основная идея поэмы зиждется на четырех принципах:

1.Твердый, правильный закон, который олицетворяет правитель Кюнтогды.

2. Счастье – его олицетворением является справедливый везирь Айтолды.

3. Разум – его олицетворяет сын везиря Огдюльмиш.

4. Будущее – загробная жизнь – его представляет отшельник, брат везиря Огдурмыш.

Не исключено, что Айтолды, олицетворяющий счастье, и Огдюльмиш, олицетворяющий разум, представляют в поэме самого Юсуфа и выражают его идеалы, мироощущение и мировоззрение.

Никто не знает – что, какие обстоятельства вызвали к жизни «Благодатное знание» Юсуфа Баласагуни. Возможно, он ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для современного ему общества, в котором происходили непрестанные и губительные для общего благополучия усобицы между претендентами на власть.

Караханидам – недавним кочевникам, которые хотели получить признание властителей и вельмож соседних оседлых областей, подавить величием и пышностью двора оседлое и кочевое население Мавераннахра и Семиречья, нужен был истинный государь – бек, владеющий всеми необходимыми знаниями и внешними атрибутами власти. Помочь воспитать такого бека и должно было дидактическое сочинение Юсуфа, которое несло «знание, образующее царей».

Не случайно Юсуф Баласагуни предупреждает, что его сочинение предназначено отнюдь не каждому – глубина содержания «Благодатного знания» и необычайный его характер открываются не сразу. Но для вдумчивого читателя «Благодатное знание – это поистине сокровищница древней восточной мудрости: «В ней – мудрые мысли, куда ни взгляните, как будто бы жемчуг нанизан на нити . Многие, собранные Юсуфом, жемчужины не состарились и по сей день.

Композиция «Благодатного знания», основанная на вопросах и ответах, беседах героев, позволяет говорить о влиянии на Юсуфа Баласагуни индо-буддийской литературной традиции, в которой издавна использовалась такая форма построения литературного сочинения.

Таким образом, Юсуф Баласагуни, как это с полной очевидностью устанавливается из его поэмы, был выдающимся поэтом, высокообразованным человеком, многомудрым знатоком человеческой души, философом, ученым – энциклопедистом, стихотворцем, владевшим всеми тонкостями арабской и персидской поэзией тюркского фольклора.

«Благодатное знание» Юсуфа Баласагуни, несомненно, великий памятник тюркоязычной поэзии, достойный быть названным в ряду крупнейших произведений мировой литературы средневековья.

Ещё один величественный памятник, написанный в эпоху Караханидов – это труд одного из выдающихся деятелей культуры народов Средней Азии и Казахстана Махмуда Кашгарского «Диван лугат ат-тюрк».

«Диван лугат ат-тюрк» -- это первое в истории тюркской литературы филологическое и историко-этнографическое исследование. До этого известные наследия старины представляли в большинстве своём, либо религиозно-философские, либо дидактические рассуждения.

Махмуд Кашгари начал писать «Диван лугат ат-тюрк» в 464 году, в первый день пятого месяца хиджры, то есть с 25 января 1072 года, и закончил на 10-ый день 466 года (10 февраля 1074 года). Спустя два века, в августе 1266 года, один сириец списал копию с оригинала. Он оставил запись: «Житель сперва Саве, а затем Шама (Дамаска) Мухамед ибн Аубакир ибн Абулфатих (да благословит его Аллах) переписывал эту книгу с оригинала, закончив это дело

Материалы о биографии М.Кашгари, равно как и о биографии, весьма скудны. Единственным источником сведений о происхождении, жизни и деятельности М.Кашгарского является его труд «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских языков»). Его полное имя Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммед. Отец его был родом из г. Барсхана, позже переселившийся в г. Кашгар, где родился Махмуд получившийнисбу Кашгарский.

Как пишет сам Махмуд, его отец принадлежал к числунаследников одного из эмиров караханидского государства Насыр ибн Алия. Первоначальное образование Махмуд получил в г. Кашгаре, впоследствии совершил большое путешествие в города Средней Азии и Ирана. Основная цель путешествия – пополнение и усовершенствования своего образования.

Махмуд Кашгари получил высшее арабское образование и являлся выдающимся учёным своего времени. Он в совершенстве знал арабскую филологию, применял полученные знания для исследования языка и литературы, истории и этнографии родного народа.

Пока не известно точно когда родился и сколько лет прожил Махмуд Кашгари. Опять таки единственный источник в этом отношении – написанное им самим. В конце своей книги он пишет: «Эта книга приблизила к смерти ещё на один шаг». Это даёт основание предположить, с одной стороны, что он писал свой труд долгие годы, а с другой – заканчивал он свою книгу уже в преклонном возрасте. Таким образом, дату рождения Махмуда можно отнести к началу XI века, так как книга написана в 1072-1074 годах.

«Диван лугат ат-тюрк» -- последнее, видимо, произведение автора. Судя по его же словам, Кашгари до этого написал научный трактат «Основы синтаксической системы тюркского языка», который не дошёл до нас.

М.Кашгари жил и трудился в XI веке – период Караханидского государства. В словаре М.Кашгари имеются отдельные факты о военных действиях и границах восточных владений Караханидов. Занятие Караханидами Семиречья подтверждается тем, что автор помещает часть связанных с Караханидами тюркских племён – ягма, тухси и чигилей в долине реки. Или[46]. Махмуд Кашгари пишет, что у племён, входивших в Караханидское государство: уграки, огузы, тухсийцы, ягма, чигили и джаруки, был единый тюркский язык.

Кроме этого, в словаре М.Кашгари приводятся отдельные факты о границах распространения ислама на востоке. Необходимо отметить, что Караханиды распространяли новую религию – ислам – среди завоёванного ими населения силой. До обращения в мусульманство население Центрального Тянь-Шаня и Семиречья исповедывало манихейство, христианство, буддизм, а также существовали пережитки шаманизма и зороастризма.

Махмуд Кашгари, был прежде всего, филологом, поэтому и труд написан с позиции филологии. Поэтому его труд обращает на себя внимание, прежде всего, как лексикографическое наследие.

Большим научным открытием М.Кашгари было выявление им нового значения слов и образования неологизмов.

Все эти способы образования неологизмов, указанные Махмудом Кашгари ещё в XI веке, не утратили своей научной значимости и до сих пор.

Махмуд Кашгари был знатоком правил фонетики тюркских языков. Хотя, в своём словаре он специально не останавливается на фонетике. Он лишь разъясняет характерные особенности отдельных слов, различие произношения одних и тех же слов разными тюркскими племенами.

Махмуд Кашгари первым в истории тюркологии открыл закономерности ассимиляции и чередования звуков, выпадения одних звуков под воздействием других. Так, например, звук д в соседстве со звуками п, т, ч, к выговаривается как т.

М.Кашгари был блестящим знатоком грамматического строя изучаемых им языков, их системы. Он различал корни слов и производные от них слова, давал им объяснения. Делил слова по их грамматическому и семантическому значению на две большие группы: имена и глаголы. Он различал собственные имена и имена, образовавшиеся от глаголов.

Всем этим не исчерпывается значение труда М.Кашгари для тюркологии.

М.Кашгари впервые составил классификацию тюркских наречий. Он разделил тюркские наречия на две группы – северную и южную. В своей классификации учёный руководствуется географическим принципом. Кстати сказать, такой же принцип для классификации диалектов применяют и некоторые современные филологи.

Таковы краткие сведения о Махмуде Кашгари и его книге «Диван лугат ат-тюрк». К сожалению, почти отсутствуют исследования, поставившие целью себе выяснить вопрос о том, в какой степени эти материалы отражают историческое прошлое современных живых тюркских языков. Ведь в труде имеются языковые факты многих тюркских племён той эпохи. Отсюда можно заключить, что в нём есть элементы языка всех тюркских народов, населяющих сейчас Среднюю Азию и Казахстан.

Махмуд Кашгари являлся выдающимся учёным своего времени, оставившим в наследии человечеству ценнейший труд – «Диван лугат ат-тюрк».

Заключение

Образование и существование государства Караханидов явилось крупным этапом в дальнейшем развитии феодальных отношений в Средней Азии и одним из сложных периодов в средневекововй истории и хозяйственно-культурной жизни народов Центрального Тянь-Шаня и Семиречья.

Приход Караханидов к власти вовлечение тюркской аристократии в управление земледельческим оазисом, установление тесных экономических и культурных связей между кочевым тюркским и оседлым ираноязычным населением в рамках одного государства, частичное оседание кочевников, возникновение нового жизнеспособного государства – все это ускорило развитие важных исторических процессов, в результате которых Средняя Азия, Семиречье, Кашгария обрели новое этническое лицо, новую социальную и экономическую структуру, новый тип духовной культуры.

В образовании и становлении государственного объединения Караханидов большую роль сыграло принятие ими ислама и обращение населения Центрального Тянь-Шаня в мусульманство, Родоначальник изучаемой династии Сатук Богра-хан Абд ал-Керим, первым из Караханидов принял ислам и под лозунгом священной войны в начале второй половины Х века объединил территории юго-восточной части Центрального Тянь-Шаня с Кашгаром. Став частью общности мусульманских государств Караханидский каганат оказался вовлеченным стоявшую на более высоком уровне систему социально-экономических отношений, приобщился к арабо-иранской культуре, что в свою очередь ускорило процессы социально-экономического и культурного развития каганата.

Из данных письменных и археологических источников, мы имеем сведения о росте городов, увеличения их числа, территории и особенно появление новых рабадов, о развитии и расцвете городской культуры в Х –ХII веках. Археологические находки подтверждают значительное развитие в Караханидском каганате строительного дела. Проявляются прогрессивные элементы в архитектурном деле и прикладном искусстве.

Дошедшие до нас памятники материальной культуры эпохи Караханидов, говорят нам о высоком уровне культуры. Мавзолеи, мечети, минареты того времени служат доказательством этому.

В Х – ХII веках в Средней Азии продолжал функционировать важный торгово-караванный путь с несколькими ветвями, связывающий страны Востока и Запада. По этому пути не только бурно развивалась торговля, но и шел процесс интеграции культур многих народов. Памятники духовной культуры, найденные при раскопках в разных местах, находившихся на трассах Великого Шелкового пути ,говорят о развитии и взаимообогащении культур. Так же через Великий Шелковый путь шло распространение различных религиозных идей.

Местная цивилизация, существовавшая на территории Мавераннахра еще до прихода Караханидов, послужила толчком к тому, что начался процесс слияния двух культур: оседлой и кочевой. Караханиды быстро усвоили ценности ислама и духовные нормы местного населения.

Именно, под влиянием высокой культуры Мавераннахра среди поданных Караханидского государства начали появляться ученые, мыслители, люди высокого ума.

Одним из таких людей был Юсуф Баласагуни – философ, ученый – энциклопедист, человек, который был сведущ в астрономии и математике, в медицине и элоквенции и во многом, многом другом.

“Кутадгу билиг” Юсуфа Баласагуни – дидактическая поэма, жанр которой уходит в глубочайшую древность. Этот жанр был известен древним египтянам, индийцам, арабам, персам, а позднее и европейцам, которые в эпоху Ренессанса, т.е. почти пять веков спустя после “Кутадгу билиг”, для выражения тех же идей пользовались формой “зерцал”, отображающих их этические идеалы.

Следовательно, в “Кутадгу билиг” нашли свое яркое и высоко художественное выражение общечеловеческие идеи, идеалы и мысли, волновавшие все народы во все времена.

Не менее известный ученый Караханидской эпохи Махмуд Кашгари также был выдающимся деятелем культуры своего времени.

Его труд “Диван лугат ат-тюрк” - первое филологическое и историко–этнографическое исследование. Ожидание от представителя тюркских народов той эпохи филологических или историко-этнографических исследований считалось по крайней мере игнорированием закономерностей истории, это с одной стороны. С другой стороны, официально западная наука отвергала всякую мысль о том, что представитель тюркских народов в то время мог овладеть с толь завидной научной эрудицией, и бытовало мнение, что раз тюркские племена кочевые, то, значит они не могут иметь склонности ни к каким наукам, а потому далеки даже от их элементарных основ. Считалось, что тюркские народы приобщил к цивилизации, просвещению лишь Запад. Таким образом, опубликование “Диван лугат ат-тюрк” явилось большим событием в ученом мире.

Эпоха правления Караханидского государства, таким образом, не прошла бесследно. Они сумели оставить свой отпечаток в истории Средней Азии и Казахстана. Значительные сдвиги произошли в политической, социально-экономической и культурной жизни.

Список использованной литературы

1. Бируни Абурей хан. Памятники минувших поколений / Пер., примеч. М.А.Салье // Избранные произведения. –Ташкент, 1952.Т.1

2. Бейхаки Абу-л-фази. История Масуда // Н.Д.Нуртазина. Ислам в истории средневекового Казахстана (Историко-культорологическое исследование). Алматы, 2000

3. Ибн Вали Махмуд. Море тайн относительно доблестей благородных (география). Ташкент,1977 // К.М.Байпаков. Средневековые города Казахстана на Великом Шёлковом пути. Алма-Ата., 1988

4. Материалы по истории Казахского ханства XV-XVIII века (извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969