Главная              Рефераты - История

Развитие экономической мысли Древней Руси - реферат

Содержание

Введение.3

1. Исторические факторы развития экономической мысли Древней Руси.4

2. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона. 7

3. Общая характеристика политической и правовой мысли Древней Руси. 4

Заключение. 4

Список литературы.4


Введение .

Умение анализировать отечественные политико-правовые учения будет актуально во все времена. Это нужно для того, чтобы овладеть ключом к пониманию многих происходящих в наше время политических процессов, развитию права. Эти знания и умения помогут проследить специфику формирования русского политического мышления, российских государственных и правовых институтов, дадут представление об особенностях отечественного менталитета в целом.

Особенно для меня важным является этап становления, зарождения русской политико-правовой мысли. Я отношу это к этапу11-14 вв, и связываю прежде всего с Киевской Русью, появлением христианства, его становлением на Руси, вплоть до этапа становления Московского государства.

Миссией изучения данной темы является составление общей характеристики политической и правовой мысли данного этапа на основе систематизации знаний о содержании первых политико-правовых памятников Руси.

В работе обращено особое внимание на важнейшую акцию правящей верхушки Киевской Руси - принятое в 988 г. князем Владимиром христианства.

Чтобы понять и определиться в формировании и специфике развития политической мысли на Руси, мы должны разобраться с ее исторической частью этого культурного наследия, а именно с политико-правовой русской культурой. Это также поможет проанализировать политические процессы, происходящие в наше время, изучить способы общего развития и формирования русского мышления, государственных институтов.

Исследование будет состоять из трех этапов:

начать необходимо с формирования государства русского для выявления истоков будущих учений;

затем будут исследованы памятники политической и правовой мысли Руси;

будет составлена общая характеристика политико-правовых учений 11-14 вв. на Руси.

3

1. Исторические факторы развития экономической мысли Древней Руси.

Когда первобытнообщинный строй в течение длительного времени начал преобразовываться в феодализм, у восточных славян началось первое зарождение государственности. Киев – центр Руси на Приднепровье начал образовываться в VII-XIII вв. путем слияния союза полян с Приднепровья. Второе зарождение, во главе с Новгородом, образовалось немного позже.

И. Беллярминов и В. Бутромеев – историки дореволюционного времени. Они изучили сказание, написанное киевским монахом-летописцем, которого звали Нестор. Это «Повесть временных лет», созданная в XII веке. Историки объяснили прошедшие события.

Были раздоры и вражда между собой у кривичей и ильменских славян. Тогда они решили собрать вече, на котором выберут нового правителя из другого рода и отправили в варяжскую сторону послов. От варягов пришло три брата: Синеус, Трувор и Рюрик (из рода и племени русь). Трувор отправился в Изборск, Синеус – в Белозер, а Рюрик изначально был в Ладоге, затем – в Новгороде. Через некоторое время Синеус и Трувор умерли и Рюрик стал один княжить Новгородскою областью.

Именно с начала правления Рюрика в Новгороде, по описанию Нестора это было в 862 году, начинается основание русского государства.. Уже во время правления Рюрика в Новгороде два витязя, Дир и Аскольд, отделились от его дружины. Они заключили договор с полянами (Киев), стали защищать их и править в Киеве. Благодаря торговым отношениям он в скором времени стал побогаче и посильнее Новгорода. Когда князь Рюрик умер, его брат Олег убил братьев Аскольда и Дира, затем захватил сам Киев. После этого он перенес туда столицу из Новгорода, и назвал Киев матерью городов русских.

Так появилась Киевская Русь - Русское госу­дарство с центром в Киеве. Как единый политический организм Киевская Русь просуще­ствовала до середины XII в., однако в качестве этнической, куль­турной, религиозной и, до некоторой степени, правовой общности она продолжала существовать вплоть до формирования новых политических и правовых традиций новой этнической и культурной об­щности — Московского царства, или Московии. Раздробление еди­ного государства Киевской Руси на ряд самостоятельных в полити­ческом отношении княжеств не повлекло за собой распада сформи­ровавшейся в его рамках древнерусской народности, исчезновения общности языка и духовной культуры, раздробления церковной организации. Законодательство Киевской Руси продолжало дей­ствовать на территориях обособившихся русских княжеств.

Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монар­хию, которая в определенных своих чертах была сходна с ранне­феодальными монархиями Западной Европы. Так же, как и в западноевропейских ран­нефеодальных монархиях, центральное управление Киевской Ру­сью сосредоточивалось в руках монарха (великого князя), опирав­шегося в первую очередь на группу приближенных к нему профес­сиональных воинов (дружину), а сама система центральной адми­нистрации была дворцово-вотчинной. "Русская Правда" — важ­нейший правовой памятник Киевской Руси — явственно напоми­нает характером своего юридического мышления, а во многом и содержанием своих норм правовые памятники раннефеодальных государств Западной Европы, называемые по этой причине в на­шей исторической литературе "правдами".

4

Однако, несмотря на то, что Киевская Русь имела в своем соци­ально-политическом строе и правовой культуре немало общих черт с раннефеодальными монархиями Западной Европы, в целом она являла собой государство весьма самобытное, существенно отличав­шееся от западноевропейского варианта раннефеодальной государ­ственности. В Киевской Руси более значительную роль в общественных процессах играла государственная власть. Многое из того, что в Западной Европе обусловливалось главным образом имущественным фактором, в Киев­ской Руси определялось в основном фактором политическим — ин­ститутами власти. В рамках Киевской Руси существовали свое­образные, отличные от западноевропейского механизм властвова­ния, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобраз­ными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви.

Вся эта специфика государственной власти находила свое от­ражение в политической и правовой мысли.

Факторы определившие развитие политико-правовой мысли:

1. Богатейшая политическая практика Древней Руси. Дошедшие до нас памятники древне­русской письменности показывают, что политическая жизнь была чрезвычайно бурной, полной разнообразных кон­фликтов. Острая борьба внут­ри господствующего слоя за высшую государственную власть, проис­ходившая на протяжении всей истории Киевской Руси, давала по­чву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель — великий князь. Наличие в Киевской Руси, наряду с институтами светской власти, институтов православной церкви закономерно направляло политическую мысль к решению проблемы соотношения власти церковной и власти светской.

2. Культурный фак­тор. Киевская Русь представляла собой общество и государство с высокоразвитой духовной культурой. "Появление русской литературы в конце X — начале XI века "дивлению подобно", — отмечал академик Д. С. Лихачев. — Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и со­вершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствую­щей о развитом национальном и историческом самосознании".

По степени развитости духовной культуры Киевская Русь зна­чительно превосходила современные ей государства Западной Ев­ропы. Русские летописи поют настоящий гимн книге и учености. "Велика бо бываеть полза от ученья книжно­го; — говорит "Повесть временных лет", — книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть ръкы напаяюще вселенную, се суть исходища мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЪшаеми есмы; си суть узда въздержанью".

Политическая и правовая мысль Киевской Руси — неотъемле­мая часть ее духовной культуры, и, естественно, что содержание и формы выражения политических и правовых идей во многом опре­делялись характером этой культуры.

3. Православ­ное христианство. Оно начало распространяться среди населения с VIII в., а в 988 году князь Владимир провел крещение Руси, и христианство стало государственной религией. Это было важнейшим идеологическим действием тогдашнего правления Киевской Руси. Он произвел крещение всех жителей города в Днепре и велел уничтожить все, что связано с языческой верой. Всех языческих идолов истребили. Вслед за этим князь Владимир произвел крещение остальных жителей городов и сел русских.

5

Так, следом за датой 862 года - основания государства - в русской истории появилась вторая великая дата - 988 - год крещения Руси.

Именно в этот период появляются первые политические и правовые теории, получившие свое выражение в достаточно полной, доктринальной форме.

Первые служители церкви на Руси были выходцами из болгар и греков. После крещения Владимир приказал забирать детей у русской знати и обучать их священному делу. Так появились священники и причетники с русскими корнями, один из которых по имени Иларион, в последствии стал первым русским митрополитом

Православное христианство несло с собой соответствующее ми­ровоззрение, которое задавало определенные стереотипы и по­литического мышления, и правосознания. Одновременно оно было для русской культуры тем каналом, через который в нее лился поток духовных ценностей, выработанных в "Империи Ромеев" — Византии. Обогащая духовную культуру Киевской Руси, византий­ское идейное наследие обогащало и ее политическую и правовую мысль.

Христианизация Руси не влекла за собой полного искоренения в русском общественном сознании элементов традиционного язычес­кого мировоззрения. При­чем не только в силу естественной приверженности ко всему тра­диционному, устоявшемуся, но и во многом сознательно, стремясь посредством язычества своего сохранить независимость от пришед­ших на Русь вместе с христианством греческих священников, кото­рые считались ставленниками Византии, проводниками византий­ской политики. В народной же среде древнее славянское язычество господство­вало по меньшей мере до XIII в.

Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и объяснить настоящее Руси.

Очевидно, что говоря о политической и правовой мысли того или иного общества, мы допускаем определенную условность — не общество само по себе является творцом политических и правовых идей, а индивиды. История сохранила для нас имена многих живших в Киевской Руси выдающихся мыслителей и тек­сты их произведений. Каждый из них обладал неповторимой ин­дивидуальностью, однако жили и мыслили они все в общих условиях, в одном поле духовной культуры, которое придавало их поли­тическому и правовому сознанию целый ряд общих свойств.

6


2. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона

Во времена великих княжений Владимира Святославича (980—1015) и Ярослава Мудрого (1015—1054) Киевская Русь переживала период своего государственного и культурного рас­цвета, сопровождавшегося укреплением великокняжеской вла­сти, расширением подвластной ей территории, кодификацией правового материала (Церковные Уставы, Русская Правда), принятием христианства, созданием национальной письменно­сти, на базе которой появились разнообразные политические и правовые произведения, выполненные в различных жанровых формах.

Первым русским политико-правовым трактатом стало «Сло­во о Законе и Благодати», созданное Киевским митрополитом Иларионом в середине XI столетия.

Иларион был лицом, близким к великому князю Ярославу Мудрому, разделявшим его реформаторские планы и, видимо, даже участвовавшим в их реализации. Сохранились письмен­ные свидетельства о том, что Церковный Устав «князь великий Ярослав, сын Владимиров сгадал вместе со своим митрополи­том Иларионом». Вполне возможно, что Иларион принимал участие и в составлении Русской Правды. Иларион открывает собой и по времени и по совершенству своих творений ряд крупнейших писателей Киевской Руси. Помимо "Слова о Законе и Благодати" до нас дошли еще два его сочинения — "Молитва" и "Исповедание веры». Дошедшие до нас творения Илариона содержанием и стилем своим явно свидетельствуют, что написал он гораздо боль­ше. Однако попытки обнаружить новые его произведения пока не привели к успеху.

Главное творение Илариона — "Слово о Законе и Благода­ти" («Слово…») — создано им в период между 1037—1050 гг. (Один из совре­менных исследователей, предпринявший попытку установить бо­лее точное время появления этого произведения, называет дату 25 марта 1038 г.) Иларион назвал свое произведение сложно: «О Законе Мои­сеем данным и о Благодати и Истине в Иисусе Христе явив­шихся и о том, как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю исполнили и вера на все языки простерлась и на наш народ русский. Похвала государю нашему Владимиру, им же мы крещены были; Молитва Богу от всей земли нашей; Госпо­ди, благослови Отче». В названии автор обозначил весь блок тем, которые рассмотрел в своей проповеди. Переписчики бо­лее поздних веков озаглавили творение Илариона как «Слово о Законе и Благодати».

Илариона интересовали вопросы, связанные с происхожде­нием, сущностью, организацией, целями и задачами верховной власти. Он первым в отечественной истории поднял тему о взаимоотношениях отдельного человека и государства.ъ

Современная историография выделяет в тексте «Слова...» четыре произведения: собственно Слово о Законе и Благодати, Молитву, Толкование символа веры и Запись, сделанную Иларионом по поводу его поставления митрополитом в Киеве и сохранившую его личную подпись1 . Переписчики впоследствии объединили все произведения, приписываемые Илариону, поскольку по тематике и способам ее разрешения они были близки и озаглавили творение Иллариона как «Слово о Законе и Благодати».

Политико-правовые мысли в каждой из четырех частей «Слова…»:

1. а ) Взаимодействия Закона и Истины. Для средневековой культуры характерно употребление термина "закон" в теологическом и юридическом значении, так как закон

7

рассматривается как проводник чужой воли: государя. Под истиной Илларион понимает совокупность и теологических, и юридических правил. Истина связана с достижением христианином высокого нравственного статуса, с постижением Новозаветного учения и воплощением его требований непосредственно в своем поведении и деятельности. По мысли Илариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли еще совершенства, он дан им только "на приуготование Благодати и Истины". Закон и Истина не противопоставляются друг другу – напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Илариона с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина.

Закон сохраняет человечество, ограничивая насильственно эти столкновения. Закон - это первая ступень в развитии и совершенствовании человека.

Свободным делает человека познание истины, которая представляет собой свободу выбора и ответственность за свои действия. Таким образом, истина - это высшая ступень по отношению к закону. Он говорил: " Рабское исполнение внешних предписаний не есть свобода... Истина воспринимается благодаря закону, закон предтечие и слуга благодати и истины. Душа закона омывается водой закона, чтобы вместить молоко благодати".

Истина высшая ступень в сравнении с подзаконным состоянием

б) Выяснение происхождения, сущности и употребления власти для достижения во всех сферах социально-политической жизни нравственных начал.

Сущность государства (власти) – божественна, так как в своем назначении она реализует божественную линию. Носитель верховной власти – “причастник” и “наследник” небесного Царства. Происхождение власти – наследственное, а родословная современных князей Илларион исчисляет, начиная от “старого Игоря” (отца Олега). Политические успехи в стране Илларион связывает с наличием образованности и распространенности книжного знания.

Полномочия князя, его основные функции.

Власть должна употребляться “праведно”(законно). Этот тезис приводит автора к обсуждению формы правления, способов и методов реализации власти.

Князь должен быть “единодержцем” своей земли. Применяемая Илларионом формула “единодержец своей земли” означает в его понимании, представление о единодержавии как о единой и суверенной власти в пределах всей подвластной князю земли.

Правосудие необходимо совершать по закону и вместе с тем милостиво: “мало казни, много милуй”. Иллариону представляется наиболее приоритетным воздействие на человека милосердием, нежели суровым наказанием, которое противно самой природе человека.

Илларион первым в истории русской политической мысли создал образ правителя христианского типа, разработав нравственные критерии, которым он должен соответствовать. Впоследствии данная тема широко обсуждается в политической средневековой теории, а из близких Иллариону мыслителей найдет подробную разработку у Владимира Мономаха, который практически воспринял и развил весь комплекс идей, рассмотренных Илларионом. В дальнейшем они получат свое продолжение в произведениях Даниила Заточника, а затем станут активно обсуждаться в политической литературе Московского государства.

2. Ответственность князя перед подданными, обеспечение им мира. Князь обязан,

8

утверждает Илларион, “без блазна же перед Богом данные ему люди управившу”, ибо он несет отвественность “за труд паствы людий его”. Во второй части Иларион восхваляет князей земли русской.

3. В третьей части своего произведения, в которой в виде молитвы сформулированы пожелания своей стране на будущие времена, Илларион прежде всего советует правителям избавить страну от войн.

Кроме этого, 3-я часть трактата рассматривает определенные перспективы развития Русской государственности, выраженные в виде молитвы-пожелания. Прежде всего это:

1. Мощная верховная власть.

2. Высоко моральный облик правителя.

3. Законность происхождения и деятельности власти.

4. Мирный курс внешней политики.

5. Четко подчеркивается значимость Русской земли.

Основные политико-правовые взгляды, изложенные Илларионом в «Слове…»:

1. Утверждается идея о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивается, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ибо его учение равно распространяется на всех без исключения людей, независимо от расы, пола, возраста и социального состояния. Иларион осуждает притязания Византии на гегемонию во всем христианском мире.

2. Стремился показать международное значение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.

3. Источник верховной власти Илларион усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства», который обязан перед Богом отвечать «за труд паствы люди его», обеспечивать мир («ратные прогони, мир утверди, страны укороти») и хорошее управление. Князь должен быть мужественным, умным («острым умом»), мило­сердным и законопослушным. Ответственность русских князей за управление государством повышается еще и тем, что вели­кий князь киевский владычествует «не в худе бо и неведомой земле... но в русской, ряже ведома и слышима есть всеми че­тырьмя конце земли».

9



7. Общая характеристика политической и правовой мысли Древней Руси

Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности политических и правовых идей и взглядов, со­держащихся в текстах летописей, правовых памятников, произве­дений древнерусской литературы. Эти идеи и взгляды не склады­вались еще в политические и правовые теории, для их выражения использовались не специальные понятия и термины, а обыденный язык, общепринятый для общения в устной речи и на письме. Жанры произведений, в которых воплощалась политическая и правовая мысль, — это одновременно жанры и литературы, и устного твор­чества, такие, как: послание, поучение, слово, моление и т. п. То, что политические и правовые идеи и концепции излагались пре­имущественно в произведениях подобных жанров, явно указывает на их практическую направленность. Иначе говоря, политическая и правовая мысль Киевской Руси сама по себе была важным элемен­том практической политики. Не случайно поэтому, что среди твор­цов древнерусской политической и правовой идеологии явно пре­обладают государственные и церковные деятели — князья, митро­политы и т. д.

Эта укоренённость политической и правовой мысли Киевской Руси в реальную общественно-политическую жизнь была залогом ее самостоятельного развития — важнейшим фактором, ослабляв­шим влияние на нее чужеземной политической и правовой идео­логии.

На Руси сравнительно хорошо были известны политические и правовые идеи и концепции, выработанные в Византии. Однако, распространяясь в среде русского образованного слоя, они не мог­ли подчинить себе его сознание и деформировать тем самым рус­скую политическую и правовую мысль. Наоборот, византийская политико-правовая идеология сама неизбежно реформировалась на русской почве.

Содержание политической и правовой мысли Киевской Руси (в том виде, в каком оно дошло до нас в сохранившихся памятниках письменности) отличалось довольно большим разнообразием. Однако в нем можно обозначить целый ряд идей и концепций, повторяю­щихся из произведения в произведение, составляющих своего рода остов, каркас древнерусского политико-правового сознания.

Это в первую очередь концепция Русской земли. Это понятие получает в памятниках письменности Руси также политическое значение. Рус­ская земля — это в понимании русских мыслителей не просто тер­ритория, страна или обитель, но одновременно и нечто такое, что делает русских самостоятельным, независимым народом среди дру­гих народов. Русская земля — это то, о чем должны проявлять постоянную заботу русские князья. Только те князья прославля­ются в литературе, наделяются разнообразными положительными чертами, которые были заступниками Русской земли, которые защищали ее от внешних врагов и жизни своей не жалели ради нее, всегда готовы были голову свою сложить за Русь.

Любопытно, что раздробление единого государства Киевской Руси на ряд обособленных одно от другого в политическом отноше­нии княжеств было воспринято в древнерусской литературе не как раздробление его территории и соответственно исчезновение Рус­ской земли, но лишь как распад единого прежде княжеского рода на враждующие между собой группировки. В этой вражде, в кото­рой брат шел на брата, русские писатели усматривали главную причину всех несчастий, свалившихся на Русскую землю.

10

Идея ответственности князей перед Богом закономерно выте­кала из учения о божественном происхождении княжеской влас­ти, составлявшего стержень официальной политико-правовой иде­ологии Древней Руси. Духом данного учения проникнуты и рус­ские летописи, и послания митрополитов князьям, и различные литературные произведения. Учение о божественном происхождении верховной государ­ственной власти утверждалось в русском политическом сознании вместе с распространением в русских землях христианства. При­чем в общественных условиях Киевской Руси это учение все более отходило от византийского варианта. В Византии обожествление императорской власти служило глав­ным образом упрочению единодержавия императора, его вер­ховенства в системе государственного управления. Византийский император был (если не на практике, то в теории) единовластным правителем. Такой смысл и вкладывался в наименование его моно- кратором или автократором. В Киевской Руси великий князь назы­вался иногда аналогичными титулами: "единодержец", "самодер­жец".

Великий князь властвовал не один, а совместно со всем кня­жеским родом, с другими князьями — своими братьями, сыновья­ми и племянниками. Он был, скорее, первым среди равных, нежели подлинным единовластием. Круг обязанностей великого князя Киевского предполагался пре­дельно широким. Он должен был самолично осуществлять практи­чески все управленческие функции. В соответствии с этим в политической идеологии Киевской Руси в воспринятом вместе с христианством учении о божественном про­исхождении государственной власти главный упор делался на бо­жественность не сана властителя, а его обязанностей. Иначе гово­ря, в русском политическом сознании предполагалось, что тот или иной человек избирается богом на роль главы государства не для того, чтобы просто быть верховным властителем, но для служения Русской земле, для поддержания в ней порядка, защиты ее от врагов, отправления правосудия и т. п. Идеальный князь в русском политическом сознании — это князь-труженик, князь-воин.

Среди функций князя одной из важнейших считалась функция защиты православного христианства. Представляя князя охранителем православной христианской веры, русские мыслители касались тем самым проблемы соотно­шения светской власти и церковной. Эта проблема была одной из главных в политической и правовой идеологии Киевской Руси.

Русские мыслители пошли в решении проблемы соотношения светской и церковной властей своим путем, не приняв ни визан­тийского принципа диархии, ни римско-католической идеи безу­словного превосходства церкви над государством. Выработанный политико-правовым сознанием Киевской Руси принцип решения данной проблемы соответствовал сложившейся практике взаимо­отношений русских князей и церковных деятелей, тому реально­му месту, которое занимали в общественной жизни государство и церковь. В Киевской же Руси глава государства был распространителем христианства и в некотором смысле даже создателем церковной организации. От русских князей в огромной мере зависела судьба христианской религии и церкви на Руси.

Выражена этническая терпимость, отношение к пред­ставителям всех этнических групп как к людям, хотя и чужой веры, но имеющим равные права с православными русскими на житей­ские блага и защиту от бедствий, насилия, станет доминантой рус­ского политического и правового сознания на все последующие эпохи русской истории.

11

Киевская Русь изначально была полиэтническим государством, открытой как для торговли с ино­земцами, так и для самых различных религиозных влияний. При таких условиях свободы и открытости, существовавших на Руси, прочность и цело­стность государственного организма в огромной мере зависели от сохранения идеологического, мировоззренческого единства правя­щего и образованного слоя общества. Этим и объясняется та особая забота, которую проявляли деятели православной церкви о миро­воззрении русских князей, и те усилия, которые они предпринима­ли для сохранения незыблемости православной веры — правосла­вие было государственной религией, составляло идеологический ске­лет государственного организма.

Другой парадокс заключался в том, что на Руси христианская церковь, в отличие от церкви на Западе, выступала за усиление центральной государственной власти и всячески стремилась сохра­нить единство государственной организации. В среде церковных деятелей Киевской Руси было принято воздавать моления не толь­ко за православных христиан, но и за землю Русскую. Русский церковный деятель часто выступал в своих произведени­ях с позиций государственного деятеля, отстаивая интересы ве­ликокняжеской власти, возвышая государство над церковью. Го­сударственный же деятель нередко представал в своих трудах как церковный проповедник и смотрел на государственную власть так, как должен был бы смотреть священнослужитель, а не князь.

Русские князья описываются в летописях не только как пол­ководцы, но и как подвижники культурного поприща и часто про­славляются исключительно в последнем качестве.

Литература Киевской Руси, как и всякая художественная ли­тература, мыслила образами. Однако во многих случаях эти обра­зы создавались для того, чтобы выразить политические идеи. Чем более высокохудожественным по своему содержанию было то или иное произведение, тем более политическим по значению оно ока­зывалось. Поли­тические идеи, которые выражала в рассматриваемую эпоху рус­ская литература, были настолько жизненно важными для русской государственности, они в такой большой степени затрагивали жиз­ненные интересы русского общества, что напрочь исключали спокой­ное логическое рассуждение, а значит, и форму сухого научного трактата. Русский мыслитель, желавший высказать такие идеи, неизбежно должен был стать страстным обличителем или проповед­ником. Русская политическая мысль зарождалась с появлением среди русских сознания ответственности за судьбу своего отече­ства — Русской земли, государства с кратким, как выкрик, назва­нием "РУСЬ".

12


Заключение

Периодизация развития политической мысли России совпадает с этапами в становлении и развитии русской государственности. Развивающиеся социальные противоречия, порой выливавшиеся в восстания городских низов Киева во второй половине XI — начале XII в., необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников и упрочения независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия, были главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Все это обусловило цель и задачи работы — показать развитие во времени политико-правовой идеологии России, определить этапы ее развития и факторы, оказавшие свое влияние на ее формирование.

К памятникам древнерусской литературы, отображающих актуальные для того времени политико-правовые идеи, относятся «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (1049 г.), летопись «Повесть временных лет» (1113 г.), «Поучение Владимира Мономаха» (1125 г.), поэма «Слово о полку Игореве» (XІІ ст.), «Моления Даниила Заточника» (1229 г.) и др.

Главные идеи этих произведений – равноправие русского народа с другими европейскими народами; – единство русской земли; – защита угнетенных от нарушений законов внутри страны. Государственная деятельность представала при этом как служение Русской земле, а также началам правды, справедливости и добра, воплощенным в православной христианской религии.

Факты показывают, что политико-правовая идеология Руси была не просто отражением практики политических отно­шений. Эта идеология создавалась для того, чтобы активно влиять на данную практику, определять характер политического поведе­ния государственных деятелей. Политическая и правовая мысль, выработанная в 11-14вв., не исчезла. Эти идеи вли­лись в политико-правовую идеологию Московского государства, вступив в симбиоз с новыми идеями, став в определенных случаях даже их корневой основой. Русь сумела сохранить свою религию, систему управления, культуру в условиях татаро-монгольского ига. На протяжении всего ордынского ига Русь боролась за обретение своей независимости, однако только с ликвидацей феодальной раздробленности, сплочение земель вокруг Москвы, утверждением сильной великокняжеской власти иго было побеждено. Так политико- правовые идеи Древней Руси продолжили свою жизнь в последующих эпохах рус­ской истории.

При написании курса я особо выделила личности и их учения, оказавшие мощное влияние на историю человечества и на повседневную жизнь людей. Подобные исключительные личности, достойные похвалы или порицания, всегда будут интересны людям: ведь именно они создавали реальный мир и в том числе мир идей, в котором мы все сейчас живем. Особо выделяя ряд личностей, я исходила не просто из их известности или престижа, а из степени влияния на ход истории, а это не всегда совпадает.

Чем точнее и ярче эти взгляды смогли выразить потребности общества, тем чаще они выходят за пределы отдельной страны и начинают оказывать влияние на духовную жизнь других стран, а иногда и всего мира.

13

Списоклитературы.

1. Беллярминов И.И. Курс русской истории.

2. Борисов Л.П. Очерки истории политических учений.

3. Рыбаков Б.А. Рождение Руси.

4. Бутромеев В. Русская история для всех.

5. Дугин А.Г. Философия Политики.

6. Илларион. Слово о Законе и Благодати.

7. История политических и правовых учений.

8. Кучер В.В. История политических и правовых учений

9. История политических и правовых учений: Учебник для И90 вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесяниа. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. - 944 с.