Главная              Рефераты - История

Хунну 2 - реферат



План
Введение
1 Легендарное происхождение
2 Переход через Гоби
3 Начало набегов на Китай
4 Хуннская держава
5 Устройство державы
5.1 Шаньюй
5.2 Хуннуские роды
5.3 Чины у хунну
5.4 Право
5.5 Военное дело
5.6 Дань

6 Хунну в Китае
7 Этническая принадлежность


Список литературы

Введение

Хунну (монг. хүннү, кит. 匈奴 сюнну ) — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Вели активные войны с китайской империей Хань. Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену. В ходе войн с Китаем консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. В результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц хуннуская держава распалась.

Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дало начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны.[1] Многие хунну смешались с северными китайцами, а другие с сяньби.

О хунну известно из древнекитайских источников и из археологических раскопок их памятников, первые из которых были проведены в конце XIX — начале XX века Ю.Д.Талько-Гринцевичем (суджинские могильники у города Кяхта), а затем наиболее значительные находки были сделаны в начале XX в. П. К. Козловым (ноин-улинские курганы в долине Селенги).

1. Легендарное происхождение

В III тыс. до н. э. китайцами правил император Хуан-ди. Предки китайцев вели непрекращающиеся войны с другими племенами, такими как жуны (жун) — «рыжеволосые дьяволы» и ди. Отмечено племя «хунь-юй», это племя жило в степях севернее жунов.

Согласно китайским источникам, когда примерно в 1764 году до н. э. в Китае была свергнута династия Ся, Шун Вэй (淳維), сын последнего правителя Ся Цзе, бежал на север, и с ним бежали многие подданные. На южной окраине Гоби они встретили племена сяньюнь и хуньюй и со временем смешались с ними. Не исключено, что племена южной окраины Гоби происходили от древних монголоидных племён Китая и тех европеоидов, которые в то время расселились до Монголии (см. тагарская культура, пазырыкская культура, таримские мумии).

2. Переход через Гоби

В XIII веке до н. э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную. Лев Гумилёв считал, что хунну самостоятельно освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни. Также есть версия, что хунну многое переняли у индоевропейцев и развили их навыки.

3. Начало набегов на Китай

За 300 лет с момента переселения на север число хунну выросло и они напали на Чжоу в 822 году до н. э.. Китайцы отбили набег, и о хунну не упоминалось в течение 500 лет. В это время в степях Монголии и Забайкалья сложилась культура плиточных могил, вероятно, принадлежащая ранним хунну, скелеты в могилах относятся к палеосибирскому типу.

4. Хуннская держава

В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. э., когда их набеги на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену. Угроза со стороны хунну усилилась в III в., когда кочевники образовали мощный племенной союз во главе с правителем-шаньюем. Хуннуская держава покрывала значительную часть Монголии и Южной Сибири, простираясь от Маньчжурии на востоке до Памира на западе.

Хунну были прекрасными всадниками, а их войско состояло из 300 тысяч конных лучников. Колесницам, которые составляли основу китайской армии, было сложно противостоять их набегам. Строительство Великой китайской стены было призвано обезопасить северные пределы Китая от хунну, но задача эта не была решена полностью. Китайские правители пытались склонить кочевников к китайскому образу жизни богатыми дарами и дипломатией, многие китайские принцессы были отданы в брак хуннуским вождям.

Разгром хуннуской державы связан с именем императора У-ди, который привлёк на свою сторону всех врагов хунну и смог взять ядро державы шаньюев в тиски. Благодаря этим мероприятиям китайцы на порядок расширили свои знания относительно степных народов и своё влияние среди них, а держава хунну ок. 51 г до н. э. раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию. В этот период триумфа ханьской государственности император утвердил свою власть над территориями, которые теперь составляют Синьцзян и Ганьсу.

5. Устройство державы

5.1. Шаньюй

Шаньюем называли главного из 24 старейшин хунну. Первоначально шаньюя избирали на съезде старейшин, но Модэ основал династию шаньюев. Выборы шаньюя сохранились, как условная процедура при передачи власти новому шаньюю, который указывался в завещании предыдущего.

5.2. Хуннуские роды

Род шаньюев назывался Си Люань-ди. У хунну было три знатнейших рода: Хуянь, Лянь, Сюйбу. По предположению Гумилёва род 藍 «лань» — "сине-зелёный" происходил от китайского принца Шун Вэя. Шаньюй брал жён только из этих родов. Важные должности в державе также передавались внутри этих фамилий, так, Сюйбу были судьями. Остальные роды имели своих старейшин, которые располагали собственными войсками.

5.3. Чины у хунну

В китайских хрониках упоминается наличие у хуннов сложной системы чинов. Высшие чины делились на «восточные» — старшие и «западные» — младшие. Высшие чиновники были все ближайшие родственники шаньюя:

· 1. Чжуки-князь. Восточный Чжуки-князь — обычно наследник престола

· 2. Лули Князь

· 3. Великий предводитель

· 4. Великий Дуюй

· 5. Великий Данху

Обычные чиновники назывались «гудухоу». Чины у родовой знати не зависели от шаньюя.

5.4. Право

Хунну пользовались Обычным правом. Суд протекал в пределах 10 дней. За нападение или кражу полагалась смерть, были и иные наказания. Модэ предусмотрел смертную казнь за воинские преступления.
Существовало патриархальное рабство, нет упоминаний о долговом рабстве и работорговле.

5.5. Военное дело

Каждый хунн был воином. Войско хуннов формировалось по родовому признаку. Всего в войске хунну было 24 военачальника, каждый из которых носил титул ваньци (темник) и командовал десятитысячным отрядом. Китайцы оценивали войско хунну в 300 000 всадников, главным образом конных лучников. Вполне возможно что эта цифра завышена, как и во многих исторических докуметах Китая. Хунну старались вести маневренную войну, изматывая противника и ведя дистанционный бой в рассыпном строю. Хунну успешно применяли охваты с флангов, ложные отступления и засады. Всё захваченное в бою становилось собственностью воинов. Средства дистанционного боя (луки и стрелы, являвшиеся их основным оружием) и снаряжение (колчаны) были типичными для кочевников. В ближнем бою хунну сражались мечами и короткими копьями. Также использовались прямые однолезвийные палаши и кинжалы. Хуннские воины носили доспех из небольших железных пластин.

5.6. Дань

Хунну не платили налоги шаньюю. Зато шаньюй мог собирать дань с покорённых народов: дунху платили лошадьми и шкурами, оазисы Туркестана — продуктами земледелия, тангуты — железом, мехами платили северные племена. Китайцы иногда присылали ценные «подарки» — шёлк и предметы роскоши.

6. Хунну в Китае

По мере ослабления ханьской державы её правители стали привлекать вождей хунну для охраны северных пределов Китая. Эти вооружённые формирования не раз поднимали оружие против самих китайцев. Их вмешательство во внутренние дела Китая стало особенно активным после падения империи Хань и наступления периода Троецарствия. В 304 г. один из хуннуских военачальников, Лю Юань, провозгласил себя шаньюем всех хуннуских федератов и императором государства Северная Хань. Право на это ему давало происхождение (по женской линии) от ханьских императоров Китая. В 329 г. династия Лю Юаня была свергнута другим хуннуским военачальником, Ши Лэ.

7. Этническая принадлежность

Вторжения разрозненных отрядов хунну в китайские пределы продолжались на протяжении IV в., однако после V в. их имя уже не упоминается в китайских источниках. К этому времени господствующим этносом степи стали тюркюты, создавшие Тюркский каганат. Нельзя отрицать сходство многих обычаев тюркютов и хунну, однако вопрос о языковой принадлежности последних пока остаётся открытым. Хотя распространено мнение о тюркоязычности хуннов, но его сторонники не отрицают некоторых иранских заимствований; также выдвигались предположения об отнесении хуннского языка к иранским (близким сака) или енисейским (Пуллиблэнк). Некоторые ученые (Б.А. Серебренников) считают наследником хуннского языка чувашский(булгарский) язык. Прототюркский-чувашский язык является особо архаичным и содержит много слов корнем хун. Хунаща-тесть, хунама-теща,хунать-множиться. Известно хунны как и булгары были солнцепоклонниками, и в чувашском языке солнце смотрит, а не светит.

Сделанные Козловым в ноин-улинских курганах находки (в частности, ткани, ныне в Государственном Эрмитаже) в большинстве случаев происходят из Китая, Ирана либо Византии, что свидетельствует о размахе торгово-дипломатических связей народа хунну.

Литература

· Лев Гумилёв. «История народа Хунну»

· Давыдова А. В. Иволгинское городище. Археологические памятники сюнну, вып. 1. – СПб.: Фонд «Азиатика», 1995. – 287 с.

· Давыдова А. В. Иволгинский могильник. Археологические памятники сюнну, вып. 2. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1996. – 176 с.

· А.В. Давыдова, С. С. Миняев. Комплекс археологических памятников у села Дурены. Археологические памятники сюнну, вып. 5. СПб.: Фонд «Азиатика», 2003 г.

· А. В. Давыдова, С. С. Миняев. Художественная бронза сюнну. Археологические памятники сюнну, вып. 6. СПб.: «ГАМАС», 2008 г.

· Коновалов П. Б. Хунну в Забайкалье (погребальные памятники). - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976. 248 с.

· Крадин Н. Н. Империя Хунну. Владивосток: Дальнаука, 1996. 164 с. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 2001/2002. 312 с.

· Миняев С. С. К проблеме происхождения сюнну//Информационный бюллетень МАИКЦА, вып.9.М. 1985, сс.70-78.

· Миняев С. С. К хронологии сюннуских памятников Забайкалья// Тезисы конференции "Ранние кочевники Средней Азии".Л.1975

· Миняев С. С. Раскопки хуннских поселений в Забайкалье// Археологические открытия 1974 Г. М.1975 (совместно с А.В.Давыдовой).

· Миняев С.С. К выделению гуннских памятников Сибири//Материалы конференции "Методические аспекты археологических исследований в Западной Сибири". Томск, 1981.

· Миняев С.С. К проблеме ранних и поздних памятников сюнну// Древние культуры Северной Азии и их охранные раскопки. Новосибирск.1988

· Миняев С.С. Сюнну//Исчезнувшие народы. М.1988

· Миняев С.С. Дурены-2: многослойное поселение в Западном Забайкалье//Советская археология, вып.2, 1988 г.

· Миняев С.С. Азиатские аспекты "гуннской проблемы"//Археология и этнография Южной Сибири. Барнаул. 1990

· Миняев С.С. Дырестуйский могильник и проблема периодизации сюннуских памятников// Исторические чтения памяти М.П.Грязнова. Омск.1987

· Миняев С.С. Оседлость у сюнну//Материалы советско-французского симпозиума в Алма-Ата.1987 г.

· Миняев С.С. Новый тип погребений сюнну на севере КНР//Общество и государство в Китае, вып.ХХ.М.1989

· Миняев С.С. Социальная планиграфия погребальных памятников сюнну //Материалы 4 конференции "Скифо-сибирский мир". Кемерово .1989

· Миняев С.С. "Сюнну лечжуань" и проблема ранней истории сюнну//Общество и государство в Китае, вып. ХХ1.М.1990

· Миняев С.С. Зона скифского мира на северо-востоке КНР//Общество и государство в Китае, вып. ХХII.М.1991

· Миняев С.С. О дате появления сюнну в Ордосе//Проблемы хронологии в археологии и истории. Барнаул.1991

· Миняев С.С. К хронологии и периодизации скифских памятников Ордоса//Тезисы конференции "Периодизация и хронология археологических памятников Сибири". Барнаул.1990

· Миняев С.С. Дырестуйский могильник и основные проблемы археологии сюнну // Древние культуры и археологические изыскания. С-Пб, 1991.

· Миняев С.С. Художественная бронза сюнну: проблема формирования сюжетов и образов// Проблемы культурогенеза и культурного наследия. Материалы к конференции, часть III. С-Петербург,1993,

· Миняев С.С. Древности гуннской эпохи, вып.1 (буклет из серии "Сокровища Кяхтинского музея"). С-Пб.1993

· Миняев С.С. Кочевники Азии и эпоха сюнну \\ Взаимодействие древних культур и цивилизаций и ритмы культурогенеза. С-Пб, 1994, сс. 64-66.

· Миняев С.С. Дырестуйский могильник.Археологические памятники сюнну, вып. 3. СПб., “Европейский дом”, 1998.

· Миняев С.С. Сюннуский культурный комплекс: время и пространство //Древняя и средневековая история Восточной Азии. Владивосток, 2001, сс. 295-305.

· Миняев С.С. К проблеме генезиса средневековых подбойных погребений Южной Сибири // Вопросы военного дела и демографии Сибири в эпоху средневековья. Новосибирск Издательство Новосибирского университета, 2001, cc.123-129.

Список литературы:

1. Хунну

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Хунну