Главная              Рефераты - История

Эволюция внешней политики России в 90-ые гг - реферат

2. Эволюция внешней политики России в 90-ые гг. Появление современной России стало во многом революционным процессом, поэтому у руководства не было четкого представления о новой внешнеполитической стратегии.

Так МИД СССР до конца оставался главным органом как исполнения, так и формирования внешнеполитических решений.

На начальном этапе существования РФ МИД выглядел достаточно слабо на фоне других органов, формирующих внешнюю политику.

1-ая попытка сформулировать внешнеполитическую концепцию была предпринята 31 января 1992 г. Ельцин выступал на специальном заседании Совбеза ООН. Он заявил, что Россия рассматривает Запад не только как партнера, но и как союзника, и провозгласил дальнейшую деидеологизацию внешней политики. Он предложил программу стратегической оборонной инициативы, а также создать механизм быстрого реагирования для борьбы с конфликтами в их «зародыше». Он д.б. стать инструментом в руках Совбеза. В 1992-1993 гг. Россия по экономическим ресурсам не могла участвовать в данных проектах, даже если бы запад откликнулся на них. Эта концепция союзничества становится официальной внешнеполитической концепцией. Спустя 2 недели министр иностранных дел РФ Козырев на конференции в Женеве еще раз озвучил ее принципы.

Одновременно с президентской внешнеполитической концепцией формируется альтернативная ей, созданная в Верховном Совете (озвучил Хасбулатов). На конференции в МГИМО, где присутствовали также Козырев и Примаков, он озвучил ее основные принципы. Концепции имели некоторые общие положения: деидеологизация внешней политики, проведение ее мирными способами, развитие демократии и т.д. Но были и существенные отличия. Так Хасбулатов заявлял, что Россия не должна забывать о традиционных внешнеполитических связях, было бы огромной ошибкой их разорвать: бывшие соц. страны, арабский Восток, Азия, Африка, постсоветское пространство.

Первый официальный документ, отражающий внешнеполитическую концепцию РФ, появился в конце апреля 1993 г. и назывался он «Основные положения концепции внешней политики РФ». Он был утвержден указом президента РФ. Это было сделано в обход парламента. Позднее концепция была подкорректирована и потеряла ярко выраженный американоцентризм. Однако концепция не стала прямым руководством к действию. На практике главным направлением сотрудничества оставалось западное направление. Сотрудничество в рамках СНГ находилось на периферии из-за его недооценки. Тогда на повестке дня стояли 2 острые проблемы: экономический дисбаланс (стране были необходимы инвестиции в экономику) и ядерный статус России (США оказали давление на Украину и Казахстан, чтобы те отказались от претензий на ядерное вооружение).

ВПК в начале 1990-ых гг. практически не функционировал. Проблема перевооружения была очень остра. Необходимо было сокращать вооружение. Так появились договоры СНВ-1 и СНВ-2. Однако они не были паритетными. Т.о., в исполнении внешнеполитической концепции намечались существенные перекосы. Кроме того, она существенно игнорировала политические реалии.

Серьезная попытка изменить ситуацию связана с деятельностью Примакова. С 1996 г. он становится главой МИДа. Свои взгляды он сформулировал в окт. 1996 г. примаков публикует программную статью в «Независимой газете», где он пропагандировал идею многополярного мира. Он утверждал, что всем странам необходимо отказаться от разделения гос-в на ведущих и ведомых. Примаков писал, что нельзя допускать, чтобы кроме старых линий разделения возникли еще и новые. Говорил он также о необходимости демократизировать МЭО, их нельзя использовать в политических целях (транши, кредиты, предоставляемые Западом России, поставки продовольствия). Примаков также подчеркнул, что российская внешняя политика д.б. активна во всех направлениях. Особо он выделял восточное направление. Примаков особый акцент делал на равноправном партнерстве.

Важным этапом в развитии внешнеполитической концепции РФ стал 1999г. Тогда Россия была вынуждена присоединиться к экономическим санкциям, направленным против Сербии (отказ поставлять нефтепродукты). РФ предлагала себя на роль арбитра в конфликте, но Запад отверг это предложение. Существовала устная договоренность с Госдепом США не начинать войну, пока Примаков не прилетит в Америку с новым пакетом предложений. Однако США начинают военные действия, когда Примаков был в воздухе над Атлантикой и Евгений Максимович разворачивает самолет и летит обратно в Москву. Вторым событием, повлиявшим на формирование нового общественного мнения, стал заброс чернилами американского посольства.

В августе 1999 г. были совершены террористические акты в Москве и Волгодонске. Чеченские боевики вторгаются в Дагестан, пытаясь расширить за счет его контролируемую территорию, что позволило связать эти события с международным терроризмом. Проблема международного терроризма была отражена в концепции внешней политики РФ 2000 г., за год до терактов в США. Впервые в России после распада СССР возникла угроза национальной безопасности. Страна столкнулась с необходимостью в сжатые сроки усилить меры безопасности, что и отразилось во внешнеполитической концепции. Уже 1999 г. заставлял менять ориентиры. Однако на практике внешнеполитический курс менялся не сразу.