Главная              Рефераты - История

Каролингское возрождение 2 - реферат

Вступление

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполнением функции. Одним из самых ярких и показательных явлений такого рода в франкский монархии является каролингской возрождения. Культура этой эпохи необычная - в странном соединении небесного и земного, спиритуального и грубо телесного, мрачного и комичного, жизни и смерти .... Чтобы оценить величие и чудо каролингского возрождения, нужно представить колорит тех времен, представить огромную Франкское монархию. Благодаря Эйнхарду - художнику каролингского возрождение и его труда "Жизнь Карла Великого", мы можем оценить вклад Каролингов в культурное возрождение франкской монархии, где происходило собрание лучших представителей западной образованности при дворе императора, воспитание целого поколения богословов, ученых и литераторов, И оживление старых центров культуры, при создании новых в аббатствах и епископских городах. Искусство каролингского возрождения возродило такие признаки, как утверждая характер, энергичный оптимизм, цельный взгляд на мир, балансирование на грани реального и воображаемого. Произведения каролингской писателей составили после Раннего Средневековья новый слой знаний, виявшихся в распоряжении образованных людей последующих веков.

Осталось ли от этой эпохи что-нибудь, без чего трудно себе представить внутренний мир современного человека? На этот вопрос много ответов - это и капелла Карла Великого в Аахене, и многочисленные соборы каролингской эпохи, и произведения Алкуина и Эйнхарда. Эта тема очень актуальна, в последние годы люди все чаще стали интересоваться возрождением, ведь многие из них ищут духовное возрождение в себе. Факт того, что каролингской возрождения - это луч света во тьме варварства и невежества, интересует и захватывает нас. Каролингской эпоха была отмечена значительным подъемом и расширением образованности, развитием литературы и искусств, живым и активным интересом к античному наследию и к философии раннехристианских мыслителей, что имело большое значение для прогресса франкской культуры, несмотря на то, что широкие массы не участвовали в этом движении.

Появился новый мир, возникший из-за постепенного слияния римского и варварского миров. В этом варварские-христианском мире наметился решающий перелом: в мировоззрении выступила на первый план христианская составляющая с ее индивидуалистическим началом, сначала сконцентрированным на абсолютной личности Бога. Больше всего в каролингской эпоху стремились органично соединить земные поступки императора с идеей, конечности исторической судьбы и представлением о конце света. Апокалиптическое видение Небесного Иерусалима, границы и прообраза истории человечества, спасителем которого стал Христос, образ которого постоянно встречается на миниатюрах, иллюстрациях книг, создатели которых пользовались удивительно красивым каролингской письмом. Наиболее важные архитектурные новшества в церковном строительстве Каролингов связанные с замыслом, превративший в единое целое церковь и империю. Во всем чувствуется стремление вписаться в римско-византийскую культурную традицию. Стремление к монументальности в каролингской зданиях выдает программную установку на римскую цивилизацию. Восстановление Римской империи было задумано Карлом Великим сразу на многих уровнях. Поэтому происходит взаимопроникновение классических форм и воплощение новых религиозных и государственных идеалов. В следствии этих процессов каролингской возрождения можно назвать античным возрождением.

Основная часть

Франкское монархия (VIII-IX вв.)

1. Эпоха Каролингов

Потомки Пипина Геристальського стали чиновниками объединенной Франкского государства и положили начало новой династии франкских королей, которые получили свое название по имени своего самого яркого представителя - Карла Великого - Каролингов. За время своего правления им удалось объединить почти все христианские народы Франции, Германии и Италии, и папа римский Лев III короновал Карла как первого императора Священной Римской империи. Культура франков значительной мере была подчинена военно-политическим и административным задачам, стоявшим перед династией Каролингов, стремившихся укрепления своей власти на всей территории империи. [8, 62]

Варвары и римляне постепенно смешивались. Постепенно росло число смешанных браков. Также смешивалась и культура. До нас дошли произведения искусства VII века, свидетельствующие о необычных изменения во вкусах. В каменной архитектуре еще сохраняется зависимость от античных образцов. Но декоративное искусство - и в украшении стен, и

в иллюстрации книг, и в ювелирных изделиях - совсем другое.

Мастера все более неумело передают пластика тела (может быть, из отвращения к нему), они отдают предпочтение изображению животных, природы, фантастическим образам и орнаментам. На место свободного воздушного рисунка приходят переливы красок и заполнения пустот. При этом христианство стремится быть наблюдательным и использует возможности искусства варваров для своих целей. Это было возрождение через вторичное открытие античного искусства. Расцвет архитектуры - всего с 768 по 814 годы было построено примерно 27 соборов, 232 монастыря, 65 дворцовых ансамблей. В каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существующих монастырей. Общий пидем искусства во времена Каролингов не увлекает монументальную скульптуру. Известны только некоторые каменные рельефы, выполненные еще в духе Меровингов. [1,224-225] Одним из главных нововведений было преимущественное выполнения литургии в ограниченном пространстве. Решающим фактором в развитии искусства было достижение согласия новой империи и Церкви. Это нашло отражение и в ходе развития изобразительного искусства и архитектуры. Развивается искусство книжной миниатюры, которые украшались изоморфные заставками из стилизованных фигурок животных. Эпоха Каролингов оставила нам замечательные памятники книжной миниатюры. В монастырских скрипториях и библиотеках переписывались, иллюстрировались и хранились христианские и античные тексты религиозного и светского содержания. Из книжных памятников того времени наиболее известное "Евангелие Карла Великого" (до 800 г.), "Ахенский Евангелие" (нач. IX в), "Утрехтским Псалтырь" (около 820 г.), в которой пером и чернилами в четкой графической манере выполнены иллюстрации на библейские темы. И если ирландские миниатюрист предыдущей эпохи тяготели к бурным проявлениям фантазии и отвлеченности образов, то при дворе Карла Великого предпочитали правдоподобия. Это искусство требовалось для украшения стен и сохранение памяти о прошлых событиях. После смерти Карла 11 сентября 813, года Людовик был коронован и получил императорский титул. Правление его потомков пришлось на совершенно иную эпоху.

2. Жизнь Карла Великого

Карл - франкский король (768-814), коронованный в Риме в 800 г. императором Запада. Карл Великий создает первую средневековую империю. С конца VIII в. до последней трети IX в. каролингской искусство переживает расцвет. Карл создал огромную державу, включавшую в себя современную Францию, Германию и Италию. Он был достаточно образованным монархом и благоприятно относился к Церкви Управление во владениях Карла Великого в основном находилось в руках священников. Священники были самыми образованными людьми того времени, поэтому Карл доверял им много функций в своем государстве.

Карла считают самым монархом Средневековья. Он был воином, законодателем, основателем империи, покровителем искусств и наук. Вот как его описывает ученый-поэт Эйнхард: "Карл был широк в плечах и крепкий, высокий ростом, но не чрезмерно, около семи футов (чуть более 190 см). У него была круглая голова, большие живые глаза, прекрасное длинные волосы, открытая веселая лицо. Таким образом, снаружи, как сидя, так и стоя, он делал неизгладимое впечатление человека властного и достойной ... Его отличали уверены жесты, мужественная осанка ...".[ 7,223-238]

Карл считал себя верным сыном и слугой Церкви и хотел, чтобы его империю объединяла, прежде всего, христианская вера. Он объединил западный мир политически, а крещением попытался объединить его духовно. В церковную жизнь он утручався, чтобы улучшить дисциплину епископов, клириков и монахов. При нем произошло очень характерное для Средних веков смешение духовного и светского. При этом характера при дворе были достаточно свободны, если не распущены, впрочем, как и нравы жизнь тогда вообще. Зато в этом еще напивварварському быту расцветает придворную жизнь, полная живого культурного общения. Под председательством Карла собираются заседания "Королевской Академии" - нечто вроде светского увеселения, которому отдаются близкие к государю лица. Они читают и обсуждают стихи древних и свои собственные произведения, спорят о важных философско-богословские вопросы. В окружении Карла, собравшее вокруг себя лучших представителей тогдашней образованности: англосаксов, итальянцев, испанцев и франков, оживают литературные нравы и формы конца империи. Он окружал себя учеными (Алкуин, Павел Диакон, Эйнхард, Рабан Мавр, Теодульф) и, пользуясь их советами и содействием, стремился дать образование духовенству и народу. Особенно он заботился об устройстве школ при церквях и монастырях, при своем дворе он устроил род академии.

Сам Карл брал в Алкуина уроки грамматики и начал составлять грамматику немецкого языка. Он работал также над исправлением текстов Евангелий и уже в преклонные годы пытался выучиться тяжелом искусству каллиграфии. Он пытался выучить иностранные языки и искусство счета, но писать так и не научился, хотя добавлял к этому немало усилий:

"Для этого возил с собой на постели под подушкой дощечки и листики, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы, но имело успеха имел труд, начата не в свое время, слишком поздно" * - так гласит биограф. Карл Великий также придавал значения, образовании своих детей, чтобы как сыны и дочери в первую очередь обучались свободным искусствам, которыми он занимался и сам. Карл приказывает записывать немецкие былины и заботится о сложении немецкой грамматики. Карл выстроил дворцовый ансамбль, имел действительно сделаны пропорции, строго ориентированный по сторонам света, в комплексе которого оказались, объединены все необходимые помещения. Карл Великий праздник и преданно почитал христианскую религию, в которой был наставлений с детства. Вот почему он воздвиг в Аахене исключительной красоты базилики, украсив ее золотом, серебром, светильниками, а также вратами и решетками из цельной бронзы. Поскольку колонны и мрамор для этой постройки нельзя было достать где-либо еще, он позаботился о том, чтобы его привезли из Рима и Равенны. С 807 года Аахен стал настоящей столицей империи, где Карл проводил много времени. Именно здесь заседали самые крупные ассамблеи, принимались важнейшие решения. Нередко традиции искусства письма разных стран переносились в далекие края, где различные влияния переплетались так, что их невозможно было отделить друг от друга. Это смешение, вполне вероятно, создало почву для появления общепризнанного, унифицированного письмо. Такое письмо, известный под названием каролингского Минускул (по имени династии Каролингов). Минускул сделал строку более экономичным, в нем содержалось большее количество букв, он стал самым красивым и загадочным из всех видов латинского письма.

__________________________

* Росспен В.К. Историки Каролингской Эпохи. - М., 1999 .- С. 224

По приказу Карла, под руководством Алкуина в монастырях

возрождались или учреждались скриптории (помещения для переписки и хранения рукописей), причем копирование производилось столь быстрыми темпами, Что львиная доля всего наследия

античности дошла до нас усилиями именно той эпохи. Новый дух восторжествовал в памятниках, вышедшие из придворной мастерской Карла в период до 810 года. Вместе с работой Годескалька их объединяют в "группу Ады", по имени аббатисы Ады, для которой была выполнена Евангелие. Импульс учености, который дал Карл Великий, продолжал действовать в течение целого столетия после его смерти империя, созданная Карлом Великим, распалась уже в течение следующего столетия. [9,61-63]

РоздилII

Культура каролингской эпохи

1. Архитектура и живопись

Архитектура эпохи Каролингов была ориентирована на римские образцы. Это базилики, центричные храмы, выполненные в камне, дереве или смешанной технике. Внутренний декор составляют мозаика и фреска. Постепенно усиливается оборонительный характер храмов (на храмах появляются башни). В искусстве наметился варварские-христианский синтез с решающим перелом: в мире выступила на первый план христианская вера сконцентрирована на Абсолютному личности самого Бога[5,138-139] Памятником архитектуры того периода является капелла Карла Великого в Аахене, строительство которой началось в 798 году. Она является частью замечательного Ахенский собора. Строителем капеллы, хроники называют зодчего Одо из Меца. Здание представляет собой шестнадцятигранник, в который вписан восьмиугольный в плане внутренний зал. Своды и стены капеллы покрывали великолепные мозаики, выполненные на золотом фоне. Винтовые лестницы, проложенные в толще стен капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные. Также в Аахенскую капеллу были перевезены из Равенны мраморные колонны и облицовочные материалы из разрушенного дворца готского короля Теодориха. В Ахенский капелле впервые в европейском зодчестве выражена идея государственности, строгой власти силы.

История строительства величественного Домского собора в Аахене такая: Еще Пипин Короткий - отец Карла Великого, построил на месте римского храма небольшую королевскую капеллу. В 794-800 годах по требованию Карла Великого здесь возводится необычный собор, имеющий в плане форму Восьмиугольника - (Октагон). Число 8 было выбрано не случайно - на восьмой день после распятия воскрес Христос, и бывший императорский собор в Равенне также был восьмиугольным. Мраморные массивные пилястры с высокими арками, за которыми скрываются входы в боковые капеллы, двухъярусные залы, прекрасные витражи хоров и торжественная простота его линий никого не могут оставить равнодушным. В центре собора на 27-метровом цепи подвешен восьмиугольный светильник, подаренный императором Фридрихом Барбароссой по случаю канонизации Карла Великого. Форма и филигранные украшения этого светильника чрезвычайно символические: это и восьмигранная корона, и крепостные стены и башни Иерусалима. В глубине собора установлен саркофаг, где покоятся останки Карла Великого. Саркофаг украшен многочисленными посеребренными рельефами и драгоценными камнями. Напротив и чуть выше хоров, на первом ярусе собора установлен мраморный трон Карла Великого. После темной капеллы хор собора поражает обилием света. Тринадцать огромных стрельчатых окон высотой в 25 метров заливают пространство хора всеми цветами радуги: в окна вставлены многоцветные витражи. Среди драгоценностей собора выделяется крест Лотаря, изготовленный в конце 10 века с сардоникс и украшен камеей Августа, чеканным золотом и великолепными драгоценными камнями. [4,304]

Появляются первые христианские храмы - базилики, что до нашего времени практически не сохранились. Сохранились только отдельные дома центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные в плане), чаще всего это так называемые баптистерием (крещальней). Пример - строительство вестверкив, огромных башен, приставленных к фасаду церкви. Это квадратные в плане сооружение с двенадцатью проемами (окнами и арками), по образу Небесного Иерусалима. Их возводили у западной стены собора чтобы принимать императора в особо торжественных случаях.

Везде в зданиях этого рода - от Корвейского аббатства на Везер к Сен-Жермен-дьоссеруа, а позже - в соборе Святого Михаила в Хильдесхайм - зеркальная симметрия в расположении вестверкив сообщала домовые уникальное композиционное равновесие. Благодаря этим двум полюсам конструкция гармонично соединялась с телом нефов.

В каролингской эпоху все больше внимания в церковном зодчестве

стали уделять сооружению крипт. Крипты - "... это своего рода две церкви в храме, какое триумфальное сооружение над могилой святого или его реликвией ..."*. Увеличение числа реликвий, необходимость сделать их доступными для осмотра, привело к появления плана крипты с радиально расположенными капеллами [9,57-59]

Кроме домов, имеющих в плане квадрат, встречаются и круглые - напоминание об Иерусалиме, о ротонду Гроба Господня: Сен Рикье в Центули, дворцовая капелла в Аахене, миланская капелла Са-Сатира. В их внутренний украшении использовались мозаика и фреска, в которых проявились основные черты средневековой живописи: Отрыв от реальности - это античная традиция, символика, условность этого изображения, мистичностью образов с помощью таких формальных элементов, как увеличение изображений, молитвенные позы, жесты, прием ризномасштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии. Возрождается искусство мозаики, в том числе и в иконографии; пример - мозаики Санта Прасседе, Санта Чечилиа и Марк [3,144-147]

Можно назвать еще много примеров культурного взаимовлияния Рима, города папы и других политических центров империи: Византийская базилика была использована в качестве модели при строительстве аббатства в Фульда, те же мотивы можно найти в Библии Сан Паоло. Мы можем немного компенсировать потерю живописных циклов аббатства Мотекассино, освященного в 1071 году изучением настенной живописи Сант-Анджело-ин-формис, что, возможно, содержит намек на утраченное. Этот цикл фресок был выполнен по заказу аббатства Дезидерия.

___________________

* Тяжелов В.Н. Малая история искусств / / Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. - М., 1981. - С. 58.

Кроме знаменитого Богоявления в апсиды с изображениями, выделяемых Христа и трех архангелов, стены центрального нефа покрыты фресками с подробным рассказом о земной жизни Христа. Фигуры пророков объединяют эти росписи с ветхозаветными сюжетами фресок боковых нефов. Эти циклы очень важны с точки зрения заявленной в них программы, что проявляется как в возвращении к теме раннего христианства, так и в намеках на две основные романские базилики. Подтверждение - одно из первых известных нам изображений Страшного суда на внутренней стене западного фасада. Это стремление к универсальному охват человеческой истории, присуще христианству. Те же художественные принципы мы находим в Центральной и Южной Италии, как в свитках Exultet, так и на частично сохранившихся мозаиках собора в Салерно. Но самый характерный пример - аббатство Сан Винченцо-Аль-Вольтурна в Молизи, с его фресками. Но по сохраненных впечатляющих примерах (роспись крипт Сен-Жермен-дьоксерр и Святого Максимина в Трир, фрески церкви Святого Иоанна в Мюйстайри и Святого Бенедикта в Маллеси). Эти фрески выполнены в мягких и светлых тонах. В то же время росписи церкви Святого Прокла в натурных более связанные с лангобардськимы и ирландскими традициями с их типичным для варварского искусства стремлением.

Центром художественной жизни стали монастыри, со строительством которых получило распространение искусство книжной миниатюры, которые украшались изоморфные заставками из стилизованных фигурок животных. Аахен, одна из главных резиденций императорского двора, был во времена Карла Великого центром изготовления роскошных рукописей. Здесь на рубеже VIII и IX веков процветают две мастерские. Одна из них славится изготовлением много декорированных книг, с большим количеством орнамента, с обильным применением пурпура и золота, с подражанием мозаикам и инкрустацией из цветных камней. В произведениях другой мастерской сказывается особенно сильное влияние поздньоантичного искусства. Одетые в белые тоги евангелисты изображаются в спокойных позах на фоне пейзажа, в котором передается воздуха и глубина пространства. Евангелия пышно орнаментировались в основном геометрическими орнаментами. В рамках этого процесса в первые десятилетия VIII века появляются Евангелие Коронации и Евангелие Эббона, эти произведения вышли из рук мастеров знаменитой Реймской школы. Они отличаются соединением более традиционной классической манере живописи с доповняющимы ее сильными цветовыми контрастами. В монастырских скрипториях и библиотеках переписывались, иллюстрировались и хранились христианские и античные тексты религиозного и светского содержания. Книги прекрасно украшались, миниатюры, выполнялись в технике гуаши с применением золота. Из книжных памятников того времени наиболее известное "Евангелие Карла Великого" (до 800 г), "Ахенский Евангелие" (нач. IX в.), "Утрехтским Псалтырь" (около 820 г.), в которой пером и чернилами в четкой графической манере выполнены иллюстрации на библейские темы, из ста шестьюдесятью пятью рисунками, выполненными коричневым чернилами. Здесь сцены охоты, битв, банкетов, мирного труда крестьян, холмистые пейзажи, всевозможные архитектурные мотивы. В Утрехтский Псалтыри, первая из сохранившихся на западе иллюстрированных псалтырей, еще более ясно видно, что "... динамика варварского орнамента не исчезла бесследно при переходе к повествовательного изображения ...".* Особого расцвета достигает монастырское строительство, складываются архитектурные

ансамбли монастырей. Но памятников сохранилось очень немного.

_________________

* Веймарн Б.В. Всеобщая история искусств: Т.1. - М., 1960. - С. 223

2. Расцвет образования

В культуре - имперская политика. Культурным центром становится Аахен. Образование дворцовой академии - изучение латыни и древнегреческого, сбор античных источников. Многочисленные глоссарии является прекрасным источником для выяснения особенностей западноевропейской науки и школы раннего средневековья, каждый манускрипт, содержащий глоссы на школьный текст, фиксирует деятельность отдельного центра в определенное время. Обратимся к каролингской глоссы, сделанным к северу от Альп в IX-X веках. Тематика каролингской глоссариев разнообразна: имелись пояснения ко всем значимым для того времени текстам - к Библии, к работам отцов церкви, в учебники грамматики (от Доната к Присциана) и логики, сборы Глоса в греческих слов к произведениям Вергилия, Марциана Капеллы, Боеция, к естественно-научных трактатов Беды Достопочтенного.

В результате реформы письменности, проведенной Карлом Великим, произведения античных авторов были переписаны новым единым шрифтом, пришедший на смену национальным шрифтам, чем и объясняется его большое значение для истории хранения латинской литературы. Нередко традиции искусства письма разных стран переносились в далекие края, где "... разные влияния переплетались так, что их невозможно было отделить друг от друга ... Это смешение, по всей вероятности, создало почву для появления общепризнанного, унифицированного письмо .."* Такое письмо, известный

по названию каролингского Минускул (по имени династии Каролингов) до конца VIII века сравнительно быстро распространилось не только во всем государстве франков, но и за его рубежами. Почва для этого подготовили

____________________

* Утевская П. Слов драгоценные клады. - М., 1985. - С. 50

предыдущие ему наиболее значительные виды письма. Нет необходимости анализировать каролингской Минускул, так как они содержат почти все, что нам известно под именем строчных букв в нынешнее время. В наиболее совершенной художественной форме каролингской Минускул представлен в IX веке. Письмо того времени был особый и формы отдельных букв, большей частью не соединенных с соседними, отличались чистотой стиля. Таким образом, в каролингской минускульному письме завершилось создание строчных букв, и предпринимались попытки создать соответствующие им прописные знаки. [10,47-51]

Наряду с этим в основной массе из монастырских стен выходили скромно оформленные книги. Предназначались они для продажи. Для получения большого количества книг опытный чтец вслух произносил текст, а 30-40 писцов одновременно его копировали. Старые рукописные книги того периода, написанные каролингской Минускул, включают в себя все известные варианты письма. Каролингской книга характеризуется развитием повествовательных иллюстраций, в которых наряду с использованием традиций искусства поздней античности наблюдается усиление динамики и экспрессии. [2,36-38]

Многочисленные каролингской кодексы пишут золотом и серебром на пурпурном пергаменте, украшают миниатюрами и инициалами. Краски и техника их закрепления достигли в это время необычайно высокого уровня. Они пережили века и до сих пор поражают нас своим совершенством и красотой. В таких книгах для выделения отдельных строк применялся капитальное и унициальное нояб. Рисунок каролингского Минускул светлый, ясный, его писали специально заточенным птичьим пером, позволявших производить разнообразный нажим в письме. Он дошел до наших дней почти без изменений в виде классической антиква. Минускул сделал строку более экономичным, в ней содержалось большее количество букв, он стал наиболее красивых и сделанным из всех видов латинского письма.

Рамки обучения значительно расширились при Карле Великом, который с огромным рвением опекал школу и науку. В центре находилось изучение Вульгаты - Библии в латинском переводе. Карл велел переписывать древние и христианские латинские тексты, благодаря чему сохранились многие рукописей. Важной частью деятельности Карла Великого была забота об образовании. При монастырях основывались школы, а при императорском дворе была организована Академия, куда Карл приглашал самых образованных людей со всей Европы. Культура каролингского двора отличалась от культуры варварских королей, таких, как Теодорих или Сисебут. Королевская академия была чем-то вроде светского увеселения, которому отдавался кружок близких к государю лиц, именовали его забавы ради того Давидом, то Гомером. Император, что научился читать, но не писать, что было уж большим достижением для мирянина, как ребенок забавлялся сделанными для него большими буквами, что он по ночам угадывал ощупью под подушкой. В это время происходит расцвет культуры, искусства, уважения к знанию. Принятая Карлом Великим программа обучения была всего лишь программой бывших церковных школ, согласно которой "в каждом епископство и в каждом монастыре учили псалмам, листовые, пению, счету, грамматике и cпиклувалися о переписи книг" .* Оно должно было обеспечить элементарной культурой высших служащих. Каролингской законодательство предусматривало открытие школ во всех епископства и всех монастырях.

____________________

* История мирового искусства / Ред. Сабашникова Е. - М., 1998. - С. 144

Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения средневековья. Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Обучение начиналось с зубрежки молитв и псалмов (религиозных песнопинь). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. Часто такая книга была единственной в школе (рукописные книги были очень дороги, а книгопечатание было изобретено намного позже). Около трех лет потребовалось для обучения письля обучения пись и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического вероучения. При епископских кафедрах возникали более крупные школы, которые давали лучшее образование. В таких школах, согласно устоявшейся римской традиции, изучали так называемые "семь свободных искусств" (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Алкуин исполнил роль передаточной звена во внедрении этой программы. Система свободных искусств включала два уровня. Первоначальный состоял из грамматики, риторики и диалектики, а высший включал в себя все остальные. Обучение в такой школе нередко растягивалось на 12-13 лет. Вплоть до XIII века школы были: монастырскими (при аббатствах), епископальной (при кафедральных соборах), и придворными ( "палациум"). Школы при монастырях и аббатствах были в период варварских нашествий чем-то вроде убежищ и хранилищ памятников классической культуры, мест изготовления списков; епископальная школы были местом преимущественно начального обучения. Однако н6аибольшее оживление в культурную жизнь вносило придворную жизнь. Директором одной из таких школ был Алкуин Йоркский (730-804), советник короля Карла Великого по вопросам культуры и образования. Было организовано триступинчасте обучения: 1) чтение, письмо, элементарные понятия простонародной латыни, общее представление о Библии и литургичних текстах; 2) изучение семи свободных искусств (сначала трио грамматики, риторики и диалектики, затем квартет арифметики, геометрии, астрономии, музыки), 3) углубленное изучение священного писания.

Раздел III

Ученый поэзия

1. Алкуин

В задачи ученых-поэтов относится прославления императора и его начинаний, а также прямое содействие этим начинаниям. Стремясь создать централизованное феодальное государство, управляемое с помощью имперских чиновников, Карл Великий был крайне заинтересован в организации ряда школ для подготовки необходимых кадров грамотного чиновничества и духовенства, преданных монарху. Придворные ученые принимали самое деятельное участие в этих мероприятиях. Ведущую роль в придворному ученому обществе, по античному примера названном Академией, играл англосаксы Алкуин, один из наиболее образованных людей того времени. Стремление приблизиться к античности было характерно и для ученого литературы каролингского периода. Начитанность в древних авторах почиталась академиками, как одним из важнейших признаков образованности. Поэты принимают античные прозвища: Алкуин называет себя Горацием. Его деятельность, равно как и его произведения, отличает внимание не столько к теоретической стороны преподавания, сколько к его практического воплощения. Алкуин (около 730-804) - англосаксы знатного рода. Образование получил в Йоркской епископской школе. С 778р. - Диакон и учитель. Во время путешествия в Рим в 781р. Встретился в Парме с Карлом Великим, который привлек его к своему двору. С 793р. Алкуин становится руководителем придворной школы в Аахене и главой Академии. С 796р. он - аббат монастыря святого Мартина в Туре. Активная деятельность Алкуина во многом способствовала тому, что двор Карла стал главным культурным центром Франкского империи. Основополагающий образовательные учреждения, Алкуин развил энергичную деятельность и как педагога. Из-под его пера вышли произведения самого разного содержания: Богословские трактаты, пособия по философии, математике, астрономии, риторике и грамматике, большая переписка на личные и научные темы, жития святых, поэма о Йоркскую церковь, многочисленные стихи. Используя отдельные элементы античной образованности (так, свою поэму о князей и епископов Йоркских Алкуин пишет по образцу произведений Вергилия), Алкуин, подобно другим деятелям каролингского Возрождения, не выходит за пределы религиозного средневекового мировоззрения. Языческая античная культура была для ученого клирика лишь средством толкования и углубления христианской догматики. Гораздо менее скованная догматическими канонами лирическая поэзия Алкуина:

АЛКУИН - король.

Пусть прочитает меня, кто мысль хочет древних постигнуть,

Тот, кто меня поймет, грубость отбросит навек.

Я не хочу, чтобы был мой читатель лживым и чванным:

Преданной, скромной души я возлюбил глубину.

Пусть же любитель наук но брезгует этим богатством,

Кое привозит ему с родины дальней пловец .*

Его поэзии присущ настоящий лиризм. Особенно примечательны в этом отношении стихи, посвященные дружественным чувством, заменяли в то время любовную лирику. О развито чувство природы свидетельствуют природо-описывая стихи. Возможно, что к фольклорным мотивам относится "пререкания Весны с Зимой" Алкуина: "... Гений Весны подошел, опоясанный гирляндой цветочной, Зла появилась Зима с мерзлой щетиной, торчащий ...".* Это прежде всего поэзия придворная, в которой восхваляют царствующий дом, придворных и церковь. Также это произведение религиозного характера. При всех своих "классических" тенденциях ученый-поэт был ограничен узким кругом средневекового мировоззрения.

2.Эйнхард и его труд «Жизнь Карла Великого»

Видными писателем, который находился при императорском дворе был также франк Эйнхард - автор "Жизнь Карла Великого". Он писал свои произведения на латинском языке, который был государственным языком.

_________________ * Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. - М., 1974. - С. 12

Это преимущество латинского языка имело двоякий смысл. Поскольку большая империя Карла Великого включала многочисленные племена, говорящие на своих языках, латинский получал большое значение как средство культурного и политического объединения всех земель. Глубоко далек ему также чувственный элемент, столь характерный для искусства классической древности. Служитель муз был неотделим от служителя церкви. Эйнхард занимался строительством церкви в Сен-Вандриль, ставшей впоследствии одним из важных центров христианской учености и издание книг. Но занятия Эйнхарда не были связаны только со строительством и архитектурой. Он был любителем и собирателем классических латинских текстов. Всего от Эйнхарда сохранилось три работы: "Жизнь Карла Великого", "О переносе мощей и чудесах наших святых Марцеллина и Петра", "Книга о почитании Креста".

В своем произведении "Жизнь Карла Великого" Эйнхард не называет своего имени. О его авторство достоверно известно на основании Пролога Валафрида Страбо, прилагаемого к этой работе уже после смерти Эйнхарда: "Известно, что изложенные [ниже] жизнь и деяния славнейшего императора Карла описал Эйнхард, самый чтимый из всех приближенных двора того времени ..."*. Причинами, побудившие Эйнхарда написать историю Карла, согласно его собственным словам, были не только личное знание подробностей жизни императора, но и долг благодарности, относительно своего господина: "Я принял решение описать жизнь, обычные уступки [conversatиonem] и отчасти некоторые чудсные деяния хазяина и воспитателя моего ... ".* Одна из его целей - написать панегирик императору. Он постоянно убеждает читателя в том, что Карл - самый мощный, рассудительный, устойчивый,

______________

* Росспен В.К. Историки Каролингской Эпохи. - М., 1999 .- С. 228.

счастлив, решительный и сильный духом из всех правителей на земле.

3. Творчество Павла диакон и Теодульфа

Империя Карла Великого претендовала на то, чтобы выступать в роли прямой наследницы погибшей Римской империи. Карл носил титул "императора римлян" и стремился создать централизованное государство по римскому образцу. В этом плане латинский язык как официальный язык культуры и государства приобретала особый смысл: вина должна была знаменовать историческое родство обеих империй. Изучение античной поэзии подсказывает каролингской поэтам разные литературные формы. Но, конечно, подобно тому как империя Карла Великого была достаточно далека от литературы античной. В старые классические формы каролингской поэты вливали новый средневековый содержание. Иногда ученые поэты выступали в роли обличителей и сатириков, нападая на глупых правителей или на пороки католического клира. Порой в некоторых произведениях ученого поэзии даже слышатся отзвуки народной словесности. А басенку Теодульфа "О потерянного коня" весьма напоминает какое-нибудь народное Фабио о спасительной хитрость. Но обращение к фольклору отнюдь не определяет основного характера каролингской поэзии. Теодульф - вестготы из Испании. Образование получил на родине. Был поэтом, богословом, моралистом, князем церкви (архиепископом Орлеанским), покровителем искусств. На него возлагались ответственные административные и дипломатические поручения. Написал большой обличительный стих "Против судей" - довольно важный памятник для изучения эпохи, а также ряд посланий и других стихотворений научного, богословского и нравственного содержания, иногда с уклоном к сатире, несколько шуточных стихотворений, панегирические послания, эпитафии и эпиграфы.

Также непосредственное участие в каролингской возрождении принимал Павел Диакон. Павел Диакон - лангобарды знатного рода (годы рождения и смерти неизвестны). Служил при дворе лангобардського короля Дезидерия. После завоевания Ломбардии Карлом Великим Павел попадает в 782р. ко двору Карла, где встречает довольно радушный прием. В дальнейшем возвращается в Италию. Главный труд Павла - "История лангобардов" - именно ценный источник по истории лангобардов и их фольклору. В "Истории лангобардов" широко использована и устная традиция - исторические народные сказания, родовые предания, героические песни. Общий характер этого труда историко-беллетристический. Историческое повествование перебивается разнородными отступлениями: описаниями Италии, памятников искусства и архитектуры, романтическими рассказами, фантастической этимологией географических названий, иногда рассказами о чудесах и сказки. Язык произведения светлая и чистая, близка к классической. Значительный интерес представляют также поэтические творения Павла. [6,10-15]

Выводы

Без сомнения, каролингской возрождения - это смешение римской и варварской культур, возрождения античной традиции во всех сферах деятельности Франкской монархии того периода. В каждом произведении архитектуры и живописи присутствуют классические черты, которые переплетаются с древними и языческими. В шедеврах миниатюры снова появился реализм, вкус к конкретным деталям, воля линии и яркость цвета. Стремление Карла Великого создать, так называемый "второй Рим", фактически ни к чему не привело. Однако, искусство каролингского возрождения возродило такие признаки, как утверждая характер, энергичный оптимизм, цельный взгляд на мир, балансирование на грани реального и воображаемого. Произведения каролингской писателей составили после Раннего Средневековья новый слой знаний, виявшихся в распоряжении образованных людей последующих столетий. Важной частью деятельности Карла Великого была забота об образовании. При соборах и монастырях создавались библиотеки и скриптории, был выработан новый более простой и изящный стиль письма, "каролингской Минускул". При монастырях основывались школы, а при императорском дворе была организована Академия, куда Карл приглашал самых образованных людей со всей Европы. В это время происходит расцвет культуры, искусства, уважения к знаниям.

Каролингской возрождение было неудачной попыткой двинуться вперед, завершившаяся остановкой. Оно показало, что помимо разрушительных и варварских традиций в культуре, которые складывается, набирают силу и творческие, это была первая попытка собрать воедино то ценное, что было в то время, которое показало, что начался процесс длительного и глубинного возрождения культуры, который набирал силу в течение X-XI веков.

Библиография

1. Веймарн Б.В. Всеобщая история искусств: Т.1. - М., 1960. - С. 734.

2. История искусств Западня стран / / Средневековое возрождение / Ред. Нессельштраце т.г. - М., 1982. - С. 382.

3. История мирового искусства / Ред. Сабашникова Е. - М., 1998. - С. 718.

4. Памятники мирового искусства. Энциклопедия: В 7 т. - Т. 7. - М., 1982. - С.810.

5. Петрухинцев Н.Н. Лекции по истории мировой культуры. - М., 2001. - С. 400.

6. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. - М., 1974. - С. 399.

7. Росспен В.К. Историки Каролингской Эпохи. - М., 1999 .- С. 7-34 И С. 320.

8. Степанов А.С. Очерк истории мировой культуры. - М., 2000. - С.367.

9. Тяжелов В.Н. Малая история искусств / / Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. - М., 1981. - С. 366.