Главная              Рефераты - История

Учредительное Собрание 1917 - реферат

Введение

России, представит учреждение, предназначалось в соответствии с буржуазным государственно-правовыми взглядами для уста­новления формы правления и выработки конституции; его создание предполагалось на основе всеобщего избирательного права. Ло­зунг созыва Учредительного собрания был включён в 1903 в программу РСДРП. После Февральской ре­волюции 1917 мелкобуржуазные партии про­возглашали созыв Учредительного собрания одним из основ­ных своих требований и призывали не решать важнейшие задачи революции до Учредительного собрания РСДРП(б), ориентируя массы на про­должение революционной борьбы, подчёрки­вала, что республика Советов является более высокой формой демократии, чем буржуазно-демократическая республика с Учредительного собрания. С победой Октяборьской революции партия большевиков стреми­лась помочь мелкобуржуазных массам на соб­ственном опыте избавиться от буржуазных иллюзий 27 октября (9 ноября) Советское производство приняло постановление о Учредительном собрании в назначенный срок. В ноябре док. 1917 (и некоторых отдаленных местах в январе 1918) состоялись выборы в Учредительное собрание, проходившие в условиях саботажа контр революционеров, фактически начавшейся Гражданской войны. Из участвовавших в голосовании около 1 /2 избирателей 23,9% голосовали за большевиков, 40% за эсеров, 2,3% за меньшевиков, 4,7% за кадетов, остальные — за др. буржуазных и мелкобуржуазных партии и группы. За большеви­ком (добившихся успеха в Петрограде, Москве, на Северном и Западном фрон­тах, Балтийском флоте, в 20 округах Сев.-Зап. и Центральнопром, районов) проголосовало большинство рабочих и почти половина солдат, что подтверждало закономерность победы Октябрьской революции.

Требование немедленного созыва Учредительного собрания и «защиты» его прав и суверенитета от «узурпации» Советами стало знаменем, под которым объединились. Все силы буржуазных и мелкобуржуазных контрреволюции. Учиты­вая непопулярность монархистских и буржуазных лозунгов и стремясь мобилизовать силы для борьбы против Советской власти, контрреволюция сделала ставку на ло­зунг, не утративший ещё полностью сво­ей популярности в трудящихся массах. На открывшемся 5(18) янв. 1918 заседании Учредительного собрания из 715 депутатов присутствовало ок. 410 (преобладали : эсеры-центристы во гл. с В. М. Чер­новым; большевики и левые эсеры — 155 чел., 38,5%). Контреволюц. боль­шинство Учредительного собрания (пред. Чернов) отказалось обсуждать предложенную Я. М. Сверд­ловым от имели ВЦИК Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого о народа, не признало декретов Сов. власти. Большевистская фракция, а затем ле­вые эсеры и некоторые др. группы поки­нули заседание. В 5-м часу утра 6(19) янв. Учредительное собрание было закрыто. В ночь на 7(20) янв. ВЦИК по докладу В. И. Ленина принял декрет о роспуске Учредительного собрания, одобренный 3 м Всероссийском съездом Советов. Остатки депутатов Учредительного собрания собрались и Самаре, где в июне 1918 образовали контреволюц. Коми­тет членов Учредительного собрания. Лозунг Учредительного собрания стал в годы Гражданской войны основой политической программой меньшевиков (снят в дек. 1918), части лидеров «белого дела» (модифицировался ими в лозунг «законодательного собрания» и использовался гл. обр. в тактич. целях) и особенно эсе­ров. Военное поражения контрреволюции, осуществлённые Советской властью социалистические преобразования в стране ли­шили буржуазных и мелкобуржуазных партий соци­альной базы, предопределили крах ло­зунга Учредительного собрания.

В работе была использована литература следующих авторов: Козлов В.А. История отечества: люди, идеи, решения;[1] Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г.;[2] Киселева А.Ф. Новейшая история отечества XX в.;[3] Думанова Н.Г. История политических партий России;[4] Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917-194;[5] Азовцев Н.Н. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия;[6] Чернов М.В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон.[7]

Источники содержат сборники документов. Куда вошли: стенограммы, нормативные акты, а так же Положения Временного правительства по Учредительному собранию. Каждый из документов подробно описывает факты того времени. В литературе описываются вопросы теории и истории государственного управления в России.

Цель работы - Изучить организацию выборов в Учредительное собрание 1917 г.

Задачи

- ознакомится с созывом в Учредительное собрание;

- изучить положение о выборах;

- рассмотреть избирательное право и избирательные списки в Учредительное собрание.

Выборы в Учредительное собрание. Об образовании Особого совещания. Положение о выборах в Учредительное собрание

25 марта было принято решение о необходимости образовать Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание. Состав этого органа формировался более месяца и приступил к работе 25 мая.

Особое совещание – это институт непосредственно готовивший выборы для изготовления Проекта положения о выборах в Учредительное собрание под председательством Кокошкина (созданное постановлением Временного правитель­ства 25 марта 1917 г.). В центре внимания работы Особого совещания, а также в прак­тической работе Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комис­сии (Всевыборы), созданной летом 1917 г.. находилась разработка нового избиратель­ного законодательства и административной инфраструктуры для его реализации. Общая направленность в решении этого вопроса (несмотря на представительство раз­ных партий) определялась стремлением профессиональной части авторов «Положе­ния» максимально объективно отразить волю общества, с одной стороны, и, с дру­гой, - нейтрализовать по возможности негативное влияние на исход выборов наименее подготовленной части общества (этим объясняется, в частности, дискуссия о возраст­ном цензе, стремление обеспечить права меньшинств, обсуждение системы контроля и перебаллотировок). Особое совещание образовывалось «для изготовления проекта положения о выборах в Учредительное собрание», а в его состав было решено назна­чить специалистов по вопросам государственного права, представителя статистичес­кой науки и других сведущих лиц и пригласить политических и общественных деяте­лей, представляющих главные политические и национально-политические течения России63 . В состав Особого совещания были назначены квалифицированные юристы, члены Государственной думы первого созыва профессора С.А. Котляревский и Ф.Ф. Кокошкин, член Государственной думы второго созыва профессор В.М. Гессен, члены Государственной думы В.А. Маклаков и М.С. Аджемов, академик А.С. Лаппо-Данилевский, магистр государственного права Н.И. Лазаревский, магистр междуна­родного права барон Б.Э, Нольде, начальник Главного управления по делам местного хозяйства Н.Н. Авинов, член консультации, учрежденной при Министерстве юстиции А.Я. Гальперн и кандидат прав В.В. Водовозов. Далее, однако, этот институт размы­вается: в него, как было показано, включаются представители от партий и национальностей, что не могло не вести к дезорганизации всей работы и переходу от профессио­нализма к популизму.[8]

В Положение «Об образовании Комитета при Временном I правительстве по приспособлению здания для Учредительного собрания. Постановление Временного правительства от 24 мая 1917 г.» Временное правительство постановило: I Образовать при Временном правительстве Комитет по при­способлению здание для Учредительного собрания, под председательством Комиссара Временного правительства по Министерству торговли и промышленности Василия Александровича Степанова, в составе следу­ющих лиц: Товарища Председателя Комитета инженера Якова Яковле-рича Брусова и членов: Председателя Особого совещания для изготов­ление проекта положения о выборах в Учредительное собрание, сена­тора Федора Федоровича Кокошкина, производителя работ Комитета академика Владимира Алексеевича Щуко, Помощника Комиссара Вре­менного правительства над Министерством Двора инженера Павла Мижаяловича Макарова, архитектора Николая Евгеньевича Лансере, двух представителей от названного Совещания и по одному представителю от Министерства Финансов и Государственного Контроля, с предоставившем Председателю Комитета права приглашать на правах Членов и других лиц, участие коих будет признано полезным в работах Комитета.

«Расходы по Комитету направлены на подготовительные работы по приспособлению здания для Учредительного собрания...»[9]

«Об утверждении раздела I положения о выборах в Учредительное собрание. Постановление Временного правительства от 20 июля 1917 г.» Признавая неотложным ввести в действие те из правил о выборах в Учредительное собрание, которые необходимы для немедленного приступа к выборному процессу среди гражданского население Временного правительство по докладу Особого совещания для изготовление проекта Положения о выборах в Учредительное собрание:

Утвердить раздел первый (главы 1-5) Положения о выборах в Учредительное собрание…

Возложить подготовительную работу по составлению избирательных списков на существующие государственные учреждения и общественные организации, указываемые особыми постановлениями Временного правительства.

Возложить на Министерство внутренних дел непосредственные исполнительные действия, необходимые для технической подготовки выборов в Учредительное собрание в целях скорейшего их производства и успешного прохождения.

Выборы членов Учредительного собрания от губернии, занятых неприятелем, за исключением территории, имеющей быть включенной в состав будущего Польского государства, Указание числа членов Учредительного собрания в каждом округе, установлены особыми постановлениями Временного правительства.

В соответствии с положением были установлены нижеследующие переходящие правила. Впредь до образования на местах учреждений губернскогог и уездного земского и городского и поселкового самоуправления на основании постановлений Временного правительства, члены комиссий по делам о выборах в Учредительное собрание и участковых избирательных комиссий… временно замещаются лицами по избранию указываемых Временному правительством местных общественных учреждений и организаций.

Положение о выборах в Учредительное собрание (Раздел первый Глава I) общее положение. Учредительное собрание образуется из членов, избранных населением на основе всеобщего, без различия пола, и равного избирательного права, посредством прямых выборов и тайного голосования, с применением начала пропорционального представительства.

Для производства выборов в Учредительное собрание образуются нижеследующие избирательные округа:

Губернии: Алтайская, Архангельская, Астраханская (со включением

населенного калмыками аймака Терской области и за исключением - земель, населенных кочующими калмыками Калмыцкой степи и киргизами Внутренней орды), Бессарабская, Витебская, Владимирская, Вологодская, Волынская (за исключением частей ее, занятых неприятелем), Воронежская, Вятская, Екатсринославская, Енисейская (со включением в нее российских граждан, проживающих в Урянхайском крае), Иркутская, Казанская, Калужская, Киевская, Костромская, Курская, Лифляндская (со включением незанятых неприятелем частей Курляндской губернии), Минская (за исключением частей ее, занятых непри­ятелем, и со включением незанятых неприятелем частей Виленской и Ковенской губерний), Могилевская, Московская (за исключением горо­да Москвы), Новгородская, Нижегородская, Олонецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Петроградская (за исключением города Петрограда), Подольская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Симбирская, Смоленская, Ставропольская (со включением входящего в состав Терской области Караногайского), Тав­рическая, Тамбовская, Тверская, Тобольская, Томская, Тульская, Уфимская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Эстляндская и Ярославская, и области: Войска Донского, Забайкальская, Закаслийская (за исключением Мангышлакского уезда, но со включением насе­ленных туркменами волостей названного уезда), Камчатская, Самар-кандская, Семиреченская, Сыр-Дарьинсхая (за исключением Аму-Дарьинского отдела), Тургайская, Уральская (со включением Машшн лакского уезда Закаспийской области, кроме населенных туркменамиволостей названного уезда), Ферганская и Якутская — образуют каждая один избирательный округ.

Столицы Петроград и Москва образуют каждая особый избиратель­ный округ.

Сверх сего образуются избирательные округа: Аму-Дарьинский I составе Аму-Дарьинского отдела, Сыр-Дарьинской области, Закавказ­ский — в составе губернии Бакинской, Елйсаветпольской, Кутаисской Тифлисской и Эриванской, областей Батумской и Карсской и округов Сухумского и Закатальского, Кубанско-Черноморский — в составе Ку­банской облает» и Черноморской губернии, Терско-Дагестанский составе областей Терской (за исключением Караногайского приставства и аймака, населенного калмыками) и Дагестанской, Степной — в со­ставе областей Акмолинской и Семипалатинской, Ордынский — в со­ставе частей Астраханской губернии, населенных кочующими киргиза­ми Внутренней Орды, Приамурский — в составе областей Амурской Приморской и Сахалинской, Прикаспийский — в составе частей Астраханской губернии, населенных кочующими калмыками, и округ Ки тайской Восточной железной дороги — в составе полосы отчуждения названной дороги.

Число членовУчредительного собрания, подлежащих избранию каждого округа, устанавливается особо.

Для подачи голосов избирательные округа делятся на избирательные участки.[10]

Избирательное право на основании Учредительного собрания.

В 1917 принят самый демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: выборы всеобщие, равные, прямые при тайном голосовании. Принятый закон значительно опережал социальное развитие выборного законодательства в других странах и был революционен для России:

  • Избирательные права были предоставлены женщинам (впервые в мире).
  • Был установлен низкий для того времени возрастной ценз в 20 лет (в Великобритании, Италии, США, Франции возрастной ценз составлял 21 год, в Бельгии, Германии, Нидерландах, Испании — 25 лет).
  • Россия стала единственной страной в мире, предоставившей избирательные права военнослужащим, но только если они достигли ко дню выборов возраста, установленного для последнего досрочного призыва.
  • Положение о выборах в Учредительное собрание не признавало имущественного ценза, ценза оседлости и грамотности, ограничений по вероисповедному или национальному признакам.

В выборах не участвуют признанные в установленном законом порядке безумными или сумасшедшими, а так же глухонемые, находящиеся под опекаю.

Избирательных прав лишаются:

1) присужденные вступившими в законную силу судебными приговорами, если они не восстановлены ранее в правах состояния.(к каторжным работам, к ссылке на поселение)

2) осужденные за кражу

3)несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений.

4) военнослужащие, самовольно оставившие ряды войск

5) Право участия в выборах в каждом избирательном участке имеют лишь лица, внесенные в избирательный список участка.[11]

Заведывание производством выборов возлагается на: Всероссийскую, окружные столичные, уездные и городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии и участковые избирательные комиссии городские и поселковые управы и волостные и земские управы.

На Всероссийскую по делам о выборах в Учредительное собрание комиссию возлагается:

· Общее наблюдение за ходом выборов в Учредительное собрание и обсуждение мер, необходимых для ускорение этих выборов;

· Выработка утверждаемых Временным правительством общих инструкций в дополнение и развитие как настоящего Положения, так и Наказа о применении сего Положения;

· Составление списка лиц избранных в члены Учредительского собрания, и

На окружные по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии возлагается: 1) наблюдение за своевременным образованием и открытием действий уездных и городских по делам о выборах в Учредительное собрание комиссий. 2) утверждение распределения избирательных участков по представлениям уездных и городских по делам о выборах в Учредительное собрание комиссий и рассмотрение всех подаваемых заявлений о неправильностях, допущенных при таком рас­пределении, 3) определение и объявление во всеобщее сведение дня, в который городские и поселковые управы и волостные земские управы приступают к составлению избирательных списков, наблюдение за сво­евременным составлением сих списков и выставлением их для всеобщего обозрения, 4) принятие и рассмотрение кандидатских списков, нуме­рация этих списков, выставление их для всеобщего обозрения и сооб­щение списков уездным и городским по делам о выборах в Учредитель­ное собрание комиссиям, городским и поселковым управам и участко­вым избирательным комиссиям, а также объявление во всеобщее сведе­ние о последовавших соединениях списков, 5) распоряжение заготовле­нием избирательных конвертов, избирательных записок и т.п. или воз­ложение сего на уездные и городские по делам о выборах в Учредитель-нос собрание комиссии, 6) производство подсчета голосов по округу, определение результатов выборов и объявление их во всеобщее сведе­ние, 7) выдача членам Учредительного собрания надлежащих удосто­верений о последовавшем избрании, 8) передача всего поступившего к ним выборного производства во Всероссийскую по делам о выборах в Учредительное собрание комиссию и 9) распоряжение кредитами, от­пущенными для производства выборов по данному округу.

Столичным по делам о выборах в Учредительное собрание комиссиям

присваиваются права и обязанности, возложенные настоящим По­ложением как на окружные, так и на городские по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии.

Участковая избирательная комиссия состоит из избираемых го­родскою или поселковою управою или волостною земскою управою четырех членов, в том числе председателя и секретаря.

Сверх сего в состав комиссии входят на правах членов по одному лицу от каждой группы избирателей, заявившей кандидатский список и указавшей своего представителя, подлежащего включению в состав данной комиссии.

На участковые избирательные комиссии возлагается прием и первоначальный подсчет избирательных записок в данном избиратель­ном участке.

Учреждения местного управления и самоуправления обязаны оказывать содействие комиссиям по делам о выборах в Учредительное собрание и участковым избирательным комиссиям в исполнении сими последними возложенных на них настоящим Положением обязанно­стей.

Всякого рода акты и бумаги, составляемые по делам о выборах в Учредительное собрание,, как подаваемые правительственным, судеб­ным, административным и общественным установлениям и должност­ным лицам всех ведомств и учреждений, так и выдаваемые всеми этими установлениями и должностными лицами, освобождаются от гербового и иных сборов.

Избирательные списки. Для производства выборов в Учредительное собрание состав­ляются списки избирателей, отдельно по каждому избирательному участку. Никто не может быть включен в избирательные списки более чем по одному участку.

Составление избирательных списков возлагается на городские и поселковые управы и на волостные земские управы, по принадлежности

День, в который означенные управы приступают к составлению избирательных списков, оделяется для всего округа распоряжением окружной по делам о выборах Убедительное собрание комиссии и объявляется во всеобщее сведение способом, наиболее обеспечивающем широкое оповещение о сем населения.

В образовательном списке обозначается фамилия или прозвище каждого избирателя, его имя, отчество, возраст, местожительство и род занятий. Список по каждому участку составляется в алфавитном порядке фамилии.

В течение десяти дней по объявлении избирательного списка во всеобщее сведение, представитель местной административной власти может заявлять протесты, а лица, пользующиеся правом участия в выборах, могут подавать жалобы на неправильность или не правоту этого списка.

Протесты и жалобы рассматриваются в пятидневный срок уездною и городскою по делам о выборах в Учредительное собрание комиссиями в открытом заседании порядком, установленным для рассмотрения дел административными судьями, согласно Положению об административных судах

12 ноября 1917 г. начались выборы. Во время проведения выборов в Петроград стягивались верные большевикам войска. После выборов большевики начали репрессии против кадетов. Конституционно-демократическая партия была официально объявлена партией «врагов народа», и начались аресты её членов. Составляющие менее 2 % депутатов Собрания, кадеты были нейтрализованы и участия в его деятельности не приняли.

Результатом выборов стала победа социалистов-революционеров (эсеров), получивших почти в два раза больше голосов (40 % по официальным данным), чем большевики.

При этом на выборах в Учредительное Собрание партия левых эсеров выступала с партией эсеров по общим спискам, так как организационно левые и правые эсеры вплоть до съезда левых эсеров 2—11 декабря (19—28 ноября) 1917 г. представляли единую партию.

Так как в момент составления списков фракция левых эсеров составляла меньшинство в партии эсеров, то, как правило, левые эсеры были в меньшинстве и в списке шли последними. Та часть крестьянства, которая отдавала предпочтение левым эсерам, голосуя за общий список, обеспечивала мандатами правых эсеров. Голосование по спискам, которые не отражали удельного веса политических группировок после Октябрьской революции, не могло не повлиять на партийный состав членов Учредительного Собрания.

В целом же в выборах приняли участие менее 50 % избирателей (44,5 миллиона из 90), и такая незаинтересованность в долгожданном Учредительном собрании может найти своё объяснение в том, что II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов уже принял все важнейшие декреты и провозгласил власть Советов. [12]

Заключение

В ходе подготовки Учредительного собрания русское общество впервые самостоя­тельно ставило и решало вопросы национальной идентичности и политического само­определения. На это время приходятся наиболее интенсивные споры о правах челове­ка» форме правления и типе будущего политического строя; административно-терри­ториального устройства; структуре парламента и судебной власти; правовом статусе политических партий; порядке формирования и функционирования институтов пере­ходного периода (в условиях войны и анархии). Центральной проблемой при решении этих вопросов, как и в ходе других великих революций, становился конфликт межу конституирующей и конституционной властью. Проектируя российскую Конституан­ту, ее либеральные разработчики руководствовались негативным опытом предшеству­ющих (главным образом - французских) революций: они стремились избежать двух крайностей - с одной стороны, установления ее полной и неограниченной во времени монополии на власть, способной привести к тирании большинства; с другой, недопуще­ния слабости по отношению к временной исполнительной власти, способной устано­вить диктатуру бонапартистского типа и в конечном счете привести к реставрации мо­нархии.

Учредительное собрание направит народ на правильный путь, не бросит его в трудную минуту, так думали многие жители даже глубокой провинции.

Временное правительство под влиянием кадетов и лично П.Н. Милюкова, проанализировавшего результаты в органы местного самоуправления в Москве и Петрограде, всячески затягивало выборы в Учредительное собрание весной и летом 1917г. Юридическое совещание при правительстве даже летом не приступило к выработке принципов избирательной компании. Проходившие на этом фоне кризисы правительства, отставки министров кадетов способствовали падению авторитета этой партии и правительства. В целом Сотрудничавшие с ним меньшевики и эсеры в составе коалиционных правительств в глазах общества также несли ответственность за оттягивание созыва Учредительного собрания.

В результате выборы проводились в условиях, когда большевики объявили власть Советов, приняли Декрет о земле, Декрет о мире. Однако популярность Учредительного собрания в общественном сознании была настолько велика, что, не смотря на провозглашение власти Советов, они пошли на созыв органа, который должен был решить и вопрос о власти.

Выборы в Учредительное собрание, прошедшие в ноябре 1917 года по всей стране, носили демократический характер. Впервые в России был апробирован принцип тайного всеобщего избирательного и прямого голосования. Правом выбора пользовались граждане, достигшие 21-летия, без различия пола, национальности и вероисповедания. Политические партии, боровшиеся за представительство в Учредительном собрании, представляли различные слои российского общества, начиная от правых и кадетов, и заканчивая большевиками. Победу на выборах одержали эсеры, получив 191.10074 голосов, затем по количеству голосов шли большевики – 108.89437. Результаты не удовлетворяли большевиков, и они начали проводить политику затягивания созыва Учредительного собрания.

Народные надежды не были оправданы. С приходом к власти большевиков в октябре 1917 года, Учредительное собрание вытесняется ими на второй план. Его созыв становится фикцией, так как фактической властью становится Советское правительство - Совет Народных Комиссаров, во главе с В.И. Лениным.

Идя на созыв Учредительного собрания, они принимают ряд декретов, обезоруживавших деятельность Учредительного собрания. Тем не менее, принять работу Учредительного собрания они решили в случае признания специально разработанного документа «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Этот документ легитимизировал принятые II Съездом Советов Декреты и объявлял единственной властью Власть советов.

Список используемой литературы

Опубликованные источники

1. Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г. / Стенограмма и другие документы. Сост. Т.В. Новицкая. – М.: Российский открытый университет, 1991. – 160 с.

2. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Эпоха социализма. Выпуск 1917-1920 гг. – М.: Высшая школа, 1978. – 264 с.

Периодические издания

1. Чернов М.В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон / М.В. Чернов // Кентавр. Историко-политический журнал. – М.: Феникс, 1993. - № 3. С. 116-160

Специальная литература

1. Азовцев Н.Н. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / Н.Н.Азовцев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 789 с.

2. Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917-1941 / перевод И.В. Левина. – М.: Международные отношения, 1990. - 632 с.

3. Введенский Б.А. СССР 1917-1967 Энциклопедический справочник / Б.А. Введенский и др. – М.: Советская энциклопедия, 1967 г. – 684 с.

4. Думанова Н.Г. История политических партий России / Н.Г. Думанова, Ерофеев Н.Д., С.В. Тютюкин и др. – М.: Высшая школа, 1994 – 447 с.

5. Киселева А.Ф. Новейшая история отечества XX в. / А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – Т. 1. – М.: Владос. – 469 с.

6. Козлов В.А. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / В.А. Козлов. – М.: Политиздат, 1991 – 366 с.


[1] Козлов В.А. История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства / В.А. Козлов. – М.: Политиздат, 1991 – 366 с.

[2] Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г. / Стенограмма и другие документы. Сост. Т.В. Новицкая. – М.: Российский открытый университет, 1991. – 160 с.

[3] Киселева А.Ф. Новейшая история отечества XX в. / А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – Т. 1. – М.: Владос. – 469 с.

[4] Думанова Н.Г. История политических партий России / Н.Г. Думанова, Ерофеев Н.Д., С.В. Тютюкин и др. – М.: Высшая школа, 1994 – 447 с.

[5] Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917-1941 / перевод И.В. Левина. – М.: Международные отношения, 1990. - 632 с.

[6] Азовцев Н.Н. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / Н.Н.Азовцев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 789 с.

[7] Чернов М.В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон / М.В. Чернов // Кентавр. Историко-политический журнал. – М.: Феникс, 1993. - № 3. - 160

[8] Чернов М.В. Борьба за Учредительное собрание и его разгон / М.В. Чернов // Кентавр. Историко-политический журнал. – М.: Феникс, 1993. - № 3. - С. 116-160.

[9] Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г. / Стенограмма и другие документы. Сост. Т.В. Новицкая. – М.: Российский открытый университет, 1991. - С. 13–160.

[10] Новицкая Т.Е. Учредительное собрание. Россия. 1918 г. / Стенограмма и другие документы. Сост. Т.В. Новицкая. – М.: Российский открытый университет, 1991. - С. 14–160.

[11] Боффа Дж. История Советского Союза. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин 1917-1941 / перевод И.В. Левина. – М.: Международные отношения, 1990. - С. 256- 632.

[12]