Главная              Рефераты - История

Киевская Русь 12 - реферат

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

подисциплине «Отечественная история»

натему« Киевская Русь »

Исполнитель:

специальность

группа

№зачетнойкнижки

Руководитель:

Барнаул – 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..…2

1. Образование государства Киевская Русь.

1.1 «Повесть временных лет»………………………………………………....3

1.2 Норманская и Антинорманская теории………………………………….4

1.3 Становление русской государственности………………………………..5

2. Расцвет Киевской Руси.

2.1 Политический строй Киевской Руси…………………………………….7

2.2 Становление и развитие Церкви, ее влияние на становление государственности………………………………………………………………..8

3. Начало феодальной раздробленности.

3.1 Междуусобные войны русских князей…………………………………10

3.2 Начало феодальной раздробленности…………………………………..11

3.3 Региональные центры консолидации власти…………………………..13

Заключение………………………………………………………………………………....18

Тест………………………………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………………...20

Введение

Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.

Киевская Русь 9-12 веков – это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов – русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.

1. Образование государства Киевская Русь

1.1 «Повесть временных лет». Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси – «Повесть временных лет», написанная в начале XII в., - начинается с трех опросов: «Откуда есть и пошла Русская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?» В этой триаде – глубинный смысл. Первый вопрос понятен – он основной. «Русская земля» - это и территория, и народ, и, конечно, государство. А государство в средние века связывалось в сознании людей с личностью его правителя. Отсюда – второй вопрос. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси в развитии. Грандиозное историческое полотно, созданное летописцем, стало исключительно популярным в Древней Руси. Подавляющее большинство летописей начинается именно с «Повести временных лет», тем самым историческому процессу дается как бы отправная точка. Именно «Повесть временных лет» остается главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства.

В IXв. Восточная Европа не была забытой окраиной средневекового мира. Через нее проходили оживленные торговые пути, связывавшие мусульманский Восток с христианским Западом. Там, где пролегали караванные пути, до сих находят множество кладов. Это свидетельствует о богатстве Руси и ее интенсивной торговле.

У населявших эту территорию восточнославянских племен были опасные соседи. Низовья Волги занимал могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи и вятичи. На севере постоянные набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова, Дании и Северной Германии. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – словене новгородские, кривичи, чудь и меря – были подчинены варягами и обложены данью. Когда и при каких обстоятельствах это произошло, историческая память не зафиксировала. Во всяком случае, летописец об этом умалчивает. Но он отметил, что, в конце концов, славяне изгнали варягов за море. Видимо, перед лицом варяжской опасности и сложился здесь мощный военный союз племенных объединений. Однако вскоре между освободившимися племенами начались усобицы: «И воевати почаша сами на ся». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам – вчерашним врагам – и найти князя, который бы «володел и правил… по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет – да поидите княжить и володети нами». Три брата – Рюрик, Синеус и Трувор – «с роды своими» откликнулись княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске.

Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. Согласно известиям летописи, двое из людей Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти в поход на юг, к Царьграду. На Днепре они осели и стали княжить в Киеве – древнем центре полян. По данным летописи, в 879г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря, а власть перешла к его родственнику Олегу.

В правление Олега произошло событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси, на рубеже дописьменного и письменного периодов. В 882г. Олег решил овладеть Киевом и двинулся с дружиной в поход. По пути он взял Смоленск и Любеч, посадив там своих наместников. Не решившись на прямой штурм хорошо укрепленного Киева, предприимчвый конунг овладел им хитростью. В то время Днепр представлял собой торговую магистраль, по которой шли хорошо охраняемые купеческие караваны. Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил Аскольда и Дира на встречу. Когда те пришли, дружинники Олега, спрятавшиеся в лодьях, выскочили и убили киевских князей. Уничтожив Аскольда и Дира, Олег стал княжить в Киеве, который он провозгласил столицей своего государства. Таким образом 882 год, когда под властью одного князя объединились Северная Русь (Новгород) и Южная Русь (Киев), стал поворотным в судьбах восточных славян. Это хорошо понимали уже в средние века. Летописцы начинали свои хронологические отсчеты именно «от первого лета Олегова, понеже седее в Киеве», т.е. от первого года правления Олега в Киеве.

1.2 Норманская и Антинорманская теории. Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства. Эта проблема постоянных политических спекуляций. К вопросу образования Русского государства обратилось и обращается большое число представителей различных наук – от истории, археологии до лингвистики и географии.

Известия летописца «Повести временных лет» стали основанием для возникновения в XVIII в. «норманской теории», согласно которой государство у славян создали норманны – скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Норманская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Зарубежные историки-норманисты также подчеркивали, что славяне до прихода варягов жили «зверинским образом», тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманской теории. Сторонники норманской теории подчеркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархически. Так появилось две школы: норманнская и антинорманская (славянская).

Ученые спорят и о том, каково происхождение названия «Русь». Одни полагают, что оно является производным от названия Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами. Но большинство лингвистов доказывают, что слово «Русь» не славянское, а скорее всего пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции – «Руслаген».

Как бы ни различались мнения историков, важно одно – факт основания в 862 г. в Новгороде княжеской династии, правившей более семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка отсчета исторического времени, а объединение под властью Олега новгородских и киевских земель – как поворотный момент в исторических судьбах восточных славян.

1.3 Становление русской государственности. Процесс образования древнерусской государственности, в отличие от других стран, имел особенности, связанные, прежде всего с географическим фактором: огромные равнинные пространства при отсутствии естественных границ (гор) облегчали набеги врагов – половцев, печенегов, гуннов, булгар, аваров и других кочевников. Необходимость защиты от внешних нападений вынуждала сплачиваться и создавать сильную власть. Государство занимало срединное положение между Европой и Азией, и в процессе формирования Русь впитала черты западных и восточных государств. Это во многом определило российский культурно-исторический тип развития.

После смерти Рюрика, в связи с малолетством его сына Игоря, власть перешла к его родственнику Олегу. В результате правления Олега произошло политическое объединение двух главных центров восточных славян – Новгорода и Киева. 882 год и явился годом образования Древней Руси. Главным городом государства стал Киев, названный Олегом «матерью городов русских». Олег, правивший 33 года, присоединил ряд земель Среднего Приднепровья, создал ядро государственной территории Киевской Руси. Олег вошел в историю и как победитель великой страны того времени – Византии. Он разорил ее, осадил столицу – Царьград, повесил щит на ее воротах, а затем с победой вернулся в Киев. Согласно преданию, Олег умер от укуса змеи. Его приемником стал Игорь (912 – 945 гг.), его убили люди из племени древлян, куда он пришел с дружиной за данью, превысив ее обычные размеры. Игоря сменила его супруга Ольга, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, сожгла их главный город, истребила всю племенную знать. В 957 г., за 31 год до введения христианства на Руси, Ольга приняла православную веру. Современная церковь считает Ольгу прародительницей российской духовности. Княживший затем сын Игоря и Ольги Святослав (957 – 972 гг.), прославился военными походами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, отразил натиск печенегов, разгромил Хазарский каганат.

Объединителем восточных славян в составе Киевской Руси является сын Святослава Владимир I Красное солнышко (980 – 1015 гг.). С включением в 982 г. в состав государства Галицкой Руси и Волыни, завершилось территориальное оформление Киевской Руси. Начала складываться административная структура государства. Была окончательно ликвидирована автономия славянских племенных союзов. Местные княжения упразднялись, вместо них назначались князья-наместники из числа лиц княжеской династии. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского князя, получили название волость. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдье. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялась в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Такая система содержания наместников, его двора и дружинников получила название кормление.

Так образовалась Древняя Русь – могущественное государство средневековой Европы, соперничавшее с Византийской империей – главной мировой державой рассматриваемого периода истории.

2. Расцвет Киевской Руси.

2.1 Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси. Политический строй Киевской Руси представлял собой раннефеодальную монархию. Государством управлял великий князь. Его политической и военной опорой была дружина. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая состояла из бояр, младшая включала в себя дворцовую прислугу. По всем вопросам князь держал совет со старшей дружиной. Так родилась княжеская дума. Дружинники, служилая аристократия, городские старейшины составляли господствующий слой Киевской Руси. Сильные позиции занимала и вечевая власть, направляемая интересами богатого боярства и купечества. В Новгороде, Пскове, Киеве и в других городах для решения особо важных вопросов собиралось народное собрание – вече.

Основной формой земельной собственности и организации производства была вотчина. Землевладельцами становились князья и бояре. Происходит процесс «обояривания» земель. Складываются крупные частные землевладения, ставшие основой феодальных отношений на Руси. Крестьяне выплачивали дань не только князю, но и боярину за пользование землей или отрабатывали барщину.

Земледелие и скотоводство, будучи ведущими отраслями хозяйства, достигли такого уровня развития, который в основных чертах сохранился и в последующее время. Однако в целом агротехнический уровень земледелия не был еще достаточным, чтобы сделать эту отрасль хозяйства устойчивой. Неурожайные годы в различных местах Руси в XI – XIII вв. были очень частым явлением. Это приводило к массовому голоду и вымиранию населения.

В эпоху Киевской Руси происходил настоящий расцвет ремесленного производства. В IX – XII вв. на Руси были известны ремесленники 40 – 60 различных специальностей: кузнецы, оружейники, ювелиры, гончары, чеканщики и др. Только из железа и стали древнерусские мастера производили более 150 видов различных изделий. Киевские металлурги в совершенстве владели сваркой, литьем, ковкой металла, наваркой и закалкой стали. Вместо сыродутного горна появляется более совершенная чугунолитейная домница. Растет специализация ремесла по районам.

Развитие ремесленного производства способствовало быстрому росту древнерусских городов. Согласно летописным источникам, в IX – X вв. на Руси было 24 города, в XI в. появилось еще 64 города, а в XII в. – 135. Среди городов первое место занимал Киев с населением в период его расцвета 100 тыс. жителей. Это был крупный ремесленный и торговый центр. Через Киев проходил водный путь «из варяг в греки» - от Балтийского к Черному морю и дальше в Византию. Большое значение имел Новгород – важнейший центр международной торговли в Северной Европе. Крупными городами на Руси были также Псков, Ладога, Полоцк, Смоленск, Чернигов и др.

Развитие торговли привело к возникновению денежной системы. Первое время деньгами служили скот и дорогие меха. Использовались также золотые монеты из Византии и арабских стран, серебряные западноевропейские монеты. С конца X в. На Руси начали чеканить свою монету. Денежной единицей в Киевской Руси служили слитки серебра определенного веса и формы – гривны.

Развитие товарно-денежных отношений способствовало концентрации больших денежных сумм в руках купцов, которые начли активно заниматься ростовщичеством, усиливая тем самым эксплуатацию народных масс. Под влиянием народных волнений княжеская власть пыталась ограничить ростовщичество. Великий князь Владимир Мономах в 1113 г. был вынужден издать «Устав о резах» (процентах), который запрещал ростовщикам устанавливать размеры годового процента свыше 50.

2.2 Становление и развитие Церкви, ее влияние на становление государственности. В 988 г. на Руси было принято христианство. Это событие произошло во время княжения Владимира I Красное солнышко и по его инициативе. Для ознакомления со всеми религиями и выбора лучшей, Владимир разослал в ряд стран русские посольства. В результате было выбрано православное христианство. Русских послов, побывавших в Греции, которая была частью Византийской империи, поразила красота и торжественность церковных служб, величие и благородство главной православной христианской идеи – идеи всепрощения и бескорыстия. В выборе православия сыграли также династические связи между Древней Русью и Византией. Владимира I женился на сестре византийского императора царевне Анне, исповедующей православие.

Процесс внедрения христианства был длительным. Веками восточные славяне были язычниками, обожествляли природные явления: огонь, воду, землю и т.д. Каждое из этих явлений имело своего Бога: Перун – бог грозы, Ярило – бог солнца, Велес – бог скота и т.д. Попытки насильственного крещения приводили к восстаниям.

Принятие христианства имело большое значение для развития Древней Руси. Единая религия закрепляла единство страны, способствовала углублению процесса консолидации жителей разных земель, составляющих Русь в единую культурную и политическую общность. Вместе с христианством Русь начала осваивать византийские ценности и идеалы. Из Византии пришли богослужебные книги, церковные ритуалы, сохранившиеся до сих пор, пышность царского двора, архитектура храмов, монументальная живопись, изображение двуглавого орла, а также трон, скипетр и шапка Мономаха – символы верховной власти. Появились первые монастыри, в числе которых выделялись Киево-Печерский и Ильинский подземный монастырь в Чернигове, ставшие центрами исторического летописания и духовного просвещения. Церковь внесла в древнерусское общество понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, освященного таинством венчания.

Принятие христианства оторвало Русь от мусульманской и языческой Азии и сблизило ее с христианской Европой. В течение четырех с половиной веков русская православная церковь была частью греко-византийской. В 1448 г. она стала независимой, самоуправляющейся, с русским митрополитом во главе. Определенные связи с греческой церковью сохранились до сих пор.

3.Начало феодальной раздробленности

3.1 Междуусобные войны русских князей. После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси. Зачинщиком усобицы был Святополк Окаянный, убивший своих братьев Бориса и Глеба. В междоусобных войнах князья - братья приводили на Русь то печенегов, то поляков, то наемные отряды варягов. В конце концов, победителем оказался Ярослав Мудрый деливший Русь (по Днепр) с братом Мстиславом Тмутараканским с 1024 по 1036 г., а затем после смерти Мстислава ставший "самовластцем".

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Руси оказалось значительное число сыновей, родных и двоюродных племянников великого князя. У каждого из них была та или иная "отчина", свой домен, и каждый в меру своих сил стремился увеличить домен или обменять его на более богатый. Это создавало напряженное положение во всех княжеских центрах и в самом Киеве. Исследователи иногда называют время после смерти Ярослава временем феодальной раздробленности.К внутренним противоречиям добавилось вторжение новых кочевых орд, которые на два столетия стали хозяевами степей.

В последней четверти XI в. в сложных условиях внутреннего кризиса и постоянной угрозы внешней опасности со стороны половецких ханов княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, "положив начало изгнанию братьев".

Особенно страшны стали усобицы после того, как сын Святослава Олег вошел в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил половецкие орды на Русь для своекорыстного решения между княжеских свар.

Врагом Олега был молодой Владимир Всеволодович Мономах, княживший в пограничном Переславле.

Мономаху удалось собрать княжеский съезд в Любече в 1097 г., задача которого состояла в том, чтобы закрепить "отчины" за князьями, осудить зачинщика усобиц Олега и по возможности устранить будущие усобицы, чтобы едиными силами противостоять половцам. Однако князья были бессильны установить порядок не только во всей Русской земле, но даже внутри своего княжеского круга родных и двоюродных братьев и племянников. Сразу же после съезда в Любече вспыхнула новая усобица, длившаяся несколько лет. Единственной силой, которая в тех условиях могла реально приостановить коловращение князей и княжеские споры - это боярство - основной состав молодого и прогрессивного тогда феодального класса. Боярская программа в конце XI и начале XII в. состояла в ограничении княжеского произвола и бесчинств княжеских чиновников, в ликвидации усобиц и в общей обороне Руси от половцев. Совпадая в этих пунктах с устремлениями горожан, эта программа отражала общенародные интересы и была, безусловно, прогрессивной.

В 1093 г., после смерти Всеволода Ярославича, киевляне пригласили на трон незначительного туровского князя Святополка, но значительно просчитались, так как он оказался плохим полководцем и жадным правителем.

Святополк умер в 1113 г.; его смерть послужила сигналом к широкому восстанию в Киеве. Народ обрушился на дворы княжеских управителей и ростовщиков. Киевское боярство в обход княжеского старшинства выбрало великим князем Владимира Мономаха, который прокняжил успешно до своей смерти в 1125 г. После него единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе (1125-1132 гг.), а затем, по выражению летописца, "раздрася вся земля Русская" на отдельные самостоятельные княжения.

3.2 Феодальная раздробленность. Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно такая форма соответствовала комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов.

Феодальная раздробленность - прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй на самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в развитии феодального общества, касалось ли это Руси в Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой Орды на Востоке.

Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII-начало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захватов земель свободных смердов общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт, они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы-виры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины), "Русская правда" определяла права боярства. Однако великий князь (и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь, считаясь верховным собственником всех земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской правды", так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.

Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В тоже время князь обосновавшись в той или иной земле, как правило, не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами. В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства , что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждения его действовать в интересах местной знати. Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

Русь распалась на 14 княжеств, в Новгороде была установлена республиканская форма правления. В каждом княжестве князья совместно с боярами "думали о строе земельном и ратех". Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы. Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений.

3.3 Региональные центры консолидации власти . В результате дробления образовались следующие княжества: Киевское, Переяславское, Черниговское, Муромское, Рязанское, Ростово–Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро–Волынское, Полоцкое, Турово–Пинское, Тьутаранское, Новгородское, поздне Псковская земля. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными считались три следующие княжества Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская республика.

Владимиро-Суздальское княжество . До середины XI в. Ростово-Суздальская земля управлялась присылавшимися из Киева посадниками. Ее “окняжение” началось после того, как она досталась младшему Ярославичу — Всеволоду Переславльскому — и закрепилась за его потомками в качестве их 1 родовой “волости”.

В XII—ХIIIвв. Ростово-Суздальская земля переживала экономический и политический подъем, выдвинувший ее в ряд сильнейших княжеств на Руси. В ускорениихозяйственного и политического возвышения этого лесного края большое значение имел быстрый прирост его населения за счет жителей южнорусских земель, спасавшихся от половецких набегов. В XI—XII вв. здесь сложилось и окрепло крупное княжеское и боярское (а затем и церковное) землевладение, поглощавшее общинные земли и вовлекавшие крестьян в личную феодальную зависимость. В XII—XIII вв. возникли почти все основные города этой земли (Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Стародуб, Городец, Галич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород и др.), строившиеся суздальскими князьями на границах и внутри княжества в качестве опорных крепостных и административных пунктов и обстраивавшиеся торгово-ремесленными посадами, население которых активно включалось в политическую жизнь.

В начале 30-х годов XII в., в правление сына Мономаха Юрия Владимировича Долгорукого (1125—1157), Ростово-Суздальская земля обрела независимость. Военно-политическая активность Юрия сделала его одной из центральных фигур в политической жизни Руси второй трети XIIв. Последние десять лет жизни Долгорукого прошли в изнурительной и чуждой интересам его княжества борьбе с южнорусскими князьями за Киев. Но уже сын Долгорукого, Андрей Боголюбский, захватил в 1169 г. г. Киев и, жестоко ограбив город, передал его в управление одному из своих вассальных князей-“подручников”.

Честолюбивые попытки Боголюбского, претендовавшего на титул великого князя всей Руси, потерпели неудачу. Однако именно в этих попытках находила свое отражение начинавшаяся пробиваться тенденция к восстановлению государственно-политического единства страны на основе подчинения удельных князей самовластному правителю одного из сильнейших на Руси княжеств.

С княжением Андрея Боголюбского связано возрождение традиций властной политики Владимира Мономаха. Опираясь на поддержку горожан и дворян-дружинников, Андрей круто расправлялся с непокорными боярами, изгонял их из княжества, конфисковывал их вотчины. Подавить окончательно боярскую оппозицию князю - “самовластцу”, как называли Андрея его современники, не удалось. В июне 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами.

Двухлетняя усобица, развязанная после убийства Боголюбского боярами, закончилась вокняжением его брата Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176—1212). В его княжение Владимиро - Суздальская земля достигла наивысшего расцвета и могущества, играя решающую роль в политической жизни Руси конца XII — начала XIII в. После смерти Всеволода во Владимиро - Суздальской земле начался интенсивный процесс феодального дробления. Тем не менее вплоть до нашествия монголов Владимиро - Суздальская земля оставалась сильнейшим и влиятельнейшим княжеством на Руси, сохранившим политическое единство под главенством владимирского великого князя.

Галицко - Волынская земля . Галицко - Волынская земля простиралась от Карпат и Днестровско - Дунайского Причерноморья на юг и юго-западе до земель литовского племени ятвягов и Полоцкой земли на севере. На западе она граничила с Венгрией и Польшей, а на востоке — с Киевской землей и половецкой степью. Галицко - Волынская земля была одним из древнейших очагов пашенной земледельческой культуры восточных славян. Плодородные почвы, мягкий климат, многочисленные реки и лесные массивы, перемежающиеся со степными пространствами, создавали благоприятные условия для развития земледелия, занятия скотоводством и различными промыслами, а вместе с тем и феодальных отношений, крупного феодального княжеского и боярского землевладения. Высокого уровня достигло ремесленное производство, его отделение от земледелия способствовало росту городов, которых здесь насчитывалось больше, чем в других русских землях.

Галицкая земля до середины XII в. была разделена на несколько мелких княжеств, которые в 1141 г. были объединены перемышльским князем Владимиром Володаревичем, перенесшим свою столицу в Галич. Наивысшего расцвета и могущества Галицкое княжество достигло при его сыне Ярославе Осмомысле (1152—1187) — крупном государственном деятеле того времени, высоко поднявшем международный престиж своего княжества и успешно защищавшем общерусские интересы во взаимоотношениях с Византией и соседними с Русью европейскими государствами. После смерти Осмомысла Галицкое княжество стало ареной длительной борьбы князей с олигархическими устремлениями местного боярства. Боярское землевладение в Галицкой земле опережало в своем развитии княжеское и значительно превосходило последнее своими размерами.

Волынская земля обособилась от Киева в середине XII в., закрепившись в качестве родовой “отчины” за потомками киевского великого князя Изяслава Мстиславича. В отличие от соседней Галицкой земли на Волыни рано сложился большой княжеский домен. В 1199 г. волынскому князю Роману Мстиславичу удалось впервые объединить Галицкую и Волынскую земли, а с занятием им в 1203 г. Киева под его властью оказалась вся Южная и Юго-Западная Русь — территория, равная крупным европейским государствам того времени. Правление Романа Мстиславича отмечено упрочением общерусского и международного положения Галицко - Волынской земли, успехами в борьбе с половцами, борьбой с непокорным боярством, подъемом западнорусских городов, ремесла и торговли. Гибель в 1205 г. в Польше Романа Мстиславича привела к временной утрате достигнутого политического единства Юго - Западной Руси, к ослаблению в ней княжеской власти. В борьбе против нее объединились все группировки галицкого боярства, развязавшего разорительную, длившуюся свыше 30 лет, феодальную войну. В эти же годы произошел беспрецедентный на Руси случай вокняжения в Галиче боярина Володислава Кормиличича. Национально-освободительная борьба против венгерских и польских захватчиков, завершившаяся их разгромом и изгнанием, послужила основой восстановления и укрепления позиций княжеской власти. Опираясь на поддержку городов, служилого боярства и дворянства, Даниил Романович утвердился на Волыни, а затем, заняв в 1238 г. Галич и в 1240 г. Киев, вновь объединил всю Юго-Западную Русь и Киевскую землю.

Новгородская феодальная республика . Особый политический строй, отличный от княжений-монархий, сложился в XII в. в Новгородской земле, одной из наиболее развитых русских земель. Новгородской республики особое, автономное положение (“младшего брата” Новгорода), был Псков, отличавшийся развитым ремеслом и собственной торговлей с Прибалтикой, немецкими городами и с самим Новгородом. Во второй половине XIII в. Псков фактически стал самостоятельной феодальной республикой.

С XI в. началась активная новгородская колонизация Карелии, Подвинья, Прионежья и обширного Северного Поморья, ставших новгородскими колониями.

В XII в. Новгород был одним из крупнейших и наиболее развитых городов на Руси. Возвышению Новгорода способствовало его исключительно выгодное расположение в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским морями.

Несмотря на преобладание в Новгороде торгово-ремесленного населения, основу экономики Новгородской земли составляли сельское хозяйство и связанные с ним промыслы. Из-за неблагоприятных природных условий зерновое земледелие было малопродуктивным и хлеб составлял существенную часть новгородского импорта. Хлебные запасы в вотчинах создавались за счет взимаемой со смердов продуктовой ренты и использовались феодалами для спекуляции в частые неурожайные голодные годы, для опутывания трудового люда ростовщическими кабалами. В ряде районов крестьяне помимо обычных сельских промыслов занимались добычей железной руды и соли.

В Новгородской земле рано сложилось и стало господствующим крупное боярское, а затем и церковное землевладение. Уже с конца XI в. новгородская знать в значительной мере предопределяла кандидатуры присылаемых из Киева князей. Однако новгородские феодалы нуждались в князе и его дружине для борьбы с антифеодальными выступлениями народных масс и для защиты Новгорода от внешней опасности. В первое время после восстания 1136 г. объем прав и деятельности княжеской власти не изменились, но они приобрели служебно-исполнительный характер, подверглись регламентации и были поставлены под контроль посадника (прежде всего в области суда, который князь стал вершить вместе с посадником). По мере того как политический строй в Новгороде приобретал все более выраженный боярско-олигархический характер, права и сфера деятельности княжеской власти неуклонно сокращались.

Политическая история Новгорода в XII—XIII вв. отличалась сложным переплетением борьбы за независимость с антифеодальными выступлениями народных масс и борьбы за власть между боярскими группировками (представлявшими боярские роды Софийской и Торговой сторон города, его концов и улиц). Крупнейшим антифеодальным движением было восстание в 1207 г. против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников, обременявших городской люд и крестьян произвольными поборами и ростовщическими кабалами. Бояре, враждебные Мирошкиничам, воспользовались восстанием, чтобы устранить их от власти.

Новгороду пришлось вести упорную борьбу за свою независимость с соседними князьями, стремившимися подчинить себе богатый “вольный” город. Новгородские бояре умело использовали соперничество между князьями, выбирая среди них сильных союзников. Вместе с тем соперничавшие боярские группировки втягивали в свою борьбу правителей соседних княжеств. Наиболее трудной для Новгорода была борьба с суздальскими княэьями, которые пользовались поддержкой влиятельной группировки новгородских бояр и купцов, связанных торговыми интересами с Северо - Восточной Русью. Важным орудием политического давления на Новгород в руках суздальских князей было прекращение подвоза хлеба из Северо - Восточной Руси. Позиции суздальских князей в Новгороде значительно укрепились, когда их военная помощь новгородцам и псковичам стала решающей в отражении агрессии немецких крестоносцев и шведских феодалов, стремившихся к захвату западных и северных новгородских территорий.

Заключение.

В своей контрольной работе я рассмотрела один из важнейших этапов развития истории России – Киевская Русь. История Киевской Руси условно может быть разделена на три больших периода. Первый из них это IX - середина Х в., его можно назвать временем первых киевских князей. Второй – вторая половина Х – первая половина ХI в. (время Владимира I и Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской Руси; третий период – вторая половина ХI – начало ХII в., переход к феодальной раздробленности.

Безусловно, процесс формирования Киевской Руси этап сложный, и много разных факторов повлияло на него. Одно можно сказать точно, что феодальная раздробленность оказалась отрицательным фактором для развития Киевской Руси хотя бы потому, что стало концом для Киевской Руси. Сразу после своего распада, бывшая Киевская Русь начала терять свое могущество и авторитет в глазах ее соседей. Враги Древней Руси пытались использовать ее раскол в своих захватнических целях.

Тест

1. II

2. – I

3. - IV

4. - III

Список используемой литературы

1. Всемирная история (учебник) под редакцией Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. – М., 1997

2. Древняя Русь глазами современников Данилевский И.Н. – М., 1998

3. История мировой экономики (учебник) под редакцией Поляка Г.Б. и Марковой А.Н. – М., 2001

4. История России IX – XVIII вв. (учебное пособие) Моряков В.И. – М., 2004

5. История экономики России (учебник) Конотопов М.В. – М., 2003

6. История России и ее ближайших соседей (энциклопедия) Исмаилова С. – М., 1997

7. Русская история (учебник) Вернадский Г.В. – М., 2001

8. Экономическая история России (учебное пособие) Тимошина Т.Н. – М., 2002