Главная              Рефераты - История

Отечественная кооперация вехи истории - реферат

Содержание

Введение

Глава 1 Становление кооперации в России 1.1 Зарождение идеи кооперации

1.2Исторические и идеологические предпосылки возникновения кооперации

Глава 2 Кооперация на современном этапе развития экономики

2.1 Предпосылки для возрождения кооперации в период перестройки

2.2 Потребительская кооперация в первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.)

2.3 Цель и содержание Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Мир экономики - особый мир. Им действительно управляет принцип рациональности, а все остальное - мораль, закон, культура - создает лишь рамки, условия, ограничения, в которых ведется поиск наиболее рациональных решений. Это может нравиться или не нравиться, но это так. И если не научиться видеть за всеми экономическими механизмами вечное стремление к рациональности, то многое в этих механизмах будет казаться странным или даже возмущать.

Зачем люди сотрудничают? Принцип рациональности лежит и основе всех рецептов экономического процветания, проверенных многовековым опытом человечества, в том числе и в основе самого первого из них: избегайте натурального хозяйства и поощряйте разделение труда и торговлю. Рожден этот совет тем, что в основе уникального экономического механизма нашей цивилизации лежит творение самой природы - разделение функций между живыми существами одного и того же вида. Но человек смог сделать качественный шаг вперед и перейти от природного разделения функций к разделению труда, которое стало основой экономики, образуя ее важнейший механизм. Разделение труда - механизм экономического сотрудничества людей, предполагающий, что какая-то их группа (или даже один человек) сосредоточивается на выполнении строго определенного вида работ, то есть специализируется. [1] Разделение функций, скажем в муравейнике, испокон веку одно и то же, поскольку оно закреплено механизмами наследственности. Разделение же труда в человеческом обществе постоянно меняется, а сама схема специализации становится все более и более сложной, так как разделение труда углубляется. Вспомнив историю древнего мира, мы обнаружим всего несколько специальностей, которыми владело человечество, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что подавляющее большинство тех предметов, которые окружают нас, уже невозможно произвести в одиночку: попробуйте, например, изготовить "с нуля" в домашней мастерской обычный электрочайник! Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня весь характер взаимоотношений в сфере производства товаров и услуг, порождая кооперацию труда. Кооперация труда - разделение производственных операций, необходимых для изготовления какого-либо товара, между многими людьми, предприятиями и даже странами, специализирующимися на каком-то одном виде деятельности. [2] Анализируя нынешнее устройство человеческого общества, трудно не прийти к мысли о том, что разделение труда, его специализация и кооперация - составные компоненты "клея", на котором держится наша цивилизация. Потребность в экономическом сотрудничестве сильнее побуждает народы к мирному сосуществованию, чем любые призывы гуманистов. Характерно, например, что после распада СССР политики, ставшие главами новых государств, вели курс на максимальное обособление от соседей. Первыми, кто заговорил о необходимости спасения прежних экономических связей, оказались хозяйственники - руководители предприятий. Для них было очевидно: разрыв кооперационных связей приведет к экономическому краху. Огромное значение, которое разделение труда и специализация имеют в экономическом механизме человечества, вполне закономерно. Ведь специализация создает условия для достижения каждым участником производственного процесса высокого мастерства в избранном им деле, что обеспечивает высокую производительность его труда. Но воспользоваться благами специализации человек и страна могут лишь в том случае, если происходит обмен плодами труда. Если же экономика государства опирается на натуральное хозяйство, то путь к благам специализации оказывается перекрыт. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, крайне тяжел, что хорошо известно жителям российских деревень. Главный порок натурального хозяйства - это то, что оно не позволяет добиться высокой производительности труда и обеспечивает лишь самые минимальные условия для выживания. И потому, начав с натурального хозяйства как самой первой формы организации экономической жизни, человечество на ней не остановилось. Натуральное хозяйство было разрушено еще одним могущественным экономическим механизмом - торговлей. Торговля веками была столь важной сферой человеческой деятельности, что именно ее проблемы дали первый мощный толчок к развитию экономической теории. Процесс кооперирования начинается с самых простейших форм, с кооперации в области торговли (сбыта), снабжения, кредитования, с тем чтобы постепенно, при условии строгой добровольности, с учетом конкретных особенностей различных районов страны, достичь высшей формы - производственного кооперирования хозяйств. Кооперация - самый простой, легкий, доступный и выгодный путь мелкого хозяйства к крупному коллективному хозяйству - такова основная мысль кооперативного движения[3] . Выше мы установили, что действиями людей в сфере экономики движет стремление к экономической рациональности. Теперь настало время для уточнения этого определения, прежде всего содержащегося в нем понятия "экономические результаты". Важнейший из этих результатов - выгода. Иными словами, благодаря специализации и обмену стало возможным получить все необходимое для жизни, затратив сил и времени меньше, чем прежде - при натуральном хозяйстве. И потому запущенный в глубокой древности механизм углубления кооперации исправно крутится посей день. Это помогает людям рационально использовать собственные возможности и получать наибольшую выгоду от такого устройства экономической жизни, тем самым подтверждая актуальность поднятой темы. Обращаясь к теме исследования, скажу, интерес к теме отечественной потребительской кооперации возник у меня по причине того, что я продолжительное время работала в Суоярвском районном потребительском обществе Республики Карелия, но об истории кооперации знаю недостаточно. На страницах моего реферата я раскрою темы об этапах развития отечественной кооперации в разные периоды жизни и истории нашей страны.

Глава 1 . Становление кооперации в России

1.1 Зарождение идеи кооперации.

Идея кооперации, т.е. сотрудничества, очень древняя. Зарождение ее совпадает с началом человеческого общества. На первых ступенях развития культуры люди, в силу окружающих условий, вынуждены были объединяться в группы для более успешной борьбы за существование. Такое объединение среди первобытных людей вызывалось тем, что встречавшиеся на их пути препятствия (дикие звери, непроходимые леса и т.д.) были не под силу отдельному человеку. Но как ни широко было применение идеи кооперации на заре человеческой истории, она не имела корней в сознании людей. Ее пользовались как вспомогательным средством для достижения хозяйственных целей и совершенно не подозревали, что она может стать постоянной экономической системой. Понятно, что исчезновение препятствий, должно было повлечь за собой пренебрежение этой идеей. Действительно, по мере развития цивилизации и хозяйственной жизни, когда успела установиться известная безопасность и появилась возможность приобретать предметы потребления в обмен на денежные знаки, действовать объединенными усилиями больше не представлялось необходимым, за исключением редких случаев: нашествия врагов, общественного бедствия и т.д. Что касается современного понимания идеи «кооперации» то первым ввел слово «кооперация» Роберт Оуэн, это произошло в начале XIX столетия в Англии, но он не может рассматриваться как прямой родоначальник кооперативного движения. Хотя он уделял внимание потребительским обществам, его деятельность, главным образом, была направлена на реорганизацию рабочего класса на коммунистических началах. В тоже время во Франции Шарль Фурье критиковал существующий экономический строй в основном с точки зрения потребителя. По мнению Фурье, класс посредников между потребителем и производителем не только бесполезен, но и вреден. Единственное средство для уничтожения всего этого общественного зла – товарищество. Фурье доказывал, что при организации производства и потребления на товарищеских началах всякий сможет с незначительной затратой труда получить гораздо больше материальных благ, чем имеют немногие избранные, богачи. Впервые идея «кооперации» была применена на практике в середине XIX века английскими ткачами города Рочделя, которых с тех пор принято называть «рочдельскими пионерами». Находясь в материальной нужде, 28 рочдельских ткачей организовали в октябре 1844г. общество, ставившее себе целью доставить своим членам доброкачественные продукты по справедливым ценам. При этом учредители обязались соблюдать следующие принципы:

свободный доступ в общество для новых членов;

равенство всех в обсуждении дел общества и его управления;

распределение прибыли по забору;

отчисление части прибыли в резервный и образовательный фонды и т.д.

Эти принципы вполне доказали свою целесообразность, поскольку их предприятие дало блестящие результаты сначала в Англии, а потом – во всей Европе. Кооперативное движение показало, что там, где они строго соблюдались, кооперативные организации могли развиваться и укрепляться; напротив, там, где пытались эти принципы заменить другими, кооперативы либо гибли, либо вырождались в капиталистические предприятия. Замечательно, что в своей практической и окончательной форме идея кооперации не была изобретена каким-либо гениальным реформатором или мыслителем, а возникла самопроизвольно в недрах самого народа. Возник­новение первых кооперативных организаций в России относится к 60-м годам XIX в., то есть к тому же времени, когда они стали распространяться в передовых странах Европы. Более того, Рос­сия даже опережала в этом отношении многие из них. В России зачинателями кооперативного движения были братья Лучинины, создавшие ссудосберегательное товарищество в 1865г. в селе Да­ровитое Ветлужского уезда Костромской губернии. Подчеркнем, что речь идет о товариществе, официально офор­мленном, имеющем утвержденный властями устав. К тому времени в разных местах Российской империи уже существовало мно­жество стихийно образовавшихся товариществ и артелей. Рязанс­кие крестьяне, а также жители приволжских губерний сколачива­ли бурлацкие артели, артелями же брали в городах строительные подряды. Все это — временные объединения, не связанные с сель­скохозяйственным трудом, хотя были и такие. Например, на Ук­раине широкое распространение получили так называемые «суп­ряги», когда несколько крестьянских дворов, имевших по одному волу, объединялись для проведения глубокой вспашки. Обеспокоен­ные обнищанием крестьян власти поощряли подобные объедине­ния. В Шадринском уезде Пермской губернии земская управа в 1891 г. выдавала ссуды безлошадным крестьянам (таковых в уезде было 38 %) с целью приобретения одной лошади на несколько чело­век. Окрепнув, хозяин порывал с подобного рода «кооперативом». Точно так же на несколько дворов иногда приобреталась одна корова; содержали ее по очереди, а долю своего молока каждая хозяйка получала ежедневно. Можно привести много примеров подобного рода примитив­ных кооперативов, рождавшихся из стремления к выживанию. Однако, говоря о кооперации, мы имеем в виду объединение уси­лий достаточно устойчивых хозяйств, производящих продукцию не только для внутреннего потребления, но и на рынок. Можно говорить об определенных рамках, за пределами которых хозяй­ственные субъекты или граждане не имеют интереса или не могут быть членами кооперативных товариществ. Ведущему крупное сельское хозяйство землевладельцу, располагающему собственной инфраструктурой, кооператив не нужен. С другой стороны — не от всякого желающего может быть польза кооперативу. Кооперация открывает двери для всех, но не все в них входят. На практике она существует лишь для трудящихся классов совре­менного общества, но не для капиталистов. Но и здесь внизу, среди трудящихся, имеются свои пределы для кооперации. Так, полезным членом потребительского обще­ства может быть только тот, кто располагает определенным (по­стоянным) и не совсем незначительным доходом. Поэтому беднейшие элементы современного общества так же малопригодны для потребительской кооперации, как и более бо­гатые... Кредитные кооперативы пока более привлекают крестьян средней состоятельности; маломощное крестьянство в более огра­ниченной степени участвует в кредитных товариществах, а более значительное крестьянство занимает в кредитных кооперативах следующее место за средними крестьянскими группами. Вообще, членами сельскохозяйственной кооперации, естественно, могут быть только лица, имеющие какое-либо свое земледельческое хо­зяйство, заинтересованные в его поддержании и улучшении. Пока крестьянское хозяйство остается натуральным, пока оно само обеспечивает себя всем необходимым (равно как и потребля­ет практически все, что производит), оно мало приспособлено к кооперации и, строго говоря, не нуждается в ней. С развитием ры­ночной экономики ситуация меняется. Мелкие хозяйства, вполне способные производить сельскохозяйственную продукцию с не меньшей эффективностью, чем крупные, оказываются бессиль­ными конкурировать с ними в сфере производственной и коммер­ческой инфраструктуры. Естественной реакцией становится объе­динение их усилий. Способы, какими мелкие земледельческие хозяйства пользу­ются, чтобы поставить себя в соответствие с требованиями, созда­ваемыми современным развитием экономических отношений, заключаются в соединении в разные союзы, товарищества, как с целью организации кредита для сельскохозяйственных целей, так и для совместного сбыта и закупки продуктов, а иногда и для со­вместного производства. Со временем кооперация стала рассматриваться уже не только как желательная, но и как обязательная предпосылка выживания крестьянских хозяйств, что дало основание для утверждения, что кооперативное начало — единственный и неизбежный способ для мелкого земледельческого хозяйства отстоять свои законные интересы в современном меновом хозяйстве, приспособления земледельцев к рыночным отношениям. Появление первых кооперативов именно в 60-е годы связано с двумя обстоятельствами. Первое — отмена крепостного права и появление юридически свободных крестьян, хотя их экономичес­кая самостоятельность и была ограничена общиной. Второе — ут­верждение в России местного самоуправления в форме земства (1864 г.). Впервые в истории Российского государства были обра­зованы властные структуры, представлявшие и защищавшие инте­ресы самого многочисленного и в то же время самого униженного в стране сословия.

1.2 Исторические и идеологические предпосылки возникновения кооперации

Как и на предшествующих этапах, узловая проблема отечественной науки во второй половине XIX - начале XX в. - определение путей поступательного развития российской экономики. Представителей различных течений (буржуазные либералы, революционные демократы, народники, марксисты) интересовали перспективы развития капиталистических отношений, эволюции крестьянских хозяйств, роли общинного землевладения, оценки движущих сил социально-экономических преобразований.

Распространению марксистской, пролетарской идеологии в крестьянской стране способствовали не только внутренние условия, обострение социальных противоречий, но и в немалой степени исключительная роль выдающихся ученых, публицистов, особенно первого российского марксиста Г.В. Плеханова. Представители либерально-буржуазного, академического направления не имели столь ярких, энциклопедически образованных фигур.

По-прежнему объектом споров, дискуссий остается богатое теоретическое наследие В.И. Ленина, особенно существо и эволюция его взглядов на пути построения общества на социалистических принципах хозяйствования и методы управления им.

Главная идеологическая догма марксизма - кооперативы, кооперативная собственность - временные вспомогательные институты переходного периода от капитализма к социализму, и поэтому, при полном социализме (т.е. коммунизме) они должны отмереть.[4]

Ленин также связывал переход к социализму в России с "поголовным участием в кооперации" всего населения.

А.В. Чаянов признавал, что крупное сельскохозяйственное производство имеет определенные преимущества по сравнению с мелким. Он доказывал, что условия России отличаются от условий западных стран. Предпосылок для развития фермерских хозяйств американского типа в нашей стране не было. "Оптимальным для нас было бы сочетание отдельных крестьянских хозяйств с крупными хозяйствами кооперативного типа. При этом за семейным производством останется процесс выращивания растений и животных. Все остальные операции, в том числе переработка продукции, ее транспортировка, реализация, кредитование, научное обслуживание будут осуществляться кооперативными организациями"[5] . При подготовке своей статьи "О кооперации" Ленин использовал книгу А.В. Чаянова "Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации". Чаянов разделял положение Ленина о социализме как строе цивилизованных кооператоров. Чаянов известен как разработчик программ аграрных преобразований. Он принимал участие в выработке важнейших принципов аграрной политики, выступал против уравнительного землепользования, обосновал необходимость введения единого сельскохозяйственного налога, выдвинул концепцию водной ренты для районов орошаемого земледелия, предложил методику определения оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий. Главным направлением государственной политики в деревне в это время было содействие кооперированию крестьян. В чем заключалась сущность кооперативного плана? Крестьянство - это класс феодального общества. Чтобы перейти к социализму, оно должно пройти через капитализм, т.е. через расслоение на сельский пролетариат и сельскую буржуазию. В результате возникнут крупные капиталистические хозяйства, которые потом можно будет превратить в социалистические. И этого стихийного пути развития сельского хозяйства не могла остановить даже классовая политика советской власти - помощь беднякам и действия против кулаков. К 1925 г.30% крестьян не имели рабочего скота, а 38% составляли крестьяне с посевом менее 2 десятин и без посева. Кулаки, по расчетам того времени, составляли 6-7%. [6] При разработке кооперативного плана были использованы труды А.В. Чаянова, крупного специалиста по вопросам кооперативного движения. В основе плана лежало использование материальной заинтересованности крестьян. Крестьяне заинтересованы в том, чтобы производить для продажи больше продукции, выгодно и без хлопот продавать эту продукцию, покупать в обмен промышленные товары, в том числе сельскохозяйственную технику. Но для этого надо было еще объединиться в кооператив, чтобы не ездить торговать в город поодиночке, конкурируя между собой, а сбывать продукцию через кооператив и через кооператив же закупать необходимые промышленные товары. Машины крестьянину не по карману, но можно объединиться в машинный кооператив, в складчину, и, получив кредит, купить машины и сообща их использовать. В районе, который специализируется на молочном животноводстве, имеет смысл на паевых началах построить заведение по переработке молока и изготовлению сыра, что тоже не по силам отдельному крестьянину. Постепенно таким образом можно дойти и до объединения кооперативными связями всех хозяйств. Именно с таких кооперативов - сбытовых, потребительских, машинных - и началось кооперирование в годы нэпа. В эти кооперативы объединялись, естественно, относительно зажиточные крестьяне, те, которые производили товарную продукцию. Входившие в них крестьянские хозяйства создавались единоличниками, следовательно, не было еще здесь обобществления средств производства, лишь некоторые средства производства (машины, сыроварни и т.п.) оказывались здесь в общей собственности. Бедняки, которые не производили товарной продукции (да и себя не могли полностью обеспечить), в таких кооперативах участвовать не могли. Они объединялись в производственные кооперативы, которые принято было называть коллективными хозяйствами, колхозами, а не кооперативами, и которые противопоставлялись кооперативам. Было три вида колхозов: коммуны, артели и ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли). Однако колхозы и совхозы, хотя и пользовались особыми льготами и получали существенную помощь от государства, давали лишь около 1,5% сельскохозяйственной продукции. В кооперативах в 1925 г. состояли около 1/4 крестьян, а в 1928 г. - 55%. Кооперативы играли главную роль в восстановлении товарооборота между городом и деревней. Уже в 1925 г. кооперативный товарооборот составлял 44,5% розничного товарооборота страны. В районах специализированного сельского хозяйства - льноводческих, свеклосахарных, молочного животноводства - кооперация охватила подавляющее большинство крестьян. [7] Крестьянские кооперативы стали объединяться в отраслевые организации. Появились Хлебоцентр, Лъноцентр, Плодоовощсоюз, Маслоцентр и др. Они объединяли сбыт и снабжение кооперативов в масштабе страны, организовывали кредит и защищали интересы кооператоров. Однако по мере так называемого строительства социализма, т.е. создания тоталитарного сталинского режима и административно-командной системы управления, кооперативы - демократически управляемые, рыночные организации все меньше вписывались в жесткие централизованные планово-распределительные советские структуры. Потребительскую, промысловую, кредитную, сбыто-снабженческую кооперацию советское руководство начало преобразовывать, закрывать, сливать, разделять и национализировать, т.е. просто отбирать имущество и денежные средства на нужды индустриализации и партийного аппарата. В партийных документах 30-70-х годов участь кооперации была предрешена - по мере своего развития и совершенствования оставшаяся после разгрома кооперативного движения в 30-х годах собственность потребительской, промысловой и колхозов должна сливаться с государственной общенародной собственностью, т.е. кооперативные предприятия должны перейти в подчинение соответствующих министерств, что и было сделано с промысловой кооперацией в 1956 и в 1960 гг. В 30-60-х годах многие колхозы были преобразованы в совхозы, все городские потребительские кооперативы были ликвидированы, а их имущество передано Министерству внутренней торговли в 1932 и 1935 годах. С другой стороны уничтожить одномоментно все виды кооперации, например, в 1936 году, когда Сталин провозгласил полную и окончательную победу социализма в нашей стране, было невозможно по экономическим и политическим причинам. Фактически крестьяне и жители районных городов на свои средства осуществляли свое торговое обслуживание. Таким образом, с потребительской кооперацией были связаны экономические интересы более половины населения страны. Огромная стоимость перевода колхозов в совхозы, где материально-техническая база в 2,5 раза была мощнее и дороже, не позволяла реализовывать в полной мере и в сельском хозяйстве марксистко-ленинскую догму об образовании единой государственной собственности в стране. Таким образом, все виды кооперации в Советском Союзе, особенно, в 30-50-е годы, развивались в обстановке постоянной неопределенности и неуверенности в своем будущем, постоянного вмешательства в хозяйственную деятельность, постоянного диктата партии и советского государства в области планирования материально-технического снабжения, сбыта, заработной платы, штатов, ценообразования, постоянных перемещений и репрессий против руководителей и рядовых членов кооперативов и их союзов. В таких экстремальных условиях кооперация не могла раскрыть все свои возможности и действовать эффективно для улучшения обслуживания своих членов. Идеологические тиски, в которых действовала кооперация, ослабли только в 1988 году, когда был принят закон о кооперации в СССР. Хотя в этом законе кооперативной собственности отводилась вторая роль "при ведущей роли государственной (общенародной) формы собственности", кооперация получила право свободно развиваться во всех областях хозяйственной деятельности без ограничений временными и территориальными рамками.

Глава 2 Кооперация на современном этапе развития экономики

2.1 Предпосылки для возрождения кооперации в период перестройки

Перестройка и новый "Закон о кооперации в СССР" создали предпосылки для возрождения кооперативного движения в Советском Союзе. Закон восстановил многообразие форм кооперативной деятельности, право на создание союзов, собственной, кооперативной кредитно-банковской системы, внешнеторговых операций, гарантировал государственное социальное обеспечение кооператорам. Кооперативные организации получили свободу (с некоторыми ограничениями) планирования, ценообразования, выбора поставщиков, сбыта, распределения прибыли, оплаты труда, формирования штатного расписания, а также налоговые льготы. Однако новые возможности было трудно реализовать при отсутствии свободного рынка капитала, земельных участков, производственных и жилых помещений, оборудования, строительных материалов.

Кроме того, Закон 1988 года содержал нормы, тормозящие процесс образования и расширения хозяйственной деятельности кооперативов. Это сложная процедура регистрации, отказ кооперативам в материально-техническом снабжении в условиях государственной карточной системы фондирования, коэффициент для кооперативов на оптовые цены на сырье и продукцию госпромышленности, что заставляло кооперативы повышать розничные цены на свои изделия. При государственных предприятиях и учреждениях кооперативы могли образоваться только с согласия руководителей этих организаций. Многие подобные кооперативы оказались лишь «кормушкой» для своих покровителей, механизмом повышения цен, перекачки безналичных денег в наличные, очагом социальной напряженности. В массовом общественном сознании росло убеждение, что новая кооперация грабит народ, опустошает государственные магазины, культивирует рвачество, спекуляцию и преступность.

Уже к осени 1988 года налоговые льготы для вновь создаваемых кооперативов были урезаны, а в дальнейшем практически ликвидированы.Тем не менее, за два с половиной года с января 1988 г. по июль 1990 г. численность кооперативов выросла с 14 до 210 тыс., число работающих в них со 150 тыс.5,2 млн. человек, объем реализации товаров и услуг (с 1987 года) более чем в 200 раз и составил более 5% валового национального продукта страны. [8] Спектр хозяйственной деятельности новых кооперативов был очень широк. Наибольшее число кооперативов функционировало в области строительства, производства товаров широкого потребления и общественного питания. Среди остальных - по выпуску продукции производственно-технического назначения по добыче золота и других драгметаллов, по заготовке и переработке вторичного сырья, торгово-закупочные, проектно-конструкторские, научно-исследовательские по разработке программных средств и оказание информационных услуг, сельскохозяйственные (в основном сбыто-снабженческие), транспортные, медицинские, спортивно-оздоровительные, художественно-оформительские, по организации досуга и другие. В 1990 году наступил резкий спад в кооперативном строительстве в нашей стране. Среди многих причин этого явления - ограничение правительством заработной платы кооператоров и предоставление налоговых льгот малым предприятиям (постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий") [9] , которые вызвали резкое сокращение производства кооперативных товаров и услуг и массовое преобразование небольших кооперативов в малые предприятия.

За более чем вековой период развития кооперативное движение выработало свою идеологию, суть которой сводилась к мирному преобразованию индустриального капитализма в "новый кооперативный общественный строй", экономическую основу которого должен был составлять доминирующий в смешанной экономике кооперативный сектор.

2.2 Потребительская кооперация в первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.)

В первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.) при переходе к рыночным отношениям, первые шаги российской кооперации оказались очень трудными. Проводимая правительством России экономическая реформа изменила политическую и экономическую ситуацию в стране, и продвижение в рыночную экономику проходило болезненно, порой противоречиво. Это испытывает на себе и потребительская кооперация. Реальный переход к рыночным отношениям в Российской Федерации начался в январе 1992 г. с либерализации цен. В первый месяц освобожденные цены на продукты и промышленные товары выросли на 245%, к концу года - в среднем в 26 раз, а по многим продуктам питания - в 100 и более раз. Галопирующая инфляция продолжалась до лета 1996 г., пока её темпы не снизились до 1,5 - 2% в месяц. Последствия гиперинфляции для потребительской кооперации оказались очень тяжелыми. В тысячи раз обесценились оборотные средства. Не на что стало покупать товары, сырьё, горюче-смазочные материалы. Установленный государством предел торговых надбавок даже не покрывал издержек обращения. Торговля отечественными продовольственными товарами оказалась убыточной, а введение предоплаты заказанных товаров заставило многие организации потребительской кооперации распродавать свои предприятия, чтобы добыть оборотные средства. Начали закрываться кооперативные магазины, столовые, кафе, заготовительные предприятия, оптовые базы. Вследствие обесценивания денежных вкладов в банках резко понизилась покупательная способность сельского населения. Платежеспособный спрос жителей деревень, поселков, районных городов стремительно приближался к нулевой отметке. Одновременно в городах, даже в райцентрах стала бурно развиваться частная торговля. Имея минимальный штат, определенные льготы и пользуясь бесконтрольностью и разными способами уклонения от налогов, она составила, особенно на первых порах, серьёзнейшую конкуренцию кооперативам. Главное же, в отличие от потребительской кооперации, частная торговля не несет никаких социальных обязательств, не отвечает за снабжение населения самыми необходимыми товарами, не дающими, как правило, торгового "навара", а торгует лишь тем, что прибыльно.

В результате доля товарооборота потребительской кооперации в общем товарообороте страны снизилась с 18,9% (1992г) до 4,4% в 1997г.

Положение ещё больше осложнил углубившийся диспаритет цен на промышленные товары, сельхозтехнику, бензин, запчасти и продукцию сельского хозяйства - зерно, мясо, молоко, овощи, фрукты, технические культуры и т.д. Цены на промышленные товары выросли несопоставимо выше, чем на сельхозпродукцию. В результате резко упали доходы колхозов, АО, фермеров и всех сельских жителей - в большинстве своём пайщиков и клиентов потребительской кооперации. Средняя зарплата работников сельского хозяйства в 1995г. оказалась в три раза ниже, чем в промышленности и строительстве, и не обеспечивала даже прожиточного минимума.

Это привело и к серьёзным изменениям в структуре оборота потребительской кооперации, падению доходности. Продукты питания в 1995 г. заняли в обороте 77%, а в некоторых потребсоюзах - 90%, тогда как спрос на промышленные товары сошел почти на нет: выручка от продажи телевизоров, к примеру, уменьшилась в 20 раз. Безденежье сельских жителей оказалось настолько тяжелым, что сельские и районные потребительские общества начали выдавать товарные кредиты своим пайщикам. "Долговые тетради", куда записываются эти кредиты на масло, сахар, даже на хлеб, стали привычным явлением в сельских магазинах. В 1992 - 1995 гг. потребительская кооперация отдала в долгосрочный кредит сельскому населению товаров более чем на 1 трлн неденоминированных рублей.

Однако самый тяжелый удар по потребительской кооперации нанесла разорительная учетная ставка банковского процента (до 300%).

Уже в 1994 г. за пользование банковскими кредитами организации потребительской кооперации уплатили 1,5 трлн руб., понеся при этом 700 млрд руб. убытков.

Резко возросли расходы на транспорт, энергоресурсы, содержание магазинов и других хозяйственных объектов. Нарастающие как снежный ком долги, и в особенности неплатежи получателей продукции, закупленной для них потребкооперацией, довершили дело.

Последствия многократно усугубились и из-за неумения, либо неспособности многих руководителей быстро приспособиться к жёстким условиям рынка. Их пассивность в защите интересов пайщиков и населения перед произволом местных властей, которые в целом ряде областей и районов в нарушение всех законов устанавливали низкие предельные надбавки к цене, заведомо обрекли торговлю на разорение.

Вследствие такого нагромождения причин как объективного, так и субъективного порядка две трети потребсоюзов стали убыточными, а в 29% потребсоюзах убытки возросли. Половина убыточных потребсоюзов приходится на Сибирь, Дальний Восток и частично на Уральский регион. Суммарный убыток за 1995г. - 540 млрд руб. - принесла торговая деятельность.

Развернувшаяся в стране в 1991-1995 гг. широкая кампания коммерциализации и акционирования государственных предприятий также повлияла на деятельность многих организаций потребительской кооперации.

Суть коммерциализации сводилась к разукрупнению действующих предприятий и предоставлению выделившимся из них хозяйственным единицам права юридического лица. Некоторые коллективы кооперативных магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив статус юридических лиц, начали выходить из сельских и районных потребительских обществ. Возникла реальная угроза утраты кооперативной собственности многими организациями потребительской кооперации.

Ещё большую угрозу кооперативной собственности представляли попытки акционирования в ряде мест потребительских обществ. Её инициаторы объясняли свои действия стремлением преодолеть кризисное финансовое положение их организаций. Однако реальная причина была другой: передел собственности в пользу управленческого аппарата. Чтобы уменьшить число будущих акционеров, отдельные руководители потребительских обществ многократно увеличивали размер паевого взноса и таким образом автоматически исключили большинство пайщиков, оказавшихся не в состоянии внести дополнительно крупные суммы. Затем оставшееся меньшинство создавало акционерное общество, присвоив, по существу, имущество потребительского общества, или, оставаясь кооперативом, устанавливало высокие дивиденды на пай.

Иногда передача кооперативной собственности в частные руки оформлялась через её продажу на аукционах. Так, например, случилось в Нижегородской области, где пайщикам поначалу выдали "паевые грамоты" - свидетельства о праве на имущественный пай, затем "паевые грамоты" были сгруппированы (до тысячи и более) в "лоты" - под конкретные объекты, магазины, склады, автомашины и т.д. На аукционах лоты раскупили в основном работники потребительской кооперации области, заведующие магазинами, складами. Иначе говоря, на базе кооперативной собственности возникла частная индивидуальная (частные предприятия) и частно - групповая (общества с ограниченной ответственностью). Однако нижегородский "эксперимент" не получил распространения на остальной территории России.

Определенный негативный отпечаток на состояние потребительской кооперации наложила заявленная правительством антимонопольная политика. Некоторые властные структуры, а также средства массовой информации относили потребительскую кооперацию к организациям якобы монопольным. В конечном счете, это выразилось в ограничениях организационно - распорядительных и контрольных функциях Центросоюза в законе "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 23 июля 1992 г.

Все вышеуказанные и другие проблемы, возникшие в результате проведения радикальных экономических реформ, оказались в центре внимания общего Собрания представителей потребительской кооперации Российской Федерации.

В своём докладе председатель правления Центросоюза Российской Федерации В.Ф. Ермаков охарактеризовал финансовое положение потребительской кооперации как "очень" или даже "страшно тяжелое".

Более 100 тыс. небольших магазинов, столовых, пекарен и 1,5 тыс. хозрасчетных предприятий оказались нерентабельны.

Важным источником пополнения оборотных средств потребобществ были пайщики, но их число стремительно сокращалось.

Также немаловажно отметить, что в первые годы реформ (1991 - 1994 гг.) потребительская кооперация не имела необходимых юридических, социально - экономических и идеологических предпосылок для своего развития.

Однако с 1995 г. условия развития потребительской кооперации изменились. Потребительская кооперация приобрела прочное правовое положение с принятием Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 23 июля 1992 г. и Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 13 июня 1997. В стране установились более благоприятные экономические условия для развития потребительской кооперации. Изменилась идеология руководителей потребительской кооперации. Они стали больше внимания уделять социальной деятельности, удовлетворению материальных и других потребностей пайщиков потребительских обществ.

Формирование благоприятных предпосылок способствовало адаптации потребительских обществ и потребительских союзов к условиям рыночной экономики и развитию системы потребительской кооперации.

Уже в 1996-1998 гг. с появлением признаков стабилизации в экономике страны замедлились темпы падения показателей по всем видам хозяйственной деятельности и в потребительской кооперации. Положение, правда, ещё оставалось тяжелым, но уже обозначились перемены, потребительская кооперация России начала медленно возрождаться на исконно присущих ей принципах и ценностях.

Таким образом, в XXI век потребительская кооперация вошла как крупная социально - экономическая система, востребованная населением и выполняющая необходимую обществу социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельского.

2.3 Цель и содержание Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.

Упорядоченное развитие социально - экономических систем регулируется концепциями и программами, которые разрабатываются на уровне мирового сообщества стран, организаций и их объединений. Потребительская кооперация России является составной частью экономической системы страны. Направления её развития как социально - ориентированной системы должны соответствовать направлениям развития страны.

В России принята "Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. ", в которой четко систематизированы необходимые направления и методы утверждения потребительской кооперации как эффективного собственника и лидера в борьбе с бедностью сельского населения, а также как эффективного участника государственной экономики.

В общих положениях Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года определено: "Настоящей Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года (далее - Концепция) формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретение влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально - экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения". Таким образом, можно сказать, что этим определена цель Концепции.

Концепция учитывает:

-изменившиеся условия внешней среды, новые технические достижения, технологии, в том числе информационные, современные финансовые инструменты;

-необходимость в условиях пропаганды политики глобализации поддерживать рынки потребительских товаров регионов и национального внутреннего рынка;

-возросшую роль потребительской кооперации России в международном кооперативном движении и в экономике России;

-возрастание сегмента на сельском потребительском рынке, а следовательно, повышение ответственности за социально - экономические условия жизни сельского населения, сохранение стабильности и нравственных основ бытия.

Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года имеет следующую структуру: общие положения, 7 разделов, приложение с перечнем целевых программ.

Рассмотрим данную структуру подробнее и кратко определим содержание разделов:

Общие положения.

Общие положения определяют основы Концепции, поэтому рационально описать их подробнее. Они включают в себя:

-условия формирования Концепции;

-основы развития потребительской кооперации;

-препятствия на пути развития потребительской кооперации;

-что может потребительская кооперация?

-миссия потребительской кооперации в современных условиях;

-цели развития потребительской кооперации;

-общие предпосылки к реализации Концепции и общие задачи Концепции.

Рассматриваемая Концепция формировалась в условиях стабильного и динамичного развития экономики России, где происходит постепенная трансформация рыночных отношений, среди которых существенное место занимает потребительская кооперация.

Главным условием стабильного и динамичного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлеченных групп: потребителей товаров и услуг, работников потребительской кооперации, пайщиков.

Препятствиями на пути развития потребительской кооперации являются дезинтеграционные процессы, недостаточно высокий уровень развития информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития.

Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитие социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.

Основными целями развития потребительской кооперации являются:

-сохранение и развитие потребительской кооперации как единой, мощной и самобытной системы;

-укрепление и усиление позиций на традиционных рынках;

-укрепление позиций в сельских поселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход на рынки городов, в том числе и крупных;

-модернизация и интеграция в инновационную экономику;

-интеграция в решение общегосударственных проблем, в том числе повышение благосостояния сельского населения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.

Раздел 1. Организационное построение, система управления и работа с пайщиками включает в себя следующие подразделы: цели построения системы управления в потребительской кооперации, задачи построения системы управления в потребительской кооперации.

Раздел 2. Торговая деятельность (оптовая и розничная). Внешняя торговля, включает в себя следующие подразделы: цели развития торговой деятельности и внешней торговли потребительской кооперации, торговая деятельность потребительской кооперации на внутреннем рынке, задачи создания торговых сетей потребительской кооперации, задачи развития иных форм торговой деятельности, внешняя торговля, задачи по развитию внешнеторговой деятельности потребительской кооперации.

Раздел 3. Заготовительная деятельность включает в себя следующие подразделы: цель заготовительной деятельности в потребительской кооперации, задачи развития заготовительной деятельности в потребительской кооперации.

Раздел 4. Производственная деятельность включает в себя следующие подразделы: цели развития производственной деятельности в потребительской кооперации, задачи создания и развития системы производственных предприятий в потребительской кооперации.

Раздел 5. Общественное питание, оказание услуг населению включает в себя один подраздел: основные задачи развития системы общественного питания и бытового обслуживания.

Раздел 6. Повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации включает в себя следующие подразделы: цели повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации, задачи, решение которых является необходимым условием повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации.

Раздел 7. Развитие кадрового потенциала и профессионального образования включает в себя следующие подразделы: цели кадровой и образовательной политики потребительской кооперации, задачи развития кадрового потенциала, образовательной деятельности в потребительской кооперации, социального развития.

В описанных выше семи разделах Концепции раскрыто содержание направлений социально - экономического развития потребительской кооперации до 2015 года.

В приложении к Концепции указан перечень целевых программ по реализации Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. Всего программ 14, основными координаторами являются Центросоюз РФ, республиканские, краевые, областные потребсоюзы.

Комплексная программа по усилению работы с пайщиками и обслуживаемым населением;

-программа "Заинтересованный работник";

-региональные программы участия организаций потребительской кооперации в реализации федеральных программ и приоритетных национальных проектах;

-программа по созданию и развитию федеральной торговой сети потребительской кооперации;

-программа по организации выездной торговли потребкооперации;

-программа "Единый заготовительно - перерабатывающий комплекс потребительской кооперации";

-программа микрофинансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-комплексная программа развития производственной деятельности потребкооперации;

-региональные программы развития производственной деятельности;

-программа развития сетей общественного питания потребкооперации;

-региональные программы развития общественного питания и сферы бытовых услуг, оказываемых населению;

-программа развития финансовых услуг в сельской местности;

-программа "Финансовый менеджмент потребительской кооперации";

-комплексная программа "Кадровый потенциал".

В Концепции систематизированы необходимые направления и методы утверждения потребительской кооперации как эффективного собственника и лидера в борьбе с бедностью сельского населения.

Реализация стратегических задач, заложенных в Концепции, позволит добиться устойчивого развития социально - экономической деятельности потребительской кооперации, реализовать социальную миссию и внести достойный вклад в обеспечение устойчивого развития российского общества.

Заключение

В первые годы реформ, в период перехода к рыночной экономике потребительская кооперация России не имела необходимых социально - экономических, идеологических и юридических предпосылок для своего развития. Продвижение в рыночную экономику для потребительской кооперации проходило болезненно, а порой и противоречиво. Но стоит отметить, что в то же время предпосылки и потенциальные возможности системы позволили организациям потребительской кооперации адаптироваться к новым общественным отношениям. Положение потребительской кооперации значительно улучшилось с принятием Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" 1992 г., а затем и с принятием нового Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" в 1997 г. Со временем становились более благоприятными и экономические условия. Изменялась идеология руководителей потребительской кооперации. Таким образом, в XXI век потребительская кооперация вошла как крупная социально - экономическая система, востребованная населением и выполняющая необходимую обществу социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельского.

Правовое положение потребительской кооперации, помимо вышеуказанных законов, улучшило общее развитие законодательства, регулирующего сферу экономики. Это способствовало формированию правовых основ деятельности кооперативов и их объединений как равноправных юридических лиц в рыночной экономике.

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1), Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", другие правовые акты, качественно разработанные уставы потребительских обществ и их союзов закрепляют правовое положение каждой кооперативной организации как равноправного субъекта рыночной экономики.

Правительство содействует развитию потребительской кооперации и совершенствованию её правового положения. Взаимодействие правительства и организаций потребительской кооперации осуществляется в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями.

Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность: торговлю, общественное питание, заготовки, промышленность, услуги, сельское хозяйство, строительство, транспорт. Особенно хозяйственная деятельность потребительской кооперации оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села. Потребительская кооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе с пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений.

Таким образом, многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

Центросоюз России является высшей организацией системы потребительской кооперации. Центросоюз способствует интеграции кооперативов разных видов и направляет свою деятельность на укрепление и развитие потребительской кооперации в национальном и международном кооперативном движении. Центросоюз Российской Федерации - координирующий орган социальной и экономической деятельности. Основополагающим в деятельности Центросоюза выступает выработка кооперативной философии, культуры, идеологии, менталитета, защита демократических основ, принципов и ценностей кооперативного движения, единства потребительских обществ и союзов как системы. Также деятельность Центросоюза Российской Федерации заключается в содействии развитию, защите прав и интересов организаций потребительской кооперации и пайщиков.

Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года формировалась в условиях стабильного и динамичного развития экономики России, где происходит постепенная трансформация рыночных отношений, среди которых существенное место занимает потребительская кооперация. Концепция определяет основные направления деятельности для поддержки и развития потребительской кооперации до 2015 года и имеет следующую структуру: общие положения, 7 разделов, приложение - 14 программ по развитию потребительской кооперации до 2015 года.

Таким образом, подводя итог моей работы, можно сделать следующий вывод: потребительская кооперация Российской Федерации, несмотря на сложности своего развития и существования в период формирования и развития рыночной экономики, оставалась и продолжает оставаться важнейшим сектором экономики нашей страны, который поддерживается государством.

Список литературы

1. Комментарий к закону Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации "Кооперативное образование", 1998. -163 с.

2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 года. - Москва: Центросоюз Российской Федерации, 2001. - 126 с.

3. Большой экономический словарь.- Москва: Экономистъ,2002. -С.169.

4. Конотопов М.В. История экономики / М.В.Конотопов, С.И. Сметанин. - Москва: Кнорус,2006.-С.232.

5. Липсиц И.В. Экономика без тайн / И.В.Липсиц.- Москва: Дело ЛТД, 1994. –С.22.

6. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения / А.П. Макаренко.- Москва: Маркетинг,1999. -С.282.

7. Тимошина Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина.- Москва:Филинъ,2006. -С.211.

8. Ядгаров Я.С. История экономических учений /Я.С.Ядгаров. - Москва: ИНФРА-М,2006. -С.99.


[1] Липсиц И.В. Экономика без тайн.- Москва: Дело ЛТД,1994.-С.22.

[2] Большой экономический словарь.- Москва: Экономистъ,2002.-С.169.

[3] Большой экономический словарь.- Москва: Экономистъ,2002.-С.169.

[4] Тимошина Т.М. Экономическая история России.- Москва: Филинъ,2006.-С.211.

[5] Ядгаров Я.С. История экономических учений. - Москва: ИНФРА-М,2006.-С.99.

[6] Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - Москва: Кнорус,2006.-С.232.

[7] Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики.-Москва: Кнорус,2006.-С.233.

[8] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения.- Москва: Маркетинг,1999.-С.282.