Главная              Рефераты - История

Свидетели Иеговы в Третьем рейхе - реферат



План
Введение
1 Предыстория (1918—1933)
2 Начало репрессий (1933—1937)
2.1 Берлинский конгресс 1933 г.
2.2 Деятельность под запретом

3 Превентивное заключение (1937)
4 Концентрационные лагеря (1937—1939)
5 Вторая мировая война (1939—1945)
6 Оспаривание нейтралитета

Список литературы

Введение

Свидетели Иеговы в Третьем рейхе ввиду своих религиозных взглядов были преследуемы нацистским режимом. 6262 верующих этого религиозного течения были направлены в тюрьмы, 8322 — в концлагеря. Всего с 1933 по 1945 г. в Германии почти 10 тысяч Свидетелей Иеговы стали жертвами нацизма.[1]

Предыстория (1918—1933)

Нападки на Исследователей Библии (так до 1931 г. назывались свидетели Иеговы) начались ещё во времена Первой мировой войны из-за их антивоенных высказываний. Несмотря на это, в послевоенные годы наблюдался быстрый рост последователей общины: в 1918 г. в Германии насчитывалось около 3 868 Исследователей Библии, в 1919 г. — 5 545, в 1926 г. — уже 22 535 человек, или 316 групп — «собраний»).[2]

В прессе того времени нередко писалось, что деятельность Исследователей Библии финансируется евреями или масонами с целью осуществления большевистской революции.[3] Их происхождение из США также представлялось угрозой.

30 января 1933 года Адольф Гитлер был избран на пост рейхсканцлера Германии. В первые годы по причине всем известных обвинений (отказ от нацистского приветствия, отказ от участия в выборах, неучастие в государственных организациях, например в «Германском трудовом фронте») многие свидетели Иеговы были уволены с работы.[4] 28 февраля 1933 г. вышел указ «О защите немецкого народа и государства» (нем. Verordnung des Reichspräsidenten zum Schutz von Volk und Staat ),[5] который по сути ограничивал свободу слова, прессы и собраний и тем самым закладывал основу для официального запрета свидетелей Иеговы в Германии. 24 июня 1933 года последовал официальный запрет свидетелей Иеговы.[6] К этому времени в стране насчитывалось уже около 25 тысяч Свидетелей Иеговы.[7]

Под видом научного изучения Библии Международная ассоциация Исследователей Библии и связанные с ней организации в устной и письменной форме проводят явную клеветническую кампанию против государства и церкви. Называя оба эти института орудием Сатаны, они подрывают основы национального единства. В своих многочисленных публикациях… они глумятся над государством и церковью, злонамеренно извращая библейские иллюстрации. Их методы борьбы отличаются фанатичным воздействием на их последователей; имея солидные денежные фонды, они набирают силу, чтобы подорвать своей большевистской пропагандой нашу культуру… Поскольку стремления вышеупомянутой Ассоциации находится в резком противоречии с интересами нынешнего государства, его культурными и моральными устоями, естественно, что «международные Исследователи Библии» в соответствии с целями своей борьбы рассматривают национал-христианское государство в период его национального подъема как наиболее типичного врага, против которого они и направили все свои силы… Ассоциация Исследователей Библии и связанные с ней общества содействуют внедрению коммунизма также в политической сфере и вскоре могут стать пристанищем всевозможных антиправительственных элементов… Поэтому, чтобы противостоять подрывной деятельности и поддержать общественный порядок и безопасность, необходимо ликвидировать Ассоциацию в целях защиты граждан и государства.[8]

Указ рейхсминистра внутренних дел от 13 сентября 1934 года запретил свидетелям Иеговы издавать и распространять их литературу.

Согласно исследованиям немецкого историка Гарбе, в нацистской Германии свидетели Иеговы рассматривались как неблагонадёжные. Их выгоняли с работы, лишали статуса госслужащих (нем. Beamtenstatus ). Пенсии, социальное обеспечение, пособия по безработице были до пределов сокращены или вовсе отменены. Свидетели Иеговы представлялись асоциальными элементами, для которых более не предоставлялась государственная поддержка.[9]

Согласно «Ежегоднику Свидетелей Иеговы за 1974 год», за период правления Гитлера 1687 свидетелей Иеговы потеряли свою работу, 284 — свой бизнес, 829 — были лишены пенсий, 129 — земельных участков, 735 — собственных квартир.[9] Конфискация имущества была предусмотрена в некоторых случаях при аресте или помещении заключённого в концлагерь.[10]

Начало репрессий (1933—1937)

24 июня 1933 года последовал официальный запрет свидетелей Иеговы.[11] В этот же день власти захватили и закрыли офис Общества Сторожевой Башни в Магдебурге. Однако, вскоре под давлением Госдепартамента США собственность была возвращена свидетелям Иеговы.

2.1. Берлинский конгресс 1933 г.

25 июня 1933 года в берлинском районе Вильмерсдорф состоялся конгресс, на который съехались более 7000 свидетелей Иеговы со всей Германии. Руководство Общества Сторожевой Башни приняло решение провести кампанию, целью которой было показать Гитлеру, нацистским чиновникам и германской общественности, что свидетели Иеговы не представляют угрозу немецкому народу и государству.[12] На конгрессе была принята резолюция, известная как «Декларация фактов» (нем. Wilmersdorfer Erklärung , англ. Declaration of facts ).[13][14] После конгресса Свидетели распространили 2,1 миллиона экземпляров «Декларации», в которой, в частности, говорилось:

Враги ложно обвиняют нас в том, что евреи материально поддерживают нашу деятельность. Ничего не может быть дальше от истины. Вплоть до этого часа мы не получили от евреев ни малейшей финансовой помощи... Евреи-коммерсанты англо-американской империи накопили крупный капитал и употребляют его для эксплуатации и угнетения людей во многих странах... Мы не имеем к этим группам никакого отношения...

...Наши книги и публикации не представляют никакой опасности для государства... Они издаются в оригинале в Америке, их язык соответствует американскому стилю, поэтому при переводе на немецкий язык они иногда кажутся жёсткими... Однако, язык этих книг в точности соответствует библейскому стилю...

Наша организация не имеет никакого отношения к политике. Единственная наша цель — это учить Слову Иеговы Бога... Наша организация не преследует цели поиска новых членов или финансового выигрыша...

Внимательное изучение наших книг и литературы выявит факт, что те самые высшие идеалы, которых придерживается нынешнее национальное правительство, воплощаются в жизнь, одобряются и акцентируются нашей организацией. Иегова Бог позаботится о том, чтобы все, возлюбившие праведность, достигли этих высоких идеалов в своё время.

Мы аппелируем к чувству справедливости руководителя страны и надеемся, что запрет нашей деятельности и нашей литературы будет отменён и что нам будет предоставлена возможность не принадлежать партии...

Кроме того, Гитлеру из немецкого отделения «Общества Сторожевой Башни» было дополнительно отправлено персональное письмо.[15] В письме, в частности, содержалось:

Кроме того, делегаты пятитысячного конгресса — это зафиксировано в заявлении — пришли к выводу, что немецкие Исследователи Библии борются за высокие цели и идеалы, которые провозгласило национальное правительство Германской империи в области отношений человека и Бога…

На конгрессе было установлено, что отношение немецких Исследователей Библии к национальному правительству Германии свободно от антагонизма, напротив: учитывая чисто религиозные неполитические цели и стремления Исследователей Библии, необходимо сказать, что они (цели) находятся в полном согласии с сегодняшними целями национального правительства Германской империи…

Бруклинский президиум Общества Watch Tower в прошлом и сегодня в значительной степени имеет прогерманскую настроенность. По этой причине в 1918 г. президент Общества и семь членов правления были приговорены в Америке к 80 годам тюремного заключения, поскольку президент отказался использовать возглавляемые им журналы для военной пропаганды против Германии. Эти два журнала — Watch Tower и Bible Student — оставались единственными журналами Америки, которые отказались участвовать в военной пропаганде против Германии и поэтому в ходе войны запрещались и подвергались преследованиям в Америке…

Точно так же президиум нашего Общества в последние месяцы не только отказался принимать участие в распространении измышлений о якобы происходящих в Германии зверствах, но, напротив, придерживается точки зрения, которая также нашла своё отражение в прилагаемом заявлении, что те круги, которые организуют в Америке распространение сведений о якобы происходящих зверствах (евреи-коммерсанты и католики), одновременно являются непреклонными гонителями работы нашего Общества и нашего президиума. Этот и другие содержащиеся в заявлении факты должны послужить опровержением клеветнических утверждений о том, что Исследователи Библии пользуются поддержкой евреев…

Мы требуем свободы для всех существующих в государстве вероисповеданий, поскольку они не нарушают традиций и морали германской расы. Сама партия стоит на позиции позитивного христианства, не связывая себя с определённой конфессией. Она борется против еврейско-материалистического духа вовне и внутри и считает, что только на этом пути возможно постепенное выздоровление немецкого народа…

2.2. Деятельность под запретом

Несмотря на официальный запрет, многие члены организации продолжали свою миссионерскую деятельность. 7 октября 1933 г. Свидетели Иеговы со всего мира направили более 20 тысяч телеграмм Адольфу Гитлеру:[16]

Ваше плохое обращение со Свидетелями Иеговы возмущает людей и позорит имя Бога. Прекратите преследовать Свидетелей Иеговы, иначе Бог уничтожит Вас и всю Вашу партию!

Гитлер был взбешён:[17][18][19]

Я истреблю это отродье в Германии!

На этом завершился период переговоров. За деятельностью запрещённой организации стала следить полиция, начались судебные преследования. Однако юридические ошибки во время судебных процессов, а также настойчивость юристов на закреплённой в Веймарской конституции свободе вероисповедания, а также факт принадлежности США «Общества Сторожевой Башни, Библий и Трактатов» позволяли первое время вводить в замешательство судебные органы.

Церкви Германии встретили запрет Свидетелей Иеговы с благодарностью и активным содействием.[20][21] 9 июня 1933 г. в Берлине состоялось совместное совещание представителей рейхсминистерств и Гестапо — с одной стороны, и представителей евангелической и католической церквей Германии — с другой. Целью совещания стало обсуждения дальнейшего плана действий, направленных против Свидетелей Иеговы. Католический канонник Пионтек (нем. Piontek ) просил о принятии «строгих государственных мер» против сообщества. Старший консисторский советник Евангелической церкви Фишер (нем. Fischer ) высказывался об опасности, которую несут Свидетели Иеговы для немецкого народа, и говорил о необходимости церквям «бороться с ними собственными методами».[22]

Евангелическая церковь в августе 1933 г. выступила также с официальным предложением о том, с какими сектами следовало бы поступить аналогичным образом. В частности, предлагалось запретить деятельность Новоапостольской церкви.[23]

Руководитель Центрального апологетического отдела Евангелической церкви, баварский священник Вальтер Кюннет писал в своём письме от 16 декабря 1933 г. в рейхсканцелярию:[24]

Обмен материалами между Тайной полицией и Центральным апологетическим отделом начался. С Министерством пропаганды контакт также налажен...

Евангелическо-лютеранская церковь Баварии с 4 апреля 1934 г. ввела нацистское приветствие в обязательную часть религиозного обучения.[25]

Учитель начинает урок перед стоящим классом и первым приветствует класс, подняв правую руку и произнося слова «Хайль Гитлер!». Класс отвечает на приветствие аналогичным образом. В конце урока учитель повторяет немецкое приветствие перед стоящим классом. Учителю также отвечают.

Судьи, полиция и Гестапо снова получили специальные распоряжения об опасности, исходящей от Свидетелей Иеговы. Юристы были особо проинформированы через указания и публикации в юридических журналах о том, какие приговоры следует выносить в отношении «Исследователей Библии». Позже, 24 июня 1936 г. в Гестапо создаётся спецотряд по борьбе против Свидетелей Иеговы.[26][27]

10 Мая 1935 г. был арестован и направлен в концлагерь Заксенхаузен владелец издательства, выпускавшего журнал «Золотой век» (ныне журнал «Пробудитесь!») — Пауль Бальцерайт (нем. Paul Balzereit ). С Бальцерайта началась череда арестов руководства Общества Исследователей Библии. Его преемник, Фриц Винклер (нем. Fritz Winkler ) был взят под арест в первую волну арестов (август-сентябрь 1936 г.). Его преемник Эрих Фрост (нем. Erich Frost ) был арестован 21 марта 1937 г. — во вторую волну. Генрих Дичи (нем. Heinrich Dietschi ), который уже заранее был определён следующим преемником, но даже ещё не успел вступить в должность, был арестован в третью волну (август-сентябрь 1937 г.). В результате таких арестов многие руководящие посты в Организации (например, руководство собраниями) стали занимать женщины, что не совсем обычно для Свидетелей Иеговы.[28]

Проведение проповедования по обычному для Свидетелей Иеговы методу «от дома к дому» становилось всё более опасным. Однако несмотря на запрет, они продолжали свою деятельность в небольших группах, находясь при этом в постоянной готовности покинуть территорию в случае прибытия Гестапо. Литературу больше было невозможно издавать в Германии, поэтому она тайком провозилась из-за границы и нелегально размножалась подручными средствами. Собрания были уменьшены до 5-7 человек, чтобы не привлекать внимания.

Превентивное заключение (1937)

С 5 августа 1937 г. в действие вступал указ Управления Тайной полиции в Берлине о «Превентивном заключении» (нем. Schutzhaft ). С введением практики превентивного заключения начался новый этап в преследовании врагов национал-социализма.

С введением этой меры была предпринята первая попытка проверки на верность государству. Лица, совершившие небольшие правонарушения, могли подписать особое обязательство (нем. Verpflichtungserklärung ), после чего они были бы прощены, избавлены от превентивного ареста и отпущены на свободу под надзор.

Многие Свидетели Иеговы подписывали этот документ из тактических соображений, чтобы защитить себя и своих близких, однако сами внутренне не принимали требования документа. В расписке речь шла об Исследователях Библии, однако сами себя Свидетели Иеговы считали уже другой организацией. Гестапо несколько раз изменяло формулировки в заявлении, так что Свидетелям было всё труднее подписывать этот документ, идущий вразрез с их религиозными убеждениями.

Опираясь на указ о «Превентивном заключении», гестаповцы могли по своему усмотрению арестовывать социально неблагонадёжных людей, оправданных судом, для поселения их в особых местах, где за ними можно было бы наблюдать. Судьи видели эти корректуры приговоров, проделанные гестаповцами, что унижало достоинство суда. Особенно, когда освобождённые в зале суда Свидетели Иеговы прямо оттуда же забирались гестаповцами для последующего «превентивного заключения».

Министериальдиректор Рейхсминистерства юстиции, доктор Вильгельм Кроне (нем. Wilhelm Crohne ) передавал жалобы генерального прокурора прямиком в Гестапо. Кроне докладывал, что с указаниями к всеобщему превентивному аресту должны смириться. В то же время в Гестапо планировали, что в скором будущем превентивное заключение будет происходить в концентрационных лагерях. Также гестаповцы требовали более не производить арестов в зале суда. Кроне указывал судьям на необходимость как можно более жёстких приговоров в отношении «Исследователей Библии», чтобы не приходилось производить необходимые «корректуры приговора».

Национал-социалисты проводили широкую пропаганду в обществе по разоблачению «еврейско-пацифистской секты». В частности, нацисты распространяли информацию о том, что сектанты обожествляют Сталина как представителя Иеговы на Земле.[29]

Концентрационные лагеря (1937—1939)

Первые немногочисленные группы свидетелей Иеговы были направлены в концлагеря ещё в 1935 г. В лагере эта группа заключённых помечалась синими кругами на одежде. С 1937 г. свидетелей Иеговы стали направлять в концентрационные лагеря в рамках превентивного заключения. С 1938 г. вводится специальная пометка для всех заключённых с использованием цветовых кодов. С этого времени группа Исследователей Библии — на нацистском жаргоне «БиФо»[30] (от немецкого Bibelforscher — «Исследователь Библии») — куда входили в основном свидетели Иеговы, а также представители других религиозных меньшинств), была помечена лиловым треугольником. Узники с лиловым треугольником могли освободиться в любое время, лишь подписав документ об отречении от своей веры. Но на это пошли единицы.[31]

Концентрационный лагерь ..........................................................................
Отдел II

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я ................................................................................................................
род. ................................................. в .......................................................
настоящим заявляю следующее:

1. Я подтверждаю, что Международное Движение Исследователей Библии распространяет ложное учение и под предлогом своей деятельности преследует исключительно антигосударственные цели.

2. По этой причине я целиком и полностью покидаю эту организацию и внутренне полностью освобождаю себя от влияния этой секты.

3. Я заверяю, что в будущем больше никогда не буду осуществлять какую-либо деятельность для Международного Движения Исследователей Библии. О лицах, которые будут меня вербовать ложными учениями Исследователей Библии, или которые любым другим образом проявят себя как Исследователи Библии, я буду незамедлительно сообщать. В случае получения письменного сообщения от Исследователя Библии, я незамедлительно передам его в ближайший полицейский пункт.

4. Я хочу соблюдать и уважать законы государства и в случае войны защищать мою родину с оружием в руках и целиком и полностью влиться в народную общность.

5. Я подтверждаю, что мне известно, что при сегодняшнем подписании данного заявления я освобождаюсь из-под превентивного заключения.

Место .................................., дата .....................
........................................................... (подпись)

В довоенное время свидетели Иеговы составляли значительную часть «обитателей» концлагерей. Немецкий историк Детлеф Гарбе предполагает, что до Второй мировой войны их число составляло от 5 до 10 % всех узников немецких концлагерей.[32]

К свидетелям Иеговы в концлагерях относились с жестокостью. Им сокращали питание, заставляли дольше работать, часто назначали на штрафные работы, отказывали в медицинской помощи. Кроме того, у свидетелей Иеговы были дополнительные трудности, связанные с их верой. По религиозным убеждениям они категорически отказывались шить военную форму, изготавливать детали вооружений, выполнять любые работы, связанные с нуждами армии. За это они жестоко избивались эсэсовцами. Если молодые люди выдерживали жестокие избиения, то для пожилых Свидетелей это часто означало жестокую смерть.

В местах заключения свидетели Иеговы не только помогали друг другу, но и заботились о других заключённых — делились пищей, оказывали медицинскую помощь. Поддержка, которую чувствовали со стороны свидетелей Иеговы все остальные узники концлагерей, заключалась прежде всего в их духовной стойкости. Заключённые уважали свидетелей за их веру и решимость. Несмотря на строжайший запрет проповедовать в концлагерях, они использовали любую возможность говорить о Библии с каждым из заключённых. Однако лагерное руководство старалось держать свидетелей Иеговы обособленно от других заключённых, чтобы не допустить проповедей и обращения других заключённых в их веру.[33][34]

По утверждению психолога Эриха Фромма, послушные и исполнительные свидетели Иеговы в некоторых случаях назначались административными помощниками или старшими по группе, которые добросовестно выполняли вверенные им обязанности, не прибегая к насилию и оскорблениям в отношении других заключённых:

В 1938 году свидетели Иеговы выпустили книгу «Крестовый поход против христианства», чтобы проинформировать мировую общественность об ужасах нацистского террора. К этому времени уже более 6 тысяч свидетелей Иеговы находились в заключении в тюрьмах или лагерях.[6]

В тоже время, по воспоминаниям княжны Марии Васильчиковой, имели место отказы свидетелей Иеговы помогать другим узникам:

Убирали камеры, разносили еду и раздавали бритвенные приборы вспомогательный персонал из евреев, других политических заключенных или членов секты «свидетели Иеговы». За исключением последних, которые в силу своей этики неучастия чаще всего отказывались помогать товарищам по несчастью, эти люди часто были единственным связующим звеном между заключенными и внешним миром. (С. 249)

— Васильчикова М.И. Берлинский дневник 1940-1945 / Перевод с английского Е. Маевского, Г. Васильчикова. Предисловие, послесловие, комментарии и примечания Г. И. Васильчикова. — М.: Журнал «Наше наследие» при участии ГФ «Полиграфресурсы», 1994. — 320 с., ил. (Vassiltchikov, M. Berlin Diaries 1940-1945. — New York: Random House, 1988. — 368 pp.)

Вторая мировая война (1939—1945)

С вторжения в Польшу 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. При этом вступало в силу чрезвычайное уголовное право периода войны (нем. Kriegssonderstrafrechtsverordnung ) от 17 августа 1938 года.[10]

Ещё с 1936 года свидетели Иеговы представали перед военным судом (нем. Wehrmachtsgericht ) за отказ нести военную службу. Тогда они обычно приговаривались к тюремному заключению на срок от 1 до 2 лет лишения свободы. С введением военного положения и вступлением в силу чрезвычайного уголовного права отказ от военной службы карался смертной казнью.

Принять присягу Гитлеру для свидетелей Иеговы означало изменить своей вере. Не принять — пойти на смерть. Ни физическая неспособность к военной службе, ни психическая невменяемость, ни готовность нести любую другую альтернативную службу не могли им помочь. Наказание было одним: «смерть и потеря навечно гражданских прав». Известны случаи, когда за отказ от военной службы был казнён свидетель Иеговы, который, вообще говоря, даже не мог служить по состоянию здоровья.[36][37]

Нацисты надеялись испугать свидетелей Иеговы столь суровым наказанием. Во время судебной процедуры судья не раз напоминал им о важности несения военной службы в военное время. Но ни нравоучения о гражданском долге, ни страшный смертельный приговор, ни наставления священников, ни уговоры не разделяющих религиозных убеждений родственников, ни специально затянутое время для ожидания казни, ни даже юридические санкции против семьи обвиняемого в подавляющем большинстве не давали результатов. Если же под давлением всего перечисленного обвиняемый или даже уже осуждённый и приговорённый к смерти отказывался от своей веры, смертный приговор отменялся. В первый год войны перед судом предстали 152 свидетеля Иеговы (это 14 % всех подсудимых по данному обвинению) за отказ служить в армии. Из них в 112 случаях был вынесен смертный приговор.

Смертного приговора можно было избежать, приняв присягу фюреру. При этом мужчин отправляли в штрафные батальоны на самые опасные участки фронта.

Первым казнённым свидетелем Иеговы стал 29-летний Август Дикманн (нем.). Он был арестован гестаповцами в октябре 1936 г. и доставлен в концлагерь Заксенхаузен. С началом войны ему пришла повестка по его старому адресу проживания. Повестку в концлагерь Августу принесла его жена. Август отказался подписывать документ о призыве (нем. Wehrpass ). За отказ он был публично расстрелян прямо в лагере 15 сентября 1939 года перед другими свидетелями Иеговы, находящимися в лагере.[38]

В 1942 году Гитлер требовал полного истребления Исследователей Библии, но несмотря на это с 1942 года отношение к ним в концлагерях относительно улучшается — вместо полного истребления им находится несколько другое применение.[6] С тех пор, как в лагеря стали поступать иностранные заключённые, а немецкие заключённые большей частью были призваны в Вермахт, лагерное руководство обратило внимание на немецких свидетелей Иеговы, до сих пор практически не задействованных в лагерном самоуправлении. Личные качества этих верующих, их трудолюбие и добросовестность, а также самоотречение от участия в политике и власти и их несклонность к интригам и побегу делали их в глазах лагерного управления очень полезными.

Под влиянием своего личного врача, финского медика Феликса Керстена, уважавшего свидетелей Иеговы, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер рассматривал возможность использования идеологии и вероучений свидетелей Иеговы для подавления национально-патриотических настроений на оккупированных территориях Востока. Данная информация была опубликована в Ежегоднике Свидетелей Иеговы за 1974 год[39], в журнале Пробудитесь! от 22 апреля 1993 года[40], книге «Несломленная воля» Бернарда Раммерсторфера, посвящённой биографии старейшего из ныне живущих бывших узников нацистских концлагерей, 104-летнего свидетеля Иеговы Леопольда Энглейтнера (её презентация на русском языке состоялась 19-20 сентября 2009 года в Москве).

В числе документальных материалов представлено исследование «Геополитические планы Гиммлера относительно послевоенного использования Свидетелей Иеговы», в которой, в частности, сообщается:[41]

Несмотря на то, что поначалу рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер требовал особо жестокого обхождения со Свидетелями Иеговы, в ходе войны его отношение к ним кардинально переменилось. На имевшего диплом экономиста-аграрника Гиммлера произвело сильное впечатление их добросовестное отношение к труду. Это видно из письма, посланного им 26 июня 1943 года одному фермеру из Верхней Баварии, содержавшее предложение использовать Свидетелей Иеговы для сбора урожая… Его очаровывала сила их веры, о чём он не раз говорил. Эти высоко ценившиеся Гиммлером особенности Свидетелей стали для него основой нелепой идеи об использовании их в его послевоенных геополитических планах. Гиммлер ошибочно полагал, что в последующие годы Германия сможет завоевать огромные территории России. В датированном 21 июля 1944 года письме к возглавлявшему Главное управление имперской безопасности обергруппенфюреру СС Эрнсту Кальтенбруннеру Гиммлер изложил свои представления о том, каким образом можно будет установить контроль над Россией и поддерживать в ней должный порядок:

Любые мысли о введении какой-либо разновидности национал-социализма были бы безумием. Но каждому народу необходима религия или идеология. Сохранить и поддерживать православную церковь неразумно, поскольку она снова обратится в организацию национального единства. Столь же неразумным было бы дать возможность обосноваться там католической церкви. Тут и говорить особенно не о чем… Нам необходимо поддерживать те формы религии и группы, которые действуют на людей умиротворяюще. Для всех тюркских народностей в этом смысле был бы полезен буддизм. Для остальных — учение Свидетелей Иеговы. Как Вам, вероятно, известно, Свидетели Иеговы обладают следующими невероятно ценными для нас качествами: несмотря на то, что они отказываются нести воинскую службу и исполнять любую работу, связанную с войной, они являются сильными противниками евреев, а также католической церкви и Папы. Кроме того, они на редкость реалистичны, не пьют и не курят, очень усердны и честны и всегда выполняют свои обещания… Сверх того, они великолепно умеют ухаживать за скотом и работать на фермах. Они не стремятся к богатству и приобретению имущества. Это противоречит их взглядам на вечную жизнь. Всё это — качества идеальные, вообще, можно сказать, что воистину верующие, идеалистически настроенные Свидетели Иеговы обладают, подобно меннонитам, весьма желательными для нас характеристиками…

Тем не менее, идеи рейхсфюрера очевидно не нашли поддержки у высшего руководства нацистов, и свидетели Иеговы продолжали оставаться узниками концентрационных лагерей вплоть до 1945 г., когда они были освобождены войсками союзников по антигитлеровской коалиции.[42]

Кроме того, согласно воспоминаниям бывшего офицера СС Готлиба Бернхардта, в апреле 1945 года Гиммлер приказал уничтожить замок Вевельсбург и убить свидетелей Иеговы, знавших, где находятся произведения искусства, спрятанные в некоторых зданиях. Однако Готлиб Бернхардт нарушил данный приказ, и свидетели Иеговы остались живы[43].

Репрессии, которые обрушились на свидетелей Иеговы во время господства нацистов в Германии, подробно освещаются Музеем Холокоста в Вашингтоне.

За 12 лет с 1933 по 1945 годы было арестовано (в тюрьмы или лагеря) около 11 300 немецких и иностранных свидетелей Иеговы. Кроме этого, более 2 100 Свидетелей подвергались другим формам преследований — денежным штрафам, лишениям пенсий и т. п. 950 немецких и 540 иностранных свидетелей Иеговы были убиты, казнены или умерли в заключении.[44] Из этих 1 490 человек более 250 были казнены за отказ от военной службы.[45] Так как исследования не завершены, эти цифры могут быть неоднократно пересмотрены.

6. Оспаривание нейтралитета

Позиция нейтралитета свидетелей Иеговы во времена национал-социализма оспаривается немецким богословом Фридрихом Вильгельмом Хааком в связи с документами[15], свидетельствующими, по мнению критиков, об обращении свидетелей Иеговы к правительству с целью сотрудничества и поддержки режима.[46] Так, канадский профессор истории Джеймс Пентон (англ.) пишет об антисемитских настроениях среди германских свидетелей Иеговы и их взаимопонимании с нацистскими властями.[47]

Однако Детлеф Гарбе, директор мемориала «Нойенгамме», полагает, что данные обвинения сфабрикованы в конце 1960-х годов восточногерманским Штази с целью дискредитации свидетелей Иеговы[48].

Как отмечает доктор Габриеле Йонан (Свободный университет Берлина), вместо обращения «фюрер» и нацистского приветствия, которые противоречат убеждениям Свидетелей Иеговы[49][50], в «Декларации фактов» и других обращениях используются обычные выражения вежливости к должностным лицам: «с заверениями в совершеннейшем к Вам почтении», «глубокоуважаемый господин рейхсканцлер», в отличие от других церквей, которые в то время обычно использовали обращение «фюрер» и нацистское приветствие[51].

Список литературы:

1. В Москве прошла презентация книги о преследовании Свидетелей Иеговы гитлеровским режимом (рус.)

2. Detlef Garbe: Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 58. (нем.)

3. Detlef Garbe: Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 64. (нем.)

4. Detlef Garbe: Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 165—166. (нем.)

5. Verordnung des Reichspräsidenten zum Schutz von Volk und Staat (нем.)

6. Johannes Wrobel. Kurzchronik zur Verfolgung der Zeugen Jehovas (Bibelforscher) im NS-Regime , в книге: Gerhard Besier, Clemens Vollnhals. Repression und Selbstbehauptung: Die Zeugen Jehovas unter der NS- und der SED-Diktatur , Berlin 2003, S. 379 (нем.)

7. Demographics of «Victim or Target» groups (англ.)

8. Приговор по делу горнорабочего Адама Хайма и других. 1936 г. (рус.)

9. Detlef Garbe: Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 184. (нем.)

10. Verordnung über das Sonderstrafrecht im Kriege und bei besonderem Einsatz (Kriegssonderstrafrechtsverordnung) (нем.)

11. Биография Пауля Бальцерайта на сайте Магдебургского университета (нем.)

12. Свидетели Иеговы: мужество перед лицом нацизма (рус.)

13. Wilmersdorfer Erklärung 1933 (нем.)

14. Declaration of Facts (англ.)

15. Brief der Watch Wower Bible and Tract Society in Magdeburg an Hitler — 1933 (сканы оригинала: часть 1, часть 2, часть 3) (нем.)

16. Jehovas Zeugen — Die Zeit, 1950, N°37 (нем.)

17. Michael Hetzner. Christen im Feuerofen — Jehovas Zeugen im Dritten Reich: Dokumente und Erinnerungen aus Heilbronn und Umgebung (нем.)

18. Märtyrer ihres Glaubens: Zeugen Jehovas unter dem NS-Regime (нем.)

19. Johannes Wrobel. Die nationalsozialistische Verfolgung der Zeugen Jehovas in Frankfurt am Main , в: Kirchliche Zeitgeschichte (KZG) / Contemporary Church History (CCH), 16. Jahrgang, Heft 2 (2003), S. 415 (нем.)

20. Das weiße Pferd: Kirche bekämpft Zeugen Jehovas (нем.)

21. Die Bekämpfung der Zeugen Jehovas durch die Evangelische Kirche in der Weimarer Republik, im Dritten Reich und in der Bundesrepublik Deutschland (нем.)

22. Protokoll der Besprechung im Ministerium für Wissenschaft, Kunst und Volksbildung; Ev. Zentralarchiv, 7 / Generalia XII. Nr. 161. Цитата по книге: Detlef Garbe. Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 10.

23. Das Evangelische Deutschland . Kirchliche Rundschau für das Gesamtgebiet der Deutschen Evangelischen Kirche, Nr. 37, 10. September 1933. Цитата по книге: Detlef Garbe. Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 10; vgl. Arndt, a.a.O., S. 8.

24. Evangelisches Zentralarchiv 1/C3/392. Цитата по книге: Juden-Christen-Deutsche 1, a.a.O., S. 412.

25. Amtsblatt der Ev.-Luth. Kirche in Bayern 1934, Nr. 1845.

26. Detlef Garbe: Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 237. (нем.)

27. Hans Hesse. Am mutigsten waren immer wieder die Zeugen Jehovas: Verfolgung und Widerstand der Zeugen Jehovas im Nationalsozialismus . — Bremen, 1998. — Цит. по: Chronik der nationalsozialistischen Verfolgung der Zeugen Jehovas im Deutschen Reich und in Braunschweig (1933 bis 1945)

28. Detlef Garbe: Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 259. (нем.)

29. 200 staatsfeindliche Bibelforscher gefaßt — Stalin als Jehovas Stellvertreter. — Hamburger Tagesblatt, 13.04.1938. Цитата по книге: Detlef Garbe: Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 275.

30. Zeugen Jehovas: Violettes Dreieck — Der Spiegel, 01.06.1970 (нем.)

31. Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (The Anatomy of Human Destructiveness, 1973) (рус.)

32. Jehovah’s Witnesses in National Socialist concentration camps, 1933-45 (англ.)

33. Либстер М. В горниле Ужаса. Рассказ человека, прошедшего через фашистский террор (англ.)

34. Шмидт Э. Радость, которая всегда с тобой. ISBN 978-5-9797-0004-5, Издательство: Особая книга, 2009.

35. Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (The Anatomy of Human Destructiveness, 1973)

36. Энциклопедия Холокоста: Извещение о казни Грегора Вольфарта (рус.)

37. Энциклопедия Холокоста: Жертвы нацизма: Франц Вольфарт (рус.)

38. Johannes Wrobel. Die öffentliche Hinrichtung des Zeugen Jehovas August Dickmann am 15. September 1939 im KZ Sachsenhausen: Manuskript des Vortrags anlässlich der Anbringung einer Gedenktafel an die Erschießung Dickmanns, gehalten am 18. September 1999 in der KZ-Gedenkstätte und Museum Sachsenhausen

39. Yearbook, 1974, p. 196. — Part 3 — Germany

40. What Hope for an End to War? // Awake! 1993, 4/22, p. 7

41. Николай Климов. Век Свидетеля. В Москве прошли две презентации биографии узника трех фашистских лагерей, 104-летнего Свидетеля Иеговы Леопольда Энглейтнера (рус.)

42. Вилли К. Поль: «Свидетели Иеговы» как группа жертв НС — воспоминание и оценка, в: 60-летний юбилей освобождения заключённых концлагерей Заксенхаузен, Равенсбрюк и тюрьмы Бранденбург, 14 по 18 апреля 2005, 24 апреля 2005. Фонд Бранденбургских мемориалов / Stiftung Brandenburgische Gedenkstätten (Издатель), Ораниенбург 2005, с. 136—139

43. В прошлом офицер СС, ныне служитель истинного Бога // Пробудитесь! 2010. Февраль. С. 18-20

44. http://www.museenkoeln.de/ns-dok_neu/homepage/JZ-NS-Verfolgung-Koeln.pdf, S. 34 (нем.)

45. Johannes Wrobel. Kurzchronik zur Verfolgung der Zeugen Jehovas (Bibelforscher) im NS-Regime , в книге: Gerhard Besier, Clemens Vollnhals: Repression und Selbstbehauptung: Die Zeugen Jehovas unter der NS- und der SED-Diktatur — Berlin, 2003. — S. 379 (нем.)

46. Friedrich-Wilhelm Haack. Jehovas Zeugen . Münchener Reihe, 1993, ISBN 3-583-50608-1

47. Penton, James M. Jehovah’s Witnesses and the Third Reich: Sectarian Politics Under Persecution (англ.)

48. Detlef Garbe: Zwischen Widerstand und Martyrium — Die Zeugen Jehovas im Dritten Reich , Oldenbourg, 1998, S. 106. (нем.)

49. Judith Tydor Baumel, Walter Laqueur:The Holocaust Encyclopedia

50. «Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога» (2005), гл. 29, с. 669

51. Dr. Gabriele Yonan, p. 340 Persecution and Resistance of Jehovah’s Witnesses During the Nazi-Regime 1933—1945