Главная              Рефераты - История

Государственная деятельность Петра 1 - реферат

Академия Государственной противопожарной службы

Кафедра: «Истории и экономической теории»

Дисциплина: «История государственного управления в России»

РЕФЕРАТ

на тему: «Государственная деятельность Петра 1»

Выполнил:

Слушатель 2 - го курса ФРК

капитан внутренней службы

Коротаев М.А.

Проверила:

Кандидат исторических наук,

профессор

Петухова М.В.

Москва

2011

План

Ведение………………………………………………………………………….…3

Портрет Петра I……………………………………………………………….…..3

Предпосылки реформ.……………………………………………………………4

1. Петровские реформы:

1.1 Военная реформа……………………………………………………………..7

1.2 Административная реформа………………………………………………...10

1.3 Церковная реформа………………………………………………………….12

1.4 Социальная реформа………………………………………………………...13

1.5 Налоговая реформа…………………………………………………………..15

1.6 Денежная реформа…………………………………………………………...16

1.7 Торгово-промышленная реформа…………………………………………..17

1.8 Реформа образования………………………………………………………..18

1.9 Реформа гражданского шрифта…………………………………………….19

1.10Реформа промышленного производства………………………………... ...20

2. Итоги петровских реформ…………………………..……………………….23

Современные аспекты реформ………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………….26

Приложение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………...29

Введение[1]

Выдающийся русский историк В.О.Ключевский заметил однажды, что XVIII век для изучения представляет большую трудность, чем предшествующие столетия. На рубеже XVII-XVIII веков в России предпринимались попытки преодоления отсталости по сравнению с западноевропейскими странами в экономическом, политическом и культурном развитии. Начало существенных перемен в жизни страны тесно связано с именем царя-реформатора Петра I. В 1700 году Россия вступила на путь реформ, благодаря которым превратилась в могущественную европейскую державу. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, политическом строе, структуре органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой структуре населения, в культуре страны произошли огромные изменения.

Личность Петра I .Борьба за власть[2]

Петр родился 30 мая 1672 г. Он стал 14 ребенком Алексея Михайловича и первым – от его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Детство Петру выпало трудное. На четвертом году жизни он лишился отца и уже с ранних лет мог наблюдать и чувствовать на себе все «прелести» борьбы за власть придворных группировок, сложившихся в царствование бездетного Федора Алексеевича (1676-1682). Одна из них возглавлялась старшей сестрой Петра – Софьей и опиралась на родственников первой жены Алексея Михайловича – Милославских. Ей противостояла группировка вдовствовавшей царицы Натальи Кирилловны. 27 апреля 1682 г. после смерти Федора Алексеевича царем был выбран Петр, поскольку его старший брат Иван Алексеевич в силу своей болезненности был признан неспособным к правлению, а другие братья умерли еще при жизни царя. Однако уже в мае 1682 г., воспользовавшись бунтом стрельцов (на глазах 10-летнего Петра мятежники убили нескольких бояр из нарышкинского клана), Милославские добились, чтобы царями считались оба брата, а Софья в силу их несовершеннолетия была правительницей государства.

Во время правления Софьи (1682 — 1689) Петр находился в Преображенском и других подмосковных селах. Он с жаром отдавался военным играм с отрядами «потешных», а, найдя старый английский бот, увлекся кораблевождением на Яузе, а затем на Переяславском озере. Хотя Петр, к огорчению своих близких, и не интересовался государственными делами, именно в детские и юношеские годы у него во многом сформировался характер, круг интересов и ценностей, который станет определяющим для всего его последующего царствования.

И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью; целеустремленность, трудолюбие — с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка; неприхотливость, простота в общении — со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование — с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто «сухопутное» происхождение — с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм — с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.

В 1689 г. правление Софьи было ликвидировано. Ее заточили в Новодевичий монастырь. И хотя власть перешла к Петру, государственным делам он по-прежнему предпочитал воинские игры. Последние постепенно теряли характер «забав». Из потешных формируются регулярные иноземного строя полки (которые в дальнейшем положат начало русской гвардии), в Архангельске начинается строительство кораблей. Исподволь вызревает и политическая стратегия. Она органически соединила в себе наклонности Петра, его одержимость морским и военным делом, и объективные потребности страны, задыхавшейся в противоестественной изоляции от морских путей, а, следовательно, — от широких торговых и иных контактов с передовыми державами.

Предпосылки реформ[3]

Преобразования Петра I коснулись всех областей государственного управления. Они были подготовлены всем ходом развития страны в предшествующем столетии. Изменения в структуре государственного аппарата наметились еще в XVII в. Предпосылки дальнейшей централизации управления первой четверти XVIII в. состояли в следующем :

1. В XVII в. уменьшилась экономическая разобщенность отдельных районов, развивались ремесла, появились первые мануфактуры в железоделательной, стекольной, полотняной и других отраслях промышленности, возросла товарность сельского хозяйства. На этой основе стал складываться всероссийский рынок, росли торговля и промышленность, купечество. Однако Россия отставала от стран Запада, поэтому Петр I и стал проводить политику, направленную на подъем экономики, — такая экономическая политики получила название меркантилизма и протекционизма.

2. Московское государство восприняло некоторые черты административного управления, используемого татаро -монголами: порядок налогообложения (Петр I перешел от подворного к подушному налогообложению, формированию ямской транспортной службы, организации войска и финансово -казенного ведомства). Деспотическое влияние монголо -татар на государственное управление проявилось в смене вассалитета Древней Руси подданством. Остатки вассалитета, при котором не ущемлялась личная свобода вассала, находившегося под покровительством сеньора, постепенно исчезли в XV— XVI вв. К XVI в. на Руси утверждается господство отношений типа «государь—холоп» в самой жесткой и уничижительной форме (т.е. договорные отношения вассалитета сменились отношениями подданства).

3. В XVII в. государственная собственность на землю сохранялась в Новгородской земле. В Замосковном крае преобладала вотчина (частная собственность на землю). Общество постепенно стало освобождаться от груза государственной земельной собственности, который оказался непосильным для страны. Разрушение казенной собственности не сводилось к сокращению поместного фонда земель. Уступая требованиям дворян, власти разрешили обмен поместий на вотчины, расширили права наследования поместья и пр. Кризис московского дворянства подготовил почву для реформ начала XVIII в. Петр I создал русскую регулярную армию, что привело к упразднению дворянского поместного ополчения. Крушение старой военно -служилой системы делало ненужным существование всеобъемлющей государственной земельной собственности. По указу о единонаследии 1714 г. Петр I закрепил за дворянами поместья, приравняв их к вотчинам. Тем самым он упразднил огромный фонд государственной поместной земельной собственности. В реальной жизни процесс преобладания вывоза товаров за границу над ввозом их в страну для накопления в стране денег (золота и серебра).

Протекционизм (лат. — покровительство кому-нибудь в устройстве его дел) — экономическая политика превращения поместья в частное владение дворян был близок к своему завершению в конце XVII в. Таким образом, упразднение государственной собственности имело соответствующие предпосылки, стало действительно одной из крупнейших реформ петровского времени.

4. Отмена в 1682 г. местничества — системы распределения служебных мест у феодалов в Русском государстве в XIV—XV вв. при назначении на административную, военную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков, а также упоминавшееся выше слияние поместного и вотчинного землевладения подготовили указ Петра I о единонаследии и «Табель о рангах всех чинов воинских , статских и придворных» (1722 г.). Последняя установила 14 рангов, классных чинов (1-й — высший), при назначении учитывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги.

5. По мере усиления самодержавия ослабевала роль Земских со боров. Во второй половине XVII в. они постепенно прекратили свое существование. Уменьшилась и роль боярской Думы. В 1704 г. в источниках последний раз встречается упоминание о ней.

6. До преобразований Петра I была начата реорганизация вооруженных сил. Так, в 30-е гг. XVII в. солдатские, рейтарские и драгунские полки являлись ближайшими предшественниками регулярной армии, окончательно сформированной в петровское время.

7. Реформ государственного управления требовала и многолетняя Северная война (1700—1721 гг.), являвшаяся испытанием отечественной государственности. Академик С.Ф. Плато нов отмечал: «... под давлением военных нужд Петр спешно совершил ряд нововведений, которые разрушали по частям старые московские порядки».

8. Окончательно оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649г.), нарастал социальный протест масс (крестьянская война под предводительством С. Разина в 1670—1671 гг., городские восстания). Старый государственный аппарат с трудом осуществлял карательные функции. Дворянство требовало изменения форм правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки армии.

9. Российская церковь претендовала на власть, и ее позиции были подорваны царизмом задолго до правления Петра I. Патриарх Никон (1605—1681гг.) вмешивался в политику государства под лозунгом «священство выше царства», что привело к разрыву царя с патриархом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы осуществить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Такова предпосылка огосударствления церкви при Петре I.

10. Сословно-представительная монархия с ее громоздкой при казной системой с трудом справлялась с управлением гигантскими территориями России. В XVII в. территория Российского государства заметно расширилась. Потерянные в результате интервенции и захвата в начале XVII в. земли были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, осуществлялось продвижение в Сибирь, где Россия достигла берега Тихого океана. В XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. К концу XVII в. в России насчитывалось более 10 млн. человек. Таким образом, увеличилась территория страны, наметились изменения в структуре государственного аппарата, назрела необходимость преодолеть отсталость России в хозяйственном, военном и культурном отношении. Орудием преобразований стало государство (государь), которое одновременно реформировало себя само. Монарх не имел особого плана преобразований, российский абсолютизм формировался постепенно на протяжении всего правления Петра I. Он обрел главную опору в сильной регулярной армии, бюрократическом аппарате государственного управления (сформированная Петром I государственная служба) и государственной церкови (царь осуществил огосударствление церкви по образцу протестантских стран). 1 Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1997. С. 242. Так, в условиях начавшегося в России перехода от феодализма к капитализму возникла абсолютная монархия.

Военная реформа. Реформа вооруженных сил.[4]

Ядром военной реформы стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перешли на сторону шведов, заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами. Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких классах (1698 г.) и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Практиковалась также посылка молодых дворян для обучения за границу. Рядовой состав первоначально комплектовался из числа “охотников” (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков). К 1705 г. окончательно оформился порядок набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом установилась новая повинность-рекрутская для крестьянства и посадских людей. Хотя верхи посада-купцы, заводчики, фабриканты, а также дети духовенства освобождались от рекрутской повинности. После введения подушной подати и переписи мужского населения податных сословий в 1723 г. порядок рекрутского набора был изменен. Рекрутов стали набирать не от количества дворов, а от численности мужских податных душ. Вооруженные силы делились на полевую армию, которая состояла из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерийских полков, и гарнизонные войска. В состав пехотных и кавалерийских полков включалась артиллерия.

Регулярная армия содержалась полностью за счет государства, одета была в единообразную казенную форму, вооружена казенным оружием (до Петра I оружие и лошади у дворян-ополченцев, да и у стрельцов были свои). Артиллерийские орудия были единых стандартных калибров, что существенно облегчало снабжение боеприпасами. Ведь ранее, в XVI - XVII веках, пушки отливались индивидуально пушечными мастерами, которые их и обслуживали. Армия обучалась по единым Воинским уставам и инструкциям.

Создание регулярного военно-морского флота.[5]

На 4 ноября 1696 года было назначено заседание Боярской Думы, к которому Петр подготовил записку с названием: “Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова”. Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра I: “... воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?”. Дума постановила такой приговор: “Морским судам быть…”.

Всем жителям московского государства необходимо участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, как духовные, так и светские, помещики, гости и торговые люди обязаны были в определенном числе строить сами корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег. С этой целью положено было, чтобы владельцы духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские с 10000 дворов построили по одному кораблю, а гости и торговые люди, вместо десятой деньги, которая с них собиралась, построили бы 12 кораблей; мелкопоместные же, у которых было менее ста дворов, должны были вносить по полтине со двора. Количество снаряженных таким образом судов также было определено. Их приказано было выстроить 80, а еще 80 государство предполагало построить на своих верфях. Их формы и вооружение были также точно обозначены. Постройка судов должна была производиться в Воронеже и в соседних пристанях.

Дело судостроения шло довольно успешно. В 1698 году были построены требуемые суда. Азовская победа привела ко многим переменам в России.

Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.

Так одна из задач посольства была выполнена: волонтеры постигли азы кораблестроения. Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и найме специалистов. Тем не менее, удалось приобрести 10 тысяч ружей, 5 тысяч мушкетов, 3200 штыков, корабельные припасы и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов, а также боцманы, шлюзные мастера и т.д.

К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначили на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблем и командовать экипажем, то здесь ученики показывают свою полную несостоятельность.

Международная ситуация все больше осложнялась. И вот наступило то, чего все ждали: Россия вступила в войну со Швецией. Нужно сказать, что начало этой войны было неудачным для русских.

В это время Россия располагала военно-морским флотом, но он состоял не из тех кораблей, которые могли совершать наступательные операции в открытом море. Для этого необходимы были линейные корабли, вооруженные многими десятками пушек различных калибров. Таких кораблей в русском флоте насчитывались единицы, хотя мелких судов, предназначенных для каботажного плавания и оборонительных операций, было в избытке. Единственная верфь в стране, выпускавшая корабли крупных размеров, - Адмиралтейская – не могла в ближайшие годы пополнить Балтийский флот необходимым количеством судов.

Был еще один способ комплектования флота новыми боевыми кораблями – приобретение их за границей. Ради ускоренного создания флота Петр не пренебрегал и этим способом.

Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем морем. В 1710 году при участии морских сил были завоеваны Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель. В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива.

К летней кампании 1714 года Балтийский флот настолько окреп, что вооружил Петра уверенностью в способности его помериться силами со шведами на море. Флот насчитывал 15 линейных кораблей, вооруженных 42-74 пушками каждый, 5 фрегатов с 18-32 пушками и 99 галер. Указом Петра I от 16 ноября 1705 года на кораблях были впервые организованы полки морской пехоты.

4 июня 1719 года в сражении со шведами в Эзельском проливе русским флотом под командованием капитана второго ранга Н.А. Сенявина была одержана первая победа без абордажа, с использованием одних орудий.

В июле 1720 года русский гребной флот под командованием М. Голицына заманил шведские корабли в шхеры у острова Гренгам. В ходе решительной абордажной атаки русские одержали вторую блестящую морскую победу над шведским флотом. Во время сражения было захвачено 4 шведских фрегата с 104 пушками и 400 моряками. Эта победа ускорила подписание Ништадского мира 1721 года, положившего конец Северной войне.

К концу первой четверти XVIII века Россия стала одной из сильнейших морских держав. 13 января 1720 года Петром I был издан первый морской устав.

Издание в России Морского Устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот. Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он, прежде всего, учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества. От европейских флотов флот Петра отличался, прежде всего, тем, что вначале он состоял в основном из гребных судов, различных по размерам и вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после победы под Полтавой в России началось интенсивное строительство линейных кораблей и фрегатов. Только они могли обеспечить России господство в Балтийском море.

К 1725 году русский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов. Он имел 48 линейных кораблей и фрегатов , 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тысяч человек. С 1716 года на флоте появились гардемарины – выпускники открытой в 1700 году “Школы математических и навигационных наук”.

Сухопутная страна, три десятилетия назад не имевшая ни одного военного корабля, превратилась в могучую морскую державу, располагавшую самым мощным флотом на Балтийском море. Флот надежно защищал морские рубежи России, в том числе и столицу империи – Петербург.

Итак, армия была перевооружена с учетом зарубежного и отечественного опыта, была изменена стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией и вторым военным флотом после Англии.

Административная реформа[6]

"Едва ли не самая важная, показная, фасадная сторона деятельности Петра, по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность" - писал историк В.О. Ключевский. Он справедливо отмечал, что в действительности никакой программы административно- государственных преобразований у Петра не было. Те или иные изменения в управлении, административном делении России, организации государственного аппарата диктовались трудностями того времени. И, если до Полтавской битвы наблюдаются отдельные попытки преодолеть недостатки старой приказной системы управления, то в дальнейшем происходит полная реформа органов центральной и местной власти.
В 1711 году вместо боярской думы и, подменявшей её с 1701 года Консилии (Совета), был учрежден Сенат. Сенат состоял из 9 высших сановников и ему поручалось "чинить суд и расправу", руководить всем управлением, публиковать указы от имени царя. Сенат возглавлял генерал-прокурор - "око государево". Петр I наделил Сенат огромными правами, указ об организации Сената гласил: "Всякий их (сенаторов) указам да будет послушен так, как нам самому ...".
В 1718 году Петр I упразднил громоздкую и запутанную систему приказного управления страной. Вместо 44 приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления: 1) Коллегия «чужестранных дел»- внешними сношениями, 2) Коллегия военных дел - сухопутными вооруженными силами, 3) Адмиралтейств-коллегия - флотом, 4) Камер-коллегия - сбором государственных доходов, 5) Штатс-коллегия - расходами государства, 6) Ревизион-коллегия – контроль за расходованием средств бюджета в центре и на местах, 7) Берг-коллегия – горной промышленностью, 8) Мануфактур-коллегия – всей остальной промышленностью, 9) Коммерц-коллегия – торговлей. Несколько позднее появились, Вотчинная коллегия, которая ведала всякого рода земельными спорами, делами о наследовании земли, и Юстиц-коллегия, которая руководила деятельностью местных судебных учреждений. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовал Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, медный департамент, Меновая канцелярия.
В состав каждой коллегии входили президент, вице-президент, 4 советника и 4 асессора (помощника). Коллегиальность, а не единоначалие в управлении являлась одной из отличительных черт петровских коллегий. Таким образом, коллегии были более правильно построены, чем приказы, а их устройство тщательно продумано.
Своеобразной коллегией стал Синод, или духовная коллегия, в 1721 году. Создание Синода знаменовало ещё один шаг на пути подчинения церкви государству. В 1722 году были утверждены штаты церковнослужителей (на 150 дворов - один священник). Все, кто оказался за штатом, облагались подушной податью. Двойная подать была наложена на старообрядцев.
С целью укрепления власти на местах, Петр I провел реформу местного управления. В 1708 году вся страна была разделена на 8 губерний (Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Казанскую, Астраханскую, Азовскую, Смоленскую, Сибирскую) во главе с губернаторами или генерал-губернаторами.
В 1719 году деление в России на громадные и трудно управляемые заменяется делением на 50 провинций. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений.
Иначе говоря, сложилась единая для всей страны централизованная административно- бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно возросло число чиновников.
Административные реформы Петра воплощали в себе развитие, модернизацию и европеизацию старой системы, выступали первыми в ряду подобных преобразований нового времени, обнаруживая ряд устойчивых признаков, которые затем прослеживаются в реформах России и других стран вплоть до настоящего времени. Среди них - унификация, централизация и дифференциация функции аппарата государственного управления. Подобное "долгожительство" нельзя объяснить иначе, нежели органичностью петровских реформ государственного аппарата, их адекватностью потребностям страны. Это обстоятельство немаловажно при оценке в целом деятельности Петра I.

Церковная реформа[7]

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью. Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор. Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. По сводным ведомостям Казанской, Нижегородской и Астраханской губерний (образованы в результате деления Казанской губернии), от подати было освобождено только 3044 священника из 8709 (35%). Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

Социальная реформа

«Экономическому подъему содействовала и социальная реформа. «Табель о рангах» (см. приложение) закрепил работу, начатую административной реформой в части упразднения в 1711 г. Боярской думы и замены ее Сенатом. В управлении пришли люди, способные решать задачи по преобразованию России.» [8]

24 января 1722 года закон под названием «Табель о рангах» был издан и действовал он затем, с небольшими изменениями, вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Закон состоял из расписания новых чинов по 14 классам, или рангам, и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. При введении в действие Табели древние русские чины-бояре, окольничьи и т.п. - не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Гражданские чины, как и военные, давались по выслуге лет или по особенным служебным заслугам.

Лица недворянского происхождения после производства в 14-й класс получали личное, а в 8-й (для военных в 14-й) – потомственное дворянство. При получении за выслугу потомственного дворянства звание распространялось только на детей, рожденных уже после получения отцом этого чина. Если же после получения отцом этого чина детей у него не рождалось, он мог просить о пожаловании дворянства одному из прежде рожденных его детей.

По табели все чины подразделялись на 3 типа: воинские, статские (гражданские) и придворные. Воинские чины состояли из 4 разрядов (сухопутные, гвардия, артиллерийские и морские) и объявлялось выше соответствующих им по классу других воинских чинов. Чинопроизводство устанавливалось строго в порядке возрастания классов и старшинства в получении очередного чина.

В Табель не были включены унтер-офицеры и низшие государственные служащие (копиисты, канцеляристы, писари, курьеры и т.п.), хотя первоначально в нее, кроме собственно чинов, было включено много различных должностей (общее число чинов и должностей-262). Так, среди статских чинов в 3-м классе был генерал-прокурор, в 4-м-президенты коллегий, в 5-м-вице-президенты коллегий, в 6-м-президенты в надворных судах и т.д. в 9-м классе значились «профессоры при Академиях» и «докторы всех факультетов, которые на службе обретаются».

Чины имели и профессора высших учебных заведений, члены Академии наук и Академии художеств. Лица, окончившие университеты и другие высшие учебные заведения, при поступлении на государственную службу получали чины 12-8-го классов.

После появления Табели стала складываться система титулования, то есть специального обращения к лицам, имеющим чины. Чины 1-го и 2-го классов имели титул «высокопревосходительство», 3-го и 4-го-«превосходительство», 5-го-«высокородие», с 6-го по 8-й-«высокоблагородие», 9-14-го-«благородие». Лица, имевшие чины, не дававшие дворянства, с 1832 года получали права почетных граждан.

По замыслу Петра, каждый дворянин, вне зависимости от своего социального происхождения, должен был начинать службу с самого низа и постепенно пробиваться наверх, насколько позволяют его способности и заслуги и никак не выше того.[9]

Налоговая реформа[10]

В 1724 году была проведена налоговая реформа. До этого окладной единицей в деревне была либо площадь пашни, либо (после 1678 года) двор. Старые методы налогообложения позволяли плательщику уклоняться от налога: чтобы уменьшить налог на площадь пашни , он занижал ее, а для уменьшения налога на двор набивал дом до отказа родственниками. Теперь же вводился единый подущный налог на всё мужское население. Это, кроме всего прочего, имело то преимущество, что поощряло крестьян расширять посевную площадь, поскольку они теперь не расплачивались за это повышением налога. Кроме того, был расширен круг плательщиков: теперь холопы, обедневшие дворяне, трудившиеся, как простые крестьяне (однако считавшиеся членами служилого класса), и священники, не получившие прихода, стали плательщиками нового налога. Эта переклассификация увеличила число налогоплательщиков на несколько сотен тысяч человек!

Размер подушного налога определялся не тем, сколько могли заплатить отдельные подданные, а тем, сколько требовалось собрать государству. Правительство исчисляло свои военные расходы в 4 миллиона рублей, эта сумма и раскладывалась между различными группами налогоплательщиков. В преддверии налоговой реформы с 1718г. по 1724г. была проведена перепись населения. По данным этой переписи все население страны составило 15,5 миллионов человек - вместе с женщинами и детьми. Из них 5,6 млн человек мужского пола: 5,4 млн крестьян и 183,4 тысячи посадских людей. Исходя из этого подушный налог был первоначально установлен в размере 74 копеек в год с частновладельческих крепостных, 1 рубля 14 копеек с крестьян на государственных и царских землях (которые, в отличии от первых ничего не были должны помещику) и 1 рубля 20 копеек с посадского люда. Деньги эти полагалось выплачивать порциями 3 раза в год, и вплоть до отмены налога для большинства категорий крестьян (в 1887 г.) он оставался главнейшим источником дохода для российской монархии. Эти средства шли на экипировку служивых в пехоте, вооружение, создание парка артиллерии, драгунских и рейтарских полков, первых гвардейских: Преображенского, Семеновского и Лефортовского полков.

Денежная реформа[11]

Денежная реформа проводилась в несколько этапов с 1698 по 1718 гг. Начало реформы ознаменовалось снижением массы серебряной проволочной копейки до 0,28 г, в результате чего масса счетного рубля уравнялась с массой талера (28 г). Одновременно происходило техническое переоснащение действовавших и строительство новых монетных дворов для обеспечения машинной чеканки монет различных достоинств нового образца на круглых заготовках. Первыми из таких монет появились в 1700 г. медные: деньга (1/2 копейки), полушка (1/4 копейки) и полполушки (1/8 копейки), причем правительство обеспечило полное равенство их с серебряными проволочными копейками. В 1701 г. начался выпуск в обращение новых серебряных монет: полтины, полуполтинника, гривенника и пятикопеечника, а также золотого червонца, равноценного западноевропейскому дукату. И лишь в 1704 г. были
впервые отчеканены серебряный рубль, равный по массе талеру, и медная копейка. В то же время, до 1718 г., продолжалась чеканка серебряных проволочных копеек, которые служили гарантом полноценности медной копейки и ее фракций. С 1718 г. вместо червонцев из высокопробного золота была начата чеканка золотых двухрублевиков 75-ой пробы с изображением на оборотной стороне святого Андрея Первозванного.

Таким образом, в результате реформы 1608-1718 гг. Россия получила удобные средства платежей в виде золотых, серебряных и медных монет различных достоинств, обеспечивавших как крупные денежные платежи, так и расчеты при мелочной розничной торговле. Во внутреннем обращении утвердилась медная монета, дискредитированная реформой 1654-1663 гг., а на всей территории страны была установлена единая денежная система.

Набор номиналов серебряных и медных монет был основан на десятичном принципе, что вывело русскую монетную систему в число самых передовых в Европе. В то же время соответствие по массе рубля и талера вводило Россию в круг европейских государств, да и оформление новых русских монет строилось по общеевропейским канонам: на них помещались портрет, имя и титул правителя, государственный герб, дата выпуска и номинал. Однако, в отличие от западноевропейских монет, все надписи на русских монетах были выполнены не на латинском, а на русском языке. С самого начала новые монеты датировались по западноевропейскому летосчислению (от рождества Христова), причем уже c 1707 г. начинается постепенный перевод обозначения даты с церковно-славянского на цифровое; окончательно этот процесс завершился к 1723 г.

Реформа 1608-1718 гг. была осуществлена одновременно с проведением в России решительных преобразований в политической, военной, экономической и культурной областях, да к тому же еще и в ходе Северной войны, в связи с чем значительная часть денег отвлекалась на оплату военных поставок и на административные расходы. Это вынуждало правительство извлекать все большие доходы из монетной чеканки, и в первую очередь - за счет снижения массы медных денег. За 18 лет, прошедших с момента появления монет нового образца, весовая норма медных монет, составлявшая вначале 12 рублей 80 копеек из пуда меди, снижалась трижды и к 1718 г. достигла 40 рублей из пуда меди (при цене меди 8 рублей за пуд). Это привело к существенному расстройству денежной системы страны, усугублявшемуся появлением большого числа фальшивых медных денег как отечественного, так и зарубежного происхождения, поскольку фабрикация их стала чрезвычайно прибыльным делом.

Торгово-промышленная реформа[12]

Была проведена в первой четверти XVIII в. и включала в себя ряд правительственных мер в области промышленности и торговли. На первом этапе, с 1700 г. по 1717 г., поощрялся купеческий капитал в промышленной сфере путем передачи купцам-предпринимателям на льготных условиях ряда построенных казной заводов, в том числе П.Демидову в 1702 г. Невьянского завода. Однако в этот период наблюдались и негативные тенденции в развитии купеческого предпринимательства. Причинами ухудшения их материального положения были: а) государство объявило монополию на добычу, производство и продажу соли и табака; б) с созданием порта и биржи в Санкт-Петербурге там стали заключаться сделки с североевропейскими странами. Это ослабило экономические позиции не только архангельского купечества, но и купцов-предпринимателей, вкладывающих свои капиталы в предприятия всего севера европейской части страны; в) выросли налоговые сборы с купечества и т.д.

На втором этапе проведения реформы учли интересы предпринимателей, с 1717 г. освободили от обязательной военной службы владельцев мануфактур. Кроме того, государство отказалось от монополии на продажу ряда товаров в пользу предпринимателей. А в 1721 г. разрешили людям недворянского сословия, если они создавали мануфактуры, покупать для работы на них крепостных крестьян. Так в России оформляется посессионное право, просуществовавшее вплоть до Крестьянской реформы 1861 г. Называлось оно так потому, что данная часть крестьянства попадала в районах Урала и Западной Сибири в двойную кабалу: сессию, т.е. зимний период года трудились бесплатно на мануфактуре, в счет подати государству, а в весенний, летний, осенний периоды, т.е. в очередную сессию, работали в сельском хозяйстве (на своем наделе и 2-3 дня в неделю - на помещичьей земле). На заводах Демидовых, Яковлевых, других владельцев мануфактур в Уральском и Западно-Сибирском регионах посессионная система препятствовала развитию рыночных отношений, в том числе и в агросфере.

Реформа образования[13]

Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение.

В течение первой четверти XVIII в. была создана сеть школ начального обучения. Прежде всего, это цифирные школы , первоначально предназначенные для дворянских приказных, дьяческих и подьяческих детей 10—15 лет. К концу первой четверти XVIII в. открыто было 42 таких школы, главным образом, в провинциальных городах. Но уже в 1727 г. их число сократилось до 27. Ведало ими Адмиралтейство, а учились уже только дьяческие и подьяческие дети. Широкое распространение получили епархиальные школы для детей представителей духовенства, начало которым было положено еще в XVII в. По духовному регламенту такие школы стали в епархиях обязательными для подготовки священства. К концу правления Петра I число таких школ достигло 46. Наконец, среди школ начального обучения заметное место заняли и гарнизонные школы для солдатских детей.

Особое значение приобрели специальные школы, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. В 1716 г. появилась горная школа при Олонецких заводах. В 1721 г. была учреждена школа для будущих канцелярских служащих. По инициативе В.Н. Татищева при уральских заводах основали школы для детей мастеровых и подьячих. В начале XVIII в. при Посольском приказе была открыта школа переводчиков.

Особую группу учебных заведений составляли школы, готовящие высокообразованные кадры духовенства. Прежде всего, это Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная еще в XVII в. Переданная в 1727 г. Синоду, она именуется теперь «школами», первая из которых Славяно-латинская. В 1727 г. в ней было 357 учеников. Вторая - Славяно-российская (143 ученика), а третья - Еллино-греческая (41 ученик). Последняя школа при Стефане Яворском была ущемлена и едва сохранялась. Другим крупным центром духовного образования был Киев, где на Подоле, в Братском монастыре действовала Киево-Могилянская академия . В 1727 г. в ней училось более 500 человек.

Наконец, самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения . Самая известная из них - Навигацкая школа в Москве. В нее принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Потом - геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись и «рапирное дело».

Из Навигацкой школы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т.п. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде. 1715 г указом царя в Петербурге была основана Морская академия . Штат ее (305 учеников) был укомплектован из учеников Навигацкой школы, а также из Новгородской и Нарвской навигацких школ. Учились там в основном дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Среди специальных предметов были навигация, фортификация, артиллерийское, мушкетное дело. Главное же, здесь учили кораблестроению. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первое время основными учителями были иностранные профессора. В 1701г. в Москве на новом Пушечном дворе было велено построить деревянные школы. Это былаАртиллерийская школа , куда сразу же набрали 180 учеников. В 1712г. в Москве стала действовать Инженерная школа , а в Петербурге в 1719 г соответственно—Инженерная рота, куда принимали окончивших Инженерную школу. Наконец, в 1707 г. в Москве было открыто Медицинское училище .

Наиболее масштабным достижением реформ Петра было созданиеАкадемии наук . Мысль о ней великий реформатор высказал в 1718 г. 28 января 1724 г. Сенат огласил проект об Академии, который и был по исправлении утвержден царем.

В начальном варианте Академия как организация была синкретична (это и научно-исследовательское сообщество, и университет, и гимназия). В Академии было три отделения: математическое, физическое и «гуманиора». Первые члены Академии (а их было 12) должны были следить за всей новой литературой по специальности, делать “изобретения” и выступать с докладами и «советами». Наряду с русскими учеными и способными к науке людьми в Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные ученые.

К Академии были присоединены библиотека и музей (Кунсткамера), созданные в 1714 г.

Реформа гражданского шрифта[14]

В Сумах Петра можно было наблюдать за просмотром напечатанных книг, чтением переводов, составлением указа об организации губерний, совершенствованием гражданского шрифта.

Книги в России печатались церковнославянскими литерами, имевшим сложную и витиеватую конфигурацию, что затрудняло чтение текста. Петр активно участвовал в выработке более упрощенного начертания букв. «Литеры «буки», также «покой» вели переправить, - писал царь Мусину-Пушкину,- зело дурно сделаны почерком, также толсты». Из нового алфавита были исключены буквы со сложным звучанием: «кси» и «пси», устранены были и титлы, употреблявшиеся для сокращений в середине слов.

Первые книги «новоизобретенными литеры» появились в 1708 г. Но после этого шрифт непрерывно совершенствовался и окончательно был утвержден в 1710 г., когда Петр внес в алфавит последние поправки и на обороте листа написал: «Сими литерами печатать исторические и мануфактурные книги», то есть сочинения светского содержания. Церковные книги продолжали печатать церковнославянским шрифтом. Ещё раньше было изменено обозначение чисел. До этого числа обозначались буквами: единица изображалась буквой «а», двойка – «в», тройка – «г» и т.д. Изображение десятков начиналось с буквы «i» десятеричной, «к»=20, «л»=30 и т.д. Для сотен использовались буквы, начиная с «р», чтобы не спутать букв текста с буквами, обозначавшими числа, над последними сверху изображали волнообразную линию-титло. Теперь вместо букв числа стали обозначать арабскими цифрами, которыми мы пользуемся и поныне. Первая книга с арабскими цифрами появилась в 1703 г. Это был учебник, составленный талантливым педагогом Леонтием Магницким: «Арифметика, сиречь наука числительная».

При содействии Петра Россия вступила в полосу расцвета книжного и типографского дела. Если в XVII в. единственная типография, существовавшая в Москве, выпускала книги преимущественно церковного содержания, то к концу первой четверти XVIII в. в новой и старой столицах действовало 6 типографий, печатавших исключительно светские книги. Свыше трети из 320 книг гражданской печати, опубликованных с 1708 по 1725 г., было посвящено военной и военно-морской тематике. Выходили также художественные произведения, книги юридического содержания, словари, календари и т.д.

К новым видам печатной продукции относились также сенатские и царские указы, реляции о победах русских войск. С конца 1702г. в России стала выходить первая печатная газета «Ведомости».

Большинство печатавшихся в России книг были переведенными. Петр в этом деле принимал живейшее участие, снабжая переводчиков соответствующими наставлениями. Так, он рекомендовал сначала «выразуметь» смысл переводимого текста, а затем «на своем языке уже так писать, как внятнее может быть».

Реформа промышленного производства[15]

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 100 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII в. более 2 млн. пудов.

К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

Итоги петровских реформ

В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями, как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социально-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новых территорий, новых сфер экономики и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны. Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений. Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом". Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

Нововведения осуществлялись в России и до него. Но только Петр придал им невиданный размах, небывалые темпы, круто повернул к Западу. Человек большого ума и кипучих страстей, твердого характера и колоссальной энергии, Петр I отказался от византийского великолепия своих предшественников. Во главе страны стал царь -мастеровой, в котором в то же время проступал «нетерпеливый и самовластный помещик» (А.С. Пушкин), приверженец кнута и произвола. Всегда Петр I действовал как царь-самодержец, до конца уверовавший в чудодейственную силу государственного принуждения. К концу 20-х гг. XVIII в. стали очевидны как фантастически ободряющие, так и ужасающие последствия петровского правления. Россия встала перед выбором дальнейшего пути. К этой критической точке Россию подвел сам Петр. В свое время М.М. Сперанский так определил политическое значение эпохи Петра: «Петр Великий во внешних формах правления ничего решительно не установил в пользу политической свободы, но он отверз ей двери тем самым, что открыл вход наукам и торговле».

В ходе петровских реформ к активной политической жизни были также вызваны люди, которые дышали уже иным цивилизационным воздухом и должны были уже рано или поздно поставить под сомнение политические рычаги, используемые Петром I для достижения своих грандиозных замыслов по превращению России в подлинно европейскую державу. Первые признаки этого мы видим в оппозиции Петру I со стороны его сына, царевича Алексея, и поддерживающих его некоторых ближайших сподвижников Петра I. Все они были уничтожены царем. Чудом спасшийся сторонник Алексея Д.М. Голицын стал членом высшего государственного учреждения России 1726— 1730 гг. —

Верховного тайного совета. «Верховники» во главе с Д.М. Голицыным разработали «кондиции» (условия), которые приняла царица Анна Ивановна (1730—1740 гг.). Без согласия Верховного тайного совета императрица не могла

назначать себе наследника, начинать войну и заключать мир, вводить новые налоги, расходовать государственные средства, раздавать земли и др. Это было одно

1 Мунчаев Ш. М., Устинов В. История России. Учебник для вузов. М., 1997. С. 108.

из первых в истории России значительных ограничений самодержавия. В «кондициях» «верховников», продолжавших дело царевича Алексея, можно видеть конституционные проекты России.

Современные аспекты реформ

Реформы в России предпринимались неоднократно, но все попытки не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми рефрмами без исключения. Правила реформирования в России совсем иные, чем в западном обществе. В России не существовало социальной базы для реформаторства в силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую власть. Чтобы осуществить реформы, нужно, по крайней мере, сформулировать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем, чтобы стать государством, способным активно противостоять Западу. Кроме того, для реформы необходимо не единовременное усилие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл - 2-3 поколения - именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека. Основой перестройки стала идея материализации власти. Бюрократическая номенклатура устала от своего противоестественного состояния, когда власти много, а крупной собственности - нет. Даже блага, которыми они пользовались, могли в любой момент уйти вместе с партбилетом. Перестроечное реформаторство имеет сугубо "материальные" истоки и именно вследствие этого шло "сверху". Народ ждал перемен, но являлся для реформаторов "человеческим фактором". Каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.

Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути России. Так и формируется - как отклонение от обычного исторического порядка - особый путь России.

Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного исторического порядка" - особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития? Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы, возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом мире?

На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, но хотелось бы, чтобы утвердительно - на второй.

Заключение

Взглядов на Петра, его эпоху - великое множество. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров.

В деятельности Петра невозможно выделить однозначно положительные или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом.

Вряд - ли в настоящее время можно говорить о категорическом преобладании какого - либо взгляда. В спорах о петровских деяниях на первый план выходит глубина исторического анализа, объективность ученого - историка.

Вообще, споры о Петре Великом - нечто большее, нежели споры об одном отдельном периоде русской истории, одном отельном правителе.

Это - непрекращающийся уже столетия спор между западниками и славянофилами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром.

Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его времени, значимости его реформ, на мой взгляд, являются сами эти споры, непрекращающиеся уже на протяжении трех столетий.

Приложение[16]

Табель о рангах

Класс Гражданские чины Военные чины Морские чины Придворные чины
I
II ДействительныйТайныйСоветник Генералоткавалерии;
Генералотинфантерии;
Генералотартиллерии;
(в XVIIIв. - Генерал-аншеф)
Адмирал Обер-камергер;
Обер-гофмаршал;
Обер-шталмейстер;
Обер-егермейстер;
Обер-гофмейстер;
Обер-шенк;
Обер-церемониймейстер;
Обер-форшнейдер (1856г.);
III ТайныйСоветник Генерал-лейтенант Вице-адмирал Гофмаршал;
Шталмейстер;
Егермейстер;
Гофмейстер;
IV ДействительныйСтатскийСоветник Генерал-майор Контр-адмирал Камергер
V СтатскийСоветник Бригадир Капитан-командор
(XVIIIв.)
Церемониймейстер
(с 1884г.)
VI КоллежскийСоветник;
ВоенныйСоветник
Полковник Капитан 1-горанга Камер-фурьер
(до 1884г.)
VII НадворныйСоветник Подполковник Капитан 2-горанга Камер-фурьер
(до 1884г.)
VIII Коллежскийасессор Майор
(до 1884г.)
Капитан-лейтенант
(до 1884г.)
IX Титулярныйсоветник Капитан;
Ротмистр (кавалерия)
Лейтенант Камер-юнкер
X Коллежскийсекретарь Штабс-капитан;
Штабс-ротмистр
Мичман
(с 1884г.)
XI Корабельныйсекретарь
XII Губернскийсекретарь Поручик Мичман
(до 1884г.)
XIII Провинциальныйсекретарь;
Сенатскийрегистратор;
Синодскийрегистратор;
Кабинетскийрегистратор
Подпоручик;
Корнет (кавалерия)
Мичман
(до 1884г.)
XIV Коллежскийрегистратор Прапорщик
(с 1884г. тольковвоенноевремя)

Список использованной литературы

1. Брокгауз, Ефон. Энцклопедический словарь. Т17Б, С.-Пб., 1858.

2. Соловьев С.М. «Чтения и рассказы по истории России», М., изд-во «Правда», 1989.

3. Соловьев С.М. «Об истории новой России», М., изд-во «Просвещение», 1993.

4. Платонов С.Ф. «Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический», М., изд-во «Звено», 1994.

5. Орлов. «История СССР», М., изд-во «Высшая школа», 1975.

6. Мальков В.В. «Пособие по истории СССР для поступающих в ВУЗы», М., изд-во «Высшая школа», 1985.

7. Анисимов Е.В. «Время петровских реформ», Л., изд-во «Лениздат», 1989.

8. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. «Россия в XVII – первой половине XIX века. История. Историк. Документ.», М., изд-во «МИРОС», 1994.

9. Павленко Н.И «Петр Великий», М., изд-во «Мысль, 1990.

10. Е.В.Анисимов "Рождение империи", в кн."История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XXв." /сост.С.В.Мироненко. - М., изд-во «Политиздат»,1991. - 367с

11. В.Криворотов "Вехи. Взлеты и падения особого пути России" //"Знание - сила", N8,9 1990г.

12. В.И.Буганов "Петр Великий и его время" - М., изд-во «Наука»,1989. - 192с

13. Н.Н.Молчанов "Дипломатия Петра Великого" - М., изд-во «Международные отношения», 1990. - 448с

14. "Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей" /сост. А.П.Богданов. - М., изд-во «Современник»,1990. - 445с

15. В.В.Мавродин "Рождение новой России" - Л., изд-во «ЛГУ»,1988. - 531с

16. С.Князьков "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М., изд-во «Культура»,1990. - 658с

17. "Почему все реформы в России заканчивались провалом" //"Московская правда", 25.11.93г., N228

18. «История государственного управления России. Учебник/отв. ред. В.Г. Игнатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.-608 с.


[1] В.О.Ключевский. Сочинения в 9 тт.Т4 Курс русской истории.-М.: Мысль, 1989.С.142.

[2] Павленко Н.И. Петр Первый и его время.-М.: Дрофа, 2004.С.8.

[3] С.Валянский, Д.Калюжный. Русские горки: Возвращение в начало.-М.: Изд-во АСТ, 2004.С362.

[4] С.Князьков. очерки из истории Петра Великого и его времени.-М.: Культура, 1990.С.256.

[5] Павленко Н.И. Петр Первый и его время.-М.: Дрофа, 2004.С.58.

[6] В.О.Ключевский. Сочинения в 9 тт.Т4 Курс русской истории.-М.: Мысль, 1989.С.169.

С.Валянский, Д.Калюжный. Русские горки: Возвращение в начало.-М.: Изд-во АСТ, 2004.С367.

[7] В.О.Ключевский. Сочинения в 9 тт.Т4 Курс русской истории.-М.: Мысль, 1989.С.259.

[8] Толмачева Р.П. Экономическая история: Учебник.-2-е изд.,-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.С.337.

[9] С.Валянский, Д.Калюжный. Русские горки: Возвращение в начало.-М.: Изд-во АСТ, 2004.С369.

[10] Толмачева Р.П. Экономическая история: Учебник.-2-е изд.,-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.С.337.

Павленко Н.И. Петр Первый и его время.-М.: Дрофа, 2004.С.140.

[11] С.Князьков. очерки из истории Петра Великого и его времени.-М.: Культура, 1990.С.391.

[12] Толмачева Р.П. Экономическая история: Учебник.-2-е изд.,-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.С.339.

[13] С.Валянский, Д.Калюжный. Русские горки: Возвращение в начало.-М.: Изд-во АСТ, 2004.С366.

[14] Павленко Н.И. Петр Первый и его время.-М.: Дрофа, 2004.С.96.

[15] С.Князьков. очерки из истории Петра Великого и его времени.-М.: Культура, 1990.С.478.

[16]