Главная              Рефераты - История

Гей-парад - реферат



План
Введение
1 Терминология
2 Идеология
3 Форма проведения
4 Критика

Список литературы

Введение

Гей-пара́д (англ. Gay parade ), гей-прайд (англ. Gay pride ), прайд-парад (с англ. парад гордости ) — публичные массовые выступления в поддержку толерантного отношения к ЛГБТ (геям, лесбиянкам, бисексуалам и трансгендерам), а также прав человека и гражданского равноправия для всех людей вне зависимости от сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Прайд-парады традиционно проходят летом, чаще всего в июне, в память о Стоунволлских бунтах, когда тысячи геев и лесбиянок выступили против полицейского произвола, что стало одним из символов начала борьбы сексуальных меньшинств за гражданские права.

1. Терминология

В различных странах название таких выступлений могут значительно разнится. В Австрии парад называют «радужным» — Regenbogenparade . В ряде англоязычных и романских странах этот день называют Gay Pride oder Pride Parades , в Австралии парады сексуальных меньшинств слились с карнавальными празднествами и называются Mardi Gras . В Голландии носит название Roze Zaterdag (Розовая Суббота), а в ряде городов Германии — Christopher Street Day . В Риге проходят Дни Дружбы . В России зачастую любое массовое выступление гомосексуалов в прессе называют гей-парадом .

2. Идеология

Шествия проводятся под лозунгом Гей-прайд , дословно с английского — Гей гордость, чувство собственного достоинства . Этот концепция в русском языке требует некоторого пояснения. Профессор философии Томас Лоуренс пишет, что на первый взгляд, гордиться своей сексуальной ориентацией кажется столь же бессмысленно, как гордиться тем, что небо голубое. Однако концепция гей-гордости имеет тот же смысл, какой вкладывали в 1960-х годах активисты движения против расовой сегрегации в США, провозглашая: «Я чернокожий, и я этим горжусь!» (англ. «I am black and I am proud!» ) — это был способ громогласно заявить о том, что быть чернокожим не стыдно.[1][2]

По утверждению гей-активиста Крэйга Шунмэйкера (англ. L. Craig Schoonmaker), именно он впервые использовал выражение «гей-прайд» в одном из репортажей о Стоунволлских бунтах 1969 года.

Традиционные символы гей-прайда — радужный флаг и треугольники розового и чёрного цвета (опознавательные знаки, которые в нацистских концлагерях обязаны были носить заключённые, осуждённые за мужеложство или лесбиянство). (См. подробнее Символика ЛГБТ-движения )

3. Форма проведения

Форма проведения гей-прайда может в значительной степени различаться. В целом можно выделить две крайние позиции с множеством промежуточных форм.

Сторонники первой считают гей-прайд прежде всего правозащитной акцией. Они указывают на то, что исторически прайд-парады выросли из протестных маршей против дискриминации, проводившихся гомосексуалами в борьбе за права человека. Они выступают с критикой коммерциализации гей-парада и превращением его в праздничное действие, аргументируя это тем, что до сих пор ЛГБТ-сообщество сталкивается в мире с большими проблемами. Такая позиция характерна больше для стран, где сексуальные меньшинства сталкиваются с серьёзными нарушениям прав человека, например, Московский гей-прайд.[3] В Тель-Авиве в 2010 году произошёл раскол оргкомитета прайда по причине того, что гей-активисты хотели почтить память расстрелянных гомофобным террористом подростков.[4] В США некоторые гей-активисты, чтобы сместить акцент на цели акции, называют свои шествия не «Гей-прайд», а, например, «Марш за равенство», «Марш гордости».

Сторонники второй позиции, распространённой в основном в западных странах, считают что в основном цели движения за равноправие уже достигнуты, что теперь гей-прайд должен продвигать толерантное отношение к ЛГБТ путём культурного диалога, позитивного праздничного действия и массового камин-аута. Такие парады зачастую могут являться частью многодневного фестиваля, включать в себя красочное шествие с включением эротических выступлений наподобие бразильского карнавала. Примером такой формы может быть гей-прайды в Амстердаме и Стокгольме.

Программы крупных прайд-парадов включают передвигающиеся платформы, танцоров, драг-квин и громкую музыку. Другие участники — местные политики и представители различных обществ и социальных институтов, поддерживающие гомосексуалов. Даже самые весёлые парады обычно имеют моменты, посвященные памяти жертв СПИДа и гомофобного насилия. Некоторые наиболее важные прайд-парады поддерживаются государственными и частными спонсорами и рекламируются как достопримечательности городов-устроителей.

4. Критика

Внутри ЛГБТ-движения идут споры относительно соотношения в шествиях гей-прайда правозащитной и карнавальной составляющих. Отдельной критике подвергается эротическая составляющая карнавального варианта, как дискредитирующего идею защиты толерантности и прав человека.

По мнению социальных консерваторов, например, ортодоксальных религиозных деятелей и правых политических организаций, такие массовые мероприятия имеют своей целью «пропаганду гомосексуализма», выставление гомосексуального образа жизни как более выгодного и как следствие переделку гетеросексуалов в гомосексуалов. Они также считают гей-парады аморальным действием, оскорбляющих их нравственные и религиозные чувства. В гей-движении людей с такой позицией причисляют к «антигомосексуальному движению».[5]

Список литературы:

1. Nikki Sullivan. A critical introduction to queer theory. — New York University Press, 2003. — ISBN 0814798411, ISBN 9780814798416

2. Laurence Thomas, Michael E. Levin. Sexual orientation and human rights. — Rowman & Littlefield, 1999. — ISBN 0847687708, ISBN 9780847687701

3. Мы — не они, они — не мы: про гей-прайды и про честность. // GayRussia.ru, 12 февраля 2010

4. В Тель-Авиве могут пройти два гей-парада: веселой гордости и гордой грусти

5. ГЕЙ-ПАРАД НЕБЕЗОПАСЕН ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА