Главная              Рефераты - История

Реформы Петра Великого в области культуры и быта - реферат

РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

ЧЕНЦОВ Ю.Д., ШАЛИТКИНА Н.П.

Для русской культуры конца XVII - XVIII вв. были характерны, прежде всего, три взаимосвязанных процесса: 1. Происходило дальнейшее обмирщение культуры – освобождение ее от церковного влияния. В результате определяющим в культурной жизни в XVIII веке становится светское направление. 2. В ней появляются новые для России мировоззренческие принципы-рационализм и индивидуализм, развивается личностное начало. 3. Смелее преодолевается ее национальная замкнутость в ходе вступления России в систему европейских государств, европеизации культуры. Петровские реформы открыли широкие возможности для развития этих тенденций в русской культуре в целом. Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые – Навигационная и Артиллерийская – основаны в 1701 г .), в том числе начальных (цифирных) в губерниях (1714), в которых детей обучали арифметике и началам геометрии.

В петровское время были открыты медицинское училище (1707), инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. Чтобы удержать командные высоты в государстве и способствовать развитию Отечества, дворянство должно было овладевать знаниями. Специальным указом Петр Великий запретил жениться неграмотным дворянам. Их обучали не только в стране, но и стали направлять для учебы за границу.

При Петре I осуществлялась коренная перестройка всей системы образования и науки в стране. Выходят учебники: «Букварь» Ф. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, знаменитая «Арифметика» Л. Магницкого. Эту книгу, как и первую печатную грамматику М. Смотрицкого, М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». Издавались словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре, истории и др. В то время издано свыше 600 названий книг и других изданий, в том числе и переводных. С этой целью в первой четверти 18в. было открыто несколько новых типографий.

Для печатания книг с 1703 г . введены упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры. Возникли светские библиотеки, открываются лавки для продажи книг. В 1714 г . В Петербурге основана старейшая в России библиотека. Фонд ее составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное собрание Петра I . Эта библиотека как книгохранилище существовала вначале при Кунсткамере – первом в России музее, открытом в 1719 г . с 1723 г . библиотека стала доступной для общественного пользования. С декабря 1702 г . в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости».

Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли географы, землепроходцы. В.Атласов составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки. В 1713-1714 гг. русские землепроходцы побывали на Курильских островах. Началось изучение производительных сил страны. В 1720 г . правительство организует первую в России экспедицию в Сибирь под руководством Даниила Миссершмидта, которая открыла много нового в познании природы края и культуры сибирских племен. За три недели до своей кончины Петр I подписал указ об отправке первой морской Камчатской экспедиции. Они возглавлялись известными мореплавателями В.И. Берингом и А.И. Чириковым. Итогом экспедиций стало открытие в 1741 г . пролива, разделяющего Европу и Азию. Его назвали Беринговым проливом. Члены экспедиции нанесли на карту и описали почти все побережье Сибири. Ботаник Гмелин, входивший в сухопутный отряд второй экспедиции, по результатам исследований написал труд «Флора Сибири», описав 1200 видов растений. С.П. Крашенинников же составил и издал «Описание земли Камчатки» и стал основоположником русской этнографии. Его труд был переведен на многие языки мира и не утратил своего значения до сих пор. Согласно петровского указа с 1722 г . начался сбор материалов по истории России, в том числе В.Н. Татищевым (1686-1750), который позже написал пятитомную «Историю Российскую с самых древнейших времен», переизданную в наше время.

В 1724 г . Петром I было принято решение о создании Петербургской Академии наук, которая открылась в 1725 г . (вскоре после его смерти) и стала не только общенациональным научным центром России, но и базой подготовки научных кадров.

Петровские преобразования и военные походы нашли отражение в литературе, публицистике. В 1717 г . в Петербурге вышло в свет «Рассуждение..» о причинах войны со Швецией, подготовленное по поручению Петра I вице-канцлером В.В.Шафировым. По сути это первый в российской истории трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика представлена «Книгой о скудности и богатстве» ученого-самородка И.Т.Посошкова, который высказал ряд смелых для своего времени мыслей по вопросам развития предпринимательства в России Петр Великий понимал важность предпринимательства и оценивал людей не «по породе» и подхалимству, а по деловым качествам. Его «Табель о рангах» (1722) способствовала продвижению по службе людей предприимчивых, одаренных, вытесняя старые, тормозившие развитие страны обычаи, создавая новую морально-психологическую обстановку. При Петре I церковь была подчинена государству и введенное им синодальное устройство русской православной церкви оставалось неизменным в России в течение 197 лет. Но в то же время по этому вопросу шли споры, высказывались разные мнения, нашедшие отражение в литературе.

Главным сторонником церковной реформы был Феофан Прокопович- один из видных церковных деятелей, писатель. В 1722 г . в этой связи им был разработан «Духовный регламент».

Литературная же деятельность митрополита Стефана Яворского, выступившего против реформаторства и протестанстизма, отражена в религиозных трактатах «Знамение пришествия антихристова» и «Камень веры».

Светским содержанием наполняется живопись. Светская портретная живопись получила развитие в портретах А.М.Матвеева- «Автопортрет с женой», И.Н.Никитина- «Петр I ». Появляются батальные полотна Никитина- «Куликовская битва», «Полтавская битва», видовые гравюры братьев Зубовых и т.д.

16 мая 1703 г ., как сообщает историк С.М. Соловьев, приступили к строительству нового города Петербурга, созданного в короткий срок. Он становится столицей Российской империи. В 1725 г . в нем жило 40 тыс. жителей. Замечательными памятниками архитектуры в Петербурге стали: Петропавловская крепость, летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), Адмиралтейство (архитектор И.К.Коробов), здание Двенадцати коллегий (архитекторы Д. Трезини и М.Г. Земцов) и другие.

Существенные изменения в петровскую эпоху произошли и в быту. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место светскости и рационализму. Европеизация быта прослеживается, как отмечал еще историк 19в. Погодин, при простом восстановлении деталей нашей повседневной жизни. Мы проснулись, какой нынче день? – и называем дату по введенному Петром летоисчислению от рождества Христова (с Новым годом I января). Бреемся - брить бороды заставлял дворян и бояр Петр I . Одеваемся - одежда европейского покроя введена Петром. Материалы одежды с фабрик, которым он положил начало, а если шерсть - овец тоже начали разводить при нем. За завтраком пьем кофе, возможно, курим табак, читаем газеты- все петровские нововведения.

При Петре Великом издавались даже наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них - «Юности честное зерцало» вышло в 1717г. и много раз переиздавалось на протяжении всего XVIII в. Оно внушало мысль о трудолюбии, наставляло правилам поведения не только в семье, но и обществе. Предусматривались все мелочи, начиная от походки и осанки молодого человека до умения принимать еду.

Петровские преобразования в области культуры и быта носили ярко выраженный политический характер, ставили во главу угла интересы Отечества, но проводились нередко насильственными методами. Они далеко продвинули Россию по пути Просвещения, но коснулись больше верхушки общества, города, мало затронув крестьянское большинство.

Источники и литература

1.Научное наследство М., 1990. Т.14. Татищев В.Н.

2.Барышников М.Н. История делового мира России.- М., 1994. с.31-34.

3.Соловьев С.М.- М., 1991. Кн.5. Т.14. с.620.