Главная              Рефераты - История

Восточные славяне 4 - реферат

2

Содержание

Введение

1 . Первые свидетельства о славянах.

1.1.Промежуточная стоянка славян.

2 . Характеристика славян.

2.1. Поход на Византию, военный союз.

3 . Территория восточных славян.

4. Хозяйство славян.

4.1. Торговое движение по Днепру.

4.2. Древние города.

5 . Общественный строй восточных славян.

5.1. Община.

6. Славянское язычество.

6.1. Почетание предков.

6.2. Формы языческого брака.

7. Соседи восточных славян.

7.1. Финны, латыши.

7.2. Хазары.

7.3. Варяги.

7.4. Печенеги.

7.5 Половцы.

7.6. Поляки.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта – первейшая задача истории.

Эти знания необходимы современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Происхождение народов (этногенез) – один из сложных вопросов науки. Это длительный процесс, занимающий несколько тысячелетий. Начиная с каменного века шёл процесс формирования человека. У разных народов был свой путь развития.

Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине второго тысячелетия до н.э. Восточная ветвь славян, занимавшая северо - восточные склоны хребта Карпат, мало – помалу отливала на восток и северо – восток со своим жизненным устройством, обычаями, мировоззрением, со своей историей.

В разное время историки по – разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Крупнейший русский историк 19 века С.М.Соловьёв ( 1820-1870 ) ( История России с древних времён) видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход важнейших событий объективно определяли ход истории.

В своей работе я постараюсь раскрыть эти факторы, определяющие общественно- политический строй восточных славян, их быт, их отношения с другими народами.

При выполнении контрольной работы я буду опираться на труды: Н.М.Карамзина «История государства российского» книга 1, В.О.Ключевского «Русская история» и другие исторические издания.

Чтобы история восточных славян была яснее и любопытнее необходимо иметь понятие о древнем характере славянского народа. Я воспользуюсь сказаниями Нестора ( инок Киево-Печерского монастыря, прозванный отцом Российской истории, первый летописец нашего отечества) о нравах наших предков, византийских и других летописцев.

1. Первые свидетельства о славянах.

Начало народа должно обозначаться какими-либо более явственными, уловимыми признаками. Их надо искать прежде самого в памяти самого народа. Народ есть население, не только совместно живущее, но и совокупно-действующее, имеющее общий язык и общие судьбы.

Начало истории народа (по Ключевскому) обозначают два тесно связанных между собою признака; самое раннее воспоминание его о самом себе и самая ранняя общественная форма, объединившая его в каком-либо совокупном действии.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу первого тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники.

Античные авторы упоминают славян под именем венедов (венетов) (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит; географ Плотелий Клавдий.)

Начальная летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. В ученом этнографическом очерке, поставленном во главе Повести временных лет, она застаёт славян уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую она называет Венгерской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны. Оттуда же и те, которые поселились по Днепру, его притокам и далее к северу.

Прародиной ранних славян ( праславян ) по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – то р. Одер на западе, от Карпатских гор на востоке.

Благоприятная военно-политическая обстановка позволила славянам заселить пойму Дона, выйти к морю в устьях Южного Буга, Днестра, Дуная.

Летопись рассказывает, что когда волхи ( волохи ) напали на славян дунайских, сели среди них и начали их угнетать, одни славяне ушли и сели по Висле, прозвавшись – ляхами, другие пришли на Днепр и прозвались – полянами, а поселившихся в лесах – древлянами и т.д.

1.1.Промежуточная стоянка славян.

Наша летопись не помнит явственно, чтобы восточные славяне где-либо надолго останавливались по пути с Дуная к Днепру; но, сопоставляя её смутные воспоминания с иноземными известиями, узнаём о такой промежуточной остановке.

В 3 веке по Р.Х наша страна подверглась новому нашествию, но не с востока, из Азии, а из Европы, с Балтийского моря: это были отважные мореходы – готы, которые по рекам нашей равнины проникали в Чёрное море и громили Восточную империю. В 4 веке их Германарих завоеваниями образовал из обитателей нашей страны обширное царство. Это было первое исторически известное государство; основанное европейским народом в пределах нашей России. В состав его входили различные племена восточной Европы, в названиях которых можно распознать эстов, мерю, мордву – всех будущих соседей восточных славян.

Гофский историк 4в. Иорнанд, описывая Скифию своего времени, говорит: «По северным склонам высоких гор от истоков Вислы на обширных пространствах сидит народ вентов: они славились более своею многочисленностью, нежели искусством воинским. Хотя венты теперь зовутся различными именами по разности родов и мест поселения, но главные их названия склавены и анты. Первые обитают на север до Вислы, а на восток до Днепра; леса и болота заменяют им города. Вторые, самые сильные из венетов, простираются по изогнотому побережью Чёрного моря от Днестра до Дона».

Значит, славяне, собственно занимали Карпатский край. Карпаты были общеславянским гнездом, из которого, впоследствии, славяне разошлись в разные стороны; здесь была их промежуточная стоянка. Отсюда, с этих склонов, восточные славяне в 7 в. постепенно расселялись по равнине. С этого века, когда в жизни восточных славян обозначились явления, которые можно признать начальными факторами нашей истории. Эти славяне, расселяясь с Карпат, вступают под действие особых местных условий, сопровождающих и направляющих их жизнь на протяжении дальнейших столетий.

2. Характеристика славян.

Природа, климат, территория наложили свой отпечаток на физический и нравственный характер славян.

Нестор пишет : «Климат умеренный, не жаркий, даже холодный, способствует долголетию, как замечают медики, благоприятствуют и крепости состава, и действию сил телесных. Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность; привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется. Презирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою, сырою пищею; удивляли греков своею быстротою; с чрезвычайной лёгкостью всходили на крутизны, спускались с расселины; смело бросались в опасные и в глубокие реки. Думая, без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и лёгкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам.- Сие изображение славян основано на свидетельстве Прокопия и Маврикия, которые знали их в 6в.»

Соседство славян в 5-7в.в. было настоящим бедствием для Византии.

2.1. Походы на Византию, военный союз .

В 7 в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени Византии. Греческие летописцы не упоминают ни об одном главном или общем полководце славян; они имели вождей только частных; сражались не стеною, не рядами сомкнутыми, но толпами рассеянными и всегда пешие, следуя не общему велению, не единой мысли начальника, а внушению своей особенной, личной смелости и мужества; не зная благоразумной осторожности, которая предвидит опасность и бережёт людей, но бросаясь прямо в средину врагов.

Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжёлых щитах. Славяне в 6в. сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшенное бисером и металлами, добытыми на войне или выменянными у иностранных купцов. Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

От этого времени до нас дошёл ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве( демократии ), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… У тех и других один и тот же язык… и некогда даже имя у славян и антов было одно и тоже…».

Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами.

Смутное предание донесло из того времени имя лишь одного восточного славянского племени - дулебов, состоявшего во главе целого военного союза.

Трудно представить себе, как среди господствующей родовой и племенной розни составлялся и действовал этот союз.

По своим целям и составу он представлял ассоциацию, столь непохожую на родовые и племенные союзы, что мог действовать рядом с ними, не трогая прямо их основ. Это были ополчения боевых людей, выделявшихся из разных народов и племён на время похода, по окончании которого уцелевшие товарищи расходились, возвращаясь в среду своих родичей, под действие привычных отношений. Подобным образом и впоследствии племена восточных славян участвовали в походах киевских князей на греков. С нашествием аваров, когда прекратились славянские набеги на империю, и началось расселение славян, этот союз должен был сам собою распасться.

Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям, предки наши мало успевали в зодчестве, требующем времени, досуга, терпения и не хотели строить себе домов прочных; обитали в шалашах, землянках ( См. Приложение 1 ).

Самые города славянские были не что иное, как собрание хижин, окруженных забором или земляным валом.

Не только в мирное время и в отчизне, но и в набегах своих славяне веселились, пели и забывали опасность. Везде рождалось стихотворство, изображая главные народные склонности. Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски – остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы.

3. Территория восточных славян .

Примерно с 6в. из общеславянского единства начинается выделение трех ветвей : южных, западных, восточных славян . Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т.д.) образовались в последствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Восточным славянам досталась огромная территория между тремя морями: Чёрным, Белым, Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор: на западе до средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере, до среднего Поднепровья на юге. Об этом сказано в древнейших летописях. Нестор пишет : «Славяне издревле обитали в странах Дунайских и, вытесненные из Мизии болгарами, а из Паннонии волохами, перешли в Россию, Польшу и другие земли.- Сие известие о первобытном жилище наших предков взято из византийских летописцев, которые в 6в. узнали их на берегах Дуная».

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтверждён археологическими раскопками в 19в.. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения - височные кольца и т.п.) характерных для племенного союза, с летописным указанием на место его расселения. См. Приложение 2.

В 6-9 в.в. славяне объединились в общности, имевшие уже не родовой, но и территориально-политический характер.

Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами ; от чистых полей своих. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей государства Польского. Поляне были образованнее других, кроткие и тихие обычаем; стыдливость украшала их жён; брак издревле считался святою обязанностью между ними; мир и целомудрие господствовали в семьях.

От этого же племени славян были два брата Радим и Вятко, главы радимичей и вятичей ; первый избрал жилище на берегах Сожа, в Могилёвской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской.

К западу от полян на правобережье Днепра «седеша в лесах» жили древляне. Древляне , названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии, занимали территорию Полесья, Правобережье Днепра, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Они имели обычаи дикие, подобно зверям, с коими жили среди лесов тёмных, питаясь всякою нечистотою; в распрях и ссорах убивали друг друга: не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов.

К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи ( от слова «дрягва» - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами ( от реки Полота – притока Западной Двины. По данным археологических исследований, для дреговичей характерны земледельческие поселения, курганы с трупосожжениями.

К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне , как считают некоторые историки - это потомки дулебов, которые обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти. Историки относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которых образовались другие племенные союзы. В 7в. дулебы подверглись нашествию аваров, а в 10 в., по мнению историков, объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Междуречье Прита и Днестра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы . По рекам Ока и Москва располагались лятичи.

В Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги жили кривичи . К северу от полян между устьями рек Десны и Росси жили северяне, в Черниговской и Полтавской губернии.

На Двине, где впадает в неё река Полота, жили полочане; на берегах озера Ильменя жили ильменские славяне , которые после Рождества Христова основали Новгород. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты .

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Племенные союзы включали в себя 120-150 отдельных племён, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию ( 40-60 км в поперечнике ).

Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян.

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднепровье.

Нестор пишет : « Братья кий, Щек и Хорив, с сестрой Лыбедью, жили между полянами на трёх горах, из коих две слывут по имени двух меньших братьев, Щековещею и Хоривещею; а старший жил там, где ныне ( в Несторово время) Зброзов воз. Они мужи знающие и разумные; построили город и назвали оный именем старшего брата т.е. Киевом. Кий начальствовал в роде своём; ходил в Константинополь и принял великую честь от царя греческого»

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племённых объединений восточного славянства. В центре их повествования – земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь» : Историки полагают, что так звали одно из племён, жившие по реке Рось и давшее имя племенному союзу.

Водворившись среди восточных славян, Русь стала направлять и расширять торговое движение, которое она здесь застала; но в промышленных успехах, ею достигнутых, участвовало и туземное славянство, труд которого возбуждался и направлялся её спросом.

4. Хозяйство славян.

Расселяясь по равнине, восточные славяне заняли преимущественно лесную её полосу. К ней относится замечание Иорнарда, который, описывая пространство к востоку от Днестра. По Днепру и Дону, говорит: « Это весьма обширная страна, покрытая лесами и непроходимыми болотами. Самый Киев возник на южной опушке этого громадного леса. В этом пустынном лесистом краю пришельцы занялись ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашеством. Пространства, удобные для этих промыслов, не шли обширными полосами: среди лесов и болот надобно было отыскать более открытые и сухие места и расчищать их для пашни или делать в лесу известные приспособления для звероловства и пчеловодства».

Основным занятием восточных славян было земледелие . Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков ( рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур ( репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Выращивали и технические культуры (рожь, конопля).

Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур- «жито». О земляных традициях говорит заимствование славянами римской хлебной нормы –квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 года.

С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы

Земледелия восточных славян. На севере, в районе таёжных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая .

В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали, используя как удобрение, и сеяли зёрна. Два-три года участок давал высокий урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву, серпами собирали урожай. Молотили цепями. Размалывали зерно каменными зернотёрками и ручными жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там было много плодородных земель и участки земли засевали в течение двух-трёх и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда использовали соху, рало, деревянный плуг железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство . Нестор пишет : «Будучи в северном своём отечестве соседями народов германских, скифских и сарматских, богатых скотоводством, славяне долженствовали издревле сие важное изобретение человеческого хозяйства». Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество ( сбор мёда диких пчёл ), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Славяне имели всё нужное для человека; не боялись ни голода, ни свирепостей зимы: поля и животные давали им пищу и одежду.

4.1. Торговое движение по Днепру.

Ещё важнее ряд экономических последствий, которыми сопровождалось расселение восточных славян. Припомнив, как Повесть о начале Русской земли размещает славянские племена по нашей равнине, легко заметить, что масса славянского населения занимала западную её половину. Хозяйственная жизнь населения в этом краю направлялась одним могучим потоком, Днепром, который прорезывает его с севера на юг.

Великий водный путь «из варяг в греки » был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. См. Приложение 3.

Он возник в конце 9в.. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда, по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по реке Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Чёрного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитыми землями славянского мира были – Новгород и Киев. Они контролировали северный и южный участки Великого торгового пути.

Это торговое движение вызвало разработку естественных богатств страны, т.к. восточные славяне заняли преимущественно лесную полосу равнины, которая богата пушным зверем и лесным пчеловодством доставляла славянам обильный материал для внешней торговли. Впрочем, торговля славян до введения христианства в их землях состояла только в обмене вещей: они не употребляли денег и брали золото от чужестранцев единственно как товар. С тех пор меха, мёд, воск стали главными статьями русского вывоза; с тех пор для себя или с незначительным вывозом началась усиленная эксплуатация леса, продолжавшаяся целые века и наложившая глубокий отпечаток на хозяйственный и общественный быт и даже на национальный характер русского народа.

Ряд историков вслед за В.О.Ключевским утверждали, что путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Соседство арабов дало могучий толчок развитию торговых связей нашей равнины с азиатским Востоком. Монетные клады, найденные в пределах Европейской России, позволяют отнести начало этих связей ещё к 6в.; но со второй половины 7в. они быстро распространяются и принимают внушительные размеры. Посредниками между арабскими рынками и внутренними частями равнины служили хазары и камские болгары. В то же время на берегах Балтийского моря кипела не менее интенсивная торговая жизнь. В общем, однако, активное участие славянских племён в тогдашней торговле не было значительно: торговые движения через равнину носили транзитный характер.

4.2. Торговые города.

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в 7в., было возникновение древних торговых городов на Руси.

В большинстве случаев города строились на Торговых путях, таких как путь «из варяг в греки» или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

Точные данные основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи.

Например: Киев. Переяславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Полоцк, Суздаль, Муром и др.. По подсчётам историков в 9в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Города возникают в эпоху становления государственности. Само слово «город» означает «укреплённое, огороженное место». Прежде, всего, город был местом сосредоточения власти – именно здесь находился князь, его наместник или посадник. Городу подчинялась обширная сельская округа, с которой люди князя собирали дань. В городах проживали бояре и другие знатные люди, имевшие здесь свои усадьбы.

Жители городов формировали свои ополчения – городовые полки. В хорошо укреплённых городских крепостях находился также постоянный военный гарнизон.

Город являлся центром духовенства и культуры, здесь возникали первые монастыри, назначались епископы; здесь работали летописцы, создавались значительные произведения искусства.

Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надёжную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищённая валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. См. Приложение 3.

Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлёвского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные её районы, населённые, как правило, ремесленниками определённой специальности,- слободами.

Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства.

5. Общественный строй восточных славян.

Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоёмкие работы, которые надо было осуществлять в строго определённые сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением земли.

По-видимому, в эпоху расселения родовой союз оставался господствующей формой быта у восточных славян. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община – мир, вервь (от слова «верёвка», которой измеряли землю при разделах).

Родственники жили особыми посёлками, не вперемежку с чужеродцами. Повесть временных лет эту форму изображает с некоторой отчётливостью: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеющее кождо родом своим».

Родовой союз держался на опорах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящали и скрепляли обе эти опоры. Но власть старшины не могла с одинаковой силой простираться на все родственные дворы, разбросанные на обширном пространстве среди лесов и болот. Место родовладыки в каждом дворе должен был заступить домовладыка, хозяин двора, глава семейства. В то же время характер лесного и земледельческого хозяйства, завязавшегося в Поднепровье, разрушал мысль о нераздельности родового имущества. Лес приспособлялся к промыслам усилиями отдельных дворов, поле расчищалось трудом отдельных семейств; такие лесные и полевые участки должны были рано получить значение частного семейного имущества.

Родичи могли помнить своё кровное родство, могли чтить общего родового деда, хранить родовые обычаи и предания; но в области права, в практических житейских отношениях обязательная юридическая связь между родичами всё более и более расстраивалась.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская община. Общинников объединяло, теперь, прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определённой территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь- составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились: пахотная земля, луга, леса, водоёмы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

От Ладоги до Киева восточные славяне расселились восьмью племенами. Четыре из них (дреговичи, радимичи, вятичи, древляне) постепенно вошли в состав чужеплемённых областей, а четыре других (славяне ильменские, кривичи, северяне, поляне) образовали шесть самостоятельных городовых областей, из которых ни одна, кроме Переяславской, не имела цельного, одноплемённого состава, каждая вобрала в себя сверх одного господствующего племени, не имевших своих больших городов.

Народное правление славян через несколько веков обратилось в аристократическое. Вожди, избираемые общею доверенностью, отличные искусством и мужеством, были первыми властелинами в своём отечестве. Нестор пишет: «Сия власть означалась у славян именами боярина, воеводы, князя, пана, жупана, короля или краля, и другими».

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая «родовая верхушка- нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», «разделённая на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточнославянские дружины появились уже в 6-7вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покорённых племён дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье».

Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

В результате передачи князьями права на владение землёй феодалам часть общины попала под их власть. Другим путём подчинения соседских общин феодалами был захват их дружинниками и князьями. Сами князья из финансовых и стратегических побуждений насильственно распространяют свою власть на окрестные земли (так, южное княжество Олега составилось из земли полян, подчинившихся добровольно, северян и радимичей, которые променяли на подчинение Олегу хазарское иго, и древлян, покорённых оружием Олега). Столкновения, возникавшие между князьями, разрешались «судом божиим», т.е. вооружённой усобицей.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счёт внутренних ресурсов и ещё не работали на рынок. Однако, полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена, и одновременно как опорные пункты власти феодалов, и как пункты обороны от внешних врагов.

6.Славянское язычество.

Древнейший слой отечественной культуры – языческая культура восточных славян. Археология датирует славянские древности примерно тем же временем, к которому относятся самые ранние свидетельства письменных источников о восточных славянах – серединой первого тысячелетия н.э. Академик Б.А. Рыбаков выделил целых три периода в развитии язычества Древней Руси:

- господство культа упырей и берегинь;

- господство культа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия;

- господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства.

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает : «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами…. А древляне, радимичи, вятичи. Северяне живут «звериным образом»; убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет».

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.

В русских памятниках уцелели следы поклонения небу под именем Сварога , солнцу под именем Дажбога , Ярило, Хорса ; грому и молнии под именем Перуна , богу ветров Стрибогу, огню и другим силам и явлениям природы.

Перун – главное божество русских славян рядом с Велесом, который характеризуется названием «скотьего бога», в смысле покровителя стад, а может быть в значении бога богатства.

Ещё в 6в. Перун для славян был Мироправителем. Нестор пишет: « Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимира, и в Новегороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми устами».

Бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия именовался в России – Ладо . Мокошь - оберегала женскую часть хозяйства; Самаргла- бог подземного мир и т.д..

Большое количество богов говорит об отсутствии ещё устойчивого славянского межплеменного единства.

Трудно сказать, были ли у восточных славян жрецы,- точных сведений о них нет, лишь изредка летопись называет таинственных «волхвов», явно связанных с языческими верованиями и долгое время боровшихся против христианства. Однако их роль в религиозных обрядах неясна. Скорее всего, культовые ритуалы совершались старейшинами племени, рода или князьями.

Археологические раскопки дают некоторое представление о том, как выглядели восточнославянские языческие святилища. Они располагались обычно на вершине холма или на большой поляне, представляли собой ровную площадку округлой формы иногда с чуть приподнятой серединой, или наоборот, с воронкообразным углублением в центре. Площадка окружалась рвами или невысокими волами. В центре стоял деревянный столб (идол)(«капища») , а рядом жертвенник («требища»). См. Приложение 3.

Деревянные идолы восточных славян, судя по описаниям,- столбы, в верхней части которых высекались человеческие головы. Представления о них дают деревянные скульптурные находки из новгородских раскопок. См. Приложение 4.

Любя народные торжества, языческие славяне устраивали в течение года различные праздники, которые тесно связаны с природой, с изменениями в ней. Например, праздник источников в честь мёртвых предков и т.п.

Главным праздником у славян был праздник по сбору хлеба. Некоторые праздники восточных славян сохранились и до наших дней. Например, празднование Ивана Купалы, зимние Колядки и.д.

6.1. Культ предков .

Большое развитие получил и крепче держался другой ряд верований – культ предков.

В старинных русских памятниках средоточием этого культа является со значением охранителя родичей род со своими рожаницами, т.е. дед с бабушками, - намёк на господствовавшие некогда между славянами многожёнство. Тот же обоготворённый предок чествовался под именем Чура, в церковнославянской форме Щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда – родоначальника как охранителя родичей до сих пор сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! т.е. храни меня, дед. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, -это межевые знаки, охранявшие границы родового поля или дедовской усадьбы.

Однако, в народных преданиях и поверьях этот чур-дед, является ещё с именем дедушки домового, т.е. хранителя не целого рода, а отдельного двора.

Таким образом, расселение должно было разрушать связь рода, заменяя родство соседством. И эта замена оставила некоторый след в языке: сябр, шабер, по первоначальному, коренному значению родственник, потом получил значение соседа, товарища

6.2. Формы языческого брака восточных славян.

Юридическое разложение родового союза сделало возможным сближение родов, одним из средств которого служил брак.

Первоначальные однодворки, сложные семьи ближайших родственников, которыми размещались восточные славяне, с течением времени разрастались в родственные селения, помнившие о своём общем происхождении, память о котором сохранялась в отческих названиях таких сёл: Жидчичи, Мирятичи, Дедичи, Дедогостичи. Для таких сёл важным делом было добывание невест. При господстве многожёнства своих недоставало, а чужих не уступала их родня добровольно и даром. Отсюда необходимость похищений.

Начальная летопись изображает различные формы брака как разные степени «людскости», культурности русско-славянских племён. В этом отношении она ставит все племена на низшую ступень сравнительно с полянами. Описывая языческие обычаи радимичей, вятичей, северян, кривичей, она замечает, что «на тех «бесовских игрищах» умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся». Вражда между родами, вызывавшеяся «умычкою» чужеродных невест, устранялась веном, отступным, выкупом похищенной невесты у её родственников. С течением времени акт насилия заменялся сделкой с обрядом мирного хождения зятя (жениха) за невестой. Заменившая « умычку», в свою очередь сменилось приводом невесты к жениху с получением вена или выдачей приданного, почему законная жена в языческой Руси называлась водимою. От этих двух форм брака, идут выражения брать жену и выдавать замуж.

Все эти, сменявшие одна другую формы брака были последовательными моментами разрушения родовых связей, подготовлявшими взаимное сближение родов.

7. Соседи восточных славян.

Славяне, освоившие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов.

Нестор пишет : « Кроме народов славянских жили тогда в России и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине, или Переславском; мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; черемиса , мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в Ливонии; чудь в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь , в Финляндии; весь на Белеозере; пермь в губернии сего имени; югра , или Березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печора. Некоторые из сих народов уже исчезли или смешались с россиянами; но другие существуют и говорят языками столь собой сходственными, что можем несомненно признать их, равно как и лапландцев, зырян, остяков обских, чуваш, вотяков, народами единоплемёнными и назвать вообще финскими».

7.1.Финны, балты.

По сказанию Нестора : «Сей народ, древний и многочисленный, занимавший и занимающий такое великое пространство в Европе и Азии «не имел историка, ибо никогда не славился победами, не отнимал чуждых земель, но всегда уступал свои: в Швеции и Норвегии готфам, а в России, может быть, славянам, и в одной нищите искал для себя безопасности: не имея ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами, одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетёнными ветвями».

Но российские финны, по летописи, уже не были такими грубыми, дикими людьми; они имели не только постоянные жилища, но и города: весь- Белоозеро, меря- Ростов, мурома- Муром.

Древняя история скандинавов ( датчан, норвежцев, шведов) часто говорит о двух особенных странах финских, вольных и независимых: Кириаландии и Биармии. Первая от Финского залива простилалась до самого Белого моря, вмещала в себя нынешнюю Финляндскую, Оленецкую и часть Архангельской губернии. Жители её беспокоили набегами земли соседственные и славились мнимым волшебством ещё более, нежели храбростью.

Биармиею называли всю обширную страну от Северной Двины и Белого моря до реки Печоры, за которой они воображали Иотугейм, отчизну ужасов природы и злого чародейства. Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии, которую составляли Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская губернии.

Финно-угры – родственные этнические группы, язык которых относится к финно-угорской группе уральской языковой семье.

Между этими иноплеменными народами Нестор именует ещё летголу( ливонских латышей), зимголу ( в Семигалии ), корсь ( в Курляндии) и литву , которые не принадлежат к финнам, но вместе с пруссами составляют множество славянских, готфских и финских слов: из чего основательно историки заключают, что латыши происходят от сих народов. Этот народ прозвался латышами или обитателями земель расчищенных, т.к. лата на языке литовском – расчищение. До времён Рюрика и Олега они не могли быть великими завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных сил в общем правлении и даже изнуряли их междоусобными войнами.

7.2. Хазары.

Кочевники южно-русских степей были в течение тысячелетия ближайшими соседями восточных славян. Без них история Древней Руси неясна и неполна.

Когда восточные славяне с запала вступили в пределы нашей равнины, расселяясь по её ласам, с противоположной восточной стороны, из-за Волги

и Дона, южно-русским степям распространялась новая азиатская орда, хазары(козары), давно блуждавшие между Черным и Каспийским морями.

Первое упоминание о хазарах встречается в середине 6в. в хронике византийского автора Захарии Ритора. Хазары – кочевое племя тюркского происхождения. Они вскоре стали покидать кочевой быт с его хищничеством и обращаться к мирным промыслам. У них были города, куда они на зиму перебирались с летних степных кочевий. Сами хазары оставались язычниками, но в каганате можно было беспрепятственно исповедовать любую религию: здесь проживали иудеи, христиане и мусульмане.

Рассеянные племена славянские не могли противиться такому неприятелю, когда хазары силу своего оружия обратили к берегам Днепра и Оки. Киевляне, северяне, радимичи, вятичи признали над собой власть каганову. Нестор пишет : «Киевляне дали своим завоевателям по мечу с дыма, и мудрые старцы козарские в горестном предчувствии сказали: « мы будем данниками сих людей, ибо мечи их остры с обеих сторон, а наши сабли имеют одно лезвие». Так и сбылось: владеют хазарами русские и до нынешнего дня».

Хазары обложили данью славян: « по белке с дома»- довольствовались подданством жителей и добычею их звериной ловли, т.к. золото и серебро среди славян не были в употреблении и хазары искали его в Азии».

Гнёт хазар защищал славян, живших в степной полосе от других кочевников. Поляне, северяне, радимичи и вятичи платили хазарскому кагану дань – по шэлэгу( шелягу) «от дыма», т.е по серебряной монете от двора. Хазарское государство существовало за счёт сбора пошлин от транзитной торговли. Столицей хазар в 9в. стал город Хамлих, а в 10в. Итиль.

Хазарское иго для днепропетровских славян было не особенно тяжело и страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для славян были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хазар по этим рекам и пошла бойкая торговля из Днепровья. В области Днепра найдено множество кладов с древними арабскими монетами. Именно в 8в. возникла и упрочилась торговля славян днепровских с хазарским и арабским Востоком. Поэтому хазары были торговыми посредниками между Востоком и русскими славянами. Хазары не властвовали в России далее Оки: новгородцы, кривичи были свободны до 850 года.

Последствия воин 60х-гг. 10в. были губительны для Хазарии. Она стала заштатным государством, не имевшим веса в международных отношениях. Хазария существовала ещё вплоть до середины 11в., когда на её территорию вторглись половцы.

7.3.Варяги.

У населявших русскую равнину восточнославянских племён были опасные соседи. Низовья Волги занимал могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи.

На севере постоянные набеги совершали варяги; которые обложили данью северные славянские и финно-угорские племена ( словене новгородские, кривичи, чудь, меря).

Варяги на речных просторах нашей равнины стали появляться с Балтийского моря. Первое хронологическое показание есть в летописи Нестора: « Какие-то смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших летописях варягами, пришли из-за Балтийского моря и наложили дань на чудь, славян ильменских, кривичей, мерю и были через два года изгнаны ими: но славяне, утомлённые внутренними раздорами, в 862 году снова призвали к себе трёх братьев варяжских, которые сделались первыми властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало именоваться Русью». Нестор пишет , что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам, сказать им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами»: Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро, а Трувор в Изборг, город кривичей. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалование превратили в обязательную дань с возвышением оклада.

Через два года, по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему княжеству, основал монархию Российскую.

В 10 и 11вв. варяги постоянно приходили на Русь или с торговыми целями, или по зову князей, набиравших из них свои военные дружины. Но присутствие варягов на Руси становится заметно гораздо раньше 10в.: Повесть временных лет знает этих варягов по русским городам уже около половины 9в. Киевское предание 9 столетия склонно было даже преувеличивать численность этих заморских пришельцев. По этому преданию, варяги, обычные обыватели русских торговых городов, издавна наполняли их в таком количестве, что образовали густой слой в составе их населения, закрывавшей собою туземцев. Так, по словам Повести, новгородцы сначала были славянами, а потом стали варягами, как бы оваряжились, в следствии усиленного наплыва пришельцев из-за моря. Особенно людно скоплялись они в Киевской земле. По летописному преданию, Киев был даже основан варягами, и их в нём было так много, что Аскольд и Дир, утвердившись здесь, могли набрать из них целое ополчение, с которым отважились напасть на Царьград.

Наша Повесть временных лет признаёт варягов общим названием разных германских народов, обитавших в Северной Европе, преимущественно по Варяжскому( Балтийскому ) морю, каковы шведы, норвежцы, готы, англы. В Швеции находят много древних надписей на могильных камнях, которые говорят о древних морских походах из Швеции на Русь. Осаживаясь в больших торговых городах Руси, варяги встречали здесь класс населения, социально им родственный и нуждавшейся в них, класс вооружённых купцов, и входили в его состав, вступая в торговое товарищество с туземцами или нанимаясь за хороший корм оберегать русские торговые пути и торговых людей, т.е. конвоировать русские торговые караваны.

7.4. Печенеги.

В начале 9в. хазарское владычество, казавшееся столь прочным дотом, начало колебаться. Причиной этого было то, что с востока, в тылу у хазар, появились новые орды печенегов и следовавших за ними узов-торков.

Печенеги – союз тюркских кочевых племён, образовавшийся в 8-9вв. в степях между Аральским морем и Волгой. Печенеги занимались кочевым скотоводством, а также совершали грабительские набеги на Русь, Византию, Венгрию. В 10в. печенеги делились на восемь («колен»), каждое из которых состояло из пяти родов. Во главе племён состояли «великие князья», а роды возглавляли «малые князья».

Хазары с трудом сдерживали напор этих новых пришельцев. Чтобы сдержать этот напор, около 835г. по просьбе хазарского кагана византийские инженеры построили где-то на Дону, крепость Саркел, известную в нашей летописи под именем Белой Вежи. Но этот оплот не сдержал азиатского напора. В 875г., как сказано в летописи, Аскольд «избиша множество печенег». Это многочисленное тюрское племя, пришедшее из Средней Азии, было вытеснено оттуда более сильными соседями – гузами и кипчаками. Печенеги обошли с севера владения хазар и заполнили причерноморские степи, где славянские поселения оказались маленькими остравками в кочевой стихии. В первой половине 9в. варвары, очевидно, прорвавшись сквозь хазарские поселения на запад за Дон, засорили дотоле чистые степные дороги днепровских славян. Так в Бертинской летописи, под 839г. есть любопытный рассказ о том, как послы от народа Руси приходившие в Константинополь для подтверждения дружбы, т.е. для возобновления торгового договора, не хотели возвращаться домой прежней дорогой по причине живших по ней варварских жестоких народов.

Значит, печенеги уже около половины 9в. успели придвинуться близко к Киеву, отрезывая среднее Поднепровье от его черноморских и каспийских рынков. Хазарская власть уже не была в состоянии оберегать русских купцов на востоке. Постепенно многочисленная и воинственная печенежская орда стала серьёзной опасностью для соседей. Но поражение, нанесённое им Аскольдом, печенеги запомнили надолго и на Русь больше не нападали.

Отношения печенегов с Киевской державой приобрели форму постоянного военного союза. Печенеги дважды выступали как союзники Руси. Например, в 944г. князь Игорь нанял их конницу, отправляясь в поход на Константинополь. Позже печенеги участвовали в балтийских походах Святослава. Но в 968г. печенеги напали на Русь и осадили Киев. Отношения с печенегами ещё более обострились после принятия Русью христианства.

7.5. Половцы.

Половцы (самоназвание - кипчаки, куманы)- средневековая тюркская народность. Половцами русские называли тюрков-кочевников, которые подступали к границам Руси в середине 11в. Это имя, видимо, означает светловолосых - «половых» людей. Сами половцы называли себя -кипчаками . Об этих временах долго напоминали половецкие изваяния – каменные «бабы», стоящие на степных курганах. Хотя эти статуи называются «бабами», среди них преобладают изображения воинов- героев-родоначальников половецких племён.

В 1061г. по летописи половцы впервые напали на русские земли. С этого времени половцы в течение более полутора веков непрерывно угрожали границам Руси. Эта небывалая по своим масштабам, продолжительности и ожесточению борьба заняла целый период русской истории. Она развернулась вдоль всей границы леса и степи – от Рязани и до предгорий Карпат. Наибольшая тяжесть падает на княжества Черниговское, Северское и Переяславское. Характер борьбы видоизменялся по княжествам. Северские князья предпочитали оборонительную политику, военную колонизацию окраин, сооружение укреплённых линий. В Переяславском княжестве всё время идёт наступательная борьба. Вожди половцев постоянно меняли тактику, и набега можно было ожидать в любое время года. Очень трудно было отразить нападения их летучих отрядов. Они появлялись и исчезали внезапно. Обычно половцы не осаждали крепости, а предпочитали разорять сёла. В отличии от печенегов и торков, которые могли десятилетиями мирно торговать с русскими и быть их союзниками, у половцев повадка была другая. Они сразу же « ударяли копьём в русские ворота», а уж воевать они умели мастерски. Половцы выступали как союзники Византии против печенегов, изгнали их из Причерноморья и быстро вмешались в отношения между русскими князьями, становясь не только врагами, но и союзниками и даже близкими родственниками князей. Так, Андрей Боголюбский был сыном половчанки дочери хана Аепы, а Игорь Святославич, герой «Слова о полку Игореве», до своего похода 1185г. приглашал половцев на Русь.

В 1094 г. Святополк, не имея сил бороться с врагом и надеясь получить хотя бы временную передышку, попытался заключить с половцами мир, женившись на дочери хана Тугоркана.

Владимир Мономах, объединив в войско семь русских князей, выступил против половцев. Внезапным выступлением был нанесён тяжёлый удар одной из двух основных половецких группировок.

В 1116 г. войско под командованием Ярополка Владимировича разгромило кочевья донских половцев. Рухнуло половецкое государство в степях. Со смертью Мономаха половцы попытались пленить торков и ограбить пограничные русские земли, но были разгромлены Ярополком. Был заключён союз с некоторыми племенами половцев, но это не означало прекращение набегов их собратьев.

Сыновья Мономаха недолго удерживали Русь единой. Уже в 1128 г. началась усобица, и в ней на стороне черниговских князей Ольговичей сразу же приняли участие половцы. Теперь половцы прежде неоднократно битые, приходили на Русь, не опасаясь встретить организованный отпор,- как союзники против братьев-врагов. Платой за помощь была разорение земель противника, а то и своих собственных. Половцы поглотили немногочисленные племена монголов, дали им свой язык. И эта часть населения стала основой формирования татар, казахов, башкир, карачаевцев.

Многих жертв стоила Руси борьба с половцами. От постоянных набегов обезлюдили огромные пространства плодородных лесостепных окраин. По подсчётам историка П.В.Голубовского, с 1061 по 1210 г. кипчаки совершили 46 значительных походов на Русь, из них – 19 на Переяславское княжество, 12 – на Поросье, 7 – на Северскую землю, по 4- на Киев и Рязань. Количество же мелких нападений не поддаётся счёту. Половцы серьёзно подорвали русскую торговлю с Византией и странами Востока. Однако, не создав настоящего государства, они были не в состоянии покорить Русь и лишь грабили её.

Массовый исход населения из Приднепровья и всей Южной Руси на север во многом предопределил будущее разделение древнерусской народности на русских и украинцев.

Судьба половцев, которые с 13в. начали вести оседлый образ жизни и принимать христианство, похожа на судьбу других кочевников, вторгавшихся в причерноморские степи. Новая волна завоевателей - монголо-татар- поглотила их. Они пытались противостоять общему врагу вместе с русскими, но были разгромлены.

В целом борьба с кочевниками объединила восточнославянские племена в древнерусскую народность и позволила сосредоточить в руках киевского князя огромные военные силы и власть над славянским и угро-финским населением державы. Постоянная угроза со стороны кочевников оказала противоречивое влияние на историческое развитие славян. С одной стороны, она способствовала созданию у них государства, а с другой стороны – обусловила сохранение в течение сотен лет примитивного общественного строя, при котором управление всей огромной страной было сосредоточено в руках великого князя и его дружины.

7.6. Поляки.

Поляки – народ, составившийся из нескольких славянских племён: мазуров, куявян, поморян. Силезцев и составили основное население Польши.

В Древней Руси поляков называли – ляхами . Ляхи – распространённое в русских летописях название западных славян.

В раннем средневековье под именем «ляхи» в русских летописях подразумевались все прибалтийские славяне. В Повести временных лет сообщается, что от ляхов произошли племена лютичей, поморян, мазовшан, а также восточнославянские племена радимичей и вятичей: «Радимичи ведь и вятичи от ляхов. Было два брата в Ляхах, Радим, а Вятко сидел с родом своим по Оке…». В последствии термином «ляхи» в русских летописях стали обозначать только поляков, а сама Польша называлась «Лядской землёй». Жителей Польши до 17 в. на Руси называли ляхами. Гнезно- древнейшая столица Польши. Русских и польских князей объединяли как родственные, так и политические связи.

Например, предание гласит, что первым князем Польши стал сын пахаря Пяста, жившего в городе Гнезно, в земле полян. Польша властвовала над Моравией и присоединила лужицких сербов. Болеслав стал правителем почти всех западнославянских земель. В 1018 г. он ходил в поход на Русь, чтобы помочь удержать престол своему зятю Святополку.

Заключение

Мы застаём восточных славян в 7 и 8 вв. на походе, в состоянии всё усиливавшегося общественного разложения. Образовавшейся между ними на Карпатах военный союз распался на составляющие его племена, племена разложились на роды, даже роды начали дробиться на мелкие дворы, или семейные хозяйства, какими эти славяне стали жить на днепровском новоселье. Но здесь под действием новых условий завязался среди них обратный процесс постепенного взаимного сцепления; только связующим элементом в новых общественных построениях служило уже не чувство кровного родства, а экономический интерес, вызванный к действию свойствами страны и внешними обстоятельствами. Южные реки, равнины и наложенное со стороны иго втянули восточных славян в оживлённую внешнюю торговлю. Эта торговля стянула разбросанные одинокие дворы в сельские торговые средоточия, погосты, потом большие торговые города с их областями.

Новые внешние опасности вызвали новый ряд переворотов. Торговые города вооружались, они начали опоясываться стенами, вводить у себя военное устройство, запасаться ратными людьми. Так промышленные центры, склады товаров, превращались в укреплённые пункты, вооружённые убежища.

Итак, Торговые города из главных складочных пунктов торговли превратились в политические центры, а их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями; некоторые из этих областей сделались варяжскими княжествами, а из соединения тех и других образовалось великое княжество Киевское.

Большое количество богов у восточных славян говорил о том, что у славян ещё не было устойчивого межплеменного единства. Процесс объединения восточнославянских племён е единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Введение христианства по своему повлияло на сознание человека того времени, представляло собой подлинную революцию, принесшую с собой новые ценности, новые формы жизни, разрушавшие прочно укоренившиеся стереотипы. Полной победы над язычеством христианство на Руси не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.

На территории будущего Древнерусского государства славяне ассимилировали балтийские, финно- угорские, иранские и многие другие племена. Таким образом, сформировалась древнерусская народность. Соседство восточных славян с другими племенами внесло свою роль в экономическое, политическое, культурное развитие русской равнины. Таким образом, восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.

Такова связь экономических и политических факторов в нашей начальной истории: экономические интересы последовательно превращались в общественные связи, из которых вырастали политические союзы.

Список использованной литературы

1. Исаев И.А. , История государства и прав России, М.; «Юрист», 1996.

2. Карамзин Н.М., История государства российского – книга 1, СПб.: «Кристалл», 2000.

3. Ключевский В.О., Русская история – книга первая, М.: «Олма - Пресс», 2003.

4. Петрухин В., Славяне, М., «Росмэн», 1998.

5. Рыбаков Б.А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, М., 1963.

6. Северцев - Полилов Г., Исторические очерки, М., «Современник», 1963.

7. Тихомиров М.Н., Древнерусские города, М., 1956.

8. Чубарьян А. О., История России 9-17 вв., М., «Олма – Пресс», 2003.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4