Главная              Рефераты - История

Оффенбах, Жак - реферат



План
Введение
1 Биография
2 Творчество

Список литературы

Введение

Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach ; 20 июня 1819(18190620), Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

«Оффенбах был — как ни громко это звучит — одним из одарённейших композиторов XIX века»[1].

1. Биография

Родился в семье синагогального кантора Исаака-Иегуды Эбершта (Eberst ) из немецкого города Оффенбаха. В 1802 году Эбершт переселился в предместье Кёльна и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб.

Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в Париж (1833); французское произношение его имени (Жакоб ) вскоре сократилось до Жак . В Париже Оффенбах учился в консерватории игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.[2]

Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с выдающимися пианистами (Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон и др.).

Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль ).

1844: Оффенбах принимает католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (Herminie d’Alcain ), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. И. И. Соллертинский отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.[1]

1847: получает место дирижёра во Французском Театре (Théâtre-Français ). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве.

Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия» (Comédie-Française ).

1855: год рождения жанра оперетты. Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens ) и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремье), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».[3]

1858: сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре.[3] Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.

За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили:

· Женевьева Брабантская (1859)

· Песенка Фортунио (1861, по новелле Альфреда де Мюссе)

· Прекрасная Елена (1864), наиболее известный шедевр композитора

· Синяя Борода (1866)

· Парижская жизнь (1866)

· Великая герцогиня Герольштейнская (1867)

· Перикола (1868)

· Трапезундская принцесса (1869)

· Разбойники (1869)

Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства — в Вене.

Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.

1870: франко-прусская война. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж (1871) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку.

1875: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.

1876: Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех.

1878: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами.

Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «Комической оперы» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.

В 1880 году Оффенбах умер от приступа удушья. Иоганн Штраус отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартра, в Париже.

Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро (Ernest Guiraud ), известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.

2. Творчество

Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «Сказки Гофмана».

Список основных произведений Оффенбаха:

1847

· Большой концерт для виолончели с оркестром (Grand Concerto pour violoncelle et orchestre )

1853

· Пепито

1855

· Двое слепых (Les Deux Aveugles ), оперетта

· Белая ночь (Une nuit blanche ), комическая опера

· Скрипач (Le Violoneux ), оперетта

· Батаклан (Ba-ta-clan ), оперетта

· Перинетта

· Войдите, господа и дамы

· Госпожа бабочка

· Арлекин-цирюльник

· Пьеро-клоун

· Полишинель в свете

1856

· Тромб-Аль-Казар (Tromb-al-ca-zar ), оперетта

· Роза из Сан-Флера (La Rose de Saint-Flour ), оперетта

· Финансист и сапожник (Le Financier et le Savetier ), оперетта-буфф

· Конфеты на крестины

· Шестьдесят шестой

· Пастушки Ватто

· Детская бонна

1857

· Крокефер (Croquefer ou le Dernier des paladins ), оперетта-буфф

· Dragonette, оперетта-буфф

· Вечерний ветер (Vent du Soir ou L’horrible Festin ), оперетта-буфф

· Девушка, разыгранная в лотерею (Une demoiselle en loterie ), оперетта-буфф

· Свадьба при фонарях (Le Mariage aux lanternes ), оперетта

· Два рыболова (Les Deux Pêcheurs ou le Lever du soleil ), оперетта

· Белая ночь

· Три поцелуя дьявола

1858

· Кошка, превращённая в женщину (La Chatte métamorphosée en femme ), одноактная комическая опера

· Дамы рынка (Mesdames de la Halle ), оперетта-буфф

· Орфей в аду (Orphée aux Enfers ), оперетта-буфф; новая редакция: 1874

· Маленькие пророки

1859

· Маркитантки Великой армии (Les Vivandières de la Grande Armée ), оперетта

· Женевьева Юрабантская (Geneviève de Brabant ), оперетта-буфф; новая редакция: 1875

· Муж на пороге

1860

· Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé ), оперетта

· Мотылёк (Le Papillon ), балет с пантомимой

· Баркуф (Barkouf ), оперетта-буфф

1861

· Песенка Фортунио (La Chanson de Fortunio ), комическая опера, по новелле Альфреда де Мюссе)

· Мост вздохов (Le Pont des soupirs ), оперетта-буфф

· Комический роман (Le Roman comique ), оперетта-буфф

· Господин Шуфлери

· Аптекарь и парикмахер; новая редакция: 1874

1862

· Болтуны (Les Bavards ), оперетта-буфф

· Жаклин

· Господин и госпожа Дени

· Путеществие господ Дюнанан с сыном

1863

· Лизхен и Фрицхен (Lischen et Fritzchen ), оперетта

1864

· Влюблённый певец (L’Amour chanteur ), оперетта

· Рейнская ундина (Die Rheinnixen (Les Fées du Rhin) ), романтическая опера

· Прекрасная Елена (La Belle Hélène ), оперетта-буфф

· Грузинки

· Синьор Фагот

· Жанна плачет, Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit ), оперетта

1865

· Пастушки (Les Bergers ), комическая опера

· Косколетто

· Король летней ночи

1866

· Синяя Борода (Barbe-Bleue ), оперетта-буфф

· Парижская жизнь (La Vie parisienne ), оперетта-буфф

1867

· Герцогиня Герольштейнская (La Grande-Duchesse de Gérolstein ), оперетта-буфф

· Отпуск на десять часов (La Permission de dix heures ), комическая опера

· Робинзон Крузо (Robinson Crusoé ), комическая опера

· Замок Тото

· Урок пения

1868

· Остров Тюлипатан (L'Île de Tulipatan ), оперетта-буфф

· Перикола (La Périchole ), оперетта-буфф; новая редакция: 1874

· Волшебная дудочка

1869

· Дива (La Diva ), оперетта-буфф

· Трапезундская принцесса (La Princesse de Trébizonde ), оперетта-буфф

· Разбойники (Les Brigands ), оперетта-буфф

· Вер-Вер, или Похождения попугая (Vert-vert ), комическая опера

· Какаду

1870

· Романс о розе

1871

· Снежный шар (Boule de neige ), оперетта-буфф

1872

· Король-морковь (Le Roi Carotte ), оперетта-буфф

· Фантазио (Fantasio ), комическая опера

· Цветочек (Fleurette ), оперетта

· Чёрный корсар

· Сплетня

1873

· Браконьеры (Les Braconniers ), оперетта-буфф

· Яблоко раздора (Pomme d’Api ), оперетта

· Прекрасная парфюмерша

1874

· Багатель (Bagatelle ), комическая опера

· Мадам д’Аршидюк (Madame l’Archiduc ), оперетта-буфф

1875

· Булочница (La Boulangère a des écus ), оперетта-буфф

· Креолка (La Créole ), оперетта-буфф

· Путешествие на Луну (Le Voyage dans la Lune ), феерия

· Кремовый торт (Tarte à la Crème ), пьеса

· Виттингтон и его кошка

1876

· Пьеретта и Жако (Pierrette et Jacquot ), оперетта

· Бутылка молока (La Boîte au lait ), оперетта-буфф

1877

· Доктор Окс (Le Docteur Ox ), оперетта-буфф

· Ярмарка в Сен-Лоране (La Foire Saint-Laurent ), оперетта-буфф

1878

· Мадам Фавар (Madame Favart ), комическая опера

· Мэтр Перонилла

1879

· Марокканка (La Marocaine ), оперетта-буфф

· Дочь тамбур-мажора (La Fille du tambour-major ), комическая опера

1880, посмертно

· Прекрасная Луретта (Belle Lurette ), комическая опера

1881, посмертно

· Сказки Гофмана (Les Contes d’Hoffmann ), фантастическая опера

· Мадемуазель Мушерон (Mademoiselle Moucheron ), оперетта-буфф

Ссылки

· Жак Оффенбах: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Список литературы:

1. Соллертинский И. И. Оффенбах. М., Гос. музык. изд-во, Библиотечка любителя музыки, 1962.

2. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 24.

3. Владимирская А. Р. Звёздные часы оперетты, 1-е издание, стр. 27-28.