Главная              Рефераты - История

Архитектура Средневековья - реферат

I. Архитектура средневековой Англии

Развитие собственно английской архитектуры можно проследить с VII века. Англосаксы, сложившиеся в VII-IX века в народность, строили из дерева простые каркасные постройки. Жилищем в древностях служили примитивные хижины. Там, где хозяйство велось, целым родом, строился холл (hall) – большое продолговатое в плане помещение под высокой двускатной крышей, где собирались работавшие в хозяйстве. Посреди холла устраивали на земле открытый очаг, а для улавливания и отвода дыма сооружался «дымник» - козырек под кровлей. С христианизацией англосаксов началось строительство церквей силами мастеров с континента. Сложные из кирпича разрушенных римских построек первые церкви несут печать итало-галльских и восточно-христианских влияний. Образцы их сохранились в Брэдуэлле (Bradwell, Эссекс, около 654-660 гг.), Бриксуорте (Brixworth, Нортхемптоншир, около 670- 675 гг.), Бредфорд-он-Эйвон (BredfordonAvon, Уилтшир, около 675-709 гг. и начало X в.). Это – скромные сооружения с двухскатной кровлей на деревянных стропилах, к восточному торцу пристраивалось небольшое прямоугольное помещение с алтарной апсидой. В церквах периода датского владычества (IX- нач. XI вв.) акцентировался западный фасад, возводились западные трансепты и башни. Эти приемы вошли в традицию, возродившуюся в готический период. О связи каменной архитектуры с народным деревянным зодчеством свидетельствует деревянным зодчеством свидетельствует деревянная башнеобразная церковь в Гринстеде (Greenstead, Эссекс, около 1000 г.) с каркасной конструкцией. Со временем такой каркас начали заполнять камнем, и когда стены стали достаточно прочными, чтобы нести башню, от каркаса отказались. В Бартоне-он-Хамбер (BartononHumber, Линкольншир, конец X в.) и Эрлс-Бартоне (Earl’sBarton, Нортхемптоншир, около 980 – 1000 гг.) сохранились каменные прямоугольные в плане церковные башни, наружный декор которых указывает на происхождение их от деревянных каркасных построек. В этих постройках предвосхищались формы башен, типичные для английской средневековой архитектуры.

Романский стиль. Развитие романской архитектуры Великобритании (XI –XII вв.) связано с вторжением в Англию в 1066 норманнов, положивших начало централизованному феодальному государству. Вильгельм Завоеватель начал обширное строительство замков и крупных церквей, чтобы утвердиться в покоренной стране. Первыми норманнскими укреплениями в Великобритании были рвы и палисады вокруг «бейли» - гарнизонных стоянок лучников. К ним примыкал насыпной холм с донжоном – укрепленным жилищем королевского вассала или его наместника. Деревянные донжоны постепенно сменялись каменными – кубическими по форме, а затем и башнеобразными. К концу XII века по стране было разбросано около 80 замков. Важнейшим был Тауэр – замок Вильгельма в Лондоне, остатки норманнских замков сохранились в Дувре, Ноттингеме, Норидже, Ньюкасле, Рочестре, Коллчестре (Colchester, Эссекс, около 1080 – XII в.), Конисбро (Conisbrough, Йоркшир, около 1180 -1190г.), Ричмонде (Richmond, Йоркшир, 1072 – 1146, донжон около 1171 – 1180г.). Однако в стране, защищенной морем, в условиях политической централизации фортификационная архитектура развивалась медленно.[1]

Города в земледельческой Англии были до второй половины XII века развиты слабее, чем на континенте. Как правило, они вырастали вокруг бывших римских поселений: в основу их планировки легла регулярная сетка римских лагерей, небольшая территория которых со временем окружалась беспорядочной и скученной средневековой застройкой. От римлян была унаследована схема пересекающихся под прямым углом осевых артерий, но центры не акцентировались; ратуши были исключением, а соборы нередко располагались в стороне от центра.

Со второй половины XII века складывалась устойчивая композиция раннеанглийского усадебного дома – деревянного, фахверкового, реже каменного, со складом внизу и жильём на втором этаже, куда вела наружная каменная или деревянная лестница. С XIII века со стороны лестницы пристраивали деревянный холл.

В XI – XII веках норманны повсеместно строили крупные соборы и монастыри (их насчитывается 95), причем грань между теми и другими стерлась: монастырские церкви обслуживали также и мирян, а соборы – монахов. Хотя эти храмы (трёхнефные базилики) строились по образцам нормандской школы, пропорции плана изменились: монастыри – соборы Англии имели чрезвычайно длинные, узкие неф и хор (длина собора в Уинчестере свыше 170 м.), протяженность которых к началу готического периода стала примерно ровной; сильно выступающий трансепт оказывался в центре собора. В пасмурной Англии ярус верхних окон был обязательным, поэтому цилиндрические своды не возводились и перекрытия чаще всего были стропильными. Церкви, возведенные нормандскими мастерами с помощью сгонявшегося окрестного населения, поражают своими масштабами, мощью грузных, массивных стен. Растянутые, прямоугольные по очертаниям романские храмы Англии производят впечатление тяжеловесного и несколько мрачного величия, внутренней энергии, как бы сконцентрированной в могучей квадратной башне, которая возвышается в центре над средокрестием и связывает воедино массы собора. Плоскости стен подчеркивались в интерьерах богатым, некогда полихромным, резным геометрическим узором, который вместе с мерцавшей в сумраке позолотой придавал оттенок торжественности суровой атмосфере, господствовавшей в храме. В вытянутых узких нефах, разделенных по высоте на три яруса (аркады, трифорий, окна), сильный пространственный эффект создавала перспектива аркад, устремляющихся навстречу хору.

Несмотря на перестройки, многие соборы сохранили свой романский характер. В романской архитектуре Англии при её несомненном единообразии различаются три местные школы. На юге-востоке (Норидж, Сенат-Олбанс, Или, Питерборо) строились нефы огромной длины с примерно равной высотой в интерьере всех трех ярусов и сложными опорами. На западе (Глостер) нефы короче, высота трифориев незначительна, господствуют массивные опоры круглого сечения, широко применён геометрический узор. Северной школой, наиболее самостоятельной и творческой, были введены чередование опор и стрельчатая арка; в Дареме около 1130 -1133 центральный неф огромного собора был впервые в Европе перекрыт нервюрным крестовым сводом. Этим предвосхищался принцип готической архитектуры, но её развитие в Великобританию задержали двадцатилетние усобицы. Англия восприняла готику уже во второй половине XII века и притом из Франции.

Готика. Новая династия Плантагенетов (1154 – 1399), связанная с Францией и покровительствовавшая больше городам, чем монастырям, способствовала утверждению готики, наталкивавшейся, однако, на стойкую романскую традицию. Построенный французским мастером хор собора в Кентербери не вызвал подражаний. Даже в конце XII века строились романские соборы, притом с деревянным перекрытием (Питерборо). К тому же потребность в новых соборах была невелика, поскольку прежние были достаточно крупными. В результате готические одежды часто лишь покрывали романское ядро (хор в Глостере, собор в Уинчестере).

С начала XIII века бурно развивались овцеводство, торговля и ремесла, города восточного побережья богатели на вывозе шерсти, росло деятельное торгово-промышленное сословие, расшатывались устои религиозно-феодального мировоззрения. Строительная инициатива перешла от монастырей к горожанам. Города соревновались, перестраивая громады романских храмов в импозантные, подобные дворцам, готические соборы, в которых сосредотачивалась общественная жизнь города. Расцвело ремесленное мастерство. С конца XII века широко внедрялся местный пёрберский мрамор, легко поддающийся резцу. Его добывали на полуострове Пёрборк (Purberck, Дорсетшир). Скульптура и пышный растительный орнамент дополняли готические формы.[2]

Английская готика примечательна не столько своими конструктивными, сколько декоративными особенностями. Она сохранила от романского периода простоту объемно-пространственных решений, вытянутость и приземистость основных масс, господство прямых линий, отчетливый ритм горизонтальных и вертикальных членений, могучие прямоугольные башни и прямоугольное завершение хора. Стена с контрфорсами осталась основной конструкции: потребность в аркбутанах возникала редко, поскольку высота сводов была сравнительно небольшой. План, легко воспринимающийся по внешнему объему, имел прежнюю форму латинского креста, хотя при перестройке хоров нередко вводится второй трансепт. Не порывая с плоскостной трактовкой стены, строители одевали ее ритмически богатым, разнообразным декором, как бы живущим самостоятельной жизнью. Лучшие западные фасады английской готики (Линкольн, Солсбери) – своеобразные декоративные экраны, не отражающие внутренней структуры собора. Они вытянуты в ширину больше, чем на континенте, подчас шире самого здания и затянуты прихотливой сеткой пластического декора. Орнаментальная фантазия английских мастеров проявилась в сложном, иногда чисто декоративном, переплетении нервюр. Поэтому закономерна периодизация английской готики по эволюции декоративных элементов (форма окон, рисунок оконных переплетов); принято выделять три основных стилистических периода в развитии английской готической архитектуры: «раннеанглийская» (от последней четверти XII века до второй половины XIII века), «украшенная», или «геометрически-криволинейная» (до второй половины XIV века) и «перпендик4улярная» (до середины XVI века) готика.

В первый период господствуют ланцетовидные очертания арок и проемов. За счет яруса трифориев вытягиваются в высоту аркада и верхние окна, что улучшает освещение нефа. Постепенно услохняются неврюрные своды, а также формы опор (четыре свободных ствола, окружающих столб, в хоре собора в Линкольне). Скульптура вытесняет геометрический орнамент. Лучший образец – собор в Солсбери.

Во второй период исчезает заостренность форм, окна становятся больше и шире, подчас заполняя собой фасад. В усложненных переплетах преобладает геометрический рисунок, вместе с тем появляется пристрастие к изогнутым линиям, криволинейному «пламенеющему» декору, проникшему во второй половине XIV века во Францию. Воздвигаются более стройные, устремленные ввысь башни (в Уэллсе, Солсбери). В интерьерах трифорий теряет первичное значение, опоры обрастают пучками мраморных стволов. Яркий декоративный эффект создает сочетание арок с опрокинутыми «контр-арками» в средокрестии собора в Уэллсе. В декоре роскошный растительный орнамент приближается к местной природе. Лучшие образцы – собор в Эксетере, западный фасад собора в Йорке, зал капитула при Вестминстерском аббатстве в Лондоне, «капелла богоматери» в Или.

Эпидемия чумы – «черная смерть» (1348-1349) – истребила большинство искусных городских мастеров, что ускорило конец «украшенной готики» - золотого века для мастеров обработки камня. Городских каменщиков сменили сельские мастера: это способствовало упрощению основных очертаний построек и оживлению народных традиций (передача в камне деревянных конструкций каркаса и панели, замысловатый резной декор). Эти изменения отвечали новым общественным условиям. Развитие буржуазных отношений, формирование абсолютистского государства и консолидации нации побуждали к выработке специфически национального стиля. В архитектуре усиливались светские начала. Церковное строительство быстро теряло свою ведущую роль. Развитие общественной жизни требовало новых архитектурных типов и пространственных решений. В церковном зодчестве «перпендикулярный стиль» характерен главным образом для небольших сооружений – капелл, гробниц, балдахинов. Зато он расцвел в университетских зданиях Оксфорда и Кембриджа, где «перпендикулярные» формы удержались до середины XVII века. Торгово-промышленные корпорации пристраивали к церквам роскошные цеховые капеллы, возводили богато отделанные гильдейские дома и «банкетные залы». Характерные для этого периода полные света зальные помещения с большими окнами. Свободному ощущению пространства способствовали частичная замена массивных опор консолями и рождение уплощенной «арки Тюдоров». Особенно показателен декор из бесконечного ряда бегущих ввысь «перпендикуляров» и сложнейшего ювелирного плетения нервюр веерообразных, сетчатых, сотовых, звездчатых и иных сводов. Теряя конструктивную ясность, своды нередко превращались в декоративные потолки, вырезанные из дерева или напоминающий хор собора в Глостере, высокий зал с огромными окнами, своеобразный каменный фонарь. Затем последовали перестройки собора в Кентербери, хора в Йорке, сводов собора в Оксфорде, сооружение великолепных капелл (капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве), университетских и цеховых построек.

Фортификационная архитектура была мало оригинальна и, если не считать королевских замков (крупнейший – в Виндзоре), сводилась к укреплениям на шотландской границе и юго-восточном побережье. В условиях централизующего режима феодальные замки превращались в загородные резиденции знати, а к концу XV века строительство замков прекратилось.

II. Изобразительное искусство средневековой Англии

Английское искусство раннего средневековья недостаточно известно. Многие его памятники уничтожены в результате иконоборчества, связанного с церковными реформами Генриха VIII в XVI веке, и победы пуритан в середине XVII века; многое погибло от времени и неумелых реставраций, а сохранилось не всегда лучшее. Об искусстве до норманнского завоевания можно судить главным образом по книжной миниатюре. Её богатейший декоративно-орнаментальный стиль (с поразительным по сложности и причудливости переплетением лент, завитков, петель и стилизованных фигур животных) сложился при взаимодействии ирландско-кельтской культуры и искусства англосаксонских королевств (прежде всего Нортумбрии) и пережил первый расцвет в VII веке. Блестящий образец этого стиля – миниатюры «Линдсфарнского евангелия» (Нортумбрия, около 698-721 гг.), непревзойденные по богатству орнаментальной фантазии и тонкости выполнения. Сходные резных крестах и стелах, встречающихся как на севере, так и на юге Англии.[3]

Во второй половине X века одним из главных художественных центров стало Уинчестерское аббатство. В миниатюрах уинчестерской школы изобразительно-иллюстративные мотивы играли уже не меньшую роль, чем орнамент. В начале XII века английская миниатюра с её энергичным ритмом криволинейного узора, богатой красочностью или легким, живым штрихом занимала первое место среди европейских школ. К этому же времени относятся и первые дошедшие до нас стенные росписи (в соборе Кентербери и др.), близкие к миниатюрам того времени по иконографическим мотивам и по своему линейно графическому стилю. В XIII веке были исполнены циклы росписей в Вестминстерстве, соборах Сент-Олбанса и Уинчестера. Шедевр английской готической живописи – тондо в капелле епископского дворца в Чичестере, изображающее мадонну с младенцем (около 1260). Оно отличается необыкновенной тонкостью контурного рисунка и нежной красочной гаммой, выдержанной в розоватых, голубых и золотых тонах.

Скульптура в средневековой Англии была широко распространена, особенно с XIII века. При её плоскостном характере, недостатке пластического обобщения, психологической и драматической выразительности она обладала стройностью ритма, декоративной узорностью отделки. Вместе с тем в ней очень рано сказалась тонкая реалистическая наблюдательность английских мастеров. Главные фасады многих готических соборов Англии сплошь одеты рядами скульптурных фризов, где остальные статуи теряются в общей орнаментальной композиции. Но в скульптурном декоре церквей нередко встречаются яркие фольклорные сценки, фигуры, привлекающие живым изяществом. Широкое распространение получили в Англии фигурные надгробья из дерева, пёрбекского мрамора, бронзы и чаще всего из алебастра, а также гравированные изображения на листах меди, наложенных на надгробные плиты. В этих портретных фигурах, подчас несколько однообразных и застылых, можно видеть первые яркие проявления столь характерного для Англии реалистического портрета.[4]

В XIII –XIV веках английская книжная миниатюра становилась все более изысканной и утонченной по стилю, почти неотличимой от французской. Монументальная живопись сохранила большую самобытность. В ней отразились и антифеодальные народные движения второй половины X IV века. В сельских церквах появились изображения Христа в виде простого пахаря, навеянные популярной тогда религиозной поэмой У. Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» (1362). Страдания Христа в этих росписях показываются как страдания простого народа, истязаемого и угнетенного. Одновременно с новым демократическим содержанием, отрывающимся от канонических традиций, здесь явно выступают и новые реалистические тенденции. Они ощутимы и в складывающейся в это время станковой живописи. Декоративной красотой, редким мастерством исполнения, тонко наблюдёнными жизненными деталями выделяется, тем не менее, Уилтонский складень (около 1389), относимый к франко-аглийской школе. На правой его створке изображена мадонна с младенцем, стоящая в окружении ангелов, на левой – коленопреклоненный король Ричард II среди святых. Ранний образец английской портретной живописи – большой портрет Ричарда II в Вестминстерском аббатстве (1390-е гг.), по своим размерам и индивидуальности образца не имеет аналогий в европейском искусстве того времени. В XV веке в Англию проникло сильное влияние реалистического нидерландского искусства, сказавшееся как в портрете, так и в стенных росписях вроде цикла «Чудес богоматери», выполненного в 1479-1488 гг. У. Бейкером (W.Baker) в капелле Итонского колледжа. Однако исторические события XV - XVI веков воспрепятствовали естественному развитию национального стиля Возрождения в английском изобразительном искусстве.


[1] Энциклопедия «Искусство стран и народов мира», 1986 г. с. 287-289

[2] А.Я. Гуревич. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М. 1989г. с. 116-119

[3] Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. –М. 2001г. с. 386-391

[4]