Главная              Рефераты - История

Экономика Калининградской области на современном этапе 1990-начало XXI века - реферат

Реферат

по истории региона

Тема:

Экономика Калининградской области на современном этапе

(1990-начало XXI века).

Рецензент___________________________________________

____________________________________________________

оценка

____________________________________________________

дата

____________________________________________________

подпись рецензента

Калининград 2009 (год)

Содержание:

Стр.

Введение ……………………………………………………………………………………….3

Глава I

Общее представление о Калининградской области

1.1. Общая информация о Калининградской области ……………………………………..4

1.2. Краткая историческая справка о Калининградской области …………………………5

1.3. Калининградская область – особая экономическая зона ……………………………...5

Глава II

Экономическое состояние Калининградской области

2.1. Трудовые ресурсы Калининградской области ………………………………………..8

2.2. Промышленность Калининградской области …………………...................................9

2.3. Сельское хозяйство Калининградской области ……………………………………...12

2.4. Транспорт Калининградской области …………………………...................................14

2.5. Инвестиции в экономику Калининградской области ………………………………..15

Глава III

Перспективы развития Калининградской области

3.1. Перспективы развития экономики Калининградской области……………………..18

3.2. Привлечение инвестиций в Калининградскую область …………………………….20

Заключение …………………………………………………………………………………23

Список использованной литературы ……………………………………………………..24

Введение

Калининградская область – одна из самых своеобразных в Российской Федерации и по ее географическому положению и по особенностям природы и благодаря ее историческому прошлому.

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.

Механизм свободной (особой) экономической зоны в Калининградской области, обслуживая интересы внешнеэкономических связей страны в целом, ведет вовсе не к ее обособлению, а к упрочению роли в общероссийском народнохозяйственном комплексе. Закон об ОЭЗ лишь небольшая составная часть всего хозяйственного законодательства Российской Федерации, как экономика области – составная часть экономики всей страны. Поэтому социально-экономическая ситуация в регионе зависит прежде всего от тех процессов, которые протекают в общероссийском народном хозяйстве. Тем не менее, сложность ситуации и темпы решения проблем перехода к рыночной экономике в каждом регионе не одинакова.

Для того, чтобы сделать выводы о перспективах развития экономики Калининградской области в данном реферате рассматриваются следующие вопросы:

1. Общая информация о Калининградской области.

2. Краткая историческая справка о Калининградской области.

3. Калининградская область – Особая экономическая зона.

4. Трудовые ресурсы Калининградской области.

5. Промышленность Калининградской области.

6. Сельское хозяйство Калининградской области.

7. Транспорт Калининградской области.

8. Туризм в Калининградской области.

9. Инвестиции в экономику Калининградской области.

Первые три вопроса рассматриваются для того, чтобы иметь общее представление о Калининградской области, остальные вопросы раскрывают тему об экономике Калининградской области.

Целью данного исследования является попытка понять, почему при внешне благоприятных условиях в Калининградской области экономика остается на крайне низком уровне.

1.1. Общая информация о Калининградской области

Калининградская область – российский эксклав на Балтийском море. На севере и востоке она граничит с Литвой, на юге – с Польшей. На западе расположено 140-километровое морское побережье.

Географическое положение области очень удобно для разнообразных международных контактов. Но ее территориальная изолированность и относительная удаленность от основной части страны вызывает сейчас определенные сложности в развитии народного хозяйства.

Для небольшого по площади территории региона (15,1 тыс. км2 , включая 1,8 тыс. км2 акватории морских заливов) природные условия и ресурсы его весьма разнообразны.

Переходный от морского к континентальному климат достаточно мягок. Среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40 , среднеиюльские составляют +17. Количество осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный период обуславливает самую высокую в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.

Почти вся территория области покрыта осушительными мелиоративными каналами. Около тысячи квадратных километров занимают расположенные ниже уровня моря польдерные земли. Они ограждены от затопления дамбами общей протяженностью 700 км; для откачки воды действуют насосные станции.

Крупнейшие внутренние водоемы – пресноводный Куршский залив и слабосоленый Калининградский (относящаяся к области часть Вислинского залива). Они имеют немаловажное рыбопромысловое значение. Добываются лещ, судак, салака, угорь. Самые большие реки области – Неман и Преголя. Они соединены каналами в единую водную систему.

Лесные ресурсы незначительны. Смешанные и широколиственные леса занимают всего 18% территории, при этом 40% лесов – искусственного происхождения. Леса имеют в основном природоохранное и рекреационное значение. С целью сохранения уникальной растительности дюнных ландшафтов и их животного мира создан национальный парк «Куршская коса».

Область обладает 90% мировых запасов полудрагоценного камня – янтаря. Прогнозные ресурсы расположенного на Калининградском полуострове месторождения составляют 300 тыс. т (при максимально достигавшемся годовом уровне добычи 700 т; сейчас добывается 300-400 т янтаря в год). Разведанные запасы нефти – около 16 млн. т, из них более половины – на шельфе. Добыча сейчас не превышает 1 млн. т в год; определенные перспективы роста нефтедобычи связаны с освоением морских месторождений. До 3 млрд. т составляют запасы торфа; он добывается для нужд сельского хозяйства. Разрабатываются месторождения строительных материалов, минеральных вод; для нужд приморских курортов Светлогорска и Зеленоградска добываются лечебные грязи. Имеются проекты освоения больших ресурсов каменной соли, разработки небольшого месторождения бурого угля (пригодного для получения горного воска).

1.2. Краткая историческая справка о Калининградской области

У Калининградской области своеобразная история, сказывающаяся на особенностях ее экономического и социального развития. До 1945 года эта территория на протяжении семи веков относилась к немецким владениям. В первой половине XIII века она была завоевана немецким Тевтонским орденом, покорившим племена проживавших здесь балтийских народов – пруссов и куршей. С течением времени они были частично уничтожены во время многочисленных восстаний против захватчиков, частично ассимилированы.

Колонизированная немцами Восточная Пруссия являлась плацдармом экспансии Германии на восток. На Потсдамской конференции, которая состоялась 17 июля – 2 августа 1945 года между главами правительств СССР, США и Великобритании, подводившей итоги второй мировой войны, было принято решение о ликвидации этого плацдарма и передаче северной части Восточной Пруссии Советскому Союзу, а южной – Польше. Так, 7 апреля 1946 года в составе Российской Федерации была образована Кенигсберская область, переименованная в июне того же года в Калининградскую. Нерушимость сложившихся границ закреплена международными договорами СССР, в том числе с ФРГ. После развала СССР его правопреемником стала Российская Федерация, что признано мировым сообществом. Поэтому сохраняется действие всех заключенных СССР договоров, в том числе затрагивающих и вопросы Калининградской области.

С 1945 года началось заселение территории области переселенцами из различных регионов СССР, принявшее массовый характер после утверждения в 1946 году специальной программы. Остававшееся немецкое население в соответствии с решениями Потсдамской конференции было выселено в 1948-1951 годах в Германию. К середине 1950-х годов в область прибыло почти полмиллиона переселенцев. В последующем их приток снизился, и вплоть до начала 1990-х годов население увеличивалось преимущественно за счет естественного прироста. К 1999 году число жителей достигло 950 тыс. человек (до войны здесь проживало 1170 тыс. человек). Численность населения в городах сейчас выше, чем до войны, особенно в Калининграде, где проживает 430 тыс. жителей. В сельской местности – намного меньше.

1.3. Калининградская область – Особая экономическая зона

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области.

Сущность современной региональной стратегии, реализуемой областной администрацией, заключается в создании на территории области особой (свободной) экономической зоны. Эта идея была развита под руководством профессора Ю.С. Маточкина в 1990 г. в виде концепции зоны свободного предпринимательства. Концепция стала реализовываться после объявления Верховным Советом РСФСР 14 июля 1990 г. области (наряду с пятью другими российскими регионами) такой зоной. 3 июля 1991 г. было издано распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР «О хозяйственном статусе свободной экономической зоны в Калининградской области», а 25 сентября 1991 г. – Постановление Совета Министров РСФСР № 497 об утверждении Положения о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»). Сейчас функционирование зоны регулируется федеральным законом «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В его подготовке, наряду с администрацией области, активно участвовали депутаты Калининградской областной Думы и депутат Государственной Думы Российской Федерации кандидат экономических наук В.П. Никитин.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) включает всю территорию Калининградской области, кроме оборонных объектов и нефтедобычи на шельфе. Главная ее особенность, непосредственно установленная самим законом, - режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за ее пределы тоже беспошлинно.

Другие важные привилегии ОЭЗ законом только декларированы и требуют принятия дополнительных решений государственными органами власти. Прежде всего это относится к льготному режиму инвестиций и предпринимательской деятельности, о которых говорится в законе. Так, предполагается налоговые льготы российским и иностранным предпринимателям и инвесторам. Но условия предоставления льгот не перечислены, размеры льгот не установлены. Они должны определятся дополнительно в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.

Однако в российском налоговом законодательстве ничего не говорится об особых зонах, и ОЭЗ может рассчитывать только на обычные для всех регионов льготы. Правда, администрация области имеет дополнительные доводы при обосновании тех или иных льгот на правительственном или региональном уровне, ссылаясь на режим ОЭЗ. Кроме того, льготы могут предоставляться региональными властями в части платежей в областной бюджет, и они действительно предоставлены. Однако касаются эти льготы только инвестиций в производство, к тому же достаточно крупных.

Согласно закону управление ОЭЗ осуществляется областными органами власти. Функции администрации ОЭЗ выполняется администрация Калининградской области. Это означает некоторое усиление самостоятельности области в принятии экономических решений. Администрация области должна координировать привлечение российских и иностранных инвестиций, стимулировать предпринимательскую деятельность. Она вправе заключать договора с инвесторами и предпринимателями о реализации инвестиционных проектов, об аренде областного имущества (в том числе недвижимости). Область может заключать соглашения с административно-территориальными образованиями других государств об экономическом, научно-техническом, культурном и спортивном сотрудничестве, но эти соглашения вступают в силу только после их регистрации Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Области предоставлено право устанавливать ограничение режима свободной таможенной зоны (вводить квоты на импорт) для защиты местных товаропроизводителей. Однако такие меры должны согласовываться с правительством. Как показала практика, процедура согласования достаточна длительна.

Несмотря на некоторую непоследовательность и неопределенность, закон об ОЭЗ в Калининградской области все же играет важную стимулирующую роль для регионального развития.

Глава 2. Экономическое состояние Калининградской области

2.1. Трудовые ресурсы Калининградской области

Демографическая ситуация в области, как и в других российских областях, неблагоприятная. В 1990-е годы резко снизилась рождаемость, повысилась смертность, наблюдается естественная убыль населения. Но население области возрастает, так как приток мигрантов значительно больше оттока населения. Ежегодное положительное сальдо миграции составляет 10-15 тыс. человек, и население области увеличивается на 6-7 тыс. человек в год. Значительную часть приезжающих на жительство составляют беженцы и вынужденные переселенцы – их зарегистрировано около 10 тыс. человек. Это русские из бывших союзных республик, в том числе из соседней Прибалтики, немцы из Казахстана и Средней Азии, армяне из Азербайджана, азербайджанцы.

В результате миграций происходят некоторые изменения национальной структуры населения. Доля русских среди жителей области остается довольно стабильной и составляет уже в течение двух десятилетий около 78%, уменьшается доля белорусов, литовцев, евреев, возрастает – украинцев, азербайджанцев, и, особенно, армян и немцев. Сейчас удельный вес белорусов составляет 8%, украинцев – более 7%. Среди остальных 7% наиболее многочисленны литовцы (2%), на представителей каждой из остальных национальностей приходится менее 1% (это, в порядке убывания численности, армяне, немцы, поляки, татары, мордва, евреи, чуваши, азербайджанцы и др.).

Что касается немецкого населения, то к началу 1950-х годов оно было выселено почти полностью; осталось только несколько сот человек (преимущественно немок, вышедших замуж за русских). С конца 1980-х годов начался приток мигрантов из других регионов СССР. В начале 1990-х годов некоторые активисты немецкой общины в Советском Союзе (а потом и в Российской Федерации), политики и публицисты в Германии ставили вопрос об образовании на территории Калининградской области автономной немецкой республики с переселением сюда до 200 тыс. и более «советских» немцев. Этот вопрос был решен отрицательно, но индивидуальному переселению не чинятся препятствия. Сейчас численность проживающих в области немцев составляет около 7 тыс. человек. Часть приезжающих затем переселяются а ФРГ (в 1997 году – около 700 человек). Продолжается отток евреев в США и Израиль (около 200 человек в 1997 году), притом, что их численность в области за последние 20 лет снизилась в 1,5 раза и не превышает сейчас 3 тыс. человек (0,3% населения).

Калининградская область плотно заселена и высоко урбанизирована. Плотность населения составляет 63 человека на квадратный километр. Это в 7 с лишним раз больше, чем в среднем по стране и больше, чем в соседней Литве, наиболее плотно заселенной из Прибалтийских республик. Наиболее заселена западная, приморская часть области. Почти всю ее занимает агломерация, сформировавшаяся вокруг областного центра с населением около 600 тыс. человек. Меньше плотность населения периферийных северных и восточных районов.

Городское население составляет 78%. Кроме Калининграда, остальные 21 город и 5 поселков городского типа невелики по размерам. Большинство из них не достигают даже установленного в Российской Федерации для городов ценза в 12 тыс. жителей. По 40-50 тыс. («полусредние города») насчитывают Советск (до 1946 года – Тильзит, известный в истории по Тильзитскому миру 1807 г.) и Черняховск. По 20-35 тыс. – Балтийск, главная база Балтийского флота, Гусев и новый, образованный в советское время город – Светлый. Свыше 12 тыс. жителей имеют также Неман и Гвардейск.

В сельском расселении преобладают небольшие поселки со средним числом жителей 150 человек. Развитие поселков облегчено густой транспортной сетью и близостью городов. В последние годы вследствие притока в область мигрантов численность сельского населения возрастает.

Трудовые ресурсы области – важный фактор ее развития. Благодаря более благоприятной возрастной структуре населения с меньшей долей старших возрастов (в связи с недавним заселением области), а также притоку более молодого населения извне, в ближайшие время, в ближайшие годы ожидается дальнейший рост числа лиц трудоспособного возраста. Развитая сеть учреждений подготовки и переподготовки кадров предопределяет достаточно высокий уровень квалификации работников. Как и в других переселенческих районах, население области мобильно не только в территориальном, но и социальном плане, легче приспосабливается к рыночным условиям. Этому способствует и близость зарубежных стран, возможность ознакомления с их опытом (но только до введения визового режима въезда в страны Прибалтики). Поэтому в Калининградской области быстрее, чем в большинстве других российских регионов, развивается предпринимательство, формируются рыночные структуры.

2.2. Промышленность Калининградской области

В промышленности большинство прежних крупных предприятий еще формально существуют, но многие из них почти не производят продукции. Тяжелое положение сложилось на большинстве машиностроительных предприятий, особенно на предприятиях, принадлежащих оборонному комплексу. Среди них судостроительный завод «Янтарь», относящийся к электронной промышленности «Кварц». На них работало по 5-10 тыс. человек. Сложное оборудование выпускали предприятия «Система» и «Факел» с числом работников 2-5 тыс. человек. Теперь численность занятых на этих заводах сократилось в несколько раз, так как государственное финансирование оборонных заказов резко сократилось, а для освоения гражданской продукции требуются инвестиции, которые также отсутствуют. Коммерческие банки, призванный финансировать с помощью кредитов деятельность предприятий, до финансового кризиса 17 августа 1998 года чаще занимались скупкой государственных ценных бумаг. К тому же освоение выпуска товаров народного потребления усложнено жесткой конкуренцией на их рынке со стороны крупных монополий индустриально развитых стран. Так, попытки наладить на заводе «Кварц» совместно с зарубежными фирмами сборку компьютеров не привели к успеху.

Таким образом, ключевые вопросы для большинства машиностроительных предприятий – рынок сбыта и инвестиции. Это касается не только оборонных заводов, хотя здесь вопросы стоят особенно остро. В сходном положении оказались и все другие предприятия. Среди них Калининградский вагоностроительный завод, основной продукцией которого являются крупнотоннажный саморазгружающиеся вагоны-думпкары для горнодобывающей промышленности, заводы светотехнической арматуры и «Микродвигатель» в Гусеве, калининградские предприятия по производству оборудования для рыбодобывающей и рыбообрабатывающей промышленности и судоремонту. Относительно успешно работают производящий оборудование для газопроводов завод «Газавтоматика» и ставшее совместным предприятие «Балткран», отправляющее 90% своей продукции за рубеж.

В сложном положении оказались целлюлозно-бумажные заводы, два из которых находятся в Калининграде, по одному в Советске и Немане, а также Знаменская бумажная фабрика. При удаленности сырьевой базы отрасль может успешно развиваться только при ориентации на экспорт (и раньше треть калининградской целлюлозы продавалась за рубеж). На некоторых предприятиях («Цепрусс» в Калининграде, Неманский ЦБЗ) с помощью зарубежных инвесторов, владеющих контрольным пакетом акций, осуществляется технологическое переоснащение производства. Но объемы выпуска целлюлозы нестабильны. Здесь отчасти сказывается удаленность сырьевой базы, имеющей собственных потребителей древесины на Севере и Северо-Западе России. Ставится вопрос об использовании в качестве сырья древесины лиственных пород из более близко расположенной Белоруссии. Однако для освоения новых технологий требуются крупные инвестиции.

В отраслевой структуре промышленного производства в Калининградской области выделяется единичная доминирующая отрасль – пищевая промышленность. Она составляет 42,7% от всей промышленности Калининградской области.

В Калининградской области можно выделить высокий удельный показатель по добыче нефти: 893 кг/чел., по которому область уступает только России в целом и Дании.

Однако область занимает последнее место по производству электроэнергии: 287 кВт-ч/чел., что более чем в пять раз ниже, чем в занимающей предпоследнее место Латвии. Вопрос энергетического обеспечения Калининградской области является очень актуальным, так как она не имеет достаточных топливных ресурсов и мощностей по производству электроэнергии. Сейчас местные ГРЭС-2 в Светлом, ТЭЦ в Калининграде и Гусеве удовлетворяют лишь небольшую часть потребностей. Транзитом через Литву из системы РАО ЕЭС России поступает 80% необходимой электроэнергии, в основном с Ленинградской АЭС. Область получает природный газ по ветке магистрального газопровода «Сияние Севера». Нефтепродукты закупаются в значительной мере за рубежом. Уголь поступает из Кузбасса. Хотя в области ведется добыча нефти, обсуждение проектов сооружения собственного нефтеперерабатывающего завода привело к заключению о нецелесообразности его строительства по экономическим соображениям. Месторождения торфа обеспечивают только потребности сельского хозяйства, хотя рассматривается вопрос увеличения его экспорта. Проект разработки в курортной зоне неподалеку от Светлогорска Грачевского месторождения бурого угля всего 50 млн. т для энергетических целей был отвергнут не только по экономическим, но и по экологическим причинам.

Некоторое наращивание внутренних источников электроснабжения возможно при восстановлении ранее действовавших небольших ГЭС; сейчас завершается реконструкция самой крупной из них на реке Лава. Построена с помощью датской стороны первая ветроэнергетическая установка на побережье Балтийского моря, обладающего значительными ветроэнергоресурсами. Гидро- и ветроэнергетика отличаются экологической чистотой, но производят в условиях области очень дорогую электроэнергию. К тому же они способны удовлетворить потребности региона в энергии лишь на несколько процентов. Вблизи Калининграда с 1989 года ведется строительство крупной ТЭЦ-2 мощностью 900 МВт и работа которой предусмотрена на природном газе. С ее вводом потребности региона в электроэнергии будут полностью удовлетворены и появится возможность ее частичного экспорта. Однако строительство затягивается из-за высокой стоимости (до 2 млрд. долларов). Решить проблему возможно, если Россия примет участие в проекте Балтийского энергетического кольца, который предполагает объединить энергосистемы всех стран региона Балтийского моря. При условии поставки части производимой электроэнергии в эту новую энергосистему (а из нее – на Запад) появляется возможность получить необходимое финансирование из фондов ЕС.

Калининградская область имеет самые низкие показатели в черной металлургии, промышленности стройматериалов и легкой промышленности по России.

Большие проблемы возникли у такой уникальной отрасли, как янтарная промышленность. Янтарный комбинат с двумя тысячами работников обеспечивал всю добычу, первичную обработку янтаря и выпускал ювелирные изделия, в том числе на экспорт. Он оказался банкротом в результате непродуманной приватизации, неправильной стратегии развития, распространения незаконной добычи янтаря «старателями» и прямого воровства из карьера комбината. Принятые меры, включая поддержку со стороны региональных властей, несколько улучшили положение. Сократившаяся добыча и переработка янтаря вновь стали расти. Сейчас рассматриваются проекты дальнейшего развития отрасли, включая формирование по образцу стран Запада промышленного округа с большим числом фирм по переработке янтаря. Они могли бы составить конкуренцию подобным предприятиям в соседних Польше и Литве, где используются для производства украшений преимущественно калининградский янтарь-сырец и полуфабрикаты, значительная часть которых поступает через границу контрабандным путем. Усиливается и меры охраны на комбинате и пограничного контроля за движением янтаря.

В условиях свободной (особой) экономической зоны в Калининградской области с отменой таможенных барьеров относительно благополучное положение имеют лишь экспортно ориентированные отрасли (хотя и здесь производство сократилось). Сектор, работающий на внутренний рынок, находятся в крайне сложном положении из-за мощной (иногда недобросовестной) конкуренции импортных товаров.

2.3. Сельское хозяйство Калининградской области

Калининградская область относится к числу самых освоенных в сельскохозяйственном отношении регионов России. Общая площадь сельхозугодий превышает 800 тыс. га, что составляет 60% площади суши. В области мелиорированы 92% земель, и на поддержание осушительных систем требуются значительные затраты.

В развитии сельского хозяйства наблюдаются существенные различия, вызываемые как природно-климатическими условиями, так и общим уровнем развития экономики, а также сложившимися привычками и структурой питания населения.

Калининградская область с 1990 года по настоящее время имеет отрицательные тенденции в объемах производства сельскохозяйственной продукции.

Резкий спад производства 1990-е годы обусловлен сочетанием ряда негативных факторов. Во-первых, снижением спроса на продукцию сельского хозяйства из-за падения уровня жизни населения. Во-вторых, прекращением вывоза части продукции в Москву и другие промышленные регионы страны. В-третьих, конкуренцией более дешевой импортной продукции, особенно из развитых в сельскохозяйственном отношении Польши и Литвы, также испытывающих трудности сбыта продовольствия. В-четвертых, прекращением государственного субсидирования производства аграрной продукции, резким повышением цен на технику, удобрения, комбикорма, горюче-смазочные материалы по сравнению с закупочными ценами на продукцию сельского хозяйства. В-пятых, недостатками в организации деятельности 192 акционерных обществ закрытого типа и товариществ с ограниченной ответственностью, которыми стали в ходе приватизации бывшие колхозы и совхозы. В-шестых, низкой товарностью 5,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих в среднем каждое по 18 га земель при незначительном количестве (или отсутствии) техники. В-седьмых, слабой развитостью рыночной инфраструктуры, не соответствующей изменившимся условиям хозяйствования. Особенно большие трудности связаны с отсутствием механизма средне- и долгосрочного кредитования сельского хозяйства, не имеющего не только надлежащих условий расширенного воспроизводства фондов, но и зачастую оборотных средств для текущей деятельности.

В результате посевные площади за 1990-1998 годы снизились с 416 тыс. га до 288 тыс. га. Более половины из них заняты кормовыми культурами, свыше 40% - зерновыми на фураж. Менее 5% приходится на картофель, чуть более 1% - на овощи, 1% - на масличные культуры (рапс). Намного сократилось и поголовье скота: крупного рогатого скота – с 468 тыс. до 172 тыс. голов (в том числе коров – со 170 тыс. до 77 тыс.), свиней – с 271 тыс. до 94 тыс. голов (данные на 1 января 1991 г. и 1999 г.). Уменьшилась урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность скота. В результате производство мяса (в живом весе) снизилось с 101 тыс. т в 1991 г. до 51 тыс. т в 1998 г., молока – с 546 тыс. т до 238 тыс. т, яиц – с 339 млн. штук до 232 млн. штук.

Производство все более принимает натуральный немеханизированный характер. В домашних хозяйствах производится около 92% картофеля и овощей, 54% молока и 41% мяса. Только в производстве зерна, кормов, птицеводстве и звероводстве подавляющую часть продукции дают крупные коллективные предприятия. На них приходится 82% производства зерна, 56% - мяса, 42% - молока и 73% яиц. Они характеризуются и наибольшим снижением объемов производства продукции и поголовья скота.

Сравнивая развитие сельского хозяйства Калининградской области с Северо-Западным регионом России и другими государствами, следует отметить, что во-первых, в растениеводстве в докризисный период (1990( область имела урожайность сопоставимую с Литвой, Латвией и Эстонией (по пшенице выше, по картофелю ниже) и значительно выше, чем в Псковской и Новгородской областях (по пшенице до пяти раз, а по картофелю до двух раз), во-вторых, кризис растениеводства поразил Калининградскую область более глубоко, чем другие регионы: урожайность зерновых и картофеля с 1990 по 1994 годы снизилась по области в два раза, а в Псковской и Новгородской областях увеличилась. В результате область занимает по многим показателям в растениеводстве последние места среди Балтийских государств. Особенно следует отметить слабое развитие картофелеводства, а также отсутствие производства (до 1995 года) сахарной свеклы при благоприятных природно-климатических условиях. В-третьих, в животноводстве область также имеет низкие показатели развития, хотя темпы снижения поголовья скота примерно соответствуют прибалтийским.

Другими словами, в растениеводстве проблемой является низкая распаханность сельскохозяйственных угодий, при низких объемах внесения удобрений и слабой обеспеченности техникой (в дополнение к финансовым проблемам – обеспеченность семенами и так далее), а в животноводстве – слабая кормовая база, резко снижающая продуктивность в осенне-зимний период (в дополнение в проблемам племенного животноводства и общеэкономическим проблемам).

Вследствие того, что большинство фермерских хозяйств имеет малые площади сельхозугодий, слабо обеспечены машинами и механизмами, фермеры не имеют соответствующего образования, доступа к кредитным ресурсам, им тяжело конкурировать на продовольственном рынке. Доля фермерских хозяйств в сельскохозяйственном производстве области составляет только около 3-5%. Среди них менее четверти работает относительно успешно, производя товарную продукцию. В основном это хозяйства, развивающие специализацию, а также горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Пока лишь отдельные сельскохозяйственные предприятия области приспособились к изменившимся условиям и рыночным преобразованиям. Ситуация продолжает ухудшаться. Для стабилизации положения необходимы меры на федеральном и региональном уровнях. Требуется федеральная помощь системам развития племенного животноводства, кредитования и поддержки фермерских хозяйств, подготовки специалистов, вопросам мелиорации и охраны окружающей среды. Региональные меры должны быть направлены на формирование рыночной инфраструктуры, развитие кормовой базы, переподготовку руководителей предприятий, фермерских хозяйств, специалистов, стимулирование производства конкурентоспособной продукции. При реализации этих направлений, по мнению специалистов, Калининградская область может эффективно использовать природный потенциал, полностью обеспечить местный рынок основными видами продукции и быть по отдельным видам продукции конкурентоспособной на внешнем рынке.

2.4. Транспорт Калининградской области

Одним из приоритетов регионального развития является транспорт, особенно морской, нацеленный на обслуживание российских внешнеэкономических связей. Мощности калининградских морских портов, торгового и рыбного, превышают 10 млн. т. Однако они загружены только на треть, в то время как порты соседних Прибалтийских государств ежегодно обрабатывают до 50 млн. т российских грузов. Это связано с менее благоприятными тарифными условиями перевозок грузов в Калининград по железной дороге, а также необходимостью транзита через территории иностранных государств. Определенные ограничения привносит и необходимость прохождения судов в порты Калининграда по узкому и неглубокому морскому каналу протяженностью 40 км, проложенному по мелководному Калининградскому заливу. Имеется ряд проектов сооружения глубоководного порта непосредственно на морском побережье, в близкой к морю Приморской бухте, а также предложения по использованию свободных причалов военного порта в Балтийске. Это, прежде всего, порт «Восточный», грузооборот которого составит 34 миллиона тонн, в том числе 20 млн. т – нефтепродукты, 14 млн. т – генеральные, контейнерные, химические и другие грузы. В Светлом в стадии реализации находятся три проекта – «Свемаг», «Трансвет» и «Светпорт». На полуострове Коровий планируется строительство порта «Трансбалт» мощностью 12-14 млн. т. АО «Западное пароходство» разрабатывает проект возведения порта «Прегольский». Кроме этого существует ряд более мелких проектов. Однако все они сопряжены с необходимостью реконструкции железнодорожных путей, в том числе проходящих по территории зарубежных государств, прежде всего Литвы. Вызывают сомнения и проблемы транзита грузов, а также факт неполного использования нынешних возможностей портов. Однако по сравнению с другими вариантами сооружения новых портовых мощностей на российском побережье Балтики, в частности вблизи Санкт-Петербурга, калининградские проекты более привлекательны из-за того, что море здесь зимой не замерзает.

По внешним оценкам Калининградский порт не может претендовать на роль крупного центра уже потому, что железнодорожные пути проходят по застроенным городским массивам. Здесь есть лишь мелководный канал с односторонним движением, а все грузы приходится перевозить через территории иностранных государств. Следует также учитывать значительное временное отставание от стран Балтии в борьбе за российский транзит.

Калининградские порты с точки зрения конкурентоспособности являются наиболее слабым звеном в структуре портов восточного побережья Балтики, что подкрепляется дополнительно такими факторами, как необходимость транзита через территории сопредельных государств и определенная степень экономической зависимости от данных государств в области транзитно-таможенной политики, а также сложностью, непредсказуемостью и необходимостью двойного оформления грузов для доставки и растаможивания на территорию России. В этих условиях основную роль будут играть специализация портов, протекционистская политика России относительно загрузки портов Литвы, для создания благоприятных условий транзита грузов на Калининград, скорость переработки грузов, тарифы на перевозку грузов и в особенности железнодорожные тарифы, учитывая, что железные дороги остаются в государственной собственности и являются государственными предприятиями.

Транспортное значение области может возрасти в связи с развитием международной кооперации в регионе Балтийского моря. В настоящее время разрабатываются проекты сооружения автомагистралей, проходящих из Польши в Финляндию через Прибалтику. Один из проектов – «Виа-Балтика» - предполагает прохождение автострады восточнее области, но другой – «Виа-Ганзеатика» – из Гданьска через Калининград и далее на Ригу, Таллин. Еще один проект – восстановление довоенной автострады, ведущей из Калининграда на Берлин, «берлинки». В середине 1990-х годов ее калининградский участок начал реконструироваться за счет областных средств российско-немецкой фирмой «Россбан». Однако на польской стороне работы не стали проводиться, и в настоящее время строительство законсервировано.

Железнодорожная сеть области имеет сопряжения с европейской, отличающейся, как известно, от российской меньшей шириной колеи. Ведущая от Черняховска в Польшу ветка оснащена перевалочным пунктом, обеспечивавшим транспортировку силезского угля, когда осуществлялись его поставки в СССР. Из Калининграда на Гданьск проложена железная дорога европейской колеи, по которой организовано пассажирское сообщение (Калининград – Гдыня – Берлин).

В Калининграде действует международный аэропорт. Организованы авиамаршруты на Запад – в Копенгаген (авиакомпанией «САС») и Ганновер («Аэрофлот»).

2.5. Инвестиции в экономику Калининградской области

Иностранные инвестиции в экономику Калининградской области осуществляются в различных формах. Ведущими являются предприятия с иностранными инвестициями. Регистрацией их в нашем регионе постоянно занимается Комитет по развитию СЭЗ «Янтарь» администрации области.

До кризиса 1998 года в области постоянно регистрировались предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и представительства иностранных фирм. Большинство из них – с долевым участием иностранных инвесторов, остальные – со стопроцентным иностранным участием. В создании таких предприятий с иностранными инвестициями в Калининградской области приняли участие более 45 государств.

Среди стран-инвесторов по числу зарегистрированных предприятий ведущее место занимают Польша, Германия, Литва, Латвия, Белоруссия, США, Украина, Италия и Швейцария, Казахстан, Эстония и Узбекистан.

На данный период вложение инвестиций заметно снизилось. Бесспорно, на снижение количества ежегодно регистрируемых предприятий повлияли нестабильность экономической и политической ситуации в целом по стране, несовершенство и противоречивость действующего законодательства, непомерно высокие налоги и сборы, неприятие до настоящего времени основополагающих законов, таких как о разделе продукции, земельный и налоговый кодексы, и ряд других причин.

Поэтому многие иностранные фирмы предпочитают действовать на российском рынке самостоятельно, через постоянно действующие представительства, что менее хлопотно, более надежно, да и в случае критической ситуации процедура прекращения деятельности более проста.

Такая форма деятельности не противоречит российскому законодательству и хотя далеко не всегда дает прямые инвестиции, все же в значительной степени способствует упорядочению и усилению контроля за поступлением налогов и сборов от деятельности иностранных фирм в бюджеты всех уровней. Важное значение имеет и тот факт, что представительствам открываются рублевые счета в российских банках. Таким образом, иностранные фирмы получают возможность аккумулировать рублевые доходы и в дальнейшем инвестировать их в экономику области. Однако основная роль в иностранных инвестициях принадлежит все же предприятиям с правом юридического лица.

Иностранные участники при создании предприятий формируют уставный капитал в основном за счет внесения вкладов в денежной форме, как правило в конвертируемой валюте, или поставок различного вида технологического оборудования, дорожной, строительной техники, автомобилей, компьютеров, оргтехники и других материальных ценностей.

Можно отметить определенные тенденции в процессе создания таких предприятий.

Во-первых иностранные инвесторы не торопятся вкладывать большие средства в экономику Калининградской области. В основном создаются предприятия с минимальным по действующему законодательством уставным капиталом. Далеко не все предприятия после регистрации сразу же приступают к активной хозяйственной деятельности. Многие занимают позицию «выжидания», чтобы в будущем, при более благоприятной экономической ситуации, оказаться на российском рынке готовыми к немедленной практической деятельности, с уже полностью оформленными документами для ведения хозяйственной деятельности, открытыми рублевыми и валютными счетами, подобранным персоналом, налаженными деловыми контактами, потенциальными партнерами и так далее.

Во-вторых, количество предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями увеличивается более высокими темпами, чем предприятий с долевым участием иностранного капитала. Это говорит о том, что иностранные предприниматели стали лучше ориентироваться на российском рынке.

В-третьих, большинство предприятий с иностранными инвестициями создается в сфере мелкого и среднего бизнеса и в тех отраслях экономики, где капиталовложения быстро окупаются и более или менее гарантирована валютная выручка.

Основными видами деятельности этих предприятий в Калининградской области стали посреднические и консультационные услуги, торговля, производство некоторых видов промышленной продукции и товаров народного потребления, строительство, производство стройматериалов, оказания транспортных, туристических и других видов услуг.

Тем не менее, несмотря на то, что в силу многих причин процесс привлечения иностранных инвестиций через создание предприятий идет не так активно, как ожидалось, эти предприятия уже вносят далеко не малый вклад в экономику региона.

Успешно развивают деятельность российско-ирландско-швейцарско-германско-итальянское СП «Цепрусс» (целлюлозно-бумажная промышленность), российско-французкое предприятие «ВестБалтТелеком» (услуги связи), российско-германское предприятие «Балтик ГмбХ» (работы по возведению наземных и подземных сооружений всех видов, строительство «под ключ» зданий и других сооружений) и другие.

В соответствии с действующим законодательством иностранные инвесторы могут принимать участие не только в создании новых предприятий, но и вкладывает свои средства в покупку акций, долей, паев участия в уже действующих калининградских предприятиях.

Однако создание предприятий и покупка акций действующих предприятий – это далеко не единственная возможность привлечения иностранных инвестиций. Через эти источники в область приходит частный иностранный капитал.

Администрация области продолжает разработку комплекса мер, направленных на увеличение объема инвестиций и повышение их эффективности.

Таким образом, налицо движение Калининградской области от закрытого региона к российской территории, активно участвующей в международном разделении труда, хотя темпы этого движения пока не так велики, как этого бы хотелось, и идет оно не без проблем и трудностей. Можно ожидать, что по мере выхода России и нашего региона их экономического кризиса и реализации закона об ОЭЗ масштабы иностранных инвестиций возрастут, а их структура станет более прогрессивной. Есть надежда и на то, что калининградские предприятия смогут найти новые экспортные рынки для своей продукции, а также наладить производственную кооперацию с зарубежными фирмами.

Глава 3. Перспективы развития Калининградской области

3.1. Перспективы развития экономики Калининградской области

Анализ сложившейся политической, экономической и социальной ситуации в России указывает на преодоление пиковой фазы трансформационного кризиса, постепенный переход к макроэкономической стабилизации, а также на возникновение очагов инвестиционной активности и становление механизмов роста. Однако данная ситуация находится в шатком равновесии, и резкие изменения курса проводимых реформ могут привести к новому всплеску инфляции и перемещению фазы восстановления и реструктуризации производства на более отдаленную перспективу. В настоящее время трудно оценить наиболее вероятный прогноз развития региона, потому что, как показал анализ регионального развития, односторонние действия федерального центра тут же сказываются на условиях развития территорий. В связи с этим можно дать три варианта прогноза развития: пессимистический – при резком изменении проводимой экономической политики, оптимистический – сдвиг реформ в сторону либерализации экономической политики и наиболее вероятный – при сложившейся экономической политике. При этом необходимо учитывать, что Калининградскую область нельзя рассматривать вне общих процессов в России и прогноз социально-экономического развития области должен соответствовать общим тенденциям в России с поправками на геополитическое положение и структуру хозяйства. Однако следует отметить, что прогнозирование развития Калининградской области еще более сложно по сравнению с прогнозом для страны в целом, поскольку наряду с общими социально-экономическими условиями приходится учитывать региональную специфику. Ключевым вопросом является возможность функционирования особой экономической зоны на территории области и степень федеральной поддержки регионального развития. Реализация программ по стимулированию развития региона позволяет ожидать более быстрой реструктуризации экономики региона, ее адаптации к рыночным условиям и создание необходимой инфраструктуры. А продолжение непоследовательной политики предоставления и отмены получаемых регионом преимуществ и компенсаций (как это было в первой половине 1990-х годов и в январе 2001 года) может сохранить те проблемы, связанные с геополитическим положением области, которые обусловили более сильное падение производства по сравнению со среднероссийским уровнем.

Стабильная законодательно-нормативная база будет служить предпосылкой притока отечественных и иностранных инвестиций, способствующих реализации целей федеральной политики в регионе и закона «Об ОЭЗ в Калининградской области». Рост числа совместных предприятий, наличие ряда разработанных программ и проектов позволяет надеяться на более быстрое развитие региона, превращение его в одну из «точек роста» российской экономики.

Последовательное использование механизмов ОЭЗ, федеральной поддержки и возможностей международного сотрудничества позволяет прогнозировать более быстрое развитие портового хозяйства и транспортного комплекса в целом, отдельных предприятий машиностроения, увеличение выпуска продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение рекреационной деятельности. Кроме того, могут получить развитие предприятия самых различных отраслей (в особенности совместные и иностранные), если инвесторы сочтут региональные условия подходящими для их расширения.

Для начального этапа реструктуризации экономики любого региона необходимо определить отрасли, которые потенциально перспективны:

· Сырьевые отрасли экспортной ориентации. В Калининградской области имеются янтарная и нефте - газодобывающая отрасли (хотя и при ограниченных запасах).

· Производство материалоемких и трудоемких комплектующих и полуфабрикатов. В Калининградской области примером является целлюлозно-бумажная промышленность.

· Обеспечение деятельности экспортных отраслей. В Калининграде – завод «Газавтоматика» с производством оборудования для газопроводов.

· Предприятия – «естественные монополисты», обеспечивающие жизнедеятельность всего народного хозяйства; это предприятия энергетики, связи, ряда отраслей транспорта.

· На региональном уровне к «естественным монополистам» в большинстве регионов России относятся также защищенные транспортным фактором предприятия стройматериалов и производства скоропортящейся малотранспортабельной пищевой продукции. Но для Калининградской области, соседствующей с Польшей и Литвой, региональные монополии в производстве стройматериалов и агропродукции установить сложнее, эти отрасли испытывают огромную конкуренцию со стороны импорта. Они требуют специальной поддержки и мер защиты от недобросовестной конкуренции (демпинг и прочее).

· Отрасли, работающие на внутренний рынок и производящие аналоги импортной продукции для среднеобеспеченных слоев населения. В Польше, например, хорошо налажен выпуск товаров народного потребления, не требующих больших инвестиций и высоких технологий, и такие товары направляются и на экспорт. В Калининградской области к таким отраслям относятся мебельная, пищевая; может быть широко организован выпуск изделий широкого потребления, в том числе предприятиями малого бизнеса.

· Предприятия различных отраслей с иностранным капиталом, использующие дешевую рабочую силу, зарубежные технологии и фирменные марки для производства продукции на региональный и российский рынок. Примером могут быть некоторые действующие в области совместные предприятия, и не только в промышленности – «ВестБалтТелеком», «Россбан», «Балтик». Эта группа предприятий имеет особенно благоприятные, но пока недостаточно использующиеся возможности, во многом зависящие от политической стабильности в стране.

Другими словами, на первом этапе структурной перестройки экономики к наиболее перспективным отраслям и предприятиям, позволяющим ожидать скорую отдачу и потому требующим стимулирования, относятся:

· инфраструктурные отрасли, прежде всего транспорт, обслуживающий транзитные перевозки восток-запад, и телекоммуникации;

· отрасли непроизводственной сферы (торговля, сфера обслуживания, финансы, курортно-рекреационное хозяйство и другое), которые до сих пор почему-то считаются чем-то «второсортным» на фоне отраслей производственной сферы;

· экспортно-ориентированные и импортозамещающие предприятия всех отраслей;

· предприятия, уже наладившие или потенциально способные наладить производственную кооперацию с зарубежными партнерами;

· производство товаров народного потребления;

· использование и углубление переработки местных сырьевых ресурсов, включая перерабатывающие предприятия аграрного сектора;

· строительство и стройиндустрия;

· расширение внутриобластных производственных связей, а также развитие широких кооперированных хозяйственных и торговых связей с регионами России, Белоруссии, Польши и Литвы.

3.2. Привлечение инвестиций в Калининградскую область

Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного функционирования Калининградской особой экономической зоны.

Для Калининградской области из-за ее эксклавности иностранные инвестиции будут иметь еще большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным (включая частичную репатриацию прежде вывезенных из страны капиталов), но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных, финансовых ресурсов.

Надо иметь в виду, что привлечение инвестиций в Калининградскую ОЭЗ, как и в Россию в целом, происходит в условиях глобального мирового рынка, когда капитал чрезвычайно мобилен и ищет сферы применения по всему земному шару. Даже в непосредственной близости от Калининградской области создаются свободные зоны-конкуренты (Сувалкская, Клайпедская, Шауляйская, Каунасская), которые в случае более благоприятного инвестиционного климата смогут оттянуть от нас потенциальных инвесторов. Кроме того, вполне реальными конкурентами нашей ОЭЗ выступают и свободные зоны других географических регионов, прежде всего, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Формирование благоприятного инвестиционного климата предполагает создание оптимальной системы льгот и стимулов, отвечающих задачам развития зоны и учитывающих интересы разных категорий инвесторов.

Калининградская ОЭЗ пока не стала местом, притягивающим иностранных (да и отечественных) инвесторов. Причины этого достаточно хорошо известны и их можно уложить в две основные группы – определяемые общероссийской политической и социально-экономической ситуацией и специфические для Калининградской области

Причины, определяемые общероссийской политической и социально-экономической ситуацией:

· сохраняющаяся неустойчивость российской политической системы (эти опасения инвесторов могут быть сняты в случае стабильного развития политических процессов);

· продолжающийся экономический кризис, все еще высокий по западным меркам уровень инфляции;

· организованная преступность, неблагополучная криминальная ситуация в целом;

· бюрократия, неэффективная работа органов государственного управления практически на всех уровнях;

· нестабильность законодательства, особенно в налоговой и таможенных сферах;

· неразвитость рыночной инфраструктуры в широком плане, включая законодательную базу, финансовую инфраструктуру, телекоммуникации и прочее;

· отсутствие среднего класса и, следовательно, емкого внутреннего рынка с точки зрения покупательной способности основной массы населения;

· и многое другое.

Все перечисленное в той или иной степени характерно и для Калининградской области как части Российской Федерации.

Причины, специфические для Калининградской области:

· эксклавное положение;

· отсутствие значительных минеральных ресурсов (за исключением янтаря);

· преобладание отраслей рыбопромышленного комплекса, тогда как в мире приоритетными сферами для инвестиций являются отрасли высоких технологий и сфера услуг;

· сложившееся (и умело культивируемое определенными силами за рубежом) представление о регионе как о чрезмерно милитаризованном;

· слабая доступность для зарубежных инвесторов объективных и полных данных о ситуации в регионе (хотя за последнее время произошел большой сдвиг в этом направлении);

· отсутствие у абсолютного большинства предприятий в области бизнес-планов, соответствующих западным стандартам;

· нестабильность и недоработанность зонального законодательства, случаи внезапной отмены полученных ранее льгот;

· наличие серьезных конкурентов с почти таким же географическим положением (Польша и Литва). Надо отметить, что инвестиционный климат в соседних постсоциалистических странах лучше, чем в Калининградской области. Это определяется, в частности, сравнительной политической стабильностью, общей продвинутостью рыночных реформ (особенно в Польше и Эстонии). Не последнюю роль играют политические интересы индустриальных стран Запада, стремящихся вовлечь государства Центральной и Восточной Европы в свою экономическую, политическую и военную орбиту, а также культурно-религиозная близость населения этих стран Западу. Кроме того, законодательство соседних стран является более стабильным, чем российское, а часто и более продвинутым (в Польше и странах Балтии разрешена продажа земли иностранцам, в Польше и Литве приняты законы о СЭЗ и так далее). Главное отличие Калининградской области от стран Балтии заключается в том, что она не является суверенным государством и по важнейшим вопросам решения принимают в Москве.

Инвестиции – ключевая проблема не только для экономики Калининградской области, но и для всей российской экономики в целом. Причем это прежде всего инвестиции в производство.

Заключение

В ходе исследования, выполненного в данном реферате, мною были сделаны выводы о перспектива развития и привлечения инвестиций в Калининградскую область.

При анализе полученных результатов был выявлен ряд проблемных вопросов в экономике и управлении Калининградской области, требующих немедленного решения или, по крайне мере, начала каких-либо действий по улучшению ситуации.

Основной проблемой для развития экономики Калининградской области является то, что все соседи Калининграда, будучи государствами, имеют возможность принятия управленческих решений любого уровня, а власти нашей области, не имея достаточных полномочий, теряют в оперативности принятия решений, согласовывая их с федеральными органами. Поэтому Калининградская область проигрывает в конкурентной борьбе странам Балтии.

Органы государственной власти Калининградской области нуждаются в дополнительных правах по реализации мер региональной политики государства, и прежде всего закона об особой экономической зоне в Калининградской области. Эти права могли бы быть закреплены в дополнениях в Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. Не затрагивая вопрос о создании в составе России Балтийской республики, подобные дополнения позволили бы иметь области соответствующие права.

Кроме того, в настоящее время наиболее важной стратегической задачей, стоящей перед регионом, является устранение энергетической зависимости от сопредельных государств. Для этого необходимо реконструировать и восстановить небольшие электростанции на территории области.

Перечень проблем, с которыми Калининградская область столкнулась в процессе перехода к рыночным отношениям, можно продолжить и дальше, но ясно одно – без четкого определения стратегического выбора невозможно реанимировать экономику региона и России в целом, и последующий ход политико-экономических преобразований в России заставит органы государственного управления кардинальным образом пересмотреть свой подход к самому западному региону.

На основании вышеизложенного и проведенных исследований можно сделать вывод о том, что при правильном управлении и стабильной социально-экономической ситуации Калининградская область может достичь достаточно высокого уровня экономики.

Список использованной литературы

1. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – Калининград: Янтарный сказ, 1998. – 316с

2. Калининградская область: перспективы и размышления. Коллекция произведений. Институт Янтарного края. – Калининград, июль 2001. – 64с

3. Калининградская область. Природные ресурсы/ В.М. Литвин, Г.Н. Ельцина, В.П. Дедков; - Калининград: Янтар. сказ, 1999. – 189с

4. Региональные проблемы ускорения социально-экономического развития Калининградской области: Сб. науч. тр./ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1998. – 124с

5. Регион сотрудничества. Вып. 1. Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны/ А.П. Хлопецкий, С.Д. Козлов, Ю.С. Маточкин, Г.М. Федоров. – Калининград, 2001. – 28с

6. Регионоведение: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424с

7. Социально-географические исследования Калининградской области. Межвузовский сборник. – Калининград, Изд. Калинингр. ун-та, 1995. – 128с

8. Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1995. – 157с

9. Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В.С. Российский эксклав на Балтике: Калининградская область в Балтийском экономическом пространстве/ Под ред. Г.М. Федорова; Калинингр. ун-т. – Калининград, 1997. – 312с

10. Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона: Учебное пособие/ Калинингр. ун-т. – Калининград, 1999. – 159с