Главная              Рефераты - История

Турция 4 - реферат

Турция расположена в восточном полушарии. Основная часть территории Турции — 97% расположена в Азии и только 3% в Европе. Географическая особенность Турции — расположение на перекрёстке важных путей, с древности соединяющих Европу с Азией, черноморские страны и народы — с средиземноморскими. Ныне через территорию Турции пролегают шоссейные и железнодорожные магистрали, связывающие Европу со многими странами Азии.

Максимальная протяжённость турецкой территории с запада на восток — 1600 км, с севера на юг — 600 км. Основная часть территории страны приходится на Анатолийский полуостров (полуостров Малая Азия) между Чёрным и Средиземным морем. Турция граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном и Ираном; на юге — с Ираком и Сирией; и на западе — с Грецией, Болгарией. Турция омывается четырьмя морями: Чёрное, Средиземное, Эгейское и Мраморное. Европейская и азиатская части Турции отделены друг от друга водной системой, образующей морской проход из Чёрного моря в Эгейское и включающей Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы. В южной части Босфора и бухты Золотой Рог (Мраморное море) расположен один из красивейших городов мира и самый большой город Турции — Стамбул (бывший Константинополь).

Реки Турции: Аксу, Аракс, Ахурян, Большой Мендерес, Евфрат, Кура, Кызыл-Ирмак, Мурат, Тигр, Чорох.

Турция одна из немногих мусульманских стран, где религия отделена от светской власти. В 1928 года указом первого президента страны Мустафы Кемаля Ататюрка ислам престал считаться государственной религией. Но, несмотря на это, ислам остался главной религией страны и 99% населения Турции считают себя мусульманами. Подавляющее большинство мусульман здесь составляют сунниты 75% населения, это самое распространенное течение ислама не только в Турции, но и во всем мире. Около 20% населения являются приверженцами другого направления в исламе – шиизм, которое в Турции еще называют «алеви», т.е. последователи Али – воспитанника пророка Мухаммеда. Кроме мусульманского населения в Турции проживают христиане (в основном православные) и иудеи. Это свидетельствует о том, что современная Турция обладает высокой религиозной терпимостью. В Стамбуле (старое историческое название Константинополь) находится резиденция Вселенского патриарха, который считается верховным патриархом всех православных церквей мира.

Хотя официально ислам изъят из общественной жизни, он по-прежнему остается глубоко укоренившимся в сердце и разуме турецкого народа и определяет многие нюансы частной и общественной жизни страны. В каждом городе и поселении страны находится по крайней мере одна мечеть. Всего количество мечетей в стране около 72 тысяч - едва ли не самое большое количество по сравнению с другими мусульманскими странами...

В январе начинается священный месяц мусульманского календаря – Рамадан (Рамазан), месяц поста, милости и прощения. В это время мусульмане, соблюдающие пост, в дневные часы отказываются от всего, что доставляет удовольствие (еда, питье и даже курение). В темное время суток этот запрет не действует. Об окончании дневного воздержания сообщается по телевидению и радио. Тогда семья собирается вместе для торжественного ужина после поста – ифтара. Считается, что каждый накормивший вечером постящегося получит вознаграждение от Аллаха. Последние дни Рамадана напоминают традиционный ленинский субботник и посвящены генеральной уборке в домах и учреждениях. Начинается подготовка к трехдневному празднику разговения Ураза-байрам. Во время этого праздника турки ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками, традиционными блюдами и сладостями. В последний день праздника обычно посещают кладбище, вспоминают умерших родственников и возлагают венки. Также в этот день принято раздавать милостыню нищим.

Главный праздник мусульман - курбан-байрам (праздник жертвоприношения) наступает через два месяца и десять дней после начала Рамадана. Накануне этого праздника города заполняют стада овец. Их шкуры разукрашены красками, рога покрыты позолотой. Их продают в специальных местах, и носильщик на плечах через весь город приносит тушу животного к дому покупателя. Турки устраивают обильное угощение для соседей и гостей, а часть мяса принято раздавать беднякам.

Государственное устройство

Турция – унитарное государство со смешанной формой правления (в нём сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики). Действует Конституция 1982 г. По сравнению с предыдущей Конституцией 1961 г. она значительно усилила полномочия Президента Турции. Согласно Конституции Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством.

По форме правления Турция – смешанная (президентско-парламентская) республика особого типа. Политический режим – развивающаяся демократия. В 1991 г. отменен запрет на деятельность коммунистической партии Турции.

Законодательная функция в Турции принадлежит однопалатному парламенту (меджлису) – Великому национальному собранию Турции (ВНСТ), включающему в свой состав 550 депутатов.

Заседания меджлиса полномочны при наличии не менее 1/3 депутатов, а решения могут быть приняты голосами не менее 1/4 полного состава ВНСТ. Важнейшей функцией парламента является законодательная деятельность.

В исключительной компетенции ВНСТ находится право принимать, изменять и отменять законы. Помимо этого к полномочиям парламента относятся: контроль деятельности правительства и министров, предоставление Совету министров права принимать постановления с силой закона (делегированное законодательство); обсуждение и принятие Закона о государственном бюджете и финансах, разрешение на эмиссию денег; принятие решения об объявлении войны и заключении мира; право утверждения заключенных международных договоров и соглашений. ВНСТ принимает решение: о приведении в исполнение смертных приговоров суда; о всеобщих и частичных амнистиях (за исключением лиц, совершивших особо опасные государственные преступления).

Принятый меджлисом законопроект направляется Президенту, который утверждает закон в течение 15 дней или со своими замечаниями возвращает (за исключением законопроекта о бюджете) в меджлис. Если меджлис абсолютным большинством голосов еще раз примет законопроект, то Президент обязан его утвердить. Когда Президент считает законопроект неконституционным, а меджлис настаивает на его принятии, Президент может направить его в Конституционный суд, который выносит окончательное решение.

Исполнительная власть

Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров. По сложившейся традиции президент назначает лидера победившей на выборах партии премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц – министрами.

Конституция Турции не предоставляет Совету министров право самостоятельно издавать нормативные акты. Однако ограниченность его прав является лишь кажущейся, так как Совет министров инициирует издание множества постановлений по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, которые подписываются президентом и соответствующими министрами.

Совет министров несет коллективную ответственность перед меджлисом, который может вынудить уйти в отставку как все правительство, так и отдельного министра. Доверие обычно оказывается Премьер-министру. В результате вынесения вотума недоверия Премьер-министру, его отставки и привлечения к уголовной ответственности полномочия правительства прекращаются. В ситуации, когда правительство, сформированное сразу после всеобщих выборов или вместо ушедшего в отставку в результате вотума недоверия, в течение 45 дней не получит одобрения, Президент после консультации с Председателем меджлиса может объявить о роспуске парламента и о назначении новых всеобщих выборов.

Совет министров под председательством Президента, заручившись поддержкой Совета национальной безопасности, может объявить чрезвычайное или военное положение, состояние войны и мобилизацию как на всей территории, так и в отдельных регионах страны сроком на 6 месяцев. Решение правительства ввести чрезвычайное положение публикуется и выносится на утверждение ВНСТ.

Президент республики

Президент республики избирается 2/3 голосов полного состава членов ВНСТ путём тайного голосования. Президент может быть избран и не из числа депутатов, для этого необходимо письменное предложение 1/5 депутатского корпуса. Кандидат в президенты должен быть не моложе 40 лет, иметь высшее образование и обладать правом быть избранным в парламент. Конституция предписывает, что президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента.

Выборы президента начинаются за 30 дней до истечения срока его полномочий либо спустя 10 дней после освобождения поста президента и завершаются в течение 30 дней с даты начала выборов. Если в ходе двух первых туров голосования не удаётся обеспечить большинство голосов в 2/3 полного состава членов, проводится третье голосование, и избранным на пост президента считается кандидат, получивший при третьем туре голосования абсолютное большинство голосов. Если такого большинства не удаётся достичь, назначается четвёртый тур; если и в этом туре кандидат в президенты не наберёт абсолютного большинства голосов, то в этом случае «несговорчивый» парламент распускается и безотлагательно проводятся новые выборы в ВНСТ.

Президент играет решающую роль во всех сферах государственной жизни. Согласно Конституции он может выступать с программной речью на заседании ежегодно открывающейся (1 сентября) сессии парламента; вправе созвать парламент на внеочередную сессию, распустить его и назначить новые всеобщие выборы; утверждать принятые парламентом законопроекты; возвращать принятые законопроекты на повторное рассмотрение парламента (отлагательное вето); при необходимости выносить на референдум законопроекты, связанные с изменением Конституции, обратиться в Конституционный суд с требованием о пересмотре законов и постановлений правительства с силой закона, части, статей или всего внутреннего устава парламента, если они, по его мнению, противоречат Конституции.

Младотурецкая революция 1908 и её последствия.

Крушение Османской империи (70-е гг. 19 в. - 1918).

С 70-х гг. Турция постепенно превращается в полуколонию империалистических держав, но нарастание острых межимпериалистических противоречий на Балканах и Ближнем Востоке помешало окончательному разделу турецких владений. К прежним факторам, ускорившим распад и финансовое закабаление Османской империи, добавлялось насильственное втягивание её не только в мировой капиталистический рынок, но и в мировое капиталистическое производство. Однако экономика Турции развивалась однобоко. Росли иностранные концессионные предприятия, открывались иностранные банки. Иностранцы вкладывали капиталы в добывающую промышленность и в те отрасли обрабатывающей промышленности, которые были заняты переработкой экспортных культур.

По уровню промышленного развития Турция находилась на последнем месте в Европе и на одном из последних мест в Азии. Количество рабочих, занятых в промышленности и на транспорте, не превышало 40-50 тыс. чел. Опасаясь нового вмешательства держав (в связи с национально-освободительными восстаниями 70-х гг. в Герцеговине, Боснии, Болгарии и финансовым банкротством Турции), примкнувший к "новым османам" государственный деятель Турции Мидхат-паша вместе с некоторыми др. членами правительства организовал государственный переворот (30 мая 1876), в результате которого султан Абдул-Азиз (правил в 1861-76) был свергнут, фактическая власть перешла к Мидхат-паше и сотрудничавшим с ним "новым османам".

Султан Абдул-Хамид II (правил в 1876-1909) утвердил разработанный Мидхатом-пашой и Намыком Кемалем проект конституции, и 23 дек. 1876 "конституция Мидхата" была торжественно обнародована. Однако уже в начале 1877 султан сместил Мидхат-пашу с поста великого везира, подверг репрессиям большинство "новых османов", а в феврале 1878 распустил избранный согласно конституции парламент и установил самодержавный деспотический режим ("зулюм").

Поражение Турции в русско-турецкой войне 1877- 1878 фактически привело к почти полному крушению турецкого господства на Балканах. Берлинский конгресс 1878 признал независимость большинства балканских народов. В 1881 Франция захватила Тунис, в 1882 Великобритания оккупировала Египет (в 1914 объявлен брит, протекторатом). В 1881 иностр. кредиторы вынудили султана дать согласие на учреждение ими Управления Оттоманского государственного долга, в ведение которого перешли наиболее существенные доходы Турции и контроль над её финансами.

Иностранное влияние проникло также в армию, жандармерию, флот, таможенное и др. ведомства Турции. Стремясь удержать подвластные народы в повиновении, Абдул-Хамид II жестоко преследовал малейшие проявления свободомыслия, разжигал национальную и религиозную вражду, провоцировал столкновения между мусульманами и христианами. В 90-х гг. по указу Абдул-Хамида II в Самсуне и др. округах Малой Азии, а также в Стамбуле были организованы жестокие армянские погромы, во время которых погибло несколько сот тысяч армян. Однако "зулюм" не мог остановить рост прогрессивных сил в стране. В конце 19 в. политическими преемниками "новых османов" выступили младотурки, первой организацией которых был учреждённый в 1889 тайный комитет "Единение и прогресс".

Созреванию революционной ситуации в Турции содействовали усиление в нач. 20 в. национально-освободительной борьбы балканских народов и связанное с этим обострение Восточного вопроса, общий революционный подъём на Востоке под влиянием Революции 1905-07 в России, положившей начало "пробуждению Азии". Опираясь главным образом на офицерство, младотурки подняли в июле 1908 вооруженное восстание, заставившее султана Абдул-Хамида II восстановить действие конституции 1876 и созвать парламент (Младотурецкая революция 1908). Однако своей политикой, направленной на ограничение революции, младотурки облегчали выполнение замыслов внутренней и внешней реакции.

В апр. 1909 реакционные круги организовали в Стамбуле контрреволюционный мятеж с целью восстановления неограниченной власти султана. Попытка не удалась, и Абдул-Хамид II лишился трона (султаном парламент избрал безвольного Мехмеда V), но с этого времени сами младотурки стали переходить на реакционные позиции. Заняв министерские, парламентские и административные посты, они установили диктаторский режим, мало отличавшийся от "зулюма". Половинчатые реформы младотурок не изменили классовой сущности феодально-клерикального строя Османской империи. Когда освободительная борьба охватила почти все нетурецкие области империи (Балканы, арабские и армянские земли и др.), а итало-турецкая война 1911-12 и Балканские войны 1912-13 окончательно разрушили иллюзию османизма, младотурки стали проповедовать реакционные идеи пантюркизма. Они также широко использовали лозунги панисламизма. Младотурки не облегчили и положения турецких трудящихся масс.

Проведённый в 1913 кадастр, закрепив частную собственность на землю, усилил обезземеливание крестьян. Забастовки рабочих подавлялись властями, преследовались демократические и социалистические организации, возникшие в Турции после младотурецкой революции. После итало-турецкой войны Турция потеряла свои последние владения в Африке -Триполитанию и Киренаику, а также Додеканесские острова. В результате Балканских войн 1912-13 европейские владения Турции были ограничены Восточной Фракией с Эдирне. С нач. 1914 власть в Турции сосредоточилась в руках младотурецких лидеров во главе с Энвером-пашой, Талаатом-пашой и Джемалем-пашой. Оторванный не только от народа, но и от основных слоев национальной буржуазии, этот "триумвират" в 1914 вовлёк Турцию в 1-ю мировую войну 1914-18 на стороне Германии.

Война для Турции окончилась полным поражением. Внутри страны младотурки применяли жестокий террор. В 1915 под предлогом высылки из прифронтовой полосы младотурецкие власти истребили свыше 1 млн. армян. В стране росло недовольство младотурецким режимом. В армии усиливалось возмущение хозяйничаньем германских империалистов. После Октябрьской революции 1917 в России Турция имела возможность выйти из войны, но младотурецкие правители вопреки национальным интересам Турции ещё целый год продолжали войну против Советской России; несмотря на заключение Брестского мира 1918, втянули страну в антисоветскую интервенцию на Кавказе.

Начавшееся в сент. 1918 наступление держав Антанты на Палестинском и Македонском фронтах вынудило султанское пр-во 30 окт. 1918 сдаться на милость победителей (Мудросское перемирие 1918). Фактически это был конец Османской империи. Энвер-паша и др. младотурецкие лидеры эммигрировали, партия "Единение и прогресс" самоликвидировалась.

Национально-освободительная революция и создание Турецкой Республики (1918-23)

Империалисты Антанты, не удовлетворившись отторжением от Османской империи арабских земель, стремились покончить с существованием самой Турцией, территория которой привлекала их и как объект колониальной эксплуатации, и как плацдарм для развёртывания антисоветской интервенции. После подписания Мудросского перемирия началась оккупация Анатолии войсками Великобритании, Франции, Италии и Греции. Державы Антанты назначили в Стамбул своих верховных комиссаров, восстановили режим капитуляций, отменённый в начале войны, взяли под свой контроль банки, фабрики, рудники, жел. дороги и гос. учреждения. Всё это нанесло тяжёлый удар по экономич. интересам различных слоев турецкого общества. "...Грабеж, на который империалистические правительства осудили Турцию, вызвал отпор, заставивший самые мощные империалистические державы убрать руки прочь" (Ленин В.И., Полн.собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 354).

Во главе антиимпериалистического лагеря, объединявшего почти все слои турецкого общества, находилась анатолийская, преимущественно торговая буржуазия, заметно укрепившаяся за годы мировой войны. Огромное значение для развития национально- революционного движения в Турции имели антиимпериалистические идеи Октября, успехи Советской России в борьбе с империалистической интервенцией, проводившейся теми же державами, которые вели борьбу против Турции. В качестве идеологов анатолийской буржуазии выступили представители патриотической интеллигенции, в первую очередь военной.

Из среды офицерства вышел руководитель турецких националистов Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), по имени которого всё движение стали называть кемалистским (Кемалистская революция). Начальным этапом деятельности кемалистов была организация национальных сил, группировавшихся в обществах "защиты прав". Созданный на Сивасском конгрессе обществ (1919) Представительный комитет явился по существу первым временным правительством новой Турции. Созванный по требованию кемалистов в янв. 1920 в Стамбуле парламент принял декларацию независимости Турции. ("Национальный обет").

В ответ войска империалистических держав Антанты оккупировали Стамбул. Парламент был разогнан, многие общественные и политические деятели арестованы. Империалистические державы во главе с Великобританией рассчитывали быстро расправиться с национально-освободительным движением в Турции. Навязав султанскому правительству Севрский мирный договор 1920, расчленявший и закабалявший Турцию, они приступили к его насильственному проведению в жизнь, организовали открытую вооружённую интервенцию и поручили её проведение Греции (Греко-турецкая война 1919-22), которая по Севрскому договору должна была получить большие территориальные приращения за счёт Турции.

Действия держав Антанты вынудили кемалистов стать на путь решительной борьбы с оккупантами. 23 апр. 1920 в Анкаре, куда из Сиваса в кон. 1919 было перенесено местопребывание Представительного комитета собрался новый парламент (Великое национальное собрание Турции, ВНСТ), объявивший себя единственной законной властью в стране. Первой внешнеполитичческой акцией ВНСТ было обращение его председателя Кемаля Ататюрка к Советскому правительству с предложением об установлении дипломатических отношений между Турцией и Советской Россией и с просьбой оказать Турции помощь в её борьбе против империализма. Советское правительство дало на обращение Ататюрка положительный ответ, первым признало правительство борющейся Турции (2 июня 1920) и оказало турецкому народу существенную помощь деньгами (св. 10 млн. руб. золотом), значительным количеством вооружения и боеприпасов, средствами связи и др.

Советская помощь имела также большое морально-политическое значение. Она показала турецкому народу, что он не одинок в своей борьбе и пользуется сочувствием самых прогрессивных. сил мира. 16 марта 1921 в Москве был подписан договор между РСФСР и Турцией О дружбе и братстве. Московский договор, а также Карсский договор 13 окт. 1921 между Турцией и советскими республиками Закавказья и договор 2 янв. 1922 между Турцией и УССР (подписанный в Анкаре во время пребывания там миссии М. В. Фрунзе), заложив прочную основу советско-турецкой дружбы, принесли большую пользу обеим сторонам и сыграли важную роль в достижении турецким народом победы над империалистическими интервентами. В своей нац.-освободит, войне тур. народ проявил героизм и сплочённость. Остановив в 1921 наступление греческой армии, турецкие войска в авг. 1922 перешли в наступление и нанесли интервентам полное поражение.

Вся Анатолия была освобождена от иностранных оккупантов. 6 окт. 1923 тур. национальная армия вступила в Стамбул. Лозаннский мирный договор 1923, заменивший аннулированный Севрский договор, несмотря на содержавшиеся в нём некоторые уступки империалистическим державам, ознаменовал международное признание независимости Турции. В ходе освободительной борьбы турецкого народа решались задачи буржуазно-националистической революции. Кемалисты ограничили её теми реформами, которые были необходимы турецкой буржуазии и помещикам. Вынесшее на себе всю тяжесть войны турецкое крестьянство не получило ни земли, ни освобождения от помещичьей эксплуатации и ростовщической кабалы [феодальный натуральный налог ашар ( Ушр) был отменён лишь в 1925). Не были удовлетворены и социально-политические требования рабочего класса.

Основанная в 1920 Коммунистическая партия Турции (КПТ) подвергалась преследованиям и террору. Руководящее ядро кемалистов во главе с Ататюрком стремилось реорганизовать государственный строй, приобщить Турцию к европейской буржуазной цивилизации и обеспечить самостоятельное экономическое развитие страны. По окончании военных действий ВНСТ приняло (1 нояб. 1922) закон об упразднении султаната, а 29 октября 1923 Турция была провозглашена Республикой. Дальнейшие преобразования, произведённые под руководством Ататюрка, и основание им в 1923 Народно-республиканской партии (НРП) завершили построение на развалинах Османской феодально-клерикальной империи нового национального буржуазного государства.