Главная              Рефераты - История

Упадок Османской империи - курсовая работа

Упадок Османской империи


План

Введение

1. Аграрные отношения. Разложение ленной системы

2. Политический строй Османской империи. Роль ислама

3. Упадок культуры

4. Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам

5. Зарождение «восточного вопроса»

6. Война с Россией


Введение

К началу нового времени Турция являлась центром обширной Османской империи, включавшей территории в Европе (Балканский полуостров, Крым с прилегающими районами Причерноморья и Приазовья), Азии (Малая Азия, Аравия, Ирак — Meсопотамия, Сирия, Палестина, часть Закавказья) и Северную Африку.

Вся структура феодального турецкого государства была подчинена интересам ведения захватнических войн. К. Маркс считал, что Османская империя была «единственной подлинной военной державой средневековья» *. Военным успехам турок, создавших сильную армию, способствовала благоприятная для них международная обстановка: распад монгольской державы,, упадок Византии, противоречия между государствами средневековой Европы.

Но созданная турками огромная империя никогда не имела прочной экономической или национальной основы. Господствующая народность — турки — составляла меньшинство ее населения. В конце XVI—начале XVII столетия начался затяжной кризис феодальной Османской империи, определивший ее упадок и облегчивший в дальнейшем проникновение европейских колонизаторов в Турцию и другие страны, находившиеся под османским господством.


1. Аграрные отношения. Разложение ленной системы

В различных районах обширной империи аграрные отношения имели свои особенности, но в целом они определялись военно-ленной системой, сложившейся у турок в XIV столетии.

Как правило, все завоеванные турками земли делились на три категории: 1) лены, под которые рри каждом завоевании отводилось около половины (по размеру дохода) захваченных земель, 2) коронные земли, составлявшие соответственно около одной пятой, и 3) церковные земли — вакуфы, на которые тоже приходилось около одной пятой. Одна десятая часть завоеванных земель предназначалась для содержания крепостных гарнизонов. Кроме того, существовали частновладельческие земли, но их было немного.

Ленные земли получали турецкие феодалы (сипахи) за службу в кавалерии. Сипахи обязаны были являться на войну с определенным числом вооруженных всадников, пропорционально доходу с лена. Часть коронных земель раздавалась в ленное владение феодалам, занимавшим высшие должности в государственном аппарате. Запрещалось соединение нескольких ленов в одних руках. Передача лена от отца к сыну производилась лишь по специальному указу султана, если наследник нес военную службу. В первые столетия существования Османской империи турецкие феодалы, как правило, сами хозяйством не занимались, ограничиваясь получением ренты-налога с крестьян своего лена. Они исправно служили в султанской армии, и военная добыча, дань, рабы были для них главным источником обогащения.

Однако в таком виде османское военно-ленное землевладение просуществовало недолго. В XVI перестал осуществляться запрет иметь одному лицу несколько ленов. В XVII b. уже складывается крупное феодально-помещичье землевладение. Многие сипахи становились помещиками, заинтересованными в хозяйственной эксплуатации своих ленов и потерявшими интерес к несению военной службы, другие разорялись. Лены приобретали придворные султана, местная феодальная знать, ростовщики, не имевшие никакого отношения к военной службе.

Одновременно значительно расширилась площадь вакуфных земель. Зачастую разоряющиеся ленники и мелкие землевладельцы, опасаясь полной потери всех своих земель, передавали мусульманскому духовенству свои угодья, сохраняя пользование ими на правах аренды. К концу XVIII в. в распоряжении мусульманского духовенства было уже две трети всех обрабатываемых земель.

Юридически турецкие крестьяне-мусульмане считались свободными. Они были наследственными держателями своего надела. В первые века существования Османской империи эксплуатация крестьян сводилась главным образом к получению владельцами ленов натурального налога — ашара, номинально составлявшего десятую часть урожая — «десятину», но на деле в несколько раз превышавшего ее. По мере изменения характера ленного землевладения резко усилилась эксплуатация турецкого крестьянства. Помещики вводили новые произвольные поборы и отработки. Установился порядок, при котором помещик имел право в течение пятнадцати (позднее — десяти) лет требовать возвращения бежавшего крестьянина. Если крестьянин по каким-либо причинам три года не обрабатывал свой надел, помещик мог отобрать его.

Усилившаяся феодальная эксплуатация крестьянства сопровождалась введением многочисленных новых государственных налогов и повинностей. Были введены налоги на скот, на зимние и летние пастбища, на ульи и т. п. Крестьяне обязаны были содержать находившихся на постое чиновников и солдат. Был введен даже специальный налог «на зубы». Он мотивировался тем, что выезжавшие в деревни сборщики налогов и чиновники, которых местное крестьянское население должно было кормить, будто бы стачивали о грубую крестьянскую пищу зубы. Французский просветитель Вольней, посетивший Османскую империю в 80-х годах XVIII в., писал о положении турецкого крестьянства: «Владея большей частью земель, феодалы сдают эти земли только на обременительных для крестьян условиях. Они требуют от крестьян половину или две трети урожая. Постоянные притеснения сопровождаются тысячей эпизодических обид: то оштрафуют всю деревню за какой-нибудь проступок, то введут новую барщину, то требуют подарки по случаю прибытия правителя, то забирают траву для его лошадей... Кроме того, надо дать ночлег всем воинам, проходящим через деревню или доставляющим приказы властей».

Особенно тяжелым было положение крестьян угнетенных народов империи.

В захваченных турками странах Балканского полуострова феодальный гнет помещиков тесно переплетался с национальным и религиозным угнетением. Крестьянство Балкан, исповедовавшее христианство, подвергалось жестокой эксплуатации турецких и своих собственных феодалов, принявших ислам. Помимо уплаты повышенного поземельного налога и выполнения многочисленных повинностей они обязаны были вносить особую подушную подать. Немусульманские подданные султана презрительно именовались «райя» («стадо»). Райя не имели права служить на государственной службе, искать защиты в суде, носить оружие. Одежда их должна была отличаться от одежды мусульман.

Исповедовавшее ислам арабское население Аравийского полуострова, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, Ливии, Туниса и Алжира также подвергалось двойной эксплуатации — со стороны турецких и своих собственных феодалов.

На территории Османской империи существовали крупные города с развитым ремесленным производством. Хлопчатобумажные и шерстяные ткани, шелка, атлас и бархат, ковры, клинки и разное оружие, парфюмерия и изделия из слоновой кости славились далеко за ее пределами. Стамбул, Измир насчитывали десятки тысяч ремесленников. Ремесленники объединялись в цехи, которые напоминали цехи средневековой Европы. Строго регламентировались приемы труда, размеры производства, распределение заказов. Каждый цех возглавлялся старшиной — шейхом. В некоторых городах в XVIII в. появились первые мануфактуры.

Ремесленники работали как на заказчиков-феодалов, так и на рынок, сбывая свою продукцию купцам. Росла торговля, которая сосредоточивалась главным образом в руках купцов портовых городов. Из Османской империи вывозились изделия ремесленников, некоторые виды сырья и продовольствия. Из Европы и Восточной Азии ввозились предметы роскоши, оружие. Кроме того, через Турцию велась довольно оживленная транзитная торговля между Европой и странами Восточной Азии.

Однако господствовавшие в Османской империи феодальные порядки препятствовали развитию ремесла и торговли и формированию капиталистического уклада. Так же как в Индии, города Османской империи в основном обслуживали армию, султана, феодалов. Турецкий город являлся как бы хозяйственным дополнением военно-административной ставки султана или правителя области. В случае войны цехи выделяли мастеров и подмастерьев, сопровождавших армию. С действующей армией отправлялись и торговцы, крупнейшие из которых становились откупщиками-интендантами.

Вследствие господства в турецкой деревне натурального хозяйства экономические связи между городом и деревней были незначительными. Уровень техники у ремесленников и в мануфактурах был низким.

Серьезные затруднения испытывала и торговля. Существовали внутренние таможни, облагавшие товары многочисленными пошлинами. В каждой провинции были свои меры длины и веса. Правительство систематически выпускало обесцененную монету. Один из французских дипломатов, посетивших Турцию, отмечал, что «монета испорчена до такой степени, что фальшивомонетчики работают ныне в Турции к выгоде населения: каков бы ни был применяемый ими сплав, все равно монета чеканки Великого сеньора (султана) еще ниже по стоимости».

Все это препятствовало дальнейшему развитию ремесла и торговли. Уже в XVII и особенно в XVIII в. появились явные признаки упадка ремесла.

2. Политический строй Османской империи. Роль ислама

Сложившаяся в первые столетия существования Османской империи политическая надстройка вскоре стала одним из решающих препятствий для прогрессивного развития турецкого народа и других народов империи.

Неограниченным правителем страны, пользовавшимся деспотической властью, был султан (падишах). Его власть освящалась религией ислама.

Ислам возник в Западной Аравии в начале VII в. н. э. Его основателем и автором священной книги мусульман — Корана — считается Мухаммед (Магомет). Мусульмане почитают единого бога — Аллаха, который «не родил и не рожден, и никого не было равного ему». Мухаммед же почитается как величайший пророк, последний посланник Аллаха. Он возглавлял первую религиозную общину мусульман. Его преемниками стали халифы — «заместители посланника Аллаха на земле Мухаммеда». Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение, совершать молитвы, соблюдать пост, отправляться паломником в святые места. Религиозным подвигом объявлялся джихад — «священная война» во имя распространения ислама. Арабские завоевания способствовали широкому распространению ислама в Азии и Африке.

Со временем в исламе сложились различные направления. Основным и ортодоксальным считался суннизм, который исповедовали турки. Кроме Корана сунниты признают и почитают сунну, содержащую рассказы о деятельности пророка Мухаммеда. Турецкие султаны утверждали, что после завоевания турками в начале XVI в. Египта потомки арабских халифов, проживавшие в Каире, объявили своими преемниками турецких султанов. Последние стали носить титул султанов-халифов и считаться религиозными руководителями всех мусульман мира. Султан назначал визирей (министров) и наместников, являлся верховным главнокомандующим, возглавлял правительство, носившее по имени дворца, в котором оно размещалось, официальное название «Баб-и-Али» («Высокие врата»). В Европе турецкое правительство, а иногда и саму Турцию стали называть «Оттоманской Портой», «Блистательной Портой» или просто «Портой» *. Все государственные служащие (кроме духовенства) считались рабами султана, этим подчеркивалась неограниченная власть последнего над жизнью и имуществом всех своих подданных. Двор султана-халифа с его многочисленной челядью и гаремами насчитывал около 12 тыс. человек. В числе придворных были такие чины, как начальники белых и черных евнухов, главный астролог, хранитель парадной шубы султана, хранитель султанской чалмы, стражи султанского соловья и попугая и т. д. Каждому из них полагалось огромное жалованье.

Османская империя делилась на области и вассальные земли (в Африке и Аравии). Наместники земель и областей — эмиры и паши — объединяли в своих руках военную и гражданскую власть.

Турецкие феодалы видели одну из опор своего господства в разжигании мусульманского религиозного фанатизма. Их захватнические походы не раз провозглашались «священной войной» против «неверных». Высшее мусульманское духовенство играло большую роль в управлении империей. Духовные суды рассматривали дела на основе религиозных законов. Представители высшего мусульманского духовенства могли и непосредственно влиять на политику правительства, ибо только они имели право давать специальное заключение о соответствии того или иного правительственного акта Корану. Такое заключение (фетва) являлось обязательным для всех, включая и самого султана. Султан мог сместить высшее духовное лицо — шейх-уль-ислама — и назначить на его место другого, но он не мог отменить фетву. В пользу высшего духовенства поступали огромные доходы с вакуфных земель.

Султан, правители областей и вассальных земель, многочисленная свора чиновников различных рангов жестоко расправлялись с малейшим проявлением протеста со стороны турецкого крестьянства и угнетенных народов. В стране царил произвол, господствовал кровавый, деспотический режим.

В XVII и особенно в XVIII в. Османская империя находилась в состоянии глубочайшего внутреннего кризиса. Изменение характера военно-лепного землевладения, резкое усиление эксплуатации крестьянства определили застой и упадок производительных сил страны. Разоряемое неограниченными поборами, крестьянство иной раз лишено было возможности обеспечить хотя бы простое воспроизводство в своем хозяйстве. Многие тысячи крестьян бежали с насиженных мест. Заброшенными оказались целые деревни. Поля зарастали кустарником, превращались в «мертвые земли».

Ухудшение положения народных масс вызывало растущее недовольство, выливавшееся в стихийные антифеодальные выступления. В 1730 г. в Стамбуле вспыхнуло восстание городского населения столицы, возглавленное бывшим матросом, продавцом тряпья Патрона-Халилом. Восставшие требовали удаления и казни ненавистных представителей султанской администрации. В течение нескольких недель столица фактически находилась под контролем восставших.

После подавления восстания Патрона-Халила в различных районах империи не раз вспыхивали восстания крестьянства угнетенных народов. Антифеодальная борьба этого крестьянства тесно переплеталась с борьбой против национального и религиозного гнета. Крестьянские восстания носили преимущественно локальный характер.

Фактическое превращение пожалованных ленных владений в наследственные ослабило зависимость турецких феодалов от центральной власти султана. Постепенно местные эмиры и паши стали признавать власть султана лишь номинально. Правители балканских провинций превратились в самостоятельных князьков. Некоторые из них даже чеканили свою монету. В Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Северной Африке султана признавали верховным правителем, но отправка налогов и солдат в распоряжение османского правительства из этих областей была прекращена. Собственно турецкая территория — Анатолия (Малая Азия) — находилась под властью нескольких знатных семей. Центральное правительство могло принимать серьезные политические решения, лишь заручившись поддержкой крупных местных феодалов.

3. Упадок культуры

В прошлом турецкий народ создал замечательные памятники культуры. В XV — XVI вв. турецкие зодчие, и в первую очередь Синан, воздвигли сооружения, представляющие собой выдающиеся произведения турецкой архитектуры. Османских архитекторов приглашали в другие страны. Они построили один из дворцов Великих Моголов, ряд сооружений в Дели, Лахоре, Агре. Турецкая военная музыка получила распространение во многих европейских странах. Сложилась оригинальная турецкая поэзия.

Однако глубокий социально-экономический кризис, охвативший Османскую империю в XVII—XVIII вв., губительно отразился на развитии турецкой национальной культуры. Наука, литература, искусство пришли в упадок. Еще более непроходимой стала пропасть между чуждой народу культурой господствующих классов и трудящимися массами. При султанском дворе, во дворцах феодалов крайний мусульманский религиозный фанатизм сочетался с подражанием западноевропейским королевским дворам. В Стамбуле строили здания в стиле искаженного барокко, появились нелепые, уродливые сооружения, в которых механически сочетались различные стили. Исходивший от мусульманского духовенства запрет изображать живые существа препятствовал развитию изобразительного искусства. Первые турецкие типографии, созданные в XVIII в., печатали главным образом богословские трактаты. В книгах и официальных документах употреблялся непонятный турецкому народу литературный язык, состоявший на девять десятых из арабских и персидских слов. Просвещение и школа находились в руках духовенства. Грамотных людей было очень мало. В этих трудных условиях народные массы Турции сохраняли и развивали свою национальную культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества.

Кризис феодальных отношений затронул все стороны жизни Османской империи. Экономический упадок, естественно, привел и к упадку политического и военного могущества (с середины XVII в.). Сократилась численно и утратила былые боевые качества турецкая кавалерия — сипахи. Изменился характер янычарского корпуса, в свое время игравшего в турецкой армии еще более важную роль, чем сипахи.

Янычары прежде были профессиональными воинами. Их ряды пополнялись принудительным набором наиболее выносливых христианских мальчиков, обращаемых в ислам. Они с детских лет обучались военному делу и воспитывались в духе мусульманского фанатизма. Янычарам запрещалось иметь семьи, заниматься ремеслом или торговлей. Воспитанные как профессиональные воины, получая хорошее жалованье и пользуясь многими привилегиями, янычары были надежной опорой турецких султанов в осуществлении завоеваний и зверских расправ с угнетенными народами империи. Но со временем янычары стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей. Пополнение начало производиться из детей янычар. Янычарские патенты с их привилегиями стали предметом купли-продажи. Янычары устраивали дворцовые перевороты, смещали неугодных визирей и султанов. Они не желали подчиняться дисциплине и решительно выступали против нововведений и перестройки армии. Их былые боевые качества были потеряны.

Разложение турецкой армии сказалось на результатах многочисленных войн, которые продолжала вести Османская империя.

В 1664 г. венгры и австрийцы нанесли поражение турецкой армии при Сёнтготхарде (Венгрия). Когда в 1683 г. турки развернули наступление на Вену, они были разгромлены пришедшей на помощь австрийцам армией польского короля Яна Собеского.

Эти военные поражения были результатом начавшегося социально-экономического кризиса Османской империи. «...Нет абсолютно никаких оснований считать,— писал К. Маркс,— что упадок Турции начался с того момента, когда. Собеский оказал помощь австрийской столице». Маркс объяснял поражение турок тем, «что организация Турецкой империи находилась тогда в состоянии разложения и что уже за некоторое время до этого эпохе оттоманского могущества и величия быстро приходил_конец»*.

Сразу же после поражения турок под Веной Австрия, Польша и Венгрия заключили против них военный союз, к которому присоединилась Россия. Участники коалиции нанесли туркам несколько новых поражений. Турецкие захватчики были изгнаны из Венгрии. Потеря завоеванных территорий, в свою очередь, углубляла кризис, переживаемый Османской империей.

Главная и решающая причина упадка Османской империи крылась в особенностях ее социально-экономического развития, породивших глубокий конфликт между потребностями экономического развития и сковывавшими его феодальными производственными отношениями.

4. Политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам

османская империя турция

Упадок Османской империи продемонстрировал реакционный характер многонационального государства, в котором многие народы порабощались и истреблялись турецкими феодалами.

Османская империя отличалась от многонациональных государств Восточной Европы. Образование Османской империи не было вызвано потребностями совместной обороны входивших в нее народов. Наоборот, она возникла в результате захватнических походов турок-османов. Турки порабощали и угнетали многие передовые и культурные народы — болгар, сербов, венгров, румын, молдаван, греков, грузин, армян. Турецкие султаны лишили самостоятельности арабов, внесших большой вклад в развитие культуры. Существование Османской империи не привело к сколько-нибудь значительному экономическому или культурному сближению между турками и другими народами. Дальнейшее сохранение ее стало тормозом развития не только угнетенных народов, но и самого турецкого народа, ибо ассимиляторская, угнетательская политика турецких феодалов способствовала насаждению самых реакционных абсолютистско-деспотических порядков и на собственно турецких территориях.

Турецкий гнет вызывал сильный отпор со стороны славян, греков, албанцев, молдаван, армян, грузин, развернувших мощное освободительное движение. Усилилась и борьба арабских народов против ига турецких феодалов. Все это, в свою очередь, стало одним из решающих факторов прогрессирующего ослабления и упадка Османской империи.

Турецкая агрессия в Причерноморье и Приазовье стала препятствием для государственного развития русского, украинского и других народов России. Воссоединение украинского народа с Россией позволило положить конец турецким захватам. Когда в 1677 г. турки, заручившись поддержкой европейских держав, начали войну с целью захвата Украины, русские войска и украинское казачество отбросили их за Буг.

В результате русско-турецких войн XVIII в., и особенно войны 1768—1774 гг., был нанесен серьезный удар господству турок в Европе. Согласно подписанному в 1774 г. Кучук-Кайнарджийскому мирному договору Крым был объявлен независимым от Турции (в 1783 г. он был присоединен к России) России были возвращены земли между Днепром и Бугом; Черное море и проливы были открыты для русского торгового мореплавания; Россия приобрела право покровительства господарям Молдавии и Валахии и постройки в Стамбуле церкви, а султан обязался обеспечить «твердую защиту христианскому закону и церквам оного».

Русско-турецкая война 1768—1774 гг. и Кучук-Кайнарджий-ский договор ярко продемонстрировали слабость Османской империи и способствовали росту освободительного движения угнетенных народов против турецкого гнета.

Упадок Османской империи создавал благоприятную обстановку для проникновения иностранных колонизаторов. Французские, английские и другие европейские купцы появились в Османской империи еще в XVI столетии. В XVIII в. отношения Турции с европейскими державами начали приобретать неравноправный характер.

Важным орудием иностранного проникновения в Османскую империю явился режим капитуляций — так назывались документы, содержащие перечень привилегий, предоставляемых турецкими султанами иностранным купцам.

Первые капитуляции относятся еще к XVI в., когда турецкий султан Сулейман Великолепный и французский король Франциск I заключили политический договор о союзе и торговую конвенцию, предоставлявшую французским купцам особые льготы на Ближнем Востоке. Такие же права получили от султана и некоторые другие европейские государства. Эти капитуляции еще не носили характера неравноправных договоров. Торговые льготы иностранцам объяснялись главным образом заинтересованностью Турции в расширении внешней торговли. Право консульской юрисдикции, т. е. такой порядок, когда иностранные купцы были неподсудны турецким судам, а их дела рассматривали дипломатические представители соответствующих европейских держав, вытекало из особенностей законодательства Османской империи, носившего религиозный характер и не признававшего права за иноверцами обращаться в мусульманский суд. Это были средневековые акты, регулирующие взаимоотношения купцов — христиан и мусульман.

Но в дальнейшем капитуляции приобрели иной характер. В 1740 г. правительство Османской империи предоставило Франции «генеральную капитуляцию», которая «возобновляла, подтверждала и дополняла» все старые капитуляции. Султан признавал бессрочное действие капитуляции и обязался «от своего имени и от имени всех своих преемников» не допускать ничего противоречащего ей. Вслед за Францией такие же обязательства получили и другие европейские державы. Подобные привилегии получила и царская Россия по Кучук-Кайнарджийско-му договору. Капитуляционные привилегии стали носить характер международного обязательства Османской империи, а капитуляционный режим был закреплен навечно.

Иностранные товары облагались ничтожной пошлиной, иностранцы освобождались от налогов, получили право расплачиваться своей валютой по выгодному для них курсу и т. п. Ряд привилегий был предоставлен миссионерам.

Капитуляционный режим позволил иностранному капиталу захватить к концу XVIII в. важные торговые позиции в Османской империи. Преобладающее положение в торговле на Ближнем Востоке занимала тогда Франция, имевшая торговые фактории в Сирии и на западном побережье Эгейского моря. Большое количество французских купцов вело торговые операции через Измир. Видную роль играл также английский капитал.

Из Европы в Турцию ввозились ткани и другие промышленные товары. Из Турции вывозились хлопок, шерсть, кожи, табак, хлеб, растительное масло и т. п.

Внешняя торговля фактически была монополизирована в руках иностранцев. Иностранный капитал начал влиять на внутреннюю торговлю. В портовых центрах формировалась компрадорская буржуазия, главным образом нетурецкой национальности (греки, армяне, евреи).

Таким образом, со второй половины XVIII в. глубокий кризис и упадок Османской империи происходили уже в условиях начавшегося проникновения иностранных колонизаторов. Политика европейских держав становилась важным фактором, определявшим судьбы Османской империи.


5. Зарождение «восточного вопроса»

Единственным прогрессивным путем, по которому могло пойти развитие народов Османской империи, была ее ликвидация в результате революционной освободительной борьбы всех народов империи и образования на ее развалинах жизнеспособных национальных государств, в том числе и независимого национального государства турецкого народа. В среде угнетенных народов, особенно на Балканах, уже росли революционные силы, начиналось национально-освободительное движение.

Но великие державы Европы стремились, используя слабость и упадок Османской империи, захватить ее «наследство», подчинить ее обширные территории. Ввиду большого стратегического, экономического и политического значения территорий, входивших в состав Османской империи, в решении вопроса о ее судьбе уже в конце XVIII в. оказались заинтересованными господствующие классы Англии, Франции, России, Австрии. Каждая из этих держав выдвигала свои притязания и не желала, допустить политического или экономического преобладания конкурентов. Так возник «восточный вопрос».

Содержание «восточного вопроса» не исчерпывалось агрессивными устремлениями великих держав. Важнейшей составной его частью была борьба порабощенных народов Османской империи против турецкого гнета, за национальную независимость и образование самостоятельных государств.

Одной из причин искусственного сохранения Османской империи была политика европейских держав, и в первую очередь. Англии и Франции. Стремясь к захвату территории Османской империи, Англия и Франция поддерживали султанское правительство в его борьбе с национально-освободительным движением угнетенных народов. Они стремились к сохранению с каждым годом слабеющей империи, рассчитывая целиком подчинить ее своему колониальному господству.

Царизм, политика которого диктовалась интересами русских помещиков, также имел свои агрессивные планы в отношении Османской империи, стремился захватить Черноморские проливы и утвердиться на Балканах. Но, осуществляя свою политику, царская Россия поддерживала борьбу угнетенных народов Балкан против турецкого ига. Россия сыграла важную роль в освобождении народов Балкан от турецкого господства, что объективно имело прогрессивное значение.

Вмешательство европейских держав крайне отрицательно сказалось на развитии Османской империи: был нарушен естественный процесс освобождения угнетенных народов, который должен был привести к появлению на ее месте ряда независимых государств, ставших на путь капиталистического развития. Вмешательство колонизаторов способствовало сохранению феодальных порядков. Вторжение капиталистических держав явилось решающей причиной закрепления экономической и культурной отсталости Турции и арабских стран.

Ко времени французской буржуазной революции конца XVIII в. Османская империя начала превращаться в зависимую страну. Французская революция знаменовала собой победу и утверждение капитализма в передовых странах Западной Европы и в Северной Америке. Одним из ее результатов было усиление колониальной агрессии Англии и Франции на Востоке. Вместе с тем освободительные буржуазно-демократические идеи французской революции, а также результаты русско-турецких войн конца XVIII в. вызвали подъем- освободительного движения угнетенных народов. Идеи французской революции проникли на Балканы, они пробудили политическую активность складывающейся здесь буржуазии, которая встала во главе стихийных крестьянских восстаний. Эти выступления стали приобретать характер национально-освободительных движений против турецкого гнета, что, в свою очередь, обостряло кризис Османской империи.

Прогрессирующий упадок империи чувствовали и представители господствующего феодального класса. Наиболее дальновидные из них пытались найти выход в реформах, направленных на преодоление сепаратизма пашей и укрепление власти султана.

Реформаторы добивались оздоровления финансов, укрепления армии и администрации. Некоторые попытки укрепить турецкую армию делались начиная с 50-х годов XVIII в. Приглашенные на турецкую службу европейские инструкторы содействовали развитию артиллерии, сооружали укрепления, вводили новые методы обучения. Но эти новшества носили случайный характер. Более значительная попытка реформ была сделана султаном Селимом III (1789—1807).

В 1792—1796 гг. Селим III издал указы об отобрании ленных владений у лиц, уклоняющихся от военной службы и обеспечения армии султана солдатами, и о создании нового корпуса регулярных войск по европейскому образцу. Одновременно было открыто военно-инженерное училище и проведены преобразования во флоте. Мероприятия, проведенные Селимом III, получили название «новой системы». Корпус войск «новой системы» выгодно отличался от янычар. При помощи иностранных инструкторов был построен новый военный флот, насчитывавший 23 линейных корабля. Были созданы пороховые заводы и другие мануфактуры, обслуживавшие армию и флот. Турки начали отливать пушки по французским и русским образцам. Во вновь созданном военно-инженерном училище турецкая молодежь стала изучать европейские языки. В его библиотеке курсанты могли познакомиться даже со знаменитой французской энциклопедией.

Подавляющее большинство феодалов и мусульманского духовенства были непримиримыми противниками реформ, видели в них угрозу своим привилегиям. Особую враждебность к реформам проявляли янычары, понимавшие, что продолжение реформ приведет к ликвидации янычарского корпуса. Реформаторская политика Селима III не могла встретить поддержки крестьянства и ремесленников, ибо она сопровождалась введением новых тяжелых налогов.

Вскоре в Анатолии и на Балканах начались феодальные мятежи против Селима III. Наиболее опасным было выступление паши Видина Османа Пазванд-оглу, возглавившего янычарские войска балканских гарнизонов. После нескольких неудач султанских войск против Пазванд-оглу была послана стотысячная армия. Однако во время решающих операций против мятежников началось вторжение французских войск в Египет, заставившее султана перебросить свои войска с Балкан.

6. Война с Россией

Войны, потрясавшие Европу после французской революции, лишь частично ослабили нажим европейских держав на Османскую империю. В англо-французской борьбе за гегемонию немалую роль играло и стремление занять господствующее положение на Ближнем Востоке, подчинить себе Османскую империю. В июле 1798 г. французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом высадилась в Египте. В конце 1798 г. Турция присоединилась к антифранцузской коалиции европейских держав. В период войны с Францией (1798—1802) усилились позиции феодальных группировок, выступавших против реформаторской политики Селима III. Султану пришлось примириться с Пазванд-оглу. Покровительствуемые Пазванд-оглу янычары убили белградского пашу и установили свою власть в Сербии. Начались чудовищные насилия над сербским населением.

В 1804 г. в Сербии вспыхнуло национально-освободительное восстание. Вначале руководители сербов заявляли, что они восстали лишь против господства янычар и продолжают считать себя подданными султана. Но когда янычары были изгнаны из Сербии, повстанцы отказались выполнить приказ султана о сдаче оружия. Тогда Селим III двинул против сербов свои войска. Поддержав этим янычар, султан укрепил позиции тех балканских пашей, которые выступали против политики реформ. В 1806 г. в Румелии вспыхнул новый открытый мятеж янычар и местных правителей против попытки султана расширить «новую систему». Султану пришлось отступить. Некоторые активные сторонники реформ были удалены из правительства.

После заключения мира с Османской империей французская дипломатия развернула большую активность в Турции, стремясь натравить ее на Россию и Англию. Используя реваншистские настроения турецких феодалов, их недовольство тем, что восставшие сербы обращались к России и находили там поддержку, посол Наполеона в Турции генерал Себастиани побудил султана отказаться от подписанного им в 1805 г. союзного договора с Россией. Вслед за тем правительство султана сменило господарей Молдавии и Валахии, обвинив их в помощи сербскому восстанию. Между тем в соответствии с русско-турецкими договорами господари должны были назначаться с согласия России.

Правящие классы России отнюдь не хотели мириться с ослаблением своих позиций на Балканах. В конце 1806 г. началась русско-турецкая война. Русская армия установила непосредственную связь с восставшими сербами.

Англия, являвшаяся в то время союзницей России по антифранцузской коалиции, опасалась, что русские войска окончательно разобьют Турцию и укрепятся в зоне проливов. Ее представители потребовали, чтобы Турция порвала с французами и прекратила войну с Россией. Когда эти предложения были отклонены, Англия включилась в войну против Турции. Правда, военная демонстрация английских кораблей, прорвавшихся через Дарданеллы к Стамбулу, окончилась неудачей.

Война с Россией явилась серьезным испытанием для Османской империи. Большая часть турецких войск была переброшена против русских армий. На фронт направился и столичный гарнизон, а вместе с ним согласно традициям и члены правительства. Создавшимся положением воспользовались наиболее реакционные представители феодальной знати и духовенства, которые не могли простить Селиму III его реформаторской деятельности. В мае 1807 г. Селим III лишился престола. Султаном был провозглашен Мустафа IV. Новый султан отменил реформы, проведенные Селимом III.

Сторонники реформ группировались теперь вокруг влиятельного правителя Рущукского (Русенского) округа (Болгария) Муста-фы-паши Байрактара, командовавшего во время войны войсками на Дунае. Под его руководством была создана тайная группировка реформаторов. Их называли «рущукскими друзьями». После того как вслед за Тильзитским миром в августе 1807 г. было подписано перемирие между Россией и Турцией, Мустафа-паша Байрактар получил возможность двинуть свои войска на Стамбул с целью восстановления на престоле Селима III. Но когда в июле 1808 г. войска Байрактара подошли к столице, находившийся в заключении Селим III был убит по приказу Мустафы IV.

Вступив в Стамбул, Байрактар низложил Мустафу IV и возвел на престол его брата Махмуда II (1808—1839), обещавшего поддержать реформаторскую политику. Сам Байрактар был назначен великим визирем, важнейшие государственные должности заняли «рущукские друзья».

Байрактар возобновил политику реформ. Он действовал более решительно, чем Селим III. Становилось очевидным, что дело идет к уничтожению янычарского корпуса. Но «рущукские друзья», так же как и Селим III, не имели, да и не искали опоры в народных массах. Между тем большинство господствующего класса решительно выступало против реформ. В ноябре 1808 г. в Стамбуле начался мятеж янычар. Байрактар погиб, а «рущукские друзья» были отстранены от власти.

Неудача реформаторских попыток Селима III и Байрактара не была случайной. Возродить Турцию можно было только на основе коренных социальных преобразований. Они же были возможны лишь в результате создания на территории Османской империи жизнеспособных национальных государств. В условиях того времени большинство мероприятий реформаторов объективно имело прогрессивное значение, но в целом реформы Селима III и Байрактара были лишь попыткой небольшой группы представителей господствующего класса смягчить глубокий кризис, переживаемый Османской империей. В конечном счете целью этих реформ было сохранение существовавших порядков, сохранение нежизнеспособной Османской империи.

Весной 1809 г. возобновились военные действия с Россией. Осенью 1811 г. Кутузов разгромил войска Османской империи. Ввиду назревавшей войны с Францией Кутузов стремился ускорить заключение мира, который и был подписан в мае 1812 г. в Бухаресте. По условиям Бухарестского мира Бессарабия освобождалась от османского ига и включалась в состав Русского государства. Султан подтвердил право России покровительствовать Дунайским княжествам и обязался предоставить самоуправление Сербии.