Главная              Рефераты - История

СССР после ХХ съезда КПСС - курсовая работа

Оглавление

Введение. 3

1. Общественно-политическая жизнь страны.. 5

2. Политическое развитие. 9

3. Социально-экономическое развитие. 11

4. Внешняя политика. 16

5. Духовная жизнь. 23

Заключение. 25

Литература. 26


Введение

Время с 1953-1964 гг. называют "Хрущевская оттепель". В СССР события этих годов, стали во многом поворотным пунктом в истории страны, хотя далеко не все связанные с ним надежды впоследствии оправдались.

Съезд и особенно исторический доклад на нем Н. С. Хрущева "О культе личности и его последствиях" дали толчок процессу обновления общества положили начало развенчанию социальных мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов.

Вместе с тем разоблачение сталинщины осуществлялось людьми, которые сами были продуктом этой эпохи и соучастниками злодеяний.

Не свободен был в своих поступках и оценках и Хрущев, совершивший на съезде необычайно смелый шаг. Уже в самом докладе не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти. Еще менее последовательным было разоблачение сталинщины в постановлении ЦК КПСС от 30.06.1956 г. "О преодолении культа личности и его последствий.

Пороки командно-административной системы были, в конечном счете, сведены к культу личности, а вся вина за преступления была возложена только на И. В. Сталина и лиц его ближайшего окружения.

Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического общественного и государственного строя.

Процесс, начатый ХХ съездом, привел впоследствии к расколу практически монолитного коммунистического движения. Образовались группы партий:

1) признающие некоторые "ошибки" Сталина и ориентирующиеся на КПСС;

2) не признающие критики Сталина и ориентирующиеся на Компартию Китая;

3) "Еврокоммунисты", прошедшие дальше всех в осмыслении сталинизма как явления и пересмотревшие само понимание социализма и путей его достижения. Таким образом, Х Х съезд положил начало кризису мирового комдвижения, из которого ему так и не суждено было выбраться.

Одним из первых шагов нового правительства была передача некоторых прав центра на места. Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др). Было сокращено число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 году до 23 в мае 1957 году) при увеличении союзно-республиканских.

Стремясь полностью подчинить себе партийно-государственный бюрократический аппарат, Н. С. Хрущев предпринял попытку создать альтернативную структуру исполнительной власти с большими элементами демократизма. Суть реформы заключалась в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу.

Реформа сводилась к формальной, организационно- структурной перестройке аппарата государственного управления. В реформу 1957 года была заложена идея административной децентрализации - перемещения функций оперативного руководства на уровень Советов народного хозяйства на базе территориально-экономических комплексов. После снятия Хрущева Н. С. со всех государственных и партийных постов в 1964 году система территориального управления стала активно сворачиваться и к началу 70-х годов была полностью ликвидирована.


1. Общественно-политическая жизнь страны

Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности и оказалось вне критики.

Незначительные изменения, происходившие в 1956-1964 гг. в государственной системе носили косметический характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем партии, оставаясь как бы законным прикрытием диктатуры партократии. Высшим органом власти формально являлся Верховный Совет СССР. На сессиях Верховного Совета СССР по-прежнему единогласно утверждались заранее подготовленные документы, но возобновление пусть даже формальной, но регулярной работы. Верховным Советом СССР уже было явным шагом по пути демократизации.

Президиум ВС., который в соответствии с Конституцией выполнял все функции Совета между его сессиями, не только работал под руководством Президиума ЦК КПСС, но и в значительной степени дублировал его по составу своих членов. Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 года в ведение республик были переданы функции по руководству судебными учреждениями и органами юстиции, в связи, с чем было упразднено Министерство юстиции СССР.

Законами, принятыми сессиями В.С. СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г. расширились права союзных республик в области законодательства. Были расширены, согласно "Положению о Верховном Суде СССР", утвержденному в феврале 1957года, полномочия Верховных судов союзных республик.

Решением 6-ой сессии В С РСФСР в феврале 1957 года была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в связи со сталинскими репрессиями в годы войны. В составе РСФСР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в 1958 году в автономную республику, Кабардинская АССР преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую автономную область.

К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - несколько осложнило положение противников курса.

С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Никита Сергеевич не мог обойтись без нее, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он постоянно пытался ставить бюрократию в неудобное для нее рамки.

Аналогичную политику проводил Сталин, но Хрущев уже не мог использовать так широко систему репрессий. Поэтому он был вынужден постоянно искать другие пути для решения этой задачи. Важным шагом в этом направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности лишь двумя сроками. Хотя эти меры были направлены, прежде всего, на упрочнение положения Хрущева, в целом они способствовали некоторой демократизации общества.

В постановлении от 22.01.1957 года "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усиления их связей с массами ЦК КПСС предложил обсуждать выдвигаемых кандидатов на собраниях рабочих и колхозников. Естественно, это не означало свободы выбора для избирателей, которая возможна только при выдвижении альтернативных кандидатур, однако несколько ограничивало влияние партийно-государственного аппарата при выдвижении кандидатов. Даже столь незначительное ограничение власти бюрократии вызвало недовольство, это и было одной из причин смещения Хрущева со всех постов в 1964 году.

Более серьезные попытки модернизации были предприняты Хрущевым в сфере исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти в СССР по-прежнему был Совет Министров. В 1958 году председателем был назначен Никита Сергеевич Хрущев.

Хрущев попытался пробудить от бюрократического оцепенения общественные организации. В 1957 году была проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано - 23. Большое внимание уделялось развитию других общественных организаций, работавших в основном под руководством местных Советов: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др.

Хрущев несколько ограничил привилегии работников аппарата. Он ликвидировал систему сталинских "пакетов" - денежных сумм, которые тайно вручались высшим работникам аппарата, печати, научных учреждений сверх установленной зарплаты и не облагались налогами. Он неоднократно пытался закрыть спецраспределитель для высшей номенклатуры, ограничить права на персональные машины. Но большинство из этих начинаний успехом не увенчались и лишь восстановили против Хрущева номенклатуру.

После ХХ съезда КПСС процесс реабилитации репрессированных не только принял массовый, повсеместный характер, но и воплотился в восстановлении прав целых народов, пострадавших в сталинское время.

Хрущев, как и некоторые другие партийные лидеры из ближайшего сталинского окружения, понимал необходимость серьезных перемен. Обоснованием таких перемен и должна была стать весьма осторожная (но смелая по тем временам) критика "ошибок" и "злоупотреблений" Сталина. Хрущев осудил практику массовых репрессий 1930- 1950-х гг., желая несколько облагородить и очеловечить социалистический строй. Хрущев действовал, руководствуясь собственными представлениями о "правильном" социализме. При поддержке партийной бюрократии Хрущев избрал путь умеренной либерализации и столь же умеренных репрессий (не затрагивавших номенклатурных слоев).

Хрущев, оставаясь руководителем тоталитарного режима, подавлял оппозицию и внутри СССР, и в странах, управлявшихся зависимыми от московских властей местными коммунистами. Вполне в духе зрелого тоталитаризма затевалась борьба против выживших даже в сталинские годы немногочисленных мелких собственников (крестьян - единоличников, сапожников-кустарей и т.п.).

В 1958 году по стране прокатилась волна арестов, жестоким репрессиям подвергались верующие, закрывались храмы.

В 1962 году была расстреляна мирная демонстрация рабочих в Новочеркасске, получившая в истории, название "Кровавый полдень". Требования демонстрантов были довольно умеренны: речь шла о повышении оплаты труда после роста цен, - но в условиях тоталитаризма подобные акции неизбежно приобретали политический характер.

Волна реабилитации узников советских лагерей, возвращение выживших в сталинском ГУЛАГе, раскрепощение колхозников, которым Хрущев разрешил свободно перемещаться по стране, - эти процессы вернули обществу насильственно отторгнутые его части.

Некоторые историки выделяют в "хрущевском" десятилетии (1953-1964) два периода: первый, примерно до 1961 года характеризуется как время либерализации, освобождения узников ГУЛАГа, смягчения цензурного гнета. Основной чертой второго периода, по мнению сторонников этой концепции, был отход от либеральных реформ. В эти годы Хрущев утрачивает понимание народных нужд ,ссориться с интеллигенцией, занимается бесплодными реорганизациями бюрократических структур и теряет поддержку номенклатуры.

2. Политическое развитие

Причины победы Н. С. Хрущева. Маленков Г.М., Хрущев Н.С. сходились в том, что реализация программы Берия привела бы к "буржуазному перерождению" советского общества, которое было бы выгодно "Черчиллям, Тито и Эйзенхауэрам". Обшеству не нравилось программа предложенная Берией его заносчивость, не терпимость к инакомыслию. 26 июня 1953 года Берия был арестован по обвинению в " преступном посягательстве" на партийное руководство, шпионаже и декабре 1953 года расстрелян.

В 1955 году Хрущев добился устранения Маленкова, используя при этом отрицательное отношение к нему партаппарата, его противостояние программе партии, отсутствие бойцовских качеств.Он был направлен директором электростанции.

С 1955 года Хрущев проводит в стране политику культа личности, расширение прав союзных республик, проводит курс на строительство коммунизма.

Этапы борьбы за власть:

1 этап: март-июнь 1953 г. Заговор против Берия возглавил Хрущев Н.С. Маленков Г. М.

2 этап: июль 1953 г. - фев. 1955 г. Хрущев Н.С. добился устранения Маленкова Г. М.

3 этап: февраля 1955 - март 1958 гг. - Укрепление власти Хрущева Н.С.

Хрущев был глубоко уверен, что в главном система, созданная в СССР справедлива и исторически оправданна, способна продемонстрировать всему человечеству подлинные чудеса в экономике, социальной сфере, духовной жизни. Необходимо только избавить ее от репрессивных извращений, направленных, прежде всего, против партийно-государственного и хозяйственного аппарата.

В открытом отчетном докладе Ц.К. тема о культе личности Сталина не вошла. Хрущеву пришлось подчиниться партийной дисциплине. Однако в нем оказалось немало положений, которые шли вразрез с догмами сталинской эпохи. Хрущев заявил, что мирное сосуществование государств - не временный тактический ход, а неизменная политическая линия.

Важным был вывод о возможности предотвращении воин в современную эпоху.

Во внутриполитической части отчетного доклада выдвигались задачи совершенствования народного хозяйства, введение в промышленности 7 часового рабочего дня, проведение пенсионной реформы, увеличение темпов жилищного строительства.

Наряду с этим Хрущев от имени политического руководства вновь заявил о необходимости "исторической задачи ", выдвинутой еще Сталиным на 18 съезде партии, - догнать и перегнать основные капиталистические страны по производству важнейших видов промышленной продукции на душу населения.

Доклад Хрущева на закрытом заседании оправдывал процессы против троцкистов, бухаринцев, зиновьевцев,1935-1937годов,возлагал вину "за репрессии" исключительно на Сталина, да еще на Ежова и Берия. Делегаты съезда одобрили решение скрыть доклад от народа.


3. Социально-экономическое развитие

Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике. Однако тогда никто в политическом руководстве страны не подвергал сомнению принципы командно - административной системы. Речь шла о преодолении ее крайностей, таких как почти полное отсутствие материального стимулирования трудящихся, отставание в массовом внедрении научно - технических достижений в производство. По - прежнему господствовало неприятие рыночных отношений, а преимущества социализма рассматривались как нечто раз и навсегда данное, способное само по себе обеспечить развитие и процветание.

На первом месте среди народно - хозяйственных проблем стояло аграрное производство. Первые преобразования начались в 1953 году с ликвидации советского "крепостного права" в деревне. Колхозам и совхозам была дана относительная самостоятельность. С личных хозяйств были "списаны" все долги, накопившиеся с военных лет, вдвое уменьшен сельхозналог, снижены нормы обязательных натуральных поставок, введенные при Сталине и державшие деревню в полуголодном состоянии. Были резко повышены государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Начало поощряться разведение крестьянами птицы, мелкого домашнего скота.

Поправить зерновое хозяйство требовалось немедленно. Февральско - мартовский 1954 года Пленум ЦК КПСС принял решение об освоении целинных земель Северного Казахстана, Южного Урала, Сибири и Алтая, лежащих в зоне рискованного земледелия с нехваткой влаги, песчаными бурями. Освоение целины означало развитие экстенсивного хозяйства. На целину перебрасывали технику со всей страны, оголяя центральные области страны. В рекордном урожае 1956 года доля целинного хлеба составила почти половину. Множество людей со всей страны, как правило, на добровольной основе, движимые энтузиазмом, поехали распахивать и обживать миллионы гектаров степных земель.

Однако успехи были лишь в первые годы. Целину осваивали без всякой научно обоснованной системы земледелия, пренебрегая многопольем, парами; так пшеницу годами сеяли по пшенице, что вызвало немало песчаных, "черных" бурь, потерь урожая. В ходе освоения целинных земель возникло множество совхозов. Совхозная форма организации сельскохозяйственного производства требовала в качестве необходимых условий государственные капиталовложения (техника, удобрения, квалифицированные специалисты).

С этого момента наращивание и даже поддержание производства сельскохозяйственной продукции на прежнем уровне требовали постоянных инвестиций. В результате срочных "антикризисных" мер сельскохозяйственное производство начало расти. В целом за 3 года реформ сельскохозяйственное производство в стране возросло на 25%, что дало Хрущеву дополнительные козыри в борьбе с соратниками по сталинскому Политбюро. Январский 1955 года Пленум ЦК КПСС осудил Маленкова Г. М. за ошибки в сельскохозяйственной политике начала пятидесятых годов, в феврале 1955 года ему пришлось подать в отставку. В марте 1955 года был отстранен от руководства планированием в промышленности Каганович Л.Н. Росла и крупная промышленность, расширяясь за счет прилива новой рабочей силы из деревни.

Как лидер партии Хрущев олицетворял для населения те реальные улучшения жизни, которые были связаны с первыми годами реформ. С 1953 года, на протяжении нескольких последующих лет, рост производства товаров широкого потребления происходил более высокими темпами, чем ранее. За счет государственных дотаций были существенно снижены цены на товары широкого потребления и на продовольствие.

В 1956 году была ликвидирована система принудительного труда, закреплявшая людей на их рабочих местах, отменены суровые наказания на предприятиях, жители деревни обрели гражданские права (паспорта, денежная оплата труда), профсоюзы получили право контроля за увольнениями, нормами выработки, тарифными ставками .Была отменена плата за обучение в старших классах школ и в институтах ; повышена зарплата в госсекторе низкооплачиваемым категориям населения, снижен пенсионный возраст, в два раза увеличены пенсии по старости.

Огромное значение, для улучшения материальных условий жизни людей имело массовое жилищное строительство, которое позволило увеличить фонд жилья более чем вдвое.

Вторая половина пятидесятых годов и начало шестидесятых годов были отмечены яркими событиями: освоение космического пространства, применение в мирных целях энергии атома. Страна вступила в эпоху научно - технической революции. Ее особенностью в нашей стране было то, что она развивалась в недрах военно-промышленного комплекса. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии. Не узнал народ об аварии в г .Кыштым близ Челябинска, в результате которой в 1957 году произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них создавались территориальные управления - советы народного хозяйства. Организация совнархозов дала некоторый эффект. Закрылись сотни дублировавших друг друга мелких производств на предприятиях разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Коренных изменений в развитии экономики не произошло .

Отличительной чертой реформ этого времени стало выдвижение заведомо нереализуемых целей и задач. В январе 1959 года был созван внеочередной XXI съезд КПСС. Семилетка (1959 - 1965 г.г.) по замыслу ее авторов должна позволить СССР догнать и перегнать Америку и к 1965 году выйти на первое место в мире по абсолютному объему производства.

Строительство социализма было провозглашено законченным и решено было приступить " к созданию в стране коммунистического общества " Вместе с тем в реальной хозяйственной политике фактически начал осуществляться переход от децентрализации к укрупнению совнархозов.

На ноябрьском 1962 года Пленуме ЦК КПСС Хрущев настоял на сокращении числа совнархозов до 47. В марте 1963 года восстановление централизованной структуры управления экономикой было фактически завершено образованием Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), стоящего над всеми без исключения органами управления экономикой СССР. Погоня за рекордами, многочисленные, поощряемые сверху инициативы (внедрение повсюду кукурузы, перевыполнение сдачи мяса в 2-3 раза выше плана ("рязанская афера") приобрели такой размах, что стали негативно отражаться на темпах экономического роста.

К концу пятидесятых годов возобладала установка на преимущественный рост производства в тяжелой индустрии. К 1957 году остановился рост доходов колхозников, на селе началась активная борьба за ликвидацию личных приусадебных участков и личного скота.

С 1958 года по 1962 год поголовье коров в личном подворье сократилось с 22 млн. до 10 млн. 1 января 1961 года была проведена денежная реформа, которая свелась к деноминации рубля: один новый рубль был приравнен к 10 старым. Реформа нанесла еще один удар по жителям села и владельцам приусадебных участков, так как сопровождалась нарушением прежних ценовых пропорций на продукты, реализуемые на городских рынках. Кризис сельскохозяйственной политики с спровоцировал ухудшение снабжения городов. Закупочные цены стали быстро обгонять розничные. В 1962 году вместо бывших сезонных снижений государство повысило розничные цены на масло и мясо. В конечном счете это вызвало недовольство широких слоев населения, особенно рабочих. Наиболее известным из них стала трагедия в Новочеркасске в июне 1962 года, когда стихийный протест рабочих электоровозостроительного завода против предстоящего повышения цен на продовольственные товары был подавлен с помощью армии, открывшей огонь по мирным гражданам .24 человека было убито.

Осенью 1963 года разразился новый кризис. Бури на целине смели верхний плодородный слой земли с посеянным зерном. Целина ничего не дала, неурожайным был этот год и в других районах страны. Поэтому впервые за всю историю СССР были произведены закупки зерна за рубежом.

Таким образом для социально-экономического развития страны были характерны нестабильность и балансирование на грани катастрофы.

4. Внешняя политика

Реформаторский курс, проводимый хрущевской администрацией нашел свое отражение и во внешней политике. Ее основная концепция включала два основных принципа: необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем; Признание многовариантности путей построения социализма

Основу начавшейся политики разрядки международной напряженности составляло постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.

Отношения с социалистическими странами. В 1955 г были сделаны первые шаги по нормализации отношений с Югославией. После обмена послами в Белград прибыл Н. С. Хрущев для личной встречи с И. Тито. На переговорах удалось сблизить позиции двух лидеров по ряду принципиальных международных проблем, хотя идейные разногласия между ними сохранились.

В рамках СЭВ велась энергичная работа по координации народнохозяйственных планов социалистических стран по сотрудничеству в области внешней торговли, электроэнергии, машиностроения, черной металлургии, сельского хозяйства. Полным ходом шло строительство трубопровода "Дружба" для поставок советской нефти в страны Восточной Европы и аналогичной энергосистемы "Мир".

Немаловажным в укреплении отношений между социалистическими странами явилось образование в 1955 году Организации Варшавского Договора - союза, целью которого стало проведение совместной оборонной политики. В него вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии. В системе ОВД были созданы Объединенное командование Вооруженных Сил и Политический консультативный комитет - орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств- членов Варшавского Договора.

Вместе с тем в "социалистическом лагере" время от времени давали о себе знать и антитоталитарные силы. В 1956г. обострилась ситуация в Венгрии, где возглавляемое М. Ракоши руководство растерялось и выпустило из под своего контроля развитие политических событий. В стране начались антикоммунистические, антисоветские демонстрации. Было сформировано новое правительство И. Надя, распущена компартия.

По требованию Надя, войска СССР находившиеся в Венгрии по Варшавскому Договору покинули Будапешт и другие населенные пункты. Венгрия заявила о выходе из ОВД, открыла границу с Австрией.

Правительство СССР было готово применить вооруженную силу и для наведения "порядка" в Польше, где в том же году происходили народные волнения. Но здесь удалось снизить накал страстей мирными средствами. Ударом для доверия польского общества к СССР, как в экономической, так и политической областях был провал его политики в 1964 году, кончившийся его упадком (в стиле заговора), а также его подозрительные маневры с ФРГ, угрожающие под флагом нейтралитета Германии потерей польских западных земель.

Из-за резкого недовольства консервативно-коммунистических правительств в Китае и Албании критикой "культа личности Сталина" значительно осложнились отношения СССР с этими странами, осуждавшими переговоры с Эйзенхауэром и не признававшими предложенной Хрущевым версии "ленинизма".

Руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном с большой неохотой присоединилось к решениям Совещаний 1957 года, на которых были проведены вначале совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, а затем и рабочих партий всего мира. Согласившись с выводами Совещания он фактически порвал отношения между компартиями Китая и СССР, стал свертывать межгосударственные связи.

В начале 1960-х годов СССР потерпел ряд неудач и в отношениях со своими союзниками. Летом 1960г Москва вынуждена была прекратить совместные работы по созданию Китайской атомной бомбы и отозвать несколько тысяч советских экспертов и специалистов, помогавших Китаю в создании индустриальной базы.

В ноябре 1960, после трехнедельной дискуссии, съезд представителей коммунистических и рабочих партий принял компромиссное решение, позволявшее Хрущеву вести дипломатические переговоры по вопросам разоружения и мирного сосуществования, призвав при этом активизировать борьбу против капитализма всеми средствами, кроме военных.

Отношение с развитыми капиталистическими странами. Хрущёв пришёл к власти в сложный для Советского Союза во внешнеполитическом отношении период. Холодная война набирала обороты. Уязвимость нашей страны не намного уменьшилась и после испытания летом 1953 г. первой в мире водородной бомбы.

В июле 1955 года в Женеве состоялась встреча в верхах представителей СССР, США, Великобритании, Франции. Это событие имело большое значение, невзирая на бесплодность дискуссии. В этом же году Москва признала ФРГ и совместно с Вашингтоном, Лондоном, Парижем подписала договор о восстановлении демократической и нейтральной Австрии, согласившись вывести оттуда свои войска.

В 1956 года были возобновлены советско-японские дипломатические отношения. Токио сразу официально потребовал от СССР возвращения переданных ему по решению Потсдамской конференции южных островов Курильской гряды. Ознакомившись с доводами Японии, Хрущев предложил передать два из четырех островов Японии в обмен на заключение мирного договора. Однако после подписания договора о безопасности советское руководство отказалось от такого варианта решения проблемы.

Начиная со второй половины 50-х гг., наибольшее внимание стало уделяться отношениям с США. Успехи Советского Союза в создании новой военной техники также подталкивали США к переговорам с ним. Осенью 1959 г. произошёл первый в истории визит советского руководителя в США, который укрепил международный престиж Советского Союза. Но ответный визит американского президента Д. Эйзенхауэра не состоялся из-за вторжения в воздушное пространство СССР 1 мая 1960 г. американского самолёта-шпиона, сбитого советской ракетой

В 1960 г. Хрущев выступил на Генеральной Ассамблее по проблеме всеобщего разоружения. Ассамблея одобрила только общую и ни к чему не обязывающую идею разоружения, а не на оторванный от жизненных реалий план, предложенный Хрущевым. От имени Советского Союза глава делегации СССР предложил в кратчайшие сроки завершить процесс деколонизации. СССР в одностороннем порядке провел серию крупных сокращений собственных Вооруженных Сил (с 5,8 мл. чел. в 1955 г. до 2,5 мл. чел. в 1960г.). Однако отклика у Запада эти инициативы не вызвали.

Политика мирного сосуществования и улучшения отношений с США у Хрущева сочеталось, однако, с частым обращением к такому психологическому средству оказания давления на США, как политический блеф, что приводило к обострению советско-американского соперничества в борьбе за влияние в мире. К таким методам Хрущев прибегал, в частности, для прикрытия реального отставания СССР от США, прежде всего в военно-стратегической области. В годы пребывания у власти провел несколько встреч на высшем уровне с двумя американскими президентами. Встречи Хрущева с Д. Эйзенхауэром состоялись в 1955 в Женеве, Швейцария и в 1959 в Кэмп-Дэвиде, США. Встреча с Дж.Ф. Кеннеди прошла в 1961 в Вене, Австрия.

Образ Хрущева и проводимый им внешнеполитический курс по отношению к США на протяжении длительного времени ассоциировались американцами с фотографией, на которой Хрущев был изображен с поднятым грозящим кулаком, и приводившейся вне контекста фразой "Мы вас похороним". Эти слова были действительно произнесены Хрущевым. 17 ноября 1956 на одном из кремлевских приемов. Полностью фраза звучала следующим образом: "Если мы вам не нравимся, не принимайте наших приглашений и не приглашайте нас к себе! Нравится вам это или нет, история на нашей стороне; мы похороним вас!" и отражала твердую убежденность Хрущева в окончательной победе социализма над капитализмом в мировом масштабе. Во время пребывания в США с официальным визитом в сентябре 1959 Хрущев неоднократно вынужден был разъяснять американской общественности и прессе истинный "историко-диалектический", а не бытовой смысл произнесенных им слов

Не была достигнута договорённость по германскому вопросу и с новым президентом США Дж. Кеннеди на встрече в Вене в июне 1961 г. В то же время советская сторона обвиняла Западный Берлин в ведении подрывной деятельности, основываясь на том, что на его территорию осуществлялась массовая эмиграция восточных немцев. 19 августа 1961 г. в Берлине за одну ночь была воздвигнута знаменитая "стена" в нарушение пункта Потсдамского договора о свободном передвижении по городу. Строительство стены вызвало вначале еще большее напряжение в Берлине. Отныне попытка перехода границы была сопряжена со смертельной опасностью, а в сентябре 1971 года было достигнуто четырехстороннее соглашение о Западном Берлине, узаконившее его особый статус.

Мирный договор с ФРГ не был подписан, и она отказывалась признавать послевоенные границы Польши, Чехословакии и ГДР. После вхождения ФРГ в конце 1954 г. в военную организацию НATO было проведено два совещания представителей европейских социалистических стран.

В том же 1955 г. в Женеве состоялось совещание лидеров СССР, США и Великобритании, в ходе которого ни о чём не договорились, но в политический лексикон с этого момента вошло выражение "дух Женевы", означавшее готовность к ведению диалога ранее непримиримых врагов. Осенью 1955 г. СССР установил дипломатические отношения с ФРГ. Результатом всех этих шагов стал революционный вывод, обнародованный на XХ съезде КПСС, о возможности мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Отношения с государствами "третьего мира". Новой идеей советской внешней политики в рассматриваемый период была переоценка представлений о нейтралитете так называемого "третьего мира". Таким термином пользовались для обозначения стран, в большинстве бывших колоний, обретших свою независимость после второй мировой войны. Этот процесс начался в 1947 г. с провозглашения независимости Индии, бывшей британской колонии, и продолжался до начала 60-х гг. 1961 г. вошёл в историю как "год Африки", когда независимыми стали большинство стран континента. При жизни Сталина оценка освободившихся стран зависела от того, чьей помощью они пользуются: СССР или США. Хрущёв считал, что необходимо признать право этих государств на самостоятельную политику, особенно если они не присоединяются к военно-политическим блокам (в 1954-1955 гг. в Азии появилось два таких блока: Организация договора Юго-Восточной Азии и Организация Центрального договора).

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция, положившая начало движению неприсоединения. СССР не был приглашён на конференцию, но через китайских представителей были установлены контакты с рядом стран (Египет и др.), которым впоследствии СССР оказывал существенную помощь, надеясь на эволюционирование в них национально-освободительных движений в сторону.

В 1956 году пришедшее к власти в Египте национально-демократическое правительство Г.Несера национализировало контролируемой Англией Суэцкий канал, вынудило Англичан покинуть военные базы в Александрии. В поисках противовеса Западу Насер пошел на сближение с Москвой, заключив договор о поставках оружия. Осенью 1956г. Англия, Франция, Израиль договорились о совместных военных действиях и начали агрессию против Египта. Советское правительство потребовало прекратить ее и заявило, что не будет препятствовать своим добровольцам выехать в Египет для участия в боях. Ультиматум был принят и иностранные войска покинули эту страну. Закрепляя успех, СССР начал активно развивать торговые и военные связи с государствами Ближнего и Среднего Востока.

После победы кубинской революции 1 января 1959 г Хрущев через несколько дней заявил о признании нового правительства Кубы. Это вызвало у президента Кеннеди и Конгресса США беспокойство. Пиком противостояния между мировыми системами капитализма и социализма стал "Карибский кризис" осени 1962 года. США развернули новые военные базы в Турции с ядерными ракетами, нацеленными на советские города, а весной 1961 года предприняли попытку высадив десант на Кубе, свергнув правительство Ф. Кастро. Летом 1962 года СССР приступил к созданию своей атомно-ракетной базы на Кубе. Президент США Д. Кеннеди в ответ начал в октябре морскую блокаду Кубы и пригрозил уничтожить советские ракеты, если они не будут эвакуированы с острова. Вооруженные Силы ОВД и НАТО были приведены в полную боевую готовность. После переговоров Хрущев дал команду вывести ракеты с Кубы, Кеннеди обязал сделать тоже из Турции и оставить режим Ф. Кастро в покое.

В результате Карибского кризиса как никогда стала очевидной опасность ядерной войны. 5 августа 1963 г. СССР и США подписали договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах (на земле, в воздухе и под водой). Это было первое соглашение по контролю над вооружениями.

5. Духовная жизнь

Обозначившееся в обществе после смерти Сталина и исчезновения страха перед репрессиями противоборство политических и идеологических сил в условиях того времени заметнее всего отразилось в художественной культуре, а также в изменении образа жизни, мышления, жизненных ценностей части общества: "Семилетка" преобразована в обязательную восьмилетнюю политехническую школу; Среднее образование - школа рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства; Средняя 3-х годичная трудовая общеобразовательная школа с производственным обучением техникум.

В советской живописи конца 50-х — начала 60-х гг. утвердился "суровый стиль". Название, придуманное критиками, относилось, прежде всего, к работам художников из молодёжной секции Московского отделения Союза художников (МОСХ), обратившихся к традициям отечественной живописи 20-х гг. Это было обусловлено социально-политическими причинами: после разоблачения культа личности И. В. Сталина провозглашался возврат к идеалам революционной эпохи, не искажённым сталинским правлением. Источником вдохновения для мастеров "сурового стиля" стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно-поэтическом духе. Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю, "героику трудовых будней". В "Наших буднях" (1960г.) Павла Фёдоровича Никонова (1930 — 1998) и "Плотогонах" (1961г.) Николая Ивановича Андронова (родился в 1929г.) изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Картина становится похожей на плакат или гравюру. Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картине обратились к "низким" в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту. Их камерные, интимные произведения не представляли собой оппозиции социалистическому реализму: создававшие их художники просто занимались живописью. В 60-х гг. начался новый важный этап в истории отечественной культуры. В кругах творческой интеллигенции — литераторов, художников, кинематографистов (позднее их назвали "шестидесятниками") — формировалась всё более мощная оппозиция официальному искусству, идеологическому диктату со стороны государства. Ярче всего феномен "шестидесятничества" проявился в "неформальной" деятельности: "самиздате", авторской песне, полуофициальных выставках и т. п.

Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы непосредственно через форму. Таков московский памятник В. В. Маяковскому (1958 г.) работы Александра Павловича Кибальникова (1912 — 1987). Появились оригинальные мемориалы, в которых ведущую роль хранящему историческую память ландшафту (Зелёный пояс Славы под Ленинградом) или архитектурной композиции (монумент в честь освоения космоса в Москве, 1964 г., авторы А. П. Файдыш-Крандиевский, М. О. Барщ, А. Н. Колчин). Атмосфера политической "оттепели" 1956 — 1964 гг. способствовала появлению в советской культуре разных, в том числе и далёких от социалистического реализма направлений. Наряду с обращением к абстрактным формам, восходящим к авангарду, в скульптуре сохранялись традиции монументализма.


Заключение

Хрущёвская "оттепель" была непоследовательной и противоречивой. С одной стороны, Хрущёв проявил личное мужество, рискованно решившись на открытую критику культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в феврале 1956; по его указанию были реабилитированы многие жертвы сталинских репрессий; была проведена большая работа по реформированию государственного аппарата, смягчению политического режима, расширению прав союзных республик. Но, с другой стороны, критика культа личности носила избирательный, поверхностный характер.

Репрессии хрущевского времени не были ни массовыми, ни регулярными, отличались такой же непоследовательностью, как и либерализация конца 1950-х гг.

Выборочный характер носила и реабилитация жертв сталинских репрессий. Сохраняются, хотя и в иной форме, репрессии. Об этом свидетельствуют гонения на писателей, художников и представителей других слоёв творческой интеллигенции. Реформы государственного механизма, базировавшиеся на субъективистской волюнтаристской основе, по многим направлениям оказались неудачными.

Этот противоречивый человек не мог получить объективного признания в массовом сознании. Партийно-бюкратические круги не могли ему простить реформаторства, лишавшего их устойчивости; интеллигенция - безграмотных оценок, событий общественной и культурной жизни; военные - сокращения их численности, снижения пенсии и расходов на военные нужды; рабочие и крестьяне - наступления на приусадебные участки, снижения жизненного уровня.


Литература

Авторханов А. "Загадка смерти Сталина: Заговор Берия", Москва, 1976

Волкогонов Д.А. "Сталинизм: сущность, генезис, эволюция", Вопросы истории 1990 №3;

Волкогонов Д.А. "Триумф и трагедия", книга 2, часть 2, Москва, 1989

Воронин А.В. История Российской Государственности: Учебное пособие. - М., 2004, - 111 c.

Советский Энциклопедический Словарь, 2е издание, Москва, 1983