Главная              Рефераты - История

Учебное пособие: Русская культура конца XIX - начала XX века

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Группа 3.4 (11 «Г»)

Тема: Русская культура конца XIX - начала XX века

14.12.2009

Студент практикант V курса группы 582

Саитов Ильдар Гербертович

Учитель истории школы: Смурякова Е. Е. _______________

Групповой руководитель: Магсумов Т.А. _______________

Оценка за урок _______________

Набережные Челны, 2009 г.


Литература, использованная по теме:

1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.

2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)

14.12.2009


Урок № 10: Группа 3.4 (11 «Г»)

Раздел III. Накануне краха.

Тема: Русская культура конца XIX - начала XX

Тип урока: обобщения и изучения нового материала.

Вид урока: Урок – Лекция.

Цель урока:

1. Познавательная, образовательная цель – сформировать у учащихся основные представления о положении дел в образовании, науке и печати, рассказать об направлениях литературы и искусства России.

2. Развивающая цель – содействовать учащимся в понимании взаимосвязи развития культуры с событиями внутренней и внешней деятельности государства.

3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся нравственных качеств личности: ценить красоту и уверенность в своих силах, способствовать уважительному отношению к культурным традициям государства и народов Российской империи.

Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: схема «культура России», классная доска, мел, указка.

Вид доски на уроке

10 декабря 2009 Тема Дом. Задание

План

Схема «культура России»

Просвещение Печать Наука

Культура

конца XIX - начала XX

Литература Искусство

Основные понятия:

Модерн, реализм.

Основные даты:

1905 – II Дума рассматривала закон о всеобщем начальном образовании.

С 1860-х студенческие беспорядки становятся обычным явлением.

1898 – образование художественного объединения «Мир искусства».

1899 – «Временные правила о студенческих забастовках», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки.

1903 – учрежден «Союз русских художников».

1904 - За открытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию.

1904 – при участии Н. Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт.

1907 – 1913 Русские сезоны в Париже под руководством С. П. Дягилева.

1911 – всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов.

Основные персоналии: Николай Дмитриевич Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев, А. С. Суворин, Иван Дмитриевич Сытин, братья Сабашниковы, Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Н. Е. Жуковский, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, С. Н. Булгаков, Павел Александрович Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк, Павел Николаевич Милюков, А. А. Корнилов, М. О. Гершензон, М. И. Туган-Барановский, Петр Бернгардович Струве, Василий Осипович Ключевский, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Н. В. Крушевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой, А. М. Горький, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А. Блок, Валентин Александрович Серов, К. А. Коровин, Михаил Александрович Врубель, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов, А. Н. Скрябин, Сергей Васильевич Рахманинов, И. В. Стравинский, Сергей Павлович Дягилев, Ф. И. Лидваль, А. В. Щусев, Федор Осипович Шехтель.

План урока:

1. Просвещение.

2. Печать.

3. Наука.

4. Литература.

5. Искусство.

План урока развернутый:

1. Просвещение. Россия обладала обширной и разветвленной системой образования:

- начальная ступень (церковно-приходские школы, народные училища);

- средняя (классические гимназии, реальные и коммерческие училища);

- высшая (университеты, институты)

1905 – IIДума рассматривала закон о всеобщем начальном образовании. В гимназиях ослабили классическое направление и отводилось больше времени преподавания естественных наук и математики. Была ликвидирована и излишняя узкая специализация в реальных училищах. Коммерческие училища поддерживались буржуазией и было совместное обучение девушек и юношей.

С 1860-х студенческие беспорядки становятся обычным явлением.

1899 – «Временные правила», по которым студентов могли отдать в солдаты за беспорядки.

1911 – всеобщая стачка студентов, тысячи исключены из институтов. Исход профессуры в знак протеста – Н. Д. Зелинский, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев и др.

2. Печать. Манифест 17 октября освободил печать от предварительной цензуры, преследуя уже по факту антиправительственной деятельности. 1913 – более 1000 легальных газет, число журналов – 1263. 3-е место по выпуску литературы в мире. И. Д. Сытин издавал массовые издания брошюры, учебники. А. С. Суворин издавал «Дешевую библиотеку» сочинения российских и иностранных авторов. Братья Сабашниковы издавали серьезную научную литературу.

3. Наука. Российская наука выходит на передовые рубежи. Физиолог И. П. Павлов, разработавший принципиальную методику исследования живых организмов. 1904 - За открытия в области пищеварения И. П. Павлов получил Нобелевскую премию. И. И. Мечников стал Нобелевским лауреатом за исследования в сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. В. И. Вернадский и его учения заложили основы новых наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии. 1904 – при участии Н. Е. Жуковского был создан первый в Европе аэродинамический институт. Труды К. Э. Циолковского заложили основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики. Революционная обстановка в России сопровождалась интересом к политике, гуманитарным наукам: истории, философии, экономике и праву. В. С. Соловьев – основоположник религиозной философии. Также проблемам поиска путей на религиозных началах посвятили себя: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С.Л. Франк. Появляются работы связанные с историческими исследованиями: «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России» М. О. Гершензона. Серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Издание лекционного курса по истории В. О. Ключевского в начале XX века. Русские языковеды Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Н. В. Крушевский разработали вопросы для зарождающейся лингвистики. В литературоведении А. Н. Веселовский создатель сравнительно – исторической школы.

4. Литература. Развивалась под мощным воздействием кризиса, свое ощущение трагизма и неустроенности бытия с огромной художественной силой передали писатели-реалисты: Л. Н. Толстой («Воскресенье», «Живой труп»), А. П. Чехов («Ионыч», «Дом с мезонином», «Чайка»), И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой. Сюжеты становились год от года все более тревожными и мрачными. Самый популярный писатель-реалист А. М. Горький чуткий наблюдатель, передавал темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»). В поэтической среде возникают модернистские течения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений, - символизм, акмеизм, футуризм и др. – отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Стремились создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, увести его в глубины подсознания или надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т.п. Представителями были: В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Н. С. Гумилев, А. А. Блока.

5. Искусство. С конца XIX в. влияние модернизма заметно появляется в живописи – в импрессионистских полотнах В.А. Серова и К. А. Коровина, в символистских картинах М. А. Врубеля («Демон», «Пан» и др.). 1898 – образование художественного объединения «Мир искусства». Художники: А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к «чистой красоте» - совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. 1903 – учрежден «Союз русских художников». Здесь работали пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов в стиле перемежевались традиционные и новаторские направления русской живописи.

Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поиску новых форм был характерен и для русской музыки, представителями которой были А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. В. Стравинский. 1907 – 1913 Русские сезоны в Париже под руководством С. П. Дягилева.

Русская архитектура переживает последний – короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерна. Создатели учитывали новые конструкции и материалы и в то же время эстетически их осмыслить, придать зданиям художественную выразительность. Архитекторы: Ф. И. Лидваль – здание Азовско-Донского банка, А. В. Щусев – Казанский вокзал, Ф. О. Шехтель – Ярославский вокзал и типографии газеты «Утро России».

Вывод: Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.

Домашнее задание: §22 – 23, доделать схему. Подготовиться к контрольной 3 задания по 2 балла по параграфам 16 – 23 и 4 даты по одному баллу по всем параграфам 1 - 23. У всех будут индивидуальные билеты. Принести лист чистый бумаги подписанный Ф.И., № билета

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Учитель приветствует учеников. Ученики приветствуют учителя.
II. Этап проверки домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами проходили внешнюю политику России накануне первой мировой войны, участие страны в I мировой войне и домашнее задание состояло в том, чтобы прочитать параграф 20 – 21 написать эссе на тему: «Считаете ли вы, что в 1914 г. Европа была обречена на крупномасштабное военное противостояние» и доделать таблицу «Военные действия в I МВ» Также ответьте на следующие вопросы:

1. Расскажите стратегию русской военной кампании в 1914 году?

2. Укажите на карте территории, потерянные во время «Великого отступления»?

3. Что вы знаете о «Брусиловском прорыве?»

4. Охарактеризуйте внутреннюю ситуацию вследствие поражении на фронте?

Ученики выслушивают предисловие учителя о пройденном материале.

Написание эссе и таблицу я проверю в конце урока собрав тетради учащихся. Опрос проводиться фронтально с элементами индивидуального опроса, отвечают с места. Вопросы, требующие схематического изображения, учащиеся рисуют схемы на классной доске и после объясняют ее элементы. При ответе учитывается также умения ориентироваться по карте. Для тех, кто не справляется или не готов к уроку, задаю дополнительные вопросы. Вместо двоек прошу подготовить рефераты и доклады.

III. Изучение нового материала.

Открываем тетради записываем число и тему нашего с вами урока. Сегодня мы рассмотрим на уроке культуру России конца XIX - начала XX согласно плану:

1. Просвещение.

2. Печать.

3. Наука.

4. Литература.

5. Искусство.

Для удобства мы рассмотрим тему в виде схемы, часть сделаем на уроке, оставшееся – вы доработаете дома самостоятельно параграфы 22 – 23.

Учащиеся записывают число и тему урока. Начинаем работу по заполнению схемы «культура России конца XIX - начала XX». Совместно заполняем Просвещение, указываем его ступенчатость образования, и неспокойность студенчества при самодержавии. Обязательно запишем вывод и направленность культуры общие моменты.
IV. Закрепление изученного материала

Вопрос: «Как отразились события внутренней и внешней политики, действительности на культуру России конца XIX - начала XX века?»

Запишите вывод в свои тетради.

Ожидаемый вывод: Русская культура поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. В то же время это была культура общества обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.
V. Подведение итогов урока. Открываем дневники и записываем домашнее задание. Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Студент практикант_______________________________

Учитель истории школы___________________________