Главная              Рефераты - История

Куба: обострение трудностей - реферат

Реферат

по истории

на тему:

"Куба: обострение трудностей"

2009


Своими специфическими особенностями среди других стран Латинской Америки отличалась Куба, остававшаяся единственной страной континента, которая избрала путь построения альтернативного капитализма социалистического общества.

Во второй половине 70-х – первой половине 80-х годов на Кубе продолжалось начавшееся в предыдущий период упорядочение государственного управления экономикой. В декабре 1975 г. на 1 съезде Коммунистической партии Кубы были одобрены директивы по первому пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1976–1980 гг. В январе 1976 г. началось внедрение единой системы управления и планирования экономики, учрежден комитет по ценам. С 1978 г., впервые после 1966 г., возобновилось составление ежегодных госбюджетов.

Среднегодовые темпы роста экономики Кубы в 1976–1980 гг. оказались ниже запланированных. Стали сказываться трудности нового этапа развития, требовавшего большей интенсификации производства, роста капиталовложений. Ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура – упали цены на сахар. Эти проблемы усугублялись неэффективностью самой командно-административной системы, господствовавшей на Кубе, как и в других социалистических странах. Но имелись и достижения. В полтора раза – до 10 млрд. кВт • ч – возросло производство электроэнергии, на 72% – продукции машиностроения. За пятилетку среднегодовое производство сахара-сырца выросло на 25% и составило 7 млн. т. Механизированная уборка сахарного тростника в 1980 г. составила 45%.

Во второй пятилетке, основные направления которой были одобрены на II съезде партии в декабре 1980 г., среднегодовое производство сахара достигло 8 млн. т. Механизированная уборка тростника в 1985 г. поднялась до 62%. За 5 лет удалось сократить число рубщиков тростника с 350 тыс. до 72 тыс. человек. В целом среднегодовые темпы роста экономики Кубы за 1976–1985 гг. превышали 5%.

В сельском хозяйстве государственный сектор сосредоточил с 70-х годов 80% угодий и поставлял основную массу товарной продукции. 20% угодий осталось в распоряжении почти 200 тыс. крестьянских хозяйств, объединенных в Национальную ассоциацию мелких землевладельцев. На их долю в середине 80-х годов приходилось 50–75% урожая табака, кофе, какао, овощей, 18% сахарного тростника, 25% скота. Среди них развивались разнообразные формы кооперации и кооперативных связей с государством. Со второй половины 70-х годов заметное распространение получила производственная кооперация, ранее практически отсутствовавшая. В 1985 г. уже имелось 1378 производственных кооперативов, объединивших 82 тыс. семей и располагавших 1 млн. га. К 1989 г. коллективным хозяйствам принадлежало 12% земельных угодий. 8% земли осталось в руках нескольких десятков тысяч самостоятельных семейных хозяйств. Размеры кооперативов были невелики: в среднем на каждый из них в 1985 г. приходилось 50 семей и 800 га земли. Это были объединения крестьянских семей для совместной деятельности, получавшие помощь от государства. В первой половине 80-х годов им удалось повысить урожайность и доходность своих хозяйств.

Много значили для Кубы экономические связи с другими социалистическими странами в рамках Совета Экономической Взаимопомощи. К концу 80-х годов 85% внешней торговли острова приходилось на социалистические государства, в том числе 70% – на СССР. Куба постоянно получала из Советского Союза на безвалютной основе, часто в кредит, необходимые ей нефть, черные металлы, удобрения, трактора, грузовики, зерно. Взамен Куба обеспечивала 1/3 потребления сахара в СССР, поставляла цитрусовые и другую продукцию. СССР покупал кубинский сахар по стабильным преференциальным ценам, значительно превышавшим мировые рыночные цены. Помощь Кубе оказывали советские специалисты. СССР и другие социалистические страны помогли Кубе в подготовке собственных квалифицированных кадров. В конце 80-х годов в СССР обучались 8 тыс., кубинских студентов. С участием Советского Союза на острове были построены или реконструированы сотни предприятий. рамках Комплексной программы СЭВ, принятой в 1985 г., Куба специализировалась на развитии электроники и биотехнологии. В 81 г. на Кубе с помощью Советского Союза началось строительство первой атомной электростанции "Хурагуа", затянувшееся, правда, вплоть до 90-х годов и оставшееся незавершенным. В 80-е годы был лажен выпуск продукции электронной промышленности. Куба стала ставить в СССР дисплеи. В 1986 г. был открыт Центр генной инженерии и биотехнологии.

Приоритетное внимание уделялось социальной политике. Куба стала страной всеобщей занятости и грамотности, с обязательным бесплатным 6-летним образованием. К прежним нескольким техническим школам прибавились сотни новых. Количество университетских студентов за 30 послереволюционных лет увеличилось с 15 тыс. до 200 тыс. Численность научных работников превысила 40 тыс. Особенно заметных успехов Куба достигла в здравоохранении. Количество врачей возросло с 6 тыс. до 31 тыс., детская смертность сократилась с 6 до 1,2%, средняя потенциальная продолжительность жизни достигла 74 лет. По обоим показателям Куба обогнала остальные страны Латинской Америки. Большой интерес в ряде стран вызвал опыт Кубы по введению обслуживания населения "семейными врачами", с закреплением определенных семей за конкретными врачами.

В феврале и ноябре–декабре 1986 г. состоялись две сессии III съезда Компартии Кубы, принявшего программу партии, рассчитанную на построение социализма, и директивы по третьему пятилетнему плану на 1986–1990 гг., по которому предусматривались среднегодовые темпы роста экономики – 5% и производительности труда – 3,5%.

Однако выполнить эти задания не удалось. В 80-егоды в развитиикубинской экономики выявились серьезныетрудности и недостатки. Углубились хозяйственные диспропорции. Все очевидней становилась неэффективность сложившейся системы хозяйствования, что было общим явлением для всех социалистических стран. Большие средства были вложены в капитальное строительство, не приносившее отдачи из-за растянутых сроков его завершения. В то же время недоиспользовались уже имевшиеся производственные мощности. В строительстве остро ощущалась нехватка рабочей силы, тогда как занятые в народном хозяйстве трудящиеся и их рабочее время использовались часто непродуктивно. Падала дисциплина труда. Рост заработной платы намного опередил темпы повышения производительности труда. Централизованное управление огосударствленной экономикой становилось все более громоздким и неповоротливым. Чрезвычайно разросся административно-управленческий аппарат, достигший в 1984 г. полумиллиона человек, тогда как все население Кубы к концу 80-х годов насчитывало 10 млн. человек. Процветали расточительство, бесхозяйственность, потребительские, иждивенческие настроения. Прогрессировала коррупция.

Напряженные отношения с США побуждали Кубу много внимания и средств уделять обороне. Помимо хорошо обученных и оснащенных регулярных вооруженных сил численностью до 300 тыс. человек Куба в 80-е годы имела 1,5 млн. человек в составе территориального резервного народного ополчения. Большие средства расходовались на социальную политику, на экономическую и военную помощь развивающимся странам. Условия жизни населения оставались скудными. Сохранялась введенная еще в начале 60-х годов карточная система распределения основных продуктов и товаров широкого потребления. Правда, в отличие от остальных латиноамериканских стран, определенный скромный уровень потребления и социальной защищенности, образование, занятость были гарантированы для всего населения,что поддерживало веру масс в преимущества социализма.

После 1975 г. Куба воспользовалась отменой ограничений ОАГ на связи с островом других государств континента и получила кредиты на приобретение новой технологии, оборудования и другие цели, с тем, чтобы с помощью полученных средств ускорить создание конкурентоспособного производства на экспорт. Вырученной затем от экспорта валютой предполагалось расплатиться за кредиты. Однако на этом пути Кубу постигла та же участь, что и другие латиноамериканские страны. Расчеты на выполнение намеченной программы создания новых конкурентоспособных производств и на рост доходов от экспорта не оправдались. В основной отрасли – производстве сахара, дававшего более 70% выручки от экспорта, темпы роста оказались гораздо меньше предусмотренных, причиной чему помимо общей неэффективности экономики были засухи и ураганы 1983–1986 гг. К этому добавились падение цен на мировом рынке на сахар и другие товары кубинского экспорта, увеличение импорта нефти и нефтепродуктов. В связи с ростом потребления внутри страны, Кубе даже пришлось часть валюты затратить на закупку на мировом рынке недостающего сахара, с тем, чтобы выполнить договорные обязательства по поставкам сахара в СССР и другие страны. А тем временем с начала 80-х годов условия кредитования в мире ужесточились. Подскочили проценты и соответственно выплаты Кубы по внешней задолженности, достигшей к 1987 г. 5,7 млрд. долл. Куба оказалась вынужденной сократить расходы на импорт и прибегнуть к экономии получаемых из СССР нефтепродуктов и их частичному реэкспорту на мировой рынок ради получения дефицитной валюты. Выплата по процентам в 1986 г. превысила поступление на Кубу новых валютных средств.

Принадлежа к мировой социалистической системе и восприняв вслед за СССР и другими ее членами при их содействии образец государственно-бюрократического социализма, Куба на новом витке мирового развития оказалась втянутой вместе с ними в полосу растущих трудностей и проблем, завершившихся на рубеже 80-х и 90-х годов глубоким кризисом "реального социализма" и развалом социалистического содружества. Для Кубы это повлекло особенно тяжкие последствия ввиду чрезвычайной зависимости всей ее экономики от внешних факторов, от связей с СССР и другими социалистическими государствами, которые осложнились и стали свертываться.

Возникшие проблемы подверглись острому обсуждениюнаиюльском пленуме ЦК Компартии Кубы в 1986 г. и на второй сессии III съезда партии, принявших решения о начале процесса "исправления ошибок". Главное внимание в экономике обращалось на повышение эффективности труда, преодоление бюрократизма. Разрабатывались меры по совершенствованию хозяйственного механизма, экономии ресурсов, налаживанию дисциплины, сокращению административно-управленческого персонала, борьбе с бесхозяйственностью и хищениями.

Принятые меры не затрагивали основ командно-административной системы и "государственного социализма". Более того, кубинское руководство видело выход из осложнений и неудач в дальнейшем укреплении и развитии централизованной государственной собственности и директивных методов управления, контрольных функций, в недопущении частной собственности, свободного рынка и розничной торговли как ведущих к реставрации капитализма. На первыйпланвыдвигались борьба против корыстных и эгоистических интересов, индивидуализма, стимулирование настроений коллективизма, трудового энтузиазма и "пролетарского интернационализма", веры в коммунистические идеалы. Вновь стали возрождаться лозунги и традиции 60-х годов, в частности массового добровольного труда. В 1987 г. в Гаване свыше 400 тыс. человек безвозмездно отработали на стройках не менее 40 часов каждый.

Кубинское руководство настаивалона сохранении и укреплении Однопартийной политической системы с монополиейна власть Коммунистической партии как выражающей интересы всех трудящихся. Компартия опиралась на сеть массовых организаций и являлась основой всей политической структуры общества. Она объединяла в своих рядах в начале 90-х годов свыше 600 тыс. коммунистов. В 1986 г. комсомольская организация насчитывала 600 тыс. членов, Профцентр трудящихся Кубы-3 млн., комитеты защиты революции – 6,5 млн. человек. Почти поголовное вовлечение жителей острова через эти и другие организации, через выборные органы власти в экономическую, социальную и политическую жизнь страны при господстве общегосударственной собственности на средства производства рассматривалось как подлинное народовластие в противоположность буржуазной представительной демократии, отстраняющей основные массы населения от реального участия во власти. В действительности же это была интеграция всего народа в структуры тоталитарного режима с жестко централизованным и бюрократизированным партийно-государственным руководством. Оппозиционная политическая деятельность на острове была запрещена как враждебная народной власти. Непререкаемым авторитетом и неограниченными полномочиями верховного вождя революции продолжал пользоваться глава партии, государства и правительства Фидель Кастро.

С октября 1990 г. стали создаваться народные советы в городских кварталах. В их состав включились делегаты от муниципальных органов власти, промышленных предприятий, общественных и профсоюзных организаций. Основной их задачей должна была стать мобилизация жителей по кварталам на решение конкретных локальных проблем, контроль за деятельностью местных предприятий, бытовых служб, благоустройство территории.

Новые тенденции наметились в отношении партии и государства к церкви и христианству. Была признана необходимость полного включения верующих в общественно-политическую жизнь, обращалось внимание на совпадение социалистических и христианских идеалов. В 1991 г. верующим было разрешено вступать в компартию.

Однако улучшить положение на острове не удалось. Задания третьей пятилетки не были выполнены. ВВП в 1986 г. вырос лишь на 1,4%, а в 1987 г. упал на 3,8%. В 1988–1989 гг. экономические показатели росли на 1–2% в год. В 1990 г. ВВП сократился на 3,6%. Производство сахара в 1990 г. осталось на уровне начала 80-х годов. Внешний долг в валюте к 1990 г. достиг 7,5 млрд. долл. С 1986 г. Куба вынуждена была приостановить выплату внешней задолженности из-за отсутствия наличных ресурсов. Приток новых кредитов практически прекратился. Куба пыталась стимулировать туризм, доход от которого в 1991 г. достиг 300 млн., в 1993 г. – 700 млн. долл. Но это не могло серьезно улучшить обстановку. Давала себя знать и экономическая блокада со стороны соседних США. Несмотря на льготные для Кубы условия товарооборота и экономического сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами, Куба оказалась не в состоянии покрыть расходы на импорт из этих стран и к 1991 г. задолжала Советскому Союзу 19 млрд. руб.

Особо тяжкие последствия для Кубы имел крах дружественных ей режимов в СССР и в Восточной и Центральной Европе в 1989–1991 гг. Россия и бывшие социалистические страны Европы резко сократили торгово-экономические связи с островом – до 7% от прежнего уровня в 1992 г. К тому же они перешли в торговле с Кубой на валютные расчеты по ценам мирового рынка. Для Кубы, экономика которой практически всецело зависела от внешнего рынка, главным образом от связей с данными государствами, это было катастрофическим ударом. Поставки нефти и нефтепродуктов на остров уменьшились с 13 млн. т в 1989 г. до 6 млн. т в 1992 г. В ноябре 1992 г. было подписано новое торгово-экономическое соглашение Кубы с Россией, по которому в 1993 г. Куба обязалась поставить в Россию 1,5 млн. т сахара в обмен на 2,5 млн. т нефти и нефтепродуктов. На острове стала остро ощущаться нехватка энергоносителей, горючего, запасных частей, оборудования, сырьевых и продовольственных товаров, которые страна получала до тех пор извне на льготных условиях. В результате в 1991 г. производство упало на 24%, а в 1992 г. еще более, сократившись наполовину по сравнению с концом 80-х годов. Выработка сахара-сырца в 1992 г. уменьшилась до 7 млн. т. В 1993 г., когда ко всем бедам добавился разрушительный ураган, нанесший миллиардный ущерб хозяйству Кубы, удалось выработать лишь 4,2 млн. т сахара, а в 1994 г. – 4 млн. т. Это создало чрезвычайные трудности для выполнения республикой экспортных обязательств.

В новых условиях, когда Куба лишилась всякой поддержки извне, большую опасность приобрела для кубинского режима открытая враждебность к нему могущественнейшего северного соседа. США усилили давление на Кубу, ужесточили ее экономическую блокаду, настаивая на ликвидации режима Ф. Кастро. В октябре 1992 г. президент США Дж. Буш подписал принятый Конгрессом закон, согласно которому, помимо эмбарго на торговлю самих США с Кубой, запрещалось торговать с Кубой филиалам американских компаний, расположенным в других странах. Товарооборот этих филиалов с Кубой превышал 700 млн. долл. в год. Кроме того, Вашингтон отныне мог запретить на 6 месяцев заход в порты США судов любых стран, доставляющих грузы на Кубу или с Кубы. Новый закон задевал суверенитет государств, в которых имелись филиалы американских компаний и которыеторговали с Кубой или посылалисвои суданаостров.

Кубинское руководство прибегло к чрезвычайным мерам по мобилизации собственных усилий республики. В 1990 г. Фиделем Кастро был выдвинут лозунг "Социализм или смерть!". Многолюдные митинги выражали решимость их участников не отступать и отстаивать до конца идеалы социализма и суверенитет страны. Были проведены военные приготовления с участием миллионов кубинцев к защите острова от потенциального вооруженного вторжения США. Эти опасения оживились после интервенции Вашингтона в Панаме. Было объявлено о переходе к "особому периоду в мирное время" в связи с резким ухудшением внешнеэкономических условий и к стратегии "выживания". Предусматривались сокращение производства и распределения потребительских товаров, ассигнований на социальные расходы, жесткая экономия энергетических и топливных ресурсов, максимальная мобилизация трудовых усилий. Система нормирования распространилась практически на все виды продукции и товаров для населения. Нормы снабжения стали очень скудными. Ежедневная норма отпуска хлеба на одного человека в 1991 г. уменьшилась до 80 г. Развернулась кампания по самообеспечению населения продовольствием, в том числе предприятий, учебных заведений. Свободные городские территории, дворы, стадионы стали отдаваться под огороды. Масса горожан направлялась на сельхозработы. Была разрешена индивидуальная трудовая деятельность в свободное от работы время.

Куба старалась расширить торгово-экономические связи с капиталистическими странами, в том числе с государствами Латинской Америки, привлечь к сотрудничеству иностранный капитал в виде совместных предприятий. К 1993 г. на острове действовало более 80 таких предприятий.

Все эти меры имели ограниченный эффект. Они не могли вывести страну из тяжелого и все углубляющегося кризиса экономики и предотвратить дальнейшее ухудшение снабжения населения. В условиях тотального дефицита росли спекуляция и "черный" рынок.

Ужесточилась борьба с пустившей глубокие корни коррупцией. В 1989 г. к расстрелам и длительным срокам тюремного заключения были приговорены несколько высших руководителей армии и министерства внутренних дел по обвинению в коррупции и участии в международной контрабанде наркотиков. С октября 1990 г. начались широкие аресты административных работников и других лиц, обвиненных в хищениях государственной собственности, спекуляции, мошенничестве и взяточничестве. Число арестованных по этим обвинениям к апрелю 1991 г. достигло почти 2 тыс. человек. В 1991–1993 гг. были арестованы и преданы суду также небольшие группы лиц из интеллигенции и студенчества, пытавшихся явочным порядком создать оппозиционные организации и "правозащитное движение" и выступавших с обвинением существующего режима в нарушении демократии и прав человека. Действия диссидентов были расценены как контрреволюционные, нацеленные на свержение народной власти.

В начале 90-х годов оживилась политическая активность враждебной режиму Ф. Кастро части кубинской эмиграции, главным образом в США, где проживало 2 млн. лиц кубинского происхождения. Основным центром их сосредоточения стал курортный город Майами во Флориде, в непосредственной близости от Кубы. В США и некоторых других странах действовали эмигрантские организации разной ориентации – от крайне правых до реформистских. Крах мировой системы социализма, распад СССР и углубление кризисной ситуации на Кубе стимулировали их надежды на скорые политические перемены на острове.

Оппозиционные режиму Ф. Кастро эмигрантские организации и группы объединились в две коалиции. Наиболее правые и консервативные силы составили Национальный фонд американцев кубинского происхождения со штаб-квартирой в Майами. Его возглавил лидер мощной финансовой группировки флоридских бизнесменов, кубинцев по происхождению Хорхе Мас Каноса. Фонд выступал за самые жестокие меры против режима Ф. Кастро и его насильственное свержение и готовился к роли будущей правящей элиты на острове. Члены Фонда добивались поддержки США и других стран Запада и надеялись, что блокада острова и голод очень скоро погубят режим Ф. Кастро.

В августе 1990 г. в Мадриде оформилась другая эмигрантская коалиция – Демократическая платформа Кубы, возглавленная лидером Либерального союза Кубы Карлосом Альберто Монтанером, в прошлом участником революции. Коалиция имела филиалы в США и в других странах. В ней участвовали либералы, христианские демократы и социал-демократы. Демократическая платформа осуждала насильственные действия, выступала за мирный переход к представительной демократии. Ее участники полагали, что оппозицию режиму Ф. Кастро должны возглавить внутренние силы на самом острове, а не "освободители извне". Они надеялись путем переговоров с кубинским руководством добиться уступок оппозиции, которые бы открыли путь к постепенной либерализации и демонтажу тоталитарной системы и затем к свободным выборам под международным контролем. К.А. Монтанер и его сторонники призывали к смягчению эмбарго США в отношении Кубы и к шагам по нормализации отношений между Вашингтоном и Гаваной, чтобы побудить кубинское правительство на встречные шаги и диалог.

На самом острове оппозиционное движение не выходило за рамки малочисленных диссидентских групп, изолированных от основного населения. Режим Ф. Кастро еще был довольно прочным и сохранял определенную опору в массах, хотя росли настроения усталости и апатии, недовольство экономическими трудностями.

В октябре 1991 г. в Гаване под лозунгом "Спасти родину, революцию и социализм!" состоялся IV съезд Компартии Кубы, выразивший ее решимость продолжать "курс на построение социализма", сохранять верность марксизму-ленинизму. Съезд подтвердил монополию партии на власть, недопущение оппозиции, призвал давать отпор любым попыткам реставрации капитализма, частной собственности и рыночной экономики, готовиться к отражению возможной агрессии со стороны США. Фидель Кастро вновь был избран первым секретарем ЦК партии, а его брат Рауль – вторым секретарем.

Одним из немногих нововведений по итогам съезда стала замена двухступенчатых выборов провинциальных и Национальной ассамблей народной власти прямым и тайным голосованием населения. 24 февраля 1993 г. такие выборы состоялись, правда, без выдвижения альтернативных кандидатур: на 589 мест в Национальной ассамблее было выдвинуто 589 кандидатов и все они получили более 90% голосов. Всего в выборах участвовало 99,7% избирателей. В марте 1993 г. на первой сессии Национальной ассамблеи народной власти нового состава вновь единогласно председателем Государственного совета и правительства был избран Фидель Кастро, а его первым заместителем – Рауль Кастро.

Во второй половине 1993 г. кубинское руководство все же приступило к пересмотру экономической политики. Было легализовано использование твердой валюты. Куба разрешила визиты эмигрантов-кубинцев к своим родственникам на остров. Был проявлен интерес к опыту Китая и Вьетнама по развитию рыночной экономики, взят курс на развитие мелкого частного хозяйства и розничной торговли, с тем, чтобы смягчить кризисную ситуацию.

В 70–80-е годы Куба проявляла большую активность на мировой арене. Расширились масштабы ее поддержки тех развивающихся стран, которые выступали с лозунгами радикального антиимпериализма и построения социализма. В Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Конго, Южном Йемене, Алжире, Никарагуа и других странах трудились десятки тысяч кубинских военных специалистов, строителей, врачей, преподавателей, специалистов народного хозяйства. До 20 тыс. студентов из этих государств ежегодно безвозмездно обучались на Кубе.

В критический для Анголы момент, в 1975–1976 гг., военная помощь Кубы позволила ей отразить агрессию Южно-Африканской Республики и наступление враждебных правительству Анголы сил внутри страны. Кубинские войска надолго остались в стране, продолжая защищать власть ангольского правительства от новых вторжений войск ЮАР с территории контролировавшейся ЮАР Намибии и от вооруженных сил оппозиции, которую поддерживали ЮАР и США. В 1988–1989 гг. на многосторонних переговорах была достигнута договоренность об отводе войск ЮАР с территории Анголы я Намибии и предоставлении Намибии независимости. После этого начался поэтапный вывод кубинских воинских подразделений из Анголы, завершенный в 1991 г.

В 1977–1978 гг. военная помощь Кубы позволила Эфиопии нанести решительное поражение вторгшимся в страну и дошедшим до центральных ее районов войскам соседнего Сомали, правитель которой М. Сиад Барре пытался захватить обширную восточную часть эфиопской территории, частично населенную сомалийскими племенами.

Куба стремилась усилить антиимпериалистическую и антиамериканскую направленность Движения неприсоединения, выступала за льготные для развивающихся стран международные экономические отношения, за радикальное решение проблемы внешней задолженности развивающихся стран в их пользу, вплоть до полного списания долгов. В сентябре 1979 г. лидер Кубы Фидель Кастро на конференций Движения неприсоединения в Гаване был избран его председателем на период с 1979 по 1983 г.

В Латинской Америке Куба постоянно солидаризировалась с участниками революционной борьбы и антиимпериалистическими, антиамериканскими выступлениями. Большую помощь оказала она сандинистской Никарагуа, в том числе в налаживании обороны. Куба помогала революционной Гренаде в 1979–1983 гг., поддерживала сальвадорских повстанцев, Панаму в ее усилиях по восстановлению суверенитета над зоной Панамского канала. В 1982 г. кубинское правительство выразило готовность предоставить любую помощь Аргентине во время ее вооруженного конфликта с Великобританией. Гавана протестовала против вмешательства Вашингтона в Центральной Америке, против вооруженных интервенций США на Гренаде и в Панаме. В 80-е годы кубинское руководство неоднократно выступало в поддержку совместных действий латиноамериканских республик по развитию их сотрудничества, по проблеме внешнего долга. Продолжалось участие страны в Латиноамериканской экономической системе. В 1988 г. дипломатические отношения с Кубой восстановили Бразилия и Уругвай.

В 70–80-е годы Куба тесно сотрудничала с Советским Союзом и другими социалистическими странами, активно участвовала в СЭВ. Она оказала помощь жертвам аварии 1986 г. на Чернобыльской АЭС и землетрясения 1988 г. в Армении, приняла на отдых и лечение пострадавших советских детей. В апреле 1989 г. состоялся визит на остров советского руководителя М.С. Горбачева, во время которого был подписан официальный договор о дружбе и сотрудничестве между обеими странами.

Ликвидация в 1989–1991 гг. дружественных Гаване социалистических режимов в Восточной и Центральной Европе, распад Советского Союза и приход к власти в России новых сил положили конец тесному экономическому, политическому и военному сотрудничеству Кубы с этими странами и резко ослабили ее позиции в противостоянии США. Более того, бывшие союзники Ф. Кастро, в том числе и Россия, присоединились к США и другим западным странам – членам ООН в осуждении режима Ф. Кастро за нарушения прав человека.

В новой ситуации Куба заявила о своей роли защитника идеалов социализма на мировой арене. Она старалась сохранить и расширить дружеские связи с уцелевшими социалистическими режимами Китая, Вьетнама и Северной Кореи. Но одновременно активизировались поиски путей к развитию торгово-экономических отношений с западноевропейскими и латиноамериканскими странами. Куба свернула свое военно-политическое присутствие за пределами национальной территории, прекратила активную поддержку вооруженных повстанческих движений в Центральной Америке. Тем не менее, несмотря на все трудности, Гавана продолжала оказывать помощь слаборазвитым странам в подготовке квалифицированных кадров. В 1993 г. в учебных заведениях на Кубе бесплатно обучались 12 тыс. молодых граждан африканских государств, а в самой Африке безвозмездно трудились 600 кубинских гражданских специалистов. Поддерживая интеграционные процессы в Латинской Америке и стремясь в них участвовать, Куба в то же время в планах создания зоны свободной торговли в Западном полушарии совместно с США усмотрела опасность усиления зависимости Латинской Америки от главной мировой империалистической державы. Осудив захват Кувейта Ираком в августе 1990 г., Гавана затем решительно выступила против военных акций в отношении Ирака, предпринятых в январе–феврале 1991 г. коалицией государств во главе с США с санкции Совета Безопасности ООН. Это было расценено как империалистическая агрессия против арабских народов.

По мере углубления кризиса на острове и ухудшения международных позиций Кубы проблема улучшения ее отношений с Вашингтоном приобретала все более первостепенное значение. Правительство Кубы в марте 1993 г. заявило о готовности к диалогу с США в целях нормализации двусторонних отношений, однако отказалось обсуждать внутриполитические вопросы. Вашингтон же предварительным условием такого диалога ставил политические перемены на острове.