Главная              Рефераты - История

 

Хазарское государство - реферат

СОДЕРЖАНИЕ


Этногенез хазар 2

Образование Хазарского государства 3

Становление Хазарского каганата 4

Территория и население 4

Экономика и социальные отношения 6

Государственный строй 10

Города Хазарии 12

Религия хазар 15


Этногенез хазар


Этноним "хазары" не может быть удовлетворительно объяснен ни из какого известного языка. В научной литературе принята именно форма "хазары", наиболее четко фиксируемая арабскими, а также византийскими источниками. В документах на древнееврейском языке, связанных с Хазарией, отражена та же форма. Зато древнеармянские авторы обычно говорят о "хазирах" а в русской летописи встречается форма "козаре" (мн. число). Поскольку древнегрузинское название идентично арабскому и византийскому, то армянскую форму нельзя признать общекавказской. В то же время, учитывая очень близкое знакомство с хазарами в Армении и Древней Руси, можно предположить, что формы "хазир" и "козар" попали соответствено в Закавказье и на Русь через какие-то опосредующие звенья, т. е. через языки и наречия, в которых первоначальная форма "хазар" изменилась в "хазир" и "козар".

С IV в. вместе с племенами Гуннского союза в Восточную Европу хлынул из Сибири и более отдаленных районов (Алтая, Монголии) поток финно-угорских и прототюркских племен. Они застали в степных районах Восточной Европы преимущественно иранское (сарматское) население, с которым и вступили в этнические контакты. На всем протяжении IV—IX вв. в этой части Европы шло смешение, взаимовлияние трех этносов: иранского, угорского и тюркского. В конечном счете возобладал последний, но это случилось довольно поздно. Упомянутые выше процессы и легли в основу формирования хазар.

Однако не гунны сыграли главную роль в этногенезе хазар. Таковая принадлежит прежде всего племени савиров. Савирами назывались финно-угорские племена юга Сибири и, возможно, само название Сибирь восходит именно к ним. Угры савиры были значительным племенным объединением юга Западной Сибири, однако, продвижение с востока тюркских орд теснило их и заставляло отдельные группы покидать исконную территорию. Так савиры вместе с гуннами перешли в Восточную Европу.

Здесь савиры оказались на Северном Кавказе, где вступили в контакты с разноэтническим местным населением, входя в различные племенные объединения возглавляя их, в дальнейшем образовав Савирский союз. Савирский союз распался в результате неудачной борьбы с Тюркским каганатом. Какая-то часть савиров осталась в Восточном Предкавказье, когда сюда хлынул поток тюркских племен. Среди них было тюркское племя ко-са, известное из китайских источников. Исследователи с ним связывают этноним "хазары". Именно это тюркское племя, которое затем в течение второй половины VI в. и позже ассимилировало остатки савир в Предкавказье, а также некоторые другие местные племена, в результате чего и сложился хазарский этнос.

Хазарский язык, как доказано лингвистами, тюркский, но он вместе с булгарским относился к обособленной группе тюркских языков довольно сильно отличаясь от других тюркских, наиболее распространенных в IX—Х вв. (огузского, кимакского, кыпчакского и др.), хорошо известных в мусульманском мире.

Образование Хазарского государства


Ранние упоминания хазар в связи с событиями в Закавказье (вторая половина VI в.) весьма противоречивы. На юге Восточной Европы в VI в. утверждается верховная власть сначала единого Тюркского, а затем, с 588 г. (приблизительно), Западнотюркского каганатов. Центр последнего располагался в Семиречье, а главная арена деятельности находилась в Средней Азии, где тюрки постоянно конфликтовали с Ираном. Но и племена Предкавказья, по крайней мере восточной его части, зависели от хакана тюрок и вовлекались в войны с Ираном.

В то время, говоря о хакане западных тюрок, арабские источники изображают его на Кавказе как некоего верховного сюзерена многих местных племен. Среди последних же для 60—80-х годов упоминаются бурджан (т. е. булгары), баланджар, банджар, аланы, даже абхазы и, наконец, хазары. Хазары упоминаются чаще других племен, и это дает основания думать, что именно их политическое объединение постепенно, к 90-м годам VI в. выдвигается на первый план в Восточном Предкавказье. Правитель хазар уже в начале 90-х годов VI в. титулуется "малик" ("царь"). В то же время упоминание рядом с хазарами и других племен свидетельствует о неустойчивости политической ситуации в этом районе, наличии там и других политических объединений, среди которых Хазарское выглядит лишь как самое видное.

Таким образом, во второй половине VI в. на Северном Кавказе функционировали несколько политических объединений, одним из которых было Хазарское. Но все они в той или иной мере признавали верховную власть Тюркского каганата.

Но в 20-х годах VII в. после череды событий в этом регионе, в которых хазары принимали учатие( войны Византии, Ирана), хазары, официально признавая власть Западнотюркского каганата, практически были самостоятельны. Сам Западнотюркский каганат стоял на пороге гибели. В событиях второй половины VI в. нападение на Иран шло с двух сторон — из Средней Азии и через Дербент. В 20-е годы VII в, хакан тюрок сам в ирано-византийскую войну не вмешивался.

Исследователи относят к 30-м годам VII в. смуту в Западнотюркском каганате и именно с ней или же с крушением этого государства под ударами китайцев в 50-х годах VII в. связывают возникновение Хазарского государства. На практике же политика хазар в 20-х годах VII в. была полностью самостоятельной, и это позволяет датировать образование Хазарского государства приблизительно первой четвертью VII в. Правда, хазарский правитель еще признавал верховную власть хакана тюрок, с которым он был в родстве. Но двойной титул хазарского правителя, джебу-хакан, говорит о том, что он считал себя не ниже своего официального сюзерена.

Принимая за дату основания Хазарского государства первую четверть VII в., надо понивать, что речь идет о начальной дате, за которой последовал довольно значительный период становления Хазарского каганата как уже во всех отношениях самостоятельного государства, ставшего главной политической силой Восточной Европы. И в этом периоде вырисовываются два главных момента: принятие хазарским владыкой высшего в кочевом мире титула "хакан" и победоносная борьба с другим прикавказским политическим объединением — Булгарским союзом.


Становление Хазарского каганата


Время становления Хазарского каганата в пределах Восточной Европы это 30—80-ые годы VII в. В это время хазары столкнулись с арабами в районе Дербента, а затем в 60-х годах, пользуясь смутой в Халифате, активно вмешались в закавказские дела. Но не они составляли главное содержание хазарской истории этого времени. Основной ее ареной в ту пору стало Предкавказье, а затем и более обширные районы Восточной Европы.

В Предкавказье наряду с хазарами сложилась и другая крупная политическая сила — Великая Булгария. Пределы ее в общем — это Западное Предкавказье, район р. Кубань, хотя некоторые историки относят западную границу Великой Булгарии к Днепру, а подвластные ей области могли охватывать и пределы юга современной Украины.

Возвышение Великой Булгарии источники связывают с правлением хана Куврата. В начале 30-х годов VII в. булгары освободились от номинальной зависимости от Западнотюркского каганата. Но после смерти Куврата Булгарское объединение распалось, отдельные орды булгар под началом сыновей Куврата были разбиты Хазарами где-то в 40—70-х годах VII в . Хазарские предания говорят о преследовании хазарами врагов до р. Дуна, т. е. Дуная, и поселения беглых булгар Аспаруха, вблизи Константинополя. Таким образом под власть хазар попали степные (и частично лесостепные) районы Восточной Европы. Аспарух бежал на запад в 70-х годах VII в, и эта дата может служить конечной в процессе формирования Хазарского каганата и его территории (в 90-х годах VII в. почти весь Крым был во власти хазар).

Но как все-таки малочисленные хазары сумели победить многочисленных, "как песок у моря", булгар? Большую роль сыграла вражда между сыновьями Куврата. Но также из источников становится ясно, что имел место союз хазар и аланских племён, находившихся в то время (середина VII в.) под властью Великой Булгарии.

Территория и население


Чаще всего границы Хазарии пытаются определить вне времени, т. е. как какие-то стабильные, не изменявшиеся на протяжении трех веков. Но границы этого государства, как и других, не были неизменными. Арабские источники (в основном географические сочинения) рисуют пределы Хазарии главным образом для IX — начала Х в. и только по Кавказу их информация более обширна и охватывает VII—VIII вв. Византийские источники вносят важные коррективы для конца VII— начала VIII в. и кануна падения Хазарии (40-е годы Х в.). Для IX—Х вв. незаменимы известия русской летописи.

Административно-территориальной единица Хазарской державы - Климат. Во главе таких единиц в Хазарии стояли наместники (тудуны), конкретно известные нам для Крыма и Волжской Булгарии.

Восточноевропейские владения Хазарии, куда не входила коренная территория последней (Приморский Дагестан и соседние территории до устья Волги) являлись главным источником дани для хазар, собственная территория которых, исключая части Приморского Дагестана, была бедна природными ресурсами. К подвластным землям (климатам) относились земли буртасов (мордвы), Волжской Булгарии (с Суваром), марийцев, части славян и некоторые другие территории в Подонье. Район Подонья был особенно важен для хазар, их крепости располагались и по Дону, и по Северскому Донцу. Известнейшая из них, Саркел (Белая Вежа), была построена византийцами по просьбе хазар в 30-х годах IX в., но известны и другие хазарские укрепления здесь. Они давали хазарам возможность контролировать торговые пути не только по Волге, но и с Волги (через Переволоку) на Дон, Азовское море, Крым и т. д., учитывая, что международная торговля была одним из главных источников существования Хазарии и ее господствующего класса. Хазарская застава существовала и на кавказском берегу Керченского пролива. Контроль над этим проливом всегда был крайне важен для хазар. В VIII—IX вв. присутствие хазар в Крыму было столь значительно, что Черное море называлось Хазарским, хотя у хазар флота не было и по Черному морю они не плавали, в отличие от русов Х—XI вв., по имени которых Черное море тогда стало именоваться Русским. Пределы Хазарии на северо-западе сколько-нибудь ясно не вырисовываются. В середине Х в. Саркел был пограничный город. Дальше на запад в то время кочевали печенеги, которые, согласно трактату Константина Багрянородного, выглядят не только самостоятельными от хазар, но и одной из трех важнейших политических сил (другие — Русь и Венгрия) Восточной Европы. Далее граница идет на север и доходит в некоторых источниках (пространная редакция письма Иосифа) до Днепра, где в то время были локализованы печенеги. К вопросу о северной границе хазарский царь в том же послании по каким-то причинам не придал должного значения. Бассейн Волги (исключая ее верховья) был в Х в. главной частью Хазарского государства. По-видимому, и Волжская Булгария не смогла до похода Святослава сбросить хазарское иго, хотя в 921/922 гг. такая попытка была сделана. Южная граница Хазарии середины X века – горы Кавказа. В районе Кавказа Хазарии подчинялось в основном Восточное Предкавказье с береговой полосой вдоль Каспия до Дербента. Здесь был древнейший центр Хазарии, откуда власть хазар распространилась на другие территории Восточной Европы. Крупнейшие местные этносы (аланы, кашаки) в VII—VIII вв., а также частично в IX в. были связаны с Хазарией, хотя говорить об их прямом подчинении каганату оснований нет. Уже в VII в. хазары закрепились в Крыму, Подонье и на Нижней Волге. С середины VIII в. Поволжье и Подонье становятся главными областями Хазарии. Каганату подчинялись буртасы, Волжская Булгария, часть восточных славян. В период расцвета Хазарии (70-е годы VII в. — VIII в.) ее власть на западе простиралась до Дуная. В IX в. ситуация изменилась, и к концу столетия пределы Хазарии не заходили на запад далее Дона и его притоков. Восточная граница каганата не простиралась далеко в глубь Заволжья.

В вопросе этнического состава прежде всего надо рассмотреть вопрос о самих хазарах, местах их расселения. "Родина" хазар находилась в Восточном Предкавказье, где они и сложились из смешения пришельцев савиров и тюрок с местным, в основном иранским, населением степной и прибрежной (прикаспийской) полосы. Здесь хазары обитали и позже, после крушения каганата. Они упоминаются в дербентских хрониках конца XI — начала XII в.

Уже в VII в. хазары расселялись в разных, преимущественно окраинных, опорных пунктах. Первоначально одним из таких пунктов являлось устье Волги, куда затем был перенесен и центр государства. Здесь хазары известны и в середине XII в. Русская летопись их именует саксинами, т. е. жителями г. Саксин, сменившего разрушенный русами Атиль. Большая хазарская колония возникла в Крыму, где сохранилась и после падения Хазарии. Наконец, хазарская колония была на Дону, прежде всего в районе Саркела. Другие центры расселения хазар нам неизвестны. Но уже это показывает, что хазары в своем государстве не имели компактной территории, а составляли как бы островки в пестром этническом мире юго-востока Европы.

Арабские источники делят хазар на две группы. Одна именуется черные хазары, они смуглые, почти черные, подобные индусам. Представители другой группы белые. По-видимому, хазары в IX—Х вв. были народом довольно смешанным в расовом отношении и не вполне сходным с ранними хазарами (VII в.). Кроме хазар обитали в Хазарии и другие этносы : аланы, булгары, кашаки, славяне, венгры, печенеги, буртасы.

Экономика и социальные отношения

Об экономике Хазарии мы можем говорить лишь в самых общих чертах, преимущественно на основании письменных источников.

Источники для VII в. рисуют хазар как полудиких кочевников, вполне сопоставимых с гуннами, с которыми их нередко отождествляли. Описывая хазарское войско, действовавшее в 20-х годах VII в. в Закавказье, отмечают, что в его составе были и кочевники, и оседлые жители. Очевидно, под последним подразумевались вспомогательные контингенты из местного (иранского и кавказского) населения. Что же касаетеся самих хазар, то их описание сходно с тем, что можно найти у авторов, рассказывавших о гуннах IV в. Они были необычного для жителя Закавказья вида — широкоскулые, без ресниц, с длинными волосами, прирожденные всадники. Пища их являлась обычной для кочевников — мясо, а также кобылье и верблюжье молоко.

И в последний период существования каганата хазары во многом сохранили обычаи своих предков. Арабский путешественник прямо указывает, что хазары зимой обитают в городах, а летом уходят в степь. Описывая хазарскую столицу Атиль, отмечает, что при этом городе (или в его окрестностях) нет селений, но пахотные поля разбросаны на расстоянии 20 километров в окружности, по реке и в степи. Хазары летом собирают урожай и перевозят его в Атиль на повозках. Это указывает на то, что в конце IX — начале Х в. хазары занимались земледелием. В качестве производимого злака указывается рис, который наряду с рыбой называется преимущественной пищей хазар. Население коренной Хазарии разводило виноград (например, в Самандаре было до 4 тыс. виноградных лоз).

Очень важные сведения содержат еврейско-хазарские документы. В письме Иосифа довольно четко различаются кочевое и оседлое население. Собственно кочевниками изображены только печенеги пространной редакции (в краткой этого этнонима нет). Согласно пространной редакции, "они живут в открытых поселениях без стен, они кочуют и располагаются привалом в степи, пока не доходят до пределов (венгров). Прочее поселение Хазарии описывается иначе. Отмечается, что в стране много рек, богатых рыбой. Сама страна (Хазария) плодородна, в ней много полей, виноградников, садов, а также фруктовых деревьев. В письме Иосифа фигурируют три типа поселений Хазарии: селения, деревни, города и так укрепленные города. Последнее, скорее всего, относится к крепости типа Саркела, преимущественно в пограничной полосе.

Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями из Восточной Европы в страны Передней Азии. Уже это показывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. Одним из самых важных, если не важнейшим, был путь вдоль западного берега Каспийского моря, к устью Волги, затем вверх по этой реке. Приблизительно в районе нынешнего Волгограда он разветвлялся на два: один продолжался вверх по Волге, другой через Переволоку переходил на Дон. Оба пути в VII — первой половине Х в. контролировались хазарами. Вверх по Волге купцы должны были миновать страну буртасов и достигали Булгара Волжского, где уже в IX в. существовала торговая фактория и где встречались мусульманские купцы с русскими.

Путь, выходивший на Волгу через Переволоку, описан арабскими географами. Он начинался в Нижней Руси (Киеве), и проходил через византийские владения в Крыму, а затем хазарскую заставу Самкуш (Самкерц-Тмутаракань). И византийцы, и хазары взыскивали десятину в свою пользу. Потом путь шел по Славянской реке (Дону), откуда через Переволоку купцы попадали на Волгу и мимо хазарской столицы следовали в Каспийское море, оттуда шел караванный путь в Багдад в IX в. Но, несомненно, русские купцы могли выходить и в Дербенте, и в Баку, и в Гиляне.

Занимая Крым, господствуя на Таманском полуострове, хазары держали под своим контролем и значительную часть черноморской торговли. Центром последней на южном побережье Черного моря были Константинополь и Трапезунд. В Трапезунде всегда находилось много купцов: греков, мусульман, армян, а также тех, кто приезжает сюда из района хазарской сферы влияния. Само Черное море долго называлось Хазарским, хотя в X в. это название было перенесено на Каспийское, а Черное море получило название Русского, впрочем, это не было его единственным названием.

Непосредственных связей Хазарии с Западной и даже Центральной Европой не было или почти не было. Очевидно, хазары замыкались здесь, как и на востоке, на посредниках, что определялось самим характером хазарской торговли.

Судя по источникам, торговля Хазарии была по преимуществу транзитной. Арабские географы прямо пишут, что в стране хазар производится и вывозится только (рыбий) клей. Возможно, это и не совсем точно, так как можно предполагать вывоз из Хазарии рабов. Но, по-видимому, эта статья торговли также не самих хазар (в основном), а их соседей — венгров, печенегов и т. д., которые перепродавали пленников, захваченных во время набегов на земли славян, адыгов и т. д., торговцам из Атиля.

Из стран буртасов, булгар, Руси через Хазарию вывозились мед, воск, бобровые, соболиные, лисьи шкуры и мех. Все это пользовалось огромным спросом в странах Востока, и хазары получали большую прибыль в виде пошлин, которыми они облагали иностранных купцов. Для соседей хазар это было крайне обременительно, и поход войска Святослава против основных хазарских городов был вызван и данными экономическими причинами.

В связи с проблемой торговли через Хазарию важно обратить внимание на одно обстоятельство: ничего не известно о хазарских купцах. Очевидно, в этом государстве торговля полностью находилась в руках еврейских купцов, живших во всех городах страны и этот факт, что в стране, для которой международная транзитная торговля имела важнейшее значение, она оказалась в руках трансэтнического еврейского торгового капитала, имел решающее значение в истории Хазарии и, очевидно, стал важнейшей причиной принятия иудаизма в качестве государственной религии хазарским царем и его окружением.

В Хазарии в основном имел хождение арабский дирхем с его разновидностями, чеканившимися в самостоятельных или полусамостоятельных государственных образованиях Северной Африки, Средней Азии и Ирана. Он получил (у еврейских купцов) название "шэлэг" ("белый", "серебряник"), и эта денежная единица упоминается в ПВЛ для хазарских владений в землях восточных славян. В мусульманских государствах собственная чеканка монеты имела принципиальный характер, не случайно монеты стали уже в Х в. чеканить и в Волжской Булгарии, знать которой приняла ислам.

В более раннее время, когда хазары были исключительно кочевниками, их общественная структура представляла собой разновидность родовых отношений, которые у кочевников в силу специфики их хозяйственной организации существовали всегда. Семья, род, племя, союз племен — ступеньки общественной структуры, присущие кочевому обществу. Конкретное содержание и соотношение этих элементов может меняться, но они существуют, пока сохраняется кочевой быт. Более того, частично эти формы или их элементы оказываются очень живучими и сохраняются какое-то время даже тогда, когда само население оседает на землю.

Точно так же хазарские роды не исчезли и существовали до самого конца Хазарского государства. Царь Иосиф отмечает существование и численность этих родов. Само их существование показывает, что хазарское общество Х в. было раннеклассовым, где процесс формирования феодальных отношений еще не зашел далеко. В то же время у хазар уже в VII в. выделилась знать, организационно объединенная в знатные роды. Одним из самых распространенных обозначений хазарской знати было слово ”тархан”.

Таким образом население Хазарии делилось на две части: знать (тарханы) и простой народ. Отличие между ними было в том, что тарханы не платили податей, но обязаны были нести военную службу, чаще всего в коннице. Однако "простой народ" не попал еще в феодальную зависимость. Показательно, что когда в случае какого-либо бедствия, постигшего страну (в Х в.), требовалось убить хакана, то к царю приходили и знатные люди, и простой народ.

Сохранение реликтов родовой организации, свободы основным населением и в то же время выделение особого сословия знати (тарханов) свидетельствует о том, что Хазария может рассматриваться как раннеклассовое общество, где социальная дифференциация не достигла большой глубины, хотя и проявлялась в специфической форме.

Подчиненные Хазарии народы находились на разных стадиях социального развития. Восточные славяне, волжские булгары и некоторые другие переживали ту же стадию раннеклассовых отношений, что и хазары. А вот буртасы не дошли до нее. Источники сообщают, что их страна была очень населенной, богатой пушниной, но у них не было глав, а в каждом месте управлял шейх, т. е. старейшина. В то же время буртасы платили Хазарии большую дань и выставляли по требованию хазарского царя до 10 тыс. всадников.

Сведений о земельной собственности в Хазарии почти нет. Из переписки Иосифа видно, что земля находилась в распоряжении рода и рассматривалась как владение, полученное от предков, причем это касалось и царского рода. Так что в Хазарии существовало право рода на землю.

В многоплеменной Хазарии, где население исповедовало разные религии (ислам, христианство, иудаизм и языческие культы), не сложилось единого государственного права и единой системы судопроизводства. Арабские авторы сообщают, что при царе в Атиле находились семь судей (кади): два для мусульман, судивших по шариату; два для иудеев (хазар, принявших иудаизм, и евреев), судивших в соответствии с Торой; два для христиан, которые вели суд по Евангелию, и один для язычников (славян, русов и других идолопоклонников), который судил согласно языческим обычаям, т. е. "по велениям разума". В случае особенно серьезных дел все эти судьи собирались у мусульманских кади и их решения по шариату перевешивали. Другие арабские источники отмечают, что между этими судьями и царем имелся посредник, который передавал решения судей царю, и после утверждения их последним они приводились в исполнение. Такая практика существовала в Хазарии IX—X вв..

В ранний период существования Хазарского государства его войско состояло из ополчений собственно хазар и подчиненных народов и племен. В IX—Х вв. положение изменилось. Вспомогательные войска от подчиненных народов по-прежнему призывались, но главную роль стало играть наемное войско, состоящее из мусульман, русов и славян. Оно делилось на две части — мусульманскую и славяно-русскую. Это войско было численностью в 12 тыс. человек, и имело корпус мусульманских воинов ал-арсийа численностью около 7 тыс. всадников в кольчугах и панцирях, вооруженных луками. Наемникам платилось жалованье, после смерти одного из наемников на его место брали нового воина.

Изменение состава хазарской армии, несомненно, является косвенным свидетельством социальных изменений в хазарском обществе в IX—Х вв. Это говорит о том, что хаканы уже не доверяли ополчениям, а стремились опираться на оплачиваемые отряды, которые не были связаны со страной и, казалось бы, полностью зависели от хакана. На деле они вскоре полностью попали под влияние этих наемников и их командиров, и царь в Х в. вынужден был слушаться своих наемников, и прежде всего мусульманской гвардии.

Государственный строй

Династия хазарских хаканов возводится к династии рода Ашина.

В ранний период истории хазар их верховный правитель, как и до того властитель Тюркского каганата, именовался хакан. В современной литературе принято считать, что титул "хакан" попал в тюркскую среду от народности жужаней. Затем его носили верховные правители Тюркского каганата, авар и, наконец, хазар, у которых он для Восточной Европы наиболее известен.

Что же касается общего значения титула "хакан", то у собственно тюрок VI—Х вв. он означал верховного правителя, которому подчинялись другие властители. Поэтому хаканами, например, называли китайских императоров, и сам этот титул отождествляется с императором феодальной эпохи.

Интересны сведения о владыке хазар первой половины VIII в., сообщаемые ал-Куфи, который в отличие от других арабских писателей IX—Х вв. подробно повествует об арабо-хазарских войнах. Ал-Куфи называет правителя и хаканом, и царем (малик), но ясно, что это одно и то же лицо. В некоторых же случаях историк просто пишет о хакане малике хазар. Это доказывает, что в первой половине VIII в. хакан обладал всей полнотой власти, именно его иностранные авторы и называли царем. Различные источники описывают ссылку императора Юстиниана II в Херсонес, где он завязал сношения и породнился с хазарским владыкой. Византийские историки именуют последнего хаганом, а Никифор называл его гегемоном (вождем) или архонтом, поясняя, что сами хазары называют его хаганом. Хаканом главу хазар именует в связи с этими событиями Михаил Сириец. Ал-Мас'уди в этом случае использует титул "малик", а в сирийском тексте Бар Гебрея находим "хакан".

Таким образом, эволюцию верховной власти у хазар можно представить следующим образом. В VII — первой половине VIII в. во главе государства стоял хакан, в руках которого находилась вся власть. Хакан опирался на хазарскую знать (тарханов). Следующим после хакана лицом был шад, из числа ближайших родственников хакана (VII в.). Шад командовал войском, и, возможно, в его руках находились (или в его руки переходили) внешние сношения. Поражение в войне с арабами в 30-х годах VIII в. привело к конфликту среди хазарской знати, в результате чего шад постепенно оттеснил хакана на второй план, приняв титул бака (бека, царя). Именно в IX в. в Хазарии существовало своеобразное двоевластие, которое в Х ст. сменилось властью бака (бека), лишившего хакана всякой реальной власти и влияния.

Власть верховного правителя Хазарии (хакана, затем шада-бека) была, по сути дела, неограниченной, хотя есть основания полагать, что даже в последний период существования Хазарской державы роль родовых традиций была сильна, главным образом в плане обязательной принадлежности правителя к определенной семье — роду.

В Хазарии существовал центральное управление, из которого нам известны судьи для людей разных вероисповеданий. Основные функции центрального управления сводились к руководству войском, сбору налогов и пошлин, судопроизводству и культу (точнее, культам).

Что касается местного управления в Хазарии, то оно было двойного рода, так как и само это государство состояло как бы из двух разновидностей подчиненных стран и областей. Во-первых, это страны, в которых управляли местные князья, вожди и т. д. Во-вторых, области, непосредственно подчиненные хакану (царю) и управлявшиеся его наместниками. В положении первых находились Волжская Булгария, восточнославянские области (вятичей, северян, радимичей, полян), кочевники-венгры в IX в., возможно, буртасы, а также некоторые части (преимущественно приморские) современного Дагестана. Когда Волжская Булгария подчинилась хазарам — неизвестно, но в IX в. "царь славян" платил дань Атилю в размере соболиной шкурки с дома ("байт"), а сын булгарского правителя являлся заложником у царя хазар. Об уплате восточными славянами дани хазарам в виде пушнины и деньгами сообщает ПВЛ. Но таковые, возможно, были. Мадьяры, пришедшие в Леведию, а затем в Ателькюзу, имели своих архонтов, которым подчинялись вожди, носившие титулы "гила" и "карха". Венгерские архонты до ухода мадьярских племен в Паннонию подчинялись хазарам и были их союзниками в борьбе с печенегами. Для буртасов ранние источники (по IX в.) называют только шейхов для каждого места.

Представители центральной власти на местах назывались тудунами. Титул этот происходит из китайского tu't'ung—"начальник гражданской администрации". К тюркам он попал через восточноиранские (сако-хотанские) языки, где означал "близкий помощник. У хазар тудуны — первоначально что-то вроде ближних людей правителя. Сведений о местном управлении в Хазарском каганате очень мало. В Х в. в Самандаре, бывшей столице, сидел собственный царь (малик), но родственник хазарского царя. Это свидетельство того, что в Хазарии шел процесс децентрализации и на местах некоторые наместники становились самостоятельными правителями.

Города Хазарии

Думается, надо говорить именно о городах Хазарии (страны, государства), а не о хазарских городах, поскольку полиэтничный состав населения этого государства и кочевой быт самих хазар, по крайней мере до IX в., не дают оснований определять города Хазарии как хазарские. Далее речь пойдёт только о наиболее крупных и известных городах.

  1. Варачан (вариант-Вараджан). Упоминается только в армянских источниках VII в. Варачан (Вараджан) упомянут и в "Армянской географии", как город "хонов". Других известий о нем нет. По источникам, Варачан расположен сравнительно недалеко от Дербента, но где - до сих пор не установлено. В. Ф. Минорский определяет его в районе Башлы (р. Артозень в Дагестане). С. А. Плетнева, принимая отождествление Варачана с Баланджаром, усматривает этот город на р. Сулак, полагая, что в других реках Дагестана людей утопить нельзя, а именно в Баланджаре-Варачане арабы в 723 г. топили пленных в реке.

  2. Баланджар - один из трех наиболее известных городов Хазарии, по-видимому, первая хазарская столица. Этимология названия не ясна. Название Баланджар встречается лишь в арабо-персидских источниках, и не только применительно к городу. У ат-Табари (правда, при описании событий VI в.) есть племя баланджар рядом с абхазами, аланами и еще более неясным народом банджар. Кроме того, в источниках упоминается р. Баланджар за Дербентом, проходы Баланджара и, наконец, горы Баланджара. Йакут, обобщая данные арабской географии, располагает г. Баланджар за Дербентом, как первый город Хазарии. В походах арабов за Дербент в VII-VIII вв. первым городом Хазарии, на который они нападали, был Баланджар. Возможно, р. Баланджар - это Уллучай, горы Баланджар - отроги Кавказского хребта к северу от этой реки (эти отроги здесь довольно близко подходят к побережью, и тогда именно тут располагались проходы Баланджара), а г. Баланджар был где-то в нижнем течении Уллучая. Такой солидный автор, как ал-Мас'уди, называет Баланджар прежней столицей Хазарии, и это еще одно основание отождествлять Варачан с Баланджаром. Правда, источники Х в., как правило, действительно о Баланджаре не упоминают, но это связано, очевидно, с тем, что в Х в. этот город потерял свое значение (возможно, из-за арабо-хазарских войн VIII в. и близости его к арабо-хазарской границе), а возможно, уже и не существовал.
    На самом деле Баланджар возник, очевидно, как результат социально-экономических сдвигов в обществе старого (дохазарского) населения Приморского Дагестана и в качестве резиденции местных правителей, а затем и хазарских хаканов. Город был по-видимому, уже в VII в. довольно большим. Разумеется, об окончательном решении вопроса о населении Баланджара (и других городов Хазарии) можно будет говорить, когда этот город найдут и исследуют археологически. Баланджар весьма часто упоминается в связи с арабо-хазарскими войнами VII - первой