Главная              Рефераты - История

 

Франция. 1945-2000 - политика, экономика, культура - реферат

" Франция. 1945-2000: экономика, политика, культура" 20.05.2000


План:


План: 1

1. Общие сведения 3

1.1. Географическое положение, население. 3

1.1.1. Местоположение и территория страны. 3

1.1.2. Население. 3

1.1.3. Столица и крупнейшие города. 3

1.1.4. Краткая история становления государства. 4

1.1.5. Система институтов. 5

1.1.6. Система административно - территориального деления страны. 6

2. Политика 7

2.1. Конец Третьей республики. 7

2.2. Временный режим. 7

2.2.1. Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946 г. 9

2.3. Четвертая республика. 11

2.3.1. Перегруппировка классовых сил. Рас­кол демократического и рабочего движе­ния. 11

2.3.2. Внешняя политика Четвертой респуб­лики. 13

2.3.3. Борьба классов и партий в годы «холод­ной войны». 14

2.3.4. Конец Четвертой республики. 15

2.4. Основание Пятой республики. 16

2.4.1. Режим «личной власти». 17

2.4.2. Внешняя политика правительства де Голля. 18

2.4.3. Оппозиция правительству. Борьба де­мократический сил. 19

2.4.4. События мая – июня 1968 г. Отставка президента де Голля. 20

2.5. Выборы 1969 г. Правительство Помпиду. 21

2.5.1. Сближение левых сил. 22

2.6. Выборы 1974 г. Правительство Жискар д'Эстена. 23

2.6.1. Кризис французского общества. «Биполяризация» партий. 23

2.7. Правительство левых сил. 25

2.8. Выборы 1986 г. Победа правых партий. 27

2.9. Выборы 1988 г. и политика правитель­ства социалистов. 27

2.10. После 1991 г. 28

3. Экономика 30

3.1. Социально-экономическое развитие Франции в годы Четвертой республики. 30

3.2. Экономическое и социальное развитие в годы правления де Голля. 31

3.3. Общие тенденции экономического развития. 32

3.4. Сложившаяся экономическая ситуация, проблемы и достижения экономики. 34

3.5. Основные экономические показатели. 36

3.6. Отраслевая структура хозяйства. 37

3.6.1. Оценка влияния различных факторов на отраслевую экономику. 37

Нефтяная промышленность. 37

Сфера услуг. 37

3.7. Основные формы бизнеса. 38

3.7.1. Мелкий и средний бизнес. 38

3.7.2. Крупный бизнес. 39

Черная и цветная металлургия. 40

Автомобильная промышленность. 40

Электротехническая промышленность. 40

Химическая промышленность. 40

Пищевкусовая промышленность. 41

Крупные торговые фирмы. 41

3.7.3. Правовые формы бизнеса в стране. 41

Единоличное предприятие. 41

Полное товарищество. 41

Коммандитное товарищество. 42

Акционерно-коммандитное товарищество. 42

Общество с ограниченной ответственностью. 42

Акционерное общество. 43

4. Культура 44

4.1. Достопримечательности Франции. 44

4.2. Грандиозные постройки во Франции второй половины XX века. 45

4.3. Литература XX века. 45

4.4. Символ Парижа. 45

5. Современная Франция 47

5.1. Национальные проблемы и отношение к иммиграции. 47

5.2. Терроризм. 47

5.3. Проблемы ядерных испытаний. 48

5.4. Социальные проблемы и забастовки. 48

5.5. Внешняя агрессивная политика Франции. 48

5.6. Здравоохранение. 49

6. Использованные источники информации: 50


1.Общие сведения

Французская республика – одна из самых высокоразвитых стран современного мира, постоянный член Совета Безопасности ООН, центр мировой и европейской культуры. В реферате ограниченного объема невозможно отразить все аспекты исторического развития политики, экономики и культуры Франции. Поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Но прежде необходимо привести некоторые общие сведения.

1.1.Географическое положение, население.

1.1.1. Местоположение и территория страны.

Франция – государство в Западной Европе. На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе – Бискайским заливом, Атлантическим океаном, на юге – Средизем­ным морем, на востоке граничит с Бельгией, Люксем­бургом, ФРГ, Швейцарией, Италией, Мо­нако; на юге – с Испанией и Андоррой.

Площадь территории Франции вместе с расположенным в Средиземном море островом Корсикой и другими мелкими прибрежными островами (1-е место в Западной Европе) – 543 965 км2.

1.1.2. Население.

Население около 58,5 млн. (01.01.1997). 83% населения - французы; живут также эльзасцы, бретонцы, корсиканцы, каталонцы, баски; кроме того проживает 4,7 млн. иностранцев-иммигрантов (алжирцы, португальцы, итальянцы, испанцы, армяне и другие). Официальный язык - французский. Подавляющее большинство верующих - католики, около 2 млн. человек - протестанты, около 2 млн. - мусульмане (в основном выходцы из стран Северной и Центральной Африки, Среднего Востока), православные (более 400 тысяч) и другие. Средне - годовой естественный прирост населения 0,39% (1984-86). Средняя плотность населения 101 человек на 1 км2 (1987). Наиболее густо заселены промышленные районы на севере Франции (до 300-500 человек на 1 км2), наименее - горные районы Альп и Пиренеев (менее 10 человек на 1 км2). Горное население - 77,2% (1985). Крупные города: Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Ницца, Страсбург, Нант, Бордо, Сент-Этьен. Экономически активное население - 23 млн. человек (1983), в том числе занято: в промышленности 22,3%; в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве 7,3%; в строительстве 7,3%; транспорте и связи 6%. Безработных - 10% экономически активного населения (1986).

Воспроизводство населения во Франции характеризуется очень плохой демографической ситуацией. Происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и его возрастной состав, растет доля пожилых людей. Такая демографическая ситуация привела к резкому изменению роли Франции в системе внешних миграций населения. Бывшая со времен великих географических открытий одним из главных очагов эмиграции, Франция в наши дни превратилась почти в главный мировой очаг трудовой миграции. Теперь здесь насчитывается 1600 тысяч человек иностранных рабочих, значительная часть которых находится на положении не граждан, а временных гостей - рабочих ("гастар-байтеров"). Основные направления трудовой миграции исходят из таких стран, как Португалия, Испания, Марокко, Алжир, Тунис, Италия, Греция, Босния и Герцеговина. Их доля в общем числе занятых составляет до 10%.

На размещение населения во Франции наибольшее влияние оказывает урбанизация, уровень которой здесь очень высокий. Характерная черта урбанизации Франции - очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях: Париж - 8,5 млн. человек; Лион, Марсель - более 1 млн. человек. Однако в последние 2-3 десятилетия рост крупнейших городов замедлился или даже прекратился. Из центральных частей городов население стало мигрировать в пригороды, города-спутники. Это явление получило название субурбанизации.

1.1.3. Столица и крупнейшие города.

Столицей Франции является ее самый большой город – Париж (1990 г. – его население около 2,2 млн. чел., так называемый большой Париж – 9,1 млн. чел.). Другие крупные города: Марсель (801 тыс.), Лион (415 тыс.), Тулуза (360 тыс.), Нант (245 тыс.), Бордо (210 тыс.).

Основными достопримечательностями Франции являются Альпы с многочисленными лыжными курортами и альпинистскими лагерями, а также пляжи Средиземного моря (в основном в Ницце). В Канне, неподалеку от Ниццы, проводится всемирно знаменитый международный кинофестиваль, привлекающий огромное количество зрителей. Одной из главных исторических достопримечательностей являются замки Луары - несколько великолепных средневековых замков, расположенных на берегах Луары. Культурным центром Франции является Париж, в котором находятся главные музеи страны: Лувр (бывший королевский дворец, в котором расположено 225 галерей и 400000 экспонатов); центр искусств Пампиду; музей Пикассо с коллекцией работ знаменитого художника; музей современного искусства; музей импрессионистов; музей декоративного искусства; музей Родена (коллекция скульптур). Кроме того, в Париже находятся такие знаменитые архитектурные шедевры как Эйфелева башня, собор Нотр-Дам-де-Пори (1163 г), церковь XIII века Сен-Шапель, Триумфальная арка, Пале-Роянь, Елисейский дворец (резиденция президента республики), Версальский дворец (бывшая загородная резиденция французских королей). Популярны среди многочисленных туристов Монмартр, Елисейские поля, Булонский лес, ботанический сад и зоопарк. Под Парижем находится Евродиснейленд - первый парк развлечений такого масштаба в Европе.

1.1.4. Краткая история становления государства.

Территория Франции была заселена с древнейших времен (вероятно, 1 млн. лет назад). В древности Францию населяли галлы (кельты), отсюда ее древнее название - Галлия. К середине 1 в. до н.э. завоевана Римом; с конца 5 в. до н.э. - основная часть Франкского государства. Образованное по Верденскому договору 843 г. Западно-Франкское королевство занимало приблизительно территорию современной Франции; в 10 в. страна стала называться "Франция". До середины 12 в. господствовала феодальная раздробленность. В 1302 г. созваны первые Генеральные штаты, сложилась сословная монархия. Экономическое развитие Франции было надолго задержано Столетней войной 1337-1453 гг. Ухудшение положения народа вызвало Парижское восстание 1357-1358 гг., Жакерию. Централизация государства в основном завершилась во второй половине 15 в. при Людовике XI. Абсолютизм укрепился после Религиозных войн 16 в., достиг апогея при Людовике XIV. В 15-17 вв. французские короли вели длительную борьбу с Габсбургами (Итальянские войны 1494-1559 гг., Тридцатилетняя война 1618-48 гг.). Феодально-абсолютистскую систему ликвидировала Великая французская революция. В 1792 учреждена республика (первая республика). Высший этап революции - якобинская диктатура. Термидорианский переворот 1794 знаменовал победу буржуазной контрреволюции. Режим Директории (1795-99 гг.) сменила военная диктатура Наполеона [в форме Консульства, а с 1804 г. - империи (первая империя)], укрепившая буржуазный строй. Отечественная война русского народа 1812 г. предопределила крушение наполеоновской империи. В период Реставрации (1814-1815 гг., 1815-30 гг.) политическое господство принадлежало дворянству и духовенству. В результате Июльской революции 1830 г. к власти пришла финансовая аристократия. Февральская революция 1848 г. установила буржуазную республику (вторая республика). В дальнейшем Революция 1848 г. развивалась по нисходящей линии. В 1852 г. была установлена вторая империя; пала в 1870 г. в обстановке франко-прусской войны 1870-71 гг. Была образована третья республика (1870-1940 гг.). 18 марта 1871 г. в Париже произошла первая в мире пролетарская революция, жестоко подавленная буржуазией. В 1875 г. принята конституция третьей республики. В 1879-80 гг. была создана первая марксистская партия - Рабочая партия. В начале 20 в. социалистическое движение раскололось. Были образованы Социалистическая партия Франции (под руководством Ж. Геда, П. Лафарга и др.) и Французская социалистическая партия (под руководством Ж. Жореса) - объединились в 1905 г. в СФИО. На рубеже 19-20 вв. французский капитализм вступил в стадию империализма. К концу 19 в. в основном завершилось образование французской колониальной империи. Франция в составе Антанты участвовала в I мировой войне, которая завершилась выгодным для французских империалистов Версальским мирным договором 1919 г. Франция была участником антисоветской интервенции. В 1918-20 гг. - революционный подъем. В 1820 г. основалась Французская коммунистическая партия. Дипломатические отношения с СССР с 28.10.1924. В 1935 г. заключен франко-советский договор о взаимопомощи. В январе 1936 г. на основе единого рабочего фронта [ФКП и Социалистической партии (СФИО), с 1934 г.] создан Народный фронт. Правительства Народного фронта запретили фашистские организации, приняли меры к улучшению положения трудящихся (введение 40-часовой рабочей недели, оплачиваемых отпусков и т.д.). В 1938 г. Народный фронт распался. Французские правящие круги проводили курс "умиротворения" фашистских агрессоров, что способствовало развязыванию II мировой войны. В 1940 г. Франция была оккупирована фашистскими германскими и итальянскими войсками. Возник профашистский режим "Виши". Главным организатором Движения Сопротивления на территории Франции была ФКП, важную роль играло возглавляемое Ш. де Голлем движение "Свободная Франция" (с 1942 г. - "Сражающаяся Франция"). К концу 1944 г. Франция (в результате действий войск антигитлеровской коалиции и Движения сопротивления) была освобождена. В 1944-47 гг. в правительство входили коммунисты; были проведены прогрессивные социальные реформы, принята демократическая конституция четвертой республики (1946 г.). В 1949 г. Франция стала членом НАТО, в 1957 г. ЕЭС. Франция подписала Женевские соглашения 1954 г. по Индокитаю. В 1958 г. принята конституция пятой республики, расширившая права исполнительной власти в ущерб законодательной. Президентом стал де Голль. К 1960 г. в обстановке распада колониальной системы империализма завоевала независимость большая часть французских колоний в Африке, в 1962 г. - Алжир. Стремясь укрепить международные позиции и обеспечить внешнеполитическую самостоятельность, Франция вышла из военной организации НАТО (1966 г.), активизировала сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами. Крупное событие внутриполитической жизни - Всеобщая забастовка 1968 г. В 1981 г. при поддержке ФКП и других левых сил президентом Франции был избран кандидат социалистов Ф. Миттеран.

1.1.5. Система институтов.

Франция - республика. Действует конституция, одобренная референдумом 28 сентября 1958 г. (с изменениями). Установленный конституцией 1958 г. строй именуется Пятой республикой. По этой конституции главой государства является президент (с 1981-Ф. Миттеран, был переизбран в 1988), избираемый сроком на 7 лет всеобщим и прямым голосованием по мажоритарной системе (в 2 тура). Он назначает премьер-министра и членов правительства, председательствует в Совете Министров, руководит вооруженными силами. Президент наделен также правом роспуска Национального собрания.

Высший законодательный орган - парламент, состоящий из 2 палат - Национального собрания (577 депутатов, из них 555 от метрополии, 22 - от заморских департаментов и территорий), избираемого сроком на 5 лет всеобщим и тайным голосованием (последние выборы были в 1993 г.) и сената (321 сенатор за сроком полномочий каждого - 9 лет), избираемого на основе косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов Национального собрания, генеральных и муниципальных советников).

Правительство ответственно перед парламентом, ему может быть вынесен вотум недоверия со стороны Национального собрания (необходимо абсолютное большинство голосов всех депутатов). Правительство, сформированное в марте 1993 г., возглавляет премьер-министр Э. Балладюр.

Французская социалистическая партия (ФСП), образовалась в 1971 г. на базе объединения партии СФИО (Французская секция рабочего интернационала), существовавшей в 1905 г., и ряда политических группировок (около 200 тысяч членов), входит в Социнтерн. В нее входило 160 тысяч членов (январь 1979), первый секретарь - Л. Жостен (с 1981). В марте 1993 г. ФСП потерпела поражение на парламентских выборах и переживает кризис.

Левые и левоцентристские силы представлены следующими партиями. Французская коммунистическая партия (ФКП) - основана в 1920 г. (около 200 тысяч), в последние годы ее влияние и численность уменьшились. Генеральный секретарь - Ж. Марше. Движение левых радикалов (ДЛР), образовалась в 1972 г. в результате раскола партии радикалов и радикал - социалистов (около 30 тысяч). Председатель - Э. Зюккарелли, генеральный секретарь - Ф. Валкер. Объединенная социалистическая партия (ОСП) - образовалась в 1960 г. Пользуется влиянием среди левацки настроенной интеллигенции и студенчества. Генеральный секретарь ОСП - Ж.К. Лескорнэ.

Наиболее влиятельными партиями в парламенте и правительстве после парламентских выборов в 1993 г. является голлистское объединение в поддержку республики (ОПР) и центристский СФД. ОПР образовалось в 1958 г., правительственная партия (около 900 тысяч). Председатель - Ж. Ширак, генеральный секретарь - А. Жюлле.

Самой массовой профсоюзной организацией является Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) (1,33 млн. членов), которые входят в ВФП. Национальный совет французских предпринимателей - существует с 1946 г., объединяет 130 профессиональных федераций промышленников и торговцев. Национальный союз студентов (ЮНСФ) - более 35 тысяч человек.

1.1.6. Система административно - территориального деления страны.

В административном отношении территория Франции разделена на 96 департаментов, включая Париж (отдельный департамент), департаменты на коммуны; департаменты созданы на территории исторических провинций. Площадь владений Франции составляла (1977) 127 тыс. км2 с населением около 2,6 млн. человек, в их составе (на 1 июля 1976): 5 заморских департаментов (Гваделупа и Мартиника - в Вест-Индии, Гвиана - в Южной Америке, Реюньон - в Индийском океане, острова Сен-Пьер и Микелон) и 5 заморских территорий (Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские южно-антарктические территории, острова Майотт, Уоллис, Футуна). Новые Гебриды - совместное франко-английское владение.


2.Политика

2.1.Конец Третьей республики.

Третья республика была установлена в 1875 году после поражения Парижской Коммуны 1871 года. Она просуществовала вплоть до оккупации Франции фашистской Германией.

Когда II Мировая война в Европе уже пылала, за два месяца до вторжения германских войск во Францию, к власти в ней пришло последнее законное правительство Третьей республики – министерство Поля Рейно.

Три фигуры в политике Франции с начала мая до начала июля 1940 г. играли наиболее видную роль: Поль Рейно – последний глава правительства Третьей республики, назначенный парламентом, Филипп Петэн, принявший у него власть и ставший главой вишистского государства, и Пьер Лаваль – фактически организатор фашистского переворота.

Правительство Рейно было сформировано 21 марта 1940 года, заменив правительство Даладье, которое ушло в отставку в результате провала политики сговора с Германией. В новом правительстве были представлены почти все политические партии – от крайне правых до радикалов и социалистов. Однако политика правительства практически не изменилась: продолжалось задабривание Гитлера и подготовка в союзе с Англией к нападению на СССР с территории Афганистана и Турции. На первом же заседании кабинетов министров после прихода к власти Рейно 23 марта "изучаются" (как пишет французский главнокомандующий Гамелен) возможные операции против русской нефти на Черном море при помощи авиации, действующей из Леванта. 25 марта Гамелен собирает совещание командующих родами войск для детального изучения плана нападения на Кавказ.

В области внутренней политики была поставлена цель значительного урезания всех демократических свобод и объективная подготовка почвы для установления диктатуры. Прямые репрессии против компартии начались еще до прихода Рейно. Компартия была запрещена 26 сентября 1939 г., а в феврале 1940 г. было принято решение о лишении депутатов коммунистических парламентских мандатов.

На фоне этих событий французское руководство, ослепленное антикоммунизмом, проспало планы германского командования. 9 мая 1940 г. весь парижский бомонд, включая членов правительства, собрался в павильоне на Елисейских полях, где открылась выставка "Империя", представляющая все французские колонии. А рано утром 10 мая на фронте протяженностью 250 км, от Северного моря до линии Мажино, фашистские дивизии начали свое наступление, перейдя границы Голландии, Бельгии и Люксембурга.

Историки до сих пор удивляются поведению правительства в эти трагические для Франции дни. Они ссылаются на невразумительный приказ по армии главнокомандующего Гамелена, невыразительное выступление по радио Рейно. Как выяснилось, у Генерального штаба не было удовлетворительного плана военных действий против Германии, правительство никак не подготовило простого француза к войне. Командование практически потеряло управление войсками, отдавались противоречивые приказы. Уже на пятый-шестой день германского наступления правительство фактически создает в стране и армии обстановку отчаяния и безнадежности. 15 мая Рейно посылает Черчилю краткое и совершенно отчаянное сообщение: "Вчера вечером мы проиграли битву. Дорога на Париж открыта. Посылайте все самолеты и войска, которые вы можете послать".

2.2.Временный режим.

В ходе освобожде­ния Франции от фашистских оккупантов летом 1944 г. власть перешла к возглавляе­мому генералом де Голлем Временному правительству, в котором участвовали все основные группировки Сопротивления, включая коммунистов. Во Франции устано­вился Временный режим, существовавший вплоть до принятия в 1946 г. конституции Четвертой республики.

Война и фашистская оккупация нанесли тяжелый ущерб французской экономике. В 1944 г. объем ее промышленного произ­водства упал до 38%, а сельскохозяйственного – до 60% от довоенного уровня. Из-за военных потерь, голода и болезней население Франции сократилось на 3 млн. человек. В стране ощущался острый недо­статок топлива, сырья, продовольствия. Цены почти в 6 раз превысили довоенный уровень. Во французской колониальной империи быстро росло национально-осво­бодительное движение Народ Вьетнама, входившего ранее в состав Французского Индокитая, провозгласил свою независимость и создал самостоятельное государ­ство – Демократическую Республику Вьетнам.

Политическая обстановка в освобож­денной Франции определялась огромным влиянием движения Сопротивления, подъемом антифашистского, демократического и рабочего движения, ростом дружеских чувств к Советскому Союзу, который сыг­рал решающую роль в победе над фашиз­мом. Правые партии, дискредитировавшие себя поддержкой правительства Виши, сотрудничавшего с оккупантами, а также Радикальная партия, которая в годы войны распалась и не участвовала в движении Сопротивления, потеряли прежнее влия­ние. На первый план выдвинулись анти­фашистские, демократические группиров­ки. Самой крупной политической партией Франции стала Коммунистическая пар­тия – активный борец против фашистских оккупантов и режима Виши. В 1945 г. в нее входило более 900 тыс. человек – в два с половиной раза больше, чем до войны. Коммунисты имели преобладающее влияние в самом крупном профсоюзе Фран­ции – Всеобщей конфедерации труда (ВКТ), стоявшей на позициях классовой борьбы. В 1946 г. численность ВКТ достиг­ла наивысшего в ее истории уровня – 5,5 млн. членов. Она была в 7 раз больше, чем численность второго общенациональ­ного профсоюзного центра – Французской конфедерации христианских трудящихся, отстаивавшей принципы классового сотрудничества и насчитывавшей тогда 750 тыс. членов.

Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез, считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Фран­цией, заключаются в восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод, проведении независимой внешней политики. Их осуществление тре­бовало сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь программу Национального совета Сопро­тивления (НСС), предусматривавшую на­казание фашистских изменников, повыше­ние жизненного уровня трудящихся, час­тичную национализацию промышленности и банков, установление «подлинной эконо­мической и социальной демократии, пред­полагающей устранение финансовых и эко­номических олигархий от руководства эко­номикой».

Благодаря деятельности социалистов в движении Сопротивления сумела укре­пить свои позиции Социалистическая пар­тия, лидером которой вновь стал Л. Блюм. В первые послевоенные годы ее численность составляла около 350 тыс. членов – боль­ше, чем до войны. Социалисты поддержи­вали программу НСС, входили в состав руководства ВКТ и первоначально выска­зывались за единство действий с коммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем не менее называли себя марксистами, утверждали, что стре­мятся к уничтожению капитализма и лик­видации классов.

Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользовалась та часть буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления.

В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивления организовала новую партию – Народно-республиканское движение (МРП) Характерной особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения Сопротивле­ния с социальным католицизмом. Призна­вая программу НСС, лидеры МРП подчер­кивали необходимость «структурных реформ» частичной национализации банков и промышленности, а также «реформы предприятия» в духе классового сотрудни­чества, при «участии» рабочих в управлении. Партия МРП выражала интересы части буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы, для того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои населения – с од­ной стороны, многие участники Сопротив­ления, трудящиеся, привлеченные обеща­ниями социальных реформ, с другой – католики (особенно крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических тради­ций.

Исключительным авторитетом пользо­вался глава Временного правительства, основатель «Свободной Франции» гене­рал Шарль де Голль. Многие фран­цузы считали его главным организатором Сопротивления, «спасителем» и «освободи­телем Франции». Де Голль надеялся вер­нуть Франции ее величие при помощи силь­ного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внеш­ней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализа­цию промышленности и банков, государст­венный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования. Много­численные сторонники де Голля, именовав­шие себя голлистами, сперва не были оформлены в особую политическую пар­тию.

Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от тради­ционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые пре­дусматривали государственное регулиро­вание экономики и проведение социальных реформ. Вместе с тем во Франции продол­жали действовать противники дирижизма, выражающие интересы более консерватив­ных групп буржуазии. Их точку зрения защищали созданная в 1946 г. правая «Республиканская партия свободы» (ПРЛ) и отчасти Радикальная партия.

Опираясь на поддержку демократиче­ских и антифашистских сил. Временное правительство осуществило ряд мер, пре­дусмотренных программой НСС. Началась чистка государственного аппарата от сто­ронников вишистского режима. Более 2 тыс. активных вишистов во главе с руко­водителями правительства Виши Петэном и Лавалем были приговорены к смертной казни, еще около 40 тыс.– к тюремному заключению. Лаваля расстреляли, а Петэну заменили смертную казнь пожизненным заключением.

Правительство восстановило 40-часо­вую рабочую неделю и двухнедельные оплачиваемые отпуска. В 1945 г. был при­нят закон о социальном страховании, зна­чительно расширивший и дополнивший прежнее социальное законодательство. Французская система социального страхо­вания стала одной из лучших в мире. Она предусматривала выплату пособий в случае инвалидности или болезни, пенсии по старости, пособия по безработице, раз­личные семейные пособия. Материальное положение трудящихся улучшилось. Зара­ботная плата, далеко отставшая от роста цен, увеличилась на 45–50%, а семейные пособия – на 50–80%.

В 1944–1946 гг. были приняты законы о национализации угольных шахт, части авиационных заводов, автомобильного за­вода Рено. Затем были национализиро­ваны 5 главных банков, основные страхо­вые компании, электроэнергетическая и газовая промышленность. Собственникам национализируемых предприятий (за иск­лючением лиц, сотрудничавших с оккупан­тами) уплачивался выкуп. В начале 1946 г. был создан Государственный комиссариат по планированию, который занялся разра­боткой плана оснащения и модернизации французской промышленности.

Коммунисты считали, что проведенные правительством реформы должны стать началом более глубоких общественных преобразований. Напротив, буржуазные деятели видели в них средство для предотвращения революционных взрывов, а также для повышения эффективно­сти экономики. Сохранив власть, буржуа­зия использовала национализацию в своих интересах. Как и в других капиталистиче­ских странах, национализация во Франции охватила лишь часть отраслей промышлен­ности. Управление национализированными предприятиями находилось в руках бур­жуазного государства.

По существу, национализация означа­ла переход некоторых предприятий и бан­ков из частной в государственно-капитали­стическую собственность, т. е. шаг в разви­тии государственно-монополитического ка­питализма.

В области внешней политики Временное правительство высказывалось за укрепле­ние связей со всеми участниками антигит­леровской коалиции. 10 декабря 1944 г. оно заключило с СССР Договор о союзе и взаимной помощи – первый договор ос­вобожденной Франции с великой державой. В то же время Франция поддерживала тесные связи с Англией и США.

Большое место во внешней политике Временного правительства занял вопрос о судьбе побежденной Германии. Времен­ное правительство добивалось присоеди­нения к Франции Саара и левого берега Рейна, настаивало на «интернационализа­ции» Рура, требовало выплаты репараций в пользу Франции.

Колониальная политика Временного правительства предусматривала ряд усту­пок местному населению с целью сохране­ния колониальной империи. Оно обещало допустить коренное население колоний к некоторым административным постам и дать ему представительство во француз­ском парламенте.

2.2.1. Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946 г.

Крупным событием внутриполитической жизни Франции стали выборы в Учредительное собрание и приня­тие новой конституции. Выборы в Учреди­тельное собрание и одновременно референ­дум о его полномочиях состоялись 21 ок­тября 1945 г. Выборы происходили по пропорциональной системе, в соответствии с которой число депутатских мандатов должно быть прямо пропорционально ко­личеству голосов, полученных каждой партией. Впервые право голоса было пре­доставлено женщинам. Подавляющее бо­льшинство избирателей (более 96%) выс­казалось за созыв Учредительного собра­ния. Оно должно было разработать консти­туцию, сформировать правительство и осу­ществлять функции парламента вплоть до вступления конституции в силу.

По числу собранных на выборах голо­сов и мандатов в Учредительное собрание на первое место вышла Коммунистическая партия. Она собрала свыше 5 млн. голосов избирателей (26% от числа голосовавших) и завоевала 152 депутатских мандата (из 545). Второе место заняла Социалистиче­ская партия –4,6 млн. голосов (24% от числа голосовавших) и 142 мандата в Уч­редительное собрание. Совместно комму­нисты и социалисты имели абсолютное большинство мандатов. На третьем месте оказалась партия МРП – 4,5 млн. голосов (23,6% голосовавших) и 141 мандат. Все остальные партии остались далеко позади. Партия радикалов, которая была одной из ведущих партий Третьей республики, получила немногим более 10% голосов. На долю всех правых группировок, вклю­чая ПРЛ, пришлось около 15% голо­сов.

После выборов компартия предложила образовать демократическое правитель­ство, в котором большинство принадлежа­ло бы коммунистам и социалистам. Руко­водство Социалистической партии откло­нило это предложение. В результате было вновь сформировано коалиционное прави­тельство под председательством генерала де Голля. В него вошли представители трех самых крупных партий: Коммунисти­ческой, Социалистической и МРП, а также голлисты, считавшиеся беспартийными, и близкие к ним группы. Большинство мест, в том числе решающие посты председателя совета министров, военного министра, ми­нистра иностранных дел, министра финан­сов, находилось в руках буржуазных деяте­лей. Пост министра внутренних дел занял социалист. Коммунисты получили посты министров вооружения, экономики, про­мышленного производства и труда. Гене­ральный секретарь ФКП М. Торез стал государственным министром, т. е. минист­ром высшего ранга.

Между партиями и группировками, вхо­дившими в состав правительства, суще­ствовали разногласия и время от времени возникали серьезные конфликты. Один из них был связан с взаимоотношениями правительства с Учредительным собрани­ем. Будучи сторонником авторитарных методов управления, генерал де Голль на­ходил обременительным постоянный конт­роль Учредительного собрания над прави­тельством. Напротив, социалисты и комму­нисты, располагавшие большинством мест в Учредительном собрании, считали, что в демократическом государстве парламент должен строго контролировать исполни­тельную власть. Не сумев избавиться от контроля Учредительного собрания и не желая принимать против него насильствен­ные меры, которые к тому же не имели бы никаких шансов на успех, де Голль решил уйти в отставку. 20 января 1946 г. он офи­циально объявил о своем решении.

После отставки де Голля председателем совета министров был избран социалист Ф. Гуэн, сформировавший правительство трехпартийной коалиции – из коммуни­стов, социалистов и членов партии МРП.

В мае 1946 г. Учредительное собрание вынесло на референдум подготовленный им проект конституции. Преобладание комму­нистов и социалистов в Учредительном собрании предопределило демократиче­ский характер этого проекта. В Декларации прав наряду с традиционными политиче­скими свободами были зафиксированы социальные и экономические права: право на труд и на отдых, право на получение работы, право на участие трудящихся в определении условий труда. Право соб­ственности гарантировалось, но преду­сматривалась возможность национализа­ции «фактических монополий». Проект подтверждал светский характер государ­ства и школы.

Руководящее место в системе высших государственных органов отводилось одно­палатному Национальному собранию, об­ладавшему широкими правами и контро­лировавшему деятельность правительства. Полномочия избираемого Национальным собранием президента республики резко ограничивались.

Проект конституции вызвал решитель­ное противодействие правых сил, которые опасались, что в однопалатном Националь­ном собрании смогут (как это случилось в Учредительном собрании) получить пре­обладание левые партии, которые, исполь­зуя положения конституции о национали­зации «фактических монополий», пойдут по пути глубоких социальных преобразова­ний. К ним присоединилась партия МРП, требовавшая двухпалатного парламента и свободы деятельности религиозных школ.

Незначительным большинством голосов (51,6%) проект конституции был отклонен. Пришлось проводить выборы во второе Учредительное собрание, чтобы разрабо­тать новый проект конституции.

Состав второго Учредительного собра­ния мало отличался от первого, но социа­листы потеряли часть голосов, а партия МРП приобрела. В итоге коммунисты и социалисты утратили абсолютное боль­шинство в Учредительном собрании, а ли­дер МРП Бидо сменил социалиста Гуэна на посту главы трехпартийного правитель­ства.

Желая быстрее покончить с Временным режимом, коммунисты и социалисты пошли навстречу партии МРП и согласились внести в конституцию положения о двух­палатном парламенте и свободе образова­ния, сохранив в неприкосновенности основ­ное содержание проекта. После этого за новый проект конституции призвали голо­совать все партии трехпартийной коали­ции: коммунисты, социалисты и МРП.

На референдуме 13 октября 1946 г. новый проект был утвержден голосами 52,3% избирателей, участвовавших в голо­совании.

Согласно новой конституции, Франция провозглашалась «светской, демократиче­ской и социальной Республикой». К обыч­ным демократическим правам и свободам, содержавшимся еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добав­ляла «как особо необходимые в наше вре­мя» социальные права: на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образова­ние.

Торжественно декларировались равен­ство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, на профсоюзную и поли­тическую деятельность, на забастовку