Главная              Рефераты - История

Развитие образования в Пермяцком крае в конце XIX – первой трети XX веков - реферат

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение. 3

Глава I.Исторические предпосылки зарождения грамотности у пермяков. 8

Глава II. Роль земских и церковно-приходских школ в развитии образования. 27

Глава III. Развитие народного образования в первой трети XX века в Пермяцком крае. 54

Заключение. 65

Список использованной литературы и источников. 68

Список сокращений. 72

Приложение. 73

Введение.


Коми-Пермяцкий край в конце XIX – начале XX веков входил в состав Пермской губернии (Соликамский и Чердынский уезды). Небольшая часть пермяков проживала в Вятской губернии. Согласно данных первой Российской переписи населения Российской империи в Пермской губернии проживало 92112 коми-пермяков. В том числе зюздинцев – 9320, язьвинцев – 3843 (Чагин,2000,с.14).

В 1925 году, в год образования Коми-Прмяцкого автономного округа, коми-пермяков в крае насчитывалось 134 тысячи. В конце XIX века выделяются четыре этнографические группы коми пермяцкого населения:

1) косинско-камская (по рекам Каме, Лупье и Косе);

2) иньвенская (по рекам Иньве, Велве, Куве);

3) язьвинская (по реке Язьве);

4) зюздинская (Вятская губерния).

В данный период основными занятиями пермяков являлись пашенное земледелие, скотоводство, в меньшей степени в крае были развиты охотничьи и рыбацкие промыслы. В крае повсеместно применялся кабальный труд пермяков на графских заводах и рудниках.

В этот период важным аспектом в изучении истории коми-пермяков является распространение письменности в крае.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что уровень развития народа определяет его образование. В настоящее время отсутствуют отдельные работы по становлению и развитию образования в Коми-Пермяцком крае в конце XIX - начале XX веков.

Изучение истоков зарождения и развития грамотности среди коми-пермяков и других народов Прикамья представляет большую ценность для исторической науки. Выявленные исторические закономерности и этапы культурного роста этноса помогут лучше разобраться в фундаментальных основах современных социально-педагогических проблем и наметить наиболее рациональные пути дальнейшего развития образования в Коми-Пермяцком автономном округе.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ и характеристика развития образования в Коми-Пермяцком крае в данный исторический период.

В соответствии с целью данного исследования решались следующие задачи:

  • проанализировать роль Стефановской азбуки на развитие письменности в крае;

  • охарактеризовать деятельность заводских школ края XIX века;

  • проанализировать и описать деятельность земских и церковно-приходских школ исследуемого периода;

  • охарактеризовать период становления коми-пермяцкой письменности и языка.

Предметом исследования является становление и развитие образования в Коми-Пермяцком крае.

Объектом исследования являются заводские, церковно-приходские и земские школы Коми-Пермяцкого края.

Хронологические рамки исследования охватывают середину XIX – I треть XX веков. Однако при необходимости в работе рассматриваются более ранние исторические периоды.

Методология и методы исследования. В данной работе использована совокупность общенаучных и исторических методов. Основными методами исследования являются описательный и сравнительно-исторический.

При проведении исследования автор опирался на принципы историзма и объективности.

Для анализа и понимания рассматриваемых в работе проблем использованы подходы, разработанные в трудах известных российских исследователей: С. А. Токарева, Ю. В. Бромлея, А. А. Воронова, Н. Ф. Мокшина, В. Е. Владыкина, Г. Н. Чагина и других.

Степень изученности проблематики и источниковая база исследования. Определенные сведения о развитии языка и письменности коми-пермяков содержатся в трудах ученых-путешественников Н. П. Рычкова (1772), И. И. Лепехина (1780), В. Н. Берха (1821) и других. Во II половине XIX века началось эпизодическое изучение развития языка и письменности пермяков. Появились первые этнографические историко-культурные работы, касающиеся проблем распространения грамотности среди пермяков: В. А. Хлопова (1852), Н. А. Рогова (1858), Н. Добротворского (1883), И. Н. Смирнова (1891), Ф. А. Теплоухова (1895),В. М. Яновича (1903) и др. в послереволюционный период развитию образования посвящены работы исследователей края А. Сыропятова (1924), Г. А. Старцева (1927), Н. И. Шишкина (1947), Д. И. Гусева (1957, 1958, 1964), В. Н. Белицер (1958), Г. Т. Бачева (1977, 1979, 1982, 1988, 1991, 1995), Ю. П. Зубова (1988, 1995), Г. Н. Чагина (1995, 1998, 2000), Ю. П. Шабаева (1996, 1998, 2000), А. Е. Коньшина (1999), Г. И. Мальцева (1998, 2000) и др.

Исследование основано на комплексе исторических и этнографических источников.

Из архивных источников использованы фонды Коми-Пермяцкого Государственного Архива (КПГА) и Государственного Архива Пермской области (ГАПО).

Существенным источником написания работы послужили материалы полевых экспедиций, Коми-Пермяцкого Окружного Краеведческого музея (КПОКМ), Коми-Пермяцкого отдела общественных наук института языка литературы и истории Коми Научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук (КПООН ИЯЛИ КНЦ УрО РАН).

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель и обосновываются задачи исследования, описывается предмет, объект, хронологические рамки работы, степень изученности проблематики и источниковая база исследования, методология и методы исследования.

I глава называется “Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми азбуки”. В I параграфе описывается роль миссионерской деятельности Стефана Пермского для развития письменности в нашем крае. Во II параграфе характеризуется и описывается распространение грамотности в нашем крае в исследуемый период.

II глава называется “Распространение грамотности в Верхнем Прикамье”. В I параграфе описывается и раскрывается роль заводских школ в развитии образования края в исследуемый период. Во II параграфе характеризуется пргрессивная роль земских и церковно-приходских школ.

III глава называется “Развитие народного образования в первой трети XX века в Пермяцком крае”. Она посвящена вопросу развития образования на территории края в послереволюционный период и созданию коми-пермяцкой письменности и языка. В I параграфе раскрывается создание коми-пермяцкой национальной письменности. Во II параграфе описывается процесс ликвидации неграмотности на территории образовательного округа.

В заключении формулируются выводы и заключения по исследуемой работе.

В приложении даются графические изображения Стефановской азбуки, фотография первого религиозного заведения края – Плесинского монастыря и ксерокопии просветителей края и организаторов церковно-приходских училищ и школ.

Работа апробирована в 2000 году на межвузовской студенческой научной конференции в г. Перми.


Глава I.Исторические предпосылки зарождения грамотности у пермяков.

§1 Миссионерская деятельность Стефана Пермского по созданию коми-азбуки.


На формирование и развитие культурных ценностей коми-пермяцкого народа в течение тысячелетий оказывали влияние многие народы: скифы и сарматы, монголы и татары, башкиры и ханты. Об этом свидетельствуют археологические источники и коми-пермяцкий эпос (Прокошев,1976,с.3). Героические подвиги главных героев эпоса Кудым-Оша и Перы-Богатыря связаны с таежным севером и причерноморским югом, они рассказывают о былых межплеменных хозяйственных и культурных сношениях жителей Прикамья с вычегодскими” землями царицы Виджо”, Югрой и с жителями” Великих камней Тоссемь да Ялпынь-нэра” (мансийские названия горных вершин Северного Урала) (Климов,1991,с.73). Кудым-Ош женился на дочери мансийского вождя Манньяысе и у них родился богатырский сын Пера (Прокошев,1976,с.4).

Пера является зачинателем коми-пермяцкой культуры, он принес силу и благо людям, добыл им огонь, научил” ковать железо”, отогнал врагов от великих рек и оковал железными скобами тыны пермяцких городищ (Ожегова,1971,с.97). Во время плавания в южные страны Пера приобрел знания и мудрость, по возвращении на родину он передал их вместе с ремеслами и письмом своим людям, которые до этого вели “звериный” образ жизни (Климов,1991,с.73). “Тогда ни хлеба, ни овощей еще не выращивали. Да и топора, ни пилы – ничего не было. А люди занимались только рыбной ловлей и охотой. А охотились они голыми руками (Ожегова,1971,с.96).

Взаимодействие коми-пермяцкой культуры с русской положило начало новому периоду в развитии культуры жителей Верхнего Прикамья.

Древние связи коми-пермяков со славянами относятся к первому веку нашей эры. “Славяне, - констатирует Н. С. Попов, - имея в Старой Ладоге пристань, которую Страленберг первою называет, полагая вторую в Чердыни, закупали в ней у пермяков мягкую рухлядь и доставляли оную посредством Невы и Балтийского моря в древнейшие города Винету и Аркону” (Попов,1913,с.179).

С XI века новгородские князья уже считали Пермский край одним из своих обширных владений. В следующем столетии начинаются попытки заселения русскими прикамских земель. Так, в 1174 году предприимчивые новгородцы основали на берегу Камы, недалеко от Полюдова Камня, первое русское временное поселение, “а отсюда разошлись в разные стороны для завоеваний, часть из них пошла к северу, к устью речки Осы, а другие пошли по реке Чепце через горы и достигли реки Вятки” (Шишонко,1881,с.8).

Окончательное присоединение Перми Великой (Чердынь) произошло в 1472 году.

С 1462 года начинается христианизация коми-пермяков с крещения пермских князей.

Отвергая реакционную сущность религиозной идеологии, насаждаемой среди местного населения православными проповедниками, нужно положительно оценить просветительную деятельность многих из них. В первую очередь здесь надо отметить создание в XIV веке пермской азбуки проповедником-миссионером Стефаном Симеоновичем Храпом (1330-1396), прозванным за свою деятельность среди пермяков в народной среде – Пермским (Епифаний,1862,с.76).

Стефан Храп родился и получил первоначальное образование в семье причетника соборной церкви г.Устюга Вологодского края. У местного населения он выучился разговорному пермскому языку и задумал составить пермскую азбуку. Но почувствовал, что не имеет достаточных знаний для такого ответственного дела и поступил для продолжения образования в Ростовский монастырь (Епифаний,1862,с.77).

В монастыре Стефан усиленно занимался изучением славянского и греческого языков, составил пермскую азбуку и перевел на пермский язык несколько богослужебных книг. В 1378 году московский митрополит Герасим направил Стефана в Пермский край проповедником. При содействии Стефана в пермяцких селениях было построено несколько церквей, в которых богослужение стало вестись на коми языке, при церквах были школки, ”где сам учил взрослых и детей грамоте, церковному пению и богослужебному порядку, часослову, осьмигласнику, псалтырю” (Епифаний,1862,с.35).

За большие заслуги просветителей деятельности среди инородцев Стефан Храп был отнесен к лику святых и удостоен чести быть похороненным в Московском Кремле.

Следует предположить, что не без определенного влияния Стефана Пермского впоследствии в г. Чердынь был построен первый в Перми Великой Иоанно-Богословский монастырь (1462г.). Этот монастырь сохранился до современного периода. В 1539 году на берегу Камы, далеко на севере, был построен Троицко-Плесинский монастырь. Поселение, возникшее возле него, стало называться деревней Монастырь (Чагин,2000,с.12). эта деревня до сих пор существует в Гаинском районе Коми-Пермяцкого автономного округа. Сохранилось и деревянное здание монастыря (Приложение 1, Троицко-Плесинский монастырь).

Первая приходская церковь появилась в погосте Гайны, в 1579 году. В 1624 году церковные приходы появились в погостах Коса и Кудымкар (Чагин,2000,с.12). Это время можно назвать завершением христианизации Коми-Пермяцкого края.

Способ изобретения пермской азбуки Стефан Пермский заимствовал у Кирилла и Мефодия. Как в свое время основатели славянской письменности, греческие монахи воспользовались готовыми болгарскими знаками, так и Стефан воспользовался для начертания некоторых элементов букв Пермской письменности готовыми знаками, употреблявшимися пермяками, в частности, в деревянных календарях (пасах) (Грибова,1982,с.79).

В качестве примера приведем начертания некоторых древне-пермяцких пасовых знаков (кабалы): крыша-крыша; туй-дорога; кык туй да кык тшупот-две дороги да две зарубки; утка кок-утиная нога; и сэтчин и татчц; одзо и бцрц-туда и сюда; взад и вперед; стрела да ньцв-стрела с луком; пызан-стол. Из сравнения букв, (дой) , (о) и пасовых знаков видно, что их начертания во многом совпадают (Приложение 2, Пермский деревянный календарь).

Первый биограф пермского просветителя мономах Епифаний сообщает, что Стефан “изучился сам языку пермскому, и грамоту новую пермскую сложи и азбуки незнаемы счини, по предложению пермского языка, якоже есть требе…. Се имезона словом азбуки пермские: ан, бур, гай, дой, э, жой, джой, зата, дзита, и, кокэ, лэй, мэно, во, пэй, сий, тай, у, цю,черы, шой, ыры, ять, вэр, о, я. (Приложение 3, Пермская азбука 1375 года). Когда же се бысть или в кое время? И не давно, но яко мню от создания миру в лето 6883 (т.е. в 1375 году) (Савваитов,1873,с.9).

В проповедях Стефан высоко оценивает образованность и грамотность. В частности он говорит, что ”надо учить детей грамоте перметей… и млады дети загоде дя обучать грамоте” (Епифаний,1862,с.135). В своих молитвах Стефан давал и светские советы пермякам по ведению хозяйства, как охотиться на белку, на медведя, как рубить дрова, что этому делу тоже надо учиться с детства (Епифаний,1862,с.136).

Распространению пермской азбуки Стефана благоприятствовало появление в ХIV веке нового материала для письма-бумаги - более удобного, чем береста, и много дешевле, чем пергамент. Стефановская азбука просуществовала триста лет. Это выдающееся явление в истории культурных связей русских и коми. Но азбука Стефана не пустила глубоких корней в народе, она не стала его письменностью (Грибова,1982,с.43). Древнеписьменный пермский язык был только языком церкви, недоступным простому народу. Письменность, которой не пользовался народ для выражения всех своих взглядов, чувств и убеждений с целью повседневного и всестороннего общения, обречена была на вымирание.

Причин, побудивших коми-пермяков к неприятию азбуки Стефана Храпа, на мой взгляд, несколько. Прежде всего - это, конечно, насильственная христианизация и колонизация. Христианство в Пермском крае насаждалось огнем и мечом (Дмитриев,1889,с.185).

Распространению грамотности на родном языке среди пермяцкого населения препятствовала русская православная церковь. После Стефана она не готовила лиц духовного звания на коми-языке. Все богослужения разрешалось вести только по церковнославянски. Пермская азбука Стефана Храпа, по существу, была запрещена церковью. Господство крепостников – помещиков и церкви явилось главным препятствием на пути коми-пермяцкого народа к овладению письменностью на родном языке (Шишкин,1947,с.76). Еще одной из причин, препятствующих принятию коми-пермяками азбуки Стефана, явился недостаточный уровень социального и экономического их развития. Основная масса коми-пермяков вела примитивное хозяйство, занималась охотой и рыбной ловлей. “Внутреннее хозяйственно-политическое устройство коми-пермяков в этот период характеризовалось крайне низким состоянием экономики и примитивным бытом” (Шишкин,1947,с.77).

Итак, духовный и экономический гнет пермяков со стороны царизма, церкви и крепостников-помещиков, а также относительный уровень социального развития в регионе не позволили им в феодальный период воспользоваться пермской письменностью Стефана Храпа. В условиях жесткого гнета в сознании коми-пермяцкого народа азбука Стефана выступала не как средство познания добра и света, а как темная и злая сила, приносящая горечь и страдания. Эта азбука не прижилась ни в Перми Малой, ни в Перми Великой.

§2 Распространение грамотности в Верхнем Прикамье.


В данный исторический период в Пермяцком крае грамотный человек был очень редким явлением.

Учета грамотных людей и выучившихся грамоте не велось. В писцовых книгах жителей Прикамья, составленных Яхонтовым, Кайсаровым, сведения об образовании и национальности переписанных лиц отсутствуют. По другим разрозненным источникам можно установить только тот факт, что грамотные люди в Прикамье в ХVI-ХVII вв. были не только среди духовенства и чиновников, но и среди зажиточной части русских и нерусских горожан и даже крестьян (Шишонко,1882,с.370).

В середине ХVIII века на Урале и широко стало распространяться скоморошество и различные народные игры. Народ вместо церкви часто шел на игрища. Некоторые ухитрялись играть в шахматы и карты даже во время богослужения в церкви (Шишонко,1882,с.370). Свадьбы простой народ справлял весело, без соблюдения религиозных обрядов. Как и чему обучали “учительные люди” на Урале в ХVIII веке, установить пока не удалось. Известно только, что из Москвы в Чердынь, Соликамск и Верхотурье поступали печатные книги для раздачи их по монастырям и церквам, попам, причетникам и всем жилецким людям, а также свободной продажи их (Шишонко,1884,с.115). Так, в 1637 году Чердынский воевода Богдан Комынин получил 65 книг. Это были минеи, канонники и уставы. В 1649 году Верхотурскому воеводе Борису Дворянинову было послано “книг печатных в переплете: евангелие напрестольное, два охтоя, две триоди, минея общая, два пролога, служебники, апостол, псалтырь, часовник” (Шишкин,1947,с.67). Некоторые монастыри и церкви отказывались от книг.

В конце ХVIIв. - начале ХVIIIв. на распространение грамотности в Прикамье некоторое влияние оказали раскольники. После подавления стрелецкого мятежа в 1698 году часть стрельцов-раскольников бежала в Прикамье и поселилась здесь. Особенно много их было в Сепыче и Сабанце. “Их грамотники и начетники обучали детей грамоте…. И многие учившиеся у них вышли действительно распространителями раскола. И поныне здесь много наставников грамотных, начитанных” Наставниками, или по-раскольнически “стариками” назывались преемники стрельцов, которые выучились у них грамоте и занимались обучением других (Шишонко,1887,с.218).

Из приведенных фактов можно сделать вывод, что раскольники, как и церковь, при обучении крестьянских детей грамоте преследовали цель воспитания их в религиозном духе. Они учили детей постольку, поскольку это им было выгодно. Ни церковь, ни раскольники о действительном образовании народа никогда не заботились. Местные священники свои служебные обязанности выполняли с большой неохотой. Особенно обременительным они считали обучение и воспитание пермяцких детей. К приведенному примеру отказа церквей от книг можно прибавить тот факт, что с 1725 по 1870 годы “священники или не имея возможности следить за верою и жизнью прихожан, или по невежеству не радея о своем стаде, в отдаленные деревни или вовсе не ездили, или были там, то редко и то разве за сбором хлеба, льна, шерсти и прочего (Шишонко,1879,с.23). Даже человек умеренных либеральных взглядов, инспектор, а затем директор народных училищ Пермской губернии В.Н.Шишонко пришел к заключению, что пермские церковнослужители после “Стефана не принимали никакого участия в деле народного образования” и малограмотность, а чаще всего просто неграмотность их “были причиною, что всей части России не было до сего времени никаких для просвещения не только мирских, но и духовного звания людей, заведений учебных” (Шишонко,1879,с.23).

В XVIII веке в России стали появляться и получили развитие светские учебные заведения, находящиеся в руках государства. Начало светскому образованию положила школа математических и навигационных наук, основанная в 1701 году в Москве. Открытие светских школ в Прикамье связано с именем известного русского ученого и просветителя, начальника горных заводов Урала Василия Никитича Татищева (1686-1750), одного из первых теоретиков и организаторов русской народной школы и профессионального образования (Шишонко,1879,с.23).

В начале своей деятельности на Урале (1720-1723) В.Н. Татищев попытался открыть школы во всех слободах, приписанных к горным заводам. Он предложил устроить в этих селениях “избы для школ”. В 1930-е годы он добивался, чтобы школы имелись не только при казенных, но и при частных заводах. Основной задачей школ была подготовка для заводов квалифицированных работников. В.Н. Татищев считал необходимым, чтобы школы были открыты также и для детей крепостных крестьян, в которых обучались бы и в зимнее свободное от посевных работ время, мальчики и девочки в возрасте от пяти до десяти лет чтению и письму, а более старшие от десяти до пятнадцати лет - различным ремеслам. Некоторых успехов в школьном деле В. Н. Татищев добился. В 1737 году во всех горнозаводских школах Урала обучалось 654 человека. На территории Прикамья были открыты две горнозаводские школы: в г. Кунгуре (1721) и в п.Егошихе (1735) и одна арифметическая школа в г. Соликамске (1723) (Шишонко,1887,с.367).

В Кунгурской школе не было словесных классов (первых двух классов начальной школы), поэтому в ней принимали только тех детей, которые уже дома научились читать и писать. По социальному составу школьники были всех сословий, кроме крепостных крестьян. Сиротам и детям бедных родителей давалось по полтора пуда муки в месяц и по одному рублю в год на платье. Учеников велено было обнадеживать, что окончившие курс лечения никогда не попадут в солдаты, матросы и другие невольные службы (Шишонко,1887,с.369).

В. Н. Татищев внимательно следил за работой новой школы, требовал от заведующего систематических отчетов о работе и успехах учеников. Несмотря на большую занятость по службе он использовал любую возможность для самообразования, показывал личный пример учителям и учащимся. Об этом говорит, например, его запись на учебнике французского языка: “1720 года, октябрь в 21 день в Кунгуре по сей грамматике начал учиться по французскы артиллерии Василий Никиты сын Татищев, от рождения своего 34 лет 6 месяцев и 2 дней “ (Нечаев,1956,с.7).

В 1781 году была образована Пермская губерния. В губернском городе Перми (Пермью с 1781 года стал именоваться заводской поселок Егошиха, основанный в 1723 году В. Н. Татищевым) в 1783 году открывается единственное учебное заведение пермская градская школа с двухлетним сроком обучения. В школе работал один учитель Иван Семенович Филимонов, выпускник вятской духовной семинарии. Он вел все учебные предметы (чтение, письмо, арифметику и рисование), был заведующим школы, исполнял обязанности сторожа, за работу получал сорок рублей в год. В 1785 году в школе обучалось двадцать девять учеников в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Занятия с каждым учеником проводились по старой методике, индивидуально. 22 сентября 1786 года состоялось преобразование Пермской градской школы в Главное народное училище. На церемонии открытия училища присутствовали губернатор, духовенство и другие официальные лица. Срок обучения в училище был пятилетним (Нечаев,1956,с.8).

24 ноября 1789 года состоялись церемонии открытия малых народных училищ в уездных городах губернии: Верхотурье, Кунгуре, Соликамске, Чердыни и Шадринске. В малых училищах учились по два года. Языком обучения был русский.

Директором народных училищ был назначен губернский прокурор Иван Иванович Панаев (1753-1796), человек прогрессивных убеждений, много сделавший для распространения просвещения на Урале. Он был близко знаком с передовыми людьми России: А. Н. Радищевым, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным.

Много надежд возлагали на вновь открытые училища пермские просветители, но их надежды не оправдались. После В. Н. Татищева за пятьдесят лет с 1737 года по 1789 число обучающихся в школах Урала не увеличилось, а уменьшилось на сорок пять человек. В 1789 году во всех училищах Пермской губернии числилось 609 человек, из них в Прикамье (Кунгуре, Перми, Соликамске и Чердыни) - только 132. По свидетельству пермского педагога-демократа 19 века Н. А. Фирсова”…народные училища, на которые возложен был труд распространить в России образование, шли чрезвычайно туго, и нет ничего удивительного, если пермские народные училища разделяли участь со своими собратьями. И он указывает на то, что здесь условия были неблагоприятные: отдаленность края от высшей власти способствовала увеличению произвола чиновников и их безнаказанности. Царское правительство разжигало национальную рознь, поэтому люди разных народностей Прикамья - русские, коми-пермяки, татары, башкиры, удмурты и другие часто смотрели враждебно друг на друга. При таких условиях масса народная не могла сочувствовать образованию, даже если хотела принять его, по одному только потому, что оно предлагалось боярами. Если и понимала нужду в образовании, то под образованием она разумела простую грамотность, умение читать и писать в той степени, чтобы хоть поспорить с подьячими. Таким образом, легко объяснить, почему некоторые простолюдины в Пермском крае не хотели отдавать детей в малые народные училища, тогда так охотно посылали их на выучку к каким-нибудь книжникам, за дешевую цену, сообщавшим книжную мудрость (Нечаев,1956,с.9). Великий русский революционер-демократ Н. А. Добролюбов, проанализировав состояние народного образования в Пермской губернии до XIX, пришел к выводу, что пермское училище, открытое в 1786 году, представляло собою один из печальных образчиков того, что вообще делалось тогда в России с училищами вслед за формальным их открытием (Добролюбов,1949,с.519).

В конце XVIII века к существующим школам в Прикамье прибавляются еще две, открытые помещиками Строгановыми в селе Ильинском (1794) и Всеволожскими в поселке Пожва (1799). Пожвинская школа является первым учебным заведением, основанным на территории современного Коми-Пермяцкого автономного округа.

В 1999 году современная Пожвинская средняя школа торжественно отметила свой двухсотлетний юбилей.

В Прикамье, как и во всей Российской империи, в этот период начинают организовываться и функционировать первые земские школы. Процесс этот происходил медленно. На территории Верхнего Прикамья, куда исторически входил Коми-Пермяцкий край, первые земские школы начинают открываться только во II половине XIX века. Более подробно значение и развитие земских школ в нашем крае в моей работе охарактеризовано во II главе.

Необходимо подчеркнуть, что в Верхнем Прикамье, как и во всей России, в этот период остро стояла проблема подготовки учительских кадров. Она всегда была злободневной и довольно трудной. Особенно остро стоял этот вопрос в царской России во второй половине XIX века, когда развитие капиталистических отношений вызывало объективную необходимость в использовании более или менее грамотных работников для обучения грамоте (Слудковская,1976,с.33).

Хотя широкая подготовка учителей в России началась еще в более ранний период (XVIIIвек), однако педагогическое образование получило свое развитие лишь в 60-е годы XIX века. Под влиянием общественно-педагогического движения в этот период открываются учительские семинарии. Например, в г. Москве в 1860 году, в г. Дерпте в 1861 году и в других городах России (Слудковская,1976,с.33). Но даже открытие учительских семинарий не могло ликвидировать острую нужду в учителях. Такая же ситуация была и в Верхнем Прикамье. Подбор и подготовка педагогов крайне затруднялась их бесправным и нищенским положением, особенно учителей народных училищ. Труд учителя начальной школы ценился очень низко, специального образования не требовалось. В учителя мог пойти всякий человек, умеющий читать и писать, и сюда обычно шли все те, кто не мог устроиться на другую службу (Слудковская,1976,с.33). Отсюда вполне понятно, что к деятельности учителя в те времена молодые люди особо не стремились. Среди правящих кругов Пермской губернии господствовало мнение, что крестьянских детей грамоте обучать может любой “грамотей“, что для этого никакой специальной подготовки не требуется. Особенно сложно обстояло дело с учительскими кадрами на окраинах России, в частности у нас на Урале, где в дореформенный период большинство учителей в народных училищах работали без педагогической подготовки, а в сельских школах даже и без достаточного общего образования (Прокошев,1976,с.25).

В приходских училищах учителями, как правило, были выгнанные со службы чиновники, недоучки разных учебных заведений, отставные солдаты, писаря, никогда не слышавшие о существовании такой науки, как педагогики. Учащиеся школ края должны были твердо знать приветствия начальству, бойко говорить заученные молитвы и отвечать на определенные вопросы. Считалось, что при подобных требованиях знания педагогики были не обязательны для учителя.

Известную роль в деле подготовки народного учителя сыграла, как было уже отмечено, деятельность земств Пермского края.

Деятельность Пермской губернии в этот период была весьма прогрессивной. Она занималась вопросами открытия школ и широкой общеобразовательной подготовки будущих учителей.

Известно, что во второй половине XIX века во главе Министерства народного просвещения стояли такие ярые реакционеры, как Д. А. Толстой и И. Д. Делянов (Лейкина-Свирская,1971,с.31). Деятельность реакционного правительства была направлена на то, чтобы ликвидировать школьный устав 60-х годов XIX века, ограничить частную и общественную инициативу в развитии народного образования и усилить надзор над школами. В этих целях Министерство народного просвещения Российской империи проводило перестройку школы: учредило должность инспектора училищ, дало большие полномочия попечителям народных училищ (ГПАО,Ф.408,Д.47,Оп.1,Л.10). Однако следует заметить, последние, в большинстве своем, мало что понимали в деле просвещения.

Следует дополнить, что деятельность земств хотя и была ограничена самодержавием, тем не менее давала положительные результаты. Пермское земство, как и ряд других передовых земств, проявляло особенно большой интерес к начальным школам: выделяло средства на их содержание, снабжало учебно-методическими пособиями, подыскивало учителей, занималось открытием учительских съездов и курсов, стремилось к открытию учительской школы. Но такая учительская школа долго не открывалась. Одной из существенных причин, мешавших ее открытию, явилось открытие в 1872 году Казанской правительственной учительской семинарии, директором которой был известный педагог, профессор Н. И. Ильинский (Кузьмин,1970,с.51). Две же учительские семинарии в одном учебном округе России, в 1908 году, открывать не рекомендовалось (Прокошев,1976,с.29).

Огромную роль в деле подготовки земских учителей в нашем Пермском крае сыграли учительские курсы и съезды. Педагогические курсы предназначались для учителей, плохо владеющих методикой преподавания и общей педагогикой, а таких учителей в регионе было большинство.

А. М. Вежлев выделяет три этапа в развитии курсов и съездов. Первый этап – 60-е–70-е годы XIX века. Здесь на этих форумах решались в основном методические вопросы (Вежлев,1958,с.10).

“Положение о начальных народных училищах” 1874 года, которым руководствовались при обучении в Российской империи, требовало от учителей иметь право на преподавание, которое приобреталось по экзамену. В результате часть учителей вынуждена была оставить школу, а положение с учительскими кадрами еще более ухудшилось. Такое состояние с учительскими кадрами ставило перед земствами края определенные задачи подготовки и переподготовки учителей (Слудковская,1976,с.38).

Второй этап учительских курсов и съездов приходится на 80-е годы XIX века. Их деятельность оказала значительное влияние на развитие народной школы Коми-Пермяцкого края. Учителя и другие деятели народного образования отстаивали земскую школу как наиболее прогрессивную в данный исторический период.

В 90-х годах XIX века наблюдается наиболее широкий охват курсами учителей. Возобновляются летние педагогические курсы, на них впервые ставится проблема воспитывающего обучения. Следует отметить, что в 60-е годы XIX века курсы в крае проводились в довольно трудных условиях. Никакими правилами они не регламентировались. Так называемые уездные педагогические советы созывали их по своему усмотрению с согласия земских собраний. Но уже, начиная с 1869 года, учительские курсы и съезды стали проходить только с разрешения Министерства народного просвещения России. Затем они начинают проводиться под контролем директоров народных училищ. Положительно в этом моменте то, что при организации курсов деятели народного образования учитывали слабую подготовку молодых учителей и поэтому стремились дать необходимые теоретические знания и показать образцовые уроки. Курсы знакомили слушателей со всем тем, что признавалось в то время последним словом педагогики и методики, в первую очередь с педагогической системой основоположника русской народной школы К. Д. Ушинского (Слудковская,1976,с.38).

Первые педагогические курсы в г. Перми состоялись в 1865 году (ГАПО,Ф.458,Д.47,Оп.1,Л.10). Целью данных курсов была подготовка учителей начальной школы. В последующие годы учительские курсы проходили то в одном, то в другом городе Пермской губернии. В июне 1873 года в Соликамском уезде на Чермозском заводе состоялся съезд учителей народных училищ (ГАПО,Ф.458,Д.47,Оп.1,Л.10). Но особенно большой след в истории народного образования Пермской губернии оставили краткосрочные педагогические курсы в г. Осе, проведенные осенью 1875 года. Цель курсов определялась таким образом: “Уяснить и усвоить основные начала, выработанные современной педагогикой, дидактикой и методикой в применении их к народной школе” (ГАПО,Ф.458,Д.47,Оп.1,Л.10).

Программа курсов была следующего содержания:

  1. Отношение школы к физическому воспитанию.

  2. Школьная гигиена.

  3. Отношение школы к нравственному воспитанию.

  4. Нравственное воспитание.

  5. Основы для построения общей дидактики.

  6. Общие свойства правильного обучения.

  7. Наглядное обучение.

  8. Обучение грамоте.

  9. Письменные работы.

  10. Грамматика.

  11. Арифметика.

  12. Геометрия.

  13. Объяснительное чтение.

  14. Практические уроки.

На Осинские курсы съехались шестьдесят три учителя: из Осинского уезда тридцать четыре учителя и пятнадцать учительниц, из Оханского - восемь учителей, Кунгурского - четыре, Пермского - два учителя.

По образованию состав учителей был весьма различен. Со специальным высшим педагогическим образованием был только один человек, 8 учителей окончили педагогические курсы при уездных училищах, 4 человека являлись выпускниками пермской духовной семинарии, остальные 50 человек не имели педагогического образования.

На педагогических курсах в городе Осе перед учителями выступали передовые педагоги Пермской губернии, представители Петербургского педагогического общества Е. И.