Главная              Рефераты - История

История Верхотурья (конец XVIII - XX в.) - реферат

Старая крепость, гордость Верхотурья, потеряв свое оборонительное значение, понемногу разрушалась. Вносили сюда свою "лепту" и горожане. Во многих местах стены были разломаны, а кирпич употреблен на строительство других сооружений. В 1801 году из него, например, была построена тюрьма. В 1825 году была разобрана воеводская канцелярия и из этих материалов построен дом присутственных мест. Власти и горожан не останавливало и то, что при ломке кирпича требовались большие усилия - крепостные сооружения были сложены исключительно надежно и прочно.

Большое внимание уделялось церковному строительству, ведь город посещали множество паломников, приходящих на поклон к мощам св. Симеона Верхотурского. Так, в 1806 году был освящен верхний престол в Спасо-Воскресенской церкви, в 1808 году - верхний этаж Знаменской церкви, в 1815 году - Успенская кладбищенская церковь. Все: эти здания были каменные, они возводились постепенно и освящались по мере готовности отдельных частей. В 1834 - 1836 годах было завершено строительство деревянной Преображенской церкви.

Изыском отличались дома богатейших купцов, построенные еще в XVIII веке. Например, и огромном деревянном доме Походяшиных, растянувшемся на целый квартал и привлекавшем к себе внимание богатой резьбой наличников и порталов, насчитывалось 30 комнат, отлично отделанных и меблированных. Во дворе усадьбы Походяшиных располагалось еще 3 небольших жилых дома (для прислуги, гостей, богомольцев), обширная кухня, службы и скотный двор.

Были в городе и иные сооружения, не отличавшиеся особыми архитектурными достоинствами, но пользовавшиеся популярностью у определенного круга лиц. В 1839 году в Верхотурье числились следующие казенные магазины по продаже вина: "Большой ", располагавшийся вблизи рынка, и "Ямской", находившийся в одноименной слободе. В черте города существовал также "Ведерной" магазин со штофной лавочкой. Еще один винный магазин встречал приезжих прямо у заставы, при въезде в Верхотурье.

Остатки старинной крепости и купеческие особняки напоминали о минувшем величии, но прежнее значение город потерял. Освоение новых территорий и смещение торговых путей на юг, наряду с закрытием Верхотурской таможни, привели к застою в торговле. Однако у горожан за предшествующие времена процветания Верхотурья был накоплен богатейший опыт торговой деятельности и сложились предпринимательские традиции. С потерей городом своего прежнего значения этот скрытый потенциал выплеснулся наружу, начал реализовываться вне его стен.

Теперь Верхотурье стало выступать в качестве "ставки", места проживания купцов-предпринимателей (Походяшиных, Власьевских, Поповых, Замятиных и др.) и связанного с этими кланами населения, другая часть верхотурцев, также занятая предпринимательством, постепенно покидала родной город. Однако у них сохранялась надежда на поддержку преуспевающих земляков в случае неудачи на новом месте.

Из Верхотурья как организующего центра со второй половины XVIII века распространяется еще один вид "торговли" - вербовка наемных работников на Богословские заводы. Приказчики заводовладельцев, предоставляя ссуды, "озадачивая" неимущих людей в различных местностях, практически закабаляли их.

Зависимость жителей города от горнозаводчиков смягчалась их пространственной и корпоративной близостью к денежным воротилам. Положение верхотурцев, даже если они и не были заняты "на руководящих постах" в горном производстве, все-таки выгодно отличалось от положения остальных заводских рабочих. Так, в конце XVIII века об организации труда на Богословских заводах сообщалось следящее: верхотурцы "в ручные работы" не ходят, "единственно работают на конях".

Благодаря тому, что город оставался административным центром, здесь, помимо уездных властей, предпочитали жить и многие чиновники горного ведомства. Связь с администрацией помогала купцам закреплять свое влияние на горных заводах, получать от властей помощь при заключении выгодных подрядов.

Немалую роль в предпринимательских успехах играли корпоративная близость купцов и общие купеческие интересы. Дореволюционный исследователь Сибири П.А. Словцов замечал, что "влияние Походяшина... на дух городской промышленности было сильно. Зеленцовы, служившие при его делах, сделались впоследствии откупщиками. Поповы, ученики Зеленцовых, вышли в капиталы тем же ремеслом". Между крупнейшими купеческими фамилиями существовали и родственные отношения. Например, Алексей Васильевич Зеленцов, живший на рубеже XVIII и XIX веков, был женат на дочери Михаила Походяшина.

"Закрытость" крупнейшего купечества для посторонних и отток предприимчивых лиц из города препятствовали появлению новых крупных капиталов. Это негативно сказывалось на развитии городской торговли. В начале Х1Х века современники считали, что жители Верхотурья "оборотливы", "стремительны", высоко ценили их деловые качества, но в самом городе у торговли широких перспектив не было. Обменные операции ограничивались закупкой небольшого количества товаров для горожан.

Единственным исключением была пушная торговля, но она не имела больших масштабов.

В начале 6О-х годов XIX века подполковник Х. Мозель, составлявший по заданию Генерального штаба описание Пермской губернии, давал городской торговле следующую оценку: "В торговом отношении Верхотурье не имеет в настоящее время никакого значения. Главнейшие предметы местной торговли составляют хлеб, шелковые, бумажные и суконные материи. Вообще, все товары покупаются торгующими на ярмарках: Ирбитской, Нижегородской и на торжках в соседних заводах: Алапаевском, Нижнетагильском, Кушвинском, а также Далматове, Шадринске. Торгующее сословие занимается преимущественно мелочною продажей рыбы, соли, сахару, табаку, пеньки, сала, масла, кожи и кожевенных изделий, шерсти, рухляди и проч.".

Невозможность прожить на доходы от торговой деятельности вынуждала значительную часть жителей заниматься сельским хозяйством, охотой и полудомашними промыслами, придававшими стабильность существованию горожан.

Верхотурцы кроме этого собирали кедровые орехи, добывали жерновой камень и известь в окрестностях города, рубили лес, заготавливали сырье для производства рогож; часть изготовленного, в основном строительные материалы, сплавлялась по реке Туре в другие местности.

Промышленное производство, находившееся непосредственно в городе, было незначительным. В 1861 году было 43 ремесленника, их число по сравнению с началом века сократилось в 3 раза. Теперь они концентрировались в сфере обслуживания и в кожевенном деле. В 1864 году в Верхотурье находилось 4 кожевенных заведения, общий объем продукции составлял 4790 руб.

На рубеже XVIII и XIX веков население города насчитывало менее 4 тыс. человек. В последующие десятилетия этот показатель не был превзойден, а в 6О-е годы общее число жителей стало меньше, чем в начале века, и составляло приблизительно 80% от первоначального количества.

Еще одной особенностью Верхотурья было проживание в нем большого числа лиц, принадлежащих к военному сословию. Поскольку город являлся административным центром уезда, здесь располагалась инвалидная команда. Ее пополняли солдаты, выслужившие определенный срок или негодные для строевых частей по состоянию здоровья. В начале века инвалидная команда состояла из 32 человек, к середине - возросла до 176 нижних чинов при 1 офицере. Кроме инвалидов в городе находилась казачья этапная команда, приписанная к Оренбургскому войску. Принимаемых мер было достаточно для безопасности населения - город являлся одним из самых спокойных в Пермской губернии.

Кроме сотских, десятских и караульщиков при магистрате находились: 2 сторожа, 1 квартирмейстер и 6 рассыльщиков, которые также выбирались обществом и бесплатно исполняли свои обязанности.

По мере возможности городское общество увеличивало выделение средств и на пожарную команду. Если в 1807 году было израсходовано 120 руб. то в 1826 году финансирование пожарной части составило 329 руб. Через 20 лет, в 1846 году, при пожарной части находились: 1 брандмейстер, 5 рабочих и 5 лошадей.

Кроме расходов на полицию горожане оплачивали отопление и освещение тюремного острога. Быстрый рост расходов на полицейско-пожарные и иные надобности привел к тому, что у города стало не хватать средств.

Очень обременительной была почтовая гоньба, исправлявшаяся в начале века натурой. На станции, закрепленные за городом, выставлялось определенное количество лошадей с возницами для обслуживания казенных надобностей. Много хлопот доставляла тяжелая рекрутская повинность. Попавшего в рекруты требовалось снабдить одеждой, рассчитаться с его долгами, довезти за счет города до рекрутского присутствия и сдать властям. В рекрутских присутствиях процветало взяточничество, что дополнительным бременем ложилось на городское общество.

На собственно городские нужды средств выделялось мало. Они шли на строительство и починку мостов, на сооружение дорог, на "обереж поскотины и починку при оной городьбы", "на выписание фасада для заплотов воротов", "на изделание прорубей", "на очищение рыночной площади". Проведение этих работ финансировалось из городской казны.

Общество также платило жалованье повивальной бабке (150 руб.), но эта должность появилась только во второй трети Х1Х века. Часть денег расходовалась на помощь беднейшим жителям.

Определенная доля из бюджета Верхотурья шла на нужды школьного дела. В 1811 году на приобретение учебных книг было потрачено 21 руб. 60 коп., на жалованье учителю и на оплату его квартиры - 200 руб., на жалованье сторожу при народном училище - 45 руб.

"Что касается собственно просвещения или грамотности, - писал архимандрит Макарий в 1854 г., - то она поддерживается в Верхотурье учебными заведениями и нуждами граждан… Уездное училище содержится казною, а приходское - обществом и помещается в доме, пожертвованном от верхотурского 1-й гильдии купца Бронникова. В конце 1837 года открыто еще особое заведение - для воспитания беднейших из мещанского сословия детей, которых и воспитывалось с самого начала восемь человек, на особо назначенную для того сумму из процентов с капитала 50 000 руб. асс., обращающегося в верхотурском банке г. Попова.

Вообще же можно сказать, что городские жители стоят не на такой низкой ступени образования, на какой бы можно полагать, судя по отдаленности этого города от столиц. Крайняя ограниченность в местной промышленности заставляет граждан отдавать детей для обучения грамоте, с тем, чтобы они могли отыскивать себе пропитание вдали от города теми занятиями, для которых нужны грамотность и письмоводство".

Как отмечали побывавшие в Верхотурье, жителей этого города отличало гостеприимство и приветливость. Город помнил о своем былом величии. У его населения сохранилось чувство собственной значимости и достоинства. "Жители города Верхотурья, особенно женщины, мало заботятся о том, чтобы снискивать себе пропитания пристойным ремесленничеством, и потому ведут себя довольно самомнительно; оттого заниматься чужою работою, а тем более находиться у кого-либо в услужении почитают для себя унизительным. При всех видимых недостатках, стараются одеваться щепетно, подражать людям достаточным и в этом находят себе удовольствие. Впрочем, разврат и воровство здесь редки", - так оценивал Макарий психологию жителей старинного города, затерянного на северной окраине Пермской губернии, перед необъятными просторами Сибири.

Верхотурье капиталистическое

В конце ХIХ - начале ХХ века в России, даже в самых отдаленных уголках страны, стали ощущаться перемены, вносимые в жизнь реформами б0 - 70-х годов и начавшейся на их основе модернизацией традиционного аграрного общества.

Докатились эти перемены и до Верхотурья. Конечно, установившийся в городе, после утраты им прежней роли "торговой двери в Сибирь", достаточно консервативный уклад жизни не мог измениться в одночасье, но именно в конце Х1Х века жители города, даже незаметно для самих себя, стали втягиваться в новые процессы, которые позднее разразились революционной бурей.

Место Верхотурья в этой новой ситуации во многом определялось тремя обстоятельствами. Во-первых, город оставался административным центром крупнейшего на Урале Верхотурского уезда (площадь уезда составляла около 53 тыс. км2, а население в 1892 г. подсчитывало 208 237 человек, в 1908 г. - 329 400 человек). В самом городе в 1908 году проживало 4874 человека. Во вторых, уезд продолжал играть роль крупного горнозаводского центра, где в конце Х1Х века на более чем 20 казенных и частных заводах было занято около 26 тыс. рабочих и производилось значительное количество чугуна, железа, меди, а на приисках добывались золото (более 106 пудов в 1888 г) и платина (227, 5 пудов в 1887 г., около 70% ее общероссийского производства). В разработке этих месторождений активно участвовал иностранный капитал (бельгийский, шведский, французский, немецкий, английский). В-третьих, сохранялось значение города как общепризнанного религиозного центра Урала и Сибири.

Поэтому, несмотря на внешние признаки экономической захолустности, роль города как административного и отчасти культурного центра была достаточно заметной. В Верхотурье размещалась контора земского начальника, находились уездная земская управа, управление воинского начальника почтово-телеграфная контора и др. учреждения.

Внешними облик города вряд ли чем-то отличался от других небольших уральских городов (если, естественно, отвлечься от природных красот этих мест и внушительного облика знаменитого не только в пределах Урала Николаевского мужского монастыря).

В жизни горожан сохранялось много черт традиционного уральского быта. Многие жители города имели небольшие участки земли, где выращивали, главным образом для собственных нужд, ряд сельскохозяйствен ных культур. В конце лета и на протяжении осени многие жители города уходили в лес охотиться на пушного зверя: белку, соболя, лис, рысей, колонков, горностаев. Били также дичь: рябчиков, тетеревов и глухарей. Занимались заготовкой кедровых орехов (их сбор начинался в августе) клюквы, брусники, которыми были необычайно богаты здешние места.

Пожалуй, специфический колорит местной жизни придавал огромный поток богомольцев (по оценкам современников, их численность в период до первой мировой войны составляла 90 - 120 тыс. человек за год). Обеспечение потребностей богомольцев в жилье и питании приносило доходы не только монастырям. Значительная часть горожан "кормилась от богомольцев". Почти постоянное присутствие в городе больших групп верующих, иногда приходивших из весьма далеких мест, вносило в городскую жизнь заметное оживление и своеобразие.

В 1904 году в 5 верстах от города прошла линия Богословской железной дороги. Возникла станция Верхотурье, вокруг которой быстро начал расти поселок. Появление железной дороги совпало с началом переселенческих процессов, проводившихся в рамках столыпинской аграрной реформы . В 1908 году в уезде было расселено 10 255 переселенцев. Основной переселенческий поток шел из белорусских губерний. Все это стимулировало развитие торговли. В 1906 - 1908 г. различного рода торговые ярмарки проходили в 42 пунктах езда, а общее число торговых заведений выросло по сравнению с 90-ми годами ХIХ века примерно в 4,5 раза. В самом Верхотурье даже образовалось кооперативное общество потребителей, продававшее различных товаров на 28 тыс. руб. в год.

Особо следует отметить, что уровень грамотности в городе в конце ХIХ века (49%) был намного выше, чем по всей России (21%). В начале ХХ века помимо 4-классного городского мужского училища в Верхотурье работало 4-классное женское училище, затем преобразованное в женскую гимназию, выпускницы которой, окончившие после 7 основных классов дополнительный 8-й педагогический класс, получали свидетельство, дававшее им право работать домашними наставницами и учительницами. Незадолго до первой мировой войны всерьез обсуждался проект введения в уезде всеобщего начальногщ образования.

Еще в 70-е годы ХIХ века в Верхотурье, благодаря активности и материальной помощи первого городского головы купца Ивана Александровича Мухлынина, принял своих читателей городская общественная библиотека. В 1915 году она была реорганизована в центральную земскую библиотеку. По инициативе сына Ивана Мухлынина, Алексея Ивановича, группа энтузиастов (земские статистики, учителя) активно собирала различные краеведческие материалы, которые затем легли в основу "Словаря Верхотурского уезда", подготовленного известным уральским географом И. Я. Кривощековым, работавшим в 1909 - 1910 годах в Верхотурье.

В начале ХХ века в городе торговали две книжные лавки, имелись аптека, три фотографии, встречается в источниках упоминание и о таком "экзотическом" зрелище, как временный цирк.

Само собой разумеется, что все эти культурные новшества охватывали лишь часть населения города. Увеселения подавляющего большинства, увы, носили иной характер. Приведем одно показательное сравнение: в 1909 году общие расходы земства на народное образование (во всем уезде) составили 245 тыс. руб., и в это же время только в Верхотурье за год было продано спиртных напитков почти на 120 тыс. руб.

Бытовавшее долгое время в советской литературе представление о дореволюционном Верхотурье как об исключительно религиозном центре нуждается, видимо, в сильной корректировке. конечно, религиозное значение Верхотурья было чрезвычайно велико. Благодаря мощам св. Симеона Верхотурского город, как уже отмечалось выше, каждый год привлекал массы богомольцев со всей страны. Играло свою роль и наличие двух крупных монастырей (с 1907 г. к Николаевскому мужскому добавился и вновь открытый Покровский женский). В 1905 -1913 годах в городе был воздвигнут грандиозный восьмиглавый Крестовоздвиженский собор, чрезвычайно украсивший облик города и усиливший его значение как религиозного центра. Освящение собора было приурочено к празднованию 300-летия Дома Романовых.

Верхотурье практически не задели события первой русской революции. Социально-экономический характер города, преобладание в составе его населения крестьянского и мещанского сословий, значительное коли- чество духовенства служили объективным препятствием для распространения революционных настроений. Правда, на территории уезда в этот период отмечались забастовки на ряде рудников и заводов, крестьянские волнения, в основном в виде самовольной порубки леса. Из полицейских донесений известно о распространении социал-демократических прокламаций, есть сведения даже о наличии местной группы РСДРП, ничем существенным себя, впрочем, не проявившей.

4В целом мирный и размеренный характер жизни города несколько нарушило лишь лето 1914 года. Начавшаяся в июле 1914 года мобилизация части мужского населения уезда и города (мобилизованные из уезда в основном первоначально отправлялись в Верхотурье) сопровождалась в соответствии с правительственными распоряжениями закрытием казенных винных лавок. Именно на этой почве и вспыхнули в середине месяца беспорядки, вызвавшие некоторое оживление в городе. Их венцом явилась попытка толпы, в которой, естественно, были не только мобилизованные в армию, захватить винный склад.

Военные годы внесли определенные перемены в жизнь города и уезда. Сам по себе призыв в армию трудоспособных мужчин, включая часть учителей (категория, прежде освобождавшаяся от военной службы), неизбежно отразился на хозяйственной и культурной жизни. Последняя если и не совсем заглохла, то во всяком случае заметно угасла. Показателем ухудшения хозяйственного положения стал быстрый рост цен, особенно на продовольствие. Уже в начале 1915 года по стоимости муки Верхотурье уступало только таким промышленным центрам Пермской губернии, как Пермь, Кушва и Соликамск.

Годы революции и гражданской войны

Жизнь Верхотурья в период бурных событий 1917 - 1921 годов имела определенное отличие от жизни других уральских городов, особенно тех, которые относились к числу развитых промышленных центров.

Относительная социальная однородность городского населения, высокий удельный вес чиновничества, купечества, интеллигенции, духовенства тормозили внутреннее развитие конфликта. Он был внесен в жизнь города преимущественно извне. На судьбу Верхотурья в этот период повлияли, с одной стороны, общие перипетии борьбы за власть на Урале, с другой - то важное административное и отчасти стратегическое значение, которое придавали городу уральские большевики.

После получения известия о взятии большевиками власти в Петрограде Б.В. Дидковский, командированный в Верхотурье Уралобкомом РСДРП(б) еще в мае 1917 г., возглавил верхотурский Совет и произвел как бы маленький большевистский переворот в Верхотурье, разоружив отряд местной милиции и разогнав местные земские учреждения. Опираясь на помощь своевременно вызванного из Надеждинска, Кушвы и Ляли подкрепления, возглавляемый Дидковским Совет стал в конце октября 1917 года полновластным хозяином в городе и приступил к распространению своей власти на весь уезд.

Однако прошедшие вскоре выборы в Учредительное собрание показали, что в целом в масштабах уезда большевики не добились решающего перелома в свою пользу. Хотя за них было подано 38,8% голосов, но их обогнали эсеры, набравшие 41,2%. До начала работы Учредительного собрания ситуация в городе и в уезде оставалась в целом спокойной. Основная часть населения была более озабочена решением ежедневно обострявшихся проблем с продовольствием и топливом, чем вопросами политической борьбы.

Первая попытка организовать сопротивление новой власти оказалась непосредственным следствием разгона Учредительного собрания в Петрограде. 21 января 1918 года группа чиновников и интеллигентов Верхотурья организовала стачечный комитет в защиту Учредительного собрания. По городу были расклеены обращения комитета, призывавшие всех служащих уезда к проведению забастовки в поддержку Учредительного собрания, бойкотированию власти местного Совета и возвращению ее незаконно разогнанным земским учреждениям. Председателем стачечного комитета стал В. Я. Бахтеев, а его заместителем В. А. Ардашев.

Определенную пикантность ситуации придавал тот факт, что Виктор Александрович Ардашев, известный в городе нотариус и сторонник кадетской партии, был двоюродным братом В. И. Ленина (матери Ленина и Ардашева были родными сестрами).

В ответ на это обращение исполком верхотурского Совета объявил город и уезд на военном положении, инициаторы создания стачечного комитета Бахтеев и Ардашев были арестованы и отправлены для проведения расследования в Екатеринбург. Как установлено из недавно опубликованных архивных документов, в Екатеринбурге, при конвоировании из следственной комиссии в тюрьму, Виктор Ардашев попытался бежать и был застрелен одним из конвоиров.

Пламя гражданской войны постепенно стало захватывать территорию уезда. Этому немало способствовала деятельность верхотурского Совета, уже весной 1918 года развернувшего кампанию по национализации, объектами которой зачастую становились даже мелкие торговые предприятия.

Летом 1918 г. в разных районах уезда происходили ожесточенные столкновения, непосредственным поводом для которых послужили деятельность продотрядов и начавшаяся насильственная мобилизация в красную Армию. Эти столкновения сопровождались многочисленными жертвами все нараставшим взаимным ожесточением. В подавлении антибольшевистских выступлений в деревне уже в это время активно использовался интернациональный отряд, в котором не последнюю роль играли добровольцы из числа китайцев, оказавшихся в России в годы первой мировой войны.

В связи с колчаковским наступлением осенью 1918 года на Пермь Верхотурье превратилось в важный стратегический пункт, взятие которого открывало белым обходной путь на Пермь, через Кизел и Соликамск. В начале сентября 1918 года Верхотурье было объявлено на военном, а затем и на осадном положении. В городе был создан красногвардейский отряд, однако военное превосходство оказалось на стороне частей Колчака. И 30 сентября 1918 года город перешел под контроль белых. Дальнейшую судьбу Верхотурья должен был определить исход боев за Пермь.

До начала лета 1919 года Верхотурский уезд находился под контролем колчаковской администрации. Массовые репрессии против большевиков и сочувствующего им населения сопровождались попытками наладить пришедшее в сильный упадок хозяйство. Однако военные нужды влекли за собой неизбежные насильственные реквизиции, усугублявшие общий кризис и упадок.

Начавшееся летом 1919 года контрнаступление красной Армии резко изменило ситуацию. После взятия дивизией Азина Екатеринбурга над колчаковцами нависла угроза окружения, и они начали отходить из Верхотурского уезда. 19 июля 1919 года Верхотурье было занято регулярным полком красной Армии под командованием И. В. Боряева и партизанским отрядом А. Никитина.

30 июля в Верхотурье приступил к работе Военно-революционный. Его деятельность всецело определялась потребностями продолжавшейся гражданской войны. Население Верхотурья в полной мере ощутило теперь политику "военного коммунизма". На деревни была распространена практика продразверстки, вновь в государственную собственность перешли все промышленные предприятия, было закрыто большинство магазинов и лавок, начавших действовать при белых, затих базар, взрослое население города и заводских поселков было охвачено всеобщей трудовой повинностью. Жителям пришлось привыкать и к новым названиям давно знакомых мест. В ноябре 1919 года ко второй годовщине Октябрьского переворота было проведено массовое переименование улиц города. Улица Торговая стала носить имя Маркса, Постникова - Ленина и т.д.

Особое место в действиях вновь утвердившейся Советской власти заняло массированное наступление на церковь. Первым шагом в этом направлении стало закрытие Николаевского мужского монастыря. Следующий удар был нанесен по главной религиозной святыне Верхотурья - мощам св. Симеона Верхотурского. 25 сентября 1920 года был вскрыт саркофаг и, как с радостью сообщила местная газета, все увидели на месте нетленных мощей "груду пожелтевших, покрытых плесенью, распавшихся костей".

Верхотурье в 1921 году - конце 1940-х годов

Недолгий период нэпа (новой экономической политики) ознаменовался для верхотурья переменами, сыгравшими в его судьбе роковую роль, - существенно изменился административный статус Верхотурья и территориальные размеры подчиненного ему района. Еще в конце 1923 года Верхотурский уезд вошел в состав новой Уральской области, одновременно уезды как административные единицы были ликвидированы и заменены районами, причем с гораздо меньшей территорией. А 5 апреля 1926 г. Верхотурье было лишено статуса города и переведено в разряд сельского районного центра.

После ликвидации Уральской области Верхотурский район вошел в состав новой Свердловской области. Его общая площадь в 1934г. составила около 5 тыс. км2, т.е. уменьшилась по сравнению с дореволюционной площадью одноименного уезда более чем в 12 раз. В 1938 г. она сократилась еще более чем в 2 раза.

Свертывание нэпа и переход власти к политике форсированной модернизации экономики, сопровождавшейся уничтожением крестьянства, усилением репрессий, оформлением системы принудительного труда, известной под именем ГУЛАГа, тоже сыграли в судьбе Верхотурья отрицательную роль. С начала 30-х годов на территории района стали создаваться лагеря, входившие и так называемый СЕВЛАГ. К концу 30-х годов таких лагерей было уже более 10, а естественной главной специализацией их контингента стала лесозаготовка.

Утратив большую часть своей прежней территории (а вместе с ней и большинство заводов, рудников и приисков), свое прежнее административное и религиозно-культурное значение, Верхотурский район и его центр с середины 30-х годов становятся одной из многих составных частей того гигантского промышленного комплекса, в который был превращен весь Урал в ходе первых пятилеток. Роль Верхотурья в этом комплексе была вспомогательной, основным профилем района была лесоразработка. Эта роль сохранилась за районом и в годы Великой Отечественной войны, и в первые послевоенные годы, наложив глубокий отпечаток на все его последующее развитие вплоть до сегодняшнего дня.

Только в 1922 - 1923 годах экономическая ситуация в Верхотурье стабилизировалась, а затем обнаружила и признаки улучшения. Особенно это было заметно в сельском хозяйстве, где вплоть до 1929 года абсолютно доминировали частные крестьянские хозяйства (97,8% всех хозяйств накануне коллективизации).

Однако по сравнению с дореволюционными годами жизнь Верхотурья в 20-е годы приобрела гораздо больше признаков глухой провинциальности. Утрата городского статуса, болезненно переживавшаяся старожилами города, еще более закрепила это положение.

Борьба с церковью, не прекращавшаяся в стране в 20-е годы, проводилась в Верхотурье с особой интенсивностью. С точки зрения властей, культовые здания вообще ни к чему было сохранять в неизменном Так, на территории Николаевского монастыря была размещена колония, Преображенская церковь превращена в спортивный зал, а Крестовоздвиженский собор, окончательно закрытый в 1926 году приспособлен под склад для цемента.

В начале 30-х годов завершился процесс разрушения того уникального религиозно-культурного комплекса, который представляли собой культовые сооружения Верхотурья. На смену церковной архитектуре, составлявшей славу Верхотурья, шла новая "архитектура" - лагерная.

Географическая отдаленность района и его лагерная "перенаселенность" не предохранили жителей Верхотурья от колеса репрессий 1937 - 1938 годов. Точных сведений о числе верхотурцев, оказавшихся жертвами сталинского "великого перелома", пока нет, но уже сейчас очевидно, что счет идет на десятки, если не на сотни людей.

Начало войны с фашистской Германией вызвало среди жителей Верхотурья патриотический подъем. С просьбой принять их добровольцами в народное ополчение обратилось более 1200 жителей района. Сотни верхотурцев были призваны в армию. Всего с Великой Отечественной войны не вернулось 2677 человек (погибло, пропало без вести, умерло от ран) из Верхотурского района.

Одной из острейших проблем в годы войны стала нехватка электроэнергии. В связи с этим было начато строительство Верхотурской ГЭС, в основном силами заключенных, среди которых в годы войны преобладали военнопленные немцы. Строительство ГЭС, однако, шло гораздо медленнее, чем предполагалось, и затянулось до 1949 года.

В годы войны район принял сотни семей, эвакуированных из западных районов страны. В самом городе было размещено два эвакогоспиталя, через которые прошло более 2500 раненых.

Жизнь Верхотурья, как и множества других небольших населенных пунктов, находившихся в тылу, целиком определялась известным лозунгом: "Все для фронта, все для победы!" И верхотурцы внесли свой, пусть и не очень большой, если сравнивать с другими районами Урала, вклад в долгожданную победу. Но не только они. Не меньшей была роль и тех, кто оказался в этих местах не по своей воле - жителей верхотурского островка архипелага ГУЛАГ.

Первые послевоенные годы не внесли коренных перемен в экономический профиль района и города. Скорее наоборот, именно в первую послевоенную пятилетку были предприняты усилия по приданию более комплексного характера развитию лесной промышленности за счет расширения добычи древесины и углубления ее переработки. Однако при этом предполагалось, что и впредь основную рабочую силу на наиболее трудоемкой части этого процесса - лесозаготовке - будут составлять заключенные, тем более что их общее число значительно пополнилось за счет военнопленных. Ликвидация в 50-е годы ГУЛАГовской системы, обусловившая потерю дешевой рабочей силы, нанесла сильный удар по монопрофильной экономике города и района, последствия которого ощутимы до сих пор.

Вместе с тем косвенным признанием заслуг Верхотурья и его экономического роста явилось возвращение ему в 1947 году, в связи с 350-летием со дня основания, статуса города. Это решение было одновременно и актом исторической справедливости.

Верхотурье, как ни один из уральских городов, глубоко связано со славным историческим прошлым России. Не только история Урала, но и история становления Российского государства и его расширения на восток - вот тот настоящий фундамент города, который не смогли разрушить все потрясения, выпавшие на долю Верхотурья в бурном и трагическом для всей страны ХХ веке.