Главная              Рефераты - Исторические личности

Культура Византийской империи - реферат

Рефират

По теме :

Место Византии в культуре мира.

В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков и России. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впередивсех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и Востока Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистинну блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :

* В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);

* В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме православия);

* В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое

* ядро, состоящее из греков.

* Византийскую империю всегда отличали устойчивая

государственность и централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,

оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего

существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными

влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их "варварами" ).

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена. Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу новое, творческое начало.

Исторический экскурс.

Византия расположена на европейской стороне Босфора. Основана в 658г. до н.э. Первоночально В. являлась мегарской колонией. Выгодное георгафическое положение у известной бухты Золотого Рога сделало ее большим торговым центром. В 330 году Константин Великий перенес в В. столицу Римской Империи, назвав ее Константинополем и Новым Римом. С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. В средние и новые века Византией стали называть всю восточно-греко-римскую империю, существовавшую от 324 г. до завоевания Константинополя османами в 1453 г. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом.

История византийского государства делится на 9 периодов:

1. До Юстиниана (330-518 гг.)

2. Юстиниан и его преемники (518-610 гг.)

3. Ираклий и борьба с мусульманством (610-717 гг.)

4. Династия Исаврийская и иконоборство (717-867 гг.)

5. Македонская династия и расцвет (867-1025 гг.)

6. Упадок (1026 - 1081 гг.)

7. Династия Комненов и Ангелов (1081 - 1204 гг.)

8. Империя в Никее (1204-1261 гг.)

9. Расцвет при Палеологах и падение (1261-1453 гг.)

История формирования философии, религии и мировоззрения Византии.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом. Христианство впоитало в себя многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства. Однако христианство, несмотря на наличие общих с манихейством черт, принципиально отлично от манихейского дуализма. Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением, но и синтетической философско-религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только боролось с античной философией, но и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем что несло клемо язычества приходит компромисс между христианским и античным миросозерцанием. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы поняли необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использования ее в создании философских концепций. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин, закладывают собственно фундамент византийской философии. Их философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия как совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а следовательно, мира и человека.

В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и

становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая

система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая

складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.

Патристическая литература, библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианские описания жизни святых, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной культуре.

Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему символов. На смену античному представлению о героической личности, античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бессташно идущих на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не надеяться (очень симпатичная философия), приходит мир страждущего, раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти утешение. Христиансво с небывалой интенсивностью выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе истории: на смену замкнутым историческим циклам античных писателей, обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения истории ранневизантийских историков и хронистов. В ранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей средневековья - идея союза христианской церкви и "христианской империи".

История, памятники и значение Византийского искусства.

В VI в. при императоре Юстиниане I Византийская империя достигла расцвета. Искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу империи Константинополь украсили новые постройки - Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм Святой Софии ( храм Премудрости), построенные Анфимием из Трал и Исидором из Милета в 532-537 гг.

Огромное внутреннее пространство храма св.Софии перекрыто полусферическим куполом, к которому с востока и запада примыкают два полукупола. Поэтому главный купол кажется как бы парящим в воздухе. Купол, символизирующий небо, станет в дальнейшем неотъемлемой частью византийских церковных построек. Внутри храм Софии богато разукрашен разноцветным мрамором и цветной майоликой. Такая пышность внутреннего убранства храма в сочетании с торжественным богослужением, роскошными облачениями священников и драгоценной утварью производила огромное впечатление на молящихся. Эффыект от всего этого был такой же, как от театрального действия. Этот зрелищный характер византийского искусства сохранится как его отличительная черта на протяжении всего его развития.

Помимо Константинополя наиболее значительные памятники ранневизантийского искусства сохранились на территории еперешней Греции и в Италии, в Равенне. Наряду с религией искусство этого периода прославляло власть императора. Стены церкви Сан-Витале (526-547) в Равенне украшают всемирно известные мозаичные изрбражения императора Юстиниана I и его супруги Феодоры.

Зрелое византийское искусство сложилось в 730-843 гг.

В 867-1057 гг., при императорах Македонской династии, придворное столичное искусство Константинополя становится менее пышным. Огромные соборы типа базилик (прямоугольных в плане зданий, разделенных внутри продольными рядами колонн на несколько частей) вытесняются церквами крестово-купольного типа, имеющими в плане форму вписанного в квадрат креста и увенчанными одним либо несколькими куполами. Роспись такого храма имеет строго продуманную систему, она обычно иллюстрируе основные положения христианского учения и повествует о жизни Богоматери,Христа и святых. При императорах македонской династии расцветает и прикладное искусстьво (резные изделия из слоновой кости, перегородчатой эмали, ткани и др.). В мастерскихпри императорском дворе изготовляются роскошные рукописи с миниатюрами ( так называемая "Парижская Псалтирь", хранящаяся в парижской Национальной Библиотеке, "Свиток Иисуса Навина" и "Минологии Василия II", находящиеся в Ватиканской библиотеке.).

Лучше других сохранились архитектурные ансамбли XI-XII вв. - монастыри Хосиос Лукас в Фокиде(Греция), Неа Мони на острове Хиосе и Дафни близ Афин. В них мы находим замечательный по цельности синтез архитектури и монументальной живописи - мозаики.

Среди византийской фресковой живописи XI - XII вв. следует упомянуть росписи храма св. Софии в Охриде, церкви св. Пантелеймона в Нерези (Сербия) и монастыря Иоанна Богослова на Патмосе.

В XI - XII вв. византийское искусство широко распространилось на запад (Сицилия, Венеция), в славянские страны (Болгария, Сербия, Древняя Русь), на Кавказ (Грузия). Оно почиталось в те времена как самое передовое по своим художественным решениям, и в высших кругах феодального общества ему всячески стремились подражать.

Хотя в XIII в. в провинциальных областях распавшейся Византийской империи, в которую вторглись крестоносцы, все еще много строили, ничего существенно нового для искусства это столетие с собой не принесло. После вторжения крестоносцев в столицу Византии Константинополь как главная художественная школа, откуда выходили выходили все новые идеи, перестал на время существовать. Зато активизировалась художественная жизнь в провинции, где спасались от бесчинств крестоносцев многие столичные художники. Так, например, наступил расцвет в сербском искусстве (известные росписи храма в Сопочанах в Сербии)

После изгнания крестоносцев из Константинополя в 1261 г. начали складываться условия для медленного возрождения местной школы. К концу XIII в. вновь стали изготовляться рукописи с миниатюрами, подражавшими образцам X в., созданным в античном духе.

К началу XIV столетия приобрел четкие очертания палеологовский стиль (он так назван по имени правившей в Византии династии Палеологов). Для него характерны более свободные движения фигур, более мягкое выражение лиц.

Наиболее известные памятники византийской монументальной живописи этого времени - мозаики монастырей Хора (Кахрие-Джами) и Фетие-Джами в Константинополе, а также церкви св. Апостолов в Салониках. Поразительно красивые по своим краскам, эти мозаики знаменуют последний взлет византийского искусства. В дальнейшем еще создавались мозаичные иконы, но монументальное искусство начало быстро мельчать, архитектура утратила свою ведущую роль, на первый план выдвинулась иконопись, которой стала подражать фреска. Дорогая мозаика почти не применялась.

После взятия турками Константинополя в 1453 г. византийское искусство совсем пришло в упадок. Оно продолжало еще существовать на Афоне, на острове Крите, в православных храмах Болгарии и Сербии, но постепенно изжило себя. На историческую сцену выступали новые общественные силы, средоточием которых стали передовые торговые города Италии и Нидерландов. И именно там, раньше чем в других странах, сложилось реалистическое искусство Возрождения.

Византийское искусство имело исключительно большое значение. Широко использовав античное наследие, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивов и передало их другим народам. Особенно велико было значение византийского искусства для стран, придерживавшихся, как и Византия, православной релгии (Болгария, Сербия, Древняя Русь) и неизменно сохранивших оживленные культурные связи с Константинополем (императорским и патриаршим дворами).

Лучшие произведения Византийского искусства находятся в Эрмитаже, Лувре, Византийском музее (Афины), монастыре св. Екатерины (Синай), Британском музее (Лондон), Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, собрании Дембартон Оокс (Вашингтон).

Литература Византии: история и деятели.