Главная              Рефераты - Исторические личности

Александр II 4 - реферат

Александр II - Император Bcepoccийский, приходился старшим сыном Императору Николаю Павловичу и Государыне Императрице Александре Федоровне, родился он в Москве 17 апреля 1818г.

Его воспитателем был генерал Мердер. Мердер привлек к себе внимание, как командир роты в основанной 18 августа 1823г. школе гвардейских подпрапорщиков. Николай Павлович, тогда еще являясь Великим Князем, узнав про его педагогические способности, мягкий характер и исключительный ум, решился доверить ему воспитание своего сына Александра. На этот пост Мердер вступил 12 июня 1824г., когда Великому Князю Александру едва исполнилось 6 лет, и ревностно исполнял свои обязанности в течение 10 лет.

Другим наставником Александра II был поэт В.А.Жуковский, который приступил к обязанностям, когда Великому Князю исполнилось 9 лет. Жуковский предварительно составил «План учения» цесаревича, который был сосредоточен на «образование для добродетели». По плану целью всего обучения было - сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным, оградив его от преждевременного увлечения военным искусством. Нравственные убеждения, заложенные В.А.Жуковским, существенно сказались на организации личности будущего монарха. Но уберечь будущего государя от военной «муштры» наставнику не удалось. Как и все российские самодержцы Александр II с малолетства приобщался к военному искусству, и к 26-и годам стал «полным генералом».

Таким образом, когда царский престол перешел к Александру II (бывшему уже в возрасте 37 лет) он уже был подготовлен к управлению государством. Император Николая I за время своего правления все делал для ознакомления цесаревича с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы.

Крестьянская реформа

Секретный комитет, готовивший реформу, был переименован в Главный комитет по кр-янскому делу. В марте 1859 при нем были учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, присылаемых губернскими комитетами, и для составления проекта закона об освобождении кр-ян. К осени 1859 проект "Положения о кр-янстве" был подготовлен. 19.02.1861, в пятилетнюю годовщину восшествия А II на престол, император подписал "Положение о кр-янстве" и "Манифест", возвещающий об освобождении кр-янства. * Началось проведение в жизнь первой из великих реформ. Крепостные получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и пром. заведений, переход в др. сословия и т. д. Реформа предусматривала постепенный переход к кр-янам земельного надела, однако около половины кр-ян при этом потеряли часть земли, кот. они пользовались при помещике. Земля переходила к кр-янам за выкуп, кот. должен был компенсировать помещикам не только потерю земли, но и отсутствие крепостного труда. Выкупную операцию взяло на себя гос-во: казна выплачивала помещикам сразу 80% выкупной суммы. В казну же кр-яне выплачивали долг в течение 49 лет по 6% в год. К началу XX века кр-яне выплатили 300% предоставленной им ссуды. * В целом аграрная реформа 1861 удовлетворяла важнейшим эк. интересам помещиков и освобождало кр-янство от рабства. В рез-те создалась соц-эк. с-ма, в основе кот. лежал расчет превратить кр-ян в самообеспечивающихся производителей и сохранить их в кач-ве основного податногосословия.

Земская реформа 1864 г. создала первое подлинно местное самоуправление для всех классов, которые существовали еще с допетровских времен. Крестьянам предоставлялись политические права: избирательное право предполагало участие крестьян в выборах членов земских собраний (выборные от крестьян входили состав третьей курии). В первую курию входили землевладельцы, а во вторую - городские избиратели. Созданные органы местного самоуправления в губерниях (губернские собрания и губернские управы) и уездах (уездные собрания и уездные управы) должны были осуществлять контроль над школами, больницами, почтой, путями сообщения, торговлей, страховой службой, статистикой и др. Городская реформа 1870 г. предполагала проведение мер, похожих по духу на земскую реформу, направленных на усовершенствование городского управления.

Избиратели также делились на три курии. Роль земств во второй половине XIX в. велика. Развитие крестьянского хозяйства поддерживалось и стимулировалось земским ссудно-сберегательными товариществами и различными формами кооперации. Судебная реформа 1864 г., проведение которой возглавил С.И. Зарудный, была направлена на улучшение судебной процедуры. В ходе нее были созданы коронный и мировой суды. Специально для крестьян были созданы волостные суды. Хотя судебная реформа и сохраняла некоторые черты сословность, она способствовала обретению крестьянами права на справедливое судейство, поскольку раньше суд над крестьянами вершили сами помещики, следуя своим интересам, а не букве закона.

Военная реформа 1874 г. вводила всеобщую воинскую повинность. Этот закон по своему духу был глубоко демократическим, поскольку до этого времени введенную Петром I рекрутскую повинность несли лишь податные сословия (крестьяне, мещане и др.). сословные различия в армии и особенно на флоте сохранялись, хотя по заслугам любой солдат мог стать офицером. Финансовая реформа, возглавленная министром финансов либералом М.Х.

Рейтерном, в ходе которой были проведены следующие меры: - отменены винные откупа, откупа на соль, сахар, нефть, введена акцизная система; - провозглашены принципы гласности, законности и контроля за администрацией; - увеличены налоги и уменьшены расходы; - 1859 г. ликвидирована система казенных билетов; - создана разветвленная сеть кредитных учреждений, состоящая из Государственного банка (1860 г.) и частных коммерческих банков. В результате этих действий в 70-х гг. в России начался финансовый и промышленный подъем. Железнодорожная сеть связала южные и северные районы страны и выросла в 11 раз. Получило толчок дальнейшее освоение залежных земель на юге России , уменьшилось малоземелье крестьянства.

Реформа народного просвещения предоставляла университетам широкую автономию: они могли сами решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы.

Крестьяне, получившие личную свободу, должны были пользоваться правом получения образования, однако финансовые трудности не позволяли им этого делать.

Поэтому Министерство народного просвещения выделяло гимназиям особые фонды для обучения одаренных детей за казенный счет. Поскольку все реформы проводились с целью предоставления всем гражданам равных прав, необходимо было предоставить женщинам возможность получать образование, начало которому было положено в 70-х гг.

Итоги либеральных реформ 60-70-х гг.: - реформы обозначили курс государства на создание третьего сословия сословия мелких собственников.

- формирование в России гражданского общества и правового государства.