Главная              Рефераты - Исторические личности

Иосиф Александрович Бродский 2 - реферат

Содержание:

I. Введение……………………………………………………………..…...2

II. Основная часть…………………………………………….……………..4

1. Родина Бродского……………………………………………….….…5

2. Родители………………………………………………….……………7

3. Первые впечатление (война)………………………………...……….8

4. Врожденные особенности………………………………………….....9

5. Город как средство воспитания……………………………….……..11

6. В школе………………………………………………………….…….12

7. Образованность Бродского………………………………………..…13

8. Бродский как еврей…………………………………………….......…14

III. Заключение………………………………………………....……...…….16

IV. Список использованной литературы…………………….……...……..18

I. Введение.

Моя тема звучит следующим образом - Иосиф Александрович Бродский.

Она была выбрана мной, поскольку этот человек – мой любимый поэт, я восхищаюсь его гениальностью, которая проявлялась во всем – «в глубине переживаний, силе воображения, харизматичности и даже физиологически…» (лосев,стр 6). Многие люди не соглашаются с этим, поскольку не понимают Бродского, как поэта, не понимают его произведений…Я считаю, что Бродский схож с Владимиром Маяковским своим миропониманием, которое выражалось в его стихах. Но в отличие от Маяковского Бродский писал искренно, не наигранно; писал так, как чувствовал, за это я люблю его и его поэзию.

Я считаю, что моя тема является актуальной, т.к. на сегодняшний день ярко виден вклад, внесенный Иосифом Бродским в литературу 60-70-х годов, а также современную российскую и мировую культуру. А его личность вызывает огромное количество споров и сегодня.

Для анализа данной темы я взяла работу Льва Владимировича Лосева под названием «Иосиф Бродский».

Лев Владимирович Лосев это известный русский поэт, литературовед, сын писателя Владимира Александровича Лифшица.

Лосев родился 15 июня 1937года в Ленинграде, отучился в обычной средней школе №222 и закончил на филологическом факультете ЛГУ отделение журналистики. Вся его жизнь была связана с творчеством: в 1962-1975 годах он работал редактором в детском журнале «Костер», писал пьесы для кукольного театра и стихи для детей. Лосев это псевдоним Льва Владимировича, взятый им во избежание путанице его личности с личностью его отца, но после эмиграции в США (1976) он сделал свой псевдоним паспортным именем. Во время проживания за границей Лосев работал в издательстве «Ардис» и закончил аспирантуру Мичиганского университета.

В студенческие годы Лев Владимирович писал лирические стихи, но усомнился в их самостоятельности и бросил, в 1974 начал писать снова и печататься, сначала в эмигрантских изданиях, а с 1988 и в России. Он написал книгу об эзоповском языке в советской литературе, очень много статей, а также писал о «Слове о полку Игореве», Анне Ахматовой, Александре Солженицыне, Антоне Чехове. Его перу принадлежат такие книги, как «Чудесный десант», «Тайный советник», «Новые сведения о карле и Кларе: Третья книга стихотворений», «Как я сказал: Шестая книга стихотворений», «Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии» и многие другие.

Выбрав тему об Иосифе Бродском, я поставила следующие задачи:

1. Рассмотреть личность Иосифа Бродского, сформированную в детстве, значительные моменты биографии

2. Проанализировать главу из работы Л. Лосева «Петербуржец»

II. Основная часть

«Петербуржец» - это самая первая глава книги Льва Владимировича Лосева, которая состоит из девяти подглав, а именно: «Родина Бродского», «Родители», «Первые впечатления (война)», «Враждебные особенности», «Город как средство воспитания», «В школе», «Образованность Бродского», «Бродский как еврей». Данные главы раскрывают Иосифа Бродского как личность, как индивида, потому как именно такие жизненные факторы – родина, школа, родители – входят в понятие «детство» и «юность», играют роль на становлении характера.

Вопросов, связанных с развитием личности конкретного человека, на которые, как кажется на первый взгляд, ответить практически невозможно, существует довольно много. Какое место в жизни каждого человека занимает детство, как его индивидуальное детство вписано в детство его эпохи, социальной группы и т.д., насколько оно уникально? Как же детство и юность, родители и окружающие люди, воспитание и образование влияют на развитие личности? На этот вопрос попробую найти ответ.

Итак, поведение, характер, интеллект, гениальность человека закладываются в самом раннем детстве…и очень важно для личности, где это детство было проведено, что ее окружало: какие люди, какая обстановка. Огромная разница будет между двумя людьми - если один воспитывался любящими родителями, в обеспеченной семье, среди добрых, интеллигентных, отзывчивых людей, в «чистом» городе; а другой в бедной, не благополучной семье…хотя к такому обществу термин «семья» нельзя относить…в деревне, в необразованном, злом социуме.

1. Родина Бродского.

«Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде, в клинике профессора Тура на Выборгской стороне. В православной календаре 24 мая празднуются дни святых Кирилла и Мефодия, создателей славянской грамоты…» (1,с.13). Поэтому с одной стороны, Иосиф Александрович порой вспоминал, что рожден под знаком близнецов, которые всегда были склонны к «глубокому дуализму и гармонической двусмысленности» (1, с.13); т.е. для поэта существовали равноправие между идеальным и материальным, взаимосвязь души и тела. Но с другой стороны он постоянно говорил, что «родиться в мае - век маяться».

Бродский 15лет своей жизни прожил в доме за Спасо-Преображенским собором, а в 1955 году переехал и жил до 1972 года в известном «доме Мурузи», построенным по проекту А.К.Серебрякова в 1874-1876 годах так же не далеко от Собора. Дом был оформлен в затейливом восточном стиле и предназначался для состоятельных жильцов, в числе которых были знаменитые поэты и поэтессы – Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский.

Все детство Бродский смотрел «на его купола и кресты, на звонаря, на крестные ходы, на Пасхи, на заупокойные службы — сквозь окна, на факелы, на венки и жезлы центу­рионов, обильно украшавшие его белые стены, на легкий классический бордюр его карнизов…» (1,с.14). Все детство поэт прожил рядом с божественным, духовным, умиротворенным…у него была возможность осознать и наблюдать вечность, бытие жизни, покой души. С детства он знал греческие и римские мифы благодаря фасадам и перилам самого северного из больших европейских городов, на которых можно было их прочесть. Естественно, что это отразилось в его будущих стихах, и образ зеркала из мифа о Медузе-Гаргоне фигурировал в его работах.

Все, что окружало его в течении жизни - Инженерный замок, Летний и Та­врический сады, Смольный монастырь, Эрмитаж, а также его школа, дома друзей, Дом писателей на Шпалерной («место его поэтических триумфов и источник интриг против него»(1, с.15)), места его работы – завод «Арсенал», областная больница, тюрьма «Кресты», где он сидел в 1964 году и многое другое – все это имеет связь с различными поэтами и поэтессами, разнообразными обществами, сформированными в то время, а также глубокие культурные истоки - и не могло не сыграть свою культурную роль на становлении характера и личности Бродского.

Иосиф не предавал большого значения месту, где проживал, и плохо знал историю не только своего дома, но и самого Петербурга, но при этом «петербургская» тема занимает важное место в его трудах. Например «Петербургский роман» поразил многих людей, например, Анна Ахматова «читала роман «внимательно и долго, неоднократно возвращаясь к уже прочитанным страницам» (1, с.18). В своем романе Бродский пытался восстановить провал в отечественной истории, связь времен, когда в 20-е годы было прекращено развитие высокой культуры. «Скорее всего, он делал это интуитивно» (1,с.17).

Так или иначе, Петербург оказал несоизмеримое влияние на Иосифа Бродского - на становление его взглядов, будущие работы и культурное развитие.

2. Родители.

В жизни каждого человека родители играют неотъемлемую роль. Они воспитывают, делают ребенка человеком и личностью. Семья Иосифа Бродского не отличалась особым богатством, жили они тихо или «как все». Родители из класса – рабочих. Отец- Бродский Александр Иванович – был фоторепортером, а мать- Мария Моисеевна Вольперт – бухгалтером. Детство Иосифа выпало на годы войны и послевоенные годы - они всегда очень тяжелы для всех – как душевно, так и материально. В стране ничего не было, жили очень бедно, постоянно не хватало материальных средств на что-либо, и Иосиф вспоминал: «…дома, сколько я себя помню, не прекращались денежные раздоры…».(1,с.18). Все это, естественно, оставило в памяти Бродского свой след. Но, не смотря на то, что родители Иосифа были из класса «служащих», не стоит забывать о том, что они были довольно образованными, грамотными, культурными людьми: «постоянно читали книги, слушали классическую музыку, изредка ходили в театр. Оба в детстве получили хорошее образование. Речь их была грамотна, свободна от диалектных примесей, словарь богат…» (1,с.18). Но при этом родители не обучали своего единственно сына иностранным языкам, которыми владели, скорее всего потому, что таким образом пытались скрыть свое буржуазное происхождение. Важную роль в самоопределении сыграли семейные предания. В нормальных условиях они рано входят в сознание ребенка и обуславливают самоопределение, но в случае с Иосифом предания достались отрывочно, поэтому «он мог лишь фантазировать по поводу своих предков в Литве и в Галиции, куда уходили его корни, судя по фамилии, происходящей от города Броды».

Лосев включил данную главу в книгу, чтобы показать в каких условиях воспитывался Иосиф, повлиявших, естественно, на его личность прямым образом.

3.Первый впечатления (война)

Первые воспоминания Иосифа Бродского были связаны с войной, т.е. его рождение и первые детские годы выпали именно на нее. А именно – эвакуация с матерью в Вологодскую область на год события, произошедшие там. Сам Бродский сохранил в своей памяти два наиболее ярких воспоминания, одно – это переправа «с мамой в переполненной лодке…Вода была вровень с бортами, народу было очень много. Помню в первых раз я даже спросил: «Мама, а скоро мы будем тонуть?». (1,с.20). Другое воспоминание Бродского это возвращение в Ленинград. Как известно, пускали в город только по пропускам. «Люди ехали на крыше, на сцепке, на всяких выступах…Вагон движется, а за ним, хромая, бежит старик…он лысый; он тянет руки к вагону, уже цепляется за что-то, но тут какая-то баба…поливает ему на лысину кипятком. Я вижу пар». (1,с.20).

Детские воспоминания всегда играют важную роль, они остаются в подсознании человека, формируют его страхи и ассоциации, они закладывают «основу» в человеке. Узнав о детских впечатлениях, можно во многое понять и объяснить поведение самого человека, поэтому Александр Лосев не упустил эту часть биографии Бродского. Читая о ужасах войны, можно только домысливать, как эт отразилось на психике детей той эпохи.

4.Врожденные особенности.

«Можно только гадать о том, насколько ранние страшные впечатления и то, что он до восьми лет рос без отца, отразились на психике мальчика». (1, с.20). К тому же, побои ремнем также оставили свои отпечатки на психике. Поскольку Иосиф плохо учился, отец часто бил его. Воспоминания отразились в эссе «Полторы комнаты», в стихах «Памяти отца: Австралия», «Дождь в августе».

Пожалуй, самой яркой врожденной особенностью была чрезмерная впечатлительность – он часто не выдерживал конфликтных или просто эмоциональных ситуаций – мог в порыве чувств «вскочить и убежать из дому просто в разгар семейного праздника», - пишет Лосев. (1,с.21). это было довольно странное поведение для ребенка того времени. Всяческое неподчинение не вело ни к чему хорошему.

К тому же Иосиф был подвержен фобиям, особенно страх одиночества был довольно силен. В дальнейшем он нашел отражение в стихотворении «В горчичном лесу». «В детстве Иосиф производил впечатление человека неуравновешенного и легкоранимого, как говорится, с тонкой кожей. Последнему впечатлению способствовал и его внешний облик: подобно многим рыжеватым евреям-ашкенази, он был действительно «тонкокож»».(1,с.22). .Цитата расценивается как в прямом, так и в переносном смысле, говоря о его внешнем виде, а также об особенностям характера.

Однако в самых критических ситуациях он находил в себе силы на самообладание: «С годами он выработал навы­ки самодисциплины, проявлял завидное мужество перед лицом смертельной болезни, но и в молодые годы, в дейст­вительно критических ситуациях, как, например, на суде в 1964 году» (1,с.22)

Лосев показывает сильную личность в данной главе, в которой сочеталось стойкость и мужество с глубоким чувством переживания и эмоциональности. На самом деле непросто найти в себе силы и выдержать суд с высоко поднятой головой.

5. Город как средство воспитания

Часто город выступает средством воспитания человека. На самом деле, многое зависит от обстановки – города, его культуры, его истории, горожан, законов, управления и т.д.

Сознательная жизнь Бродского началась в послевоенном Ленинграде, который ассоциируется в то время с разрухой, потерями, голодом, нищетой: «Живое ощущение только что закончившейся войны и победы сливалось с имперскими мифами так же, как на улицах города следы недавней войны были неотделимы от обильной в Петербурге ампирной символики.… Из окна своей комнаты мальчик видел ограду Спасо-Преображенского собора, сделанную из трофейных пушек, а на другом конце улицы Пестеля стояла Пантелеймоновская церков. Мечи, копья, дротики, секиры, щиты, шлемы, дикторские фасции с топориками украшали …мост через Фонтанку бывшей столицы империи.» (1, с.23) благодаря такой обстановки в Иосифе воспитывались не только патриотические, но и многие другие чувства и познания. Например, первые сведения о женской наготе он получил от мраморных статуй в Летнем саду.

В голове ребенка выстроился идеальный образ родины: «империи, чья слава и могущество невероятным образом отделены от насилия и смерти, где жизнь основана на началах соразмерности, гармонии». (1.с.23). Себя Бродский в своих мечтах всегда представлял на кораблях. Это была его детская мечта, которая впоследствии была разрушена состоянием здоровья.

Ленинград после войны – это ничто иное, как руины. Город был разрушен бомбежками, обстрелами… выжившие горожане, а именно петербуржцы оказались в полной разрухе. Все, что видел Иосиф в детстве – после войны – стало темой его дальнейших работ, таких как, «Театральное», «Мрамор», «Развивая Платона» и т.д.

6. В школе

Школьные годы – это неотъемлемая страница жизни каждого подростка. Для кого-то она – радостная, запоминающаяся и любимая, для кого-то – это, пожалуй, худшие воспоминания. Иосиф Бродский был из числа последних. Он пошел в школу в 1947 году, а бросил в 1955, не имея больше сил учиться в ней.

Школа той эпохи – это нечто страшное для ребенка и подростка, его психики. Она никогда не была нацелена на образование, а скорее на подчинение личности. Ребенка всегда пытались унизить, оскорбить, выставить на всеобщее обозрение его проступки. Все, что давала школа – это умение читать, считать, элементарные знания в области точных наук и одного иностранного языка. В то время существовало также раздельное образование и, по словам Бродского, «в атмосфере ста­линской России можно было возбудиться от совершенно соцреалистического полотна …"При­ем в комсомол"... Среди персонажей…была молодая блондинка…контраст ее ноги с темно-коричневым платьем сводил меня с ума и пресле­довал в сновиденьях»(1,с.27). А Бродский, как и некоторые другие, физически развивался рано и быстро, поэтому чувствовал себя старше своих сверстников. Все эти и другие подобные факторы вызывали у Бродского отвращение к школе: «Все во мне бунтовало против них. Я держался особняком».(1,с.27)

К тому же Иосиф всего за восемь лет в школе сменил пять учебных заведений и даже оставался на второй год… Характеристики учителей не были полностью положительными. Они всегда отмечали его способности и тягу к общественной работе, добросовестное и качественное ее исполнение, но при этом говорили о его ленивости, вспыльчивости, что совершенно не одобрялось. После обучения в школе на втором год, Бродский отучился еще год и бросил школу.

После прочтения данной главы, не думаю, что у поэта остались хоть какие-то положительные воспоминания.

7. Образованность Бродского

Как уже было сказано выше – Бродский не окончил школу, но при этом он хорошо усвоил тот багаж знаний, данный ему в этом учебном заведении. Будущий поэт интуитивно писал с особым выражением, свободно и очень грамотно, хотя употреблял многие слова вопреки каким-либо правилам просто из принципа. «Он глубоко вдумывался в русский язык. Сохранилось письмо, которое он написал в 1963 году по поводу предлагавшейся реформы правописания. Молодой человек без формального образования объяснял ученым лингвистам, что унификация правописания приводит к обеднению психологии говорящего». (1, с.29). Уже тогда Бродский поражал своей гениальностью. Вся его «образованность» зависела только от него самого, поскольку такие дисциплины как география, история, иностранные языки – он изучал самостоятельно и доводил до совершенства. Всю свою сознательную жизнь он развивался и совершенствовал себя – он начинал изучать китайский язык, читал итальянские, французские и латинские тексты. Если в его знаниях проявлялись пробелы, он незамедлительно их заполнял. Примером может служить следующее. Когда Бродский бросил школу – это не означало его отказа от получения образования. По словам Лосева он «записался в вечернюю школу, посещал вольнослушателем лекции в университете» (1,с.30). Он всегда стремился к развитию. Особое место в его сердце занимал польский язык и польская поэзия.

8. Бродский как еврей

Рассуждать на тему Бродский как еврей, сложно для меня лично, поскольку сам Иосиф говорил: «Я – еврей, русский поэт и американский гражданин». (1, с.33). Три понятия абсолютно разные, но они как-то сочетались в одном человеке.

Несомненно, Бродскому как еврею, в еще не зрелом возрасте жить было нелегко. Ему постоянно приходилось слышать оскорбления и унижения от сверстников: «В школе быть «евреем» означало постоянную готовность защищаться. Меня называли «жидом». Я лез с кулаками. Я довольно болезненно реагировал на подобные шутки… Они меня задевали, потому что я – еврей». Но в зрелом возрасте он редко страдал от антисемитизма, т.е. враждебного отношения к евреям, наверное потому, что он бросил школу и не стремился сделать карьеру. Ведь евреям часто препятствовали в поступлении в высшие учебные заведения или в продвижении по службе. Об этом и говорит Лосев.

Если говорить о языковом и культурном развитии Бродского, то в этом отношении он был русским. Он не говорил на иврите, не знал древнееврейского.

Он не терпел каких-либо расовых или этнических ассоциаций. Считал их не правильными. Лев Лосев приводит пример из жизни Бродского связанный с этим. Однажды Иосифа вызвали на допрос, проводимый следователем-евреем. Следователь обронил такую фразу: «Подумайте о своих родителей, ведь НАШИ родители – это не то, что ИХ родители». (1.с.33). Бродский вспоминал этот случай с отвращением. Он безразлично относился к Израилю, как к государству, хотя и эмигрировал туда, но не рассматривал его как вариант для своей жизни.

Бродский считал себя американским гражданином и поэтому высоко ценил американские сознание, литературу, музыку и кино. Хотя помимо этого любил Англию и страны Северной Европы.

Почему же Бродский говорил о себе так «тресмысленно»? Думаю, ответ кроется в прошлом его семьи. Как говорит Лосев, дед Иосифа отстранился от еврейской жизни и завел свое дело в Москве, поэтому своему сына, т.е. отцу Иосифа, он дал лишь минимальное еврейское религиозное образование. Эпоха тоже сыграла свою роль. «В этот период сотни тысяч советских евреев погибли от рук нацистов, а религиозно-общинная жизнь была разгромлена еще раньше в ходе советской антирелигиозной кампании». (1.с.34). Многие евреи уже даже не пытались сохранить свой традиционный образ жизни, особенно жители Москвы и Ленинграда… Поэтому Бродскому не были знакомы ни уклад жизни евреев, ни фольклор, ни иудаизм. Он был евреем лишь по происхождению. Поэтому в его обширном творчестве, еврейская проблематика поднималась всего два раза в стихотворениях «Еврейское кладбище около Ленинграда…» и «Леиклос». (Это название улицы в Вильнюсе).

Однако Бродский осознавал себя евреем лишь по антропологическим признакам. Он не выговаривал русского «Р» и считал, что его даже спрашивать не нужно о принадлежности к какой-либо национальности.

В интервью он говорил: «Я еврей. Стопроцентный. Нельзя быть больше евреем чем я… Что до религии… Бог – это насилие. Я это чувствую довольно сильно…без всяких тому доказательств». (1. с.36).

III. Заключение.

Итак, я рассмотрела одну главу об Иосифе Александровиче Бродском под названием «Петербуржец» из книги Льва Владимировича Лосева. Мной был сделан анализ восьми подглав, входящих в нее, а также анализ личности известного поэта.

Я читала Бродского раньше, но после прочтения и анализа данной литературы, я стала понимать его намного лучше и глубже. Я узнала особенности его психики и характера, заложенные в самом детстве его родителями и обществом. Рассмотрела особые эпизоды из его памяти, оставившие след на формировании личности.

Конечно, нельзя не сказать о послевоенном Ленинграде, в котором вырос Иосиф Александрович. Отрывки из воспоминаний, касаемых этого города, остались навсегда в его сердце и разуме. Что значит, родится в годы войны? И первые годы жизни провести внутри войны? Это значит не иметь практически никаких светлых детских воспоминаний. Это значит, иметь только потери. Это значит, писать в дальнейшем об ужасах разрухи.

Школа – отдельная ужасная страница его жизни. К ней, пожалуй, у него есть только отвращение и ненависть, вместо должных положительных, добрых чувств к школьным годам чудесным.

Как все это отразилось на поэте, можно понять через его произведения. Если у многих других творцов стихов, к основным темам стихотворений относятся темы школьной любви, чудесных детских дней, юности и т.д. то Бродский в своих стихах о школе мог писать только об отрицательных, неприятных воспоминаниях. Ни капли положительного. Ведь человек жил в течение восьми лет в ужасной для себя обстановке, отсюда и след в душе.

Я считаю, что Иосиф Александрович Бродский своеобразный, в некотором отношении странный человек, в какой-то степени с неуровнавешанной психикой. С точки зрения психологии, когда человек разделяет себя так, как это делает Бродский в отношении своей гражданственности, национальной принадлежности и по другим критериям на разных людей, происходит некий раскол личности. А в данном случаи на три части. Это, на мой взгляд, самая яркая отличительная черта Бродского. В этом и заключается его гениальность, как поэта и просто человека.

IV. Список использованной литературы

1. Лосев; Л. В., Иосиф Бродский, М: Молодая гвардия, 2008 – 447 стр. с черно-белыми иллюстрациями.

2. Тенеева; О., русский литературный журнал «Молоко», Киев, Украина: К-9, 2006 – 24стр с цветным иллюстрациями.

3. Другие информационные ресурсы:

1. http://hrono.ru/text/2007/tonn0407.html

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лев_Лосев

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/348037

4. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7993d6dd-54bf04137-8c9c-6a293e747047/?from=8f5d72