Главная              Рефераты - Иностранные языки

Книга: Характеристика деепричастия

Как появилось деепричастие.

• Есть на свете такая страна – Языковия. В ней живут различные части речи, которые имеют свои республики. Рядом с республикой причастий находились республики глаголов и наречий.

• Глаголам давно нравился один из городов причастий – городок «Освещённый». Он был культурным центром республики. Глаголы в одиночку не могли захватить город, так как причастия были очень сильными и смелыми. Тогда захватчики пошли на хитрость. Они послали Великое посольство с важным предложением в соседнюю республику наречий. Заслышав о войне, наречия решили принять это предложение, но с условием, что половина города достанется им. На том и порешили.

• На следующий день ровно в шесть часов утра наши захватчики уже стояли близ города. Собрав все войска, распределив их по местам, глаголы и наречия начали штурм. Осада города длилась неделю, затем наступила передышка. Во время этого перерыва причастия разработали план защиты и выстроились перед городом в две шеренги. Их войско состояло из пехоты, конницы и артиллерии.

• У наших ушки на макушке,

• Чуть утро осветило пушки

• И леса синие верхушки,

• Глаголы тут как тут.

• Войско глаголов наступало прямо в лоб. Они очень хорошо начали битву, и это не зря, потому, что глаголы обозначают действие предмета. С левого и с правого боку стали наступать наречия. Несмотря на это, причастия стали биться до последнего.

• Вдруг слева, справа, сзади, в лоб,

• Идут все войска чужаков.

• Причастий быстро окружили,

• Но те сдаваться не решили

• И смело продолжали бой!

• Захватчики действовали быстро и оперативно, да по количеству их было больше. Причастия очень отчаянно сражались, но победа была на стороне глаголов и наречий. В итоге победили захватчики.

• По уговору город был разделён на две части. Половину забрали наречия , половину – глаголы. Жителей города они решили улучшить и назвать деепричастиями, что означало, причастие для дела. Какое же дело выполняли деепричастия?– особая форма Деепричастия стали обозначать незаконченное и законченное действие . С тех пор появилось в Языковии ещё одно новое правило:

• Деепричастие глагола. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

Победа глаголов и наречий

Признаки глагола

• Совершенный и несовершенный вид.

• Переходность и непереходность действия.

• Управляет зависимыми словами.

Признаки наречия Не изменяется (не склоняется, не спрягается).

• Не согласуется, не управляется.

• В предложении бывает обстоятельством.

НЕ с деепричастием

Слитно

Без НЕ

не употребляется:
ненавидя
негодуя

невзлюбив

Раздельно

В остальных случаях:
не спеша

не зная

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

Деепричастие + Зависимое слово

Пропев до конца песню , раненые начали петь ее сначала.


Голубь, увидя детей , взлетел вверх.

Он что-то писал, наклонив голову .

Деепричастия несовершенного вида

Что делая?

Основа глагола н.вр.

несов. вида + -а (-я)

сверкают - сверкая

Деепричастия совершенного вида

Что сделав?

основа неопр. ф. глагола совершенного вида +

-в (-вши),
-ши,
-а (-я)

Промокнуть + - в - промокнув

+ - ши - промокши

Увидят + -я - увидя

Правильное произношение

• Идти — идя, клеветать — клевеща, крыть — кроя, мыть — моя, начать — начав, ненавидеть — ненавидя, отнять — отняв, отречься — отрѐкшись, плакать — плача, поднять — подняв, пойти — пойдя, понять — поняв, прийти — придя, принять — приняв, сидеть — сидя, смотреть — смотря, хохотать — хохоча, шептать — шепча, щебетать — щебеча, щекотать — щекоча.

Техника безопасности.

Моя окна, не вставай на карниз.

Запиши фразеологизмы

«Корректор».

- Найдите ошибки в данных предложениях. Исправьте их. Аргументируйте свой ответ.

• 1) Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

2) Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.

• 3) Возвратясь домой, шел дождь.

-Выразительно прочитайте текст.
Спишите.
- Как можно озаглавить его?
- Найдите предложение с деепричастным оборотом и деепричастиями.
- Какую роль они играют?

• Ранним августовским утром плыл я со своим проводником по горной речке. Спасаясь от шумных перекатов, проводник направил лодку в (не) глубокую протоку.

• Любуясь дикой жизнью, мы «работу» медведя услышали издали. Он громко ворчал, с треском ломая черёмуховые ветки, дотягиваясь до кистей любимых сладких ягод.

• Вытянув в трубочку свои подвижные губы, причмокивая, объедал медведь ягоды. Мы (не) выдержали и засмеялись.

• От (не) ожиданности медведь, растерявшись, рухнул в воду. Окунувшись с головой (1) он зафыркал (2) и (3) (не) оглядываясь на нас (4) поплыл вниз по реке.

Выполни задание

• Определите тип речи текста.

• А) рассуждение

• Б) описание

• В) повествование

• Г) повествование и рассуждение.

• В каком варианте ответа указаны все слова, в которых НЕ пишется раздельно?

А) (не) глубокую

Б) (не) выдержали

В) (не) ожиданности

Г) (не) оглядываясь

1)А,Б,В,Г 2)А,В 3) Б,Г 4) Б,В,Г

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Окунувшись с головой (1) он зафыркал (2) и (3) (не) оглядываясь на нас (4) поплыл вниз по реке.

• 1) 1,2,3,4 2)1,4 3) 1,3,4 4) 1,2,4

• Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов?

А)причмокивая

Б) проводник

В) услышали

морфологический

разбор деепричастия

вытянув

Произведите синтаксический разбор предложения

От (не)ожиданности медведь, растерявшись, рухнул в воду.

Ребята взялись за дело засучив рукава.

Засучив рукава, мама принялась месить тесто .

Составьте два предложения, употребив в первом фразеологический оборот, во втором – деепричастный оборот

Высунув язык

- В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых допущена ошибка в употреблении деепричастия?

• А) Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь.

• Б) Зверь, поднявшись на задние лапы, громко рявкнул.

• В) Увидев ядовитую змею, ребят объял ужас

• Г) Среди кустов извивается, поблескивая на солнце, ручей.

1) А,В,Г 2) В,Г 3) Б,Г 4) А,В

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Исполняя эту пьесу,

• 1) было чувство радости.

• 2) я передавал свое настроение.

• 3) учитывался авторский замысел .

• 4) зал хорошо слушал пианиста.

Попробуйте восстановить стихотворный шедевр Фета, помня о том, что мы говорим о деепричастных оборотах.

Ручьи журчат и извиваются,

И меж собой перекликаются,

В долину гулкую спешат.

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят.

ПОМНИТЕ, что

• - деепричастные обороты украшают речь, делают ее более эмоциональной, яркой.

• - предложения с причастными оборотами могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.

• - предложения с однородными сказуемыми могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.

• - сложносочиненные и сложноподчиненные предложения также преобразуются в предложения с деепричастными оборотами.

Найдите фразеологические обороты с деепричастиями,

к одному из них выполните рисунок.