Главная              Рефераты - Иностранные языки

Женская речь - реферат

Введение

До сих пор у всех народов мира сохранились следы архаичного разделения языка на мужской и женский. Конечно, различия между ними существуют чисто биологические, хотя бы уже потому, что женский голос выше мужского. Однако для лингвистов интереснее те отличия, которые прямо или косвенно обусловлены социальными причинами. Несмотря на то, что условия жизни и ее уклад за последнее столетие сильно изменились, - язык меняется гораздо медленнее. И ввиду современного образа жизни, роли женщины в обществе, ее психологических особенностей четко прослеживается тот факт, что речь женщины отличается от речи мужчины.

Уже маленькие девочки гораздо проворнее мальчиков в своей речи. С годами это преимущество сохраняется. Средний объем общения у женщин более чем в полтора раза превосходит объем общения мужчин.

Вряд ли каждый из нас часто задумывается об особенностях женской речи. Однако все замечают различия, особенно мужчины, поэтому и большинство исследователей женской речи – это в основном мужчины.

Цель работы заключается в освещении современных подходов к пониманию женщин, для ее достижения использовались исследования разных авторов, занимающихся этим вопросом. Тема, безусловно, актуальна, так как человек-существо сугубо социальное и существовать вне общества не может, поэтому каждый должен уметь общаться, учитывая особенности окружающих.

Особенности женской речи

Известно, что мозг мужчины больше, чем у женщины. Однако в мозге у представительниц слабого пола по сравнению с сильным полом больше нервных волокон. Следовательно, клетки мозга женщин имеют больше межклеточных связей, которые влияют на коммуникацию. Правое и левое полушария лучше сообщаются друг с другом, благодаря чему обмен информации происходит быстрее. Именно это и влияет на языковую деятельность. К тому же у мужчины за речь отвечает левое полушарие, а у женщин сохранилась и остаточная функция в правом. Совокупность всех этих факторов и объясняет то, что словарный запас женщин богаче и изящнее, чем у сильного пола.

Женский мозг запрограммирован к более тонкому разделению звуков, что дает ей возможность вести беседу с несколькими людьми сразу. Мозг мужчины на это не способен. Для мужчины, чтобы высказаться или поговорить по телефону обязательно нужна тишина. Зная эти особенности можно лишний раз избежать ссор, просто уважая природной обусловленные потребности другого человека.Женская болтовня была предметом насмешек мужчин на протяжении тысяч лет. Дело в том, что у женщин в головном мозге два речевых центра в левом и правом полушарии, а у мужчин вообще нет строго отделенной речевой зоны, а за эту функцию отвечает все левое полушарие. Поэтому в детстве девочки намного опережают мальчиков в развитии по языковым навыкам, зато мальчики лучше осваивают в школе предметы, где нужна пространственная ориентация, они явно способнее в физике и математике. Кроме того исследования мозга женщины во время разговора доказало способность к одновременному функционированию еще и слухового центра. Это позволяет женщине одновременно и говорить с разными людьми и слушать, в то время как мужчина категорически на это не способен и требует тишины, когда он говорит. « Не прерывай меня!» - кричат мужчины женщинам на всех языках мира. Для мужчины важно довести разговор до конца. Женщине же просто необходимо участие в разговоре, так она подчеркивает внимание к собеседнику, старается произвести впечатление.

Еще с древности считалось, что женская речь – это отклонение от нормы, когда как мужская речь рассматривалась в качестве нормы. Это явление очень хорошо просматривается в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях. Например, «Приехала баба из города, привезла вестей с три короба», «У бабы язык, что помело», «Бабий голос, что волос: тонок да долог».

Наиболее распространены следующие «народно-лингвистические» представления о женской речи:

- женщины болтливы;

- женщины любят задавать вопросы;

- женщины меньше сквернословят и реже употребляют грубые, резкие выражения, чем мужчины;

- женщины более вежливы.

Общение на работе

Потребность в общении многих женщин так велика, что если в течение рабочего дня женщине не удается «поболтать», то это отрицательно сказывается на их настроении, производительности и качестве труда. На некоторых «женских» предприятиях были введены перерывы на 5 10 минут для коммуникаций. На других – столы работниц переставили так, чтобы они могли разговаривать, не отвлекаясь от работы. Эти меры оказались экономически целесообразными.

Перебивание собеседника

Женщина реже, чем мужчина, перебивает собеседника, она лучше видит собеседника и понимает его чувства. Перебив, женщина возвращается затем к тому моменту разговора, который тогда обсуждался.

Слушание

Женщина слушает внимательно намного дольше, чем мужчина.

Мимика

При разговоре женщины чаще мужчин улыбаются и смотрят в глаза.

Заикаются женщины очень и очень редко.

Кто кого обманет?

Женщина всегда может обмануть мужчину. Но лишь немногим мужчинам удается обманывать женщину. Те, кто самонадеянно думает иначе, могут не обольщаться: из того, что женщина не ловит на вранье, еще не следует, что ее удалось провести: просто она не хочет загонять в угол мужчину, боясь разрыва с ним.

А. Моруа принадлежит следующее наблюдение: «Мужчины лгут ненатурально. Женщины, которые делают это с поразительным мастерством, мгновеннообнаруживают у них малейший оттенок лжи. В тоне, которым говорит виноватый муж, есть нарочитая непринужденность и нотки чрезмерной естественности предательски выдают...»

Невербальные сигналы

Причина высокой чувствительности женщины к скрываемому подтексту – во врожденном умении замечать и расшифровывать (так называемые) невербальные сигналы: позы, жесты, телодвижения, совершаемые в момент речи. Они производятся подсознательно и выдают состояние говорящего.

Благодаря всему вышесказанному, женщины в переговорах более удачливы, нежели мужчины.

Комплименты

Принято говорить женщинам комплименты, потому что они в этом крайне нуждаются («женщины любят ушами»).

Критичность

Женщины значительно более самокритичны относительно своей роли в обществе, нежели мужчины. Но они же более склонны к образованию стереотипов поведения и с большим трудом признают, что его можно усовершенствовать.

Женщины критичнее относятся к своей внешности, чем мужчины к своим способностям.

Престижность

Одной из наиболее характерных черт речи женщины является ее стремление к употреблению «престижных» (то есть ориентированных на установленный обществом образец) языковых правил и норм, тогда как речь мужчины более небрежна и раскрепощена.

С социальной престижностью связан и тот факт, что женщины в своей речи больше, чем мужчины, используют литературные формы слов и образцы речи. Женщина ориентируется на «открытый» социальный престиж, т.е. на общепризнанные нормы социального и речевого поведения.

Стереотипы пола

С понятием «социальной престижности» тесно связано понятие «стереотипа пола». Это система обусловленных предписаний того, что должна делать и какой быть в обществе женщина, а каким – мужчина: в поведении, навыках, помыслах, устремлениях, характере, внешнем виде и пр. Отклонения от нормативных образцов поведения (в том числе и речевого) для женщины в гораздо большей степени грозят опасностью общественного отторжения, чем для мужчины. Отсюда и более вежливый, «предупредительный» характер разговора у женщины.

Образование

Влияют на степень проявления различий в речевом поведении и такие социальные факторы, как уровень образования, социальное окружение, профессиональная деятельность. С повышением уровня образования несколько уменьшаются различия в речи мужчины и женщины. Характерно, что у представителей средних слоев наблюдается самая высокая степень различий в речи мужчины и женщины, а также самая высокая ориентация женщины на «корректные», «престижные» формы речи.

1. Лексические особенности

На данном историческом этапе многие ученые отмечают склонность женщин к кооперативной беседе. Средствами поддержания разговора служат актуализаторы* (например, «Приехал, да?», «В магазин сходил, а?») и различные коммуникативы* (например, «да», «нет», «конечно», «ну» и так далее). Хотя они и используются как в женской, так и в мужской речи, однако причины их употребления разные. Только женщины употребляю актуализаторы в качестве средства ведения кооперативной беседы, приглашения присоединиться к разговору

Для женской речи также характерно использование элементарных сигналов внимания(например, «ага», «угу», «да»). Процессивы выполняют в женской речи важную функцию: являясь простейшими сигналами внимания, они активизируют и стимулируют разговор. Существует мнение, что в речи женщин часто встречаются употребления слов со значением неуверенности в истинности того, о чем они говорят. Это могут быть модальные слова (например, «наверно», «по-моему» и т. п.):

Женская речь полна самых разнообразных междометий. Например, в одной статье описывался случай сильного речевого расстройства, при котором больной мог произносить всего около двух десятков простых слов и устойчивых сочетаний. Пол больного не указывался, но приводился словарь его речи, в котором среди сохранившихся единиц была такая: «Ой, девочки!» Очевидно, что это могла быть только женщина. Данное выражение (состоящее из двух слов, но играющее роль цельного междометия) свойственно только эмоциональной женской речи при обращении внутри женского коллектива. Мужчина если так и выразится, то только в шутку; в основной его словарь это выражение никогда не войдет.

Еще одной особенность женской лексики является употребление слов с уменьшительными суффиксами («хорошенький», «миленький», «славненькая сумочка» и др.). Слова «отличный» или «здоровенный» скорее всего, встретятся в речи мужчины, а какие-нибудь слова «прелестный» или «безумно очаровательный» мы почти наверняка услышим только от женщин.

2. Мнения различных исследователей о женской речи

По мнению американских исследователей Д. Гейджа и Н. Бенфорда, женщины начинают свой рассказ не с главного, а с мелких незначащих деталей, что нередко вызывает у собеседника или собеседницы раздражение.

Ученые В. И. Жельвис и А. П. Мартынюк отмечают такие качества женщин, как: большая вежливость в обращении к собеседнику и большая сдержанность в употреблении грубой и бранной лексики. Например, В. И. Жельвис высказывает мысль, что женщины считают агрессивность нежелательным явлением и стремятся избежать поводов к ее возникновению. Поэтому у них меньше возможностей проявлять агрессивность внешне.В речи женщин ярко проявляется неточность в назывании предметов. Часто они используют примерные названия и указательные местоимения не только для предметов, но и для действий.Спорным остается вопрос о соотношении частей речи у мужчин и женщин. Гейдж и Бенфорд утверждают, что мужчины используют больше существительных и глаголов, а женщины - прилагательных и наречий. Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с лицами противоположного пола, они располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком (D. Forsyth, 1990). Вследствие большей социальной ориентированности женщины четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Женский стиль общения связан с такими межличностными отношениями, для которых характерны подчиненные, либо социально желательные стратегии поведения, демонстрируя которые женщина опирается в большей степени на интуицию (G. Jones, C. Jacklin, 1988). 74% работающих женщин и 98% неработающих называют нежелание поговорить, в частности, в конце дня, крупнейшим недостатком своих приятелей и мужей. Предыдущие поколения женщин с этой проблемой не сталкивались, поскольку у них было много детей и компания других женщин, всегда готовых поговорить и поддержать. Теперь матери, остающиеся дома, ощущают себя изолированными и одинокими, поскольку приятельницы-соседки, как правило, уходят на работу. Для работающих женщин эта проблема стоит не столь остро, поскольку они могут выговориться с другими в течение рабочего дня. Вины за такое положение вещей никто не несет - мы первое поколение, у которого нет перед глазами пригодной для подражания модели, чтобы правильно построить взаимоотношения. Наши родители с такими проблемами не сталкивались. 3 . Женский стиль общения. 1. Для женщин характерен - эмоционально-эгоистический стиль. - женщины придерживаются традиций. - Женщины быстрее анализируют, внимательнее относятся к деталям. С другой стороны, женщины легче видят всё поле проблем и отдельные моменты их решения; мужчины предпочитают рассматривать ситуации последовательно, шаг за шагом. 2. По мнению женщин, основным критерием являются положительный исход ситуации. 3. Женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и партнёрам. 4. Женщине – важен процесс деятельности. 5. Рассчитывают на себя, а мужчины на команду, но в реальности женщины - склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений и бескомпромиссности. 6. Женщины осторожнее мужчин, они не любят рисковать. 7. Женщины склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные, они чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету. 8. Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. Счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе.

Заключение

Реферат основан на исследованиях мужчин, которые наблюдали за определенным числом женщин. Каждый человек индивидуален, и его речь индивидуальна. Однако интерес к изучению женской речи никогда не угаснет. Понять и изучить женскую речь в целом невозможно. Однако можно осмыслить лишь некоторые черты, особенности этого удивительного феномена речи под названием «женская речь».

Особенно полезно знать аспекты женской речи мужчинам, так как очень часто ссоры между мужчиной и женщиной происходят оттого, что мужчина просто не понимает тонких намеков женщины. Иногда это принимает плачевный характер.

Список литературы

1. Беляева Ю.А. Речь и речевое поведение мужчин и женщин. М.: Изд-воЭКСМО-Пресс, 2000.2. Р.С.Немов. "Психология", т.1 "Общие основы психологии", М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.