Семантика и функционирование простых прилагательных цветообозначения в поэзии А. Блока
Волкова Е.М.
А.Блок - бесспорно, самый яркий представитель символизма в русской литературе. В своей поэзии Блок использует изначально присущие цвету свойства символа и его способность порождать массу ассоциаций.
Природа в его поэзии иллюстративна. Она похожа на театральные декорации и изображается им в виде знаков, которые являются символами того или иного образа или чувства. Цвет в создании подобных символов играет важнейшую роль, т.к. способен порождать массу ассоциаций.
Цветовые эпитеты А.Блока - живое движение красок. Создается атмосфера красочности (здесь и далее курсив мой. - Е.В.):
Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
(Отдых напрасен. Дорога крута…)
|
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
(Белой ночью месяц красный…)
|
Для описания отобрано семь лексико-семантических групп (ЛСГ), называющих наиболее часто встречающиеся у А.Блока абстрактные цветообозначения (ЦО).
ЛСГ с доминантой “белый”
Белый цвет характерен для мира Блока. Прилагательное “белый” сочетается с такими существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ложь, русалка и т.д.
Большинство эпитетов наряду с прямым значением (белый лебедь, белое платье, белый цветок) могут получать в контексте метафорический смысл:
Из лазурного чертога
Время тайне снизойти.
Белый, белый ангел Бога
Сеет розы на пути.
(Ранний час. В пути незрима…)
|
Здесь прилагательное “белый”, казалось бы, представлено в прямом значении, но из контекста виден семантический сдвиг: “лазурный чертог” - нечто одухотворенное, божественное, поэтому “белый” характеризует чистоту, ясность предвестника Прекрасной Дамы. Сема чистоты уже заложена в белом цвете.
Б.Соловьев отмечает, что у Блока “эпитет словно бы взрывает обычное представление о предмете повествования, поэт неожиданным образом сталкивает прилагательное с обозначаемым им явлением, переводя понятия духовного и морального порядка на сложную цветовую гамму [1, c. 71].
Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь…
(Днем вершу я дела суеты…)
|
Излюбленным приемом Блока является употребление белого цвета как ауры, сопровождающей описываемый предмет: белая мечта, белая смерть, белый стан, белая пристань:
Ты услышишь с белой пристани
Отдаленные рога.
(Последний путь)
|
В “Стихах о Прекрасной Даме”, как известно, лирический герой поэта находится в постоянном ожидании прихода Прекрасной Незнакомки, и неслучайно он обращается к ней:
Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима.
Дева, Заря, Купина.
(Странных и новых ищу…)
|
ЛСГ с доминантой “синий”
Исследователи поэтического наследия А.Блока не раз отмечали, что особое место в его поэтике принадлежит синему цвету. “Синий” передает не столько цвет, сколько эмоциональное осмысление контекста.
Традиционно “синий” и его оттенки - символ гармонии и покоя, для Блока - символ непорочности и первозданности. Это цвет Прекрасной Дамы (цикл “Стихи о Прекрасной Даме”). Она - “голубая царица земли”, пришедшая “голубыми путями”, живущая в “лазурном чертоге”.
Хотелось бы отметить удивительную связь цветовых прилагательных А.Блока и магических цветов русской иконописи. “Голубая лазурь” в иконах русских мастеров - цвет, символизирующий одухотворенность, возвышенность чувств, особое состояние души. И в стихах Блока:
Бог лазурный, чистый, нежный
Шлет свои дары.
(Моей матери)
|
Ты - молитва лазурная…
(Ты - молитва лазурная…)
|
Эпитеты “синий”, “голубой”, как правило, используются при изображении пространства. Семантика дальности, бесконечности, потенциально свойственная этому цвету, опирается на традиционно-фольклорные эпитеты (словосочетания типа “синее море”, “синее небо”) и проявляется в сочетаемостных сдвигах, т.е. когда определяемый компонент не является прямой номинацией водного или небесного пространства: синие окна, голубые пути, голубые химеры.
Ты прошла голубыми путями,
За тобою клубится туман.
(Ты прошла голубыми путями…)
|
В данном примере речь идет именно о небе, однако перифрастическая номинация включает в себя такие обозначения пространства, которые на языковом уровне не сочетаются с прилагательным “синий”.
“Лазурный” у Блока преимущественно связан с обозначением небесного пространства как стихии. При этом “лазурь” нередко является метафорой духовного стремления и пути в запредельность:
Из лазурного чертога
Время тайне снизойти.
(Ранний час. В пути незрима…)
|
Также синий цвет часто употребляется при описании человека: синие глаза, синечерная коса, иссиня-черные волосы, синеокая, синеватые дуги бровей.
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
(Шлейф, забрызганный звездами…)
|
Вообще, голубой цвет - один из самых любимых цветов А.Блока. Доказательством этого может служить строка из его стихотворения:
Я - голубой, как дым кадила…
(О жизни, догоревшей в хоре…)
|
Кроме того, первая любовь Блока Ксения Михайловна Садовская, по воспоминаниям М.А.Бекетовой, была “…высокая, статная дама с великолепными синими глазами…”. Именно ее в цикле “Через двенадцать лет” поэт называет “синеокой”, попадая в “синий, синий плен очей” этой женщины, а когда узнает о ее смерти, с горечью пишет:
И когда в тишине моей горницы
Под лампадой томлюсь от обид,
Синий призрак умершей любовницы
Над кадилом мечтаний сквозит.
(Через двенадцать лет)
|
ЛСГ с доминантой “красный”
Эпитет “красный” сочетается со множеством слов: как со словами, имеющими именно такой цвет предмета или реалии (красное пламя, красные ленты, алый бархат), так и с абстрактными понятиями:
Через Симплон, моря, пустыни,
Сквозь алый вихрь небесных роз.
(Комета)
|
Терем высок и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
(Отдых напрасен…)
|
В последнем примере слово “красный” употреблено в значении “опасный”, “волнующий”. Этот цвет - знак тревоги, трагедии.
“Красный” становится чисто условным обозначением очень сложной гаммы ассоциативно возникающих образов (красная тайна, красный смех и т.д.). Но при всей сложности соответствий оттенок угрожающего, страшного и вместе с тем волнующего и возбуждающего интерес, по-видимому, характерен для всех употреблений слова “красный” в текстах Блока.
Красный цвет представлен в эпитетах Блока множеством оттенков: розовый, алый, красноватый, пунцовый, багровый, кровавый, багряный и т.п.
“Алый” реализуется как средство цветовой характеристики нарядной одежды (или ее деталей) в произведениях русского фольклора. “Яркость, нарядность предметов и деталей нарядной одежды, отраженных в поэтических произведениях, связанных с языком фольклора и получающих цветовую характеристику через слово “алый”, свидетельствует об их неповседневном, праздничном назначении” [2, c. 64].
У Блока этот цвет в каком-то смысле тоже праздничный: это знак любви, которая есть или которая была, это праздник ожидания, это нежный и ласковый свет зари.
Ты, в алом сумраке, ликуя,
Ночную миновала тень.
(Я понял смысл твоих стремлений…)
|
Словосочетание “алый сумрак” позволяет увидеть мрак, отступающий при появлении Прекрасной Дамы.
Эпитеты “кровавый”, “багровый” несут отрицательную сему. “Кровавый” ассоциируется с чем-то зловещим, усиливает мрачную настроенность стихотворения:
Поверь, мы оба небо знали:
Звездой кровавой ты текла,
Я измерял твой путь в печали,
Когда ты падать начала.
(Твое лицо бледней, чем было…)
|
На примере ЦО красный можно проследить эволюцию блоковского восприятия цвета. В “Стихах о Прекрасной Даме” “красный” - цвет “яркости и страсти”:
Встали зори красные,
Озаряя снег.
Яркое и страстное
Всколыхнуло брег.
(Ночью вьюга снежная…)
|
А в цикле “Город”, написанном поэтом в смутные годы (1904-1908), Блок актуализирует значение “цвет крови”. И здесь “красный” - символ окружающего ужаса и смерти.
ЦО красный, часто встречающееся у поэта в описании людей, в этом цикле имеет не только и не столько значение реального цвета (лица, озаренные огнем или красное от мороза лицо), но и более глубокий смысл. Так, в стихотворении, посвященном З.Н.Гиппиус, Блок пишет:
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
(Рожденные в года глухие…)
|
ЛСГ с доминантой “черный”
Довольно часто А.Блок использует прилагательные ЛСГ с доминантой черного цвета. Эти ЦО употребляются, когда речь идет о чем-то ярком (выразительном), таинственном: черный гнев, черный смех, черный бриллиант.
Рабом безумным и покорным
До времени таюсь и жду
Под этим взором, слишком черным
В моем пылающем бреду…
(Перехожу от казни к казни…)
|
Или когда речь идет о чем-то непостижимом, страшном, вызывающем ужас: черная душа, черная кровь, черные жилы, черный бред.
Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом.
(Пляски смерти)
|
Употребление эпитета “черный” в контекстах, связанных с утратой и страданием, опирается на традиционную символику черного цвета как цвета скорби. Например, вот как говорится о думе, которая терзает поэта:
И проникало в тишину
Моей души, уже безумной,
И залила мою весну
Волною черной и бесшумной.
(Я медленно сходил с ума…)
|
Или о тяжелом, гнетущем душу чувстве:
Надо мной небосвод уже низок
Черный сон тяготеет в груди.
(Разгораются тайные знаки…)
|
В “Стихах о Прекрасной Даме” “черный” используется больше для обозначения цвета окружающих предметов, природных объектов (ворон, небо, ночь, скала и т.д.), которые символизируют мир во мраке, мир без Госпожи. Поэтому в этом цикле черный цвет не доминирует, а находится в равновесии с цветами Прекрасной Незнакомки. Господствующим “черный” становится в циклах “Страшный мир”, “Фаина”.
ЛСГ с доминантой “серый”
ЦО этой группы употребляются как в прямом значении (серые лужи, серые камни, серое небо, серый дым, серая ограда, серые избы, серые стены), так и в переносном (серый ветер, седой туман, серые сферы, седое утро).
Когда над рябью рек свинцовой
В сырой и серой высоте...
(Осенняя любовь)
|
Серый цвет - символ тоски, безысходности и душевной опустошенности. У Блока он является атрибутом “железно-серого города” с “серыми оградами”, “серыми лужами”, “сизыми окнами” (цикл “Город”). “Серо-каменное тело” города располагается под “серым небом”, в “дымно-сизом тумане”.
ЛСГ с доминантой “зеленый”
Зеленый цвет не характерен для поэзии А.Блока и встречается нечасто. Обычно он реализуется в прямом цветовом значении, сочетаясь со словами, обозначающими растительные и природные объекты: зеленый клен, зеленая травка, зеленая поляна.
В атмосферу зеленого цвета – спокойную, затягивающую – мы попадаем, читая поэму “Ночная фиалка. Сон”:
Сквозь лилово-зеленые сумерки
В сон, и в дрему, и в лень…
|
Сочетание эпитета “зеленый” с существительным “звезда” достаточно нетрадиционно и в стихотворениях Блока создает атмосферу волшебства, яркости:
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну.
(Свирель запела на мосту…)
|
Зеленой звездою
С востока блесну.
(Мой милый, будь смелым…)
|
ЛСГ с доминантой “желтый”
Эпитет “желтый” не характерен для поэтики Блока. Вот что отмечала критик и подруга А.Блока Е.Ф.Книпович, говоря о его цветовом восприятии: “Желтый он ощущал мучительно, но не глубоко. Желтый цвет для него не играл важной роли в мире искусства” [3, c. 35].
“Желтый” встречается в поэзии Блока в ближайшем цветовом значении (жолтый свет, желтое зарево, желтая нива и т.д.), но только в эмоционально-сниженных контекстах. Обычно “желтый” передает оттенки вечернего неба, солнечного дня или электрического света:
В черных сучьях дерев обнаженных
Желтый зимний закат за окном
(К эшафоту на казнь осужденных
Поведут на закате таком).
(Унижение)
|
К ЛСГ желтого цвета примыкают прилагательные “ржавый” и “рыжий”. Их употребление в текстах Блока очень специфично: ржавая вода, ржавый воздух, ржавая душа. Нередко поэт называет “рыжими” не только волосы (рыжая ночь твоих кос), но и глаза (рыжий сумрак глаз, рыжи ее глаза от солнца и песка), одежду (грязно-рыжее пальто).
Выводы
1. Все стихотворения А.Блока насыщены цветом. Цветовые прилагательные в его поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера красочности. Блок – поэт-символист. Для создания своих символов он постоянно использует цвет, что обусловлено изначально присущими цвету свойствами символа и способностью порождать массу ассоциаций.
2. Выделены наиболее употребительные ЛСГ с доминантами: белый, синий, красный, черный, серый, зеленый, желтый.
3. Каждый цвет - определенный символ у Блока или средство создания символа. Он использует традиционную символику какого-либо цвета и создает собственный, неповторимый образ-символ.
Цвет |
Традиционный символ |
Символ А.Блока |
Белый |
Чистота, ясность |
Смерть, пустота, изначальность |
Синий |
Гармония, покой |
Непорочность, первозданность |
Красный |
Опасность |
Тревога, трагедия |
Черный |
Скорбь |
Тайна, страх, страдание |
Серый |
Тоска |
Безысходность |
Зеленый |
Весна |
Волшебство |
Список литературы
Соловьев Б. Писатель и его подвиг. М., 1968.
Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова “алый” в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследования по семантике. Уфа, 1986.
Книпович Е.Ф. Об А.Блоке. М., 1987.
|