Главная              Рефераты - Иностранные языки

Употребление глаголов настоящего совершенного вида и совершенного вида в прошедшем времени - реферат

Употребление глаголов НСВ и C В в прошедшем времени

Глаголы НСВ обозначают действие в его течении, в его процессе без указания на завершенность; глаголы СВ указывают на завершенность действия в его целостности (начало + продолжение + конец).

В контексте значение процесса у глаголов НСВ может проявляться в сочетании со словами, указывающими на длительность действия (шесть месяцев, долго и т.д.); значение завершенности действия у глаголов СВ – с такими словами, как наконец, через час и т.п.

НСВ

Рабочие строили общежитие шесть месяцев

СВ

Наконец рабочие построили общежитие. Теперь студенты будут жить в новом общежитии.

Примечание. Следует обратить внимание на то, что: 1) в русском языке есть глаголы, не допускающие представления о процессе действия, например, забывать, прощать, находить и др., которые в НСВ обозначают повторяемость действия (В детстве во время игры я всегда забывал об уроках .); 2) некоторые глаголы с приставкой по- указывают не на результат действия, а на ограниченность его длительности. (СР.: я читал книгу час. Я прочитал книгу и пошел в библиотеку. Я немного почитал , устал и лег спать .)

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление.

1. Анна читала книгу четыре дня. Анна прочитала книгу и вернула ее в библиотеку. 2. Задача была трудная для Виктора, и он решал ее целый час. Наконец он решил ее. 3. Антон учил стихотворение 30 минут. Через 30 минут он выучил стихотворение и теперь может прочитать его на студенческом вечере. 4. Это здание строили очень долго. Наконец построили его. 5. Вера убирала комнату 20 минут. Через 20 минут Вера убрала комнату и начала готовить обед. 6. Студенты писали сочинение 2 часа. Через 2 часа студенты написали сочинение и сдали свои работы преподавателю.

Упражнение 2. Прочитайте предложения. Выберите из скобок глаголы нужного вида и употребите их в прошедшем времени.

1. – Вы долго занимались? – Да, я (писать – написать) сочинение 2 часа и наконец через 2 часа я (писать – написать) его. 2. Врач приехал к больному по вызову. Он (осматривать – осмотреть) его 20 минут. Когда врач (осматривать – осмотреть) больного, он выписал ему лекарство и уехал в поликлинику. 3. В аудитории чисто: уборщица (убирать – убрать) ее утром до занятий. Она (убирать – убрать) аудиторию 15 минут. 4. Директор (выступать – выступить) перед студентами 40 минут. Когда он (выступать – выступить), он стал отвечать на вопросы. 5. – Ты знаешь урок? – Да, я (учить – выучить) его. 6. – Ты долго (учить – выучить) его? – Нет, недолго. 7. Весь день она (готовить – приготовить) для гостей праздничный ужин. Она (готовить – приготовить) 5 национальных блюд. 8 Туристы (отдыхать – отдохнуть), теперь они могут идти дальше. 9. Летом Виктор 2 недели (отдыхать – отдохнуть) на Черном море. 10. Анна (завтракать – позавтракать), (одеваться – одеться) и пошла на занятия в институт. Анна (завтракать – позавтракать) всего за 10 минут.

В контексте глаголы НСВ в значении процесса могут употребляться в сочетании со словами, отвечающими на вопрос сколько времени ?, так как подчеркивают длительность действия, его развитие, а глаголы СВ – в сочетании с конструкцией за сколько времени ?, указывающей на время, затраченное на достижение результата действия.

НСВ

Антон учил новые слова час , но еще плохо знает их.

Сколько времени Антон учил новые слова?

СВ

Антон выучил новые слова за час и теперь хорошо знает их.

За сколько времени Антон выучил новые слова?

Примечание. С конструкцией за сколько времени могут употребляться и глаголы НСВ, но только в том случае, если они обозначают повторяющееся действие. За сколько времени вы обычно доезжаете до университета?

Упражнение 1. Ответьте на данные вопросы.

1. Сколько времени вы готовились к экзамену по истории?

2. За сколько времени вы подготовились к экзамену по физике?

3. Сколько времени строили новую библиотеку?

4. За сколько времени построили здание выставки?

5. Сколько лет этот артист играл в Центральном детском театре?

6. Сколько ролей сыграл этот артист за всю свою жизнь?

7. Сколько времени журналист писал статью?

8. За сколько времени журналист написал статью?

Упражнение 2 . Поставьте вопросы к выделенным словам.

1. Мой брат изучал английский язык пять лет . 2. Стадион построили за восемь месяцев . 3. Мария училась плавать все лето . 4. Борис научился плавать за несколько дней. 5. Преподаватель проверил контрольные работы студентов за час . 6. Хуан перевел новый текст за 15 минут. 7. Экскурсовод рассказывал о жизни и творчестве композитора П. И. Чайковского полтора часа . 8. Студенты осмотрели Дом – музей П. И. Чайковского за полтора часа .

Упражнение 3. Вставьте вместе точек нужные по смыслу глаголы. Следите за употреблением видов.

1. Я … этот роман неделю. 2. Мой друг … этот роман за пять дней. 3. Во время летних каникул студенты целый месяц … на море. 4. Мой брат … домашнее задание за два часа. 5. Школьники …задачи полтора часа. 6. Мария …эту песню за полчаса. 7. По радио … новости 10 минут. 8. Преподаватель …новый материал за 30 минут. 9. Студенты …на вопросы преподавателя 20 минут.

Упражнение 4. Используя глаголы, данные в скобках, дополните диалоги недостающими вопросами или ответами по образцу. Следите за употреблением видов. Укажите возможные варианты.

Образец:

- Тесты были трудные? - Тесты были трудные?

- Для меня – нет, я… - Для меня нет, я сделал все тесты без ошибок.

- …? - Сколько времени ты их делал?

- 30 минут. - 30 минут.

(делать – сделать)

1. – Вчера я два часа учил стихотворение.

- …?

- Да. Теперь я хорошо знаю его.

(учить – выучить)

2. – Вчера я прочитал интересную статью о русских художниках.

- Статья большая?

- Да, очень.

- …?

- Весь вечер.

(читать – прочитать)

3. – Какое у вас сегодня домашнее задание?

- Перевод нового текста.

- …?

- Да, теперь могу отдыхать.

- …?

- За 20 минут. Текст нетрудный.

(переводить – перевести)

4. - …?

- Да. А что?

- Я не понимаю эту задачу. Объясни мне, пожалуйста.

- С удовольствием.

(решать – решить)

5. – Мой друг очень хорошо говорит по-русски.

- …?

- 5 лет.

(изучать – изучить)

6. – У вас уже были выпускные экзамены?

- Да.

- …?

- На отлично.

(сдавать – сдать)

Глаголы НСВ в роли однородных сказуемых или в сложноподчиненных предложениях времени с союзом когда могут указывать на одновременность действий, а глаголы СВ – на их последовательность.

НСВ

Виктор переводил текст и смотрел новые слова в словаре.

Когда Виктор переводил текст, он смотрел новые слова в словаре.

СВ

Виктор перевел текст и вернул другу словарь.

Когда Виктор перевел текст, он вернул другу словарь.

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Определите вид выделенных глаголов и объясните их употребление.

1. Анна уехала на занятия в университет и повторяла урок. 2. Антон читал рассказ и выписывал новые слова в тетрадь. 3. Никита отдыхал и слушал музыку. 4. Он отдохнул и стал делать домашнее задание. 5. Вера повторила урок и пошла на занятия. 6. Когда Олег прочитал книгу, он вернул ее в библиотеку. 7. Дети весело смеялись , когда играли в саду. 8. Когда Иван сыграл с другом партию в шахматы, он попрощался и пошел домой.

Упражнение 2. Закончите данные предложения по образцу. Следите за употреблением видов.

Образец:

Когда я готовился, я….

Когда я готовился к экзаменам, я поздно ложился спать.

1. Студенты отдохнули и … . 2. Виктор устал и … . 3. Антон ждал друга и … . 4. Анна слушала музыку и … . 5. Я смотрел фильм и … . 6. Я посмотрел фильм и … . 7. Когда он получил письмо, … . 8. Когда он встал, … . 9. Когда мы обедали, … . 10. Когда мы пообедали, … . 11. Когда я летел на самолете, … . 12. Когда я прилетел в Москву, … .