Главная              Рефераты - Информатика

Некоторые вопросы применения мультимедиа-технологий в образовательной и творческой практике - реферат

Некоторые вопросы применения мультимедиа-технологий в образовательной и творческой практике

Реферат по курсу «Основы информационных технологий» студентки магистратуры Пахоменко Т. В.

Белорусская государственная академия музыки

Минск 2013

Введение

Начало нового тысячелетия ознаменовалось поворотным моментом во взаимоотношениях музыки и компьютера. Можно смело пророчить блестящее плодотворное развитие их единению. Определяя перспективы в взаимодействия компьютера и музыканта, петербургский композитор Г.Г. Белов ещё десятилетие тому назад отмечал: «Безусловно, традиционное образование, которое получает юный музыкант в школе, лицее, училище и далее в вузе, ни в коем случае не подменяется компьютерными технологиями, но может быть ими усовершенствовано», и далее: «Для профессионального композитора мультимедийный ПК способен стать многофункциональным “средством производства”» [1]. Можно добавить, что последнее высказывание справедливо не только в отношении композитора, но также музыканта-профессионала вообще. Компьютер становится привычным инструментом в процессе музыкального обучения, музыкальной практики и творчества – доступным, понятным, удобным и, отчасти, незаменимым «музыкальным компьютером». Как полноценный и многофункциональный музыкальный инструмент он существенно расширяет творческие возможности музыканта, позволяет выверить замыслы в процессе сочинения, услышать композицию наяву, что особенно ценно для юного музыканта, не имеющего обширного слухового опыта.

Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа-технологий в музыкальном образовании, взяв за пример их использование в музыкальной школе. Практическим результатом работы стало создание авторской мультимедийной презентации для использования в педагогической и исполнительской практике. Она посвящена творчеству известного русского пианиста, композитора, художника и дирижера Святослава Теофиловича Рихтера, в частности, анализу эволюции его исполнительского стиля.

Глава 1. Мультимедиа в современном музыкальном образовании

1.1. Использование мультимедийных технологий в музыкальном образовании.

Сначала обратимся к самим терминам «мультимедиа» и «мультимедийные технологии». Мультимедиа (multimedia) – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Мультимедиа-технологии – это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Мультимедийные технологии можно рассматривать как способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного программного обеспечения [6].

Эти два определения мультимедиа-технологий представляются наиболее удачными и отражающими суть понятия – мультимедийные (многосредовые) технологии, подчеркивая, что это, в первую очередь, технология подготовки и представления информации на экране компьютера.

Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «MEMEX», предложенную еще в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту и т.п.). Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система работы с комбинациями текстовых материалов), а затем и гипермедиа (система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации) и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.

В числе преимуществ мультимедийных технологий перед традиционным обучением можно выделить:

1. сочетание логического и образного способов освоения информации;

2. наглядность;

3. интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве [12, с. 324].

Применение компьютерных технологий в области музыкального образования оправдано тем, что они позволяют совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией.

Если говорить в целом, то компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества. Ведь музыкальные компьютерные технологии создали новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: и в нотопечатании, и в жанрах прикладной музыки, и в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (здесь интересно, что трансляции даже по интернету).

Я отмечу, что велись споры об актуальности использования компьютера в обучении музыке. Исходя из специфики музыкального образования, применение компьютерных технологий в этой сфере имеет свои пределы. Прежде всего, представляется полезным внедрение компьютерных технологий в процесс изучения музыкально-теоретического и исторического циклов: в самом деле, программа, обладающая возможностью совмещать различные типы информации – текстовой, визуальной, аудиальной, как нельзя лучше подходит для обучения, скажем истории музыки: пользователь одновременно может использовать текстовый материал статей, прослушать музыкальные примеры. Некоторые ученые ведут исследования и создают программы, обучающие и исполнительским навыкам игры на музыкальных инструментах.

В современном музыкальном образовании разрабатываются следующие виды мультимедийных программ:

· энциклопедические пособия, справочники (например, «Мир музыкальных инструментов»);

· электронные учебники и учебные пособия (примером может быть электронное учебное пособие по истории оркестровых стилей, разработанное старшим преподавателем кафедры теории и истории музыки Пермского государственного института искусства и культуры О.И. Байбаковой);

· программы-тренажеры для отработки различных навыков (так, существует программа Musicion, которая включает и тесты для проверки уровня знаний).

Нужно сказать, что тестовые программы – это вид мультимедийных программ, которые представлены пока на рынке недостаточно широко. Это связано с несколькими причинами:

1. музыкальные тесты обладают специфическими чертами;

2. недостаточное оснащение музыкального образовательного процесса компьютерной техникой;

3. тестирование – относительно новый способ проверки знаний, поэтому еще не выработаны критерии оценки и составления тестов.

Педагогическое тестирование как способ контроля за усвоением знаний получил достаточно широкое распространение в других образовательных средах: педагогические тесты используются для вступительных испытаний, с их помощью осуществляют текущий и сессионный контроль. Применение компьютерных технологий в тестировании при сравнении с традиционной формой контроля имеет следующие преимущества: благодаря случайной генерации примеров, каждый ученик получает индивидуальный набор заданий, освобождая педагога от составления различного рода карточек; результаты работы и итоговая оценка появляются немедленно, освобождая педагога от рутинной проверки письменных работ.

В настоящее время существует несколько классификаций тестовых компьютерных программ. Я остановлюсь на классификации С.П. Полозова, автора книги «Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование» [8]. В её основе лежит соответствие тестовых программ конкретной традиционной форме контроля, и как следствие, различие методик использования программного продукта [8, с. 80–92]:

· блиц-опрос. Предназначение данной программы – традиционный быстрый опрос по принципу «короткий вопрос – короткий ответ». Основная задача программ данного вида – знание фактологического материала. Эти программы могут быть использованы в разделе теории музыки для проверки знания терминологии и в цикле музыкально – исторических дисциплин;

· контрольная программа подвергает проверке практические навыки: воспроизведение мелодического и ритмического рисунка, определение по слуху, пение, построение интервалов и аккордов, проверка знания музыкальных понятий и терминов, диапазона, строя и транспозиции музыкальных инструментов. Контрольная программа заменяет собой такие традиционные формы контроля как письменная контрольная работа и устный опрос. Применение подобных программ осуществляется в курсе теории музыки, сольфеджио, инструментовке, гармонии, полифонии;

· музыкальный диктант. Важным качеством этих программ является то, что они адаптируются к индивидуальным возможностям ученика – он самостоятельно может определять темп работы, выбирая частоту воспроизведения музыкального материала, предназначенного для записи.

· программа-викторина предназначена для проведения проверки знания реального звучания музыкальных произведений, изучаемой в музыкально-исторических дисциплинах. Их применение значительно облегчает работу по организации и проведению данной формы контроля.

Также хотелось бы рассказать о замечательном мультимедийном учебном пособии В.А. Кирилловой – программе «Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Диатоника. Ч.1». Это фундаментальное учебное пособие, которое представляет результат педагогической, творческой деятельности его автора, и может иметь широкое применение в учебных курсах сольфеджио. Структура пособия в целом и первой его части «Диатоника», уровень практического освоения каждой темы ориентированы на учебные курсы сольфеджио и гармонии. В пособии представлен авторский материал, отличающийся стилистической яркостью, жанровой и ритмической характерностью, выразительностью мелодики, структурным разнообразием. Автор видит свою задачу в максимальном приближении интонационности, ритмики, фактуры, гармонии инструктивных примеров к языку живой музыки, реализует ее полно и убедительно. Работа с музыкальным материалом предполагает сначала обобщенный анализ каждого примера (после одного-двух прослушиваний), а затем – детальный (после второго или третьего прослушивания в сложных случаях). В качестве дополнительных заданий предлагаются определение масштабно-тематической структуры примеров, выяснение особенностей гармонического развития в непосредственной связи с формой и масштабно-тематическим строением, выявление ладовой специфики анализируемых образцов, нахождение кульминаций в форме и анализ средств подготовки кульминаций, повторение на фортепиано или голосом отдельных мелодических или мелодико-гармонических оборотов, а также другие задания. Мультимедийный вариант пособия предназначен прежде всего для самостоятельной слуховой тренировки студентов, которые имеют возможность прослушать музыкальные примеры, относящиеся к какой-либо теме, столько раз, сколько потребуется для запоминания (или краткой записи в виде цифровки), а затем проверить результат, активировав нотный текст примера.

Современный рынок компьютерных программ предлагает широкий выбор уже готовых тестовых программ. Существуют и так называемые конструкторы (дизайнеры) тестов, которые позволяют педагогу самостоятельно вносить и редактировать тестовые задания, устанавливать критерии оценки, временную продолжительность выполнения теста. Вот некоторые примеры программ для проведения тестирования: NsPlayer v2.32 – обладает возможностью включения текстовой, графической, аудио и видеоинформации; Easytest, GlTests, Kontrol_1.

Итак, компьютерное тестирование предоставляет широкие возможности для проведения проверки разнообразных музыкальных знаний и навыков. Применение компьютерных технологий контроля в процессе обучения обеспечивает надежность передачи информационных потоков и экономит учебное временя.

1.2. Использование мультимедиа технологий в музыкальной школе.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся, а если говорить о применении информационных технологий на уроках музыки, то это может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Таким образом, мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Следует отметить, что подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск (создание) мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики. Демонстрация слайдов может сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением).

Урок с использованием компьютера подразумевает следующую организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребенка, на связь с жизнью (поскольку ребенок тесно связан с жизнью, с изучением ей, анализом). Время работы на таких уроках, как правило, ограничено, а задания носят конкретный характер. Цель такой работы – привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Выше было сказано о мультимедийных продуктах, сейчас я хотела бы остановиться на этом вопросе более подробно, также использовать иллюстративные материалы. Итак, в процессе обучения музыке эффективно можно использовать следующие мультимедийные образовательные продукты:

· энциклопедические изданий, справочники;

· электронные учебники и учебные пособия;

· программы-тренажёры;

· игровые программы;

· музыкальные редакторы ( в данном случае, звуковые)

· викторины.

Любой из представленных мультимедийных продуктов разрешает в комплексе решать основные задачи музыкального обучения детей и подростков и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения. Остановимся на качествах этих программ подробнее.

1. Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура, народные промыслы. Например, «Энциклопедия классической музыки»:

В структуре энциклопедии можно выделить следующие разделы:

А) Экскурсии по странам как в дикторском, так и в графическом виде. Фоном изображения являются музыкальные инструменты, элементы исторического костюма, предметы национального быта, пейзажи и т.п.

Б) Статьи о композиторах, произведениях, исполнителях с изображениями, анимацией, видеофрагментами, звуковым сопровождением.

В) Викторина – контролирующий тест относительно полученных в ходе работы с энциклопедией знаний.

Г) Хронология важнейших событий музыкальной жизни.

Энциклопедические компьютерные программы могут быть использованы на таких типах уроков:

· объяснение нового материала (вступительных уроках);

· формирование и усвоение умений и навыков;

· обобщающих;

· повторение и закрепление знаний.

2. Электронные учебники. На рынке образовательных услуг появляются электронные учебники, в которых подробно рассказано о жизни и творчестве различных композиторов. Например, «Жизнь и творчество П.И. Чайковского»:

Диск включает:

· энциклопедию,

· экскурсии,

· викторину,

· детскую игру «Щелкунчик».

В зависимости от необходимости можно использовать различные тематические экскурсии:

· Жизнь в фотографиях и документах

· Основные темы творчества

· П.И. Чайковский и русский пейзаж

· П.И. Чайковский и мировая культура

· Рояль в жизни Чайковского

· Конкурсы имени Чайковского

3. Программы-тренажеры помогают ученику освоить какой-то определенный навык и закрепить его. Например, программа-тренажёр слуха EarMaster.School:

Это сильный тренажёр для тренировки и развития музыкального слуха. Начав с простых упражнений и продвигаясь к более сложным, ученик может научиться правильно определять высоту нот, различать аккорды, разбираться в интервалах, разовьет чувство ритма. В программе есть курсы обучения, адаптированные к различным инструментам. Предлагаются комплексы развивающих упражнений и другие полезные вещи, которые помогут как ученикам младших классов, только что взявшим в руки инструмент, так и музыкантам со стажем чтобы не терять форму. Многопользовательский и сетевой режимы будут особенно полезны для преподавателей музыкальных дисциплин в школах и музыкальных классах.

4. Игровые программы представляют особый интерес, ведь они очень разнообразны по смыслу, структуре и форме (например, интеллектуальные логические игры на поиск связей, закономерностей, словотворчество).

Существуют также игры, цели которых:

· создание и озвучивание рисунков;

· решение задач, которые требуют разных вариантов преобразований исходного материала, его расположения;

· творческое использование известных материалов;

· изменение форм деятельности: слушание, чтение, рисование, пение и т.п. с использованием компьютера.

Игровые программы помогают развить такие умственные операции, как анализ, синтез, обобщение, умение конкретизировать классификацию данных, развивать коммуникативные умения (например, умение запоминать, воссоздавать и интерпретировать информацию; дискуссировать, давать оценку и самооценку, формулировать задачи, которые требуют неоднозначных ответов).

Элементы игровых программ есть в обучающих развивающих программах («Картинки с выставки» Мусоргского, «Щелкунчик» Чайковского, «Карнавал животных» Сен-Санса). Есть и специальные игровые музыкальные программы, например «Волшебная флейта» по музыке В.А. Моцарта.

«Волшебная флейта» сочетает в себе игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Игровые задания объединены общим сюжетом. Юному музыканту вместе с маленьким Моцартом нужно вернуть в страну Сновидений Солнце, украденное Царицей Ночи.

5. Музыкальные редакторы открывают возможность для экспериментирования с электронными звуками. Пример – музыкальный звуковой редактор «Note Worthy Composer» (Великобритания). Работая в данном редакторе, ученик научится не только записывать знакомые мелодии, но и составлять свои, подбирая темпы, фрагменты, которые отвечают стилю, количеству голосов и т.п.

6. Викторины. Эти программы, как правило, разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. В каждой программе существуют специальные викторины на закрепление учениками материала, с которым они ознакомились.

Выше было написано об электронном издании «Жизнь и творчество П. Чайковского», отмечу, что здесь интересной для учеников 5-х классов является музыкальная игра «Щелкунчик», в которой авторы предлагают ученикам спасти новогодние подарки от Мышиного короля. Для этого им понадобятся учебные знания и музыкальный слух. Если задача выполнена правильно, подарки отправляются на новогоднюю елку в качестве прекрасных танцев из балета «Щелкунчик»: китайского, индийского, русского танца, танца цветов и др.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум.

Глава 2. Назначение авторской презентации «Стилевые особенности интерпретаций С.Т.Рихтера» и этапы ее создания.

В первой главе было отмечено, что использование в музыкальном образовании современных мультимедиа-технологий, в том числе и мультимедийных презентаций, позволяет повысить эффективность обучения.

Данная презентация посвящена описанию творческого облика и характеристике стилевых особенной интерпретаций известного русского пианиста, художника, композитора, дирижера Святослава Теофиловича Рихтера.

Презентация предназначена для использования в лекционных занятиях в средних и высших музыкальных учебных заведениях в качестве иллюстративного материала. Она снабжена музыкальными примерами для создания общего представления о стиле исполнения Рихтера. В слайдах, помимо фотографий композитора, содержатся сведения о его жизни, описание исполнительского стиля музыканта, характеристика его интерпретаций на примере разных композиторов.

Для создания презентации «Стилевые особенности интерпретаций С. Рихтера» потребовалось изучение основ программы для построения презентаций Microsoft Power Point. Мультимедийная презентация размещена на компакт-диске. Для работы с диском на компьютере должна быть установлена операционная система Windows и программа подготовки презентаций Microsoft Power Point 2007 из пакета Microsoft Office.

Наша презентация – это набор слайдов, смена которых может производиться по щелчку мыши или автоматически, через определенное время в соответствии с настройкой. Каждый слайд содержит статичные изображения (одно или несколько): рисунки, фотографии, текстовые фрагменты, а также видеофрагмент.

Сделаем небольшой экскурс в описание того, как презентация создается. При открытии презентации на экране дисплея перед нами открывается окно документа, панели и кнопки управления. Приведенные картинки и надписи, показанные во время рассказа докладчика, служат опорными пунктами, позволяющими акцентировать внимание слушателей из самых существенных моментов рассказа.

Создание нового документа Microsoft Power Point может начаться с нажатия на кнопки:

ФАЙЛСОЗДАТЬ

После этого появляется программа «Мастер создания презентаций», которая помогает выбрать определенный единый для всех слайдов стиль и другие разнообразные элементы слайдов.

При создании презентации, состоящей из большого числа слайдов, можно выбрать режим сортировщика слайдов для показа сразу нескольких слайдов.

Программа предлагает на выбор несколько так называемых автомакетов. Выбираем тот, который больше всего подходит (заголовок, объект с подписью, сравнение и т.д.). Также мы можем выбрать просто чистый лист, который можно заполнить так, как нужно. В поля появившейся заготовки слайда наносятся нужные тексты, вставляются фотографии, рисунки. На слайды также можно помещать разные объекты, например, видеофрагменты, аудиофайлы.

Когда слайды заполнены информацией, нужно подготовить их к показу, дополнить анимационными эффектами, настроить время и способ (автоматически или по щелчку мыши) перехода от слайда к слайду. Подбирается дизайн оформления презентации, можно вставить картинку в качестве фона или использовать имеющиеся шаблоны. В них есть возможность изменять шрифт, эффекты, цвет.

В нашей презентации 4 главных раздела:

· главный творческий принцип интерпретаций Рихтера,

· интерпретация музыки И.С. Баха, Л. Бетховена, П.Чайковского, С. Рахманинова, В. Моцарта, Ф. Шопена,

· заключение,

· фотогалерея.

Объем презентации – 25 слайдов, общее количество музыкальных фрагментов – 10, среди них такие произведения в исполнении С. Рихтера, как прелюдия и фуга ми минор, прелюдия и фуга до-диез минор И.С. Баха из I тома ХТК, III часть из сонаты №8 «Патетической» Л. Бетховена, пьеса «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковский, Концерт для фортепиано с оркестром №1 П. Чайковского часть I, «Вокализ» С. Рахманинова, Соната для фортепиано №1 KV 545 В. Моцарта, прелюдия №6 си минор Ф. Шопена. В презентацию включены видеофрагменты исполнения Рихтером этюда №11 op. 25 Шопена, а также концерт С. Рихтера в Лондоне в 1989 году, где он исполнял Моцарта и Шопена.

Заключение

В современном мире применение компьютерных технологий стало неотъемлемой частью деятельности человека в самых различных сферах. В науке, производстве, бизнесе, журналистике, медицине и образовании компьютер служит средством общения, генерации новых идей, контроля. В образовании же использование информационных технологий характеризуется широким применением средств мультимедиа, которые на сегодняшний день являются самым прогрессивным способом представления информации.

Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение. Включение информационных мультимедийных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее, ведь они будят интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности, позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью.

На сегодняшний день создание мультимедийной презентации является одной из самых востребованных форм в общей системе образования. Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание обучаемых и пробудить интерес к учебе.

Использование мультимедиа технологий в образовании – это интересно и инновационно.

Список литературы

1. Белов, Г.Г. Неизбежность компьютерной техники в музыке (размышления композитора) : материалы международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование – 2002» Санкт-Петербург, 2002 / Г.Г. Белов. – С.-Петерб. гос.-пед. ун-т.им. А.И. Герцена. – СПб., 2002.– 284 с.

2. Горбунова, И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда // Современное музыкальное образование–2002: материалы международной научно-практической конференции (10–12 октября 2002 ) / И.Б. Горбунова. – С.-Петерб. гос.-пед. ун-т им. А.И. Герцена;.науч. ред. И.Б. Горбунова. – CПб., : Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – С. 161–169.

3. Ивлиев, М.К. Разработка тестовых заданий для компьютерного тестирования: Учебно-методическое пособие / М.К. Ивлиев. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. – 69 с.

4. Каяк, Л.М. Методологические исследования культурных обменов в музыкальном пространстве / А.Б. Каяк. – М.: Академический проект, 2006. – С. 253.

5. Кириллова, В.А. Гармонический анализ в курсе сольфеджио. Диатоника / В.А. Кириллова – М.: Изд. «Государственное музыкальное училище им. Гнесиных», 2001. – 116 с., нот. Мультимедийное учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"Times New Roman">6. Кирмайер, М. Мультимедиа: Пер. с нем. / М. Кирмайер. – СПБ.: BHV-Санкт-Петербург, 1994. – 192 с.

7. Мануйлов, В. Г. Мультимедийные компоненты презентаций Power Point XP / В. Г. Мануйлов // Информатика и образование № 12. – 2004, №1, №2, №5. – 2005. – С. 67–74.

8. Полозов, С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование / С.П. Полозов. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2002. – 208 с.

9. Сушкевич, Н.С. Информационные технологии в музыкальном образовании: проблемы становления и развития музыкальной информатики как учебной дисциплины в музыкальном вузе// Современное музыкальное образование – 2003: Материалы Международной научно-практической конф., Спб., 9-11 октября 2003 / Н.С. Сушкевич. – С-Петерб. гос.-пед унив.-т им. А.И. Герцена ;науч.ред. И.Б. Горбунова, рец. Г.Г. Белов. – СПб.: Изд.РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.– С. 203–206.

10. Харуто, А.В. Музыкальная информатика: Теоретические основы: Учебное пособие/ А.В. Харуто // Музыкальная информатика: Теоретические основы: Учебное пособие. – М.: Издательство ЛКИ, 2009. – 400 с.

11. Челышева, Т.В., Янике, Ю.В. Основы художественной культуры. Мировая художественная культура: Тестовые задания / Т.В Челышева, Ю.В. Янике; под ред. Н.А. Селезневой, В.П. Беспалько. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 208 с.

12. Шлыкова, О.В. Культура мультимедиа: Учебное пособие для студентов / О.В. Шлыкова. - МГУКИ – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004. – 416 с.

13. Информационные технологии на уроках музыки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"Times New Roman">. – Дата доступа: 05.11.2012.