Главная              Рефераты - Информатика

Развитие логического мышления младших школьников на занятиях в кружке Информатика - реферат

Министерство образования Оренбургской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Оренбургский педагогический колледж №1 им. Н.К. Калугина»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Развитие логического мышления младших школьников

на занятиях в кружке «Информатика»

Шляк Юлия Артуровна

Специальность 050710 «Педагогика

дополнительного образования»

курс 4, группа Д

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Марина Татьяна Ивановна

высшей квалификационной категории

Оренбург 2007

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития логического

мышления младших школьников……………………………………....5

1.1. Понятие мышления ……………………………………………....5

1.2. Сущность логического мышления……………………………...14

1.3. Возрастные особенности младших школьников………………19

1.4. Содержание деятельности кружка «Информатика»…………..24

Заключение ….………………………………………………………....27

Литература ……………………………………………………………..29


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объёма информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников общечеловеческих мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. В этой связи уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира. Занятия в кружке «Информатика» дают возможность сделать это гораздо эффективнее и более непринуждённо.

Особая роль в развитии логического мышления учащихся принадлежит начальной школе, поскольку именно младший школьный возраст наиболее сензитивный период для формирования личности. Отсюда возникает проблема поиска формы устойчивого развития логического мышления в младшем школьном возрасте.

Данная проблема исходит из противоречий:

- между системой начального образования, которая строится преимущественно на репродуктивной основе и потенциальной возможностью возраста младшего школьника;

- между творческим характером познания мира детьми и недостаточным вниманием школьного образования к роли занятий в системе дополнительного образования для развития логического мышления растущей личности.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Кроме того, необходимо: учить детей брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Предметные знания, умения и навыки, безусловно, всегда актуальны для начальной школы, ибо они являются мощным средством развития мышления. Умение ориентироваться в современном мире, его информационном многообразии, требует развития логического мышления.

Цель исследования: выявление влияния деятельности в кружке «Информатика» на развитие логического мышления младших школьников.

Объект исследования: процесс развития логического мышления младших школьников.

Предмет исследования: занятия в кружке «Информатика» как средство развития логического мышления младших школьников.

Задачи исследования:

1) Выявить особенности логического мышления;

2) Рассмотреть сущность кружка «Информатика»;

3) Систематизировать возрастные особенности младших школьников.

Вышеизложенное обусловило тему исследования : «Развитие логического мышления младших школьников на занятиях в кружке «Информатика»»

Методология исследования: положения личностно-ориентированного подхода, а также выводы философов, педагогов, психологов по проблемам развития логического мышления.

Философский аспект исследовали Д. С. Брунер, Л.С. Выготский, Мелхорн Г.;

Психологический аспект – Лейтес Н. С. , Петруненко В., Эльконин Б., Сапогов Е., Дубровин И., Тихомиров О. К.;

Педагогический аспект – Тонких А.П., Т.П. Кравцова, Лысенко Е. А., Никифоров А. Л., Богомолова О.Б.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития

логического мышления младших школьников

1.1 Понятие мышления

«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы», -так охарактеризовал значения мышления один из его наиболее интересных исследователей К. Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу. С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его в высших творческих человеческих формах не сводятся ни к интуиции, ни к жизненному опыту составляющим основу так называемому «здравого смысла». [6, с. 37]

Мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности.

Мышление - обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождения нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление так же можно понимать как получения новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. [22, с. 147]

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные и практические выводы. Она отражает бытия не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Человек – мыслящее существо. Мыслит он посредством головного мозга. Мозг есть орган мысли. А мышление – это деятельность мозга.

Мышление - самый сложный процесс познания действительности. Оно складывается на основе более простых познавательных процессов: ощущений, восприятий. Мышление – это отражение причинных и закономерных связей предметов. Разделение процесса познания на отдельные последовательно возрастающие звенья или ступени (ощущение, восприятие, представление, воображение и, наконец, мышление) делается в науке для уяснения особенностей формирования познания. На самом деле у человека ощущения, восприятия и представления тесно связаны с мышлением. Человек ощущает и воспринимает как высоко организованное мыслящее существо. Мышление пронизывает собой и ощущения и восприятия, и представления.

Ощущения и восприятия

Человек обладает пятью внешними органами чувств: зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными и вкусовыми. Любой предмет или явление внешнего мира действует, прежде всего, на органы чувств. Человек видит, например, радугу или слышит удар молота – на ухо. Каждый орган чувств имеет нервные окончания, которые принимают воздействия внешней среды. Нервные окончания, когда на них падают определённые воздействия, приходят в состояние возбуждения. В виде тока по соответствующим нервам возбуждения передаются в кору головного мозга. Там возникают ощущения цвета, звука, запаха, вкуса, прикосновения и т. д. Ощущения являются образами, копиями или своего рода снимками отдельных свойств предметов или явлений мира. Какой бы предмет или явлений человек не наблюдал в природе, он обязательно воспринимает, прежде всего, его внешний вид, доступные органам чувств признаки: цвет, форму, звук, объём, твёрдость, мягкость, запах и другие такие же ощущаемые свойства.

Ощущения являются начальной самой простой ступенью познания человеком внешнего мира, непосредственной связью сознания с внешним миром. Какой бы предмет мы ни взяли, он обладает множеством самых разнообразных свойств. Рассмотрим, например, кусок сахара. Он – твёрдый, белый, сладкий и т. д. Все эти свойства объединены в одном предмете. И мы воспринимаем их не порознь, а как единое целое – кусок сахара. Такой целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств, называется восприятием. Когда человек смотрит, например, на книгу, то он видит её сразу в целом, во всей совокупности её внешних свойств.

Восприятие, таким образом, является следующей более сложной ступенью отражения человеком внешнего мира. Но восприятием не ограничивается процесс познания. На основе восприятия в мозгу человека возникают представления. [21, с. 4-5]

Представление и память

Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека определённое время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти. Каждый по себе знает: бывают случаи, когда человек увидел что-либо всего лишь один раз, но образ увиденного сохраняется надолго в памяти на всю жизнь. Другие же впечатления, если не повторяются через определённый промежуток времени, исчезают бесследно.

Способность мозга запечатлевать, сохранять воздействие внешней среды и в нужный момент воспроизводить их называется памятью. Она играет очень важную роль в жизни человека. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу же после прекращения воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы как совершенно незнакомые. Он не узнавал бы их. А без этого было бы невозможно никакое познание и никакое целенаправленное действие. Образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам, и при отсутствии самих этих предметов, называются представлениями. Из имеющихся представлений человек может создавать различные комбинации, строить новые представления, то есть образы таких предметов и явлений, которых он, быть может, никогда сам не видел.

Такой процесс соединения различных представлений в целую картину образов называется более сложной формой деятельности мозга человека, чем ощущения и восприятия. Но познание не останавливается и на этом. Оно идёт дальше и глубже. А это достигается с помощью мышления. [21, с.5-6]

На практике, мышление, как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: во внимании, воображении, речи и др.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеют низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а второе – произвольные. Непосредственное внимание – это также более низкая форма его развития, чем опосредованное.

Историю развития внимания, как многих других психических функций, пытался проследить Л. С. Выготский в русле своей культурно – исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие люди ребенка начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять свои власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он в последствии и сам овладевает своим вниманием. [4, с. 198]

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти. Для мышления внимания выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию адаптации людей друг другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. [25, с. 266]

Особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью называется воображением. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с длительностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. [9, с. 3-7]

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладает богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воспринимаемых усилием воли будущее представлено в мечтах и фантазиях. [3, с. 304-319]

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и думали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничивая опытом других людей, причем в гораздо большой степени, чем то, может позволить наблюдения и другие процессы не речевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. [7, с. 20-28] Речь является не только средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. [19, с. 442]

Высшие формы всех перечисленных процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Самые простые действия людей связаны с познанием причинных связей вещей. Все рассуждения человека, возникающие в его голове под влиянием внешних воздействий, и есть мышление. А результаты процесса мышления, выраженные в отдельных предложениях, есть мысли. Мышление – это есть процесс рассуждений человека, а мысли – результат процесса мышления.

Ценность мышления, по сравнению с ощущениями и восприятиями, заключается в том, что с его помощью человек может проникать в такие стороны, свойства и связи вещей, которые недоступны органам чувств. Своим мышлением человек проникает в глубину предметов, их связей, но глубокие, скрытые от органов чувств, связи человек может постигнуть не прямо, а через внешние, доступные органам чувств, свойства и отношения предметов.

На первый взгляд может показаться, что содержание мышления людей, то есть то, какие мысли им приходят в голову, зависит всецело от произвола каждого человека. Однако это не так. Мысли представляют собой отображения в мозгу человека связей и отношений между предметами и явлениями действительного мира. Конечно, человек может мыслить и неправильно. Однако и в этом случае он только искажает в мышлении какие-то действительно существующие факты. Чтобы мыслить, люди должны на практике узнать предмет своего мышления. Всё, что люди узнают из практики, получает отражение в их голове, в их мыслях. Поэтому мышление является могучим средством правильной ориентировки человека в сложном круговороте жизни. [21, с. 8-9]

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступать понятия – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. [14, с. 275]

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления. В практическом аспекте развития интеллекта традиционно рассматривается в трёх направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предлагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества. Онтогенетический включает исследования мысли на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости. Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование. [18, с. 11-20]

Один из наиболее известных психологов современности, швейцарский ученый Ж. Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая оказала большое влияние на современное понимание его развития. В теоретическом плане он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.

Теория развития мышления ребёнка, предложенная Ж. Пиаже, получила название «операциональной».

В развитии операционального интеллекта у детей Ж. Пиаже выделил следующие четыре стадии:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребёнка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать окружающие ребёнка предметы в них достаточно устойчивых свойствах и признаках.

2. Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребёнка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.

3. Стадии конкретных операций с предметами. Она характеризуется в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

4. Стадия формальных операций. Её в своём развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11 – 12 до 14 – 15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребёнка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое. [16, с. 109-134]

До сих пор мы рассматривали естественные пути индивидуального развития мышления. Данные, полученные за последние годы на стыке общей и социальной психологии, показывают, что формирование мышления можно стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Было замечено, что коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательных функций людей, в частности улучшению их восприятия и памяти. Аналогичные поиски в области психологии мышления привели ученых к выводу о том, что в некоторых случаях, за исключением только, пожалуй, сложной индивидуальной творческой работы, групповая умственная работа может, способствовать развитию индивидуального интеллекта. Было установлено, например, коллективная работа помогает генерированию и критическому отбору творческих идей. [13, с. 5-12]

1.2. Сущность логического мышления

Логика изучает мышление как процесс, ведущий к истинным знаниям, иначе говоря, как определенный познавательный процесс. Так же, как и теория познания (философия), логика интересуется главным образом вопросом об истинности мышления. Но если теория познания исследует все виды и формы познания, в том числе ощущения, восприятия и представления, то логика изучает закономерность процесса мышления, именно те формы мыслительной деятельности людей, нарушение которых делает невозможным овладение истиной. Поэтому логику и определяют как науку о законах и формах правильного мышления (имея в виду, что правильность мышления является необходимым условием познания истины).

Каждый человек обычно отдает себе отчет в том, что он делает. Еще до начала своей деятельности человек принимает определенное решение, намечает цель и вырабатывает план, который он затем стремится реализовать. Так, прежде чем что-либо сделать (например, посадить дерево, выкопать колодец и т. д.), человек заранее проектирует результат своего действия в сознании в отличие от животного, которое действует инстинктивно.

Процесс познания показывает нам, «каким образом из незнания появляется знание, каким образом неполное, не точное знание становится более полным и более точным».

Абстрактное мышление является высшей формой познания объективного мира. В нем выделяются общие стороны вещей, раскрываются их связи и закономерности, без знания которых было бы невозможно успешно воздействовать на предметы и целесообразно их применять.

Мышление человека представляет собой опосредованное и обобщенное отражение объективного мира. В мышлении человек выходит далеко за пределы чувственного опыта и путем умозаключений узнает то, чего он не мог бы ни ощутить, ни даже представить. В мышлении в наибольшей степени проявляется активность человека как субъекта познания. Разумеется, прежде всего, активность человека проявляется в его практической деятельности, которая изменяет объективный мир. Но теоретическое мышление дает человеку возможность производить мысленные изменения в предмете, точнее в понятии о нем, не затрагивая его материально. Человек формирует абстрактные модели объекта, которые позволяют глубже и точнее воспроизвести отдельные присущие объекту свойства и связи.

Итак, логическое мышление является одним из видов познания, который во взаимосвязи с другими его видами и на основе практики дает человеку возможность прогрессирующего отражения объективного мира. Мышление отличается своими специфическими формами и законами, определяющими связи мыслей в процессе рассуждения. [12, с. 6-9]

Логика - это наука, которая развивает умения последовательно мыслить, доказательно рассуждать, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы. Систематическое овладение азами этой науки невозможно без решения логических задач. Решение задач – практическое искусство, подобно плаванию, катанию на лыжах, или игре на фортепиано, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. [2, с. 3-4]

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление

Логика есть наука о законах и формах познающего мышления.

Логика изучает мышление, но не всякое мышление, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на решение некоторой задачи, на поиск путей преодоления тех или иных трудностей, встающих перед нами как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни. Логику интересуют лишь познавательные процессы.

Логику интересует лишь форма наших мыслей, но не их содержание. Содержание наших мыслей бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о вулканах и звездах, о любви и приватизации, о колбасе, которой вечно не хватает, и об электронах, от которых не знаешь, куда деваться... Однако все это разнообразие укладывается в сравнительно небольшое число форм. Вот эти формы и изучает логика. Грубо говоря, логику интересуют сосуды — бутылки, ведра, бочки, — а не то, что в них налито. [15, с 10-11]

Логические приёмы образования понятий

Образование понятий – сложный процесс, включающий различные приёмы и методы. Главным определяющим фактором в этом процессе является практическая деятельность человека, освоение им предметов внешнего мира. Из логических приёмов в процессе формирования понятий наиболее важную роль играют сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Чтобы выделить существенные признаки предметов, необходимо, прежде всего, сравнить их, выявить общие черты, стороны, свойства, а также то, в чем предметы отличаются друг от друга. Сравнением в широком смысле слова называется логический прием, при помощи которого устанавливается сходство и различие предметов действительности. Сравнивая различные предметы, мы обнаруживаем у них общие признаки, которые могут послужить основой для выделения группы предметов и отличения её от других групп. Например, сравнивая такие предметы, как мяч, планета, воздушный шар и т. п., мы находим у них общий признак — «иметь шаровидную форму», на основании которого отличаем эти. предметы (шары) от всех других предметов, не обладающих этим признаком.

Сравнение предполагает мысленное расчленение целостной совокупности признаков предмета на отдельные признаки, по каждому из которых предмет можно подвергнуть сравнению с другими предметами. Мысленное расчленение предметов на составные части, стороны, признаки называется анализом. Приемом, противоположным анализу, является синтез. Синтез — это мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, выяснение их взаимных связей в составе целого.

Изучив отдельные стороны предмета и воссоздав в мышлении предмет в целом, мы познаем его более глубоко заложенную сущность, выделяем такие его признаки, которые нельзя воспринять при помощи органов чувств.

Выделив в предмете существенные признаки, мы отвлекаемся от всего несущественного, второстепенного. Мысленное выделение тех свойств предмета, которые составляют качественную его специфику и отвлечение от несущественных, второстепенных свойств, называется абстрагированием.

На основе выделенных путем абстрагирования признаков мы можем объединять предметы, обладающие этими признаками, в группы и давать им наименования. Прием, с помощью которого отдельные предметы объединяются в классы на основе присущих им общих признаков, называется обобщением. [12, с. 30-32]

Значение логики

1. Занятия логикой приучают нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли. Многие люди просто неспособны связать двух слов, речь их ограничивается хриплыми выкриками и матерными словами. Другие говорят, но так бессвязно и расплывчато, что ничего не поймешь. Логика содействует формированию связной и ясной речи.

2. Логика воспитывает умение убеждать и обосновывать свои идеи. Если вы способны обосновать свою мысль, свое решение того или иного вопроса, то ваша речь будет не только ясной, но и убедительной. Каким бы родом деятельности вы ни занимались, это — необходимое условие её успеха.

3. Еще более важно то, что занятия логикой постепенно формируют привычку анализировать своё и чужие рассуждения. Логика вооружает нас и средствами такого анализа, позволяющими обнаружить, точно обозначить и устранить ошибку рассуждения.

4. Логика научит спорить. И в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности нам часто приходиться вступать в полемику по разным поводам. Спорить мы, как правило, не умеем, и наши столкновения чаще всего заканчиваются перебранкой, криком, а то и дракой. Познакомившись с элементами логики спора, вы научитесь корректно отстаивать свое мнение, опровергать ошибочное убеждение своего оппонента, находить компромиссы, разоблачать недобросовестные приемы и уловки.

5. И все-таки самое важное — логика вырабатывает привычку думать. [15, с. 18-19]


1. 3. Возрастные особенности младших школьников

«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются»– так характеризуют этот возраст Н.С. Лейтес. [11, с. 54]

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь уже прошли достаточно долгий путь развития. И поэтому ребёнок 6-7 лет уже многое может: он хорошо ориентируется в окружающем мире и уже немало знает о нём, легко запоминает информацию разнообразного содержания, многочисленные стихи и сказки, умеет отгадывать загадки, решать задачи, условия которых даны в наглядном плане, может придумывать небольшие истории, достаточно связно высказывать своё мнение о различных событиях, умеет и любит рисовать, лепить, конструировать, порой совсем неплохо обращается с компьютером. [17, с. 65]

Психические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребёнка в учебную деятельность, направленную на овладение системой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой хорошую перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь восприятия и памяти.

С началом систематического обучения, мышления, вырабатывается в центр психического развития ребёнка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер.

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно – образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно – логическому, понятийному мышлению. [5, с. 386]

Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно – логическому мышлению, основу которого составляет оперирование понятиями. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления; теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов и явления и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задается содержанием ведущей деятельности учебной.

Словесно – логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно – образное мышление.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Она действительно преимущественно конкретно опирается на наглядные образы и представления. Как правило, ребёнок начинает понимать общие положения лишь тогда, когда они конкретизируются с помощью частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяются в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. Мышление первоклассников тесно связаны с его личным опытом и потому в предметах и явлениях он чаще всего выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними.

Сказанное не означает, что ребёнок 6-7 лет не может мыслить логически: он способен сопоставлять отдельные факты, делать простейшие выводы и прочее. Однако основной формой мышления детей этого возраста является мышление, опирающиеся на наглядность. [20, с. 338-339]

Мышление ребёнка в начале младшего школьного возраста имеет своеобразный характер. В силу отсутствия систематических знаний, недостаточного развития понятий оно оказывается в плену у восприятия, ребёнок попадает в зависимость от того, что видит.

Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Так, например, развитие анализа идет от практически действенного к чувственному и в дальнейшем умственному.

Кроме того, анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны. Сравнения в младшем школьном возрасте идёт от не систематического, ориентируемого на внешние признаки, к плановому, системному. При сравнении знаком предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых – различия.

Младшие школьники начинают осознавать собственные мыслительные процессы и пытаются управлять ими, хотя не всегда успешно. [23, с. 98]

В последние годы всё больше говорят о формировании в младшем школьном возрасте теоретического мышления на базе эмпирического. Теоретическое мышление определяется через набор его свойств (анализ содержания задачи с выделением общего способа его решения, которое « с места» переносится на класс задач; внутренний план действий, обеспечивающий планирование и выполнение их в уме), эмпирическое мышление осуществляется посредством сравнения внешне сходных, общих признаков предметов и явлений окружающего мира, путём «проб и ошибок».

Исследования в экспериментальных классах под руководством В.В. Давыдова показали, что в младших классах могут быть сформированы элементы теоретического мышления. [26, с. 338]

С помощью игровых методов (интеллектуальных задач) ребёнок познаёт некоторую ситуацию путём логического мышления.

В младшем школьном возрасте познавательные процессы личности имеют определенные особенности:

1) Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное. Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметов или их признаки. Внимание тесно связано с мыслительной деятельностью учащихся, поэтому они не могут сосредоточить его на не ясном, непонятном. С развитием и совершенствованием мышления младшие школьники все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном и основном. На протяжении младшего школьного возраста непроизвольное внимание развивается. Ребенок быстро реагирует на то, что его интересует. Если ребенок увлекается чтением книги, то непроизвольное внимание его будет устойчивы. Развитие же произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, учитель, сам ученик. Оно тесно связано с развитием ответственности. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить внимательно выполнять любое задание. Произвольность внимания развивается вместе с развитием его свойств. Объем внимания младших школьников меньше, чем у взрослого. Распределение внимания – слабее. Внимание отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью, она объясняется тем, что преобладает возбуждение над торможением. Одной из особенностей внимания является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Кроме того, отключение внимания спасает детей от переутомления. Эта особенность внимания является одной их основателей для включения в занятия элементов игры, частотой менее форм деятельности. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами. Все то, что вызывает у них сильное переживание, приковывает их внимание. Особенно внимательными учащиеся бывают в процессе творческой деятельности, так как здесь сливаются воедино мышление, чувства и воля.

2) Восприятие младших школьников определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов. Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Восприятие отличается слабой дифференцированностью. Довольно часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении (цифры 6 и 9 и т.д.). Для того чтобы ученики не допускали подобных ошибок, необходимо сравнивать сходные объекты, находить различия между ними. [1, с. 12]

Таким образом, основные новообразования младшего школьного возраста в том, что ребенок начинает мыслить связно и обоснованно.

1.4. Содержание деятельности кружка «Информатика»

Отечественное школьное образование не всегда полноценно ориентированно на развитие логического мышления учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам. В школе нет программ, специально направленных на развитие логического мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения. Это происходит в силу того, что педагог школы зажат тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества.

Кружок - наиболее распространенная форма добровольного детского досугового объединения в системе детского дополнительного образования. Кружок – самодеятельное объединение по интересам, выполняет функции приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности: расширение коммуникативного опыта. [10, с. 34]

Кружок, как добровольное, самодеятельное объединение детей занимает начальную (первичную) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности. Это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проявить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в своих реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Приняв решение, продолжать или отказаться от конкретной деятельности, что позволяет удовлетворить самые разнообразные потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах, или перевести стихийное желание в осознанное увлечение (хобби). Успех и точность в решении этих задач зависит от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени от личных качеств и профессиональной квалификации педагога – руководителя.

Кружки в школе организуются по самым разнообразным направлениям. Так, одним из направлений кружковой деятельности является кружок «Информатика».

Знания и умения, полученные на занятиях, дети могут применять в общеобразовательных предметах. На занятиях дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать информацию. У ребенка вырабатываются терпение, усидчивость, самостоятельность. Ребёнок учиться видеть и понимать причинные и закономерные связи вещей и явлений.

Деятельность (ее объем, ритм, длительность) в кружке организуется на принципах добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, состязаниях. Дети рано начинают воспринимать окружающий их мир, но чтобы они смогли по-настоящему оценить увиденное, необходимо учить их этому, начиная с дошкольного возраста.

Начинать обучение детей основам решения логических задач необходимо с самого раннего возраста, ещё в начальной школе.

Общеизвестен тот факт, что ребенок, обладающий развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием, будет легко усваивать школьную программу - вот та посылка, которая была взята в основу кружка «Информатика». Ученые-психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление. Причем некоторые структуры мышления (например, логическое мышление) оптимально формировать в возрасте 5-12 лет.

Преподавание построено в соответствии с принципами науки валеологии “не навреди”. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 8 - 10 минут (1-й класс), 10 - 15 минут (2 - 4 классы) и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

Задача любого учителя – привить ученикам привычку к упорному самостоятельному, творческому труду. Главное для педагога – не столько дать учащимся прочные знания, сколько научить их учиться самостоятельно. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной деятельности, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким умениям, несомненно, можно отнести процесс решения логических задач. Ничто не развивает ребёнка, как обдумывание идеи решения задачи и его попытки рассуждать.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным, и осуществить это помогут занятия в кружке «Информатика».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После изучения теоретических аспектов проблемы развития логического мышления младших школьников мы приходим к выводу, что формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

В ходе исследовании мы решили следующие задачи:

1) определили сущность мышления, заключающийся в том, что это обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.

2) выявили сущность логического мышления как один из видов познания, который во взаимосвязи с другими его видами и на основе практики дает человеку возможность прогрессирующего отражения объективного мира;

2) определили особенности развития в младшем школьном возрасте, выяснив, что это, период впитывания, накопления знаний, это самый благоприятный период для развития логического мышления;

3) раскрыли содержание деятельности на кружке «Информатика», которое состоит из решения увлекательных, интересных, занимательных задач, развивающих логическое мышление школьников.

Занятия в кружке «Информатика» дают предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя - полнее использовать разнообразные логические задачи при обучении детей информатике. Так как решение разного рода нестандартных задач в младшем школьном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умение догадываться о решении на определённом этапе анализа логической задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. Занимательные интересные задачи являются хорошим средством воспитания у детей в младшем школьном возрасте интереса к информатике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Это наводит на мысль, что в настоящее время просто необходимо использовать занимательные задачи, задачи на смекалку в младшем школьном возрасте, т.к. игровой метод в этом возрасте более интересен детям, занимателен, и с помощью этих игр у детей эффективнее развивается логическое мышление.

Таким образом, изучение предмета исследования (развитие логического мышления младших школьников на занятиях в кружке «Информатика») как части объекта исследования (процесса развития младших школьников) достигло цели исследования: выявилось влияния кружка «Информатика» на развитие логического мышления младших школьников.

Вышеизложенная тема исследования: «Развитие логического мышления младших школьников на занятиях кружка «Информатика» помогает частичному устранению противоречия между потребностью общества в развитии логического мышления учащихся и существующими традиционными подходами к обучению в начальной школе, между потребностью практического воплощения процесса развития логического мышления младших школьников в учебной деятельности и отсутствием его технологического обеспечения. Данный факт актуален в силу требования современных условий, когда в социуме требуется хорошо ориентирующаяся в современном мире, его информационном многообразии личность.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону, 2000.
  2. Богомолова О.Б. Логические задачи по информатике. – Серия «Информатика в школе». – М.: Информатика и образование, 2001
  3. Брунер Д.С.: Психология познания – М., 1977 – с. 304-319
  4. Выготский Л.С.: Хрестоматия по вниманию – М., - с.198
  5. Дубровин И.В.: Психология – М,, 21-003 – с.386
  6. Дункер К.: “Психология мышления – М.1981 –с. 37
  7. Живкин Н.И.: Речь как проводник информации – М., 1982 – с. 20-28.
  8. Зак А. Путешествие в сообразилию или как помочь ребёнку стать смышленым. Москва
  9. Коршунова Л.С.: Воображение и его роль в познании – М., 1979-с.3-7.
  10. Калугина Е.В. Педагогика дополнительного образования.- Оренбург,2000.
  11. Лейтес Н.С. Способности и одаренность – М., 1984.
  12. Логика. Мн., Изд-во БГУ, 1974. – с. 6-9; 31-32.
  13. Мелхорн Г.: Гениями не рождаются – М., 1989 – с. 5-12
  14. Немов Р.С.: Психология, кн. – 1 – М., 2002 – с. 275
  15. Никифоров А. Л. Книга о логике. – М.: Гнозис, 1996. – с 10-19
  16. Обухова Л.Ф.: Концепция Ж.Пиаже: За и против – М., - 1981,- с.109-134
  17. Петруненко В.П.: Младший школьник – М., 1981 – с.65
  18. Петухов В.В.: Психология мышления – М., 1987 –с. 11-20
  19. Рубинштейн Л.С.: Основы общей психологии – М., 1989- с. 442
  20. Сапогов Е.Е.: Психология развития человека – М., 2000 – с. 338-339.
  21. Спиркин А. Мышление и язык. М., 1956
  22. Теплов Б.М.: “Практическое мышление” – М. 1981 – с.147
  23. Тихомиров О.К.: Психология мышления – М., 1984 –с. 98
  24. Тонких А.П., Т.П. Кравцова, Лысенко Е А. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль, 1997
  25. Узнадзе Д.Н.: Хрестоматия по вниманию – М., 1976- с. 266
  26. Эльконин: Детская психология – М., 2004- с.338