Главная              Рефераты - Информатика

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКА. КЛЮЧИ ШИФРОВАНИЯ ДАННЫХ - реферат

ВВЕДЕНИЕ.

Главной целью информационной безопасности является обеспечение устойчивого функционирования Банка и защита информационных ресурсов, принадлежащих Банку, его акционерам, инвесторам и клиентам от случайных (ошибочных) и направленных противоправных посягательств, разглашения, утраты, утечки, искажения, модификации и уничтожения охраняемых сведений.

Целями Концепции являются:

- формирование целостного представления об информационной безопасности и взаимосвязь ее с другими элементами системы безопасности Банка;

- определение путей реализации мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень информационной безопасности.

Задачами информационной безопасности Банка являются:

- обеспечение конституционных прав граждан по сохранению личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

- прогнозирование, своевременное выявление и устранение угроз объектам информационной безопасности на основе правовых, организационных и инженерно-технических мер и средств обеспечения защиты;

- минимизация ущерба и быстрейшее восстановление программных и аппаратных средств, информации, пострадавших в результате кризисных ситуаций, расследование причин возникновения таких ситуаций и принятие соответствующих мер по их предотвращению.

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Словосочетание "информационная безопасность" в разных контекстах может иметь различный смысл. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации термин "информационная безопасность" используется в широком смысле. Имеется в виду состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В Законе РФ "Об участии в международном информационном обмене" (закон утратил силу, в настоящее время действует "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") информационная безопасность определяется аналогичным образом – как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

В данном курсе наше внимание будет сосредоточено на хранении, обработке и передаче информации вне зависимости от того, на каком языке (русском или каком-либо ином) она закодирована, кто или что является ее источником и какое психологическое воздействие она оказывает на людей. Поэтому термин "информационная безопасность" будет использоваться в узком смысле, так, как это принято, например, в англоязычной литературе.

Под информационной безопасностью мы будем понимать защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. (Чуть дальше мы поясним, что следует понимать под поддерживающей инфраструктурой.)

Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

Таким образом, правильный с методологической точки зрения подход к проблемам информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем (ИС). Угрозы информационной безопасности – это оборотная сторона использования информационных технологий.

Из этого положения можно вывести два важных следствия:

Трактовка проблем, связанных с информационной безопасностью, для разных категорий субъектов может существенно различаться. Для иллюстрации достаточно сопоставить режимные государственные организации и учебные институты. В первом случае "пусть лучше все сломается, чем враг узнает хоть один секретный бит", во втором – "да нет у нас никаких секретов, лишь бы все работало".

Информационная безопасность не сводится исключительно к защите от несанкционированного доступа к информации, это принципиально более широкое понятие. Субъект информационных отношений может пострадать (понести убытки и/или получить моральный ущерб) не только от несанкционированного доступа, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе. Более того, для многих открытых организаций (например, учебных) собственно защита от несанкционированного доступа к информации стоит по важности отнюдь не на первом месте.

Возвращаясь к вопросам терминологии, отметим, что термин "компьютерная безопасность" (как эквивалент или заменитель ИБ) представляется нам слишком узким. Компьютеры – только одна из составляющих информационных систем, и хотя наше внимание будет сосредоточено в первую очередь на информации, которая хранится, обрабатывается и передается с помощью компьютеров, ее безопасность определяется всей совокупностью составляющих и, в первую очередь, самым слабым звеном, которым в подавляющем большинстве случаев оказывается человек (записавший, например, свой пароль на "горчичнике", прилепленном к монитору).

Согласно определению информационной безопасности, она зависит не только от компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры, к которой можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций и, конечно, обслуживающий персонал. Эта инфраструктура имеет самостоятельную ценность, но нас будет интересовать лишь то, как она влияет на выполнение информационной системой предписанных ей функций.

Обратим внимание, что в определении ИБ перед существительным "ущерб" стоит прилагательное "неприемлемый". Очевидно, застраховаться от всех видов ущерба невозможно, тем более невозможно сделать это экономически целесообразным способом, когда стоимость защитных средств и мероприятий не превышает размер ожидаемого ущерба. Значит, с чем-то приходится мириться и защищаться следует только от того, с чем смириться никак нельзя. Иногда таким недопустимым ущербом является нанесение вреда здоровью людей или состоянию окружающей среды, но чаще порог неприемлемости имеет материальное (денежное) выражение, а целью защиты информации становится уменьшение размеров ущерба до допустимых значений.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Информационная безопасность – многогранная, можно даже сказать, многомерная область деятельности, в которой успех может принести только системный, комплексный подход.

Спектр интересов субъектов, связанных с использованием информационных систем, можно разделить на следующие категории: обеспечение доступности, целостности и конфиденциальности информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры.

Иногда в число основных составляющих ИБ включают защиту от несанкционированного копирования информации, но, на наш взгляд, это слишком специфический аспект с сомнительными шансами на успех, поэтому мы не станем его выделять.

ПОНЯТИЯ ДОСТУПНОСТИ, ЦЕЛОСТНОСТИ И КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Доступность – это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу. Под целостностью подразумевается актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.

Наконец, конфиденциальность – это защита от несанкционированного доступа к информации.

Информационные системы создаются (приобретаются) для получения определенных информационных услуг. Если по тем или иным причинам предоставить эти услуги пользователям становится невозможно, это, очевидно, наносит ущерб всем субъектам информационных отношений. Поэтому, не противопоставляя доступность остальным аспектам, мы выделяем ее как важнейший элемент информационной безопасности.

Особенно ярко ведущая роль доступности проявляется в разного рода системах управления – производством, транспортом и т.п. Внешне менее драматичные, но также весьма неприятные последствия – и материальные, и моральные – может иметь длительная недоступность информационных услуг, которыми пользуется большое количество людей (продажа железнодорожных и авиабилетов, банковские услуги и т.п.).

Целостность можно подразделить на статическую (понимаемую как неизменность информационных объектов) и динамическую (относящуюся к корректному выполнению сложных действий (транзакций)). Средства контроля динамической целостности применяются, в частности, при анализе потока финансовых сообщений с целью выявления кражи, переупорядочения или дублирования отдельных сообщений.

Целостность оказывается важнейшим аспектом ИБ в тех случаях, когда информация служит "руководством к действию". Рецептура лекарств, предписанные медицинские процедуры, набор и характеристики комплектующих изделий, ход технологического процесса – все это примеры информации, нарушение целостности которой может оказаться в буквальном смысле смертельным. Неприятно и искажение официальной информации, будь то текст закона или страница Web-сервера какой-либо правительственной организации. Конфиденциальность – самый проработанный у нас в стране аспект информационной безопасности. К сожалению, практическая реализация мер по обеспечению конфиденциальности современных информационных систем наталкивается в России на серьезные трудности. Во-первых, сведения о технических каналах утечки информации являются закрытыми, так что большинство пользователей лишено возможности составить представление о потенциальных рисках. Во-вторых, на пути пользовательской криптографии как основного средства обеспечения конфиденциальности стоят многочисленные законодательные препоны и технические проблемы.

ВАЖНОСТЬ И СЛОЖНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Информационная безопасность является одним из важнейших аспектов интегральной безопасности, на каком бы уровне мы ни рассматривали последнюю – национальном, отраслевом, корпоративном или персональном.

Для иллюстрации этого положения ограничимся несколькими примерами.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (здесь, подчеркнем, термин "информационная безопасность" используется в широком смысле) защита от несанкционированного доступа к информационным ресурсам, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем выделены в качестве важных составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере.

По распоряжению президента США Клинтона (от 15 июля 1996 года, номер 13010) была создана Комиссия по защите критически важной инфраструктуры как от физических нападений, так и от атак, предпринятых с помощью информационного оружия. В начале октября 1997 года при подготовке доклада президенту глава вышеупомянутой комиссии Роберт Марш заявил, что в настоящее время ни правительство, ни частный сектор не располагают средствами защиты от компьютерных атак, способных вывести из строя коммуникационные сети и сети энергоснабжения.

Американский ракетный крейсер "Йорктаун" был вынужден вернуться в порт из-за многочисленных проблем с программным обеспечением, функционировавшим на платформе Windows NT 4.0 (Government Computer News, июль 1998). Таким оказался побочный эффект программы ВМФ США по максимально широкому использованию коммерческого программного обеспечения с целью снижения стоимости военной техники.

При анализе проблематики, связанной с информационной безопасностью, необходимо учитывать специфику данного аспекта безопасности, состоящую в том, что информационная безопасность есть составная часть информационных технологий – области, развивающейся беспрецедентно высокими темпами. Здесь важны не столько отдельные решения (законы, учебные курсы, программно-технические изделия), находящиеся на современном уровне, сколько механизмы генерации новых решений, позволяющие жить в темпе технического прогресса.

К сожалению, современная технология программирования не позволяет создавать безошибочные программы, что не способствует быстрому развитию средств обеспечения ИБ. Следует исходить из того, что необходимо конструировать надежные системы (информационной безопасности) с привлечением ненадежных компонентов (программ). В принципе, это возможно, но требует соблюдения определенных архитектурных принципов и контроля состояния защищенности на всем протяжении жизненного цикла ИС.

В аналогичном отчете, опубликованном в апреле 2002 года, цифры изменились, но тенденция осталась прежней: 90% респондентов (преимущественно из крупных компаний и правительственных структур) сообщили, что за последние 12 месяцев в их организациях имели место нарушения информационной безопасности; 80% констатировали финансовые потери от этих нарушений; 44% (223 респондента) смогли и/или захотели оценить потери количественно, общая сумма составила более 455 млн. долларов. Наибольший ущерб нанесли кражи и подлоги (более 170 и 115 млн. долларов соответственно).

Столь же тревожные результаты содержатся в обзоре InformationWeek, опубликованном 12 июля 1999 года. Лишь 22% респондентов заявили об отсутствии нарушений информационной безопасности. Наряду с распространением вирусов отмечается резкий рост числа внешних атак.

Увеличение числа атак – еще не самая большая неприятность. Хуже то, что постоянно обнаруживаются новые уязвимые места в программном обеспечении (выше мы указывали на ограниченность современной технологии программирования) и, как следствие, появляются новые виды атак.

В таких условиях системы информационной безопасности должны уметь противостоять разнообразным атакам, как внешним, так и внутренним, атакам автоматизированным и скоординированным. Иногда нападение длится доли секунды; порой прощупывание уязвимых мест ведется медленно и растягивается на часы, так что подозрительная активность практически незаметна. Целью злоумышленников может быть нарушение всех составляющих ИБ – доступности, целостности или конфиденциальности.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Организация и функционирование системы информационной безопасности должны соответствовать следующим принципам:

- Обоснованность. Используемые возможности и средства защиты информационных ресурсов должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, обоснованы с точки зрения заданного уровня безопасности.

- Комплексность. Предполагает обеспечение защиты информационных ресурсов от возможных угроз всеми доступными законными средствами, методами и мероприятиями, обеспечение согласованности организационных мер и мероприятий, инженерно-технических и программно-аппаратных средств, обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение всего их жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки и использования, во всех режимах функционирования.

- Непрерывность. Означает постоянное поддержание всей системы защиты в актуальном состоянии и совершенствование ее в соответствии с изменяющимися условиями функционирования Банка.

- Законность. Предполагает разработку системы информационной безопасности Банка на основе Федерального законодательства в области банковской деятельности, информатизации и защиты информации и других нормативных актов по безопасности, утвержденных органами государственного управления в пределах их компетенции, с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений.

- Специализация. Эксплуатация технических средств и реализация системы мер по обеспечению информационной безопасности должны осуществляться профессионально подготовленными специалистами.

- Взаимодействие и координация. Означает осуществление мер обеспечения информационной безопасности на основе четкой взаимосвязи соответствующих подразделений и служб, координации их усилий для достижения поставленных целей.

- Совершенствование. Предусматривает развитие мер и средств обеспечения информационной безопасности на основе собственного опыта, появления новых технических средств.

- Централизация управления. Означает управление информационной безопасностью по единым организационным, функциональным и методологическим принципам.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну Банка, и утрату документов, изделий и магнитных носителей, содержащих такие сведения, устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Ответственность за разглашение и утрату сведений, содержащих коммерческую тайну, несет персонально каждый сотрудник Банка, имеющий доступ к ним.

ШИФРОВАНИЕ –МЕТОД ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.

Испокон веков не было ценности большей, чем информация. ХХ век - век информатики и информатизации. Технология дает возможность передавать и хранить все большие объемы информации. Это благо имеет и оборотную сторону. Информация становится все более уязвимой по разным причинам:

• возрастающие объемы хранимых и передаваемых данных;

• расширение круга пользователей, имеющих доступ к ресурсам ЭВМ, программам и данным;

• усложнение режимов эксплуатации вычислительных систем.

Поэтому все большую важность приобретает проблема защиты информации от несанкционированного доступа (НСД) при передаче и хранении. Сущность этой проблемы - постоянная борьба специалистов по защите информации со своими "оппонентами".

Защита информации - совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих:

• исключение НСД к ресурсам ЭВМ, программам и данным;

• проверку целостности информации;

• исключение несанкционированного использования программ (защита программ от копирования).

Очевидная тенденция к переходу на цифровые методы передачи и хранения информации позволяет применять унифицированные методы и алгоритмы для защиты дискретной (текст, факс, телекс) и непрерывной (речь) информации.

Испытанный метод защиты информации от НСД - шифрование (криптография). Шифрованием (encryption) называют процесс преобразования открытых данных (plaintext) в зашифрованные (шифртекст, ciphertext) или зашифрованных данных в открытые по определенным правилам с применением ключей. В англоязычной литературе зашифрование/расшифрование - nciphering/deciphering.

С помощью криптографических методов возможно:

• шифрование информации;

• реализация электронной подписи;

• распределение ключей шифрования;

• защита от случайного или умышленного изменения информации.

К алгоритмам шифрования предъявляются определенные требования:

• высокий уровень защиты данных против дешифрования и возможной модификации;

• защищенность информации должна основываться только на знании ключа и не зависеть от того, известен алгоритм или нет (правило Киркхоффа);

• малое изменение исходного текста или ключа должно приводить к значительному изменению шифрованного текста (эффект "обвала");

• область значений ключа должна исключать возможность дешифрования данных путем перебора значений ключа;

• экономичность реализации алгоритма при достаточном быстродействии;

• стоимость дешифрования данных без знания ключа должна превышать стоимость данных.

КЛЮЧИ СЕРТИФИКАТОВ.

Цифровые сертификаты используют ключи при шифровании данных. Чтобы понять, каким образом работают цифровые сертификаты, необходимо знать, что такое ключи и для чего они предназначены.

Примечание. Ключ – это фрагмент данных, используемый шифром для преобразования открытого текста в шифрованный текст. Шифром является математический алгоритм, выполняющий шифрование или дешифрование данных.

Существует два типа шифрования с использованием ключей. Они используются примерно в одинаковой степени.

Шифрование на симметричном ключе. Для шифрования и расшифровки данных используется один и тот же ключ. Эта форма шифрования более эффективна с точки зрения скорости. При этом обеспечивается некоторый уровень безопасности, поскольку принимающая сторона должна знать ключ для расшифровки информации. Главным недостатком шифрования на симметричном ключе является то, что при вскрытии ключа злоумышленник сможет расшифровать данные. Он даже сможет зашифровать их и отправить принимающей стороне, выдав себя за легитимного отправителя.

Шифрование на открытом ключе. Более сложный процесс с точки зрения использования ключей. IIS предоставляет на выбор два алгоритма шифрования на открытом ключе – DH (Diffie-Hellman) и RSA (сокр. от имен разработчиков Ron Rivest, Adi Shamir и Leonard Adleman). RSA используется чаще всего, поэтому в данной лекции мы рассмотрим именно этот алгоритм. При шифровании на открытом ключе создается пара ключей – открытый ключ и секретный ключ.

Открытый ключ распространяется свободно. Данные, зашифрованные на открытом ключе, можно расшифровать только при помощи второй, секретной половины ключа. Поскольку владельцем данных являться человек, обладающий секретным ключом, то единственным человеком, который сможет прочитать данные после шифрования, будет тот, для кого они предназначены. Даже зашифровавший данные пользователь не сможет расшифровать их без секретного ключа.

Секретный ключ, разумеется, необходимо содержать в секрете. Его можно использовать для подписывания данных с целью подтверждения подлинности. Открытый ключ используется для проверки подлинности подписи и установления возможных искажений данных. Если данные зашифрованы при помощи секретного ключа, то без открытого ключа их не сможет расшифровать даже тот человек, который их зашифровал. Опять-таки, поскольку секретный ключ находится только у владельца, то данные являются подлинными. В противном случае, только владелец секретного ключа может просмотреть данные.

По сравнению с шифрованием на симметричном ключе шифрование на открытом ключе требует выполнения большего объема работы и является не столь эффективным. При шифровании больших объемов данных использование этого метода отрицательно сказывается на производительности. Тем не менее, можно использовать шифрование на открытом ключе для зашифровки симметричного ключа, после чего применить более эффективное симметричное шифрование для зашифровки остальных данных. Именно этот процесс лежит в основе функционирования SSL.

МОЩНОСТЬ ШИФРОВАНИЯ.

Мощность шифрования зависит от длины ключа и типа шифра, используемого для шифрования. Сообщения, созданные при помощи 128-битного ключа, взломать в 3х1026 раз сложнее, чем сообщения, созданные при помощи 40-битного ключа. Это в некоторой степени объясняет то, почему правительство США раньше не разрешало экспортировать технологию, поддерживающую ключи длиной более 40 бит. В целях безопасности, правительство США отталкивалось от того факта, что оно сможет дешифровать перехваченные зашифрованные данные. Это гораздо сложнее сделать при использовании 128-битных ключей! Многое зависит и от того, какой именно шифр используется при шифровании данных. Например, данные, зашифрованные при помощи симметричного шифра (например, шифра DES – Data Encryption Standard) с применением 64-битного ключа, сопоставимы по уровню защищенности с сообщением, зашифрованным при помощи RSA на ключе длиной в 512 бит.

СХЕМА ШИФРОВАНИЯ С ОТКРЫТЫМ КЛЮЧОМ.

Пусть K — пространство ключей, а e и d — ключи шифрования и расшифрования соответственно. Ee — функция шифрования для произвольного ключа eK, такая что:

Ee(m) = c

Здесь cC, где C — пространство шифротекстов, а mM, где M — пространство сообщений.

Dd — функция расшифрования, с помощью которой можно найти исходное сообщение m, зная шифротекст c :

Dd(c) = m

{Ee: eK} — набор шифрования, а {Dd: dK} — соответствующий набор для расшифрования. Каждая пара (E,D) имеет свойство: зная Ee, невозможно решить уравнение Ee(m) = c, то есть для данного произвольного шифротекста cC, невозможно найти сообщение mM. Это значит, что по данному e невозможно определить соответствующий ключ расшифрования d. Ee является односторонней функцией, а d — лазейкой.[3]

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Мельников Ю. Н., Теренин А. А. Возможности нападения на информационные системы банка из Интернета и некоторые способы отражения этих атак // Банковские технологии. 2003.

2. Водолазский В. Коммерческие системы шифрования: основные алгоритмы и их реализация. Часть 1. // Монитор. - 2002. - N 6-7. - c. 14 - 19.

3. Мафтик С. Механизмы защиты в сетях ЭВМ. - М.: Мир, 2003.