Главная              Рефераты - Информатика

Постановка задачи и решение её с помощью программы Project Expert - реферат

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Филиал в г. Туле

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ : «Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте»

НА ТЕМУ: «Постановка задачи и решение её с помощью программы Project Expert »

Выполнил: студентка 6 курса

факультета финансово-кредитного

специальности Финансы и кредит

специализации Финансовый менеджмент

группы дневной

Харина Марина Александровна

№ личного дела 01ФФБ 12303

Проверил: Евсюков Владимир Васильевич

Тула 2006 год

Содержание

1. Постановка задачи………………………………………………3

2. Описание возможностей пакета ProjectExpert………………..6

3. Решение задачи с помощью ППП ProjectExpert ……………15

1. Постановка задачи

Разработан проект, который является обоснованием идеи создания производственной фирмы «Лилия», производящей и реализующей постельное бельё, постельные принадлежности и аксессуары. Необходимо рассчитать на основе ниже приведенных данных эффективность данного проекта и целесообразность вложений денежных средств.

Форма собственности предприятия – смешанная; основной вид деятельности – производство постельного белья и постельных принадлежностей. Предполагается производить постельное бельё для населения центрального федерального округа, а в последующем в других регионах и на зарубежном рынке. Данный товар в магазине, салоне или на рынке купить не сложно, но он произведен мелкими предприятиями и большая его часть не высокого качества, т.е. быстро теряет свой первоначальный цвет и яркость после двух-трёх стирок. Кроме того, в магазинах постельное бельё заметно дороже, чем на рынках. На рынках товар есть, но он произведен малыми предприятиями, к которым доверие покупателей невелико.

Продукция фирмы ''Лилия'' рассчитана на потребление достаточно широкими массами населения. Продукция будет поставляться:

1. На рынок, так как большое количество покупателей находиться именно там.

2. В магазины, будут заключены договора на ежемесячную поставку продукции.

3. На оптовые точки.

4. Крупным заказчикам.

5. Индивидуальным потребителям.

Большой плюс фирмы:

принимаются индивидуальные заказы по пошиву белья, возможность изготовления с использованием различных вышивок, тесёмок, накладок и т.п.

Целями проекта являются:

1. Обоснование прибыльности и рентабельности проекта изготовления и реализации постельного белья.

2. Получение прибыли фирмы для дальнейшего увеличения и расширения производства.

3. Удовлетворение спроса населения сначала в городах Тульской и Московской областей, а потом и в других регионах, районах и городах.

4. Изготовление продукции для людей с разным уровнем дохода.

При этом престиж фирмы - основное отличие нашего товара от товара конкурентов будет определяться высоким качеством изготавливаемой продукции по разработанным технологиям из качественной ткани, т.е. которая не полиняет после 2-3 стирки белья, также будут разрабатываться новые модели и производиться пошив изделий по индивидуальным заказам. Достижение этого будет обеспечено строгим личным контролем каждой партии исходного материала и готовой продукции менеджером-экспертом по приобретаемым тканям и качеству пошива постельного белья.

В отличие от большинства конкурентов (без учета крупного промышленного производства, доля которых на местном рынке не велика) фирма не будет скрывать своё лицо и будет использовать в упаковке товара ярлык с названием и знаком фирмы.

Требуемый начальный капитал составляет: 2 500 000 руб.

Его источники:

-Акционерный капитал в размере 1 500 000 руб.,

-кредит Сбербанка в размере 1 000 000 руб.

Предполагается арендовать помещение под фирму. Производственное оборудование будет размещено на 650 кв.м. площадях.

В городе Тула постельное бельё в основном привозится из других городов и районов, поэтому цены на них соответственно выше. Продукция, привозимая из Китая и Турции, как правило, недорогая (цена почти такая же), но некачественная. Продукция же привозимая из г. Карабаново Владимирской области, а также с некоторых баз г. Москвы заграничного производства качественная, но очень дорогая. Товар фирмы ''Лилия'' будет качественным и недорогим, что нужно нашему покупателю со средним и невысоким уровнем дохода. Продукция будет также по душе и для людей с высоким уровнем дохода, так как есть возможность индивидуального заказа, можно выбрать по предложенным каталогам или придумать фасон продукции, выбрать материал по вкусу и цвету, плюс про­фессиональные советы.

Фирма ''Лилия'' - это открытое акционерное общество, образованное 1 октября 2006 г. группой акционеров. Для организации производства располагает денежными средствами, показанными в таблице 1.

Таблица 1. Стоимость основных средств .

Наименование. Кол-во, шт. Цена, руб.
1. Автомобиль «Газель» 1 250 000
2. Помещение под склад 110 кв.м. 1 90 000
Итого: 340 000

Для успешной реализации товара ОАО «Лилия» должна представить его, как наиболее выгодный для покупателя. Зачастую покупатель не может решиться на покупку товара, сомневаясь в качестве и сроке службы, а также соответствия товара его стоимости. Необходимо привлечь на свою сторону максимальное число таких покупателей, объяснив им, что выгода бывает не только сиюминутной, и даже немного переплатив (наша цена средняя, а не самая низкая), можно сэкономить. Поэтому базовой идеей рекламы должна быть мысль о том, что, покупая изделия фирмы «Лилия» с гарантией качества по средней цене покупатель дважды выигрывает: материально – ему через 3-4 месяца не придется покупать такой же товар, и морально – качество и надёжность товара обеспечат удовольствие от его практического использования. Кроме того, будут использоваться подарочные и великолепно оформленные упаковочные материалы. Предполагается разработать фирменный знак в форме цветка лилии и организовать его использование на ярлычке продукта и в упаковке товара, а также помещать его в рекламных объявлениях.

Для информированности покупателей будет использоваться рекламная надпись, в которой обозначены - девиз рекламы, название, адрес и телефон предприятия, а также др. надписи, но по смыслу соответствующие основному девизу рекламы. Поскольку специфика предприятия "Лилия" состоит в том, что величина первоначальных вложений на создание оборотных средств велика, а объём выпуска её изделий и конкуренция пока еще не велики, то для начала следует провести небольшую рекламу по телевидению, радио и публикациях периодических изданий, что, несомненно, скажется на увеличении заказов и объема продаж. К тому же в газете «Из рук в руки» объявления принимаются бесплатно, но ещё несколько объявлений будут помещены в периодической печати, а также будет организован выпуск каталогов по пошиву разных видов товара, в том числе и для индивидуальных заказов. При этом затраты на рекламу, связанные с разработкой и изготовлением фирменного знака и каталогов, и затраты на размещение объявлений составят в общем: Реклама = 120 000 руб.

Для начала производства необходимо:

1. Заключить договор об аренде помещения площадью около 650 м.кв. на период с 01.10.2006 по 01.01.2010 с оплатой 100% начиная со 1 месяца, т.е. 01.10.2006. Срок заключения договора до 01.01.2010.

2. Заключить 20-25 договоров о поставке сырья и материалов. Количество договоров и выбор поставщика определяется менеджером-экспертом по тканям в зависимости от наличия у поставщика тканей требуемого качества. Срок заключения договоров для обеспечения фирмы материалами на 3 месяца вперёд до 01.01.07

3. Заключить договор с фирмой-подрядчиком на проведение ремонтных работ в арендуемом помещении. Материал приобретается фирмой-подрядчиком на складах строительных материалов с предоставлением отчетных документов. Срок изготовления до 01.10.2006.

4. Купить 20 швейных машин с электроприводом и 20 набора лекал и инструментов (ножницы, линейки, иглы). Срок поставки до 01.11.06.

5. Приобрести мебель, утюги, гладильные доски и канцтовары с предоставлением отчетных документов. Срок с 16.10.06 по 31.10.06.

6. Для сбыта продукции разработать и изготовить фирменный знак и организовать выпуск каталогов.

7. Набрать штат сотрудников в период с 01.10.06 по 31.10.06

8. Фирма работает в производственном режиме, производя пошив постельного белья, и коммерческом режиме одновременно, реализуя произведенную продукцию.

9. Работа фирмы будет осуществляться в 1 смену в 8 часов:

с 8.30 до 17.00, обед с 12.00 до 12.30.

Суббота, воскресенье – выходной.

Штат работающих:

Директор – 1 чел,

финансовый менеджер – 1 чел.,

главный бухгалтер – 1 чел.,

модельер-конструктор – 1 чел.,

менеджер-эксперт – 1 чел.,

маркетолог – 1 чел.,

закройщик – 1 чел.,

швея – 20 чел.,

грузчик – 2 чел.,

водитель-экспедитор – 2 чел.,

охранник – 1 чел.,

уборщица – 1 чел.

2. Описание возможностей ППП Project Expert

Жизнь нельзя повторить, но можно смоделировать. Это делается с помощью компьютерных программ. Для этого нужно описать на языке программы все существенные особенности того сценария, который предполагается реализовать на практике. Это трудная, но, в принципе, выполнимая задача. При этом, те условия, от которых зависит ход сценария, определяются как параметры программы. Регулируя параметры, мы можем наблюдать, к каким последствиям приводят наши решения или, не зависящие от нашей воли, изменения внешних факторов. При этом мы ничем не рискуем, делая столько дублей, сколько потребуется, чтобы убедиться, что выбранное решение приведет к ожидаемому результату при заданном наборе параметров.

Программа Project Expert является именно той программой, которая готова поработать дублером финансового менеджера. Она воплощает имитационную модель, с помощью которой можно воспроизвести деятельность компании.

Одной из важнейших проблем при разработке информационных технологий в финансовом менеджменте является выбор соответствующих программных продуктов. Многообразие задач финансового менеджмента обусловливает необходимость использования различных программных средств, существенно отличающихся по назначению, функциональным возможностям, используемой среде и т.п.

Программные средства, используемые в качестве инструментария поддержки финансовых решений можно разделить на следующие классы:

-комплексные системы управления предприятиями;

-табличные процессоры (Excel);

-пакеты для решения задач фундаментального анализа;

-пакеты для решения задач технического анализа;

-статистические и математические пакеты программ;

-системы искусственного интеллекта (ИИ).

Следует отметить, что такое деление весьма условно, так как одни программные средства могут сочетать в себе свойства и возможности одновременно нескольких выделенных классов, а другие могут быть ориентированными на решение лишь узких специализированных задач.

Комплекс фирмы «PRO-INVESTCONSULTING» предназначен для составления бизнес-планов развития предприятия.

Пакет ProjectExpert является автономным, закрытым приложением, функционирующим в среде Windows 95/NT; он реализован с использованием современных инструментальных средств программирования на языке С++, что обеспечивает высокую надежность и скорость расчетов. С его помощью можно осуществлять анализ, подготовку бизнес планов и мониторинг инвестиционных проектов. Продукт выпускается в нескольких модификациях: облегченной, профессиональной (Professional) и холдинг, различающихся по функциональным возможностям и стоимости.

Профессиональная версия пакета включает следующие блоки: моделирования, генерации финансовых документов, анализа, группировки проектов, контроля реализации проектов, генератор отчетов, а также дополнительные встраиваемые модули.

Каждый блок состоит уз функциональных модулей, позволяющих менеджеру в диалоговом режиме решать следующие задачи:

-детально описывать текущее состояние предприятия с учетом изменения параметров внешней среды (инфляция, налоги, валютные курсы и т.д.);

-разрабатывать план реализации инвестиционного проекта, стратегии маркетинга и производства, обеспечивающие рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-определять схему финансирования проекта (собственный капитал, заемные средства, лизинг и др.);

-проигрывать различные сценарии реализации проекта, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;

-автоматически формировать все необходимые виды отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, прогноз потоков наличности и т.д.) и проектной документации в соответствии с требованиями международных стандартов на русском и английском языках, а также другие виды документов по запросу пользователя;

-проводить всесторонний анализ чувствительности и эффективности проекта в разрезе его участников (предприятия, инвесторов, банков и т.п.);

-осуществлять последующий мониторинг и контроль реализации различных стадий проекта с автоматическим выявлением отклонений фактических показателей от запланированных и др.

Имеется возможность обмена данными в форматах программ MSOfficeи СУБД семейства Dbase, а также подготовки отчетных документов в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета. Еще одной интересной особенностью данного продукта является возможность подключения модуля «Переводчик», позволяющего использовать систему автоматизированного перевода текстов PROMT98 фирмы «ПРОМТ» для оформления проектной документации на наиболее распространенных европейских языках.

Технология решения задач финансового менеджмента в условиях автоматизации ИТ в общем случае включает выполнение следующих процедур: сбор и подготовку информации; обработку, накопление и хранение данных; моделирование данных; формирование результатной информации; передачу информации лицу, принимающему решения; принятие решения.

В зависимости от вида и особенностей конкретной задачи, а также технологических решений по организации автоматизированной обработки информации на данном предприятии некоторые из перечисленных процедур могут отсутствовать. Как правило, это характерно для задач, решение которых требует использования внутренней информации об объекте, в условиях применения комплексных систем автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, предполагающих использование единой информационной базы. Примерами таких задач могут служить: анализ финансового состояния предприятия, осуществляемый его менеджментом; текущее планирование; управление оборотными средствами; оперативный контроль за осуществлением расчетов и платежей и др.

Решение таких задач в условиях применения ИТ максимально автоматизировано и осуществляется в режиме АРТ, реализованного на пользовательском компьютере – клиенте, который подключен к вычислительной сети организации, функционирует на базе технологии «клиент-сервер» или «файл-сервер» и использует её информационные ресурсы.

Программное обеспечение подобных задач выполнено в виде отдельных модулей или подсистем, которые являются составной частью программного обеспечения комплексной системы автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Существует целый ряд задач финансового менеджмента, требующих использования как внутренней, так и внешней информации. Вне зависимости от применяемых на предприятии информационных технологий решение таких задач, как правило, осуществляется в автономном режиме, предполагает использование соответствующих пакетов прикладных программ и включает все указанные процедуры обработки информации.

Типичным представителем этого класса является задача анализа и подготовки технико-экономического обоснования инвестиционных проектов. Наиболее популярными программами, используемыми для её решения, в настоящее время являются отечественные продукты ProjectExpert (PRO-INVESTConsulting) и «Альт-Инвест» («Альт»).

Программа ProjectExpert конструктивно реализована в виде наборов независимых модулей, доступ к которым осуществляется из диалоговой формы-меню путем выбора закладки (темы) соответствующего раздала, реализующего тот или иной этап проектирования.

Рис. 1. Форма-менюПППProject Expert.

Имеются следующие 9 разделов: «Проект», «Компания», «Окружение», «Инвестиционный план», «Операционный план», «Финансирование», «Результаты», «Анализ проекта», «Актуализация».

Вызов требуемого модуля внутри каждого раздела осуществляется путем нажатия соответствующей кнопки с пиктограммой. Несмотря на то, что вызов модулей может осуществляться в любой последовательности, при отсутствии требуемых исходных данных доступ к некоторым из них может быть заблокирован.

Решение рассматриваемой задачи на ПК с применением ППП ProjectExpert может быть представлено в виде следующих этапов, или шагов:

1) информационное описание проекта;

2) определение потребности в финансировании и выбор его стратегии;

3) формирование и печать отчетов;

4) оценка эффективности проекта для его участников;

5) анализ и моделирование показателей эффективности с учетом рисков и неопределенности.

Информационное описание проекта – наиболее трудоемкий этап, требующий тщательной подготовительной работы по сбору и обработке исходных данных. По различным оценкам, на долю этого этапа приходится от 50 до 90% всех трудозатрат при решении задач оценки ИП.

В программе ProjectExpert данный этап реализуют модули следующих разделов: Проект, Компания, Окружение, Инвестиционный план, Операционный план.

Информацию, используемую в процессе оценки ИП, можно условно разделить на внешнюю, общую и внутреннюю.

Внешняя информация должна отражать основные сведения об экономическом окружении проекта: прогнозные оценки инфляции, валютных курсов, особенности системы налогообложения и т.п. В программе ProjectExpert ввод подобной информации осуществляется посредством выбора соответствующих модулей раздела Окружение .

Общая информация о проекте, как правило, включает: дату начала и длительность проекта; перечень продуктов и (или) услуг; валюты, используемые для расчетов и платежных операций на внутреннем и внешнем рынках; применяемые единицы измерения и др. Описание этой информации в программе ProjectExpertосуществляется в разделе Проект . Также в этой программе реализована возможность защиты информации проекта от несанкционированного доступа (модуль Защита ), осуществляемая путем ввода специального пароля.

Для действующего предприятия необходимо также описать финансовое и имущественное состояние на начало проекта (т.е. стартовый баланс), отразив структуру и состав имеющихся в наличие активов, обязательств и капитала.

В программе ProjectExpert стартовые условия реализации проекта описываются посредством модулей раздела Компания .

Внутренняя информация о проекте включает: объемы и реализации производства продукции и услуг с разбивкой по периодам; цены на производимую продукцию; данные о производственных затратах и накладных расходах; данные об используемых активах и ресурсах; сведения о персонале и заработной плате и т.п. эта информация о проекте в программе ProjectExpert задается с помощью модулей разделов Инвестиционный план и Операционный план . При этом возможно построение календарного плана выполнения работ с указанием сроков и стоимостных объемов используемых ресурсов.

Работа с ProjectExpert может быть представлена в виде следующих основных шагов:

1. Построение модели

2. Определение потребности в финансировании

3. Разработка стратегии финансирования

4. Анализ финансовых результатов

5. Формирование и печать отчета.

6. Ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

1) Построение модели

Процесс построения модели наиболее трудоемкий и требует значительной подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных. Различные модули ProjectExpert независимы и доступны пользователю практически в любой последовательности. Однако, отсутствии некоторых необходимых исходных данных может блокировать доступ к другим модулям программы. Независимо от того разрабатывается ли детальный финансовый план или производится предварительный экспресс-анализ проекта в первую очередь необходимо ввести следующие исходные данные:

-дата начала и длительность проекта;

-перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта;

-две валюты расчета для платежных операций на внутреннем и внешнем рынках, а также их обменный курс и прогноз его изменения;

-перечень, ставки и условия выплат основных налогов;

-для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличие активов, обязательств и капитала предприятия на дату начала проекта.

Следующим этапом процесса построения модели является описание плана развития предприятия (проекта). Для этого необходимо ввести следующие исходные данные:

- инвестиционный план , включая календарный план работ с указанием затрат и используемых ресурсов;

- операционный план , включая стратегию сбыта продукции или услуг, план производства, план персонала, а также производственные издержки и накладные расходы.

2) Определение потребности в финансировании

Для определения потребности в финансировании следует произвести предварительный расчет проекта. В результате предварительного расчета определяется объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный период времени с шагом в один месяц.

3) Разработка стратегии финансирования предприятия

После определения потребности в финансировании разрабатывается план финансирования. Пользователь имеет возможность описать три способа финансирования:

- посредством привлечения акционерного капитала;

- посредством привлечения заемных средств.

- заключение лизинговых сделок.

В процессе разработки стратегии финансирования проекта пользователь имеет возможность промоделировать объем и периодичность выплачиваемых дивидендов, а также стратегию использования свободных денежных средств (например, размещение денежных средств на депозит в коммерческом банке или приобретение акций сторонних предприятий).

4) Анализ эффективности проекта

В процессе расчетов ProjectExpert автоматически генерирует стандартные отчетные бухгалтерские документы:

- отчет о прибылях и убытках;

- бухгалтерский баланс;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет об использовании прибыли.

На основе данных отчетных бухгалтерских документов осуществляется расчет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов.

Пользователь может разработать несколько вариантов проектов в соответствии с различными сценариями их реализации. После определения наиболее вероятного сценария проекта он принимается за базовый. На основе базового варианта проекта производится анализ чувствительности и определяется критические значения наиболее важных факторов, влияющих на финансовый результат проекта.

5) Формирование отчета

После завершения анализа проекта формируется отчет. В ProjectExpert предусмотрен специальный генератор отчета, который обеспечивает компоновку и редактирование отчета по желанию пользователя. В отчет могут быть встроены не только стандартные графики и таблицы, но также таблицы и графики, построенные пользователем при помощи специального редактора. Также пользователь имеет возможность встраивания в отчет комментариев в виде текста.

6) Контроль за ходом реализации проекта (Актуализация)

В ProjectExpert предусмотрены средства для ввода фактической информации о ходе реализации проекта. Актуальная информация может вводиться ежемесячно. На основе введенной актуальной информации и плана формируется отчет о рассогласованиях плановой и фактической информации, которая может быть использована в процессе управления проектом.

При работе с системой дополнительно можно использовать комбинации клавиш для команд:

Alt+BkSp – отменить ранее введенные данные;

Shift+Del – копировать с удалением выделенной строки;

Ctrl+Ins– копировать выделенную строку;

Shift+Ins – вставить скопированную строку;

Shift+F2 – сохранить внесенные изменения;

F5 – открыть отчет о Прибылях-убытках;

F6 – открыть отчет о Движении денежных средств;

F7 – открыть Балансовый отчет;

F8 – отобразить значения показателей эффективности инвестиций;

F9 – пересчитать проект с учетом внесенных изменений;

F11 – активизировать диалог «Детализация результатов»;

F12 – активизировать диалог «Таблица пользователя»;

Shift+F4 – разместить открытые окна в мозаичном порядке;

Shift+F5 – разместить открытые окна каскадом.

Инструментальная панель содержит кнопки, с помощью которых можно выполнять некоторые действия, минуя выбор команд меню.

Раздел «Проект» является первым в содержании ProjectExpert и изначально доступен после открытия или создания проекта. Он предназначен для ввода общей информации о проекте, настройки модулей расчета и отображения данных проекта.

Раздел состоит из шести модулей: Заголовок, Список продуктов, Текстовое описание, Отображение данных, Настройка расчета, Защита проекта, диалоги которых позволяют ввести необходимую информацию о наименовании проекта, сроках его реализации, сформировать перечень реализуемой продукции, установить защиту от несанкционированного доступа к данным проекта, а также произвести настройку программы для расчета и отображения полученных результатов.

В разделе «Компания» можно осуществить ввод данных, характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия на начало проекта. Раздел состоит из четырех модулей: Стартовый баланс, Банк. Система учета, Текстовое описание, Структура компании.

Раздел «Окружение» активизируется выбором закладки «Окружение» в диалоговом окне «Содержание» . Этот раздел предназначен для описания финансово-экономической среды, в которой планируется реализация проекта.

Раздел состоит из пяти модулей: Валюта, Учетная ставка, Текстовое описание, Инфляция, Налоги , в которых вводятся данные об основной (национальной) и дополнительной (экспортно-импортной) валютах проекта, ставке рефинансирования, а также инфляционном и налоговом окружении финансовых операций проекта.

Раздел «Инвестиционный план» предназначен для составления календарного графика работ (проекта) с указанием отдельных этапов, необходимых финансовых ресурсов для выполнения этих этапов, установления взаимосвязей между этапами, формирования активов предприятия (проекта), описания способов и сроков амортизации созданных активов. Активизация раздела производится выбором закладки в окне «Содержание» .

Структура раздела «Инвестиционный план» состоит из модулей: Календарный план, Список активов, Ресурсы, Редактирование ресурсов, Календарь, Текст .

Раздел «Операционный план» предназначен для ввода исходных данных по сбыту произведенной продукции и об издержках, которые могут быть отнесены к периоду производственной деятельности предприятия, реализующего проект. Для активизации раздела «Операционный план» необходимо выбрать соответствующую закладку в окне «Содержание».

Раздел «Операционный план» содержит 6 модулей: План сбыта, Материалы и комплектующие, План производства, План персонала, Общие издержки, Текстовая информация, диалоги которых позволяют описать запланированную стратегию операционной деятельности предприятия, реализующего проект.

Потребность в капитале определяется на основании данных, отображаемых в Плане денежных потоков (Cash-Flow). Значения сальдо счета предприятия представлены в последней строке таблицы Cash-Flow и демонстрируют прогнозируемое состояние расчетного счета предприятия, реализующего проект в различные периоды времени. Отрицательное значение сальдо расчетного счета означает, что предприятие не располагает необходимой суммой капитала.

Задачей пользователя является сформировать капитал таким образом , чтобы ни в один период времени значения сальдо расчетного счета не имело отрицательное значение. При этом необходимо придерживаться основного принципа: капитал должен быть привлечен только в период времени, когда это действительно необходимо.

Также следует принимать во внимание стоимость капитала, условия, на которых он может быть привлечен. В первую очередь, условия привлечения капитала должны быть реалистичны. То есть, разрабатывая бизнес-план проекта, авторы должны иметь предварительные договоренности с банком, в принципе готовым кредитовать проект, либо хорошо представлять себе реальный рынок капитала.

Например, на каких условиях могут быть привлечены инвесторы, или как может быть организована подписная кампания на акции среди населения и сколько это будет стоить. Другими словами, формируя капитал проекта, следует отчетливо представлять его вероятную стоимость. При определении стоимости капитала следует также учитывать стоимость гарантий или страхования капитала, а также затраты на проведение рекламной кампании для привлечения капитала. Важным преимуществом ProjectExpert является то, что потребность в капитале определяется с учетом инфляции, что, в свою очередь, позволяет избежать грубых ошибок в планировании бюджета проекта.

Существует два основных способа привлечения капитала:

1. Собственный – полученный в качестве вклада инвестора, называемый как акционерный капитал;

2. Заемный – предоставленный коммерческим банком или другим финансовым институтом в качестве кредита под определенные проценты.

В программе ProjectExpert предусмотрена возможность разработки гибкой стратегии формирования капитала. При этом пользователь может описать как процедуры привлечения денежных средств, так и процедуры обслуживания долга.

Ввод данных, характеризующих стратегию формирования капитала проекта, осуществляется только после проведения расчета для определения потребности в капитале, при этом все данные, характеризующие поступления и затраты в проекте, должны быть уже введены.

Раздел «Финансирование» становится доступным после выбора закладки «Финансирование» в окне «Содержание». В этом разделе вводятся данные, описывающие процедуры привлечения денежных средств для финансирования проекта в виде собственного (акционерного) и заемного капитала, а также данные, характеризующие деятельность предприятия по использованию и распределению свободных финансовых средств и прибыли проекта.

Раздел состоит из 8 модулей: Акционерный капитал, Кредиты, Лизинг, Инвестиции, Другие поступления, Другие выплаты, Распределение прибыли, Льготы по налогу на прибыль.

В разделе «Результаты» представлены результаты моделирования деятельности предприятия, которые отражаются в финансовых отчетах, таблицах и графиках. Эти материалы вместе с пояснительным текстом входят в бизнес-план, подготовку которого обеспечивает ProjectExpert. Оформление и просмотр выходных данных, подготовленных программой, выполняются в данном разделе.

Раздел «Анализ проекта». Созданный проект является, в сущности, прогнозом, который показывает, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены расчетные показатели эффективности хозяйственной деятельности. Однако, строить свои планы на таком, жестко заданном прогнозе, несколько рискованно, поскольку даже незначительное изменение исходных данных может привести к совершенно неожиданным результатам. Ведь успех реализации проекта зависит от множества переменных величин, которые вводятся в описание в качестве исходных данных, но в действительности, не являются полностью контролируемыми параметрами. К числу таких параметров относятся объем сбыта, цена продукции, суммы издержек, величина налогов, уровень инфляции и многие другие. Все эти величины можно рассматривать как случайные факторы, оказывающие влияние на результат проекта. Цель статистического анализа (Монте-Карло) состоит в определении степени воздействия случайных факторов на показатели эффективности проекта. Раздел, кроме того, предусматривает и другие виды анализа проекта. Он содержит модули: Контроль процесса реализации проекта, Финансовые показатели, Эффективность инвестиций, Доходы участников, Анализ чувствительности, Анализ безубыточности, Монте-Карло, Разнесение издержек, Доходы подразделений.

Раздел «Актуализация» предназначен для осуществления контроля за ходом выполнения проекта. Здесь можно ввести актуальные данные о фактических поступлениях и выплатах, посмотреть актуализированный отчет о движении денежных средств и получить отчет о рассогласовании планируемых и фактических денежных потоков.

Он содержит модули: Контроль процесса реализации проекта, Актуализированное Кэш-фло, Рассогласование Кэш-фло.

3. Решение задачи с помощью ППП Project Expert

Составим проект производства постельного белья и постельных принадлежностей с помощью ППП ProjectExpert.

1. Загрузка системы и начало работы:

· загрузить ProjectExpert,

· в меню Проект выбрать Новый ,

· в поле Название внести «Производство и реализация постельного белья», в поле Файл скопировать поле Шаблон, нажать ОК .

Рис. 2. Создание нового проекта

2. Активизировать закладку Проект и в её окне

· Нажать кнопку Заголовок и заполнить поля данных этого окна.

· Щелкнуть кнопку Список продуктов , в вызванное окно внести:

Наименование изделий -

Комплект (1,5 спал) бязь

Комплект (1,5 спал) хлопок

Комплект (1,5 спал) лён

Комплект (1,5 спал) шелк

Комплект (2 спал) бязь

Комплект (2 спал) хлопок

Комплект (2 спал) лён

Комплект (2 спал) шелк

Одеяло (1,5 спал) ватное

Одеяло (1,5 спал) синтепон

Одеяло (2 спал) ватное

Одеяло (2 спал) синтепон

Подушка 70х70 перо

Подушка 70х70 синтепон

Подушка 60х60 перо

Подушка 60х60 синтепон

Единицы измерения для каждой позиции – штуки

Начало продаж – 01.11.2006

Рис. 3. Список продуктов

· Нажать кнопку Текстовое описание , в открывшееся окно внести сведения о фирме:

Название предприятия – ОАО «Лилия»

Дата создания – 01.10.2006 г.

Адрес – 300000, г. Тула, ул. Первомайская, д.10, к.58

Руководители предприятия – Пугачев Е.В., директор; Харина М.А., финансовый менеджер; Степанова Е.К., главный бухгалтер.

· Щелкнуть кнопку Отображение данных , в открывшееся окно внести:

Масштаб – показывать данные по месяцам,

Итоговые таблицы – показывать пустые строки,

Валюта итоговых таблиц – рубли,

Таблица Кэш-фло – дисконтировать строки при отображении.

· Нажать кнопку Настройка расчета , в открывшееся окно внести:

Общая ставка дисконтирования в рублях – 5%.

3. Выбрать закладку Компания и в её окне

· Нажать кнопку Стартовый баланс , внести

Денежные средства – 1 500 000 руб.

· Нажать кнопку Банк. Система учета – учет запасов – по среднему,

· Нажать кнопку Текстовое описание , внести данные об общей информации компании.

Рис. 4. Общая информация ОАО «Лилия»

· Нажать кнопку Структура компании , просмотреть её.

4. Активизировать закладку Окружение и в её окне

· Нажать кнопку Валюта , внести курс евро,

· Нажать кнопку Инфляция , установить уровень годовой инфляции в размере 12%,

· Нажать кнопку Текстовое описание , заполнить его,

· Нажать кнопку Налоги , просмотреть ставки налогов и исправить НДС-18%, налог на прибыль – 24%.

Рис.5. Диалоговое окно «Налоги»

5. Выбрать закладку Инвестиционный план и в её окне

· Нажать кнопку Календарный план , щелкнуть значок Добавить этап, ввести этап Формирование запасов сырья .

· Щелкнуть кнопку Ресурсы, в открывшемся окне нажать клавишу Редактирование ресурса , откроется окно для редактирования ресурса, в нем нажать клавишу INS и последовательно занести следующие сведения о ресурсах (без внесения количества):

Таблица 2. Материалы

Наименование Ед. измерения Стоимость за единицу Тип ресурса
Бязь м.кв. 4,00 Материалы
Лён м.кв. 5,00 Материалы
Хлопок м.кв. 5,00 Материалы
Шелк м.кв. 8,00 Материалы
Вата кг 20,00 Материалы
Нитки м 0,01 Материалы
Перо кг 35,00 Материалы
Рюши м 3,00 Материалы
Синтепон м.кв 8,00 Материалы
Тесьма м 0,50 Материалы
Ткань плотная м.кв 7,00 Материалы
Цветная упаковка м

0,30

Материалы

· По окончанию ввода видов ресурсов, закрыть окно, вернувшись в Ресурсы . В этом окне с помощью клавиши Занести ресурс , перенести последовательно ресурсы в окно Ресурсы этапа, вводя при этом количество данного ресурса.

·Добавить этап Подготовка оборудования , используемые ресурсы:

Таблица 3. Оборудование

Наименование Ед. измерения Стоимость за единицу Тип ресурса Количество
Гладильная доска штук 150,00 оборудование 20
Линейка метровая штук 20,00 оборудование 10
Набор инструментов к швейной машине штук 200,00 оборудование 20
Столы письменные штук 300,00 оборудование 8
Столы рабочие штук 210,00 оборудование 22
Утюг штук 300,00 оборудование 20
Швейная машина штук 3600,00 оборудование 20

· Добавить этап Производство , с помощью соответствующего значка.

· Добавить ресурсы с помощью кнопки Ресурсы :

Электроэнергия - ед.изм. – кВт-час стоимость 1 кВт-часа 1,17 руб.,

Люди - ед.изм. – чел-час стоимость 1 кВт-часа 14,28 руб.

· Установить даты выполнения этапов последовательно с помощью правой верхней стороны окна Календарный план :

1 этап. Формирование запасов сырья – 01.10.2006 – 22.10.2006

2 этап. Подготовка оборудования – 23.10.2006 – 31.10.2006

3 этап. Производство продукции - 01.11.2006 – 30.09.2007

6. Выбрать закладку Операционный план и в её окне

· Нажать кнопку План сбыта и ввести данные:

Таблица 4. План сбыта

Продукт Стоимость 1 штуки Количество
Комплект (1,5 спал) бязь 300,00 3900
Комплект (1,5 спал)лён 350,00 3900
Комплект (1,5 спал) хлопок 325,00 3900
Комплект (1,5 спал) шелк 475,00 3900
Комплект (2 спал) бязь 340,00 4100
Комплект (2 спал) лён 400,00 4100
Комплект (2 спал) хлопок 370,00 4100
Комплект (2 спал) шелк 550,00 4100

Одеяло (1,5 спал)

вата

550,00 2100

Одеяло (1,5 спал)

синтепон

390,00 2100

Одеяло (2 спал)

вата

690,00 2100

Одеяло (2 спал)

синтепон

450,00

2100

Подушка 60х60 перо 380,00 4200
Подушка 60х60 синтепон 230,00 4200
Подушка 70х70 перо 410,00 4200
Подушка 70х70 синтепон 280,00 4200

· Для ввода плана сбыта использовать кнопку Быстрый ввод .

· Щелкнуть кнопку План производства и ввести следующие данные по расходу:

в закладке Материалы (расход) щелкнуть переключатель Список материалов и комплектующих , используя клавишу INS и цены из таблицы 4, расход электроэнергии на 1 единицу продукции – 0,20 квт-час:

на 1 комплект белья 1,5 спальный: материал – 12,40 м.кв, нитки – 250 м, тесьма 2 м.,

на 1 комплект белья 2 спальный: материал – 15,80 м.кв., нитки – 320 м., тесьма – 2,50 м.,

на 1 подушку размером 60х60: ткань плотная – 0,9 м.кв., нитки – 12 м., перо – 3 кг., синтепон – 1,8 кг.,

на 1 подушку размером 70х70: ткань плотная – 1,1 м.кв., нитки – 14 м., перо – 3,5 кг., синтепон – 2 кг.,

на 1 одеяло (1,5 спал): хлопок – 7 м.кв., нитки – 270 м., вата – 3 кг., синтепон – 2,5 кг.,

на 1 одеяло (2 спал): хлопок – 9 м.кв., нитки – 300 м., вата – 4 кг., синтепон – 3 кг.

Рис. 6. Этап Производство продукции

· Закладка Сдельная зарплата , щелкнуть Список операций :

пошив – 7,14 руб., продажа – 3,50 руб.

· Закладка Другие издержки , щелкнуть Список издержек :

транспорт (комплекты белья) – 6,10 руб.,

транспорт (подушки) – 6,40 руб.,

транспорт (одеяло) – 6,90 руб.

· Закладка График производства – неограниченное производство.

· Нажать кнопку План персонала и внести данные о сотрудниках.

7. Выбрать закладку Финансирование и в её окне нажать кнопку Акционерный капитал , внести:

Пугачев Е.В., сумма 500 000 руб., у него 500 акций по 1000 руб.,

Харина М.А., сумма 350 000 руб., у неё 350 акций по 1000 руб.,

Степанова Е.К., сумма 200 000 руб., у неё 200 акций по 1000 руб.,

Цветков С.С., сумма 90 000 руб., у него 90 акций по 1000 руб.,

Сорокин Е.А., сумма 85 000 руб., у него 85 акций по 1000 руб.,

Бурова А.Н., сумма 80 000 руб., у неё 80 акций по 1000 руб.,

Маркин А.А., сумма 50 000 руб., у него 50 акций по 1000 руб.,

Белов О.В., сумма 45 000 руб., у него 45 акций по 1000 руб.,

Иванова Е.С., сумма 35 000 руб., у неё 35 акций по 1000 руб.,

Чернова А.К., сумма 20 000 руб., у неё 20 акций по 1000 руб.,

Кольцов С.П., сумма 15 000 руб., у него 15 акций по 1000 руб.,

Петухов И.С., сумма 18 000 руб., у него 18 акций по 1000 руб.,

Тепляков И.И., сумма 12 000 руб., у него 12 акций по 1000 руб.

· Нажать кнопку Распределение прибыли и внести:

Доля прибыли, идущая на формирование резервов – в 2006 г. – 0,5%, далее по 5%, Доля прибыли на выплату дивидендов – 1,5% в 2006г., и 10%.

Рис. 7. Дефицит наличных средств

· На экране Акционерный капитал нажать кнопку Дефицит для расчета проекта (Рис.7).

8. Выбрать закладку Результаты и в её окне

· сформировать все предлагаемые виды отчетов, проанализировать их,

· с помощью кнопки Отчет создать стандартный отчет по бизнес-плану, внедрить его в текстовый документ Word , загрузить, просмотреть, напечатать (исключая пустые страницы).

9. Выбрать закладку Анализ проекта , используя предусмотренные возможности проанализировать созданный проект.

10. Выбрать закладку Актуализация :

· используя закладку Сбыт , ввести данные по реальному сбыту продукции за 12 месяцев, варьируя данные;

· выполнить пересчет проекта с использованием актуализированных данных, используя значок Расчет в меню в верхней части экрана (для выполнения расчета в окне Актуализированный кэш-фло значок Актуализация до месяцев должен стоять в положении 0);

· просмотреть актуализированный кэш-фло и рассогласование кэш-фло, используя одноименные кнопки окна Актуализация .

Рис.8. Диалоговое окно Акционерный капитал ОАО «Лилия» и Дефицит наличных средств

Рис.9. Отчет Прибыли-убытки

Рис. 10. Дисконтированный кэш-фло

Рис. 11. Баланс ОАО «Лилия»

Рис. 12. Отчет об использовании прибыли

Рис. 13. График окупаемости проекта

Рис. 14. Актуализированные инвестиционные затраты

Вывод:

В целом данный проект дает неплохие результаты, что видно из представленных результатов (рис. 8 – 17). Проект окупается уже на 2 месяце продаж. Индекс прибыльности равен 1492,83. Внутренняя норма рентабельности составила 10000%. Однако очень многое зависит от исхода привлечения акционерного капитала. Также наиболее вероятно, что объемы продаж будут сильно отличаться от объемов, использованных при расчете проекта, поэтому неизвестно как будет происходить реализация проекта. Возможно, что в первые месяцы проекта известность ОАО «Лилия» не будет такой распространенной, на основе которой рассчитан данный проект, и потребуется более длительный срок для захвата определенной доли рынка и налаживания каналов поставок продукции и закупки исходных материалов.

Для принятия к реализации данного проекта необходимо снова провести тщательный анализ рынка и оценить возможности всех конкурентов, а также попытаться установить связи с оптовыми покупателями. Необходимо также рассмотреть привлечение инвестиций как акционерный капитал.

Рис. 15. Финансовые показатели за 2006-2007 годы

Рис. 16. Финансовые показатели за 2007-2009 годы

Рис. 17. Эффективность инвестиций