Главная              Рефераты - Информатика

Информационные системы в экономике. Ответы - реферат

1 Термин информация латинского происхождения и означает разъяснение, осведомление, изложение, С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). информация — это данные, помещенные в значимый и полезный контекст и сообщенные получателю, который использует их для принятия решения. Данные перерабатываются в информацию так, чтобы те, кто принимает решения, могли это делать лучше. Как правило, чем лучше качество информации, доступной лицам, принимающим решения (ЛПР), тем больше шансов получить надежное решение. .В результате все большее распространение в профессии менеджера и бухгалтера получает овладение навыками использования ИС, чтобы выполнять следующие задачи:Получать и анализировать данные о компании, готовить отчеты и принимать решения. Чтобы выполнять эти функции, используются различные ИС и информационные технологии: электронные таблицы, текстовые процессоры, базы данных, пакеты графики, программное обеспечение поддержки решений, экспертные системы и другие пакеты программ.Помогать в разработке и реализации новых ИС, а также в оценке и улучшении существующих.Входить в общественные и корпоративные базы данных, чтобы знакомиться с бухгалтерскими или аудиторскими стандартами, налоговыми нормативами, а также находить информацию, нужную для принятия административных решений, например, после анализа продаж, материально-производственных запасов или цен.Общаться с другими, используя электронную почту (E-mail) и электронный обмен данными (electronic data interchange — EDI). Кроме того, находясь в разных местах, многие используют программы для групповой работы, чтобы одновременно работать над совместными проектами.Цели курса. Формирование у студентов представлений об общих принципах построения, функционирования и развития информационных систем, о роли информационных систем и средств вычислительной техники в решении задач сбора, передачи, хранения и обработки экономической информации, а также овладение приёмами работы с современными программными средствами, обеспечивающими широкие возможности обработки не только экономической, но и любой другой информации. Задачи курса. Обучение студентов основам проектирования автоматизированных информационных систем, базирующихся на современных технических и программных средствах. В рамках курса изучаются возможности технологии баз данных при разработке автоматизированных информационных систем в экономике, возможности реализации баз данных средствами табличных процессоров (электронных таблиц), назначение и основные возможности систем управления базами данных.

2 .Бухгалтерские документы имеют следующую классификацию:по происхождению:а) внешние (счета-фактуры, договора, письма)б) внутренние (кассовые ордера, требования, авансовые отчеты)2) по назначению:а) распорядительные (приказы, кассовые ордера, требования)б) оправдательные (расписки, акты приёма, авансовые отчеты)в) учетные (кассовая книга, карточки, ведомости)3) по объему:а) простые (расписка, накладные, требования)б) сложные (авансовые отчеты, ведомости, расчетно-платежные ведомости)

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:1) наименование документа;2) дату составления документа;3) наименование организации, от имени которой составлен документ;4) содержание хозяйственной операции;5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;7) подписи правомочных на то лиц.

3. При создании АИС БУ следует соблюдать ряд положений:
- принцип системного подхода предполагает: создание АИС БУ необходимо рассматривать как целую единую систему, где должны быть сформированы цели и задачи, построена обобщенная модель объекта управления, в которой все проблемы управления должны рассматриваться во взаимообусловленности и взаимозависимости.
- принцип новых задач тесно связан с предыдущим принципом, т.к. эффективность системы в значительной мере обеспечивается введением новых задач или новых методов решения на базе ЭММ. Например: имитационное моделирование.
- принцип непрерывного развития предусматривает постоянное совершенствование всех видов ее обеспечения. Несоблюдение данного принципа уже на этапе проектирования систем приводит ее к моральному устареванию.
- принцип типизации проектных решений предусматривает применение типовых проектов и проектных решений. Несоблюдение данного принципа увеличивает затраты, удлиняет сроки проектирования, любой типовой проект требует привязки к конкретным условиям.
- принцип первого руководителя предполагает закрепление ответственности при создании системы за заказчиком – руководителем предприятия, организации, отрасли, которая отвечает за ввод действия и функционирования АИС.
- принцип новых задач – поиск постоянного расширения возможности системы, совершенствование процесса управления с целью оптимизировать управленческие решения, что сопровождается постановкой и реализацией при использовании ЭВМ и других технических средств новых задач управления.
- принцип автоматизации документооборота предусматривает комплексное использование технических средств на всех стадиях прохождения информации от момента ее регистрации до получения результатных показателей и формирования управленческих решений

4 Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

5.


Понятие автоматизированной формы бухгалтерского учетаАвтоматизированная форма бухгалтерского учета (АФБУ), основаннаяна использовании электронно-вычислительной техники, представляет собойкомплексную систему автоматизации учетного процесса, начиная со сборапервичных данных до получения бухгалтерской отчетности [1]. В основуэтой формы заложен главный элемент метода бухгалтерского учета – веде-ние документации. Но группировка и обобщение учетной информации про-

изводится с помощью вычислительных машин. Нормативно-справочная

информация вводится в ЭВМ в виде справочников до начала работы, теку-

щая информация – с первичных документов либо со специальных регистра-

торов учетных данных (например, с контрольно-кассовых аппаратов). Об-

работка учетных данных производится по специальным программам, в со-

ответствии с которыми полученная информация может храниться, посту-

пать в обработку, выдаваться на экран или распечатываться по запросу в

виде любого документа, содержащего систематическую или хронологиче-

скую запись. Бухгалтерия получает распечатанные регистры различного

содержания, соответствующие требуемым нормам ведомости, карточки,

книги и др. Схема автоматизированной формы бухучета представлена на

рис.Первичные документы,Ввод данных в ЭВМ,Машинная обработка данных, Учетные регистры в требуемых разрезах,Баланс и отчетыМетодологические принципы

автоматизированной формы

бухгалтерского учета В условиях применения различных видов электронно-вычислительной

техники, периферийных устройств, ориентации предприятий на совершен-

ствование управления и развитие рыночной экономики АФБУ получает все

более широкое распространение.

АФБУ основана на следующих методологических принципах [2]:1. Сохранение метода двойной записи при отражении хозяйственных

операций. Одновременная запись производимой хозяйственной опе-

рации по дебету и кредиту корреспондирующих счетов способствует

систематизации хозяйственных операций и обеспечивает действен-

ный контроль за правильностью отражения их на счетах бухгалтер-

ского учета 2. Разукрупнение объектов учета (единиц наблюдения), что дает воз-

можность получать информацию не только по объекту в целом, но и

по отдельным его частям: по конкретному поставщику материалов,

конкретному покупателю продукции и т. п. Это особенно важно в

условиях развития рыночных отношений, когда большое внимание

администрации уделяется не только результатам деятельности сво-

его предприятия, но и других предприятий, фирм и т. д.3. Обеспечение автоматического ввода различных данных о хозяй-

ственных операциях (исходной информации) в ЭВМ с документов, через

систему периферийного оборудования (различные счетчики, датчики и др.).

При этом необходима ориентация на ввод минимального количества пер-

вичной (исходной) информации, которая бы в максимальной степени удов-

летворяла потребности различных пользователей информации.4. Обработка на ЭВМ первичной (исходной) информации хозяйственных

операций с помощью разных программ с учетом решения конкретных задач

в зависимости от требований пользователей информации.5. Получение на основе обработки информации сформированного банка

данных, использование которого на разных уровнях управления создает

перспективу обеспечения ведения учета в запросно-ответном режиме исхо-

дя из потребностей пользователя в информации.


6. Дифференциация объемов учетной информации по объектам управле-

ния и обеспечение ее совместимости и взаимосвязи, что достигается приме-

нением системы группировочных показателей и признаков (например,

группировочный признак — номенклатурный номер материала, табельный

номер работника предприятия, номенклатурный номер вида продукции, код

склада материалов, код цеха основного производства и т. п.). Этот принцип

означает также, что из общего объема показателей разным пользователям

нужна различная информация для подготовки, обоснования и принятия со-

ответствующих управленческих решений (так, руководителю предприятия

для управления нужны сведения о ежедневном объеме реализованной про-

дукции, о поступлении оплаты за нее, о наличии средств предприятия на

счетах в банках и др.; бригадиру участка необходимо располагать данными

о наличии материалов на каждом рабочем месте, количестве выработанной

продукции за смену, численности рабочих, занятых в каждую смену

и т. п.).7. Обеспечение условий для автоматического исчисления себестоимости

продукции по ее конкретным видам, а также по видам выполняемых работ,

оказываемых услуг.8. Обеспечение выдачи информации, необходимой для составления всех

видов отчетности (месячной, квартальной, годовой) и оперативного управ-

ления предприятием.9. Обеспечение согласованности всех видов учета: бухгалтерского, опе-

ративно-технического и статистического.Соблюдение перечисленных принципов позволяет создать эффективную автоматизированную форму бухгалтерского учета, ориентированную на

возможности различных ЭВМ, автоматизированных систем, отвечающую

потребностям управления и рынка.

6. информационная система – совокупность информационного, математического, технического и другого обеспечения, а также персонала для оперативной подготовки необходимой информации для лиц, принимающих решения. Информационные системы бывают, как минимум, двух типов – системы обработки данных (СОД) и автоматизированные информационные системы. Системы обработки данных предназначены для автоматизации работы с данными и выполнения информационных процессов: поиска, хранения, обработки, передачи информации. К таким системам справедливо можно отнести информационно-справочные системы, например Гарант. Такие системы предназначены для упрощения поиска документов, формирования простых отчетов и других простых процессов обработки информации. Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, , лингвистических, и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.Свойства информационных систем:

любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;

ИС является динамичной и развивающейся системой;

ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;

выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;

участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.

Процессы в информационной системе:ввод информации из внешних и внутренних источников;обработка входящей информации;хранение информации для последующего ее использования;вывод информации в удобном для пользователя виде;обратная связь, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.

7 Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий для достижения резких, скачкообразных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы (термин «реинжиниринг бизнес-процессов» ввел М. Хаммер в 1990 г. в статье «Реинжиниринг: не автоматизируйте – уничтожайте»).Это определение содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный», «радикальный», «резкий (скачкообразный)» и «процесс» (наиболее важное слово).Фундаментальный На начальной стадии реинжиниринга необходимо ответить на такие основные вопросы:почему компания делает то, что она делает? почему компания делает это таким способом? какой хочет стать компания? Отвечая на эти вопросы, специалисты должны переосмыслить текущие правила и положения (зачастую не сформулированные в письменной форме) ведения бизнеса и часто оказывающиеся устаревшими, ошибочными или неуместными.Радикальный Радикальное перепроектирование — это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, то есть в ходе радикального перепроектирования предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.Резкий (скачкообразный) Реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10—100%, а используются более традиционные методы (от произнесения зажигательных речей перед сотрудниками до проведения программ повышения качества), применение которых не сопряжено со значительным риском. Реинжиниринг целесообразен только в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (500—1000% и более) путем замены старых методов управлении новыми.Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:Компании, находящиеся на грани краха в связи с тем, что цены на товары заметно выше и (или) их качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся. Компании, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и пр. Компании, не имеющие проблем сейчас, но прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего. Таким образом, задачи реинжиниринга аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и в конечном счете — выживаемости предприятия.Ключевое слово «процесс» наиболее важное в определении понятия «реинжиниринг». Бизнес-процесс — это множество «внутренних шагов» предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю. Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить потребителю продукцию (услугу), удовлетворяющую его по стоимости, сервису и качеству.Итак, бизнес-процесс — это действия по достижению цели компании. При этом оптимизируется результативность бизнес-процесса путем его организации на основе упорядочения горизонтальных связей в структуре управления компанией.

8 . Целостность и делимость. Система — это прежде всего целостная совокупность элементов. Это означает, что, с одной стороны, система - целостное образование и, с другой — в ее составе отчетливо могут быть выделены целостные объекты (элементы). При этом следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это в лучшем случае объекты, обладающие системнозначимыми свойствами. При вхождении и систему элемент приобретает системноопределенное свойство взамен системнозначимого. Для системы первичным является признак целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.Наличие устойчивых связей. Наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или (и) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему, является следующим атрибутом системы. Система существует как некоторое целостное образование, когда мощность (сила) существенных связей между элементами системы на интервале времени, не равном нулю, больше, чем мощность связей этих же элементов с внешней средой. Для информационных связей оценкой потенциальной мощности может служить пропускная способность данной информационной системы, а реальной мощности - действительная величина потока информации. Однако в общем случае при оценке мощности информационных связей необходимо учитывать качественные характеристики передаваемой информации (ценность, полезность, достоверность и т. п.).Организация. Это свойство характеризуется наличием определенной организации, что проявляется в снижении энтропии (степени неопределенности) системы H{S} по сравнению с энтропией системоформирующих факторов H{F), определяющих возможность создания системы.Эмерджентность. Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.Наличие интегрированных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда можно сделать выводы:1) система не сводится к простой совокупности элементов;2) расчленяя систему на отдельные части, изучая каждую из них отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.В процессе управления происходит взаимодействие двух систем — управляющей и управляемой. Если они соединены двумя каналами: первый — от управляющей системы к управляемой, второй — от управляемой сис­темы к управляющей, то такую систему называют замк­нутой, или системой с обратной связью. По каналу прямой связи передаются сигналы управ­ления, которые вырабатывает управляющая система. Управляемая система выполняет свои функции, подчи­няясь этим командам, и в свою очередь передает инфор­мацию о своем состоянии по каналам обратной связи управляющей системе. В управляющем органе эта ин­формация используется для соответствующей корректи­ровки сигналов управления.

9 Одним из определяющих положений информационного права является право собственности, возникающее в связи с информацией, под которым можно понимать право каждого признавать информацию "своей собственной". Для того чтобы ответить на вопрос о том, что та кое "информационная собственность" или "собственность на информацию", надо еще раз рассмотреть особенности и юридические свойства информации как объекта права. Правильнее всего было бы установить правомочия "информационного собственника" по аналогии с правомочиями вещного собственника: право владения, пользования и распоряжения. Суть права вещной собственности заключается в том, что конкретная вещь может принадлежать одновременно только одному лицу - собственнику. Принцип распространяемости информации, основанный на одноименном юридическом свойстве информации (см. гл. 3), говорит о том, что одна и та же информация (ее содержание, сведения о чем-либо или о ком-либо) может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц (т.е. ею может обладать или знать ее содержание неограниченный круг лиц). А тогда, что же такое информационный собственник? И можно ли говорить об исключительном праве владения, пользования и распоряжения информацией? Законодатель распространил на информационные ресурсы, в том числе на библиотечные фонды и архивы, институт собственности (см. федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "О библиотечном деле", Основы законодательства РФ "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах"). При этом, закрепляя право собственности на такие информационные объекты, законодатель, по сути дела, регулирует только отношения собственности на носитель информации и оставляет без внимания отношения, возникающие при использовании информации, отраженной на носителе. Например, в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (п. 3 ст. 6) установлено: "Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти". А это означает, что, передав государству носитель, содержащий информацию, отнесенную к государственной тайне, собственник такой документированной информации свободен в передаче третьим лицам сведений, содержащихся в этих ресурсах, так как понятие "распоряжение" по отношению к документированной информации законодателем не раскрыто. Есть примеры, когда законодатель распространяет право собственности прямо на информацию. Такая норма установлена Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". "Статья 11. Право собственности на имущество и информацию Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, ...полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению. Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации".Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору". На основании изложенного можно говорить о недостаточной урегулированности отношений по поводу информации как объекта гражданского права. Включение информации в состав Гражданского кодекса РФ в полном объеме - актуальнейшая задача. Необходимо решить проблему собственности на информацию на законодательном уровне, имея в виду согласованное применение к информации, информационным объектам институтов авторского права и вещной собственности (на основе принципа информационного объекта или принцип двуединства информации и ее носителя). В частности, российское авторское право (см. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"), защищая только исключительное право на использование произведения, как бы "забывает" о наличии самого этого произведения, в первую очередь документа-оригинала (подлинника) произведения. Об этом пробеле в российском законодательстве говорят, например, С.А. Чернышева и И.Л. Бачило. Проблема становится еще более актуальной при "перенесении" механизма авторского права в информационные сети и в Интернет. Из изложенного следует, что информация как объект правоотношений и, в частности, как объект гражданского оборота, изучена мало. Отсюда важна роль исследований, направленных на изучение феномена информации в рамках гражданских правоотношений.

10. 1-й этап (до второй половины XIX в.) связан с использованием “ручных” информационных технологий. Их инструментом в основном являлись канцелярские принадлежности и средства почтовой связи, обеспечивавшие пересылку писем, пакетов и бандеролей. 2-й этап (с конца XIX в.) называют периодом “механических” технологий. В этот период к названному инструментарию добавляются средства оргтехники (пишущие машинки, телеграф, телефон, магнитофоны и диктофоны). Информационные коммуникации поддерживаются с помощью более совершенных средств доставки почты.

3-й этап (1940–1960-е гг.) относят к “электрическим” технологиям, инструмент которых составляют: большие ЭВМ и программное обеспечение к ним, электрические пишущие машинки, портативные диктофоны. В этот период развиваются и совершенствуются существующие информационные коммуникации, появляются телевидение, системы передачи данных по воздушным и безвоздушным линиям связи.

4-й этап (с начала 1970-х гг.) характеризуют “электронные” технологии. Их основной инструментарий – большие ЭВМ с создаваемыми на их базе автоматизированными системы управления и информационно-поисковыми системами. Появляются средства передачи данных, компьютерные вычислительные и информационные коммуникации: локальные и междугородние вычислительные сети.

5-й этап (с середины 1980-х гг.) характеризуется использованием новых компьютерных технологий. Основным инструментом в этот период становится персональный компьютер. Появляются автоматизированные рабочие места, в том числе локальные (на одном персональном компьютере) и системы поддержки принятия решений. Информационные коммуникации называют телекоммуникациями. Они включают локальные, региональные глобальные (международные) и иные компьютерные сети.

6-й этап (с начала XXI в.) определяют как период формирования информационных обществ. Он характеризуется глобализацией информационных технологий и связанным с ними применением суперкомпьютеров, квантовых и нанокомпьютеров и технологий. В области телекоммуникаций всё чаще используются оптические проводные и беспроводные системы, а также иные беспроводные коммуникации.

11. Существует ряд основных вопросов, с которыми общество сталкивается постоянно: эффективность, конкуренция, безработица, качество жизни и т.д.

Применение ИС – это один из путей решения таких проблем, так как технология

радикально меняет и технологический процесс, и окружающую среду. Однако не

всегда можно предсказать последствия применения ИС. Ввиду того, что все

части организации взаимосвязаны, изменение в одной части неизбежно ведет к

изменению в другой, поэтому факторы, влияющие на взаимодействие организации

и ИС, включают в себя и политические, и структурные, и культурные, и

природные ресурсы и т.д.

Взаимодействие информационной системы и организации обычно происходит на

двух уровнях (кроме того, что оно может быть как положительным, так и

отрицательным):

> микроуровне, который выражается во влиянии на отдельных индивидуумов

и их работу, а также на работу отделов;

> макроуровне – на всю организацию, отрасль и общество в целом.

Мы должны понимать, что массовый потребитель не подготовлен в современных

экономических условиях к восприятию информационных технологий и

информационных систем как средства решения его важнейших проблем в бизнесе.

Современные средства используются узкими группами лиц. При этом действуют

две тенденции в стоимостном аспекте функционирования информационной

системы.С одной стороны, развитие технологий снижает затраты на создание

информационной системы. А с другой - стоимость информационного

обслуживания растет в связи с высокой стоимостью квалифицированного труда.Менеджеры решают вопросы роли ИС в организации, кто и как будет управлять.ИС, прямо или косвенно она будет воздействовать на решения.Причины построения ИС можно подразделить на два вида внешние (повышениестоимости труда и других ресурсов, изменение политики государства) и внутренние (организационная стратегия, культура, ценности). Управленцы должны решить, кто будет разрабатывать, устанавливать иуправлять ИС, которая для своей корректной работы требует специалистов,специальный отдел в организации. Кроме того, важно решить, кто будет конечным пользователем, решить вопрос о степени децентрализации управления системой, кто отвечает за доступ к данным и их расположение. Существует ряд решений, имеющих преимущества и недостатки. Одно из них –степень централизации. Это очень индивидуально. Возможно два подхода:централизованное и децентрализованное расположение ИС.

12. Под программным продуктом мы понимаем программное обеспечение как результат человеческой деятельности, выставленный на рынке массового покупателя в качестве товара и имеющий ненулевую потребительную стоимость.Очень важно различать тиражный программный продукт и программное обеспечение проекта. Тиражный ПП производится для того, чтобы его могли использовать во многих местах различные пользователи. Поэтому у него нет заказчиков, а решение о начале разработки принимается исходя из предполагаемого рыночного спроса. Текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные словари, корректоры орфографии, русификаторы, переводчики, программы оптического распознавания символов - все это примеры тиражных ПП. Во всем мире их используют миллионы людей. Программное обеспечение проекта создается для одного, редко - для нескольких пользователей или разрабатывается как часть технологии, которая может быть продана другой организации с целью использования в качестве составной части аппаратно-программного комплекса. Для производителя жизненный цикл программного продукта состоит из трех фаз: 1. Разработка. 2. Использование. 3. Продолжение разработки.

13 Для того чтобы обеспечить возможность анализа накопленных данных, организации стали создавать хранилища данных, которые представляют собой интегрированные коллекции данных, которые собраны из различных систем оперативного доступа к данным. Хранилища данных становятся основой для построения систем принятия решений. Несмотря на различия в подходах и реализациях, всем хранилищам данных свойственны следующие общие черты: Предметная ориентированность. Информация в хранилище данных организована в соответствии с основными аспектами деятельности предприятия (заказчики, продажи, склад и т.п.); это отличает хранилище данных от оперативной БД, где данные организованы в соответствии с процессами (выписка счетов, отгрузка товара и т.п.). Предметная организация данных в хранилище способствует как значительному упрощению анализа, так и повышению скорости выполнения аналитических запросов. Выражается она, в частности, в использовании иных, чем в оперативных системах, схемах организации данных. В случае хранения данных в реляционной СУБД применяется схема "звезды" (star) или "снежинки" (snowflake). Кроме того, данные могут храниться в специальной многомерной СУБД в n-мерных кубах. Интегрированность. Исходные данные извлекаются из оперативных БД, проверяются, очищаются, приводятся к единому виду, в нужной степени агрегируются (то есть вычисляются суммарные показатели) и загружаются в хранилище. Такие интегрированные данные намного проще анализировать. Привязка ко времени. Данные в хранилище всегда напрямую связаны с определенным периодом времени. Данные, выбранные их оперативных БД, накапливаются в хранилище в виде "исторических слоев", каждый из которых относится к конкретному периоду времени. Это позволяет анализировать тенденции в развитии бизнеса. Неизменяемость. Попав в определенный "исторический слой" хранилища, данные уже никогда не будут изменены. Это также отличает хранилище от оперативной БД, в которой данные все время меняются, "дышат", и один и тот же запрос, выполненный дважды с интервалом в 10 минут, может дать разные результаты. Стабильность данных также облегчает их анализ. Вышеприведенные особенности были впервые сформулированы в 1992 году "отцом-основателем" хранилищ данных Биллом Инмоном (Bill Inmon) в его книге "Building the Data Warehouse". Англоязычный термин "Data Warehousing" , который сложно перевести лаконично на русский язык, означает "создание, поддержку, управление и использование хранилища данных" и хорошо подтверждает тот факт, что речь идет о процессе. Цель этого процесса - непрерывная поставка необходимой информации нужным сотрудникам организации. Этот процесс подразумевает постоянное развитие, совершенствование, решение все новых задач и практически никогда не кончается, поэтому его нельзя уместить в более или менее четкие временные рамки, как это можно сделать для разработки традиционных систем оперативного доступа к данным. Хранилища данных могут быть разбиты на два типа: корпоративные хранилища данных (enterprise data warehouses) и киоски данных (data marts). Основными компонентами хранилища данных являются следующие: оперативные источники данных; средства проектирования/разработки; средства переноса и трансформации данных; СУБД; средства доступа и анализа данных; средства администрирования.

14. Методы проектирования программных продуктов очень разнообразны, их можно классифицировать по различным признакам, важнейшими из которых являются:степень автоматизации проектных работ;принятая методология процесса разработки.По степени автоматизации проектирования алгоритмов и программ можно выделить:методы традиционного (неавтоматизированного) проектирования;методы автоматизированного проектирования (CASE-технология и ее элементы).Неавтоматизированное проектирование программных продуктов преимущественно используется при разработке небольших по трудоемкости и структурной сложности продуктов. Трудоемкость разрабатываемых программных продуктов, как правило, небольшая, а сами программные продукты имеют преимущественно прикладной характер.Автоматизированное проектирование алгоритмов и программ возникло с необходимостью уменьшить затраты на проектные работы, сократить сроки их выполнения, создать типовые "заготовки" алгоритмов и программ, многократно тиражируемых для различных разработок, координации работ большого коллектива разработчиков, стандартизации алгоритмов и программ. Автоматизированное проектирование алгоритмов и программ под силу лишь крупным фирмам, специализирующимся на разработке определенного класса программных продуктов, занимающих устойчивое положение на рынке программных средств.Проектирование алгоритмов и программ может основываться на различных подходах, среди которых наиболее распространены:структурное проектирование программных продуктов;информационное моделирование предметной области и связанных с ней приложений;объектно-ориентированное проектирование программных продуктов.

15. Использование баз данных на предприятии не дает желаемого результата от автоматизации деятельности предприятия. Причина проста: реализованные функции значительно отличаются от функций ведения бизнеса, так как данные, собранные в базах, не адекватны информации, которая нужна лицам, принимающим решения. Решением данной проблемы стала реализация технологии информационных хранилищ.Информационное хранилище (datawarehouse) – это автоматизированная система, которая собирает данные из существующих баз и внешних источников, формирует, хранит и эксплуатирует информацию как единую. Оно обеспечивает инструментарий для преобразования больших объемов детализированных данных в форму, которая удобна для стратегического планирования и реорганизации бизнеса и необходима специалисту, ответственному за принятие решений. При этом происходит «слияние» различных сведений в требуемую предметно-ориентиро­ванную форму с использованием различных методов анализа.Особенность новой технологии в том, что она предлагает среду накопления данных, которая не только надежна, но по сравнению с распределенными СУБД оптимальна с точки зрения доступа к данным и манипулирования ими.Для данных информационного хранилища характерны:· предметная ориентация – данные организованы в соответствии со способом их применения;· интегрированность – данные согласуются в соответствии с определенной системой наименований, хотя могут принадлежать различным источникам, и их формы представления могут не совпадать;· упорядоченность во времени – данные согласуются во времени для использования в сравнениях, идентификациях трендов и прогнозах;· неизменяемость и целостность – данные не обновляются и не изменяются, а только перезагружаются и считываются, поддерживая концепцию «одного правдивого источника».Для преобразования данных из хранилища в предметно-ориенти­рованную форму требуются языки запросов нового поколения. Язык SQL не обеспечивает выборку требуемых данных из хранилища. Для уменьшения размера информационного хранилища до минимума при сохранении максимального количества информации применяются эффективные методы сжатия данных.В информационных хранилищах используются статистические технологии, генерирующие «информацию об информации»; процедуры суммирования; методы обработки электронных документов, аудио-, видеоинформации, графов и географических карт.

16. Одним из базовых понятий методологии проектирования ИС является понятие жизненного цикла ее программного обеспечения (ЖЦ ПО). ЖЦ ПО - это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207 [5] (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике). Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО. Структура ЖЦ ПО по стандарту ISO/IEC 12207 базируется на трех группах процессов: основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение); вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем); организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение). Разработка включает в себя все работы по созданию ПО и его компонент в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала и т.д. Разработка ПО включает в себя, как правило, анализ, проектирование и реализацию (программирование). Эксплуатация включает в себя работы по внедрению компонентов ПО в эксплуатацию, в том числе конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей, обеспечение эксплуатационной документацией, проведение обучения персонала и т.д., и непосредственно эксплуатацию, в том числе локализацию проблем и устранение причин их возникновения, модификацию ПО в рамках установленного регламента, подготовку предложений по совершенствованию, развитию и модернизации системы. Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выполняемых работ. Техническое и организационное обеспечение проекта включает выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта, определение методов описания промежуточных состояний разработки, разработку методов и средств испытаний ПО, обучение персонала и т.п. Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, проверки и тестирования ПО. Верификация - это процесс определения того, отвечает ли текущее состояние разработки, достигнутое на данном этапе, требованиям этого этапа. Проверка позволяет оценить соответствие параметров разработки с исходными требованиями. Проверка частично совпадает с тестированием, которое связано с идентификацией различий между действительными и ожидаемыми результатами и оценкой соответствия характеристик ПО исходным требованиям. В процессе реализации проекта важное место занимают вопросы идентификации, описания и контроля конфигурации отдельных компонентов и всей системы в целом. Управление конфигурацией является одним из вспомогательных процессов, поддерживающих основные процессы жизненного цикла ПО, прежде всего процессы разработки и сопровождения ПО. При создании проектов сложных ИС, состоящих из многих компонентов, каждый из которых может иметь разновидности или версии, возникает проблема учета их связей и функций, создания унифицированной структуры и обеспечения развития всей системы. Управление конфигурацией позволяет организовать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в ПО на всех стадиях ЖЦ. Общие принципы и рекомендации конфигурационного учета, планирования и управления конфигурациями ПО отражены в проекте стандарта ISO 12207-2 [5]. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами. Результатами анализа, в частности, являются функциональные модели, информационные модели и соответствующие им диаграммы. ЖЦ ПО носит итерационный характер: результаты очередного этапа часто вызывают изменения в проектных решениях, выработанных на более ранних этапах.

17. OLAP -- представляет собой инструмент для анализа больших объёмов данных. Взаимодействуя с OLAP-системой, пользователь сможет осуществлять гибкий просмотр информации, получать произвольные срезы данных и выполнять аналитические операции детализации, свёртки, сквозного распределения, сравнения во времени. Вся работа с OLAP-системой происходит в терминах предметной области.OLAP-системы являются часть более общего понятия Business Intelligence, которое включает в себя помимо традиционного OLAP-сервиса средства организации совместного использования документов, возникающих в процессе работы пользователей хранилища. Технология Business Intelligence обеспечивает электронный обмен отчётными документами, разграничение прав пользователей, доступ к аналитической информации из Internet/Intranet.В основе концепции OLAP лежит принцип многомерного представления данных. По измерениям в многомерной модели выделяют факторы, влияющие на деятельность предприятия (например, время, продукты, отделения компании и т.п.) и получают гиперкуб, который затем наполняется показателями деятельности предприятия (цены, продажи, план, прибыли, убытки и т.п.). Наполнение это может вестись как реальными данными оперативных систем, так и прогнозируемыми на основе исторических данных, то есть данных, накопленных за определённый период времени.Измерения гиперкуба могут носить сложный характер, быть иерархическими, между ними могут быть установлены отношения. В процессе анализа пользователь может менять точку зрения на данные (так называемая операция смены логического взгляда), тем самым, просматривая данные в различных разделах и разрешая конкретные задачи. Над кубами могут выполняться различные операции, включая прогнозирование и условное планирование (анализ типа «что, если»).Оперативные данные собираются из различных источников, очищаются, интегрируются и складываются в реляционное хранилище. При этом они уже доступны для анализа при помощи различных средств построения отчетов. Затем данные (полностью или частично) подготавливаются для OLAP-анализа. Они могут быть загружены в специальную БД OLAP или оставлены в реляционном хранилище. Важнейшим его элементом являются метаданные, то есть информация о структуре, размещении и трансформации данных. Благодаря им обеспечивается эффективное взаимодействие различных компонентов хранилища.

18 и 39 Консалтинг (англ. consulting -- консультирование) -- вид профессиональных услуг (как правило, платных), предоставляемых корпоративным клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса. В общем случае консалтинговая деятельность включает анализ существующих бизнес-процессов клиента, обоснование перспектив развития и использования научно-технических, организационных и экономических инноваций с учетом предметной области и особенностей бизнеса клиента. Информационные технологии широко используются в современном обществе, и, особенно, в деловой сфере - практически невозможно найти организацию, которая не использует IT в управлении. Информационные технологии влияют на эффективность бизнеса, на его управляемость и прозрачность. Многие компании стремятся к повышению эффективности своей деятельности именно с помощью применения информационных технологий. Высокая динамичность развития IT отрасли, постоянное развитие информационных систем, совершенствование и обновление различных программных приложений, появление новых аппаратных средств требует высокопрофессионального подхода для создания и поддержания корпоративных систем управления. Многие компании сталкиваются с необходимостью не просто выбрать оптимальную информационную систему, которая будет отвечать потребностям их бизнеса сейчас, но и выстроить IT-стратегию. Консалтинг в области информационных технологий является наиболее молодой областью консалтинга. Многие предприятия, и внедренческие фирмы до сих пор считают, что к IT консалтингу относятся непосредственные работы по внедрению информационной системы. При этом из виду упускается то, что любое комплексное внедрение корпоративной системы управления требует ряда работ, непосредственно влияющих на требования к информационной системе и ее месту в общей системе управления предприятием. И именно эти работы относятся к IT консалтингу. ИТ-консалтинг дает: возможность определить области и пути применения ИТ технологий и информационных систем в компании, определить ресурсы необходимые для развития ИТ и организовать эффективное управление этими ресурсами;снижение рисков ИТ-проектов и соответственно инвестиционных рисков;улучшение управления ИТ и качества предоставляемых ИТ-услуг;сокращение расходов за счет применения более современных технологий и эффективного использования уже имеющихся ИТ-ресурсов;Служба ИТ становится стратегическим ресурсом бизнеса. Это означает, что ИТ подразделение готово участвовать в улучшении операционной деятельности компании, бизнес готов дать полномочия ИТ для этих целей.Основные виды работ в области IT консалтинга: диагностика существующей системы информационного обеспечения предприятия, ее соответствия целям компании и разработка ИТ стратегии; диагностика организационной структуры и бизнес- процессов ИТ службы, оценка степени их соответствия текущим и планируемым в будущем задачам;обеспечение деятельности предприятия и разработка рекомендаций по их совершенствованию;анализ устойчивости, надежности и производительности информационной системы, выдача рекомендация по ее совершенствованию по заданным параметрам;разработка и внедрение системы управления ИТ сервисами.

19.


Под жизненным циклом системы обычно понимается непрерывный
процесс, который начинается с момента принятия решения о
необходимости создания системы и заканчивается в момент ее полного
изъятия из эксплуатации.

Вообще говоря, все стандарты на информационные системы (как и
на любые системы вообще) можно разбить на следующие два основных
класса:
? Функциональные стандарты, определяющие порядок
функционирования системы в интересах достижения цели, поставленной
перед нею ее создателями.
? Стандарты жизненного цикла, определяющие то, как
создается, развертывается, применяется и ликвидируется система.

Таким образом, жизненный цикл информационной системы
охватывает все стадии и этапы ее создания, сопровождения и
развития:
? предпроектный анализ (включая формирование функциональной
и информационной моделей объекта, для которого предназначена
информационная система);
? проектирование системы (включая разработку технического
задания, эскизного и технического проектов);
? разработку системы (в том числе программирование и
тестирование прикладных программ на основании проектных
спецификаций подсистем, выделенных на стадии проектирования);
? интеграцию и сборку системы, проведение ее испытаний;
? эксплуатацию системы и ее сопровождение;
? развитие системы.
Немного специфики
Продолжительность жизненного цикла современных информационных
систем составляет около 10 лет, что значительно превышает сроки
морального и физического старения технических и системных
программных средств, используемых при построении системы. Поэтому
в течение жизненного цикла системы проводится модернизация ее
технико-программной базы. При этом прикладное программное
обеспечение системы должно быть сохранено и перенесено на
обновляемые аппаратно-программные платформы. Суть каскадного
метода заключается в разбиении всей разработки на этапы, причем
переход от предыдущего этапа к последующему осуществляется только
после полного завершения работ предыдущего этапа. Соответственно
на каждом этапе формируется законченный набор проектной
документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть
продолжена другой группой разработчиков. Спиральная модель имеет
целью как можно раньше ознакомить пользователей с работоспособным
продуктом, корректируя при необходимости требования к нему.
Сравнивая эти модели, можно сказать, что каскадная модель более
универсальна, т. е. она применима к производству разных изделий,
asd| то отбойный молоток или графический редактор. Для разных
изделий просто будут изменяться количество и название этапов
модели. Спиральная же модель более ориентирована именно на
информационные системы, особенно на программные продукты, поэтому
при разработке информационных систем и их программного обеспечения
она предпочтительнее каскадной. Жизненный цикл ИТвключает все фазы от момента инициации до момента завершения.Переходы от одного этапа к другому редко четко определены, за исключением тех случаев, когда они формально разделяются принятием предложения или получением разрешения на продолжение работы. Однако, в начале концептуальной фазы часто возникают сложности с точным определением момента, когда работу можно уже идентифицировать как проект (в терминах управления проектами), особенно если речь идет о разработке нового продукта или новой услуги.Существует общее соглашение о выделении четырех обобщенных фаз жизненного цикла (в скобках приведены используемые в различных источниках альтернативные термины):концепция (инициация, идентификация, отбор) определение (анализ) выполнение (практическая реализация или внедрение, производство и развертывание, проектирование или конструирование, сдача в эксплуатацию, инсталляция, тестирование и т.п.) закрытие (завершение, включая оценивание после завершения)


20. Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. Основная задача любого успешного проекта заключается в том, чтобы на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации можно было обеспечить:требуемую функциональность системы и степень адаптации к изменяющимся условиям ее функционирования;требуемую пропускную способность системы;требуемое время реакции системы на запрос;безотказную работу системы в требуемом режиме, иными словами - готовность и доступность системы для обработки запросов пользователей;простоту эксплуатации и поддержки системы;необходимую безопасность.Производительность является главным фактором, определяющим эффективность системы. Хорошее проектное решение служит основой высокопроизводительной системы.Проектирование информационных систем охватывает три основные области:проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.В реальных условиях проектирование - это поиск способа, который удовлетворяет требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных ограничений. Жизненный цикл программного обеспечения представляет собой модель его создания и использования. Модель отражает его различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данном ПО и заканчивая моментом его полного выхода из употребления у всех пользователей. Известны следующие модели жизненного цикла:Каскадная модель. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе.Поэтапная модель с промежуточным контролем. Разработка ПО ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют уменьшить трудоемкость процесса разработки по сравнению с каскадной моделью; время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.Спиральная модель. Особое внимание уделяется начальным этапам разработки - выработке стратегии, анализу и проектированию, где реализуемость тех или иных технических решений проверяется и обосновывается посредством создания прототипов (макетирования). Каждый виток спирали предполагает создание некой версии продукта или какого-либо его компонента, при этом уточняются характеристики и цели проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали.

21. Под средствами проектирования информационных систем (СП ИС) будем понимать комплекс инструментальных средств, обеспечивающих в рамках выбранной методологии проектирования поддержку полного жизненного цикла (ЖЦ) ИС, который включает в себя, как правило, стратегическое планирование, анализ, проектирование, реализацию, внедрение и эксплуатацию. Каждый этап характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами. При анализе СП их следует рассматривать не локально, а в комплексе, что позволяет реально охарактеризовать их достоинства, недостатки и место в общем технологическом цикле создания ИС.В общем случае стратегия выбора СП для конкретного применения зависит от следующих факторов:характеристик моделируемой предметной области; целей, потребностей и ограничений будущего проекта ИС, включая квалификацию участвующих в процессе проектирования специалистов; используемой методологии проектирования. Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности ИС, создаваемых в различных областях экономики. Современные сложные ИС и проекты, обеспечивающие их создание, характеризуются, как правило, следующими особенностями:сложность предметной области (достаточно большое количество функций, объектов, атрибутов и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов; наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов - подсистем, имеющих свои локальные задачи и цели функционирования; иерархическую структуру взаимосвязей компонентов, обеспечивающую устойчивость функционирования системы; иерархическую совокупность критериев качества функционирования компонентов и ИС в целом, обеспечивающих достижение главной цели - создания и последующего применения системы; отсутствие прямых аналогов, ограничивающее возможность использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем; необходимость достаточно длительного сосуществования старых приложений и вновь разрабатываемых БД и приложений; наличие потребности как в традиционных приложениях, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, так и в приложениях аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема; поддержка одновременной работы достаточно большого количества локальных сетей, связываемых в глобальную сеть масштаба предприятия, и территориально удаленных пользователей; функционирование в неоднородной операционной среде на нескольких вычислительных платформах; разобщенность и разнородность отдельных микроколлективов разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств; существенная временная протяженность проекта, обусловленная, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, и, с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС. Методология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:пошаговой процедуры, определяющей последовательность технологических операций проектирования; критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций; нотаций (графических и текстовых средств), используемых для описания проектируемой системы. На выбор СП могут существенно повлиять следующие особенности методологии проектирования:ориентация на создание уникального или типового проекта; итерационный характер процесса проектирования; возможность декомпозиции проекта на составные части, разрабатываемые группами исполнителей ограниченной численности с последующей интеграцией составных частей; жесткая дисциплина проектирования и разработки при их коллективном характере; необходимость отчуждения проекта от разработчиков и его последующего централизованного сопровождения.

22. Корпоративная информационная система (КИС) — управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию и информационные технологии. Следует помнить, что КИС, в первую очередь, это система, и только в частном случае - информационная технология. Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз.Наиболее существенной чертой комплексной информационной системы должно стать расширение контура автоматизации для получения замкнутой, саморегулирующейся системы, способной гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования.В состав КИС должны войти средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные (технологические) продукты. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов .В общем виде, можно дать только некоторые основные признаки корпоративной информационной системы: Соответствие потребностям компании, бизнесу компании, согласованность с организацинно-финансовой структурой компании, культурой компании. Интегрированность. Открытость и масштабируемость.

23. Информационная безопасность — такое состояние информационных ресурсов, при котором они защищены от любых негативных воздействий, способных привести к нарушению полноты, целостности, доступности этих ресурсов или вызвать утечку или утрату содержащейся в них информации.Таким образом, информационная безопасность должна решать большой круг задач. Они могут быть разделены на два направления: удовлетворение информационных потребностей субъектов и защита информации. Удовлетворение информационных потребностей заключается в предоставлении пользователям необходимой им информации. Защита информации отвечает за полноту, достоверность, своевременность предоставленной информации. Кроме того, она должна гарантировать сохранность информации и неизвестность ее третьим лицам. Специалисты выделяют следующие направления обеспечения защиты информации: — правовая; — организационная; — инженерно-техническая; — программно-аппаратнаяВ понятие правовой защиты информации входит соблюдение всех норм правовых документов, регулирующих вопросы использования информационных ресурсов. Организационная защита информации подразумевает создание в организации комплекса административных мер, позволяющих разрешить или запретить доступ сотрудников к определенной информации и средствам ее обработки, выработать правила работы с защищаемой информацией, определить систему наказаний за несоблюдение таких правил и т. п. Инженерно-техническая защита информации означает обеспечение защиты от технической разведки, установку в организации технических средств охраны, а так же принятие мер по обеспечению защиты информации от утечки по техническим каналам. Программно-аппаратная защита включает в себя комплекс мер по защите информации, обрабатываемой на ЭВМ, в том числе и в вычислительных сетях.

24. Любой бизнес-проект создается на базе понимания его эффективности с точки зрения востребованности и прибыльности. Как правило, преимущества информационных технологий у руководящего состава предприятий не вызывают сомнений. Окупаемость ИТ-решений признает большинство представителей топ-менеджмента компаний, однако, единой формулы подсчета эффективности информационных систем на настоящий момент не существует. Как ни парадоксально это звучит, но для многих руководителей компаний возврат на инвестицию в информационные технологии не является главнейшим критерием для принятия решения о реализации проектов. Оценивают чаще эффективность систем с точки зрения повышения производительности труда. Однако, в международной практике сложилось несколько различных методологических подходов к оценке эффективности от эксплуатации информационных систем, некоторые из которых вкратце описаны в данной записке. Методологические подходы к оценке эффективности информационных систем.Инвестиции в информационные технологии дают отдачу в виде роста рыночной капитализации компании за счет её большей управляемости, прозрачности, новых компетенций, производственной культуры, привлекательности для клиентов и сотрудников, уменьшения бизнес-рисков. В долгосрочной перспективе инвестиции в ИТ снижают дисконт на поток наличности от операционной деятельности компании, повышая её биржевую стоимость, а также снижают ставку банковского процента за счет уменьшения рискованности бизнеса. ИТ являются структурным элементом системы корпоративного управления, обеспечивая потоки внешней и внутренней информации для менеджмента компании, и всех лиц так или иначе заинтересованных в содержании управленческой информации компании. ИТ являются основным источником такой информации и решают задачи по её формированию, сохранению и воспроизведению, обеспечивая конкурентоспособность, непрерывность и развитие бизнеса. Инвестиции в ИТ являются основным инструментом для поддержания конкурентоспособности предприятия. Гарантия конкурентоспособности для предприятия - это применение ИТ в области формирования, поддержания и развития продуктовых линеек, цепочек поставок и отношений с клиентами в их динамике. Инвестиции в ИТ формируют развитие следующих конкурентоспособных качеств компании:· сокращение сроков поставок продуктов заказчикам; сокращение сроков ввода в производство новых продуктовых линеек; · гибкость в планировании производства продукции за счет автоматизации управления материальными потоками; · возможность управления себестоимостью продукции; · автоматизация отношений с клиентами (CRM).На уровне функциональных подразделений внедрение информационной системы способно разрешить проблемные места в сложившейся «фактической» системе отношений. Каждое подразделение имеет свой собственный набор параметров эффективности работы системы. Так, например, функциональное подразделение технологической подготовки производства увеличивает производительность труда технологов, маркетинг получает контроль над исполнением заказов, снабжение получает операционное планирование закупок, ориентированное на материальное обеспечение производства и т.п.

30. Компьютерные информационные технологии поддержки и принятия решений.Систе́ма подде́ржки приня́тия реше́ний (СППР) (англ. Decision Support System , DSS ) — компьютернаяавтоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.Для анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и др. Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР, или ИСППР.Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управления.Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производиться выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.СППР, как правило, являются результатом мультидисциплинарного исследования, включающего теории баз данных, искусственного интеллекта, интерактивных компьютерных систем, методов имитационного моделирования.Как справедливо отмечено в, «… с момента появления первых разработок по созданию СППР, не было дано четкого определения СППР…».Ранние определения СППР (в начале 70-х годов прошлого века) отражали следующие три момента: (1) возможность оперировать с неструктурированными или слабоструктурированными задачами, в отличие от задач, с которыми имеет дело исследование операций; (2) интерактивные автоматизированные (то есть реализованные на базе компьютера) системы; (3) разделение данных и моделей. Приведем определения СППР: СППР — совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей .СППР — это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для решения слабоструктуризированных проблем .СППР — это система, которая обеспечивает пользователям доступ к данным и/или моделям, так что они могут принимать лучшие решения .Последнее определение не отражает участия компьютера в создании СППР, вопросы возможности включения нормативных моделей в состав СППР и др.В настоящее время нет общепринятого определения СППР, поскольку конструкция СППР существенно зависит от вида задач, для решения которых она разрабатывается, от доступных данных, информации и знаний, а также от пользователей системы. Можно привести, тем не менее, некоторые элементы и характеристики, общепризнанные, как части СППР:СППР — в большинстве случаев — это интерактивная автоматизированная система, которая помогает пользователю (ЛПР) использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений. Система должна обладать возможностью работать с интерактивными запросами с достаточно простым для изучения языком запросов.Согласно Turban, СППР обладает следующими четырьмя основными характеристиками:СППР использует и данные, и модели;СППР предназначены для помощи менеджерам в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;Они поддерживают, а не заменяют, выработку решений менеджерами;Цель СППР — улучшение эффективности решений.

34 Из чего состоит "электронный офис" еще лет восемь-десять назад место, где находится начальство, секретари и службы управления, мы называли конторой, работой, службой, но только не офисом. Сейчас это слово стало такой же привычной частью нашего лексикона, как "факс", "пейджер" или "электронная почта". А в последнее время появилось понятие "электронный офис". О том, что это такое, о его типах и перспективах и пойдет речь в этом и последующих материалах. Для начала немного об истории и основных терминах. В переводе с английского "офис" - это место, где совершается служба или деловые операции. По мнению бывшего президента фирмы general motors, ни одного действия по производству и распределению готовой продукции не осуществляется в наш век без того, чтобы не переместилась какая-то бумажка (по крайней мере, в цивилизованных странах). Но именно перемещения этих бумажек и есть потоки информации, необходимой для принятия управленческих решений. Поэтому суть офисной автоматизации заключается не в сокращении числа работающих, а в улучшении качества управления за счет более полного и своевременного информирования сотрудников. Информировать сотрудников можно посредством трех основных видов информации: речи (устное распоряжение, просьба, сообщение), текстовых документов (приказы, распоряжения, письма) и изображений (фотографии, слайды, чертежи и тому подобное). Большинство речевых сообщений передается через телефонную сеть. При этом телефон выступает в роли автоответчика, определителя номера, средства автодозвона и блока защиты от нежелательных абонентов. Современный телефон может выполнять также функции записной книжки, калькулятора, часов и т.Д. Большое распространение получили радиотелефоны, а с распространением сотовой связи телефон приобрел подлинную мобильность. Для преодоления неудобства, связанного с занятостью линий связи, существует система радиопейджинга (от слов "радио" и английского слова "page" - страница). В системе радиопейджинга всегда есть центральная телефонная станция, куда можно позвонить и передать сообщение абоненту. "Электронный офис" - не значит безбумажный. Ведь бумага - это материальный свидетель решений и сделок, кроме того, многим людям работать с бумагами удобнее и привычнее, чем с компьютером. Поступать в офис бумаги могут, например, по факсу. Слово "факс" происходит от английского fax simile (сделай подобное) и означает точное воспроизводство графического оригинала. Полученные по факсу документы можно потом скопировать или отсканировать. Копирование документов выполняется с помощью копировальных аппаратов - ксероксов (от английского слова "xerox" - сухой, в отличие от "мокрого" копирования в фотографии).Сканирование выполняется сканером ("scan" - поле зрения), специальным аппаратом, который работает не автономно как ксерокс, а как периферийное устройство компьютера. Отсканировать документ в память компьютера можно двумя способами. Первый - сканировать документ как единую и неделимую единицу информации (в этом случае работать с отсканированным текстом можно только целиком, как с картинкой). Второй способ - при сканировании с помощью специальных программ преобразовать документ в текстовый файл. Например, программа finereader (разработка российской компании abbyy) позволяет при сканировании преобразовать текст документа в файл word-формата. После такого сканирования полученный файл уже можно редактировать (хотя по личному опыту могу сказать, что, если текст мелкий и не очень хорошо пропечатан, ошибок распознавания может быть достаточно много). Для связи с другими офисами, сотрудниками или клиентами используется электронная почта. Чтобы установить в офисе электронную почту, нужно приобрести модем (устройство для связи компьютера с телефонной сетью), специальную программу для работы с почтой (например, outlook express) и подключиться к интернет-провайдеру, фирме, предоставляющей услуги электронной почты. Как и при работе обычной почты, электронные письма приходят сначала на узел к интернет-провайдеру, а потом передаются по конкретным адресам. Электронная почта предоставляет ранее недостижимые возможности: * время передачи практически не зависит от расстояния, сообщение в америку идет почти столько же, сколько в другой район нижнего новгорода; * не требуется присутствия получателя на рабочем месте, он может включить компьютер и просмотреть свой почтовый ящик в любое время; * информация достаточно защищена, так как отправитель и получатель могут договориться о шифровке своих писем; * можно одновременно отправить одно сообщение по множеству адресов ("веером"); можно передавать данные любых форматов (тексты, фотографии, графики, звуковые файлы, фрагменты фильмов).

38 . OLAP (англ. online analytical processing , аналитическая обработка в реальном времени) — технология обработки информации, включающая составление и динамическую публикацию отчётов и документов. Используется аналитиками для быстрой обработки сложных запросов к базе данных. Служит для подготовки бизнес-отчётов по продажам, маркетингу, в целях управления, т. н. data mining — добыча данных (способ анализа информации в базе данных с целью отыскания аномалий и трендов без выяснения смыслового значения записей). Основоположник термина OLAP, Эдгар Кодд, предложил в 1993 году «12 законов аналитической обработки в реальном времени».Действие OLAPПричина использования OLAP для обработки запросов — это скорость. Реляционные БД хранят сущности в отдельных таблицах, которые обычно хорошо нормализованы. Эта структура удобна для операционных БД (системы OLTP), но сложные многотабличные запросы в ней выполняются относительно медленно. Хорошей моделью для запросов, а не для изменения, является пространственная БД.OLAP делает мгновенный снимок реляционной БД и структурирует её в пространственную модель для запросов. Заявленное время обработки запросов в OLAP составляет около 0,1 % от аналогичных запросов в реляционную БД.OLAP-структура, созданная из рабочих данных, называется OLAP-куб. Куб создаётся из соединения таблиц с применением схемы звезды или схемы снежинки. В центре схемы звезды находится таблица фактов, которая содержит ключевые факты, по которым делаются запросы. Множественные таблицы с измерениями присоединены к таблице фактов. Эти таблицы показывают, как могут анализироваться агрегированные реляционные данные. Количество возможных агрегирований определяется количеством способов, которыми первоначальные данные могут быть иерархически отображены.OLAP-куб содержит в себе базовые данные и информацию об измерениях (агрегатах). Куб потенциально содержит всю информацию, которая может потребоваться для ответов на любые запросы. Из-за громадного количества агрегатов, зачастую полный расчёт происходит только для некоторых измерений, для остальных же производится «по требованию».

27 Понятие электронной коммерции Электронная коммерция - это виртуальная экономическая среда в которой осуществляется электронный бизнес, электронные расчеты по средствам Интернет - банкинга и иная электронно экономическая деятельность с использование интерактивных возможностей.Электронный бизнес - это деятельность компании, направленная на получение прибыли, которая основывается на цифровых технология и тех преимуществах, которые они представляют.Но при этом не всегда у компаний даже самых хорошо развитых и богатых стран получается занять лидирующие места по использованию электронной коммерции. Страны Скандинавии в рейтинге по использованию электронной коммерции, в то время как Япония занимает только 8 место. Не говоря о России которая занимает 42 место в этом рейтинге.На развитие электронной коммерции воздействуют некоторые определяющие её развитие показатели.Прежде всего, это рост эффективности производства в сферах, связанных с новыми технологиями. Это привело к тому, что произошло падение цен на компьютеры, что позволило обычным пользователям приобретать их в домашнее хозяйство. Это, в свою очередь, позволило им делать покупки, не выходя из дома с помощью Интернет сетей.Второй важный фактор - это появление и распространение альтернативных вариантов доступа в сеть без использования модема. Но существует фактор который сдерживает быстрое распространение электронной коммерции - это маленькая пропускная способность сети Интернет.При коммерческом использовании возможностей Сети различными экономическими субъектами, в структуре электронной коммерции, как правило, выделяют несколько звеньев:1) Реклама и представление товара;2) Осуществление операций купли-продажи через каналы Сети;3) Послепродажные услуги клиентам;4) Построение отношений с клиентами.Реклама в Интернете имеет огромное значение, причем сетевая реклама отличается от ее традиционных видов. Это, прежде всего, баннерная реклама и размещение рекламной информации на наиболее часто посещаемых серверахПо степени новизны деятельности предприятия в системе электронной коммерции выделяются системы:1. полностью новый, не существовавший ранее вид деятельности;2. новый вид деятельности для предприятия;3. реорганизованная существующая деятельность;прежняя деятельность с использованием новых возможностей систем электронной коммерции.

28,35,37. интернет-портал является PR- и рекламной площадкой предприятия, собственным медиа-каналом и информационным носителем подконтрольным предприятию;кроме того, это отличная торговая площадка (сеть интернет-магазинов, электронная биржа) и виртуальный канал товаропродвижения;интернет-портал можно использовать как инструмент для сбора маркетинговой информации – статистика, опросы, комментарии, отзывы;в том числе, перед Вами отличный инструмент развития отраслевой базы данных предприятия – использование контактных данных, указываемых при регистрации;способ продвижения продукции и услуг предприятия;инструмент увеличения узнаваемости и лояльности к бренду, формирования образа предприятия, как лидера и интегратора рынка;интернет-портал является также инструментом внутреннего маркетинга – поиск и подбор персонала, формирование кадрового резерва;с помощью интернет-портала можно осуществлять развитие персонала и корпоративной культуры компании – привлечение сотрудников к работе с системой управления, освоение культуры «новой экономики»;интернет-портал – инкубатор отраслевых идей (обсуждения на форуме, публикация предложений, объявление конкурса на поиск решений) и как фактор развития внешнеэкономических связей предприятия (сбыт, снабжение, инвестиции, кооперация).Интерне́т-порта́л (portal от лат. porta — ворота) — веб-сайт, предоставляющий пользователю Интернета различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и т. д.

26. Классификация сетей Существует множество классификаций сетей, проводимых по различным критериям. Рассмотрим некоторые из них. По распределению полномочий компьютеров сети можно разделить на одноранговые, серверные и гибридные. В одноранговых сетях все компьютеры имеют одинаковые «права и обязанности». Каждый компьютер предоставляет свои ресурсы другим членам сети и одновременно может пользоваться их ресурсами. В серверных сетях один или несколько компьютеров (серверы) предоставляют свои ресурсы всем другим компьютерам сети (клиентам). При этом сервер не использует ресурсы клиентов. В гибридных сетях совмещены признаки одноранговых и серверных сетей. Например, один узел, будучи сервером для части компьютеров, может являться клиентом другого сервера. Большинство сетей являются гибридными. По числу подключенных к сети узлов, а также их географическому расположению сети делятся на локальные, региональные и глобальные. Локальные сети (LAN - Local Area Networks, ЛВС - Локальные Вычислительные Сети) представляют собой несколько компьютеров, имеющих общую среду передачи данных, и физически расположенных близко друг от друга (например, в одном здании или комнате).Физическая близость компьютеров :) в локальных сетях позволяет использовать в LAN технологии, поддерживающие передачу данных на чрезвычайно высоких скоростях. Региональные сети (MAN - Metropolitan Area Network) - представляют собой несколько сот, тысяч или более компьютеров, расположенных на относительно удаленном расстоянии друг от друга (например, в пределах одного города или области) и имеющих при этом общую среду передачи данных.Региональные сети работают на скоростях от средних до высоких. Глобальные сети (WAN - Wide Area Network)- это совокупность региональных сетей, связанных коммуникационными каналами.В качестве коммуникационных каналов чаще всего используются телефонные линии, а также более дорогие варианты: оптоволононные кабели, спутниковые каналы и др. Глобальные сети работают на самых низких скоростях передачи данных.
Примером глобальной сети служит сеть Интернет.

29. Тенденции развития информационных технологий

Информационный продукт (ИП) выступает в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения (определение дано Г. Поплелем и Б. Голдстайнож), ИП в форме различного рода информации является источником человеческих знаний. Деятельность интеллектуальных работников в большей степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, позволяет более эффективно использовать ресурсы, а развлекательная обеспечивает досуг. Качество и доступность обеих составляющих оказывают существенное влияние на чувство самоудовлетворения отдельного человека. Следующей тенденцией развития ИП является способность, к взаимодействию между всеми физическими и логическими элементами системы. Один из важнейших факторов для обеспечения совместимости взаимодействия-появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации. Новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к существующим силам мирового рынка. Всего несколько ключевых компонентов - микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специализированные АРМ, датчики, программируемые контроллеры - превратили в реальность концепцию автоматизированного предприятия. Однако в настоящее время технология может являться и сдерживающим фактором: отсутствие способности к взаимодействию средств автоматизации делает нерациональной ее реализацию. Это обусловлено взрывным расширением ИТ, в результате чего стандартизация продуктов не успевает за техническими стандартами. С другой стороны, в результате более активной маркетинговой деятельности и успехов в распространении ИП, захвата большой рыночной доли какой-либо компанией, ее продукт становится стандартом для всех остальных. В последнее время в связи с укрупнением предприятий и увеличивающимся опытом по интеграции различных платформ ИП стандартизация деятельности различных производителей проводится уже на этапе разработки и создания ИП. Еще одна сложность текущего момента состоит в том, что развитие ИТ в значительной степени определяет процессы интеграции систем и создания стандартов. Это может в значительной мере отодвинуть сроки реализации тех преимуществ, которые предоставляют новейшие технологии. Например, выполнение программы создания компьютеров пятого поколения, финансируемой японскими фирмами, сдерживается тем, что новая архитектура программного обеспечения пока не сочетается с существующими центрами искусственного интеллекта, новые протоколы не могут быть использованы в старых системах связи, а новые машинные языки не подходят для старых систем и т.д. Еще одной тенденцией развития информационных технологий является глобализация информационного бизнеса. Чисто теоретически любой человек (или фирма) является сегодня возможным потребителем информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким, как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и др. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды ИТ в мировом масштабе. Можно сказать, что, несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе. Наличие пяти основных факторов обусловливает этот процесс: различный уровень знаний в области ИТ, определяющий темпы ее распространения, которые варьируют в широких пределах в зависимости от сферы применения и от особенностей страны; соотношение "стоимость - эффективность" ИТ; правительственная поддержка; стандартизация; сравнительные достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий. Глобализация непосредственно связана с конвергенцией. Ранее сферу производства и сферу услуг можно было легко определить и дифференцировать.

25.Концепция общей стоимости владения ИТ была выдвинута Gartner Group в конце 80-х годов (1986-1987). ТСО является ключевым показателем информационных технологий и информационных систем (ИС) в компании, так как позволяет оценивать совокупные затраты на ИТ, анализировать их и, соответственно, управлять ИТ-затратами для достижения наилучшей отдачи. Общая стоимость владения ИТ является одним из важнейших критериев при рассмотрении будущих проектов, так как определяет их экономическую обоснованность.Основная цель подсчета этого показателя, кроме выявления избыточных статей расхода, заключается в том, чтобы оценить возможность возврата вложенных в информационные технологии средств [4, 5].При этом ключевой момент состоит в сравнении ТСО своего предприятия (например, в пересчете на одного пользователя системы) с ТСО других компаний аналогичного профиля. Часто оказывается довольно трудно оценить прямой экономический эффект от ИТ (то есть прибыль от их внедрения). Сравнив же показатели ТСО, ИТ-менеджер может доказать руководству компании, что экономические показатели проекта не хуже, чем в среднем по отрасли, а то и лучше.Такое сравнение делается, как правило, со средними по отрасли аналогичными компаниями и с "лучшими в группе". Даже если прямой экономический эффект от внедрения ИТ определен, его всегда надо сравнить с затратной частью, то есть с ТСО.В основу модели ТСО положены две категории затрат: 1) прямые (бюджетные); 2) косвенные.Прямые расходы присущи следующим категориям отделов (и осуществляются за счет их бюджетов):- центральный ИТ-отдел компании, ответственный за развитие и поддержку корпоративной ИС, корпоративной сети и т. д. (верхний корпоративный уровень);- группы по поддержке и развитию ИТ, имеющиеся внутри производственных и административных подразделений компании (местный уровень);- отдельные группы специалистов, обеспечивающих специализированные виды услуг, например услуг связи и передачи данных.Прямые расходы включают в себя:- капитальные затраты - аппаратное и программное обеспечение (АО и ПО);- расходы на управление ИТ;- расходы на техническую поддержку АО и ПО;- расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;- расходы на аутсорсинг;- командировочные расходы;- расходы на услуги связи;- другие группы расходов.По этим группам прямых расходов определяют составляющие ТСО. Например, при определении капитальных затрат на оборудование расходы должны включать:- расходы на приобретение нового оборудования и его замену;- средства, вырученные от продажи или передачи оборудования;- амортизацию оборудования;- затраты на сетевое оборудование и соединения (кабели, концентраторы, карты, которые, как правило, не амортизируются);- расходы на приобретение периферийных устройств;- расходы на приобретение дополнительной оперативной памяти (при этом следует учитывать амортизацию оборудования);- расходы на дополнительные дисковые устройства (учитывается амортизация оборудования);- расходы на замену оборудования;- прочие расходы по оборудованию.Расходы по оборудованию - наиболее простая группа для расчетов ТСО.

29