Главная              Рефераты - Информатика

Методические рекомендации по созданию слайд фильма - реферат

Введение

В современном мире на смену старых и пыльных альбомов пришли новые технологии, позволяющие преподнести человечеству весь спектр событий и иллюстраций в том виде, который легко воспринимается и остается в памяти. Мы живем в век бурного развития техники, а потому даже не замечаем, что ежедневно пользуемся компьютерными и мультимедийными средствами. В любой профессии, на любом уровне новые технологии становятся нашей правой рукой, а подчас и незаменимой! Информационная эволюция не стоит на месте, а потому мы должны не отставать и идти с ней в ногу. И наверняка уже почти каждый человек, работающий в современной сфере, понимает, что создавать электронный альбом или слайд-фильм намного удобнее, быстрее и качественнее, чем хранить всю информацию в материальном виде.

Вернувшись из поездки, фотолюбители часто не знают как использовать отснятый материал. Конечно, можно в одиночестве рассматривать фотографии «тоскливыми зимними вечерами», или, напечатав их в формате 10 на 15, терроризировать друзей, зашедших на чашку чая. Кто-то опубликует фотографии в Интернете или даже в каком-нибудь журнале. Но что делать остальным?

Вот один из вариантов. Можно, расположив снимки в определенном порядке, снабдить их соответствующей музыкой и демонстрировать на экране. Получится нечто, напоминающее кинофильм, но состоящий из отдельных кадров. С помощью этого необычного вида искусства удается решать весьма сложные творческие задачи.

Термин «мультимедиа» (multi - много, media - средство информации) истолковывается как многокомпонентная информационная

среда, совокупность которой составляют: текстовая информация, аудиоряд, видеоряд. Такое объединение сред обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: учащийся не просто

пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Физиологами установлено, что соотношение информации, поступающей в мозг человека через зрение и слух, составляет примерно 7 к 1. Это убедительно подтверждает доминирующую роль зрения в процессе восприятия информации. Несомненно, преподаватель не может не учитывать этот факт при построении процесса обучения. Попытки применить графопроекторы, видеофильмы не получили широкого распространения, так как достаточно сложно организовать их регулярное и эффективное использование. Гораздо более простой и доступный современный способ - использование программы Movie Maker для создания слайд-фильмов или презентаций Power Point.

Цели курса:

научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые слайд-фильмы;

познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части пространства;

развивать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования слайд-фильмов;

сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования слайд-фильмов.

Задачи курса:

• познакомить с видами слайд-фильмов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;

. освоить приемы монтажа;

• сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения слайд-фильмов;

• дать первичные навыки программирования в среде Movie Maker;

• познакомить с основами слайд-дизайна;

• сформировать навыки работ

• создать собственный слайд-фильм по выбранной тематике.

Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого материала. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти.

Мультимедиа стала развиваться с появлением кино, телевидения. В начале века публику поражали мультипликационные фильмы. Для красочности фильмов в них добавлялась анимация. С появлением компакт-дисков пользователи компьютеров смогли наслаждаться просмотром мультимедиа-роликов. Ролики стали добавляться в игры и другие программы, что сделало интерфейс более красочным и впечатляющим. В настоящее время нельзя представить без мультимедиа такие приложения, как игры, обучающие программы и ролики, рекламные презентации.

История создания цифрового фотоаппарата и слайд-фильма.

Бурное развитие телевидения в 40-х–50-х годах 20 века заставило ученых искать эффективные пути записи изображений на какой-либо носитель. В 1951 году лабораторией Bing Crosby удалось сделать запись электрических импульсов на магнитную ленту. В 1960 году в лабораториях NASA для исследования Луны была разработана технология зашифровки изображения на компьютере.

В конце 1969 года Вильямом Бойлем (William S. Boyle) и Джорджем Смитом (George E. Smith), работавшими в лабораториях Bell, был изобретен прибор с зарядовой связью (ПЗС, CCD, Charge Coupled Device), который позволял получать изображение. Примерно в это же время ученые обнаружили, что КМОП (CMOS, complementary metal-oxide semiconductor, комплементарный металло-оксидный полупроводник) может быть светочувствительным. У CCD качество изображения было выше, чем у КМОП, но минус CCD–высокая чувствительность к излучению. И все же CCD приборы быстро вытеснили КМОП из цифровой обработки изображений, и в 1973 году в массовое производство были запущены ПЗС-сенсоры (ПЗС-матрицы).

С начала 80-х годов начали развиваться цифровые технологии видео и фотосъемки. Но первые бытовые цифровые фотоаппараты появились на рынке только в 1993-94 годах. Это были черно-белые устройства с качеством снимков хуже, чем у пленочной "мыльницы". В 1995 году фирма Kodak выпускает первую цифровую фотокамеру для потребителей–Kodak DC40 ценой около 1000$. Она была сравнительно больших размеров и подсоединялась к компьютеру через разъем для принтера.

В настоящее время рынок цифровой фототехники "забит" всевозможными моделями. Качество снимков, сделанных профессиональными цифровыми фотоаппаратами, ничуть не уступает качеству профессиональных автоматических зеркальных фотокамер, а мобильность, возможность отбирать понравившиеся снимки, просматривая их на LCD-экране, удалять плохие, делает цифровой фотоаппарат просто незаменимым в современном мире.

В первые годы развития светописи (тогда еще дагерротипии) в России увлекались съемкой в основном богатые люди, т.к. это было дорогим занятием. Увлекались кто из тщеславия, кто ради развлечения. С восходом солнца перед достопримечательными сооружениями в городах расставляли свои незамысловатые аппараты фотографы и терпеливо ждали, пока солнечные лучи произведут магическое действие на пластинку. Некоторые петербуржцы выписывали дагерротипные аппараты из Парижа, например, граф Алексей Бобринский. Среди первых фотографов в России были также художники, изобретатели в области техники или предприимчивые ремесленники.

Всё лучшее в зарубежном опыте заслуживает самого серьёзного внимания с тем, чтобы использовать его в нашей фотокинотехнике. Нужно покончить с отставанием в этой области и начать разрабатывать новые модели, которые бы соответствовали уровню мировой техники.

Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех компьютерных технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является слайд-фильм.

В таком фильме полностью отсутствует видеосъемка, но слайд шоу, тем не менее, выглядит очень наглядно, убедительно и привлекательно.

Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.

Мультимедийные технологии.

Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности – способен не только внести коренные преобразования в само понимание категории “средство” применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.

Компьютер как средство повышения эффективности научно- исследовательской деятельности в образовании – современные научные исследования уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее “свежей” и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное необходимой информации пользователю по его запросам.

Мультимедийные технологии объединяют вместе данные, звук, графические изображения, видео и анимацию, что позволяет ярко и наглядно представить информацию.

Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию - сначала простейшие слайд-фильмы, затем анимационные, интерактивные и программируемые. Освоение знаний и способов слайд-конструирования осуществляется в ходе разработки учениками слайдов на темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходят с помощью рефлексивных заданий. Такой подход гарантирует повышенную мотивацию и результативность обучения.

Тексты в фильме.

Особое внимание нужно обращать на дикторский (закадровый) текст, а если фильм без слов, только с музыкой и шумами или немой, то – на текст надписей. Он должен быть предельно лаконичным, точным и ясным по выражению, пояснять только то, что трудно передать в изображении.

Прежде всего нужно усвоить ту истину, что видео – искусство движущегося изображения, и потому слово не должно подменять пластический образ.

Слово в фильме должно дополнять и углублять изображение, использоваться там, где оно действительно необходимо.

Обычная задача закадрового текста в документальном фильме – информация и комментарий. При этом он должен выражать авторское отношение к происходящему на экране. Разумеется, характер дикторского текста зависит от замысла, жанра, избранного автором стиля изложения. Видовой фильм, этюд, зарисовки уличных сценок и тому подобное могут текстом не сопровождаться. Выразительные пейзажи, тонкие наблюдения говорят сами за себя, рождают у зрителей какие-то чувства и мысли. Комментарии здесь излишни. В научно-популярных картинах слово имеет несколько иное значение. Здесь вполне возможен жанр фильма-лекции: это такой случай, когда текст занимает ведущее место, а изображение – подчиненное. В таких фильмах дикторский текст окончательно формулирует мысль, которую рождает у зрителя изображение. Главная задача слова при этом – объяснить зрителю все, что может быть непонятно, устранить все сомнения, дать четкие выводы. И заметим, в научно-популярном кино текст не должен быть сухим и безликим. И здесь слово должно быть острым и образным, и здесь уместны шутка и ирония.

Разработка темы.

Написание сценария можно разбить на три главных этапа. Первый этап предусматривает разработку темы. Второй – сбор материала и ознакомление с тем, что предстоит снимать. Третий этап – написание самого сценария.

Работа над сценарием начинается с замысла. Замысел всегда имеет достаточно четкую цель, к примеру, показать работу экологической экспедиции, создать портрет руководителя известной правозащитной организации или осветить этапы научной деятельности ученых-ботаников.

Таким образом, даже как будто «бессценарный» фильм снимается на основе более или менее разработанного плана. И неважно, что этот план возник и держится в уме – это все равно сценарный план.

Методы обучения.

Основная методическая установка курса - обучение учеников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию презентаций.

Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности - авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:

• социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо уметь создавать, распространять и обновлять сдайд-фильмы);

• личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области слайдостроительства);

• перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (презентация, слайд-фильм, мультимедийный компьютер, компьютерная программа, проектор, локальная сеть и др.);

• знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;

• способы деятельности по отношению к данным объектам;

• минимально необходимый опыт деятельности учащегося в сфере данной компетенции;

• индикаторы - учебные и контрольно-оценочные задания по определению уровня компетентности ученика.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для школьников. Методические рекомендации по организации индивидуальных и групповых форм занятий, использованию тех или иных методов обучения содержатся в пособии для учителя по данному курсу.

Учебно-методический комплект.

Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Наиболее эффективны занятия при наличии локальной сети и выхода в Интернет. В то же время большая часть работы доступна школьникам без подключения к сети. Презентации могут создаваться учащимися и на одном компьютере.

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, дополнительная литература с описанием новых программных средств (меняется ежегодно), а также разделы "Справка" в изучаемых компьютерных программах. Выработка навыка самостоятельного изучения программных средств позволит ученику самостоятельно продолжать образование после окончания данного курса.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией - из информатики, конкретные примеры и задачи - из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования слайд-фильмов соответствующей тематики.

Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

Методические рекомендации.

Занятие 1.

1. Определение слайд-фильма. Демонстрация учащимся готового слайд-фильма.

В данной работе предлагается последовательность действий по созданию иллюстративных материалов к уроку по теме «Портрет моего города». Материалы будем создавать с помощью программы Movie Maker, поскольку сейчас она самая распространенная.

2. Общие принципы работы над слайд-фильмом: тема, сценарный план.

3. Подбор темы для каждого ученика. Темы подбираются так, чтобы можно было реализовать любую из них во время совместной выездной съемки.

Занятие 2.

1. Совместная выездная съемка. Для создания слайд-фильма, представляющего архитектуру и исторические памятники города необходимо выбрать интересны е моменты для фотосъемки. (Приложение 1, 2, 3)

2. Способы презентации результатов фотосъемки.

Занятие 3.

1. Выбирается программа для создания слайд-фильма. На сегодняшний день существуют несколько прграмм: Premier, Movie Maker, Power Рoint и др.

Для создания слайд-фильма мы будем работать с программой Movie Maker.

2. Выбор и подготовка фонограммы.

3. Подготовка картинок (Приложение 4, рис.1)

4. Монтаж как средство художественной выразительности. Монтаж (от фран. – сборка) – термин, имеющий несколько взаимосвязанных значений:

1) система специфических выразительных средств экрана, создающих кинематографическую образность;

2) принцип и закономерности построения художественного образа ( общий монтажный принцип в искусстве);

3) технологический и творческий процесс соеднения отдельно снятых кадров в единое идейно-художественное целое.

Обычно, если первый кадр композиционно более сложный, то следующий за ним должен быть проще и короче. Единого ритма в фильме можно добиться путем сокращения кадров до минимально возможной длины. Это самый элементарный прием. Однако монтаж – это не только сборка кусков, составляющих картину, но и органичное чередование статики и движения разнообразных объектов и действий, смена которых и есть темпоритм законченного произведения.

Различают два вида монтажа – внутрикадровый и межкадровый.

Внутрикадровый монтаж – построение единого выразительного пространства – времени кадра. Его выразительный арсенал – ракурс, объектив (глубина резко изображаемого пространства), масштаб изображения (дальний, общий, средний, крупный план, деталь), длина кадра(метраж), движение камеры, цвет, звук. Актерское исполнение, музыкальное и декорационное решение фильма.

Композиция кадра объединяет все его выразительные средства в новое художественное целое – мизанкадр (термин С.Эйзенштейна) элемент монтажного ряда (контекста).

Межкадровый монтаж – сочетание (склейка) мизанкадров на основе их содержательного взаимодействия, ведущего к созданию единой монтажной системы фильма.

Внутрикадровый и межкадровый монтаж при этом образует нерасторжимое единство, в котором все выразительные элементы монтажа согласуются по законам монтажной полифонии для создания целостностной образной системы фильма.

Окончательный монтаж фильма – процесс не только технологический, но и творческий. Как бы точно не был снят фильм, как бы полно не соответствовал отснятый материал режиссерскому сценарию и раскадровке, он неизбежно отличается от них и подсказывает режиссеру новые решения. Уточняется необходимость каждого кадра (некоторые из них исключаются), меняется метраж кадров, их последовательность, так же как и последовательность сцен и даже эпизодов.

Монтаж тесно связан с композицией фильма, поэтому каждое монтажное решение влияет на нее и, в свою очередь, от нее зависит. В этот период окончательно определяется общий ритм фильма, возникающий из ритмичного многообразия сцен и эпизодов.

Творческий характер завершающего этапа работы над фильмом заключается в том, что здесь продолжает развиваться, углубляться и уточняться режиссерский замысел, а нередко именно в это время он вполне и до конца осмысляется самим режиссером. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что монтаж – это один из способов сблизить иногда весьма отдаленные и не встречающиеся друг с другом в обычной жизни предметы и человеческие судьбы, вскрыть как внешнюю, так и внутреннюю логическую связь их, выстроить в единое целое, анализируя, сопоставляя и обобщая. Остановимся на наиболее распространенных приемах художественного монтажа.

Контрастность. Это сближение противоположных, контрастирующих по смыслу элементов художественного произведения. По контрасту можно строить не только эпизоды, но и их части. Здесь важно, чтобы зритель видел как бы все время два факта, два явления, два действия. И тогда достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность. Конфликт здесь проявляется через монтаж, через столкновение.

Параллелизм – прием монтажа, при котором параллельно могут развиваться две линии, два сюжета, две судьбы, внешне вроде бы и не связанные, но имеющие огромный внутренний контакт. Пудовкин так объяснил сущность этого приема на примере: «Рабочий из вожаков забастовки приговорен к смерти; казнь назначена на пят часов утра. Эпизод смонтирован так: фабрикант – хозяин смертника – выходит пьяный из ресторана, он смотрит на часы-браслет: четыре часа. Показывается смертник – его готовят к отъезду. Снова фабрикант. Звонит у дверей, справляясь с часами, - половина пятого. По улице несется черная под конвоем машина. Открывшая дверь горничная – жена смертника – становится жертвой внезапного бессмысленного насилия. Пьяный фабрикант храпит на постели, рука свисла вниз, виден браслет с часами, стрелка подползает к пяти часам. Рабочего вешают. Здесь два тематически не связанных действия соединены вместе, идут параллельно благодаря часам, которые указывают приближение казни».

Одновременность . Действие одновременно происходит на нескольких экранах сразу, картинка в картинке.

Лейтмотив («напоминание») . Сущность его – подчеркивание основной мысли сценария. Лейтмотив чаще всего включает все средства художественной выразительности. В рекламном ролике – чаще всего, - повторяющийся показ марки товара или его основного качества.

Последовательность – прием монтажа, предполагающий формирование материала в хронологическом порядке, исторически последовательно, в логическом поступательном развитии.

Вот несколько из распространенных приемов художественного монтажа. Практически количеству их нет предела, так как не может быть предела творческим поискам. Монтаж в рекламе – понятие чрезвычайно сложное и многогранное. Попытаемся рассмотреть все виды монтажа, которые характерны для основных этапов производства фильмов, телепередачи и рекламных видеоклипов.

1. Видеомонтаж (электронный монтаж, ВМЗ) - способ фиксации звука и изображения на магнитную пленку электронным способом. При звукозаписи используются все приемы современного монтажа (конструктивного, художественного, синхронного, асинхронного), применяемые как в телевизионной практике (при студийных и внестудийных передачах), так, непосредственно, и в производстве рекламных видеороликов.

2. Черновой монтаж заключается в выборе наиболее выразительных дублей, их предварительной подрезке и подборе в требуемой последовательности кусков изображения и фонограмм по сценарным эпизодам сценам и т.д. Обычно черновой монтаж производится параллельно со съемками с таким расчетом, чтобы по окончании съемок иметь изображение и синхронные фонограммы, которые подобраны в сценарной последовательности.

3. Окончательный (режиссерский) монтаж производится по окончании съемок и вместе с озвучением составляет особый монтажно-тонировочный период производства фильма (видеоролика). На этом этапе отрабатывается композиция фильма (видеоролика) в целом и его отдельных эпизодов, а также решается звуковая часть.

4. Классический монтаж. Самой простой и первоначальной формой кинематографического показа действия является фиксация целой сцены или даже эпизода в одном длительном кадре, снятом при статичном положении камеры или при незначительном ее движении, не изменяющем направления съемки и крупности персонажей. Такой монтаж только соединяет одну сцену с другой, сохраняя целостность действия в одном непрерывном плане (ПРЯМОЙ «КЛАССИЧЕСКИЙ» МОНТАЖ)

5. Параллельный монтаж предназначен для соединения двух и более различных по динамике или сюжетной линии мизансцен. Может и должен как можно шире применяться в рекламном монтаже, но при условии тщательного внутрикадрового монтажа, чтобы исключить необязательные действия. Большинство рекламных роликов имеет несколько сцен. Они соединяются определенными способами.

6. Описательный монтаж - монтаж, посредством которого соединены монтажные фразы по принципу сохранения причинно-следственных связей, подчиненных логике развития образов и характеров, и имеющие общий изобразительный рисунок кадров. Как правило, описательный монтаж передает плавность, поступательность развития драматургического конфликта, действия, сюжета. Он включает в себя изменение точки зрения (передвижение камеры в пространстве). При монтажных переходах содержание одного куска подчинено содержанию предшествующего. При этом переключение зрительского внимания с плана на план подчиняется законам соединения кадров по их формальным связям (по крупности, по сохранению направления движения, по ракурсам, по свету и т.д.)

7. Тематический монтаж – в стоящих рядом кадрах отсутствует драматургическое развитие действия в обычном смысле но утверждается, повторяясь в разных аспектах, одно и то же положение, одна и та же тема.

8. Ассоциативно - образный монтаж. Связь между кадрами носит условный, умозрительный характер.

При ассоциативно-образном монтаже в основное действие вставляются дополнительные кадры, которые приобретают значения сравнений, символов, метафор, или же вообще реальные, связанные с развитием сюжета. Детали трактуются таким образом, что им придается особый смысл. При использовании этого типа монтажа в основе соединений монтажных фраз лежат не причинно-следственные связи, а ассоциации. Они могут быть вызваны как предметами материального мира, так и душевными переживаниями героя, состоянием его внутреннего мира.

Кинематография как синтетический вид искусства заключает в себе разнообразие изобразительных средств: драматургию, светопись, композиционное решение кадра актерское исполнение, музыкальное и звуковое сопровождение, мизансценирование, декорационное решение, собственно монтаж и др. Каждый фильм – это огромная пирамида, в которой от режиссерского мастерства и осмысления материала зависит прочность ее строения. Кирпичик за кирпичиком складываются маленькие составляющие рекламного видеоклипа в единое целостное произведение. Конструкция должна быть настолько строго выстроена, что без понимания одной самой маленькой детали весь труд пойдет насмарку. Далее приводится градация фильмокомпонентов, начиная от кадра и заканчивая сложными монтажными построениями.

1.Мизанкадр – образное решение действия в кадре с учетом всех средств экранного искусства.

2.Стоп-кадр создает впечатление остановившегося времени, концентрации эмоционального воздействия; служит обобщением, а также может подчеркнуть движение в его наивысшем проявлении.

3.Глубинный кадр строится по принципам диагонального построения действия, а также от аппарата на аппарат.

4.Внутрикадровый монтаж – внутрикадровым монтажем называется такой метод работы, при котором внутри одного длинного кадра сменяются различные ракурсы и крупности при помощи «выкадрирования» камерой.

Словно песчинки, гонимые ветром в пустыне, образуют барханы, так и кадры, постепенно соединяясь, выстраиваются в сцены.

5.Сцена – серия кадров, объединенных единством содержания, времени и места действия.

Сцена в экранных искусствах строится из ряда кадров различной крупности или одного кадра, снятого с движения, или сочетания кадров различной крупности и кадра, снятого с движения. Если логика сюжета не нарушена, не изменен общий рисунок изобразительной характеристики кадра направления и характера движения, то зритель не заметит монтажных склеек и ощутит ее непрерывное течение с психологическими и драматическими «укрупнениями», с остановками движения камеры, как акцентами.

6.Мизансцена – размещение действующих лиц и обстановки действия на сцене, выражающее идейно-художественный замысел фильма или передачи.

«Мизансцена, прежде всего, есть способ передачи зрителю содержание чувства, так же как и текст. Ведь жизнь проявляется не только в слове, но и в движении. Слово и движение равноправны.

В руках режиссера мизансцена – это немой текст, немое действие, и хорошо построенная мизансцена выражает мысль эпизода, его действие в той же мере, как и слово. Сочетание движения и слова открывает смысл сцены, ее темперамент, ее чувственную сторону» - писал М.Ромм.

При просмотре видеоряда зрители, воспринимая и осмысливая его, тоже ведут сложный процесс сопоставления времени, места и действия. Пространственную объемность места происходящего действия зрителю задает «план».

Принципы монтажа слайд-фильма: последовательность изображений, ритм, тональный рисунок, работа с цветом, имитация движения, способы смены кадров и форматов.

Занятие 4.

1. Практический монтаж слайд-фильма из фотографий, снятых во время выездного занятия.

Как импортировать существующий файл мультимедиа

1. В меню Файл необходимо выбрать команду Импорт в сборники .

ИЛИ

Выполнить одно из следующих действий в зависимости от того, какой тип файл мультимедиа необходимо импортировать.

· На панели операций с фильмами в разделе Запись видео выберите Импорт видео .

· На панели операций с фильмами в разделе Запись видео выберите Импорт изображений .

· На панели операций с фильмами в разделе Запись видео выберите Импорт звука или музыки .

2. В поле Имя файла нужно ввести путь и имя файла, который необходимо импортировать, и нажать кнопку Импорт .

3. Если необходимо, чтобы выбранные видеофайлы были разделены на небольшие клипы, установить флажок Создание клипов для файлов видео . (Приложение 4, рис.2)

Далее необходимо перенести импортированные файлы на шкалу времени

Как выполнить увеличение или уменьшение на шкале времени

1. В меню Вид выбрать команду Шкала времени .

2. Выполнить одно из следующих действий.

· Чтобы увеличить вид содержимого, в меню Вид нужно выбрать команду Увеличить .

· Чтобы уменьшить вид содержимого, в меню Вид выбрать команду Уменьшить .

Как добавить видеопереход

1. На раскадровке или шкале времени надо выбрать второй из двух видеоклипов или изображений, между которыми необходимо добавить переход.

2. В меню Сервис выбрать команду Видеопереходы .

ИЛИ

На панели "Операции с фильмами" в группе Монтаж фильма нужно выбрать Просмотр видеопереходов .

3. На панели содержимого щелкнуть видеопереход, который необходимо добавить.

4. В меню Клип выбрать команду Добавить на раскадровку или Добавить на шкалу времени . (Приложение 5, рис.1)

Как добавить видеоэффект

1. На раскадровке или шкале времени выбрать видеоклип или изображение, в которые требуется добавить видеоэффект.

2. В меню Сервис выбрать команду Видеоэффекты .

ИЛИ

На панели "Операции с фильмами" в группе Монтаж фильма выбрать Просмотр видеоэффектов .

3. На панели содержимого нужно щелкнуть видеоэффект, который необходимо добавить.

4. В меню Клип выбрать команду Добавить на раскадровку или Добавить на шкалу времени . (Приложение 5, рис2)

Как добавить название или титры

1. В меню Сервис выбрать команду Названия и титры .

ИЛИ

На панели "Операции с фильмами" в группе Монтаж фильма выбратьСоздание названий и титров .

2. На странице Где добавить название? щелкнуть одну из ссылок в соответствии с тем, где требуется добавить название.

3. На странице Введите текст названия ввеститекст, который должен отображаться в качестве названия.

4. Щелкнуть Изменить анимацию названия , а затем выбрать анимацию названия в списке на странице Выберите анимацию названия .

5. Щелкнуть Изменить шрифт и цвет текста , а затем на странице Выберите шрифт и цвет названия выбрать шрифт, цвет шрифта , формат, цвет фона, прозрачность, размер шрифта и положение названия.

Щелкнуть Готово, добавить название в фильм, чтобы добавить название в фильм. Выбор шрифта и цветов для названия (Приложение 6, рис.1)

Занятие 5.

1. Просмотр и разбор слайд-фильмов, созданных учениками.

2. Поиск путей их оптимизации и способов исправления ошибок.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит слайд-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор презентации или демонстрацию слайдов.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта - графического файла, эскиза слайда, объекта слайда и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например презентации.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5- 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка - формализма в знаниях учащихся - и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию слайд-фильма. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией - из информатики, конкретные примеры и задачи - из смежных предметов. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования слайд-фильмов соответствующей тематики.

Система оценки достижений учащихся.

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные презентации, слайд-фильмы и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения - устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта - создаваемого слайд-фильма.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

2) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

3) публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);

4) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

5) итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;

6) итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

-по количеству творческих элементов в слайд-фильме;

-по степени его оригинальности; по относительной новизне слайд-фильма для ученика или его одногруппников;

- по емкости и лаконичности созданного слайд-фильма, его интерактивности;

- по практической пользе слайд-фильма и удобству его использования.

Выполненные учащимися работы включаются в их "портфель достижений". Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета, олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Результаты курса

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

• умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;

• умеют спроектировать, изготовить и разместить на ПК анимированный, интерактивный слайд-фильм объемом 5-10 слайдов на заданную тему;

• владеют способами работы с изученной программой по созданию слайд-фильмов (презентаций).

• знают и умеют применять при создании слайд-фильмов основные принципы дизайна;

• владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления слайд-фильмов;

• знают виды слайд-фильмов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;

• владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентации;

• имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных презентаций;

• имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного слайд-фильма;

• способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по слайд-строительству.

Таким образом, в результате простых действий, используя программу Movie Maker, мы можем создать иллюстративный материал для проведения урока, используя все информационные богатства всемирной паутины. Если же мы имеем возможность сканировать непрозрачные носители информации: книги, журналы, фотографии, то вместе с изображениями из Интернета при создании слайд-фильмов возможно использовать отсканированные изображения. Это расширяет иллюстративные возможности программы Movie Maker почти безгранично.

Список используемой литературы

1. Мультимедиа продукты в обучении.// ПИОШ. - 2001, № 1-3.

2. Господарик. Ю. П. Интернет на уроках истории.// ПИОШ. - 2002, №5.

3. Антонова Т. С. Харитонов А. Л. Первый компьютерный учебник по истории 20 месяцев спустя.// ПИШ. - 1999, №6.

4. Антонова Т. С. Харитонов А. Л. Мультимедиа учебник по истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения.// ПИШ. - 2000, №3.

5. О современных методах преподавания технологии.// ПИШ. - 2001, №4.

6. Митрофанов С. Использование ИТ в преподавании.// Вопросы Интернет образования. - 2001.

7. Угринович Н. Г. Информатика и информационные технологии. - М.: БИНОМ, 2001

8 Информатика. 10-11 класс. / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2002

9 Шафрин Ю.А. Информационные технологии (в двух частях). М., "Лаборатория базовых знаний", 1999-2000.; Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. М., "Лаборатория базовых знаний", 1999-2000.