Главная              Рефераты - Информатика

Социальная информатика - реферат

Задание «Информационное общество»

1. В приведённом ниже тексте выделите характерные черты информационного общества, выделите существенные и несущественные черты, выберите квалификатор проранжируйте их, используя IT-инструмент мышления «Визуальное ранжирование».

2. Сохраните подготовленный файл в свою папку с именем …_своя фамилия, где вместо многоточия надо вставить название задания.

Социальная информатика

§ 4.1. Информационные революции и информационное общество

Информационныереволюции

В истории человеческого общества несколько раз проис­ходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изоб­ ретением письменности. Письменность создала возмож­ность для накопления и распространения знаний, для пе­редачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, до­стигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход от пиктографическо­го и идеографического письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало воз­можным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явле­нием. Все это ускорило рост науки и техники, помогло про­мышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловече­ской цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на лю­бые расстояния. Эта революция не случайно совпала с пери­одом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.] связана с появлением микропроцессорной техники и, в ча стности, персональных компьютеров. Вскоре после этогс возникли компьютерные телекоммуникации, радикальнс изменившие системы хранения и поиска информации. Быле заложены основы преодоления информационного кризис* (об этом будет сказано немного позже).

Понятие«Информационноеобщество»

Четвертая информационная революция дала толчок iстоль существенным переменам в развитии общества, чт( для его характеристики появился новый термин «информа ционное общество».

Само название впервые возникло в Японии. Специали сты, предложившие этот термин, разъяснили, что он опре деляет общество, в котором в изобилии циркулирует высо кая по качеству информация, а также есть все необходимы средства для ее хранения, распределения и использования Информация легко и быстро распространяется по требованн ям заинтересованных людей и организаций и выдается им привычной для них форме. Стоимость пользования инфор мационными услугами настолько невысока, что они доступ ны каждому.

Академик В. А. Извозчиков предлагает следующее опре деление: «Будем понимать под термином «информацион ное» («компьютеризированное») общество то, во все сфер] жизни и деятельности членов которого включены компьк тер, телематика, другие средства информатики в качеств орудий интеллектуального труда, открывающих широки доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромно скоростью производить вычисления и перерабатывать лн бую информацию, моделировать реальные и прогнозиру< мые события, процессы, явления, управлять производство» автоматизировать обучение и т. д.» (под «телематикой» ш нимается обработка информации на расстоянии).

Проследим более детально существующие тенденции развитии информационного общества. Однако вначале отм> тим, что в настоящее время ни одно государство не находи1 ся в этой стадии. Ближе всех к информационному общест* подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Не существует общепринятого критерия оценки полн< масштабного информационного общества, однако извести попытки его формулировки. Интересный критерий предлжил академик А. П. Ершов: «о фазах продвижения к инфор­ мационному обществу следует судить по совокупным про­пускным способностям каналов связи». За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении дейст­вующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза — при возможности реализации надежного и оперативного инфор­мационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз боль­ше, чем в первой фазе.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в це­лом переход к информационному обществу к 2020 году, Япо­ния и большинство стран Западной Европы к 2030-2040 го­дам. Путь России в информационное общество обсудим ниже отдельно.

Изменениеструктурыэкономикииструктуры труда

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства мате­риальных благ (товаров) на оказание услуг, что влечет за со­бой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина XXвека, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого мате­риального производства в информационную сферу. Про­мышленные рабочие, составлявшие в середине XXвека бо­лее 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, кото­рый называют «белые воротнички» — люди наемного тру­да, не производящие непосредственно материальных цен­ностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т. д. Так, к 1980 году в сельском хозяйстве США было за­нято 3% работающих, в промышленности — 20%, в сфере обслуживания — 30%, и 47% людей было занято в инфор­мационной сфере.

Самое главное, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появле­ние робототехнических систем, повсеместное внедрение эле­ментов микропроцессорной техники является основной при­чиной этого явления.

Приведем разительный пример: в станкостроительной от­расли в США в 1990 году было занято 330 тыс. человек, а и 2005 году, по официальным прогнозам, останется 14 тыс, человек. Это произойдет за счет массового сокращения лю­дей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере — появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Это! рынок включает секторы:

• деловой информации (биржевая, финансовая, статистиче­
ская, коммерческая информация);

• профессиональной информации (научно-техническая ин­
формация, первоисточники и пр.);

• потребительской информации (новости, всевозможные
расписания, развлекательная информация);

• услуг образования и другие.

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных техноло­гий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко уско­ряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вы­числительной техники, начавшийся с середины XXвека, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим чис­лом специалистов до тех пор, пока существовали обособлен­но. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:

• создание телекоммуникационной инфраструктуры, вклю­
чающей в себя сети передачи данных;

• появление огромных баз данных, доступ к которым через
сети получили миллионы людей;

• выработка единых правил поведения в сетях и поиск в
них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она

представляет собой колоссальную и быстро (на 10-15% в месяц) растущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. В Интернете за­действовано более 10 миллионов компьютеров и около 250 тысяч Web-серверов по всему миру. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся. В настоящее время в мире наблюдается отказ от создания собственных корпоративных сетей в пользу по­строения открытых стандартизованных систем и их интег­рации в Интернет (за исключением, конечно, сетей специа­льного назначения, в которых очень высоки требования к безопасности информации).

Информационные и коммуникационные технологии по­стоянно развиваются. Постепенно происходит универсализа­ция ведущих технологий, то есть вместо создания для реше­ния каждой задачи собственной технологии разрабатывают­ся мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Хорошо вам знакомый пример — офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий, от простейшего набора текста до создания специальных про­грамм (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способст­вует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, на­пример, компьютера, телевизора, радиоприемника, овер-хэд-проектора (кодоскопа), диапроектора, телефона, автоот­ветчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения ин­формации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройст­ва, имеющие все функции персонального компьютера, по­зволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации в котором сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и опера­тивные данные, например: о погоде, текущем времени, со­стоянии пробок на дорогах и т.д.

Преодоление информационного кризиса

Информационный кризис — явление, которое стало за­метным уже в начале XXвека. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­ лик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XXвека общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про­цессу ускорения пока не видно.

Приведем несколько примеров проявлений информацион­ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дуб­лирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некото­рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­го анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ляющийся в следующим:

• информационный поток превосходит ограниченные воз­
можности человека по восприятию и переработке инфор­
мации;

• возникает большое количество избыточной информации
(так называемый «информационный шум»), которая за­
трудняет восприятие полезной для потребителя информа­
ции;

• возникают экономические, политические и другие барье­
ры, которые препятствуют распространению информации
(например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Коротко о главном

История человечества прошла через четыре информаци­онные революции.

Четвертая революция связана с появлением и развитием микропроцессорной техники и компьютерных телекоммуни­каций.

В настоящее время в цивилизованном мире происходит процесс движения к информационному обществу.

Формирование информационного общества изменяет структуру экономики государств и структуру рынка труда.

Информационный кризис общества связан с тем обстояте­льством, что обрушившийся на человека поток информации оказался недоступным обработке в приемлемое время.

НИТ помогают разрешить информационный кризис. Од­нако в полной мере это возможно в комплексе с другими ме­рами: экономическими, юридическими и пр.

Вопросы и задания

1. Какие события и процессы определили четыре информацион­
ные революции?

2. Что такое «информационное общество»?

3. Сформулируйте критерий А. П. Ершова, определяющий ста­
дии информационного общества.

4. К каким изменениям в экономике государства и на рынке труда
приводит формирование информационного общества?

5. Каково настоящее состояние и перспективы информационных
и коммуникационных технологий?

6. В чем заключается информационный кризис общества? Каковь пути его преодоления.

§ 4.2. Информационное общество ( продолжение )

Свободадоступакинформацииисвобода еераспространения

Обсуждаемая проблема лежит больше в политической у экономической плоскости, нежели в технической, посколь ку современные информационные технологии чисто техни­чески открыли безграничный простор для информационных обменов. Без свободы доступа к информации информацион ное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения — обязательное условие демо кратического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опира ясь на полную и достоверную информацию, можно прини мать правильные и взвешенные решения в политике, эконо мике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения ин­формации культурно-просветительного характера. Она спо­собствует росту культурного и образовательного уровня об­щества.

Вместе с тем, проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая инфор­мация государственной, корпоративной или личной значимо­сти должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их суще­ствования. Не должно быть свободы для распространения ин­формации, пропагандирующей насилие и иные, неприемле­мые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных огра­ничений является непростой задачей.

Ростинформационнойкультуры

Современное понимание информационной культуры за­ключается в умении и потребности человека работать с ин­формацией средствами новых информационных технологий.

Целенаправленные усилия общества и государства по раз­витию информационной культуры населения являются обяза­тельными при движении по пути к информационному обще­ству. Одной из важных задач курса информатики является выработка элементов информационной культуры учащихся. Указанная задача носит комплексный характер, она не может быть решена только школой. Выработка элементов информа­ционной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить затем через всю сознательную жизнь человека, че­рез всю систему образования и воспитания.

Информационная культура включает в себя гораздо боль­ше, чем простой набор навыков технической обработки ин­формации с помощью компьютера и телекоммуникацион­ных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широ­ком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, досто­верность и т. д.

Существенный элемент информационной культуры — вла­дение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людь­ми — важный признак человека информационного общества.

Изменениявсфереобразования

Большие изменения произойдут в информационном об­ществе в сфере образования. Одна из принципиальных проб­лем, стоящих перед современным образованием — сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты.

Однако проблемы выстраивания системы образования в информационном обществе не сводятся к технологиям. В силу своего динамизма это общество потребует от своих чле­нов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способ­ным сменить профессию, занять достойное место в социаль­ной структуре общества. В связи с этим даже возникло но­вое понятие: «принцип пожизненного повышения квалификации». Экономически развитые страны уже сегод­ня встали на путь создания системы непрерывного образова­ния, включающей дошкольное и школьное образование, профессиональное образование, систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнитель-

ного образования (иногда и неформального) и т. д. Уровень количественного и качественного развития образовательной системы позволяет судить о степени продвижения страны по пути к информационному обществу.

Измененияукладажизнилюдей

Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадывать­ся, но по уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими. Так, массовое внедрение теле­видения в 60-70-х годах XXвека существенно изменило быт людей, причем не только в лучшую сторону. С одной стороны, у миллионов людей появилась возможность досту­па к сокровищам национальной и мировой культуры, с дру­гой — сократилось живое общение, стало больше стереоти­пов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения.

Рассмотрим отдельные составляющие уклада жизни, ана­лизируя то, что уже состоялось, и то, что нарождается б наше время.

Работа. По данным социологического исследования, про­веденного в США, уже сейчас до 10% работающих могут вы­полнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 всех недавне зарегистрированных фирм основана на широком использо­вании самостоятельной занятости, не связанной с регуляр ным приходом в офис.

Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посе щающих школу, а обучающихся на дому с помощью компь ютерных программ и телекоммуникаций. Если эта тенден ция будет развиваться, то школе грозит наиболее серьезна; опасность со времен ее становления в виде массового обще ственного института. Если же учесть, что школа не тольк( обучает, но и прививает детям навыки социализации, обще ственного поведения, то подобное развитие вызывает опреде ленное беспокойство.

Впрочем, большинство специалистов полагают, что шко ла для подавляющего большинства детей сохранится, н< формы обучения и организации учебного процесса сущест венно изменятся. Действительно, если возобладает индиви дуальное обучение с помощью средств информационны: технологий, то под вопросом окажется стержневой элеменч современной школы — классно-урочная система и друг» привычные установления.

Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей замет­ное время, трансформируются в сетевые игры с участием не­скольких удаленных партнеров. Растет время, затрачивае­мое на «хождение» по Интернету без определенной цели, так называемый «чат», с не очень осмысленным обменом со­общениями. Вместе с тем, реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным му­зеям и т. д. Как уже говорилось выше, информационная ку­льтура — лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется, в первую очередь, общей культурой конкретного человека.

Недавнее достижение Интернет-технологий — поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-ма­газин — может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.

Жилище человека имеет тенденцию к все большей «ин­форматизации». Уже сдаются в эксплуатацию дома, в кото­рые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, теле­видение, охранная и пожарная сигнализации и т. д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, вклю­чая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т. д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, вклю­чая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помо­гать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Подобное здание называется «умным».

Поскольку во многих странах автомобиль рассматривает­ся как продолжение среды обитания, то к «умным зданиям» добавляются «умные автомобили». Такой автомобиль, кро­ме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоян­но связан с городскими информационными службами, под­сказывающими наиболее оптимальный на настоящий мо­мент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, этот автомобиль связан с «умным домом» своего хозяина и из него можно этим домом управлять. Все эти возможности, кажущиеся фантастическими, на самом деле уже постепен­но, по частям, реализуются.

Опасностиинформационногообщества

Восхищаясь возможностями, которые несет информаци­онное общество, не следует забывать о тех противоречиях,

которые оно потенциально содержит и которые уже, по мере продвижения к нему, проявляются.

Понятие «информационное общество» не связано с поня­тиями «капитализм», «социализм» и пр., то есть не указыва­ет напрямую на характер отношений собственности и эконо­мический уклад. Точно так же его не следует воспринимать как очередную утопию, сулящую всеобщее счастье.

Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

• реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

• опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

• проблема отбора качественной и достоверной информа­ции при большом ее объеме;

• проблема адаптации многих людей к среде информацион­ного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

• столкновение с виртуальной реальностью, в которой
трудно различимы иллюзия и действительность, создает
у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные,
но явно неблагоприятные, психологические проблемы;

• переход к информационному обществу не сулит ка­
ких-либо перемен в социальных благах и сохраняет соци­
альное расслоение людей; более того, информационное
неравенство может добавиться к существующим видам
неравенства и, тем самым, усилить социальную напря­
женность;

• сокращение числа рабочих мест в экономике развитых
стран, не компенсируемое полностью созданием новых
рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному
социальному недугу — массовой безработице.
Крайним проявлением негативных последствий перехода

к информационному обществу являются так называемые «информационные войны». Этот термин трактуется как от­крытое или скрытое информационное воздействие государ­ственных систем друг на друга с целью получения опреде­ленного выигрыша в политической или материальной сфере. Основными объектами поражения в таких войнах бу­дут информационные инфраструктуры и психология про­тивника.

Под информационным противоборством понимается комп­лексное воздействие на систему государственного и военного

управления противостоящей стороны, на ее военно-политиче­ское руководство. Это воздействие еще в мирное время дол­жно приводить к принятию благоприятных для стороны — инициатора информационного давления — решений, а в ходе конфликта полностью парализовать функционирование инф­раструктуры управления противника. Информационное про­тивоборство достигается путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информа­ционных систем и инфраструктуры. На определенном этапе информационная война может перейти в обычную, с приме­нением традиционных видов оружия, для подавления ослаб­ленного противника. К сожалению, примеры состоявшихся информационных войн уже есть.

2. Какие негативные стороны имеет свобода доступа к информа­
ции?

3. Что такое «информационная культура»?

4. Как соотносится информационная культура с общечеловече­
ской культурой?

5. Какие проблемы образования будут решены в информационном
обществе?

6. Определите изменения, которые произойдут в укладе жизни
членов информационного общества: в работе, в учебе, в быту.

7. Какие наиболее существенные проблемы и опасности существу­
ют на пути к информационному обществу?

8. Что такое «информационная война»?

9. Попробуйте привести конкретные исторические примеры веде­
ния информационных войн.

Коротко о главном

Без свободы доступа к информации информационное об­щество невозможно.

Информационная культура в современном понимании за­ключается в умении и потребности человека работать с ин­формацией средствами новых информационных технологий.

Основы информационной культуры человека должны за­кладываться в школе.

Задача информационного общества в сфере образова­ния — сделать его доступным для каждого человека, прео­долеть неравенство в этой области.

Формирование информационного общества приведет к из­менениям в укладе жизни людей по всем его составляющим: в работе, в учебе, в быту и отдыхе, в жилищных условиях.

Эволюция информационного общества таит в себе ряд опасностей и проблем.

Одной из наиболее серьезных опасностей являются «ин­формационные войны».

Вопросы и задания

1. Определите связь между понятиями «информационное обще­ство» и «свобода доступа к информации».

§ 4.3. Особенности формирования информационного общества в России

В нашей стране формирование элементов информацион­ного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу тех исторических обстоятельств, в которых находится Россия. Экономические и политические пробле­мы, нестабильность в устройстве общественных институтов и другие факторы требуют поиска своих, не столь затрат­ных, как в ведущих промышленно-развитых странах, путей вхождения в информационное общество.

В 1999 году по инициативе профильных комитетов Госу­дарственной Думы была разработана Концепция формиро­вания информационного общества в России. Ее цель — определение российского пути перехода (или построения) информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию. В Концепции формулиру­ются политические, социально-экономические, культурные и технико-технологические предпосылки и условия этого перехода и обосновывается специфика российского пути к информационному обществу. Познакомимся с ее основными элементами.

В констатирующей части концепции отмечается, что в России за последнее десятилетие сформировались следу­ющие предпосылки перехода к информационному обще­ству.

1. Информация становится общественным ресурсом разви­
тия, масштабы ее использования стали сопоставимыми с
традиционными (энергия, сырье и т. д.) ресурсами. Объ­
ем продаж в России средств вычислительной техники и
информатики достигает величины более одного миллио­
на штук в год (на самом деле, в 1999-2000 гг. этот объем
был существенно больше). Общие расходы на информати­
зацию составляют порядка 5% ВВП России, что уже име­
ет макроэкономическую значимость.

2. В России сформировался и успешно развивается отечест­
венный рынок телекоммуникаций, информационных
технологий, продуктов и услуг.

3. В целом в стране быстро растет парк ЭВМ, ускоренными
темпами идет развитие систем и средств телекоммуника­
ций. Растет количество корпоративных информацион­
ных сетей. Количество российских пользователей Интер­
нета приближается к миллиону (в 2000 г. этот рубеж
превзойден; по предварительным данным, за 2000 г. чис­
ло пользователей Интернета в России удвоилось). Интен­
сивно расширяется национальная сеть связи, осуществ­
ляется телефонизация страны и растет рынок средств
мобильной связи.

4. В значительной степени информатизированы многие от­
расли хозяйства, банковская сфера и сфера государствен­
ного управления.

5. В общественном мнении сложилось понимание актуаль­
ности задачи перехода к информационному обществу с
политической и экономической точек зрения.

6. Сегодня Россия является частью мирового политического
и экономического сообщества в такой степени, в какой
она никогда не была в прошлом. Россия подсоединена к
остальному миру кабельными и спутниковыми каналами
связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и
простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д.

Концепция исходит из следующих базовых положений. 1. Стратегической целью перехода к информационному об­ществу является создание развитой информационно-ком­муникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обес­печить существенное повышение качества жизни населе­ния и социально-политическую стабильность общества и государства.

2. В ближайшей перспективе переход к информационном
обществу должен рассматриваться как необходимое услс
вие выхода страны из сегодняшнего экономическог
кризиса, как инструмент преодоления трудностей соцга
льной, политической и духовной жизни, как фактор ив
теграции общественного сознания вокруг непреходящи
гуманистических ценностей и национально-историч«
ских традиций народов России.

3. Переход к информационному обществу полностью отве
чает концепции устойчивого развития — формированш
экономики, основанной на знаниях, а не на расширяк
щемся потреблении природных ресурсов, сокращени)
отходов производства, решению экологических npof
л ем.

4. Государство играет ведущую роль в обеспечении процесс
перехода к информационному обществу, прежде всего щ
тем создания законодательной и нормативно-правово
базы, регулирующей информационные отношения в of
ществе. На начальном этапе создания социально-значх
мых информационно-коммуникационных систем и komi
лексов (в сферах трудоустройства, образование
здравоохранения, социального обеспечения и др.) госд
дарство берет на себя основные расходы.

5. Государство обеспечивает доступ к общественной инфо]
мации. Информация должна быть открыта для всех и пр<
доставляться постоянно с гарантией достоверности и noj
ноты.

6. Процесс перехода России к информационному обществ
должен быть тесно связан с развитием мирового инфо]
мационного сообщества. Должно быть обеспечено акти)
ное участие России в международном разделении тру/!
на мировом рынке информационно-коммуникационны
средств, продуктов и услуг, в реализации междунаро;
ных проектов и программ информатизации.

Концепция определяет особенности перехода России информационному обществу, обусловленные современны политическим, экономическим, культурным, образовател: ным уровнем развития государства и общества. Будучи основном негативными, указанные особенности имеют и р* моментов, благоприятствующих решению задач информат] зации.

Среди них отмечается:

• опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми
странами, создание различных систем связи и индустрии
предоставления информационных услуг;

• наличие, в основном, высокого научного, образовательно­
го и культурного потенциала;

• сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила,
которая способна ставить и решать сложные научно-тех­
нические проблемы.

В предстоящие 10-15 лет Россия не сможет продвигаться по пути информатизации, лишь копируя опыт стран с высо­коразвитой и эффективно функционирующей рыночной эко­номикой. Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем от на­чального рубежа, определяемым сложившимися политиче­скими, социально-экономическими и культурными условия­ми. Возможный для России вариант — нахождение пути, ориентированного на российские критерии и характеристи­ки качества жизни, социально-культурные особенности, и требующего в сегодняшних социально-экономических усло­виях лишь минимальных капиталовложений со стороны го­сударства.

Основой российского пути должны явиться:

• информатизация всей системы общего и специального об­
разования от детского сада до окончания высшей школы
и последующих форм подготовки и переподготовки спе­
циалистов;

• формирование и развитие индустрии информационных и
коммуникационных услуг, в том числе домашней компь­
ютеризации, ориентированной на массового потребителя;

• обеспечение сферы информационных услуг духовным со­
держанием, отвечающим российским культурно-истори­
ческим традициям, в том числе организация мощного
русскоязычного сектора в Интернете.

Решение этих трех масштабных, исторических для Рос­сии задач будет означать реальное превращение информа­ции и знаний в подлинный ресурс социально-экономическо­го и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распро­странение и использование информации, расширение воз­можностей саморазвития личности.

Коротко о главном

Вхождение России в информационное общество имее свои особенности, связанные с особенностями ее современнс го этапа развития.

В России имеется ряд объективных предпосылок к пер( ходу в состояние информационного общества. Среди ни» быстрое развитие материальной базы информационной сф< ры, информатизация многих отраслей производства управления, активное вхождение в мировое сообществе подготовленность общественного сознания и др.

Движение России к информационному обществу реализ} ется государством как стратегическая, приоритетная цель.

Достижению этой цели способствует достаточно высоки кадровый и научно-технический потенциал России.

Среди приоритетных задач процесса движения к инфо{ мационному обществу — информатизация всей системы ofразования; развитие индустрии информационных услуг; содержательном наполнении следование национальным kjльтурно-историческим традициям.

Вопросы и задания

1. Почему задача движения к информационному обществу дл
России относится к числу приоритетных?

2. В чем состоят особенности условий вхождения России в инфо]
мационное общество?

3. Какие существуют предпосылки для успешного решения это
задачи?

4. Приведите известные вам примеры, с которыми вы сталкив;
лись, отражающие наличие процесса национального движени
к информационному обществу.

§ 4.4. Проблема информационной

безопасности личности , общества

и государства

По мере продвижения к информационному обществу вс более острой становится проблема защиты права личности общества и государства на конфиденциальность (то есть се* ретность) определенных видов информации. Уже сегодня

странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий инфор­мацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или испо­льзована ему во вред.

В России в 2000 г. принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.

К объектам, информационной безопасности РФ отно­сятся:

• все виды информационных ресурсов;

• права граждан, юридических лиц и государства на полу­
чение, распространение и использование информации, за­
щиту информации и интеллектуальной собственности;

• система формирования, распространения и использова­
ния информационных ресурсов, включающая в себя ин­
формационные системы различного класса и назначения,
библиотеки, архивы, базы и банки данных, информаци­
онные технологии и т. д.

• информационная инфраструктура, включающая центры
обработки и анализа информации, каналы информацион­
ного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспече­
ния функционирования телекоммуникационных систем и
сетей;

• система формирования общественного сознания (мировоз­
зрение, моральные ценности, нравственные оценки, соци­
ально допустимые стереотипы поведения и взаимоотно­
шения между людьми), базирующаяся на средствах
массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают в себя:

а)соблюдение конституционных прав и свобод человека и
гражданина в области получения информации и ее исполь­
зования, обеспечение духовного становления России, сохра­
нение и укрепление ценностей общества;

б)информационное обеспечение государственной полити­
ки РФ, связанное с доведением до российской и междуна­
родной общественности достоверной информации о государ­
ственной политике РФ;

в)развитие современных информационных технологий
отечественной индустрии информации;

г)защита информационных ресурсов от несанкциониро­
ванного доступа, обеспечение безопасности информацион­
ных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются методы обеспечения инф мационной безопасности страны, включая правовые, ор низационно-технические и экономические, а также особ ности обеспечения информационной безопасности РФ различных сферах общественной жизни: экономической, литической, в сфере обороны, науки и техники и др.

Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере д трина объявляет проблему информационного неравенст которое вносит раскол в общество и отчуждение между ставляющими его группами населения; поэтому дан! проблема имеет прямое отношение к национальной безоп ности. Особенно важно преодоление проявлений инфор: ционного неравенства в образовании, поскольку:

• появилась тенденция разделения образовательных
реждений на элитные и массовые с соответствующей р
ницей в ресурсном обеспечении;

• велико различие уровней доходов семей учащихся;

• значителен разрыв в размерах финансового обеспече*
образовательных учреждений в различных регионах ст
ны.

Преодоление информационного неравенства является дачей первостепенной государственной важности.

Коротко о главном

Наиболее острой проблемой информационного общее является проблема информационной безопасности, начт от отдельного человека до государства.

Проблемы информационной безопасности в России perментируются Доктриной информационной безопасности I

В Доктрине определен перечень информационных объ тов, требующих защиты; национальные интересы РФ в формационной сфере; методы обеспечения информацион] безопасности.

Доктрина обращает особое внимание на проблему инф мационного неравенства в области школьного образовали:

Вопросы и задания

1. Какую информацию вы считаете конфиденциальной для г< дарства, для вашей школы, для себя лично?

2. Что относится к объектам информационной безопасности Рос­
сии?

3. Что относится к национальным интересам России в информа­
ционной области, требующее защиты?

4. Как проявляется информационное неравенство в системе шко­
льного образования?

5. Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлениями информа­
ционного неравенства?

§ 4.5. Правовое регулирование проблем ,

связанных с информацией

и компьютерами

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом на­правлении своим путем. Юридические вопросы, возникаю­щие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответ­ствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.

Коротко опишем некоторые законы, действующие в этой сфере в Российской Федерации.

Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» дал юридически точное определение понятий, свя­занных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определил, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся резу­льтатом творческой деятельности автора. Автор (или авто­ры) имеют исключительное право на выпуск в свет про­грамм и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на ука­занные объекты, созданные в порядке выполнения служеб­ных обязанностей или по заданию работодателя, принадле­жат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.

Для современного состояния нашего общества именно во­просы, связанные с нарушением авторских и имуществен­ных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдель­ными пользователями и даже организациями, получена пу­тем незаконного копирования. Эта практика мешает станов-

лению цивилизованного рынка компьютерных програм­мных средств и информационных ресурсов.

Закон «Об информации, информатизации и защите ин­ формации» частично решает вопросы правового регулирова­ния на информационном рынке защиты прав и свобод лич­ности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации.

Закон создает условия для включения России в междуна­родный информационный обмен, закладывает основы пред­отвращения бесхозяйственного отношения к информацион­ным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и фи­зических лиц на информацию. Закон рассматривает инфор­мационные ресурсы в двух аспектах: как материальный продукт, который можно покупать и продавать, и как ин­теллектуальный продукт, на который распространяется пра­во интеллектуальной собственности, авторское право.

Особое внимание обратим на статью 11 закона «информа­ция о гражданах (персональные данные)». В ней содержатся гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на основании решения суда), недопус­тимости использования собранной любым путем информа­ции для дискриминации граждан по любому признаку.

В 1996 году в уголовный кодекс был впервые внесен раз­дел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступле­ний, ставших, к сожалению, распространенными:

• неправомерный доступ к компьютерной информации;

• создание, использование и распространение вредоносных
программ для ЭВМ;

• умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их
сетей.

Отметим, что правовое регулирование в этой сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководст­вуется, в первую очередь, соображениями этического поряд­ка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупот­ребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не кра­дется не потому, что за это предусмотрено наказание, а пото­му, что человек считает воровство, в любом его проявлении,

низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества, мы должны стреми­ться.

Коротко о главном

Правовое регулирование в информационной сфере явля­ется новой и сложной задачей для государства. В Россий­ской Федерации существует ряд законов в этой области.

Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз дан­ных» регламентирует юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы дан­ных.

Закон «Об информации, информатизации и защите ин­формации» позволяет защищать информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтоже­ния.

Статья 11 этого закона «информация о гражданах (персо­нальные данные)» содержит гарантии недопущения сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни граждан (это может делаться лишь на осно­вании решения суда), недопустимости использования со­бранной любым путем информации для дискриминации граждан по любому признаку.

В Уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:

• неправомерный доступ к компьютерной информации;

• создание, использование и распространение вредоносных
программ для ЭВМ;

• умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их
сетей.

4. На какой закон вы сошлетесь, если вам будет нанесен ущерб пу
тем использования информации, касающейся вашей частно!
жизни?

5. Какие действия уголовный кодекс классифицирует как пре
ступления в компьютерной информационной сфере?