Главная              Рефераты - Информатика

Автоматизация иформационных систем - реферат

Содержание

Введение. 2

1. Основные понятия и определения. 3

2. Классификация автоматизированных информационных систем3

3. Классификация информационных и расчетных задач3

Заключение. 3

Список литературы:3


Введение

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется переходом к так называемому информационному обществу, в котором в результате процессов информатизации и компьютеризации информационные технологии во всех сферах деятельности играют более важную роль, нежели индустриальные, аграрные и др. Как отмечал академик А.П.Ершов, информатизация – всеобщий неизбежный период развития цивилизации, период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения, создания индустрии производства и обработки информации.

В связи с этим решением проблем рационального использования современных и перспективных методов и средств обработки информации в практической (профессиональной) деятельности людей приобретает первостепенное значение.

Естественно, что такой сложный и многообразный процесс, как информатизация, нуждается в методологическом обосновании, являющемся результатом исследований в рамках научно-технического направления и науки, получивших название «информационные системы».

Предметом изучения информационных систем являются информационные технологии, которые реализуются на практике в автоматизированных информационных системах (АИС) различного назначения, выступающих в качестве объекта информатики. Таким образом, АИС позволяют автоматизировать ту или иную сферу профессиональной деятельности людей за счет использования компьютерных средств и технологий.


Иными словами, в качестве основных средств автоматизации профессиональной деятельности людей сегодня выступают средства электронно-вычислительной техники и связи.

1. Основные понятия и определения

Будучи достаточно сложным процессом, автоматизация любой деятельности человека при решении практических за­дач должна иметь научное — прежде всего методологичес­кое — обеспечение. Как уже было отмечено во введении, наукой, изучающей наиболее общие закономерности внедре­ния средств автоматизации (компьютеризации) во все сферы жизни общества и последствия этого, является информатика. В рамках этой научной дисциплины автоматизация профес­сиональной деятельности определяется как процесс создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, освобождающих человека от не­посредственного участия в получении, преобразовании и пе­редаче энергии, материалов и (или) информации в професси­ональной деятельности. Основные виды автоматизируемой профессиональной деятельности: производственные процес­сы, проектирование, обучение, научные исследования, уп­равление. Основу автоматизации профессиональной деятель­ности в современных условиях составляют средства элект­ронно-вычислительной техники (ЭВТ) и связи.

Весьма важными и особенно интересными для широкого круга специалистов в области организационного управления представляются особенности автоматизации управленческой деятельности как процесса создания, внедрения и использо­вания технических, программных средств и математических методов, предназначенных для автоматизированного сбора, хранения, поиска, переработки и передачи информации, ис­пользуемой при управлении эргатическими системами, в ходе реализации новых информационных технологий управления. Целью автоматизации управленческой деятельности являет­ся повышение эффективности управления (качества управ­ленческих решений, оперативности, производительности уп­равленческого труда и т. д.).

Информатика является одной из отраслей общей (теоре­тической) информатики и изучает цели, способы и средства автоматизации деятельности должностных лиц на базе ЭВТ при управлении персоналом, разработке новых систем ору­жия, совершенствовании видов, форм и способов боевых дей­ствий, обучении личного состава.

Как и всякая другая научная дисциплина, информатика имеет свой объект и предмет.

В качестве объекта информатики выступает автомати­зированная информационная система, представляющая собой совокупность технических программных средств и организа­ционных мероприятий, предназначенных для автоматизации информационных процессов в профессиональной деятельнос­ти. Основным техническим средством АИС является ЭВМ.

Объектом информатики является АИС, предназначен­ная для автоматизации военно-профессиональной деятельно­сти должностных лиц и органов управления.

Используя термин "информация", мы, как правило, не задумываемся о том, что такое информация. Надо отметить, что вопрос этот является достаточно сложным (он будет под­робнее рассмотрен в подразд. 2.1). До настоящего времени в науке не выработано строгого определения понятия инфор­мации. Говоря об информационных процессах в АИС, мы пока будем понимать под информацией некоторую совокупность данных (текстовых, числовых, графических) и связей между ними.

Под переработкой информации понимаются все возмож­ные информационные процессы, сопровождающие професси­ональную деятельность: сбор информации, хранение инфор­мации, поиск информации, представление информации на определенном носителе в определенном виде (визуальном, гра­фическом, текстовом, звуковом), получение новой информа­ции (например, в результате проведения расчетов), передача информации по каналам связи различным адресатам и др.

Автоматизированная информационная система должна рассматриваться как инструмент в руках должностных лиц, реализующих переработку информации в процессе профес­сиональной деятельности. Можно сказать, что наличие это­го инструмента фактически определяет новую технологию осуществления профессиональной деятельности.

Понятие "технология" означает комплекс знаний о спо-собах, приемах труда, наборах материально-технических фак­торов, способах их соединения для создания какого-либо про­дукта или услуги. Применительно к промышленному произ­водству используется понятие "производственная индустри­альная технология".

Применение понятия "технология" к информационным процессам привело к возникновению понятия "информаци­онная технология" — совокупность знаний о способах авто­матизированной переработки информации с использованием ЭВМ для автоматизации управленческой деятельности.

Создание новых информационных технологий и внедре­ние их в профессиональную деятельность является одной из основных задач информатики. Именно поэтому в качестве предмета информатики целесообразно рассматривать ин­формационные технологии, определяющие рациональные способы разработки и применения АИС.

Каждая АИС обеспечивает реализацию некоторой инфор­мационной технологии переработки информации в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, в качестве задач информатики можно рассматривать создание новых информационных технологий и реализующих их АИС или перенесение известных информационных технологий из од­ной области человеческой деятельности в другую.

2. Классификация автоматизированных информационных систем

В качестве основного классификационного признака АИС целесообразно рассматривать особенности автоматизируемой профессиональной деятельности — процесса переработки вход­ной информации для получения требуемой выходной инфор­мации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должностных лиц, участвую­щих в управлении организационной системой.

В соответствии с предложенным классификационным признаком можно выделить следующие АИС (рис. 1.1.1):

♦ автоматизированные системы управления (АСУ);

♦ системы поддержки принятия решения (СППР);

♦ автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС);

♦ автоматизированные системы обучения (АСО);

♦ автоматизированные информационно-справочные сис­темы (АИСС).

Рассмотрим особенности каждого класса АИС и характе­ристики возможных видов АИС в составе каждого класса.

Автоматизированная система управленияпредстав­ляет собой автоматизированную систему, предназначенную для автоматизации всех или большинства задач управления, решаемых коллективным органом управления (министерством, дирекцией, правлением, службой, группой управления и т. д.). В зависимости от объекта управления различают АСУ персо­налом (АСУП) и АСУ техническими средствами (АСУТС). АСУ является организационной и технической основой реализации рациональной технологии коллективного решения управле­ния в различных условиях обстановки. В этой связи разработ­ка рациональной технологии организационного управления является определяющим этапом создания любой АСУ.

Автоматическая система управления персоналом обеспе­чивает автоматизированную переработку информации, необ­ходимой для управления организацией в повседневной дея­тельности, а также при подготовке и реализации программ развития.

Автоматические системы управления техническими сред­ствами предназначены для реализации соответствующих тех­нологических процессов. Они являются по сути передаточ­ным звеном между должностными лицами, осуществляющи­ми управление техническими системами, и самими техни­ческими системами. В настоящее время АСУТС нашли широ­кое распространение во всех развитых государствах. Объяс­няется это тем, что управление существующими новейшими технологическими процессами без применения АСУТС стано­вится практически невозможным. Что касается АСУП, то в настоящее время такие системы широко используются в стра­нах Запада, и непрерывно ведутся работы по созданию но­вых систем, в том числе на базе достижений в области ис­кусственного интеллекта.

Системы поддержки принятия решенийявляются достаточно новым классом АИС, теория создания которых в настоящее время интенсивно развивается. СППР называется АИС, предназначенная для автоматизации деятельности кон­кретных должностных лиц при выполнении ими своих долж­ностных (функциональных) обязанностей в процессе управ­ления персоналом и (или) техническими средствами.

Выделяются четыре категории должностных лиц, деятель­ность которых отличается различной спецификой переработки информации: руководитель, должностное лицо органа управ­ления, оперативный дежурный, оператор. В соответствии с четырьмя категориями должностных лиц различают и четыре вида СППР: СППР руководителя (СППР Р), СППР должност­ного лица органа управления (СППР О), СППР оперативного дежурного (СППР Д) и СППР оператора (СППР Оп).

Рассмотрим специфику деятельности должностных лиц, относящихся к каждой выделенной категории.

К категории "руководитель" относятся должностные лица, на которых возложено управление подчиненными должност­ными лицами (подразделениями) и принятие решений в про­цессе руководства. Основная форма деятельности команди­ра — деловое общение.

Деятельность должностных лиц, относящихся к катего­рии "руководитель", характеризуется следующими особен­ностями:

♦ при централизации принятия решений резко возраста­ют объемы информации, уменьшается время на обду­мывание и анализ, растут сложности комплексного учета всех факторов;

♦ велика доля текущих задач, не позволяющих сосредо­точиться на стратегических целях;

♦ в процессе деятельности преобладают приемы, обус­ловленные привычками, опытом, традициями и дру­гими неформализируемыми обстоятельствами;

♦ при принятии решения руководитель не всегда в состо­янии описать и даже представить достаточно полную умозрительную модель ситуации, а вынужден исполь­зовать лишь некоторое представление о ней;

♦ деятельность руководителя в значительной мере зави­сит от темперамента и стиля деятельности, от степени знаний причин и следствий, ясности представления вза­имосвязей, объема имеющейся информации.

Перечисленные особенности деятельности должностных лиц категории "руководитель" обуславливают крайнюю слож­ность автоматизации их деятельности, которая содержит боль­шое количество неформальных элементов, прежде всего таких, как оперативное и стратегическое управление, а так­же принятие решений. Исходя из особенностей деятельности руководителя, можно сформулировать следующие основные требования, предъявляемые к СППР Р:

1)наличие широкой информационной базы с возможнос­тью оперативного поиска требуемой информации;

2)наглядность представления информации в форме, адап­тированной к запросам конкретного должностного лица (тек­ста, таблиц, графиков, диаграмм и т. д.);

3)обеспечение оперативной связи с другими источника­ми информации в системе управления и особенно с непос­редственными помощниками;

4)наличие диалоговых программных средств обеспече­ния принятия решений на основе формальных (математичес­ких) методов;

5)простота работы при повышенной надежности техни­ческих и программных средств;

6) обеспечение возможности накопления в памяти ЭВМ
опыта и знаний (в рамках интеллектуальных СППР).

Необходимо отметить, что требования 2, 3 и 5 являются универсальными и относятся ко всем видам СППР.

В настоящее время требования 1, 2, 3 и 5 могут быть полностью удовлетворены с использованием известных ин­формационных технологий. Что касается требований 4 и 6

(наличия программных средств обеспечения решений и на­копления в памяти ЭВМ опыта и знаний), то их удовлетворе­ние составляет основную теоретическую проблему, возника­ющую при создании СППР Р.

К категории "должностное лицо органа управления" от­носятся специалисты, занимающиеся аналитической работой по подготовке решений руководителя и их документальным оформлением. Основу деятельности должностных лиц органа управления составляет оценка различных вариантов реше­ния (проведение оценочных расчетов) и разработка проектов различных документов.

Эффективность функционирования органа управления во многом определяется продуктивностью деятельности специа­листов, особенно в вопросах создания новой информации. Доля творческого труда в их работе достаточно высока. Именно эти специалисты обеспечивают практически всю информаци­онную подготовку для принятия решения руководителем. Они являются основными исполнителями документов, определяя их качество. СППР О должна прежде всего создать должнос­тным лицам условия для плодотворного ведения аналитичес­кой работы и сведения к минимуму доли рутинных работ (по­иск информации, оформление документов, проведение опе­ративных расчетов и т. д.).

Особенности деятельности должностных лиц органа уп­равления определяют следующие основные требования к СППР О:

♦ обеспечение оперативного поиска и отображения всей информации, необходимой для подготовки решений и формирования проектов документов в пределах его ком­петентности;

♦ обеспечение возможности ведения оперативных расче­тов и моделирования для оценки ситуации и подготов­ки вариантов решений;

♦ обеспечение возможности автоматизированной подго­товки проектов документов (текстов, графиков, диаг­рамм и т. п.).

К основным элементам СППР О следует отнести сред­ства ведения оперативных расчетов и моделирования, посколь­ку именно эти средства в наибольшей степени обеспечивают повышение эффективности и качества управления.

К категории "оперативный дежурный" относятся долж­ностные лица, выполняющие обязанности по оперативному руководству организационной системой во время дежурства на соответствующих пунктах управления в течение опреде­ленного времени.

Основными особенностями деятельности оперативных дежурных являются:

♦ относительно узкий круг решаемых задач;

♦ жесткая регламентация деятельности в большинстве вариантов складывающейся обстановки;

♦ жесткий лимит времени на принятие решений и вы­полнение различных операций.

Перечисленные особенности деятельности оперативных дежурных определяют в качестве основных требований к СППР Д обеспечение оперативного предоставления инфор­мации, необходимой оперативному дежурному в заранее оп­ределенных ситуациях, а также обеспечение оперативного анализа складывающейся ситуации. Последнее требование может быть обеспечено с использованием технологии эксперт­ных систем.

К категории "оператор" могут быть отнесены должност­ные лица, выполняющие техническую работу по заранее определенному алгоритму. Основная особенность деятельнос­ти оператора — отсутствие необходимости принимать слож­ные решения в процессе своей деятельности. СППР Оп дол­жна обеспечивать возможность работы должностного лица со справочной информацией и возможность автоматизированной подготовки текстов документов.

Автоматизированные информационно-вычислительные системы предназначены для решения сложных в математи­ческом отношении задач, требующих больших объемов самой разнообразной информации. Таким образом, видом деятель­ности, автоматизируемом АИВС, является проведение раз­личных (сложных и "объемных") расчетов. Эти системы ис­пользуются для обеспечения научных исследований и разра­боток, а также как подсистемы АСУ и СППР в тех случаях, когда выработка управленческих решений должна опираться на сложные вычисления.

В зависимости от специфики области деятельности, в которой используются АИВС, различают следующие виды этих систем.

Информационно-расчетная система (ИРС)— это авто­матизированная система, предназначенная для обеспечения оперативных расчетов и автоматизации обмена информацией между рабочими местами в пределах некоторой организации или системы организаций. ИРС обычно сопрягается с АСУ и в рамках последней может рассматриваться как ее подсистема.

Технической базой ИРС являются, как правило, сети больших, малых и микроЭВМ. ИРС имеют сетевую структу­ру и могут охватывать несколько десятков и даже сотен ра­бочих мест различных уровней иерархии. Основной сложнос­тью при создании ИРС является обеспечение высокой опера­тивности расчетов и обмена информации в системе при стро­гом разграничении доступа должностных лиц к служебной ин­формации.

Система автоматизации проектирования (САПР)— это автоматизированная информационная система, предназначен­ная для автоматизации деятельности подразделений проект­ной организации или коллектива специалистов в процессе разработки проектов изделий на основе применения единой информационной базы, математических и графических моде­лей, автоматизированных проектных и конструкторских про­цедур. САПР является одной из систем интегральной автома­тизации производства, обеспечивающих реализацию автома­тизированного цикла создания нового изделия от предпроект-ных научных исследований до выпуска серийного образца.

В области экономики САПР могут использоваться при проектировании экономических информационных систем и их элементов. Кроме того, технология САПР может обеспечить создание автоматизированной системы отображения обста­новки на экране в процессе ведения экономических операций или в ходе деловых игр различных типов.

Проблемно-ориентированные имитационные системы (ПОИС)предназначены для автоматизации разработки ими­тационных моделей в некоторой предметной области .На­пример, если в качестве предметной области взять развитие автомобилестроения, то любая модель, создаваемая в этой предметной области, может включать стандартные блоки, моделирующие деятельность предприятий, поставляющих комплектующие; собственно сборочные производства; сбыт, обслуживание и ремонт автомобилей; рекламу и др. Эти стан­дартные блоки могут строиться с различной детализацией моделируемых процессов и различной оперативностью расче­тов. Пользователь, работая с ПОИС, сообщает ей, какая мо­дель ему нужна (т. е. что необходимо учесть при моделирова­нии и с какой степенью точности), а ПОИС автоматически формирует имитационную модель, необходимую пользовате­лю.

В состав программного обеспечения ПОИС входят банки типовых моделей (БТМ) предметных областей, планировщик моделей, базы данных предметных областей, а также сред­ства диалогового общения пользователя с ПОИС.

Проблемно-ориентированная система является достаточ­но сложной АИС, реализуемой, как правило, с использова­нием технологии искусственного интеллекта на высокопроиз­водительных ЭВМ.

Моделирующие центры (МЦ)— автоматизированные информационные системы, представляющие собой комплекс готовых к использованию моделей, объединенных единой пред­метной областью, информационной базой и языком общения с пользователями [39]. МЦ, так же как ПОИС, предназначе­ны для обеспечения проведения исследований на различных моделях. Но, в отличие от ПОИС, они не обеспечивают авто­матизацию создания имитационных моделей, а предоставля­ют пользователю возможность комфортной работы с готовы­ми моделями. МЦ могут являться системами как коллектив­ного, так и индивидуального использования и в принципе не требуют для своей реализации мощных ЭВМ.

Автоматизированные системы обучения (АСО).Тра­диционные методы обучения специалистов в различных об­ластях профессиональной деятельности складывались многи­ми десятилетиями, в течение которых накоплен большой опыт.

Однако, как свидетельствуют многочисленные исследо­вания, традиционные методы обучения обладают рядом не­достатков. К таким недостаткам следует отнести пассивный характер устного изложения, трудность организации актив­ной работы студентов, невозможность учета в полной мере индивидуальных особенностей отдельных обучаемых и т. д.

Одним из возможных путей преодоления этих трудно­стей является создание АСО — автоматизированных инфор­мационных систем, предназначенных для автоматизации под­готовки специалистов с участием или без участия преподава­теля и обеспечивающих обучение, подготовку учебных кур­сов, управление процессом обучения и оценку его результа­тов. Основными видами АСО являются автоматизированные системы программного обучения (АСПО), системы обеспече­ния деловых игр (АСОДИ), тренажеры и тренажерные ком­плексы (ТиТК).

Автоматизированные системы программного обучения ориентированы на обучение в основном по теоретическим разделам курсов и дисциплин. В рамках АСПО реализуются заранее подготовленные квалифицированными преподавате­лями "компьютерные курсы". При этом учебный материал разделяется на порции (дозы) и для каждой порции материа­ла указывается возможная реакция обучаемого. В зависимос­ти от действий обучаемого и его ответов на поставленные вопросы АСПО формирует очередную дозу представляемой информации.

Наибольшую сложность при создании АСПО составляет разработка "компьютерного курса" для конкретной дисципли­ны. Именно поэтому в настоящее время наибольшее распрос­транение получили "компьютерные курсы" по традиционным, отработанным в методическом плане дисциплинам (физике, элементарной математике, программированию и т. д.).

Автоматизированная система обеспечения деловых игр предназначена для подготовки и проведения деловых игр, сущность которых заключается в имитации принятия долж­ностными лицами индивидуальных и групповых решений в различных проблемных ситуациях путем игры по заданным правилам.

В ходе деловой игры на АСОДИ возлагаются следующие задачи:

♦хранение и предоставление обучаемым и руководите­лям игры текущей информации о проблемной среде в процессе деловой игры в соответствии с их компетен­цией;

♦формирование по заданным правилам реакции проблем­ной среды на действия обучаемых;

♦обмен информацией между участниками игры (обучае­мыми и руководителями игры);

♦контроль и обобщение действий обучаемых в процессе деловой игры;

♦предоставление руководителям игры возможности вме­шательства в ход игры, например, для смены обста­новки.

Технической базой АСОДИ являются высокопроизводи­тельные ЭВМ или локальные вычислительные сети. Методо­логической базой АСОДИ, как правило, является имитаци­онное моделирование на ЭВМ.

Тренажеры и тренажерные комплексы предназначены для обучения практическим навыкам работы на конкретных рабо­чих местах (боевых постах). Они являются средствами инди­видуального (тренажеры) и группового (тренажерные комп­лексы) обучения. ТиТК являются достаточно дорогостоящи­ми средствами обучения, а их создание требует больших зат­рат времени. Однако их чрезвычайно высокая эффективность при обучении таких специалистов, как летчики, водители, операторы систем управления и т. д. позволяет считать их достаточно перспективными видами АСО.

Автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС) — это автоматизированные информаци­онные системы, предназначенные для сбора, хранения, по­иска и выдачи в требуемом виде потребителям информации справочного характера.

В зависимости от характера работы с информацией раз­личают следующие виды АИСС:

♦автоматизированные архивы (АА);

♦автоматизированные системы делопроизводства (АСД);

♦автоматизированные справочники (АС) и картотеки (АК);

♦автоматизированные системы ведения электронных карт местности (АСВЭКМ) и др.

В настоящее время разработано большое количество раз­новидностей АИСС и их количество продолжает увеличивать­ся. АИСС создаются с использованием технологии баз данных, достаточно хорошо разработанной и получившей широкое распространение. Для создания АИСС, как правило, не требу­ется высокопроизводительная вычислительная техника.

Простота создания АИСС и высокий положительный эф­фект от их использования определили их активное примене­ние во всех сферах профессиональной (в том числе и управ­ленческой) деятельности.


3. Классификация информационных и расчетных задач

Все задачи, входящие в СППО, можно классифициро­вать по нескольким признакам:

♦ характеру переработки информации;

♦ назначению;

♦ уровню применения.

Необходимость приведенной ниже классификации опре­деляется различием требований, предъявляемых к задачам каждого класса.

Основным классификационным признаком, по которому все задачи, входящие в СППО, подразделяются на два раз­личных класса, является характер переработки информа­ции. В зависимости от характера переработки информации задачи бывают информационные и расчетные.

Информационной задачей называется элемент специаль­ного прикладного программного обеспечения ЭВМ (програм­ма на ЭВМ), алгоритм переработки информации которого не приводит к созданию новой информации, отличной от ис­ходной/Примером информационных задач могут служить за­дачи: поиска информации, хранящейся в памяти ЭВМ, офор­мления (печати) бухгалтерских и управленческих докумен­тов, нанесения обстановки на карту и т. д. Таким образом, информационные задачи осуществляют процессы сбора, хра­нения, поиска информации и преобразования ее из одного вида в другой без изменения существа этой информации и без создания новой информации.

Информационные задачи являются в настоящее время одними из самых простых, имеющими хорошо развитые сред­ства создания, и достаточно эффективными элементами СППО при автоматизации деятельности должностных лиц. Они по­зволяют полностью исключить или значительно упростить прежде всего рутинные процедуры в деятельности должнос­тных лиц (хранение, поиск, сортировка информации, состав­ление документов и их тиражирование и т. д.) и тем самым сократить необходимое количество персонала, занятого в основном технической деятельностью (машинистки, делопро­изводители, работники библиотек, архивов и т. д.).

Расчетной задачей называется элемент специального прикладного программного обеспечения ЭВМ (программа на ЭВМ), алгоритм переработки информации которого приво­дит к созданию новой информации, непосредственно не со­держащейся в исходной. К расчетным задачам относятся за­дачи: анализ итогов хозяйственной деятельности, расчета показателей эффективности экономической операции, расче­та заработной платы сотрудников и т. д.

В свою очередь, расчетные задачи подразделяются на вычислительные задачи и математические модели.

Вычислительной задачей называется расчетная задача, алгоритм переработки информации которой построен без ис­пользования методов математического моделирования. Обыч­но алгоритмы вычислительных задач известны до начала их разработки и, как правило, нормативно закреплены в при­казах, наставлениях, справочниках, государственных стан­дартах т. п. Примерами вычислительных задач являются за­дачи: расчета подоходного налога, расчета показателей фи­нансовой отчетности, расчета нормативного расхода средств, подведения итогов работы фирмы и т. д.

Исследовательские модели не имеют жестких требо­ваний по оперативности работы, поэтому они позволяют обеспечить широкий учет различных факторов при модели­ровании. Кроме того, исследовательские задачи должны обес­печивать легкость изменения (при необходимости) алгорит­ма своей работы в ходе исследований. При этом трудно обес­печить простоту и удобство работы с задачей. Исследова­тельские задачи в ряде случаев могут рассматриваться в ка­честве прототипов штатных задач, хотя это возможно далеко не всегда

Математической моделью (ММ) называется расчетная задача, алгоритм переработки информации которой основан на использовании тех или иных методов математического моделирования. Классификацию элементов СППО по назна­чению и уровню применения приведем для тех задач, кото­рые используются в целях автоматизации управленческой деятельности (остальные будут рассматриваться ниже).

По назначению информационные и расчетные задачи подразделяются на штатные и исследовательские.

Штатной называют информационную или расчетную задачу, официально включенную в типовой цикл управления организацией и используемую должностными лицами орга­нов управления в процессе служебной деятельности.

Штатные информационные и расчетные задачи (ИРЗ) бывают одноуровневые (используемые в звеньях управления одного уровня, например — задачи предприятия) и много­уровневые (используемые в звеньях управления нескольких уровней, например — на предприятии, объединении и в ми­нистерстве).

Основными особенностями штатных ИРЗ, непосред­ственно следующими из их назначения, являются высокая достоверность результатов расчетов и оперативность их получения. Кроме того, штатные задачи должны обеспечи­вать простоту и удобство общения с пользователем в про­цессе его работы на ЭВМ.

Исследовательской называется информационная или рас­четная задача, используемая должностными лицами при проведении научно-исследовательских работ, обосновании перспективных программ развития, прогнозирования эконо­мических ситуаций и т. п. Как правило, исследования прово­дятся с использованием математических моделей.


Заключение

В данной работе мы рассмотрели автоматизацию экономических информационных систем, их классификацию, а так же их важность и необходимость использования в современном мире.


Список литературы:

1. Информационные системы в экономике / Учебник / К.В.Балдин, В.Б.Уткин – М., 2005

2. Автоматизированные информационные технологии в экономике / под ред. Г.А.Титоренко – М., 2002

3. Компьютерные информационные системы управленческой деятельности / под ред. Г.А.Титоренко – М., 1993

4. Теоретические основы автоматизации управленческой деятельности в экономике / К.В.Балдин, В.Б.Уткин – М., 2003