Главная              Рефераты - Информатика

Состояние российского рынка информации - реферат

Санкт-Петербургский государственный университет

Информационных технологий, механики и оптики

Гуманитарный факультет

Кафедра прикладной информатики в экономике

Учебно-исследовательская работа студента

На тему: Состояние российского рынка информации

Санкт-Петербург 2010

Введение……………………………………………………………………………………..стр 2

1.) Информация как экономический ресурс……………………………………………...стр 3

1.2.) Информационный продукт и его особенности…………………………………......стр 4

1.3.) Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг………………………………………………………………………………………..стр 5-6

1.4.) Системы обеспечения информационной безопасности…………………………..стр 6-7

1.5.) Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями…………………………………………….....стр 7-8

1.6.) Актуальные проблемы построения в России информационного общества …...стр 8-9

Заключение

Введение

Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные, политические и культурные изменения в обществе.

Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.

В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 10-25 %.

В свою очередь рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм.

Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

Что же касается российской экономики, то рынок информации еще только формируется. Перспективы развития информационного рынка в нашей стране во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.

Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами.

В связи с этим изучение информационного производства, и, в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес.

Экономика информации является сравнительно новой областью экономических исследований. Различные подходы к изучению информации как объекта экономического анализа основываются на различных теоретических положениях. Еще несколько десятилетий назад была широко распространена точка зрения, что информация как нечто неосязаемое и нематериальное не имеет прямого отношения к экономике. Начало научно-технической революции и так называемый информационный взрыв коренным образом изменили отношения к продуктам информационной деятельности, что привело к другой крайности — информацию попытались поместить в ложе рациональности и оценивать ее как один из товаров, применяя обычные экономические инструменты.

Сегодня же происходит своеобразный синтез крайних точек зрения и поиски истины все чаще ведутся посередине. При этом неизбежно использование находок и открытий, совершенных в других научных областях, более или менее тесно граничащих с экономикой и также изучающих феномен информации.

1.) Информация как экономический ресурс.

Экономика информации не имеет долгой истории. Как научная дисциплина она стала складываться примерно три десятилетия назад. Американский экономист

Ф. Махлуп первым попытался опредилить границы «индустрии знаний» и ответить на вопрос о том, какая часть национального богатства является результатом производства, обработки и распространения информации. Позже появились работы М. Пората и М. Рубина. Разработанные ими методики анализа информационной деятельности наиболее часто применяются в международной практике.

Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Как замечает по этому поводу Б. Компейн, «информация всегда была ресурсом, но лишь совсем недавно мы увидели первые проблески восприятия информации в том же контексте, в каком экономисты рассматривают материю и энергию в качестве ресурсов».

Информация имеет реальную ценность благодаря своей структуре.

«Структурированная информация - то есть информация для прямого применения

- нуждается в специальной структуре, которая стоит денег».

С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.

Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства. В качестве экономического ресурса информация предназначается для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.

Классическая теория информации К. Шеннона рассматривает способность снимать неопределенность ситуации как основное свойство информации.

Но ведь информация может не только снимать неопределенность. Часто случается обратное: полученные через информацию знания позволяют увидеть новые возможности в старой ситуации и тем самым увеличивают степень неопределенности и бремя выбора.

На сегодняшний день теория информации еще не сложилась окончательно, существует множество различных, иногда диаметрально противоположных взглядов на природу информации, не выработано общепризнанного определения самого понятия «информация».

Будем исходить из определения информации как превращенной формы знания, знания, отчужденного от непосредственного владельца и перенесенного на какой-либо материальный носитель.

1.2.) Информационный продукт и его особенности.

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке в виде информационных товаров и услуг.

Следует подчеркнуть, что многие виды информации производятся не для обмена и предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или бесприбыльными некоммерческими организациями.

С другой стороны, существует множество информационных товаров и услуг, которые не являются результатом информационной деятельности. Это прежде всего материальные компоненты, которые необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.

Отметим основные особенности информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

Это свойство информации - неуничтожимость - можно проиллюстрировать известной притчей Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.

В различных областях науки и техники темпы обесценения знания неодинаковы, процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет.

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.

Кстати, благодаря этому свойству, так же как и свойству старения, потребность в информационном продукте никогда не может быть удовлетворена раз и навсегда. «Создание и использование информационного продукта, - пишет

Ю. Шрейдер, - это всегда попытка проложить мост через пропасть, разделяющую знание и информацию».

В - четвертых, производство информации, в отличии от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. В связи с этим

В. Тамбовцев подчеркивает, что при обмене на информационном рынке покупатель приобретает носитель, а не право копирования.

Это свойство информационного продукта - трудность производства и относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

1.3.) Рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

В настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг является одним из наиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Однако, российский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных.

Первая и основная особенность российского информационного рынка - это то, что государство пока еще играет на нем пассивную роль. Оно практически никак не занимается его регулированием ни организационно, ни экономически. Это не позволяет решать основную задачу государства в рыночной экономике - обеспечивать стабильность национального рынка при приоритете на нем отечественного производителя.

Вторая особенность - неоднородность рынка по регионам страны. Развитие информационного рынка по традиции идет от центра к регионам.

Третья особенность - государство на рынке выступает в качестве основного потребителя, в то же время сектор домашнего потребления информационных продуктов и услуг развит недостаточно.

Слабость правового регулирования информационного рынка также накладывает серьезные ограничения на его развитие.

Все эти особенности позволяют сформулировать основную цель Государственной Информационной Политике по отношению к российскому информационному рынку - создание и эффективное применение такой нормативной правовой базы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы стабильность рынка и его ориентацию на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой - обеспечивала бы преференцию на рынке отечественного производителя информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

Наряду с приобретением новых компьютеров активно развивается индустрия модернизации имеющихся IBM-совместимых компьютеров:

происходит усиление российской базы производства компьютеров за счет активного развития производства по сборке компьютеров в России из импортных комплектующих;

происходит интенсивное развитие программного обеспечения (ПО) для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты;

наблюдается процесс смещения рынка в сторону заказных индивидуальных разработок информационных технологий;

быстрыми темпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевых услуг, в том числе в Интернет;

несмотря на принимаемые государством правовые и организационные меры процессы нелегального копирования и использования программ будут по-прежнему приносить существенные убытки разработчикам и после 2010 года.

В целом можно говорить о достаточно устойчивых тенденциях и перспективах развития российского информационного рынка, однако, реализация этих тенденций будет определяться активной политикой государственного регулирования.

Инвестиционная, таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степени стимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) и ПО. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие и увеличение тарифов на готовые зарубежные изделия СВТ позволит стимулировать отечественных производителей.

Исходя из вышесказанного, основные направления Государственной Информационной Политике по отношению к российскому информационному рынку должны обеспечивать:

разработку и действенность нормативных -правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать его на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства;

выработку и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям;

повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей;

продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов на мировой информационный рынок.

В рамках указанных направлений первоочередными мероприятиями Государственной Информационной Политике должны быть:

разработка стратегии поведения государства на информационном рынке России в соответствии с общей экономической политикой, в том числе приоритетного развития сферы потребления информационных продуктов и услуг, в особенности в перспективных областях: телеработа, телемедицина, телеобразование и т.п.;

разработка комплекса нормативных-правовых положений и механизмов, обеспечивающих реализацию принятой стратегии.

1.4.) Системы обеспечения информационной безопасности

Государственная Информационная Политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны через систему информационной безопасности.

Система информационной безопасности призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала.

Новой проблемой, требующей тщательного анализа и постоянного внимания, является информационная защита в связи с широким внедрением международного информационного обмена по сетям типа Интернет. Не меньшего внимания заслуживают проблемы, связанные с возможностями использования средств информационно-психологического воздействия. Это - область потенциальных угроз личной и общественной безопасности.

Можно сформулировать следующие основные направления ГИП в данной области:

учет требований информационной безопасности (ИБ) при выработке стратегии ГИП и осуществлении всех ее мероприятий;

согласование разрабатываемой нормативно-правовой базы развития информационного общества и обеспечения ИБ;

тесное взаимодействие мероприятий ГИП с мероприятиями проводимыми в рамках государственной политики обеспечения ИБ;

выработка согласованной политики, правил и процедур интегрирования России в международные телекоммуникационные сети;

выработка и осуществление единой научно-технической политики государства, в том числе в области создания технических средств обеспечения ИБ.

В рамках перечисленных направлений ГИП в качестве первоочередных мероприятий необходимо:

провести анализ существующей нормативно-правовой базы обеспечения ИБ с целью ее корректировки;

выработать общие принципы и рекомендации по проведению согласованной политики по закупкам зарубежных программно-технических и телекоммуникационных средств и их использованию в стратегически важных областях.

1.5.) Взаимодействие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России с глобальными информационными сетями.

Решение задачи участия России в мировых открытых сетях должно основываться на следующих положениях.

В начале 21 века Россия не может оставаться в стороне от мирового научно-технического развития, технологическую основу которого составляют глобальные информационные сети. Будущее России существенно зависит от того, насколько эффективным будет участие страны в этих сетях. Сегодня перед страной вполне конкретно стоит проблема реального включения национальных информационных и телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира - сеть Интернет. Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов России в международном информационном обмене и обеспечении безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Чтобы политика участия страны в мировых открытых сетях была действенной, необходимы;

обязательное активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе международных организаций, общественных комитетов и комиссий, связанных с этим развитие;

постепенность (этапность) вхождения России в международные сети в соответствии с действительными потребностями в международном обмене информационными технологиями, продуктами и услугами, экономическими и технологическими возможностями;

обеспечение требуемого уровня информационной безопасности при подключении к международным сетям.

Для реализации рассмотренных положений в рамках ГИП должны быть выполнены следующие мероприятия:

организация мониторинга и прогнозирования потребностей в различных видах, информационного обмена по международным сетям;

создание организационной структуры для слежения за ситуацией в области безопасности трансграничного информационного обмена, координации мер министерств и ведомств по предотвращению угроз информационной безопасности, а также по организации международного сотрудничества по этим вопросам;

разработка национальных стандартов информационного обмена и защиты информации, совместимых с международными;

организация системы комплексной подготовки массовых пользователей к работе в глобальных информационных сетях, охватывающей обучение пользователей, повышение квалификации специалистов по телекоммуникациям, распространение информации о мировых сетях и пр.;

Разработка национального законодательства, устанавливающего статус информации, передаваемой по глобальным открытым сетям, процедуры контроля за соблюдением этого статуса, а также регламентирующего права, обязанности и ответственность пользователей и перечень информации, не подлежащей передаче по этим сетям;

активное участие в разработке международного законодательства и нормативно-правового обеспечения функционирования глобальных открытых информационных сетей.

1.6.) Актуальные проблемы построения в России информационного общества

Государственную информационную политику следует рассматривать через призму перехода России к информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи ГИП выступают как актуальные проблемы построения в нашей стране информационного общества.

Можно выделить три класса этих проблем.

Первый класс составляют проблемы развития технологического базиса информационного общества и перехода к нему. Главное здесь состоит в обеспечении адекватного социально-экономической ситуации уровня функционирования и развития следующих основных составляющих этого базиса:

национальных информационных ресурсов - баз и банков данных, всех видов архивов, системы депозитариев государственных ИР, библиотек и музейных хранений и пр. и обеспечения широкого свободного доступа к ним;

информационно-коммуникационной инфраструктуры - территориально распределенных государственных и корпоративных компьютерных сетей, телекоммуникационных сетей и систем специального назначения и общего пользования, линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур и правовых механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование;

информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий - базовых, прикладных и обеспечивающих, систем и средств их реализации, сетевых технологий обеспечения доступа к информации;

производства и потребления информационных продуктов и услуг для органов власти и управления всех уровней, субъектов экономической деятельности и населения;

научно-производственного потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи - организаций и предприятий фундаментальной и прикладной науки в областях информатики, вычислительной техники, телекоммуникаций и связи, конструкторско-технологической и производственной баз их развития, в том числе оборонного назначения;

рынка информационных технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи, информационных продуктов и услуг;

наконец, технологий, структур и механизмов функционирования и развития электронных СМИ.

Проблемы технологического базиса в рыночной экономике (отчасти в переходной экономике, в которой мы сейчас живем), как правило, решаются независимо от усилий, предпринимаемых государством. Однако в большей степени успешность их решения обусловлена политической стабильностью и макроэкономическими подходами и решениями по выходу страны из сегодняшнего социально-экономического кризиса. Поэтому должна быть усилена роль государственного регулирования развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, информационных технологий и системы производства информационных продуктов и услуг.

В первую очередь должны осуществляться:

бюджетное финансирование социально значимых информационных систем (здравоохранения, образования, трудоустройства, социального обеспечения и т.п.), а также систем налоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

селективная государственная поддержка приоритетных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, открытое конкурсное размещение госзаказов на новые технологии при гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбор технологий при реализации государственных проектов информатизации;

бюджетная поддержка перспективных научных исследований, в первую очередь национальных научных школ, в области создания отечественных информационных и телекоммуникационных технологий и стимулирование их разработки, производства и использования (разумеется, при их конкурентоспособности) в различных финансируемых из бюджета проектах и программах информатизации государственных объектов;

государственная поддержка продвижения отечественных информационных и программных продуктов и технических средств информатизации на мировой рынок;

разработка на государственном уровне программы массовой домашней компьютеризации.

Второй класс проблем обусловлен тем, что Россия должна строит свою стратегию перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации и т.п.).

Проблемы обеспечения безопасности в информационной сфере носят как концептуальный, так и практический характер.

Должна быть создана единая система обеспечения информационной безопасности, которой необходимо эффективно управлять. Сегодня в стране имеется конгломерат отдельных ведомственных систем, решающих отдельные задачи защиты информации в системах и сетях только в пределах своей компетенции и в своих ведомственных интересах. Необходимы согласование усилий всех подсистем и координация их деятельности.

Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могут порождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на эти изменения и перманентно проверять возможности отражения реальных или потенциальных угроз.

Международное информационное сотрудничество должно быть переведено на новый уровень, ориентировано на разработку и принятие правовых положений и международных соглашений, обеспечивающих информационную безопасность в процессах трансграничного информационного обмена. Необходимо активное участие России в создании межгосударственного законодательства и международных стандартов в области информационной безопасности.

Следует начать международные переговоры по проблемам обеспечения безопасности в информационной сфере. В частности, должны быть достигнуты соглашения между возможно большим числом стран о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и информационным криминалом, по предотвращению этих угроз и согласовании действий по минимизации их последствий. Предметом переговоров должна стать также международно-правовая защита национальных информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, а также авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям, в первую очередь по Интернету. Должны быть выработаны согласованные национальные и международные правовые нормы, устанавливающие ответственность за хакерство и другие компьютерные преступления, злоумышленное проникновение в национальные и корпоративные информационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена. Необходимо рассмотреть возможности контроля за распространением по сети Интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т.п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое, психическое и социальное здоровье людей.

Третий класс проблем определяется социально-экономическими и социально-культурными предпосылками перехода сегодняшней России к информационному обществу.

Успешность продвижения к информационному обществу находится в прямой зависимости от информационной подготовки общества. В обществе доминирует недооценка роли информации в экономике. Информация недостаточно востребуется аппаратом управления, почти отсутствует регулярное информирование населения органами государственной власти и управления о своей деятельности. Совершенно недостаточна компьютерная грамотность населения. Значительна роль негативных факторов в экономике и демократизации общественной жизни, определяемая традициями и стереотипами общественного сознания и поведения. Закрытость и дефицит информации еще не начали сменяться ее достатком, свободой ее выбора и использования. Быстрой информатизации негосударственного сектора экономики еще недостаточно. Поэтому проблемы подготовки общества к жизни в информационном мире лежат в глубинных социально-культурных пластах и их решение займет десятилетия.

Большой остротой отличаются региональные проблемы информатизации. Сегодня основные закупки техники и программных средств идут в регионах. Информационные системы в разных городах и регионах, базы данных государственного значения, например, земельный кадастр, создаются по разной идеологии. Вообще региональным проблемам информационного обеспечения вертикали управления, защиты информационных ресурсов и решения информационно-правовых проблем демократизации общественной жизни на местах должно быть уделено особое внимание. При этом необходимо учитывать реальную неравномерность процессов информатизации по регионам страны. Достаточно указать, что две трети всех используемых в стране баз данных приходится на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский). Сколько-нибудь существенное выравнивание потенциала информатизации по регионам страны потребует значительного времени и серьезных изменений в социально-экономической политике федерального центра.

Одной из важнейших социально-политических предпосылок перехода к информационному обществу представляет достижение баланса интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере. Именно поэтому совершенствование информационного права должно стать локомотивом демократического развития России. При этом следует исходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. Должен быть обеспечен доступ к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям. Ограничение доступа к информации должно рассматриваться как исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства, в том числе с учетом права собственности на информацию. Юридические и физические лица, собирающие, накапливающие и обрабатывающее персональные данные и конфиденциальную информацию, должны нести ответственность перед законом за их сохранность и использование. Защита общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации, должна обеспечиваться государством.

Несмотря на сложность перечисленных выше проблем, их анализ и решение должны быть увязаны с особенностями текущих экономических процессов и долгосрочной экономической политики.

Заключение

Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий Государственной Информационной Политики будет означать серьезное продвижение страны по пути к информационному обществу. Это движение должно состоять из следующих шагов.

Последовательное реформирование информационного производства на основе:

управления информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);

развития общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;

открытости информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны по пути построения гражданского общества и правового государства.

Практическое овладение населением страны информационными ресурсами, развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и новейших информационных технологий в различных видах деятельности.

Достижение высокого уровня информационной безопасности и обеспечение международного статуса России как полноценного участника мирового информационного сообщества.

Реализация этих шагов по пути к информационному обществу потребует системной программно-целевой работы по проведению в жизнь Концепции государственной информационной политики.

Особого внимания требуют:

совершенствование разделения полномочий по осуществлению ГИП между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

координация деятельности в области формирования и развития информационного пространства, в том числе выделение организационных структур во всех ветвях власти для выполнения этой функции;

создание системы мониторинга состояния и функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России;

разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию основных положений Концепции ГИП;

определение государственной политики по отношению к госзакупкам и использования импортной и отечественной техники и программной продукции;

привлечение иностранных и отечественных инвестиций в развитие российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

разработка новых финансовых схем в налоговой и бюджетной политике, стимулирующей развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

открытое конкурсное размещение госзаказов на разработку государственных проектов в информационной сфере;

выработка и проведение в жизнь политики протекционизма отечественных производителей техники и программного обеспечения, информационных продуктов, а также операторов информационных сетей, предоставляющих необходимый спектр информационных услуг;

повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции и продвижение ее на мировой информационный рынок;

государственная политика по отношению к СМИ;

государственная поддержка предпринимательства в российской части Интернета.

В области науки и техники:

поддержка общественных научных школ, имеющих фундаментальные результаты в области создания информационных средств;

поддержка перспективных научных исследований и разработок отечественных информационных и телекоммуникационных технологий и средств их реализации, в том числе информационных технологий двойного назначения;

возрождение отечественной отрасли создания и производства вычислительной техники и телекоммуникаций;

поддержка и развитие государственной системы подготовки научных и инженерных кадров.

Государственная информационная политика откроет новые возможности регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т.п. Разработка и постоянное совершенствование законодательства, правовых и организационных механизмов позволит эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни в реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью государственных средств массовой информации, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением. Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации, составляющие одну из главных задач ГИП, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России.

Литература

1) И.И. Родионов «Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран». М.; Международный центр научной и технической информации.

2) Б.С. Елепов В.М. Чистяков «Перспективы информатизации общества». М.: Российская академия наук.

Серия: Информация, наука, общество.