Главная              Рефераты - Информатика

Роль информационных технологий в управлении предприятием - контрольная работа

Роль информационных технологий в управлении предприятием


До недавнего времени информация, как таковая, не считалась важным активом предприятий и фирм. Управление рассматривалось как индивидуальное искусство межличностного общения, а не как глобальный механизм координации деятельности участников экономических процессов. Сегодня лишь немногие руководители могут позволить себе пренебрежительно относиться к методам работы с информацией. В условиях, когда растет значение информационной составляющей окружающей среды предприятий, полноценное их существование становится невозможным без соответствующих изменений во всех значимых сторонах их жизнедеятельности с точки зрения управляемости и эффективности.

Любое предприятие для анализа возникающих проблем, принятия решений, контроля операций, создания новых продуктов или услуг нуждается в информации.

Под информацией понимаются осмысленные и переработанные данные, которые используются для решения управленческих задач. Данные отражают события, происходящие как в самой организации, так и за ее пределами.

Для того, чтобы получить информацию, необходимую для успешного функционирования предприятия, требуется собрать данные, передать их на обработку, привести их в форму, удобную для последующего использования, и передать пользователям полученные результаты. Пользователи могут уточнять, какие данные нужно собирать, а также скорректировать методы их обработки с точки зрения полноты, достоверности и формы представления получаемых результатов. Общая схема информационной системы показана на рис. 1.

Информационную систему (ИС) функционально можно определить как множество взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают ввод данных, их обработку, а также хранение и распределение полученной информации, используемой в управлении предприятием.


Рис. 1. Общая схема информационной системы

Предприятия создают ИС для обслуживания информационных потребностей разных уровней управления. Так, в работе Л. М. Эплгейт и др., посвященной управлению корпоративными информационными системами, выделяются 4 уровня управления и соответствующие им ИС: системы поддержки решений высшего звена управления (стратегический уровень); автоматизированные системы управления (АСУ) и системы поддержки принятия решений (управленческий уровень); профессиональные и офисные системы (уровень знаний); системы обработки транзакций (операционный уровень). Системы одного уровня, в свою очередь, могут быть ориентированы на обеспечение информационных потребностей разных функциональных областей (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом).

В таблице 1 обобщены характеристики ИС, используемых на разных уровнях управления.

Системы обработки транзакций являются базовыми для обслуживания текущих операций предприятия. Они представляют собой компьютеризированные системы, которые выполняют и регистрируют рутинные регулярные транзакции. Таковыми являются резервирование мест в гостинице, выплата заработной платы, отгрузка продукции.


Таблица 1.

Характеристики информационных систем

Уровни

управления

Типы систем

Информа-

ционные

входы

Обработка

Информационные

выходы

Пользователи
Стратегический уровень Системы поддержки решений руководства Агрегированные данные, внешние и внутренние

Графика,

имитация, диалог

Прогнозы,

ответы на вопросы

Высший уровень управления
Управленческий уровень

Системы

поддержки принятия решений

Данные в небольшом объеме,

аналитические модели

Диалог,

имитация,

анализ

Специальные отчеты, анализ решений,

ответы на вопросы

Руководители среднего звена, профессионалы
Автоматизированные системы управления Обобщенные данные о транзакциях

Повторяющиеся отчеты, простые модели,

анализ

Обобщения и выборки

Уровень

знаний

Профессиональные системы Проектные спецификации, базы знаний

Моделирование,

имитация

Модели,

графики

Профессионалы

Офисные

системы

Документы,

схемы

Управление документами,

разработка схем, коммуникации

Документы,

графики, электронная почта

Технический персонал
Операционный уровень

Системы

обработки транзакций

Транзакции,

события

Сортировка,

составление списков, объединение

Подробные отчеты, списки,

обобщения

Операционный персонал

На операционном уровне цели и ресурсы четко установлены и структурированы. Необходимо только определить, соответствует ли транзакция определенному набору критериев, чтобы система ее выполнила.

Профессиональные и офисные системы обслуживают информационные потребности специалистов в различных областях знаний и потребности обслуживающего персонала, который производит обработку данных.

Экспертные системы, автоматизированные системы проектирования (САПР) для научных и конструкторских подразделений предприятий обеспечивают содействие созданию новых знаний и способствуют интеграции этих знаний и опыта практической деятельности предприятия. Современные графические системы создают зрительные образы объектов и позволяют пользователю ощущать, что он как бы находится в реальной ситуации. Такое погружение в мир, созданный компьютером, позволяет ему имитировать влияние своих действий на эти объекты.

Офисные системы используются для повышения эффективности работы с данными, они обеспечивают связи с потребителями, поставщиками и внешними организациями.

АСУ обслуживают несколько уровней управления, обеспечивая информацией о текущей деятельности предприятия, а также отчетами о его деятельности в прошлом. АСУ поддерживают функции планирования, контроля и принятия решений.

В АСУ обобщаются данные, поступающие из транзакционных систем, обрабатываются и сводятся в отчеты, которые готовятся на регулярной основе. АСУ обычно отвечают на фиксированные, заранее известные вопросы. Эти системы не являются гибкими и обладают ограниченными аналитическими возможностями.

Системы поддержки принятия решений (СППР) обслуживают управленческий уровень в организации. Они помогают аналитически обосновывать варианты решений, которые не очень хорошо структурированы, носят ситуационный характер и их нелегко предусмотреть заранее. Такие системы должны быть готовы реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. Хотя в них используется информация из офисных, профессиональных и транзакционных систем и АСУ, они получают информацию и из внешних источников (текущие цены акций, цены на продукты у конкурентов и т.п.).

СППР обладают большими аналитическими возможностями по сравнению с системами других уровней. В их основе лежат математические модели анализа данных. СППР интерактивны, и лицо, принимающее решение, может менять условия задач и включать в них новые данные, используя дружественный пользовательский интерфейс.

Системы поддержки решений высшего руководства обслуживают стратегический уровень организации. Они предназначены для работы с неструктурированными решениями и предполагают использование данных о внешней среде (новые налоговые законы, информацию о конкурентах), в них поступают сведения из различных информационных систем предприятия.

Системы поддержки решений высшего руководства обладают развитыми телекоммуникациями и графическими средствами. Такие системы предназначены для подготовки концептуальных решений типа:

каким должен быть бизнес?

как получить средства для инвестиций?

какие сотрудники и какой квалификации могут понадобиться в будущем?

До светлой мечты каждого директора — чтобы компьютер показывал все сам — остается один технологический шаг. Нужно соединить возможности финансовых и управленческих систем с Интернет решениями, связав воедино внутреннюю сеть предприятия с «мировой паутиной». Но этот шаг мешают сделать сотни преград в виде разнородных стандартов и языков разработки.

На конференции компании SAP в Лейпциге, посвященной корпоративным порталам -своеобразным «дверям» в информационные джунгли, выступали «первопроходцы», уже проторившие дорогу в этих дебрях. Из двух тысяч человек, представлявших на конференции разные страны региона ЕМЕА, почти 50% имели «продуктивный», то есть успешный, опыт использования корпоративных порталов.

Внедрение портала на голландском предприятии Akzo Nobel позволило сократить затраты на 1% от оборота. А фармацевтическому гиганту Вауег, у которого в сети работают 15 тыс. сотрудников, портал позволил заметно повысить производительность труда менеджеров. В Colgate порталом как основной рабочей средой пользуются 96% сотрудников. Кристоф Беккер из BASF говорит, что концерну с помощью портальных решений удалось преодолеть препятствия, мешавшие интеграции данных из 30 тыс. различных программ. Это позволило упростить и улучшить работу 20 тыс. пользователей.

Предложенная выше классификация ИС не является исчерпывающей и отражает лишь один из аспектов исследования информационных систем.

В частности, в табл. 2 представлена классификация ИС по уровням принятия решений на предприятии.

Таблица 2.

Классификация ИС по уровням принятия решения в организации

Уровни принятия решений Виды ИС Пользователи
Стратегический

Системы поддержки решений высшего руководства

(Chief Executive Information Systems)

Высшее руководство предприятия
Тактический

Системы поддержки принятия решений

(Decision Support Systems):

информационные системы управления

(Management Information Systems)

интеллектуальные системы управления

(Intelligence Information Systems)

Руководители среднего звена

Профессионалы

Операционный

Офисные системы

Системы обработки транзакций

Технический персонал

Операционный персонал

В данной классификации операционный уровень касается выполнения каждодневных, хорошо отлаженных процедур. Соответствующие решения встречались в недавнем прошлом, их называют структурируемыми, или «программируемыми».

Решения тактического уровня рассчитаны на более длительный промежуток времени, чем операционные. Решения этого уровня плохо или слабо структурированы вследствие того, что цели принятия решения четко не определены, многочисленны или конфликтны, а также трудно прогнозируемы последствия принятия решений и их воздействия на поведение лица, принимающего решения. Тактические решения, как правило, направлены на эффективное использование имеющихся ресурсов и характеризуются такими показателями, как производительность, рентабельность.

Решения стратегического уровня связаны с перспективными ресурсами, необходимыми для достижения целей организации, с эффективностью функционирования ее в целом.

Различные информационные системы тесно взаимодействуют друг с другом. Транзакционные системы — основной источник данных для других ИС, в то время как системы поддержки решений руководства — потребители данных из систем нижнего уровня.

Возникает закономерный вопрос — насколько эти системы должны быть интегрированы? В принципе, существующие сегодня на рынке технические и программные средства позволяют решить задачу получения интегрального эффекта от использования ИС, обеспечивающих беспрепятственное прохождение информационных потоков между различными подразделениями предприятия (см. табл. 3). Однако, интеграция требует времени и затрат. Поэтому каждое предприятие должно сопоставить свои потребности в интеграции с возможными затратами на построение подобных систем.


Таблица 3

Классы информационных систем

Классы ИС Название Фирма Стоимость

Крупные интегрированные системы

(комплексное управление, учет, управление производством)

R3

Baan IV

Oracle Application

SAP

Baan

Oracle

Свыше 500 000 дол.

Средние интегрированные системы

(комплексное управление, учет, управление производством)

JD Edwards

SyteLine

Галактика

Парус

Robertson&Blums

SOCAP

Галактика, Россия

Парус, Россия

200 000 —500 000 дол.

Малые интегрированные системы

(комплексный учет и управление финансами)

Concord XAL

Scala

Platinum SQL

NS-2000

Columbus IT Partner

Scala

Platinum Software Corporation

Никос-Софт, Россия

50 000 —300 000 дол.

Локальные системы

(учетные системы по направлениям деятельности)

1C

БЭСТ

Инфин

1C, Россия

Интеллект-Сервис, Россия

Инфин, Россия

5 000 —50 000 дол.

В последние годы для России характерны бурное развитие информационных технологий и рост интереса к компьютерным системам, способным обеспечить эффективное управление предприятием. Особенно выделяется растущий спрос на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельных функций (бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции) и АСУ считаются уже пройденным этапом для многих предприятий, на которых автоматизация долгое время велась по трем достаточно обособленным друг от друга направлениям: АСУ (системы автоматизации управленческой и финансово-хозяйственной деятельности), САПР (системы автоматизированного проектирования) и АСУ ТП (системы автоматизации технологических и производственных процессов). Создававшиеся изначально без комплексного плана, как правило, под требования различных подразделений, участков и процессов, отдельные автоматизированные системы не подчинялись единым целям и задачам предприятия, были плохо связаны между собой информационно, а чаще не были связаны вовсе, что не отвечало интересам предприятия как целостной системы. Многообразие используемых стандартных и нестандартных аппаратных и программных средств затрудняло или делало невозможным дальнейшую модернизацию систем. Реальный эффект от внедрения автоматизации часто оказывался при этом ниже ожидаемого.

Развитие математических методов, технических и программных средств позволяет в настоящее время принципиально решить задачу получения интегрального эффекта от внедрения информационных технологий на предприятиях. Появились возможности формировать высокоэффективные корпоративные информационные системы (КИС) для управления предприятиями. Выросли масштабы и качественно изменилось содержание КИС.

Статистика последних лет показывает, что более половины из 500 самых крупных компаний в мире выбрали в качестве единого стандарта для построения корпоративной информационной системы программные продукты фирмы SAP AG. Исследования Meta Group резюмируют, что первые выгоды от ERP-системы можно получить через 8 месяцев после запуска. Средняя годовая экономия от использования такого программного обеспечения составляет 1,6 млрд. долл. В 63 опрошенных компаниях разных размеров и отраслей средняя стоимость внедрения (total cost of ownership — TCO) ERP-системы составила 15 млн. долл. (минимальная — 400 тыс. долл., максимальная — 300 млн. долл.). В TCO входят затраты на аппаратное и программное обеспечение, профессиональные услуги и обучение персонала.

В настоящее время имеется множество примеров эффективного использования КИС и на российских предприятиях. Разнообразие корпоративных информационных систем и несокращающееся число разработчиков подчеркивают значимость этого рынка в современной экономике.

IBS и Microsoft объявили о совместном продвижении комплексного решения средней ценовой категории для построения КИС на базе всего лучшего.

Предлагаемый потребителям набор, сформированный по принципу best of breed (лучшие в своем классе решения), включает:

• систему для управления финансово-хозяйственной деятельностью Navision Attain;

• CRM-систему Siebel MME (MidMarket Edition);

• системы финансово-экономического планирования Adaytum ePlanning и Comshare MPC;

• системы анализа данных и управленческой отчетности на базе MS SQL Server 2000.

Позиционирование системы Navision Attain на рынке ИСУП

Интегрированные системы управления предприятием (ИСУП) Типичный портрет предприятия-заказчика

SAP R/3

Oracle Applications

BAAN

J.D.Edwards

Наличие корпоративных центров управления

От 50 до нескольких тысяч пользователей

Количество транзакций ограничено только возможностями аппаратного обеспечения

Navision Attain

Scala

SunSystems

Platinum

1—300 пользователей

До 10 млн. транзакций в год

Финансовый, налоговый и управленческий учет

Поддержка территориально-распределенных услуг

Масштабируемость

«1C: Предприятие»

ACCPAC

«Парус»

1—20 пользователей

До 1 млн. транзакций в год

Требуется только российская бухгалтерия

Отсутствует территориальная распределенность

Приведем перечень требований, предъявляемых российскими предприятиями к ИС, которую можно назвать корпоративной информационной системой.

1. Функциональная полнота системы:

выполнение международных стандартов управленческого учета — MRP II, ERP, CSRP;

автоматизация:

планирования, бюджетирования, прогнозирования;

оперативного (управленческого) учета;

бухгалтерского учета;

статистического учета;

финансово-экономического анализа;

формирование отчетов и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам (IAS и GAAP);

количество однократно учитываемых параметров деятельности предприятия (2000—10 000), количество таблиц баз данных (800—3000).

2. Локализация информационной системы:

функциональная (учет особенностей российского законодательства и системы расчетов);

лингвистическая (интерфейс, система помощи и документация на русском языке).

3. Надежная защита информации:

парольная система разграничения доступа к данным и функциям;

многоуровневая система защиты данных, включающая средства авторизации вводимой и корректируемой информации, регистрации времени ввода и модификации данных, протокол удалений;

программно-аппаратные средства шифровки данных, сертифицированные ФАПСИ.

4. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях.

5. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы:

структуры и функций бизнес-процессов;

информационного пространства (изменение структуры БД, модификация полей таблиц, связей, индексов и т.п.);

интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации;

организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя.

6. Обеспечение обмена данными между ранее разработанными ИС и другими программными продуктами, функционирующими на предприятии.

7. Возможность консолидации информации:

на уровне предприятий — для объединения информации филиалов, дочерних компаний, предприятий, входящих в холдинг и т.п.;

на уровне отдельных задач;

на уровне временных периодов — для выполнения анализа изменения тех или иных показателей за период, превышающий отчетный.

8. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации:

архитектуры баз данных;

алгоритмов;

статистики количества обработанной информации (количество записей, документов, проводок, объем дисковой памяти);

журнала выполненных операций;

списка работающих станций, внутрисистемной почты.

Обобщение зарубежного и отечественного опыта позволяет сформулировать ряд правил, которых целесообразно придерживаться для успешного создания КИС:

- привязка всех стратегических планов внедрения информационных технологий к бизнес-целям и базовой инфраструктуре предприятия;

- простота и гибкость модели построения и развития корпоративной информационной системы;

- обозримый период разработки системы, формирование единой команды разработчиков ИТ и бизнес-аналитиков;