Главная              Рефераты - Информатика

 

Ошибки при выполнении программы. Опции компилятора - статья

С.А. Григорьев

Умея пользоваться массивами, условными операторами и операторами цикла, вы можете писать довольно серьезные программы. При выполнении этих программ неизбежно будут возникать критические ошибки, приводящие к аварийному завершению программы. Такие ошибки по английски называются Run-time errors - ошибки времени выполнения. Рассмотрим пока только наиболее часто встречающиеся арифметические ошибки:

Division by zero - код ошибки 200;

Arithmetic overflow - кодошибки 215;

Range check error - кодошибки 201;

Floating point overflow - кодошибки 205;

Invalid floating point operation - кодошибки 207.

Ошибка Division by zero - деление на ноль - возникает при выполнении операций DIV, MOD и /, когда делитель равен нулю.

Ошибка Arithmetic overflow - целочисленное переполнение - возникает при выполнении арифметической операции над целыми числами, когда результат операции выходит за границы соответствующего типа. Такая ошибка произойдет, например, при выполнении программы

VAR a,b : Word; c : Integer; BEGIN a:=100; b:=200; c:=a-b; END.

Ошибка произошла, когда вычислилось значение выражения a-b, равное

-100. Мы знаем, что при выполнении операции над операндами типа Word результат будет иметь тип Word, а -100 не является допустимым значением этого типа. То обстоятельство, что это значение мы собирались присвоить переменной типа Integer, не имеет значения, т.к. ошибка произошла до присваивания. Интересно, что, если описать a и b как Byte, то ошибки не будет (см. таблицу 2 в главе 5).

Ошибка Range check error - ошибка проверки диапазона - происходит в двух случаях. Во-первых, при попытке присвоить целочисленной переменной недопустимое значение, и, во-вторых, при использовании недопустимого индексного выражения для элемента любого массива. Проиллюстрируем оба эти случая на простых примерах.

VAR a,b,c : Word; BEGIN a:=$FFFF; b:=1; c:=a+b; END.

Мы попытались присвоить переменной типа Word значение 65536, которое не является допустимым для этого типа.

VAR x : ARRAY[2..8] OF Real; i : Byte;

BEGIN FOR i:=8 DOWNTO 1 DO x[i]:=Sqrt(i); END.

Ошибка произошла при обращении к первому элементу массива, который не существует. Фактически этот второй случай полностью аналогичен первому - мы попытались "присвоить" индексу массива, тип которого-2..8, значение 1.

Ошибка Floating point overflow - вещественное переполнение - возникает при выполнении операции над вещественными числами, когда результат операции слишком велик, или при попытке присвоить вещественной переменной слишком большое значение. Когда речь идет о вещественных числах, термин "слишком большое" следует понимать как большое по абсолютной величине - знак числа не имеет значения. Приведем пример программы, содержащей такую ошибку.

VAR r : Real; BEGIN r:=-1E20; r:=Sqr(r); END.

При возведении в квадрат величины r мы получим слишком большое для типа Real число 1E40.

Ошибка Invalid floating point operation возникает в трех случаях:

1) при вычислении корня из отрицательного числа;

2) при вычислении логарифма неположительного числа;

3) при вычислении функций Trunc и Round от слишком большого (по абсолютной величине) вещественного числа. Эта ошибка довольно очевидна, и мы не станем ее иллюстрировать.

Как же должен поступать программист, когда при выполнении его программы возникают ошибки? Прежде всего нужно локализовать ошибку, то есть найти оператор, в котором она произошла. В этом вам может помочь среда Turbo Pascal, если в ней правильно установлены опции компилятора. Опции компилятора позволяют изменять режим компиляции и задаются в подменю Compiler меню Options среды Turbo Pascal. Поканасбудутинтересоватьлишьпятьопций: Range checking, Stack cheking, I/O checking, Overflow checking, Debug information. Если они включены, то настройка среды благоприятна для отладки вашей программы. Если они выключены, то их обязательно следует включить, а еще лучше задать их непосредственно в тексте своей программы. Опции записываются в программе в виде:

{$ буква + / - }

Каждой опции соответствует своя буква (эти буквы выделены в подменю Compiler цветом), символ "+" означает включить, а символ "-" - выключить. В программе можно задать одну опцию, например, {$R+} или несколько опций - {$R+,I-,S+} . Некоторые опции можно записывать только в самом начале программы, другие могут размещаться в любом ее месте.