Главная              Рефераты - Информатика

Разработка автоматизированной информационной системы учёта товародвижения в торговле - реферат

§ 3. Разработка приложения «Учет товародвижения»


1 Задачи проектирования

Задачи:

  • Автоматизация учёта продажи товара;

  • Автоматизация учёта поступления товаров;

  • Автоматизация учёта списания товаров;

  • Автоматизация инвентаризации товара (ревизии);

  • Автоматизация заказа товара;

  • Автоматизация составления прайс-листа;

  • Автоматизация учёта поставщиков;

  • Автоматизация составления отчетов;

    • По работе с поставщиками

    • По наличию товара;

    • По результатам деятельности за период;

  • Автоматизация учёта заявок покупателей;

  • Автоматизация расчёта заработной платы продавцов;

  • Автоматизация печати ценников.


2 Информационное обеспечение комплекса задач


  1. Функционирование системы управления предприятием опирается на информацию. Организация информационного обеспечения в любой системе управления основывается на понятии информационной базы, под которой понимается совокупность упорядоченной информации, используемой при функционировании информационной системы, а также взаимосвязь различных составляющих этой информации. При этом совокупность упорядоченной информации должна соответствовать по составу и содержанию требованиям тех задач, которые решаются на ее основе. Информационная база влияет на эффективность всей системы, возможность решения функциональных задач и т.д.

  2. В состав информационной базы входят:

  3. 1. массивы постоянной нормативно-справочной информации;

  4. 2. массивы, содержащие текущие данные о состоянии управляемого объекта;

  5. 3. массивы, содержащие данные, поступающие из внешней среды;

  6. 4. массивы, содержащие накапливаемые данные за определенный промежуток времени.

  7. Информационное обеспечение предприятия условно можно разделить на внемашинное и внутримашинное. К внемашинному обеспечению относится часть информационного обеспечения, представляющая собой совокупность сообщений, сигналов и документов, используемых при функционировании автоматизированной системы управления в форме, воспринимаемой человеком без применения средств вычислительной техники. К внутримашинному относится та часть информационного обеспечения, которая, представляя собой совокупность используемых в автоматизированных системах управления данных, фиксируется на машинных носителях системы.

  8. Основная задача организации информационного обеспечения состоит в адекватном отображении объекта управления и обеспечении информационных потребностей функциональных задач управления, а в данном случае, потребностей задачи «Автоматизация учета товародвижения».


2.1 Внемашинное информационное обеспечение


К внемашинному информационному обеспечению относятся товары в магазинах, товары поступающие в магазины, фактически работающие продавцы, документы поставщиков, продаваемые товары.


2.1.1 Инфологическая или информационная модель (схема данных) и ее описание



Схема данных изображена на рисунке 3.1. В неё входят таблицы, описанные в Таблице 5.

Таблица 5


Таблица/поле Содержание
Таблица:Mag Информация о магазинах
KM код магазина
M название магазина
ADm

адрес магазина

telM телефон магазина
Таблица:POSt Информация о поставщиках
KP код поставщика
P название поставщика
SPHERE сфера деятельности(вид товара)
TEL телефон поставщика
E-mail электронный почтовый ящик
WWW веб-сайт поставщика
ADDr

адрес поставщика

Таблица:Sotr

И

Продолжение таблицы 5

нформация о сотрудниках предприятия

Кс код сотрудника
ФИОс ФИО сотрудника
Парс пароль входа в программу сотрудника
Маг

магазин, в котором работает сотрудник

Таблица:TOV Информация о товарах
KT код товара
Ш-к штрих-код товара
T наименование товара
Таблица:PrN Информация о приходных накладных
KPrN код приходной накладной
KP код поставщика
DATE дата составления накладной
Mag код магазина
Таблица:PODT_Pr Информация о содержащихся в приходных накладных товарах
KNPr код приходной накладной
KT код закупаемого товара
KolT количество закупаемого товара
CZak цена закупки товара
Таблица:RASH Информация о расходных накладных
Krash код расходной накладной
Kmag код магазина
DATE дата составления накладной
Таблица:PODT_RASH Информация о содержащихся в расходных накладных товарах
KRash код расходной накладной
KT код продаваемого товара
KolT

количество продаваемого товара

CProd цена продажи товара
Таблица:Spis Информация о актах списания
KSPIS код акта списания
М код магазина
Date дата составления акта списания
Таблица:Podt_Spis Информация о содержащихся в актах списания товарах
Kspis код акта списания
KT код товара
KolT количество списываемого товара
Цена цена продажи товара


Таблица:Вход Информация о входах в систему
Код номер входа в систему
Кс

к

Окончание таблицы 5

од вошедшего сотрудника

Вр время и дата входа
Таблица:Заказы покупателей Информация о заказах покупателей
Дата дата заказа
Заказ заказ
Данные о заказчике данные о заказчике

В таблицы Mag, POSt, Sotr и TOV заносится первичная информация, которая затем используется для формирования накладных, информация о которых содержится в таблицах PrN, PODT_Pr, RASH, PODT_RASH, Spis, Podt_Spis.

Накладные прихода, расхода и акты списания относятся к определённому магазину, поэтому таблицы PrN, RASH, Spis используют значения поля KM (код магазина) таблицы Mag код магазина (связь один-ко-многим).

В накладных и актах списания есть реквизиты, которые могут иметь только одно значение в одном документе, такие как дата составления документа, номер документа; также есть реквизиты, содержащие несколько значений, такие как наименование товара, его цена и количество. Поэтому для исключения дублирования информации информацию о содержании накладных целесообразно хранить в паре таблиц. В одной из них хранится информация о дате накладной номере накладной и магазине, к которому она относится (таблицы PrN, RASH, Spis). В другой таблице содержится информация о товарах (таблицы PODT_Pr, PODT_RASH, Podt_Spis). Эта пара таблиц связывается полем содержащим код накладной (связь один-ко-многим).

В таблице TOV содержится информация о товаре которая используется накладными и актами списания по полю содержащему код товара, поэтому между таблицей TOV и таблицами PODT_Pr, PODT_RASH, Podt_Spis существует связь один-ко-многим.

Таблица Вход не связана ни с одной таблицей. После входа в систему макрос записывает в таблицу Вход в поле Кс код сотрудника вошедшего в программу. Остальные данные записываются автоматически: номер входа в систему присваивается типом поля «Счётчик», время и дата входа функцией Now( ) в свойстве поля «Значение по умолчанию».

2.1.2 Используемые классификаторы и системы кодирования

При продаже сканируется штрих-код товара. По штрих-коду определяется наименование товара. Штрих-код содержится в таблице TOV.


2.1.3 Характеристика входной информации

2.1.3.1 Нормативно-справочная информация

Нормативно-справочной информацией является программа справки, содержащаяся в каталоге программы «Учёт товародвижения». Так же разделы программы справки связаны с элементами управления программы «Учёт товародвижения» с помощью контекстной справки.

Программа справки содержит руководство по использованию программы «Учёт товародвижения».


2.1.3.2 Входная оперативная информация

Три операции технологического процесса – приходование, продажа, списание товара – определяют входную информацию.

Для приходования товара входной информацией является:

      1. название поставщика: эта и другая информация о поставщике заносится в таблицу Post перед первой операцией проводимой с поставщиком.

      2. дата составления накладной: генерируется автоматически.

      3. название магазина: информация о магазинах предприятия предварительно заносится в таблицу Mag.

      4. наименование товара: если товар закупается впервые, наименование заносится в таблицу TOV из фактуры поставщика, а затем и в последующие разы выбирается из нее.

      5. штрих-код товара: вносится сотрудником магазина с упаковки товара, для последующего использования и автоматической идентификации товара.

      6. количество закупаемого товара: вносится сотрудником магазина из фактуры поставщика, при условии совпадения количества товара в фактуре с реальным количеством товара.

      7. цена закупки товара: вносится сотрудником магазина из фактуры поставщика.

Для продажи товара входной информацией является практически та же информация. За исключение того, что не используется информация о поставщике и вместо цены закупки используется цена продажи ( будет рассматриваться пункте 2.2.2.1).

Для списания товара входной информацией является такая же информация что и для продажи.

Информация о наличии наименования товара и его количество в магазине используется для составления отчёта о наличии товара (по факту).


2.1.4 Характеристика результатной информации


Результатной информацией являются приходные, расходные накладные, акты списания которые составляются во время выполнения операций технологического процесса. А так же результатной информацией является:

  1. отчёт о наличии товара в магазине (рассчитанный на основе приходно-расходных документов), который участвует в составлении отчёта о результатах деятельности магазина за период;

  2. заявка поставщику, на основе которой завозится требуемый товар;

  3. ценники на товар: информация для покупателей о цене товара;

  4. величина зарплаты продавцов: на основе результатов деятельности магазина;

  5. отчёт о наличии товара в магазине (по факту): составляется как результат ревизии.

  6. результат деятельности магазина: составляется на основе отчёта о наличии товара в магазине (рассчитанного на основе приходно-расходных документов) и отчёт о наличии товара в магазине (по факту).


2.2 Внутримашинная реализация комплекса задач

2.2.1 Алгоритмы расчета и решения задач

Для решения задачи расчета цены продажи используется следующий алгоритм:

  • цена продажи равна цене закупки плюс двадцать процентов;

  • если цена продажи товара меньше ста рублей, то цена продажи округляется с точностью до пятидесяти копеек в сторону прибавления, то есть если с наценкой цена получается 1,2 рубля, то цена продажи будет равна 1,5 рублей;

  • если цена продажи товара больше ста рублей, то цена продажи округляется с точностью до пяти рублей в сторону прибавления, то есть если с наценкой цена получается 103 рубля, то цена продажи будет равна 105 рублей.

Расчет цены продажи выполняет запрос «Цена продажи»:

SELECT PODT_Pr.KT, Last(PODT_Pr.CZak) AS [Last-CZak], Last(IIf(([CZak]*1.2>=100),IIf((Round([CZak]*1.2/100,1)*100-[CZak]*1.2<0),Round([CZak]*1.2/100,1)*100+5,Round([CZak]*1.2/100,1)*100),IIf([CZak]*1.2<100 And [CZak]*1.2>=10,IIf((Round([CZak]*1.2/10,1)*10-[CZak]*1.2<0),Round([CZak]*1.2/10,1)*10+0.5,Round([CZak]*1.2/10,1)*10),IIf([CZak]*1.2<10,IIf((Round([CZak]*1.2,0)-[CZak]*1.2<0),Round([CZak]*1.2,0)+0.5,Round([CZak]*1.2,0)),Round([CZak]*1.2,1))))) AS [Цена продажи], Last([CZak]*1.2) AS Выражение2, Last(TOV.T) AS [Last-T]

FROM TOV INNER JOIN PODT_Pr ON TOV.KT=PODT_Pr.KT

GROUP BY PODT_Pr.KT

ORDER BY Last(TOV.T);

Для решения задачи составления отчёта о наличии товаров в магазине (рассчитанный на основе приходно-расходных документов) используется следующий алгоритм:

  • из приходных накладных магазина выбираются все завезенные товары и сумма количества по наименованиям товара;

  • из расходных накладных магазина выбираются все проданные товары и сумма количества по наименованиям товара;

  • из актов списания магазина выбираются все списанные товары и сумма количества по наименованиям товара;

  • наличие товара в магазине определяется как разница количества завезенного товара и суммы проданного и списанного товара.

Для решения задачи составления заявки поставщику используется следующий алгоритм:

  1. из приходных накладных магазина выбираются все завезенные товары и количество последнего завоза;

  2. из расходных накладных магазина выбираются все проданные товары и сумма количества после последнего завоза, то есть выясняется, сколько товара было продано с момента последнего завоза товара;

  3. из актов списания магазина выбираются все списанные товары и сумма количества после последнего завоза, то есть выясняется, сколько товара было списано с момента последнего завоза товара;

  4. суммой из пункта 2 и 3 считается количество расходованного товара с момента последнего завоза;

  5. данными для заявки служат все полученные в предыдущих пунктах данные, выбранные по принадлежности товара определенному поставщику.

Решение о закупки товара принимается на основе заявки с учетом таких факторов как предстоящие праздники, периодичность работы с данным поставщиком и т.п.

Для решения задачи составления отчёта о наличии товаров в магазине (по факту) данные, собранные терминалом сбора данных, экспортируются в компьютер в программу MS Excel.

Для решения задачи составления отчёта о результате деятельности магазина сравнивается количество товара в отчётах о наличии товара. Выводятся товары с разным количеством в отчётах. Считаются потери в ценах продажи.

Для расчета зарплаты продавцов используется следующий алгоритм:

  1. зарплата продавцов равна двум процентам суммы вырученных денег за период каждому продавцу поровну;

  2. если результат выполнения пункта 1 меньше 3000 рублей, то зарплата продавцов составляет 3000 рублей;

  3. если отчёт о результатах деятельности выявил потери, то они делятся на количество продавцов и отнимаются от зарплаты продавцов.


2.2.2 Структурная схема использования комплекса программ (дерево диалога)


Дерево диалога программы «Учет товародвижения» начинается с формы «Вход» (Рис 3.2).



Рис 3.2. Форма «Вход»


После ввода правильной информации открывается форма «Меню» (Рис 3.3).


Рис 3.3 Форма «Меню»

Меню предоставляет выбор:

  1. приход (для приходования товара);

  2. расход ( для продажи товара);

  3. списание (для списания товара);

  4. магазин

  5. поставщики

  6. наличие

        • наличие отчёт

  1. заказ поставщику

        • заказ поставщику отчёт

  1. заказы покупателей

        • заказы покупателей отчёт


  1. ценники

Если в поле пароль введено «админ» и выбран магазин, в форме меню появляются две кнопки хронология входов и сотрудники (Рис 3.4).



Рис 3.4. Форма «Меню»


3 Технологическое обеспечение

3.1 Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации


Собираемая информация для операций приходования, продажи, списания товара: о магазинах, поставщиках, товаре, сотрудниках.

О магазинах информация однократно заносится с помощью клавиатуры компьютера в таблицу Mag после приобретения нового магазина.

О поставщиках информация однократно заносится с помощью клавиатуры компьютера в таблицу Post из копий его документов перед выполнением операций, после принятия завмагом решения о сотрудничестве с данным поставщиком.

О новом товаре информация однократно заносится с помощью клавиатуры компьютера в таблицу Tov перед выполнением операций.

О сотрудниках информация однократно заносится с помощью клавиатуры компьютера в таблицу Sotr из копии его паспорта после положительного решения о приёме на работу.

Для выполнения операций приходования, продажи, списания товара:

  • магазин определяется автоматически по выбранному в форме «Вход»;

  • поставщик для операции приходования выбирается из раскрывающегося списка;

  • товар автоматически определяется сканированием штрих-кода, либо в случаях, когда это невозможно, выбирается из списка, возможно использование поиска наименования товара.

Все операции обработки информации выполняет программа с помощью соответствующих запросов и макросов.

Вся необходимая информация выдаётся в виде экранных форм и отчётов, а так же на печать.


3.2 Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации


Рис 3.4. Схема технологического процесса сбора, передачи, обработки и выдачи информации


4 Программное обеспечение комплекса задач

4.1 Общие положения


Программные требования для приложения «Учет товародвижения»:

  • MS Windows 9x/Me/2000/XP;

  • MS Access XP;

  • MS Excel XP.


4.2 Структурная схема пакета (дерево вызова процедур и программ)


После загрузки Windows приложение «Учет товародвижения» открывается с рабочего стола на компьютере бухгалтера. На компьютере продавцов ярлык приложения помещён в папку Автозагрузка из меню Пуск - Программы, что приводит к автоматическому запуску приложения после загрузки Windows.


4.3 Описание программных модулей


Приложение «Учет товародвижения» состоит из одного программного модуля с набором форм, данных, процедур обработки действий и данных. Приложение разработано полностью на основе MS Access.


4.4 Схема взаимосвязи программных модулей и информационных файлов


Так как приложение является базой данных разработанной на основе MS Access, программные модули и информационные файлы являются одним файлом. Однако для составления отчёта данные из терминала сбора данных переносятся в MS Excel, а затем экспортируются в базу данных.


5 Руководство пользователя


Руководством пользователя является файл справки в директории программы. Сноски на разделы справки есть в каждом элементе программы.

98



Заключение


В процессе написания дипломного проекта была рассмотрена существующая в ПБОЮЛ «Коломеец» технология учета товародвижения, обоснована необходимость использования вычислительной техники и техники для сбора данных для решения этой задачи.

Так же была рассмотрена существующая на предприятии нормативно-справочная и результатная информация, разработана информационно-логическая модель данных, обеспечивающая бухгалтерский, оперативный и количественно-суммовой учет товаров. Были разработаны отчетные формы «Отчёт о наличии товаров», «Заявка поставщику».

Это приведёт к улучшению ряда экономических показателей:

  • увеличению числа обслуживаемых клиентов, за счёт сокращения времени на выполнение операций учета товародвижения;

  • улучшению качества обработки информации, при этом повысится степень достоверности информации, степень ее защищенности.


99




§ 3. Разработка приложения «Учет товародвижения» 85

Заключение 99

Список использованных источников 100

Приложение 1 (ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТА “ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ АСУ”) 101

Приложение 2 (ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТА “ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ”) 107

ВВЕДЕНИЕ

За последние двадцать лет значительно возрос объём и оборот информации во всех сферах жизнедеятельности человека: экономической, финансовой, политической, духовной. И процесс накопления, обработки и использования знаний постоянно ускоряется. Учёные утверждают, что каждые десять лет количество информации увеличивается вдвое. В связи с этим возникает необходимость использования автоматических средств, позволяющих эффективно хранить, обрабатывать и распределять накопленные данные.

Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы финансового звена крупного предприятия, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного складского учета.

Компьютерный учет имеет свои особенности и радикально отличается от обычного. Компьютер не только облегчает учет, сокращая время, требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности, необходимого для управления ею. Отчеты о положении в торговле, получаемые с помощью компьютера, можно получить и без него – никакой особой математики в компьютере не содержится – но на расчеты уйдет столько времени, что они уже ни на что не будут нужны; или ими придется занять такое количество расчетчиков, что на их зарплату уйдет значительно больше, чем будет получено прибыли в результате их расчетов. Таким образом при применении компьютера “количество переходит в качество”: увеличение скорости расчетов делает возможным качественное улучшение самой схемы построения торговли.

Программное обеспечение для работы с базами данных используется на персональных компьютерах уже довольно давно. К сожалению, эти программы либо были элементарными диспетчерами хранения данных и не имели средств разработки приложений, либо были настолько сложны и трудны, что даже хорошо разбирающиеся в компьютерах люди избегали работать с ними до тех пор, пока не получали полных, ориентированных на пользователя приложений.

Целью данного дипломного проекта является разработка системы автоматизации рабочего места бухгалтера по учету торговых операций для предприятия, работающей в сфере торговли асбестотехнических и резинотехнических изделий.

Для того чтобы автоматизировать учет закупки и реализации продукции, необходимо решить следующие задачи:

    1. Собрать материал о ПБОЮЛ «Коломеец»;

    2. Проанализировать сущность задач учета операций товародвижения;

    3. Обосновать использование вычислительной техники;

    4. Формализовать расчеты;

    5. Обосновать разработки по всем видам обеспечения;

    6. Построить инфологическую модель;

    7. Охарактеризовать входную, постоянную, промежуточную и результатную информацию;

    8. Реализовать выбранный вариант проекта.

Основное преимущество автоматизации - это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации; излишнее количество внутренних промежуточных документов, различных журналов, папок, заявок и т.д., повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы. Также значительно сокращает время автоматический поиск информации, который производится из специальных экранных форм, в которых указываются параметры поиска объекта.

Основой задачей данной проектируемой системы является учет и оперативное регулирование хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, счетов-фактур). Оперативное управление хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней и реализует регистрацию событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций регистрируются в соответствующих журналах. Автоматизация этих процессов позволит хранить информацию в одной базе, информация в которую вводится с помощью удобного интерфейса.

Данная информационная система будет реализована в отделе бухгалтерии в блоке выписки. Пользователем этой системы будет человек, занимающийся учетом товаров на складах, а также текущей выпиской расходных документов и оприходованием вновь поступивших товаров.

Информационная система позволит избавить сотрудника от рутинной повседневной работы по выписке расходных накладных. Так как раньше документы выписывались в ручную, в которых указывались повторяющиеся реквизиты, а также большой перечень номенклатуры – это занимало много времени. Автоматизация позволит значительно сократить время. Сотруднику нужно будет только выбрать из списка соответствующего клиента и указать номенклатуру из справочника, выбрать дату и отправить на печать документ. В печатной форме автоматически укажутся все необходимые реквизиты в соответствии с установленной формой печати документов.

Чтобы сделать отчет, необходимо собрать нужные данные путем поиска их в соответствующих документах, если это отчет за год, то необходимо будет просмотреть все документы за этот год, на что уйдет огромное количество времени. При выведении итогов по отчету необходима огромная точность в расчетах, что не всегда получается даже у специалиста своего дела. Эти и многие другие задачи сможет решить проектируемая информационная система.

При поиске нужного объекта (суммы, документа, количества), если не будет известен документ в котором его искать, нужно будет перелистать всю кипу документов и просмотреть каждую позицию. Автоматизация позволит сделать выборку по этой позиции и значительно сократит объем подходящих документов или сведет к одному единственному искомому документу.

Возникают сложности и с составлением заявки поставщикам. Нет информации о проданном товаре. Внедрение автоматизированной системы позволит автоматически делать все эти действия.

За счет сокращения времени на выполнение долгих рутинных работ, можно повысить трудоемкость сотрудника, который может теперь выполнять не только свою работу, но и взять на себя ряд других обязанностей.

Создание собственной автоматизированной системы позволит учесть все особенности, разрабатывается только то, что нужно, и как нужно. Анализ по предприятиям, где уже используются разработанные на стороне программные продукты, показывает, что имеются некоторые проблемы с сопровождением, связанные, прежде всего, с тем, что автоматизируемое предприятие и разработчик находятся в разных городах. В связи с этим, между заказом на какую-либо доработку и результатом проходит, как правило, не менее месяца.


Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

§ 1. Характеристика Предприятия Без Образования Юридического Лица «Коломеец»

ПБОЮЛ «Коломеец» существует с 1993 года. В самом начале своего существования предприятие представляло собой торговое место на базаре посёлка Сибирцево, не имеющее работников. Вся работа выполнялась учредителями и руководителями предприятия: Натальей Антоновной и Андреем Николаевичем Коломеец. Развиваясь предприятие стало владельцем группой магазинов в Черниговском районе. Среди них продуктовые, парфюмерные, бытовой техники, строительных материалов и инструментов, товары для детей. В помещениях крупных магазинов расположены бухгалтерии, поэтому бухгалтеры могут контролировать наличие материала на складе, отгрузку, погрузку и проводить инвентаризацию в непосредственной близости от офиса. Благодаря этому упрощена схема документооборота.

Любой экономический объект — предприятие, организация, фирма, производственно-хозяйственная и финансовая деятельность которых является объектом познания и отражения бухгалтерского учета, — представляет собой сложную, динамичную и управляемую систему. [6]

Система — это упорядоченная совокупность разнородных элементов или частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой, объединенных в единое целое и функционирующих в интересах достижения единой цели/целей. [6]

Структура экономической системы (промышленного предпри­ятия, торговой организации, коммерческого банка, государствен­ного учреждения и т.д.) представлена на рис. 1.3, где основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления помечены метками над стрелками ИП1, ИП2, ИПЗ, ИП4 и связаны с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС).

Рис 1.1. Структура экономической системы ПБОЮЛ «Коломеец»

Экономическая информационная система (ЭИС) представля­ет собой совокупность организационных, технических, программ­ных и информационных средств, объединенных в единую систе­му с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управ­ления. [5]

В построенных по такому принципу экономических системах вся информация из внешней среды (нормативная законодательная информация, поступающая из государственных учреждений; информация о конъюнктуре рынка) напрямую поступает в систему управления (информационный поток 1 – ИП1), из системы управления во внешнюю среду идет ИП2, представляющий собой совокупность отчетной финансовой информации в государственные органы, потребителям и кредиторам. ИП3 включает различную организационную, плановую информацию, поступающую из органов управления на объект управления. Сотрудники объекта управления работают с данными, содержащимися в документах ЭИС (ИП4): делают регламентированные отметки относительно имеющихся данных (например, фиксируют продажу товара), составляют отчёты в систему управления. [5]

Одной из функций поддерживаемых ЭИС является учёт.

Хозяйственный учет представляет собой совокупность бухгалтерского, оперативного и статистического учета. Учет – одна из наиболее трудоемких функций управления. Отличительной чертой учета является большая массовость и однородность исходных и итоговых показателей. Как правило, итоговые показатели формируются путем многократной группировки по различным признакам исходных первичных данных без применения сложных расчетов.

Продукция поступает от оптовых фирм и реализуется непосредственно потребителям, нуждающимся в данном виде товаров. Организация осуществляет транспортировку продукции с оптовых баз в магазины, ее складирование, хранение, продажу и доставку потребителям в случае необходимости.

Номенклатура реализуемых товаров составляет несколько тысяч наименований и постоянно увеличивается. Наибольший ассортимент предоставляют магазины продуктов и бытовой техники.

Организация ведет розничную торговлю за наличный расчет.

Удовлетворяя потребности потребителям, предприятие розничной торговли получает доход от торговой надбавки на продаваемые товары.

Во внешней системе ПБОЮЛ «Коломеец» выполняет роль посредника между оптовыми торговыми организациями и конечными потребителями. Наглядно это можно увидеть из рисунка 1.1

ПБОЮЛ «Коломеец» – среднее по величине предприятие, штат которого состоит из нескольких десятков человек. В штат входят руководитель предприятия, завмаги, бухгалтера, продавцы, экспедиторы, водители, грузчики.

Организационная структура фирмы представляет собой схему изображенную