Главная              Рефераты - Информатика

Проектирование локальной вычислительной сети для агетства по трудоустройству - реферат

Содержание.

Введение.

  1. Технико-экономическое обоснование разработки ЛВС.

    1. Описание предметной области.

    2. Обоснование потребности проектирования ЛВС.

    3. Определение перечня функций пользователей в ЛВС.

2. Разработка возможных вариантов конфигурации ЛВС.

    1. Разработка вариантов конфигурации ЛВС.

    2. Оценка различных вариантов конфигурации.

3. Разработка структурной схемы ЛВС.

3.1. Структурная схема ЛВС.

3.2. Спецификация ЛВС.

4. Планирование информационной безопасности.

5. Расчет экономической эффективности от внедрения сети.

5.1. Источники экономической эффективности.

5.2. Расчёт суммы затрат на текущую эксплуатацию ЛВС.

5.3. Расчёт суммы затрат на решение задачи при отсутствии ЛВС.

5.4. Расчёт условно- годовой экономии.

5.5. Расчёт ожидаемого годового эффекта.

5.6. Расчёт коэффициента экономической эффективности капитальных вложений и срока окупаемости капитальных вложений.

5.7. Результат расчёта экономической эффективности.

Заключение

Введение.

В условиях рыночной экономики информация выступает как один из важнейших товаров. Новейшие достижения в области микроэлектроники привели к новым концепциям в организации информационных служб. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами, информатизацией оптовой и розничной торговли, торговых домов, служб управления трудом и занятостью, созданием банка данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной информации, электронной почты, электронного обмена данными и др. Как правило, работа этих систем базируется на локальных вычислительных сетях (ЛВС) различной архитектуры или их объединениях, получивших название корпоративных сетей.

Любая компьютерная система, состоящая из нескольких компьютеров, наверняка перерастет в более сложную систему, которая потребует высокоскоростного обмена данными между компьютерами с сервисными возможностями. Такой обмен не может быть организован при помощи стандартных простых средств операционных систем (ОС) и прикладных программ, а требует организации принципиально новой информационной структуры - сети.

Задание состоит в проектировании вычислительной сети как основы комплекса технических средств информационной системы в центре службы занятости.

В данном курсовом проекте необходимо разработать и провести сравнительный анализ различных вариантов архитектуры ВС с системных позиций по основным критериям. Затем необходимо выбрать среди этих вариантов оптимальный. Далее необходимо разработать структурную схему проектируемой ЛВС. Таким образом, на основе исходных данных об автоматизируемых функциях и основных требований к комплексу технических средств мы спроектируем ЛВС для информационной системы в нашей предметной области. Далее будет проведён расчёт экономической эффективности от внедрения сети.


1. Технико-экономическое обоснование разработки ЛВС.

    1. Описание предметной области.

Трудно представить современное предприятие, независимо от сферы его деятельности, без парка персональных компьютеров. И центр службы занятости не является исключением.

Центр службы занятости является важным звеном в современной системе рыночных отношений. Данная организация в процессе своей работы решает следующие задачи:

1. Задача подбора работника на вакантную должность:

  • получение информации от физических и юридических лиц о имеющихся у них потребностях нанять работника и перечне требований в ним;

  • получение информации от физических лиц о их желании получить работу в той или иной области, а также полной информации о возможностях данного лица;

  • обработка полученной информации;

  • осуществление подбора работника на имеющуюся вакантную должность.

2. Задача переподготовки кадров в соответствии с условиями современной ситуации:

  • получение информации от физических лиц о их желании получить переподготовку;

  • получение информации от организаций, осуществляющих переподготовку о возможных вариантах её проведения;

  • направление физических лиц в организации на переподготовку;

  • получение информации о процессе и результатах переподготовки.

3. Задача предоставления различным организациям статистической информации, полученной в процессе работы центра;

  • различная обработка информации, используемой центром в своей работе;

  • представление обработанной информации в удобном для пользователей виде;

  • обеспечение быстрого доступа всех пользователей к обработанной информации.

Т.о. систему управления данной организацией можно разделить на 3 службы:

    • Служба подбора работника на вакантную должность;

    • Служба переподготовки кадров;

    • Служба статистической отчётности.

В целях организации взаимодействия каждой из служб следует выделить отдел управления центром службы занятости.


Схема управления центром службы занятости.


Центр службы занятости

Служба подбора работника на вакантную должность

Служба переподготовки кадров

Служба статистической отчётности

Отдел управления центром службы занятости

-Приём заявлений от организаций и работников;

-Заполнение базы данных;

-Осуществление подбора;

-Организация обратной связи с работниками и организациями

-Приём заявлений от работников;

-Организация взаимодействия с предприятиями по переподготовке;

-Организация обратной связи с работниками после переподготовки;

-Сбор и обработка информации, участвующей в работе центра;

-Организация взаимодействия с пользователями информации;




-Организация взаимодействия служб и филиалов отдела;

-Осуществление бухгалтерской отчётности;

-Кадровые вопросы

-Административ-но-хозяйственные вопросы.

-Администриро-вание сети.



Информация, используемая в работе центра, имеет ряд особенностей и связанных с ними требований по работе с этой информацией:

  • большие потоки информации, поступающие и выходящие с данного предприятия, требуют возможности их быстрой обработки, а также лёгкого доступа к ним;

  • информация, поступающая на данное предприятие, обладает свойством цикличности, что значительно упрощает процесс её обработки, но в то же время и требует создания чёткой системы её организации;

  • главная задача данного предприятия, а именно подбор работника на вакантную должность, не может осуществляться вручную в силу большого объёма поступающей информации. Поэтому необходимо создание системы, способной быстро провести обработку имеющейся информации и удовлетворить тем самым запросы фирм по замещению вакантных должностей;

  • информация, подлежащая анализу, имеет несколько признаков, по которым необходимо производить её классификацию, что делает необходимым создание системы, способной производить сортировку имеющейся информации.

Таковы основные особенности предметной области центра службы занятости.


    1. Обоснование потребности проектирования ЛВС.

ЛВС - набор аппаратных средств и алгоритмов, которые обеспечивают соединение компьютеров и других периферийных устройств (принтеров, дисковых контроллеров и т.п.), расположенных на сравнительно небольшой территории (одного предприятия, офиса, одной комнаты), и позволяющих совместно использовать информационные ресурсы, периферийные устройства, обмениваться данными.

Естественно основные задачи центра службы занятости могут решаться и без ЛВС. В этом случае:

  1. Перенос информации с одного компьютера на другой осуществляется при помощи дискет.

  2. Доступ к глобальной сети может производиться только с одного компьютера, имеющего модем.

  3. Взаимодействие между сотрудниками предприятия осуществляется только в форме личного контакта.

  4. В организации имеется несколько периферийных устройств, однако ими оборудованы не все компьютеры. Чтобы воспользоваться периферийным устройством нужно применить дискету и освободить на некоторое время компьютер, к которому подключено данное устройство.

Отсутствии ЛВС в центре службы занятости сделает невозможным его эффективное функционирование, и кроме того повлечёт за собой многочисленные затраты.

  • Во-первых, в отсутствии ЛВС невозможно быстро обмениваться данными между различными филиалами центра, а также между различными ПК в пределах одного здания (филиала). Этот недостаток вызовет затраты времени на перенос информации с одного компьютера на другой с помощью дискет, а также затраты на их приобретение.

  • Во-вторых, без ЛВС невозможно будет быстро связаться с организациями, взаимодействующими с центром. Это также значительно снизит эффективность работы центра службы занятости.

  • В-третьих, отсутствие сети в центре повлечёт за собой значительные затраты на приобретение различных устройств для каждого компьютера (жесткий диск, принтер, CD-ROM, модем) и дорогостоящего программного обеспечения.

  • В-четвёртых, без ЛВС невозможно эффективно осуществлять доступ к глобальным ресурсам всемирной сети internet и использовать средства электронной почты (E-mail), которые значительно повысят эффективность работы центра.

Задачи, которые позволяет выполнять ЛВС:

  • совместная работа с документами;

  • упрощение документооборота: вы получаете возможность просматривать, корректировать и комментировать документы, не покидая своего рабочего места, не организовывая собраний и совещаний, отнимающих много времени;

  • сохранение и архивирование своей работы на сервере, чтобы не использовать ценное пространство на жестком диске ПК;

  • простой доступ к приложениям на сервере;

  • облегчение совместного использования в организациях дорогостоящих ресурсов, таких как принтеры, накопители CD-ROM, жесткие диски и приложения (например, текстовые процессоры или программное обеспечение баз данных).

Исходя из всех многочисленных возможностей, которые открывает пользователям ЛВС а также особенностей информации, используемой в работе центра службы занятости, можно выявить потребности проектирования ЛВС в данной организации.

Итак, проектирование ЛВС для центра службы занятости обусловлено следующими причинами:

  1. В целях эффективного функционирования центра службы занятости его филиалы следует расположить в различных частях города. Однако всю обработку информации, используемой в работе центра необходимо производить в одном месте централизованно. Однако особенности работы центра в некоторых случаях могут потребовать и обратного действия – децентрализации обработки информации. Данный факт делает необходимым создание сети, которая смогла бы обеспечить обмен информацией между различными филиалами центра. Локальная сеть производит передачу информации в течение 3-4 секунд без риска потери информации.

  2. В рамках работы центра службы занятости необходимо включить компьютеры различных видов: ПК, мини ЭВМ, большие ЭВМ, рабочие станции специальные ЭВМ, концентрирующие ресурсы – серверы. Естественно, что такой большой массив компьютеров необходимо объединить в сеть.

  3. Для наиболее эффективного функционирования центра службы занятости в его работе необходимо участие внешних по отношению к центру служб: телексная (телетайпная) связь, почтовая корреспонденция, электронные доски объявлений, а также выход в региональные (глобальные) сети ЭВМ и использование их услуг. Взаимодействие со всеми этими службами позволяет организовать ЛВС.

  4. ЛВС в данной организации поможет избежать многочисленных затрат (времени, денежных ресурсов, информации), проявляющихся в отсутствие сети.

  5. Для улучшения качества потребления информации в рамках работы центра службы занятости возможно применение технологии Интранет, которая основана на организации ЛВС.


    1. Определение перечня функций пользователей в ЛВС.

Таблица 1. Определение перечня функций пользователей в ЛВС.

Наименование должности

Перечень функций

  1. Сотрудники осуществляющие приём заявлений от клиентов центра, а также заполнение базы данных.

  1. Обработка текстов,

  2. Пользование базой данных (неограниченное)

  3. Доступ к глобальной сети Internet.

  4. Использование электронной почты.

  1. Сотрудники осуществляющий подбор работника на вакантную должность.

  1. Обработка текстов,

  2. Передача данных и связь (получение информации со всех филиалов центра и отправление обработанных данных обратно).

  3. Пользование базой данных (без изменения, добавления, удаления).

  1. Сотрудники, ответственные за обратную связь с клиентами центра.

  1. Передача данных и связь (получение обработанной информации от всех служб центра)

  2. Пользование базой данных (без изменения, добавления, удаления).

  3. Доступ к глобальной сети Internet.

  4. Использование электронной почты.

  1. Сотрудник, отвечающий за переподготовку кадров.

  1. Передача данных и связь (получение информации со всех филиалов центра и отправление обработанных данных обратно, связь с организациями, осуществляющими переподготовку).

  2. Пользование базой данных (без изменения, добавления, удаления).

  3. Доступ к глобальной сети Internet.

  4. Использование электронной почты.

  1. Сотрудник, занимающийся статистической отчётностью.

  1. Пользование базой данных (без изменения, добавления, удаления).

  2. Передача данных и связь (получение информации со всех филиалов центра, отправление обработанной информации конечным пользователям)

  3. Обработка текстов.

  4. Использование машинной графики.

  5. Доступ к глобальной сети Internet.

  6. Использование электронной почты.

  1. Директор

  1. Обработка текстов,

  2. Пользование базой данных (неограниченное).

  3. Передача данных и связь.

  4. Доступ к глобальной сети Internet.

  5. Использование электронной почты.

  1. Бухгалтер

  1. Обработка текстов,

  2. Передача данных и связь (получение данных о хозяйственных операциях в филиалах центра).

  3. Использование электронной почты.

  1. Ответственный за административно-хозяйственные вопросы.

  1. Обработка текстов

  2. Передача данных и связь (получение данных об административно-хозяйственных вопросах из филиалов центра).

  3. Использование электронной почты.


Всех пользователей сети можно классифицировать следующим образом:

Пользователи ЛВС






Пользователи, имеющие неограниченный доступ.


Пользователи, имеющие ограниченный доступ.



- Сотрудники осуществляющие приём заявлений от клиентов центра, а также заполнение базы данных.

- Директор



- Сотрудники осуществляющий подбор работника на вакантную должность.

- Сотрудники, ответственные за обратную связь с клиентами центра.

-Сотрудник, отвечающий за переподготовку кадров.

-Сотрудник, занимающийся статистической отчётностью.

- Бухгалтер

- Ответственный за административно-хозяйственные вопросы



2. Разработка возможных вариантов конфигурации ЛВС.

2.1. Разработка вариантов конфигурации ЛВС.

Итак, рассмотрим различные варианты конфигурации ЛВС для главного филиала центра службы занятости. Учитывая основные задачи центра службы занятости, которые могут решаться с помощью ЛВС, затраты на монтаж и эксплуатацию сети, а также архитектурные особенности здания центра можно предложить следующие варианты конфигурации ЛВС.

Таблица 2. Возможные варианты конфигурации ЛВС.

Компонент/характеристика

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Топология

Шина

Звезда-шина

Звезда-шина

Линия связи

Коаксиальный кабель

Неэкранированная или экранированная витая пара категории 3.

Неэкранированная или экранированная витая пара категории 5 или 5е.

Сетевые адаптеры

Ethernet 10 Base2

Ethernet 10 BaseT

Fast Ethernet 100 BaseTX

Ретрансляторы (повторители, концентраторы, коммутаторы, мосты, маршрутизаторы, шлюзы)

Отсутствуют

Концентратор

Коммутатор 100 BaseTX (с возможностью установки средств удалённого контроля, а также увеличения плотности портов)

Управление совместным использование ресурсов

Одноранговая сеть; каждый компьютер выступает в роли невыделенного сервера

Сеть на основе сервера с компьютерами-клиентами; роль сервера -файловый сервер

Сеть на основе сервера с компьютерами-клиентами; клиент-серверная модель построения

Совместное использование периферийных устройств

Каждый компьютер имеет своё собственное периферийное устройство

Подключение сетевого принтера; управление очередями к принтеру осуществляет рабочая станция

Подключение сетевого принтера непосредственно к сетевому кабелю через сетевую плату, управление очередями к принтеру с помощью программного обеспечения сервера

Поддерживаемые приложения

Совместная работа с одиночными документами; обмен короткими сообщениями по ЛВС

Совместная работа с документами, работа с базами данных(в режиме файлового сервера: DBF, парадокс)

Электронная почта, обработка факсимильных сообщений, организация коллективных работ в среде электронного документооборота, работа с базами данных с использованием специальных серверов


2.2. Оценка различных вариантов конфигурации.

Рассмотрим критерии, по которым мы будем оценивать эффективность предложенных выше конфигураций сети.

  1. быстродействие;

  2. надёжность

  3. информационная безопасность

  4. стоимость

  5. масштабируемость.

Оценка различных вариантов архитектуры производится с системных позиций. Применим для этого метод анализа иерархий Саати. Сначала установим приоритеты критериев. Для этого введём шкалу:

1-равная важность критериев;

3-умеренное превосходство одного критерия над другим;

5-существенное превосходство одного критерия над другим;

7-значительное превосходство одного критерия над другим;

9-очень сильное превосходство одного критерия над другим.

Для установления приоритетов критериев построим матрицу критериев. Затем построим матрицы сравнения соответствия каждого варианта конфигураций сети выбранным критериям. Для этого введём следующую шкалу соответствия:

1-равное соответствие вариантов критерию;

3-умеренное превосходство одного варианта над другим по данному критерию;

5-существенное превосходство одного варианта над другим по данному критерию;

7-значительное превосходство одного варианта над другим по данному критерию;

9-очень сильное превосходство одного варианта над другим по данному критерию.

Для каждой матрицы посчитаем веса строк Yn по формуле:

Yn=(1*W1/W2*...*W1/Wn)1/n

Затем вычислим нормализованную оценку для каждой строки:

НО= Yi / Yn, где Yi – вес каждой строки;Yn – сумма всех весов строк.

Для установления соответствия оценок вариантов для каждой матрицы будем вычислять коэффициент относительной согласованности по формуле:

ОС=(ИС/СС)*100%, где ИС=(max-n)/(n-1), max=(НО*xn);

СС – коэффициент случайной согласованности, полученный при случайном заполнении матриц. В нашем случае имеем матрицы 5:5 или 3:3, и коэффициент случайной согласованности соответственно будет равен 1,12 или 0,58.

Далее, для установления глобального приоритета построим итоговую матрицу, в которой строками будут варианты конфигурации сети, а столбцами- критерии оценки эффективности вариантов конфигураций. Наиболее приемлемым для нас с точки зрения выбранных критериев является вариант, получивший в ходе вычислений максимальную итоговую оценку. Итоговая оценка будет вычислена как сумма произведений нормальной оценки варианта по каждому критерию на нормальную оценку этого критерия.



Т. о. видим, что наибольшую итоговую оценку получил вариант 3, который и является оптимальным.

3. Разработка структурной схемы ЛВС.

3.1. Структурная схема ЛВС.

Структурную схему ЛВС смотри в приложении 1-4.

3.2. Спецификация ЛВС.

Таблица 3. Технические средства (ТС) вычислительной сети (10 рабочих станций + 1 сервер сети).


Таблица №1 Техничесике средства вычислительной сети. (10 рабочих станций + 1 сервер сети)

#

Наименование

Цена

Кол-во ед-ц

Стоимость

1

Сервер Hewlett Packard NetServer E800 PIII-800/HDD 9,1Gb SCSI/128Mb ECC SDRAM/32x CD-ROM/Fast Ethernet NIC

64345

1

64345

2

Сетевой адаптер 3COM 3C905C PCI 10/100

1396

10

13960

3

Коммутатор 3COM SS II Switch 3300 24 10/100 p24 10/100 Base-TX port (3C16980A)

46837

1

46837

4

Кабель "витая пара" Alcatel категория 5+

8

500

4000

5

Коннектор RJ-45 категория 5+

16

12

192

6

Патч-кабель RJ-45 - RJ-45 категория 5+ (2 метра)

60

12

720

7

кабель-канал Legrand 40x16

80

200

16000

8

Розетка одноместная RJ-45 Krone категория 5+

100

12

1200

9

Источник бесперебойного питания APC Smart UPS 1000 w PC+

12476

1

12476

10

Сетевой принтер HP LaserJet 2100TN (C4172A) 10 стр/ мин сетев.10BaseT 8Mb

27472

1

27472

Программное обеспечение

11

Microsoft Windows 2000 Server Russian 10 CAL

43500

1

43500

12

Microsoft Windows 2000 Professional Russian

7375

10

73750

13

Microsoft Office 2000 Professional Russian

16300

10

163000

Итого


467452


  1. Планирование информационной безопасности.


Защита информации включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. На практике под этим понимается поддержание целостности, доступности и если необходимо конфиденциальности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных. Информационная безопасность - это защищенность данных и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесению ущерба владельцам или пользователям.

Проведем анализ угроз и их оценку с точки зрения вероятности реализации и ущерба от реализации угрозы.

Оценка вероятности реализации угрозы:

  • очень вероятна – 9-10 баллов,

  • вероятна - 5-8 баллов,

  • маловероятна -3-5 баллов.

  • практически невероятна 1-2 балла.

Оценка степени ущерба от реализации угрозы:

  • полная потеря данных – 9-10 баллов,

  • частичная потеря данных - 3-8 балла,

  • возможная потеря данных - 1-2 балла.

Таблица 4 –Оценка угроз.

Угрозы

Вероятность реализации

Ущерб

Общая оценка угрозы

Угрозы из внешней среды:

  • Отказы источников питания и скачки напряжения,

  • Природные явления (молния, бури и т.д.),

  • Пожары.



9


2


18


5


6


30


3


3


9

. Ошибки пользователей, операторов

5

5

25

Воровство или вандализм

3

8

24

. Несанкционированный доступ к ресурсам

4

4

16

Компьютерные вирусы

8

6

48

Сбои программного обеспечения

3

9

27

. Сбои аппаратного обеспечения

4

9

36

. Механические повреждения кабеля

2

10

20


Для обеспечения информационной безопасности будем использовать следующие методы:

  • источники бесперебойного питания,

  • пароли и шифрование,

  • защиту от вирусов с помощью специальных программных средств,

  • предупреждение кражи данных.

Также для обеспечения безопасности установим для пользователей определенные права доступа к каталогам и создадим группы для предоставления доступа к общим сетевым ресурсам (см. таблицу 5).

Таблица 5 –Права доступа для групп пользователей.

Название группы

Внутренние ресурсы

Уровни доступа к внутренним ресурсам

Доступ в Internet и электронная почта

Администратор

Все сетевые ресурсы

Права администратора в каталогах, в том числе изменения уровня и прав доступа

Все сетевые ресурсы

Директор

Все сетевые ресурсы

Пользование базой данных без изменения, добавления, удаления, ограничение доступа к папкам (по необходимости).

Все сетевые ресурсы

Сотрудники осуществляющие приём заявлений от клиентов центра, а также заполнение базы данных.

Базы данных используемых документов

Создание, чтение запись файлов, создание подкаталогов, удаление каталогов.

Все сетевые ресурсы

Сотрудники осуществляющий подбор работника на вакантную должность.