Главная              Рефераты - Информатика

Программное обеспечение пункта обмена валюты банка - реферат

94

Введение 5

Назначение проекта 6

Основные сервисные и информационно-расчетные возможности проектируемой системы 8

Функциональные возможности системы 8

Взаимодействие с банковской системой автоматизации 9

Надежность и резервирование 10

Генерация отчетов 10

Анализ потоков и взаимодействия данных 11

Покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли. 11

Конверсия наличной иностранной валюты 15

Формы отчетной документации ОП 15

Технические требования к аппаратуре. 17

Среда выполнения программы. 18

Выбор языка программирования для реализации проекта. 19

Разработка структуры информационных файлов и их связей. 20

Предварительные соображения 20

Окончательный состав и структуры информационных файлов. 23

Взаимодействие данных, связи и методы доступа. 25

Разработка функциональной схемы программы. 31

Примерный перечень функций системы. 31

Разработка структурной схемы программы. 32

Разработка экранного интерфейса программы 34

Существующие подходы к проектированию экранного интерфейса 34

Выбор идеологии экранного интерфейса 36

Перечень функций экранного интерфейса 37

Проектирование функциональных модулей. 37

Разработка интерфейсных функций 38

Функция вывода меню в указанных координатах 38

Функция вывода окна в указанных координатах 40

Вывод строки подсказки 42

Вывод сообщения с ожиданием реакции или выбора пользователя 42

Вывод линейного индикатора процесса и его обновление 44

Вывод транспаранта ожидания 45

Вспомогательные функции 45

ФУНКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВИДА КУРСОРА 45

ФУНКЦИЯ ПЕРЕВОДА СТРОКИ В ВЕРХНИЙ РЕГИСТР 45

ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ ВЫХОДА 46

ФУНКЦИЯ ПЕРЕВОДА ЧИСЛОВОЙ ВЕЛИЧИНЫ В СТРОКУ «СУММА ПРОПИСЬЮ» 46

Разработка головного модуля программы 47

Структура функции MAIN 47

ФУНКЦИИ ВЫЗОВА МЕНЮ НИЖНИХ УРОВНЕЙ 49

ФУНКЦИЯ РЕГИСТРАЦИИ ПОКУПКИ ВАЛЮТЫ 50

ФУНКЦИЯ - ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ТЕКУЩЕГО ПОЛЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КОДА И НАИМЕНОВАНИЯ ОБЪЕКТА ИЗ СПРАВОЧНИКА 54

Тестирование программного обеспечения. 54

Восходящее тестирование. 54

Нисходящее тестирование. 55

Метод сэндвича. 55

Экономическая часть. 56

Вопросы техники безопасности и охраны труда. 57

Заключение 62

Приложение 63

Интерфейсные функции 63

Функция вывода окна 63

Функция вывода окна с эффектом раскрытия 64

Функция вывода системных сообщений с ожиданием реакции пользователя 65

Функция вывода линейного индикатора процесса 66

Функция вывода рамки для всплывающего меню 67

Функция вывода строки подсказки 67

Функция вывода транспаранта ожидания 68

Функция выбора опции из меню с использованием манипулятора "Мышь" или клавиатуры. 68

Вспомогательные функции 72

Функция переключения вида курсора 72

Функция перевода строки в верхний регистр 72

Функция контроля выхода 72

Функция перевода числовой величины в строку «Сумма прописью» 73

Функция построения строки «Суммы прописью» 74

Функция получения псевдонима валюты 75

Основные функции и процедуры 76

Головной модуль программы 76

Функция вызова меню «Операции» 79

Функция вызова меню ведения справочников 80

Функция вызова меню «Отчеты» 80

Функция вызова меню «Разное» 81

Функция вызова меню «Установки» 81

Функция вызова меню «Копия данных» 83

Функция - селектор операций 83

Функция регистрации покупки валюты 84

Функция регистрации продажи валюты 85

Функция регистрации конверсии валюты 87

Функция - определитель текущего поля для получения кода и наименования объекта из справочника 89

Функция вывода суммы покупки прописью 89

Функция вывода суммы продажи прописью 90

Функция вычисления суммы операции покупки 90

Функция вычисления суммы операции продажи 90

ФУНКЦИЯ ВЫВОДА списка документов дня 91

ФУНКЦИЯ ЗАКРЫТИЯ ОПЕРАЦИОННОГО ДНЯ 92

Литература 93

Введение

В начале восьмидесятых годов нашего столетия фирма IBM разработала и выпустила в продажу свой первый персональный компьютер - IBM PC, который быстро завоевал рынок вычислительной техники благодаря своей невысокой стоимости, универсальности сфер применения, простоте эксплуатации и самое главное, принципу открытой архитектуры, заложенному в конструкцию. Получив название “персональный” он и в действительности оказался таковым.

РС хорошо зарекомендовал себя в области делового применения. Дешевый и надежный компьютер стал быстро “обрастать” программным обеспечением, многие фирмы стали выпускать клоны IBM-совместимых персональных компьютеров. За РС последовали XT, AT на базе i286, i386, i486 и, наконец, Pentium.

Вычислительная техника шагает в будущее гигантскими шагами, не оставляя в стороне никого. Невозможно представить область интенсивной деятельности человека, которая могла бы обойтись без вычислительной техники без ущерба для себя. В нашей стране за последние 5-6 лет парк персональных компьютеров увеличился в сотни раз. Особое значение в такой ситуации имеет наличие программного обеспечения для персональных ЭВМ как общего назначения, так и чисто прикладных программ, решающих специализированные задачи того, или иного предприятия.

Особенно остро встала проблема специализированного ПО для финансовых организаций и, в частности банков, количество которых за последние пять - шесть лет превысило несколько тысяч только в столице. Отсутствие автоматизированных банковских систем не могло не стимулировать многие фирмы - производители программного обеспечения заполнить образовавшийся вакуум. В течение 90-93 г.г. такие фирмы как «Асофт», «Диасофт», «Р-Стайл» и другие выпустили на рынок несколько АБС, ориентированных на российскую банковскую систему. Первый опыт оказался удачным и большинство коммерческих банков обладает на текущий момент довольно приличными системами, реализованными на основе сетевых менеджеров запросов к базам данных, или языках программирования Oracle, Gupta и им подобных. Беда всех АБС в нестабильности законодательства государства, которое вызывает многочисленные корректировки технологии бухгалтерского учета и, следовательно корректировки ПО. Кроме того, первые версии АБС не покрывали всех потребностей банков в автоматизации. Максимально на что мог рассчитывать пользователь, это операционный день банка в рублях и система отчетов. Расширение видов банковской деятельности, работа с валютами иностранных государств, вклады граждан и организаций, развитие рынка ценных бумаг потребовали разработки новых подсистем для существующих АБС.

Наряду с тем, что не все фирмы производители прислушиваются к требованиям пользователей, стоимость новых разработок достаточно велика. В качестве примера можно сказать, что только увеличение документооборота банковской системы с 500 до 2000 документов в день обходится пользователю, имеющему АБС фирмы “Р-Стайл” примерно в 11500 Долларов США. Такие цены, естественно могут заставить любого пользователя пополнять состав программного обеспечения собственными силами.

Назначение проекта

Обменный пункт - подразделение банка и является местом совершения банком валютно-обменных операций. Правила и нормы совершения валютных операций в обменном пункте регламентируются инструкцией Центрального банка Российской федерации №27 от 27 февраля 1995 года.

Комплекс разрабатываемых программных средств предназначен в первую очередь для автоматизации работы кассиров пунктов обмена валют, находящихся как в самом банке, так и вне его территории. Использование программы должно значительно упростить и ускорить работу кассира за счет автоматизации учетно-расчетных операций при обмене валюты. Автоматическое формирование всей сводной отчетности и контроль финансового состояния обменного пункта в любой момент времени также должны повысить эффективность работы кассира.

Технологический процесс работы пункта обмена валюты банка

В процессе работы кассира обменного пункта с использованием автоматизированной системы желательно реализовать как стандартные процедуры, обеспечивающие поддержку операций обменного пункта в течение дня, так и специфические возможности, повышающие производительность труда кассира и облегчающие учетно-расчетные операции и связь обменного пункта с банковской системой автоматизации. Обменный пункт банка при работе с клиентурой совершает следуюшие основные операции:

  • Продажа валюты иностранного государства клиенту за национальную валюту;

  • Покупка у клиента валюты иностранного государства за национальную валюту;

  • Коверсия (обмен) валюты одного иностранного государства на валюту другого иностранного государства.

Каждую из перечисленных операций кассир обменного пункта обязан зафиксировать документально и оформить справку о совершении клиентом валютно-обменной операции на бланке строгой отчетности ф.0406007, с выдачей копии справки клиенту. Для работы ОП, банк обеспечивает его до начала рабочего дня авансом в наличной иностранной валюте и рублях. Данный аванс необходимо учитывать в документах ОП для последующего отражения в отчетных документах при завершении операционного дня. По завершении рабочего дня (или смены при круглосуточном режиме работы ОП) кассир обязан заполнить приходно-расходную ведомость(реестр сделок) по каждой из валют, подсчитать итоги по всем реестрам и сверить сумму полученного аванса с суммой итогов по реестрам и фактическим остатком ценностей по каждому виду. В соответствии с результатами сверки составляется справка о ежедневных остатках ценностей.

Основные сервисные и информационно-расчетные возможности проектируемой системы

Перед началом проектирования какой-либо системы необходимо в первую очередь определить состав тех операций, которые будут заложены в проектируемый комплекс программных средств и проанализировать необходимость и возможность реализации функций средствами конкретной системы проектирования. Система автоматизации работы пункта обмена валюты предназначена, как уже было сказано выше, в первую очередь для повышения эффективности и скорости работы кассира. Поэтому функциональные возможности программного комплекса должны быть направлены на решение конкретных задач ОП возникающих в процессе работы.

Функциональные возможности системы

В проектируемой системе необходимо заложить возможности, обеспечивающие ниже перечисленные сервисные и информационно-расчетные функции:

  • автоматический расчет сумм по операциям обмена иностранной валюты;

  • возможность установки автоматического начисления комиссионных вознаграждений (по выбору - комиссия с прихода, расхода и разницы курсов) при обменных операциях;

  • автоматический контроль наличия в обменном пункте денежных знаков национальной и иностранной валюты различного достоинства;

  • выдача рекомендаций кассиру по оптимальному набору наличных денежных знаков различного достоинства из числа имеющихся в кассе при каждой обменной операции;

  • учет операций обмена валют, основанный на ведении двойной записи и обеспечивающий высокий уровень контроля обменных операций;

  • контроль и восстановление логической целостности базы данных даже в случаях некорректной работы оборудования за счет выполнения процедур ревизий состояния счетов на текущую дату или за заданный период в любой момент работы обменного пункта;

  • архивирование всех данных, обработанных системой с начала ее функционирования на дату операционного дня или интервал дат;

  • на основании данных о клиенте, вводимых при осуществлении обменной операции, должна производиться автоматическая печать справки об обмене валюты и фиксация в системе информации о клиенте с привязкой к конкретной операции.

Взаимодействие с банковской системой автоматизации

Взаимодействие подсистемы с системой автоматизации банка должно удовлетворять следующим требованиям:

  • Независимость от примененной системы автоматизации банковской деятельности;

  • Обмен информацией с банковской системой при помощи общепринятых носителей (магнитные диски, электронная почта и т.п.);

  • Формат передаваемых данных должен обеспечивать достоверный прием информации и ее обработку в системе автоматизации банка.

Проблема совместимости с различными банковскими системами разрешается путем применения стандартного формата передаваемых данных в виде текстового файла с разделителями информационных полей. Последовательность полей фиксирована, длина данных - переменная. Использование данных фиксированной длины, конечно упрощает их обработку, однако при больших объемах встает проблема величины передаваемого файла. Такой способ обмена может быть реализован практически во всех известных на данное время системах автоматизации банковской деятельности.

Надежность и резервирование

Все данные, проходящие через подсистему, подлежат обязательной фиксации в базах данных или иных информационных структурах. Система должна хранить данные в специальных архивных файлах начиная с момента запуска в эксплуатацию. При закрытии операционного дня все текущие данные должны переносится в архив, а файлы подготавливаться для новой смены (очистка, обнуление и т.п.). При работе ОП в локальном режиме желательно обеспечить возможность создания резервных копий баз данных на магнитных носителях по желанию пользователя. Для варианта ОП работающего в составе ЛВС банка, данная возможность может быть факультативной при размещении информационных файлов на сетевых дисках и ежедневном выполнении процедур резервирования сетевым оборудованием.

Генерация отчетов

Наиболее ответственной и трудоемкой из функций кассира ОП является ежедневное составление и заполнение отчетных документов по итогам работы пункта за смену. Проектируемая система должна предоставить пользователю возможность в любой момент времени получить документы дня (реестры сделок, справки об остатках наличности и пр.) в разрезе любой валюты. Это позволит оперативно иметь картину финансового состояния ОП в целом и осуществить оперативный контроль деятельности кассира. В состав обязательных отчетов необходимо включить:

  • Реестры по покупке и продаже иностранной валюты за наличные рубли;

  • Справку об остатках наличной иностранной и национальной валюты;

  • Акт передачи (для ОП работающих в режиме сменной работы);

  • Препроводительные ведомости к инкассаторским сумкам.

Формы отчетов должны соответствовать предложенным в инструкции ЦБ РФ №27 «О порядке организации работы обменных пунктов...»

Анализ потоков и взаимодействия данных

Цель реализации данного проекта состоит в первую очередь в регистрации и хранении всех данных по операциям с наличной иностранной валютой и иными платежными документами, данных о клиентах и генерации форм отчетности. Рассмотрение информационных составляющих начнем с операции оформления сделки купли-продажи наличной иностранной валюты клиенту.

Покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли.

При совершении операции кассир ОП должен выполнить ряд расчетных операций и процедур оформления сделки, к которым относятся:

  • Вычисление клиентской суммы по текущему курсу покупки (продажи) данной валюты.

СУММА_В_РУБЛЯХ_ПОКУПКИ =СУММА_ВАЛЮТЫ*КУРС_ПОКУПКИ

или при продаже валюты

СУММА_В_ВАЛЮТЕ=СУММА_РУБЛЕЙ_КЛИЕНТА/КУРС_ПРОДАЖИ

Так как при покупке валюты клиент, как правило имеет целью купить определенную сумму валюты, вычисление суммы покупаемой валюты можно заменить расчетом рублевого эквивалента указанной клиентом суммы валюты аналогично операции покупки валюты у клиента

  • Заполнение справки ф. 0406007 и выдача клиенту копии.

Вся информация о сделке и клиенте содержится в данных, предоставляемых клиентом кассиру ОП для заполнения справки. Проанализировав ее содержание можно сделать первоначальный вывод о формате и структуре данных, необходимых для регистрации сделки. Общий вид справки ф.0406007 приведен на рис.1.

Данные справки можно разделить на следующие информационные единицы:

  • Фамилия

  • Имя

  • Отчество

  • Вид документа (паспорт, удостоверение личности и т.п.)

  • Серия документа

  • Номер документа

  • Признак резидент/нерезидент

  • Рис. 1 Справка о совершении валютно-обменной операции

    1-день, 2-месяц, 3-год, 4-фамилия ,имя и отчество клиента, 5-вид документа,

    6-номер документа,7-серия документа, 8-отметка резидент/нерезидент, 9,13-код ценности, 10,14-код валюты, 11,15-Сумма, 12,16-сумма прописью

    Код ценности полученной клиентом

  • Код валюты полученной клиентом

  • Сумма валюты полученной клиентом

  • Код ценности принятой от клиента

  • Код валюты принятой от клиента

  • Сумма валюты принятой от клиента

  • Серия справки

  • Номер справки

  • Дата совершения обменной операции

Конверсия наличной иностранной валюты

Операция конверсии (обмена) наличной иностранной валюты одного государства в наличную иностранную валюту другого государства практически аналогична описанным выше операциям купли/продажи валюты. Отличие состоит в том, что кассиру требуется вычислить сумму валюты, выдаваемую клиенту на основании суммы валюты клиента и кросс-курса. Кросс-курс, или курс пересчета валюты является числовой величиной, определяющей коэффициент пересчета одной валюты в другую.

СУММА_ВАЛЮТЫ_1=СУММА_ВАЛЮТЫ_2*КРОСС_КУРС

Пример:

Клиент обменивает 100 долларов США на немецкие марки по кросс-курсу USD-DEM 1,51

Клиент получит 100*1,51=151DEM

Так как кросс-курс обычно объявляется для односторонней операции, т.е. к примеру для конверсии USD-DEM, то для обратной операции необходимо применять иную формулу расчета:

СУММА_ВАЛЮТЫ_2=СУММА_ВАЛЮТЫ_1*(1/КРОСС_КУРС)

Пример:

Клиент обменивает 100 немецких марок на доллары США по кросс-курсу USD-DEM 1,51

Клиент получит 100*(1/1,51)=66,2USD

Документальное оформление операции конверсии в плане клиентских документов аналогично описанному выше.

Формы отчетной документации ОП

Все операции, совершенные в течение операционного дня обменным пунктом, по окончании смены обрабатываются для выдачи итоговых документов работы ОП. К таковым относятся:

  • Реестр наличной иностранной валюты, купленной за наличные рубли;

  • Реестр наличной иностранной валюты, проданной за наличные рубли;

  • Реестр по обмену (конверсии) наличной иностранной валюты;

Ниже приведена форма реестра покупки и правила ее заполнения

наименование уполномоченного

банка (филиала)



(код ОКПО уполномоченного

банка (филиала)

(адрес обменного пункта)


(регистрационный номер

обменного пункта, если

обменный пункт уже

зарегистрирован ГУ ЦБ РФ)


(дата заполнения реестра)


(учетный номер реестра)


РЕЕСТР

НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ, КУПЛЕННОЙ ЗА НАЛИЧНЫЕ РУБЛИ


Курс покупки на текущую дату ___________________________________________________________

(указывается время в часах и минутах, с которого действует

установленный банком курс покупки)

Курс Банка России на текущую дату ______________________________________________________









1

2

3

4

5

6

7


Итого по реестру (цифрами):


Кассир обменного пункта ____________________________________________(фамилия и инициалы)

(подпись)


Порядок заполнения реестра наличной иностранной валюты, купленной за наличные рубли

  • В колонке 1 указывается код купленной наличной иностранной валюты за наличные рубли.

  • В колонке 2 указывается сумма цифрами купленной наличной иностранной валюты за наличные рубли.

  • В колонке 3 указывается код наличных рублей.

  • В колонке 4 указывается сумма цифрами выплаченных кассиром обменного пункта наличных рублей за купленную наличную иностранную валюту.

  • В колонке 5 указывается номер выданной клиенту "Справки ф. N 0406007".

  • В колонке 6 указывается код и сумма наличной иностранной валюты или наличных рублей, принятых кассиром обменного пункта в виде комиссионного вознаграждения по совершенной операции.

  • В колонке 7 указывается запись "Резидент" или "Нерезидент" по каждой совершенной операции.

На каждый вид наличной иностранной валюты ведется отдельный реестр.

В случае изменения банком в течение операционного дня курса покупки наличной иностранной валюты за наличные рубли кассир обменного пункта закрывает реестр, ведущийся по предыдущему курсу, подводит итоги и открывает новый реестр, ведущийся по новому курсу.

Реестры продажи и конверсии заполняются аналогично.

Технические требования к аппаратуре.

Работа проектируемого программного комплекса должна обеспечиваться наиболее распространенной в настоящее время персональной ЭВМ. Это соображение подразумевает выбор компьютера построенного на платформе INTEL. К таким ПЭВМ относятся различные модификации PC/AT с процессорами от 386 до Pentium различных фирм изготовителей. Поскольку в настоящее время машины класса PC/ХТ практически не применяются, выдвигать какие-либо особые требования к аппаратуре не имеет смысла, так-как стандартный компьютер на текущий момент имеет достаточную вычислительную мощность и объем оперативной памяти для работы практически любого программного обеспечения. Занимаемое программой дисковое пространство должно быть относительно невелико. Конечно, в процессе работы программы объем данных будет возрастать, но с этой проблемой можно справиться, применяя различные средства сжатия и архивации данных на магнитных носителях к примеру ленточного типа (стриммеры и т.п.) или иных со сменными носителями.

Среда выполнения программы.

При выборе среды выполнения программы необходимо учитывать несколько факторов, а именно:

  • сложность и трудоемкость процесса проектирования программного обеспечения для конкретной среды;

  • наличие инструментальных средств разработки программного обеспечения;

  • возможность внесения корректив в программу в процессе эксплуатации;

  • наличие средств проектирования пользовательского интерфейса;

  • скорость выполнения программы;

  • надежность работы программы и защищенность от программных сбоев.

Выбор среды ограничим двумя вариантами - среда DOS и Windows.

При рассмотрении преимуществ и недостатков той и другой платформ мы видим, что и в той и в другой средах имеется большое количество систем разработки программного обеспечения, таких, как Delphi, Dbase 5, VisualBasic 4 (Windows) и Clipper, Fox Pro, Clarion (DOS). С точки зрения трудоемкости процесса проектирования предпочтение можно отдать среде Windows, поскольку наличие систем визуального проектирования значительно облегчает работу программиста, в то же время надежность работы и защита от программных сбоев с среде DOS значительно выше, как в однозадачной среде.

Скорость обработки данных и собственно скорость выполнения программ также выше у DOS-приложений. Модификация программ, написанных для среды Windows, достаточно сложная задача, т.к. внесение изменений в сложную систему взаимодействия объектов и событий влечет за собой большое количество исправлений связанных между собой. Переустановка программного обеспечения в среде Windows также не всегда сводится к простому копированию измененных файлов. Кроме всего выше изложенного нужно учитывать возможность того, что DOS-приложения могут быть запущены и в среде Windows без каких-либо затруднений.

Выбор языка программирования для реализации проекта.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, оптимальным вариантом для проектируемой системы будет выбор системы разработки работающей в среде DOS. Из имеющихся инструментальных систем наиболее распространенными являются системы проектирования Fox Pro и Clipper.

При сравнении этих двух систем видно, что по формату поддерживаемых баз данных набору операторов и функций для обработки данных они практически ничем друг отдруга не отличаются: и та и другая система поддерживают формат баз данных Dbase IV с комбинированными индексными файлами формата CDX. Наличие большого количества библиотек функций и возможность их создания, пополнения и быстрого подключения к программе делает систему Clipper более приемлемой для реализации данного проекта. Из имеющихся на данное время компиляторов наиболее функциональным является CA-Clipper 5.02 фирмы Computer Associates International, Inc.

Разработка структуры информационных файлов и их связей.

Предварительные соображения

Из проведенного выше анализа входных и выходных данных можно сделать предварительные соображения о структуре базы данных для хранения информации в нашей системе. В табл.1 приведена первоначальный вариант структуры базы с наименованиями полей и их типами, а также описанием назначения каждого из полей БД.

Таблица 1

Предварительная структура базы «Операции»

Имя поля

Тип поля

Длина

Дробь

Назначение

FAM

Char

15


Фамилия

NAME

Char

15


Имя

SNAME

Char

15


Отчество

CDOC

Char

10


Вид документа

DSER

Char

7


Серия документа

DNOM

Num

6

0

Номер документа

REZIDENT