Главная              Рефераты - Информатика

Билеты и ответы по Информатике за 11-й класс - реферат

Билеты по информатике

Билет 1.

  1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

  2. Технология объектно-ориентированного программирования. Объекты и их свойства.

  3. Практическое задание на проведение расчетов с помощью электронной таблицы.

Билет 2.

  1. Информация и управление. Назначение и функции обратной связи.

  2. Технология логического программирования. Отличие логических языков программирования от алгоритмических языков программирования.

  3. Задача на определения результата выполнения алгоритма по его блок-схеме или записи на алгоритмическом языке.

Билет 3.

  1. Язык и информация. Естественные и формальные языки.

  2. Технология алгоритмического программирования. Основные типы и способы организации данных (переменные, массивы, списки и пр.)

  3. П
    рактическое задание на построение графика функции с помощью электронных таблиц.

Билет 4.

  1. Двоичная система счисления. Запись чисел в двоичной системе счисления.

  2. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

  3. Задача на разработку алгоритма для исполнения типа Робот или Черепашка.

Билет 5.

  1. Двоичное кодирование информации.

  2. Основные характеристики компьютера (разрядность магистрали, объем оперативной и внешней памяти, тактовая частота и др.).

  3. Практическое задание на создание, преобразование, хранение и распечатку рисунка с помощью графического редактора.

Билет 6.

  1. Количество информации. Единицы измерения количества информации.

  2. Внешняя память компьютера. Различные типы носителей информации (информационная емкость, быстродействие и т.д.).

  3. Практическое задание по работе с файлами (копирование, переименование, удаление и т.д.).

Билет 7.

  1. Основные устройства компьютера, их функции и взаимность.

  2. Основы языка разметки гипертекста (НТ).

  3. Практическое задание по поиску файлов.

Билет 8.

  1. Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение компьютера.

  2. Основные логические операции. Логическое умножение, сложение, отрицание.

  3. Практическое задание по работе с дисками (форматирование, создание системной дискеты и т.д.).

Билет 9.

  1. Файлы (тип, имя, местоположение). Файловая система. Основные операции с файлами.

  2. Логические выражения и их преобразования. Таблицы истинности.

  3. Практическое задание по “ лечению” гибкого диска от вирусов с использованием графического интерфейса.

Билет 10.

  1. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

  2. Основы логические устройства компьютера ( сумматор).

  3. Практическое задание на создание ,редактирование, сохранение и распечатку текста с помощью текстового редактора.

Билет 11.

  1. моделирование как метод научного познания. Модели материальные и информационные.

  2. Основные логические устройства компьютера (регистр).

  3. Практическое задание на поиск информации в базе данных по заданным параметрам.

Билет 12.

  1. Формализация. Построение математических моделей.

  2. Технология мультимедиа (аппаратные и программные средства).

  3. Практическое задание на сортировку информации в базе данных по заданным параметрам.

Билет 13.

  1. технология решения задач с помощью компьютера. Технологическая цепочка: построение модели – формализация – алгоритм – программа – компьютерный эксперимент.

  2. Программное обеспечение компьютера (его состав и назначение).

  3. Задача на перевод десятичного числа в двоичное число.

Билет 14.

  1. понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Возможность автоматизации деятельности человека.

  2. Операционная система компьютера (назначение, состав, загрузка).

  3. Задача на определение истинности составного высказывания.

Билет 15.

  1. Разветвляющиеся алгоритмы. Команда ветвления.

  2. Позиционные и непозиционные системы счисления. Запись чисел в позиционных системах счисления.

  3. Задача на определение истинности составного высказывания.

Билет 16.

  1. Циклические алгоритмы. Команда повторения.

  2. Выполнение арифметических операций в двоичной системе счисления.

  3. Задача на определение единиц измерения количества информации.

Билет 17.

  1. Разработка алгоритмы методом последовательной детализации. Вспомогательные алгоритмы.

  2. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые).

  3. Задача на сложение двоичных чисел.


Билет 18.

  1. Основы языка программирования (алфавит, операторы, типы данных и т.д.).

  2. Статические информационные модели (модели состояния). Динамические информационные модели (модели поведения).

  3. Задача на построение запроса при поиске информации в интернете.

Билет 19.

  1. Текстовый редактор. Назначение и основные функции. Кодировки русских букв.

  2. Информационные модели процессов управления.

  3. Практическое задание на инсталляцию программного продукта.

Билет 20.

  1. Графический редактор. Назначение и основные функции. Форматы графических файлов.

  2. Формально-логические модели и математические модели.

  3. Задача на построение информационной модели.

Билет 21.

  1. Электронные таблицы. Назначение и основные функции.

  2. Системы программирования. Интерпретации и компиляция.

  3. Задача на построение информационной модели.

Билет 22.

  1. Базы данных. Назначение и основные функции. Системы управление базами данных (СУБД).

  2. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заряжения.

  3. Практические задания на разработку Web-страницы с использованием инструментального средства.

Билет 23.

  1. Глобальная сеть Интернет и ее информационные ресурсы (электронная почта, телеконференции, файловые архивы, Всемирная паутина).

  2. Информация. Вероятностный подход к измерению количества информации.

  3. Задача на построение блок-схемы простого алгоритма, записанного на естественном языке.

Билет 24.

  1. Гипертекст. Технология WWW (World Wild Web).

  2. Основы объектно-ориентированного программирования.

  3. Практическое задание на определение информационной емкости различных носителей информации.

Билет 25.

  1. Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.

  2. Структура глобальной компьютерной сети Интернет. Адресация в Интернат.

  3. Практическое задание на преобразование формата графического файла.


БИЛЕТ 1

Вопрос 1


Технике. Информационная деятельность человека.

  1. Информация фундаментальная понятие, поэтому определить его исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно. Каждый вариант определения информации обладает некоторой неполнотой. В широком смысле информация –это отражение реального (материального, предметного) мира, выражаемое в виде сигналов и знаков. Сигналы отражают физические (физически - химические) характеристики различных процессов и объектов.

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Информационные процессы можно разложить на три составляющие: хранение, передачу и обработку информации.

Объединение понятий (информация) и (управление) привело Н. Винера в 40-х гг. к созданию кибернетики, которая, в частности, впервые указала на общность информационных процессов в технике, обществе и живых организмах. Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают свойством обмена информацией, и реагировать на нее. Так, например, горы подвержены эрозии из-за неблагоприятных влияний ветра, солнца, дождя, но они не могут принять эту информацию к сведенью и использовать ее для выживания, в отличие, например, от зайцев, которые меняют свою окраску на белую, получив информацию из окружающего мира о наступление зимы. Пчела летит на запах цветка, является информацией для нее, летучие мыши ориентируются в пространстве, получая информацию с помощью ультразвуковой локации. Собака обладает прекрастными способностями к общению. Она получает и обрабатывает следующую информацию: если она совершает действия, которые от нее требует хозяин, он поощряет ее. Чтобы достичь желаемого, собака должна отбирать внешнюю информацию, необходимую для дальнейших действий. Она, например, связывать понятие (свой) с членами семьи хозяина и понятие (чужой) со всеми остальными людьми.

Использование понятие информации оказало существенное влияние на развитие современной биологии, особенно таких ее разделов , как нейрофизиология и генетика.

В технике программно-упровляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией- программой их работы ;автомат на вход в метро, получив информацию о том, опущен или не опущен жетон, соответственно пропускает или не пропускает человека;автопилот управляет самолетом в соответствии с заложенной в него программой.

Но лишь для человека, получаемая из внешнего мира, может становиться сведеньями, являющимися объектом осознанного хранения, обмена и преобразования. Информационные процессы всегда играли важную роль в жизни общества. Люди обмениваются устными сообщениями, записками, посланиями. Они передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, публикуют рекламное объявления и научным статьи, хранят старые письма, долго размышляют над полученными известиями или немедленно кидаются выполнить указания начальства. Большое значение для сохранения и развития культуры имеет передаче из поколения в поколение сказок, традиций, легенд, создание произведений живописи.

Вся жизнь человека постоянно связана с получением, накоплением и обработкой информации. Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека, продуктом этой деятельности. Информация для человека –это знания, которое он получает из различных источников. Все, что знает каждый конкретный человек, он когда-то узнал от родителей, учителей, из книг, личного практического, опыта и сохранил в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.

Вопрос о классификации знаний - сложная научная проблема. Один из подходов к такой классификации заключается в делении ЗНАНИЙ на декларативные и процедурные.

К декларативным (от слова (декларация), что значит(утверждение), (сообщение)) относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), своих объектов(Байкал- самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов).

К процедурным относится знания о действиях, которое нужно предпринять для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, как решить квадратное управление, как вырастить помидоры, как лечить от простуды).

С тремя составляющими информационных процессов – хранением, передачей и обработкой информации- люди начали иметь дело давно, задолго до появления компьютеров.

Человек хранит информацию либо в собственной памяти (иногда говорят “в уме” ), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего- на бумаге. Те сведения, которое человек помнит, ему всегда доступны. Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобится адрес и телефон, который вы не помните, то поможет записная книжка или телефонный справочник.

Собственную память человека можно назвать оперативной памятью. Здесь слово (оперативный) является синонимом слова (быстрый). Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Собственную память еще можно назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель- мозг- находятся внутри человеческого тела.

Записные книжки, справочники, энциклопедии, магнитные записи, по отношению к человеке являются внешними хранилищами информации. Чтобы воспользоваться информацией из внешнего источника, ее сначала нужно сделать оперативный (прочитать номер телефона), а потом использовать по назначению (набрать номер на аппарате). Оперативную информацию человек может забыть. Информация на внешних носителях хранится надежнее. Книги, записи можно рассматривать как расширение памяти человека, как нашу внешнюю память.

Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств, связи: телефона, радио, телевидения. Такие средства связи называются каналами передачи информации.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если информационные каналы плохого качества или на линии связи действуют помехи (шумы). Многие знают, как трудно общаться при плохой телефонной связи.

Процесс передачи информации всегда двусторонний: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, ученик является приемником информации. Каждый человек постоянно переходит от роли источника к роли приемника информации.

Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации. Вот несколько вариантов обработки:

  • Получение новой информации из данной путем математических вычислений или логических рассуждений (например, решение математической задачи, раскрытие следователем по собранным уликам);

  • Изменение формы представления информации +без изменения ее содержания (например, перевод текста с одного языка на другой, шифровка (кодирование) текста);

  • Упорядочение (сортировка) информации (например, упорядочение списков класса в алфавитном прядке по фамилиям учеников, упорядочение расписания поездов по времени отправления);

  • Поиск нужной информации в некотором информационном массиве (например, поиск номера телефона в телефонной книге, поиск перевода иностранного слова в словаре, поиск сведений о рейсе самолета в расписаний аэропорта).

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств. Их пять: зрение, вкус, обоняние, осязание.

Более 90% информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узналь, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, на ощупь – знакомые предметы даже в темноте.

Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется (или знаковой) информацией. В самом деле. В письменном тексте содержатся буквы, знаки препинания, цифры и другие символы. Устная реч тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковы, они называются фонемами. Из фонем складываются слова, из слов – фразы. Между письменными знаками и звуками есть премая связь, поскольку письменность фиксируется на бумаге человеческую речь. Отдельные буквы или сочетание букв обозначают звуки речи, а знаки препинания – паузы, интонацию.

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием языка. Язык – это знаковая система для представления информаций. Разговорные имеют национальный хорактер. Есть русский, английский, китайский, французкий и другие. Они называются естественными языками.

Кроме естест венных существуют формальные языки. Как правило, эти языки какой – нибудь профессии или области знаний. Например, матиматическую символику можно назвать формальным языком математике, нотную грамоту – формальным языком музыки.

Естественные языки носят национальный хорактер и имеют устную и письменную форму. Формальные языки – это, как правило, искусственный языки професионального общения.

Можно привести примеры способов языкового обмена информацией, заменяющих речь. Например, глухонимые люди заменяют жестикуляцией. Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Запахи, вкусовые и осезательные ощущения не сводятся к каким – то знакам, не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаем. Такую информацию называут образной информацией. К образной относится также информация , воспринимаемая через зрение и слух, но не сводящаяся к языкам (шум ветра, пение птиц, картины природы).


Хотя информация связана с материальным носителем, а ее передача – с затратами энергии, одну и ту же информацию можно хранить на различных материальных носителях (на бумаге, в виде фотографии, на магнитной ленте) и передоваться с различными энергетическими затратами (по почте, по телефону, с курьером), причем последствия (в том числе и материальные) пореданной информации совершенно не зависит от физических затрат на ее передачу. Например, легкое нажатие кнопки опускает тяжелый театральный занавес или взрывает большое здание, красный свет светофора останавливает поезд, а неожидонное неприятное известие может вызвать инфаркт. Поэтому информационные процессы не сводимы к физическим, и информация, наряду с материей и энергией, являются одной из фундаментальных сущностей окружающего нас мира.


Достижения в технике в 18-19 вв. практически целикомбыли связаны с успехами физики и химии. Благодоря имбыли созданы и успешно распространились различные преоброзователи материи и энергии: двигатели металлургические и химические производства, электрогенераторы. Эффективность их работы описывается с помощью физических понятий: мощности, грузоподъемности, количество вырабатываемой энергии. В 20 в. с развитии техники появилось устройство другого рода: средство связи, устройство автоматики, а с 40-х гг. –вычислительной техники. Начиная с последней трети 20 в. стали говорить об (информационном взрыве ), называя этими слова бурный рост объемов и потоков информации. В качестве средства для хранения, переработки и передачи информации научно- технический прогресс предложил обществу компьютер (электронное – вычислительную машину, Э. В. М).

Работа компьютера имитирует (моделирует) информационную функцию человека. Из сказанного выше следует, что имеются четыре основные информационной функции человека:

  • Прием (ввод) информации;

  • Запоминание информации (память);

  • Процесс мышления (обработка информации);

  • Передача (вывод) информации. Компьютер имеет в составе устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:

  • Устройство ввода;

  • устройство памяти;

  • процессор;

  • устройство вывода.

Такой состав устройств вычислительного автомата был впервые предложен в прошлом веке Чарльзом Бэббиджем. Все они имелись в проекте его Аналитической машины. ЭВМ, появился в середине 20 в., сохранили тот же состав устройств. Ч. Бэббидж первым выдвинул идею программного управления работой вычислительной машины. Программа содержит команды для процессора, который решает задачу, последовательно их выполняя.


Современный компьютер –это универсальное (многофункциональное) электронное программно- управляемое устройство для работ с информацией. Компьютер в современном обществе взяли управление на себя значительную часть работ, связанных с информацией. По историческим меркам компьютерные технологии обработки информации еще очень молоды и находятся в самом начале своего развития. Поэтому они называются новыми информационными технологиями- НИТ. Еще ни одно государство на Земле не создавало информационного общества. Существует еще много потоков информации, не вовлеченных в сферу действия компьютеров. Компьютерные технологии сегодня преобразуют или вытесняют старые, до компьютерные технологии обработки информации. Текущий этап завершается построением в индустриально развитых стран глобальных всемирных сетей для хранения и обмена информацией, доступных каждой организации и каждому члену общества. Надо только помнить, что компьютерам следует поручать, что они могут делать лучше человека, и не употреблять их во вред человеку, обществу.


Билет 1 24

Вопрос 2

Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.

Инкапсуляцией называется объединение в объекте его свойств и возможных над ним операций (методов).

Инкапсуляция. Объект, с одной стороны, обладает определенными свойствами, которые характеризуют его состояние в данный момент времени, а, с другой стороны, над ним возможны операции, которые приводят к изменению этих свойств.

Объектно-ориентированный подход позволяет объединить статическую модель, описывающую свойства объекта и динамическую модель, описывающую их изменения.

При этом подходе доступ к изменению свойств объекта возможен только через принадлежащие этому объекту методы. Методы «окружают» свойства объекта; говорят, что свойства «инкапсулированы» в объект.

Таким образом, в объектно-ориентированном программировании центральное место занимают объекты, которые объединяют в одно целое (инкапсулируют) свойства объекта и возможные над ним операции (методы).

Если говорить образно, то объекты—это существительные. Объектом являются, например, графический примитив Окружность. Свойства объекта, т.е. его качества и характеристики (например, координаты, цвет, радиус)-это прилагательные. Методы объекта, т.е. набор операций, которой он может выполнять (например, переместить, изменить цвет)-это глаголы объекты, инкапсулирующие одинаковый перечень свойств операций, объединяются в классы. Каждый отдельный объект является экземпляром класса. Экземпляры класса могут иметь отличающиеся значение свойств.

Например, файловая система компьютера может содержать сотни и тысячи файлов. Все файлы обладают одним и тем же набором свойств (имя, положение в файловой системе и др.) и операций (переименование, перемещение или копирование и др.) и образуют класс объектов файлы.

Каждый отдельный файл является экземпляром этого класса и имеет конкретные значения свойств (имя, местоположение и др.)

Наследование определяет отношение между классами, объекты класса- потомок обладают всеми свойствами и операциями объектов класса- родитель.

Наследование. В векторных графических редакторах изображение строится из графических примитивов (точка, линия, окружность др.).

Свойства операции (методы)

Координаты (x, y) перемещение

Цвет изменение цвета

Одним из графических примитивов является класс объектов точка. В классе точка каждый объект обладает определенными свойствами (координаты, цвет), над которыми возможны соответствующие операции (перемещение, изменение цвета). Класс объектов точка можно задать таблицей,


Из класса объектов точка можно получить новые класс объектов окружность, добавив новое свойство радиус и операцию изменения радиуса.

Все объекты класса Окружность наследуют свойства и операции класса .Точка называется класс-родитель, а класс Окружностькласс-потомок.

Полиморфизм в переводе с греческого означает «много форм» .одна и та же операция над объектами различных классов может выполняться различными методами.

Полиморфизм. Часто встречается ситуация, когда над объектами различных классов можно совершать одинаковые операции.

Так, в рассмотренном выше примере над объектами различных классов Точка и Окружность можно совершать одну и ту же операцию Переместить.

Для большинства классов объектов в среде Windows &Office (папки, документы, символы и др.) также характерен набор одних и тех же операций ( переименование, перемещение, копирование, удаление и т. д..).Такое единообразие очень удобно для пользователя.

Однако очевидно, что механизмы реализации этих операций неодинаковы для различных классов/.Например, для копирования папки необходимо совершить последовательность действий по изменению файловой системы, а для копирования символа внести изменения в документ. Эти операции будут выполняться различными программами, которые имеются, соответственно, в операционной системе Windows и в текстовом редакторе Word/

Таким образом реализуется полиморфизм, т. е. возможность проведения одних и тех же операций над объектами, принадлежащими различным классам, при сохранении индивидуальных методов их реализации для каждого класса.

Практическая реализация объектно-ориентированного подхода будет рассмотрена при изучении технологии объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic


Объектно-ориентированные языки програмирования.

Объектно-ориентированное програмирование является в настоящее время наиболее популярной технологией программирования. Объектно-ориентированное прогамирование является развитием технологии структурного программирования, однако имеет свои характерные черты.

Основной единицей в объектно-ориентированном программировании является объект, который заключает в себе, инкапсулирует как описывающие его данные (свойства), так и средства обработки этих данных (методы).

Объектно-ориентированное программироние по своей сути – это создание, приложений из объектов, подобно тому, как из блоков и различных деталей строятся дома. Одни объекты приходится полностью создавать самостоятельно, тогда как другие можно позаимствовать в готовом виде из разнообразных библиотек.

Важное место в технологии объектно-ориентированного программирования занимает событие. В качестве событий могут рассматриваться щелчок кнопкой мыши на объекте, нажатие определенной клавиши, открытие документа и т.д. В качестве реакции на события вызывает определенная процедура, которая может изменить свойства объекта, вызывать его методы и т.д.

В системах объектно-ориентированного программирования обычно используется графический интерфейс, который позволяет визуализировать процесс программирования. Появляется возможность создавать объекты, задавать им свойства и поведение с помощью мыши.

Наиболее распространенными системами объектно-ориентированного визуального программирования являются Microsoft Visual Basic и Borland Delphi.

В среде Windows &Office в качестве программных объектов могут выступать приложения, документы и т.д. Каждый из этих объектов может является исполнителем алгоритмов. Команды объекту (исполнителю) могут дать либо другие объекты, функционирующие в данной системе, либо пользователь компьютера.

Для того чтобы объект в среде Windows &Office (например, приложение Word) мог автоматически выполнить алгоритм, необходимо записать его на том формальном языке, который этот объект «понимает». Таким языком является язык программирования Visual Basic for Application (VBA), который является ядром объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.

Объекты и их свойства

Объекты, обладающие одинаковыми наборами свойств и методов, образуют класс объектов. Так, в приложении Word существует класс объектов документ (Documents), который обладает такими свойствами как имя (Name), местоположением (File Name) и др. Объекты этого класса обладают также к определенным набором методов, например, открытие документа, печать документа, сохранение документа и т.д.

Класс объектов может содержать множество различных документов (экземпляров класса), каждый из которых имеет свое имя. Например, один из документов может иметь имя Проба. Doc

Объекты в приложении образуют некоторую иерархию. На вершине иерархии объектов находится приложение. Так, иерархия объектов приложения Word включает в себя следующие объекты, приложение, документ, фрагмент документа, символ и др.

Полная ссылка на объект состоит из ряда имен вложенных последовательно друг друга объектов. Разделителями имен объектов в этом раду являются точки, ряд начинается с объекта наиболее высокого уровня. Например, ссылка на документ проба. Doc в приложении Word будет выглядеть следующим образом,

Application. Documents («Проба. Doc»)

Однако делать каждый раз полную ссылку на объект необязательно. Ссылку на объект можно опускать, если этот объект является активным. Например, если приложение Word активно, достаточно сделать относительную ссылку на сам документ, documents («проба. doc»).


Билет 2

Вопрос 1

Информация и управление. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначения обратной связи.

  1. в 1948 г. в США вышла книга американского математика Норберта Винера (кибернетика, или упровление и связь в животном и машине), которая провозгласила рождение новой науке – кибернетики. Не случайно время появления этого научного направления совпало с созданием первых ЭВМ. Н. Винер прадвидел, что использование ЭВМ для упровления станет одним из важнейших их приложений, а для этого потребуются глубоки теоретический анализ самого процеса упровления. С позиции кивернетики взаимо действие между упровляющим и упровляемым объектами рассматривается с информационной точки зрения. С этой позиции оказалось, что самые разнообразные процессы управления происходят сходным образом, подчиняются одним и тем же принципам.

Обсудим, что такое управленис с кибернетической точки зрения.

УПРАВЛЕНИЕ- это есть целенаправленное воздействие управляющего объекта на объект управления, осуществляемое для организации функционирования объекта управления по заданной программе.

Простейшая ситуация- два объеекта: один- управляющий, другой –управляемый. Например, человек и телевизор, хозяин и собака, светофор и автомобиль. В первом приближении взаимодйствие между такими объектами можно описать следующей схемой:


Управляющий объект

Управляемый объект




Управляющее воздействие



В приведенных программах управляющее воздействие производится в разной форме: человек нажимает клавишу или поворачивает ручку управления телевизором, хозяин голосом подает собаке команду, светофор разными цветами управляет движением автомобилей на перекрестке.

С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд. В примере с телевизором через технические средства управления передаются команды типа (включить – выключить), (переключить канал). Хозяин передает собаке команды голосом. Световые сигналы светофора шофер воспринимает как команды.

В данном выше определении сказано, что управление есть целенаправленный процесс, команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. В простейшем случае цель может быть достигнута после выполнения одной команды. Для достижения более сложной цели бывает необходимо выполнить последовательность (серию) команд. Последовательность команд, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом. В приведенных выше примерах телевизор, собака, автомобиль являются исполнителями алгоритма, направленных на вполне конкретные цели (посмотреть интересующую передачу, выполнить определенных задание хозяина, благоприятно проехать перекресток).

Итак, мы видим, что кибернетический подход объединяет как материальные, так и информационные процессы, в которых имеет место управление.

Если внимательно обдумать рассматриваемые примеры, то приходишь к выводу, что строго в соответствии со схемой на рис. 1 работает только система (светофор- автомобили). Светофор (не глядя) управляет движением машин, не обращая внимание на обстановку на перекрестке. Совсем иначе протекает процесс управлением телевизором или собакой. Прежде чем отдать очередную команду, человек смотрит на состояние объекта управления, на результат выполнения предыдущей команды. Если он не нашел нужную передачу на данном канале, то переключит телевизор на следующий канал; если собака не выполнила команду (лежать) хозяин повторит эту команду. Из этих примеров можно сделать вывод, что управляющий не только отдает команды, но и принимает информацию от объекта управления о его состоянии. Этот процесс называется обратной связью.

Обратная связь – это процесс передачи информации о состоянии объекта управления к управляющему объекту.

Управляющее воздействие


Управляющий объект

Управляемый объект







Управлению с обратной связью соответствует следующая схема:

Системы управления с обратной связью называются замкнутыми системами управления, а системы управления, не имеющие корректирующей обратной связи, - разомкнутыми.

В варианте управления без обратной связи алгоритм может представлять собой только однозначную последовательность команд. Например, алгоритм работы светофора:

Красный –желтый –зеленый –красный – желтый –зеленый и т. д.

Такой алгоритм является линейным, или последовательным.

При наличии обратной связи алгоритм может быть более гибким, допускающий альтернативы и повторения. При этом сам управляющий должен быть достаточно (интеллектуальным) для того, чтобы, получив информацию по обратной связи, проанализировать ее и принять решение о следующей команде. Во всех случаях, где управляющим является человек, это условие выполнено.

Если место светофора на перекрестке дорог работает милиционер –регулировщик, то управление движением станет более рациональным. Регулировщик следит за скоплением машин на пересекающихся дорогах и дает (зеленую улицу) в том направлении, в котором в данный момент это нужнее. Нередко из-за (безмозглого) управления светофора на дорогах возникают (пробки), и тут непременно приходит на помощь регулировщик.

Таким образом, при наличие обратной связи и (интеллектуального) управляющего, алгоритмы управления