Главная              Рефераты - Химия

Реактивы - реферат

Волгоградский Государственный Педагогический Университет

Реактивы

Выполнила: Студентка ЕГФ гр. Б-312

Пронина О.В.

Проверил: Проф. Каф. Химии и МПХ

Прокшиц В.Н.

Волгоград 2009 г.

Оглавление:

1. Введение

2. Реактивы

3. Правила обращения с реактивами

4. Действие на организм, признаки отравления и меры ПМП при поражении веществами повышенной токсичности

5. Группы хранения веществ

6. Размещение реактивов по их группам хранения

7. Список литературы

Введение

Для проведения исследований, анализов или синтезов в химических лабораториях применяют различные реактивы.

По своему назначению реактивы можно разделить на две основные группы: общеупотребительные и специальные.

Общеупотребительные реактивы имеются в любой лаборатории, к ним относится сравнительно небольшая группа химических веществ: кислоты (соляная, азотная и серная), щелочи (раствор аммиака, едкие натр и кали), окиси кальция и бария, ряд солей, преимущественно неорганических, индикаторы (фенолфталеин, метиловый оранжевый), а так же некоторые органические растворители (этиловый, или винный, спирт, диэтиловый, или серный, эфир).

Специальные реактивы применяются только для определённых работ.

По агрегатному состоянию реактивы бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.

По чистоте реактивы делятся на химически чистые (х.ч.), чистые для анализа (ч.д.а.), чистые (ч.). Кроме того имеются реактивы квалификации: технические (техн.), очищенные (оч.), особой чистоты (ос.ч.), высшей очистки (в.оч.) и спектрально чистые (СП.ч.). Для реактивов каждой из этих категорий установлено определённое допустимое содержание примесей.

Реактивы

Необходимо знать основные свойства применяемых в данной лаборатории реактивов, особенно же степень их ядовитости, горючесть и способность к образованию взрывоопасных и огнеопасных смесей с другими реактивами.

Твёрдые реактивы при хранении иногда слеживаются, образуя плотные комки. Поэтому, прежде чем взять твёрдый реактив, банку, закрытую пробкой, следует встряхнуть, ударяя её ладонью по боку. Если реактив при этом не рассыпается, банку открывают и слежавшуюся массу разрыхляют стеклянной палочкой или фарфоровым шпателем. Металлический шпатель применять для этой цели не рекомендуется.

Прежде чем взять реактив из банки, нужно осмотреть её горло и удалить с него всё, что может попасть в пересыпаемое вещество и загрязнить его (пыль, парафин, замазка). На наружные стенки банок оседают соли аммония, всегда присутствующие в воздухе лабораторных помещений. Поэтому склянки, банки и другие сосуды с реактивами следует вытирать чистой влажной тряпкой или полотенцем. Рекомендуется так же горла сосудов с реактивами закрывать сверху стеклянными колпачками или стаканчиками (без носика), так, чтобы края их опирались на склянку.

Реактивы из банок удобно брать фарфоровой ложечкой или шпателем или же пересыпать их при помощи воронки для порошков. Жидкие реактивы следует переливать, пользуясь воронками.

Просыпавшийся на стол реактив (неизбежно при этом загрязняющийся) нельзя высыпать обратно в ту же банку, где он хранится. Забота о сохранении чистоты реактивов – самое главное правило при работе с ними.

При пересыпании реактивов как банки с ними, так и ту посуду, в которую пересыпают реактив, ставят на лист чистой бумаги, лучше всего фильтровальной.

На всех банках или склянках с реактивами обязательно должны быть или этикетки с указанием реактива и его квалификации или надписи, сделанные восковым карандашом для стекла. В последнем случае место, на котором делают надпись, следует предварительно слегка подогреть ладонью или же, если реактив не огнеопасен, подержать банку некоторое время около пламени газовой горелки на расстоянии 15 -20 см. Иногда надпись на сосудах с реактивами делают краской. Для этого на наружной стенке склянки белой масляной краской накрашивают прямоугольник (или овал) по размеру этикетки. Когда краска высохнет, чёрным лаком пишут название реактива.

Если на сосуде нет этикетки или надписи и неизвестно, какой реактив содержится в нем, то пользоваться этим реактивом нельзя.

Для сохранения чистоты реактивов нельзя путать пробки от банок или склянок с реактивами. Иногда пробки, особенно стеклянные, пришлифованные, привязывают к горлу посуды. Вещества, поглощающие влагу из воздуха, или так называемые гигроскопические вещества, следует хранить в банках, хорошо закрытых пробками – резиновыми (если реактив не действует на резину), или стеклянными притёртыми (если реактив не имеет щелочной реакции). Если же банку или склянку с таким реактивом закрывают корковой пробкой, то её заливают расплавленным парафином, сургучом или лаком.

Реактивы, изменяющиеся от действия света, хранят в желтых или тёмных склянках. Например, соли серебра темнеют, если их хранить на свету в склянках из обычного, так называемого «белого» стекла. Растворы марганцовокислого калия, тиосульфата натрия, анилин и многие другие реактивы также изменяются при хранении.

Некоторые реактивы вообще нельзя хранить в стеклянной посуде. Так, фтористоводородная кислота разрушает стекло, поэтому для хранения её применяют сосуды из церезина или эбонита, а еще лучше – из полиэтилена. Церезиновые сосуды менее удобны потому, что церезин хрупок на холоду, имеет сравнительно низкую температуру плавления, не прозрачен. Эбонитовые сосуды так же не прозрачны и хрупки. Полиэтиленовые сосуды прочны, прозрачны, химически очень стойки и удобны в обращении.

Для хранения растворов щелочей внутреннюю поверхность бутылей можно покрыть тонким слоем парафина или церезина.

Запасы реактивов хранят обычно на складе, причем огнеопасные и ядовитые материалы хранят в особых складах, отдельно от других. В лаборатории разрешается иметь только небольшие количества реактивов. Ядовитые реактивы находятся в ведении ответственного лица и выдаются каждый раз потребном количестве со строгим учетом.

При хранении реактивы следует располагать в определённом порядке и в определённых местах так, чтобы всегда можно было бы найти нужную склянку с реактивом. Запасы кислот и щелочей, особенно концентрированных, лучше всего хранить в вытяжном шкафу. Неорганические реактивы следует хранить отдельно от органических.

При хранении солей соблюдают следующий порядок. Соли удобнее располагать по названию катионов в алфавитном порядке. Например, на одной полке и в одном месте следует расположить склянки с солями алюминия, причем внутри этой группы реактивы можно расставить так же в алфавитном порядке по анионам. Например, в первой банке (или нескольких банках) содержится алюминий азотнокислый, затем – бромистый, гидроокись, сернистый, сернокислый, хлористый и т.д. Нужно составить опись реактивов и каждому реактиву присвоить сой номер с указанием на какой полке и в каком шкафу он находится. Так, для приведённого случая с солями алюминия запись может выглядеть так: 1. Алюминий азотнокислый, шкаф №1, полка 1, ряд1. 2. Алюминий бромистый, шкаф 1, полка 1, ряд 2. и т.д.

На полках для хранения реактивов следует приклеить этикетки с химическими символами катионов около тех мест, где стоят банки с соответствующими реактивами.

Органические реактивы, не представляющие какую-либо опасность в пожарном отношении или по вредности, располагают так же в алфавитном порядке, лучше по группам. Например, группа аминов и их солей, спиртов, органических кислот и их солей, углеводов и т.д. Жидкие реактивы хранят отдельно от твёрдых.

Совершенно недопустимо хранить рядом реактивы, которые могут взаимодействовать между собой. Так, нельзя хранить в одном месте или рядом растворы аммиака и летучих кислот, например соляной. Недопустимо хранить вместе бертолетову соль и уголь или сахар и т.д.

На полках рабочего стола все склянки с реактивами должны иметь одинаковый размер и форму. Этикетки на склянках должны быть обращены в сторону работающего. При выливании реактивов склянки нужно держать так, чтобы не облить этикетку.

Чтобы бумажные этикетки не портились, их можно покрывать прозрачным лаком из ацетатцеллюлозы или другого водоупорного покрытия. Можно наклеить на этикетку прозрачную плёнку из полиэтилена, хлорвинила и другой термопластичной плёнки.

Правила обращения с реактивами

1. Оберегать реактивы от загрязнения. Если твердый реактив рассыпан, его следует осторожно собрать в отдельную склянку и применять только для неответственных работ.

2. На всех склянках с реактивами должны быть этикетки или надписи с указанием названия реактива и его квалификации.

3. Реактивы, изменяющиеся под действием света, следует хранить только в посуде из желтого или тёмного стекла.

4. С огнеопасными реактивами следует работать вдали от огня, имея под рукой средства тушения пламени (огнетушитель, сухой песок и т.д.).

5. Чтобы понюхать реактив, нужно открыть пробку, взять левой рукой склянку и держать её на небольшом расстоянии от лица, а затем помахать правой рукой над открытым горлышком в свою сторону.

6. Нельзя хранить вместе реактивы, способные взаимодействовать между собой.

7. Огнеопасные реактивы следует хранить в отдельном, приспособленном для этого помещении. Нельзя создавать запасы их в рабочем помещении.

8. Ядовитые реактивы хранятся отдельно и выдаются для работы только ответственными лицами.

9. Реактивы следует хранить в определённом порядке и вести их учет в отдельной тетради.

Действие на организм, признаки отравления и меры первой помощи при поражении веществами повышенной токсичности.

    Газообразные вещества проникаю в организм преимущественно через органы дыхания. Отравления газами, как правило, скоротечны и глубоки. В качестве мер первой помощи во всех случаях необходимы свежий воздух комнатной температуры или кислород, а так же полный покой для пострадавшего. Остальные действия зависят от свойств вещества.

Оксид. Углерода. Угарный газ не только нарушает функцию крови как переносчика кислорода, но и расстраивает тканевое дыхание вследствие угнетения фермента цитохромоксидазы. В последнее время это вещество рассматривают как тератоген – вещество, нарушающее нормальное развитие эмбриона.

Симптомы отравления. При правильно организованной вентиляции учебных помещений острых отравлений не бывает. Лёгкая форма проявляется в виде стучащей боли в висках, озноба, синюшности губ как следствия кислородного голодания.

Первая помощь. Пострадавшему обеспечивают приток свежего воздуха. Полезно вдыхание кислорода.

Сероводород. Оказывает раздражающее и общетаксическое действие, угнетает клеточные процессы, блокирует тканевое дыхание, вызывая острую кислородную недостаточность, поражает ЦНС.

Симптомы отравления. Покраснение век, светобоязнь, интенсивное слезотечение.

Первая помощь. Удалить пострадавшего из отравленной атмосферы и обеспечить приток свежего воздуха.

Оксид серы (IV). Обладает сильным раздражающим действием. В высоких концентрациях опасен для глаз так же, как и серная кислота.

Симптомы отравления. Резкое раздражение слизистых оболочек, спазм голосовой щели.

Первая помощь. Свежий воздух. Слизистые оболочки и глаза промыть чистой водой или раствором гидрокарбоната натрия. Резь в глазах устранить закапыванием альбуцида.

Оксиды азота. Раздражает слизистые оболочки.

Симптомы отравления. Небольшой вскоре проходящий кашель. Через 2-12 часов после отравления возникает сильная слабость, чувство страха, появляется сильный кашель, вплоть до рвоты. Общее состояние резко ухудшается.

Первая помощь. Промыть слизистые оболочки водным раствором гидрокарбоната натрия. Приток свежего воздуха.

Галогены. Хлор. Малые дозы вызывают только раздражение верхних дыхательных путей из-за образования во влаге слизистых оболочек соляной и хлорноватистой кислот.

Симптомы отравления. Слабость, небольшой кашель, резь в глазах, боль в груди. В дальнейшем – отёк слизистых оболочек зева и гортани, покраснение век.

Первая помощь. Удаление человека из зараженной атмосферы. Чистый воздух, полный покой. Необходимо снять одежду, которая адсорбирует газы.

Бром. Действует аналогично хлору.

Симптомы отравления. Кашель, носовые кровотечения, головная боль.

Первая помощь. Промыть слизистые оболочки раствором гидрокарбоната натрия, вдыхать аммиак.

Йод. Действует аналогично хлору, в больших количествах влияет на нервную систему.

Симптомы отравления. Кашель, насморк, сильное слезотечение. Может возникнуть настолько сильный спазм голосовой щели, что не только пропадёт голос, но и перехватит дыхание.

Первая помощь. Промывание слизистых оболочек.

Анилин и нитробензол. Опасны при попадании на кожу.

Симптомы отравления. Резкая синюшность, головная боль, тошнота и рвота, общая слабость.

Первая помощь. Свежий воздух, вдыхание кислорода.

Пары органических веществ, оказывающие наркотическое действие ( эфир, хлороформ, тетрахлорметан, дихлорэтан, бензин). Действуют на ЦНС, возбуждая или угнетая её.

Симптомы отравления. Головокружение, состояние опьянения. Депрессия вскоре сменяется возбуждением, затем наступает сон или потеря сознания, сопровождающиеся нарушением дыхания.

Первая помощь – свежий воздух.

    Твёрдые вещества и жидкости. Общие рекомендации. Экстренно удалить вещество из организма, очищая желудок, а с поверхности кожи стряхивают или снимают капли и кусочки. Вслед за этим промывают пораженный участок. Для уменьшения боли пораженное место смачивают этиловым спиртом (анестезия) или глицерином (возвращает коже эластичность).

Для промывания желудка необходимо выпить 5-6 стаканов теплой воды, а затем надавить средним и указательным пальцем на основание языка.

Азотная кислота. Оксиды азота, выделяющиеся из кислоты, раздражают верхние дыхательные пути. Кислота разрушает белок кожи.

Первая помощь. Капли стряхнуть, обмывать водой в течении 5 минут, нейтрализовать. Наложить повязку с риванолом или фурацилином. Прополоскать слизистые оболочки раствором гидрокарбоната натрия.

Муравьиная кислота. На коже образует пузыри, сохраняющиеся 2-3 дня.

Первая помощь. Капли стряхнуть, обмывать водой в течении 5-7 минут.

Ортофосфорная кислота. Прижигает кожу, всасывается в кровь и обладает общетоксическим действием.

Первая помощь. Стряхнуть капли, промывать водой.

Серная кислота. Примерно через 5 секунд начинается энергичное обезвоживание тканей в тех местах, куда попали капли.

Первая помощь. Промывка кожи проточной водой с последующей нейтрализацией.

Соляная кислота. Раздражение верхних дыхательных путей хлороводородом, прижигающее действие на кожу.

Первая помощь. Промывка кожи водой, нейтрализация.

Уксусная кислота ледяная, уксусный ангидрид. Пары раздражают верхние дыхательные пути, вызывает ожоги кожи.

Первая помощь. Кожу промыть проточной водой, свежий воздух.

    Вещества основного характера.

Аммиак 25% водный. Вызывает сильное раздражение влажных тканей, вплоть до химического ожога, возникает удушье, приступы кашля.

Первая помощь. Немедленно покинуть помещение. Промыть глаза чистой водой, затем при необходимости обмыть кожу.

Гидроксид кальция. На кожи вызывает глубокие язвы, на роговице глаза – стекловидный отёк и тяжелые ожоги. Весьма вероятна полная потеря зрения.

Первая помощь. Глаза промывать проточной водой не менее 10 минут. С кожи кусочки удаляют пинцетом, растительным или машинным маслом с последующей нейтрализацией.

Щелочные металлы. При попадании на кожу могут рассматриваться как соответствующие гидроксиды.

Первая помощь. Приставшие к кожи кусочки снять пинцетом или сухой бумагой, тканью.

    Оксиды и гидроксиды. Прижигают кожу, могут вызывать термические ожоги при попадании на слизистые оболочки или влажную кожу, вызывают обезвоживание.

Первая помощь. Промывка чистой водой в течение 10 минут.

    Соли.

Нитраты и нитриты. В организме дают нитрозосоединения – канцерогены и тератогены. Суточная максимальная нагрузка для взрослого человека не более 0,2 г, считая по нитрат-иону. На коже вызывают зуд, при длительном непрерывном воздействии – стойкие поражения кожи. При приёме внутрь 0,5 г – расстройство желудочно-кишечного тракта, 3 г – потеря сознания.

Первая помощь. Кожу или желудок промыть чистой водой.

Бария растворимые соединения. При попадании внутрь 0,5 г – острое отравление у взрослого, 0,9 г – смерть.

Первая помощь – промыть желудок водным раствором сульфатов натрия или магния с массовой долей 1%.

Кадмия, свинца, стронция растворимые соединения. Действую аналогично барию.

Первая помощь. Промывка желудка чистой водой.

Кальция карбид. Вызывает не только химический, но и термический ожог слизистых оболочек и влажной кожи.

Первая помощь. Кусочки снять пинцетом, бумагой, тканью.

Кожу обмывать чистой водой не менее 5 минут.

Хлорид цинка. Сильно раздражает и прижигает кожу. Растворы при приёме внутрь вызывают смертельны отравления.

Первая помощь. Промыть кожу и желудок чистой водой.

    Органические вещества.

Масляная кислота. Раздражает кожу и слизистые оболочки. При попадании в глаза одной капли через 2 минуты мутнеет роговица и наступает слепота.

Первая помощь. Глаза энергично промыть водным раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2%. Кожу промыть водой с мылом.

Изоамиловый и изобутиловый спирты. Особо опасны при втирании в кожу, вплоть до смертельных отравлений. Пары раздражают слизистые оболочки, вызывают головную боль, рвоту, в тяжелых случаях – глухоту, бред.

Первая помощь. Слизистые оболочки промыть раствором гидрокарбоната натрия с массовой долей вещества 2 %. При острых отравлениях – свежий воздух, кислород.

Фенол. Вызывает общее тяжелое отравление. Возможен смертельный исход. Осложняется тем, что вещество вызывает местную анестезию.

Первая помощь. При попадании на одежду немедленно её сменить. С кожи смыть растительным маслом или раствором с массовой долей этанола 10-40%.

Формалин. Пары вызывают резкое раздражение слизистых оболочек, боль в груди, кашель, слезотечение. Капли на коже причиняют резкую боль, а затем развивается общее отравление организма. Возможна смерть при попадании внутрь 25 мл раствора.

Первая помощь. Раствор аммиака в воде (10%) с ватки, глаза промыть водой, кожу – этим раствором, разбавленным вдвое.

Этиленгликоль, дихлорэтан. Опасны при попадании внутрь: 50 мл раствора вызывают смертельное отравление спустя 2 часа. При всасывании через кожу появляется головная боль, глаза застилает «туман», возникает общая слабость и состояние опьянения.

Первая помощь. Промыть водой кожу и желудок.

    Простые вещества.

Фосфор белый. Может образоваться при возгонке красного. Попав на кожу, вещество самовоспламеняется и вызывает очень тяжелые, трудно поддающиеся излечению ожоги.

Первая помощь. Часть тела с прилипшим кусочком фосфора немедленно опустить в широкий сосуд, заполненный светло-голубым водным раствором сульфата меди (II). Кусочек осторожно снять пинцетом. Ватный тампон, смоченный темно-голубым раствором сульфата меди (II) или розовым раствором перманганата калия, наложить на пораженный участок. Тампон от высыхания защитить полиэтиленовой плёнкой. Любые повязки на место ожога с жировой основой противопоказаны – жир способствует всасыванию фосфора.

Группы хранения веществ. Правила совместного хранения веществ.

Группы Наименование вещества В-ва данной группы не допускаются к хранению с в-вами групп: Род помещения для хранения
I Взрывчатые вещества: аммоналы, бездымные и дымные пороха, бикфордов шнур, динамиты, детонаторы для подрывных работ, пикриновая кислота, тетрил, тринитротулуол (тротил), пироксилин и др. II, III-A, III-Б, III-B, IV, V-A, V-Б, VI, VII, VIII В специальных огнестойких погребах или землянках.
II Вещества способные к образованию взрывчатых смесей: азотнокислые: калий, натрий, кальций, барий, перхлорат калия, бертолетова соль и др. II, III-A, III-Б, III-B, IV, V-A, V-Б, VI, VII, VIII В изолированных отделениях общих складов.
III Сжатые и сжиженные газы: 1. горючие и взрывоопасные газы: ацети- I, II, III-B, IV, V-A, V-Б, VI, VII, VIII В специальных огнестойких складах или от-

Размещение реактивов по их группам хранения

1. Взрывчатые вещества (тринитротолуол, пикриновая кислота, хлорат калия)

2. Реактивы, при взаимодействии которых с водой, выделяются легковоспламеняющиеся газы (натрий, карбид кальция)

3. Самовоспламеняющиеся вещества (металлоорганические соединения, фосфор белый, пероксид натрия)

4. Легковоспламеняющиеся жидкости (муравьиная кислота, ацетон, диэтиловый эфир, бензин)

5. Легковоспламеняющиеся твердые реактивы (фосфор, сера)

6. Сильные окислители (нитраты, перманганаты)

7. Яды (хлорид бария, хроматы, дихроматы)

8. Относительно безопасные реактивы

Реактивы группы 1 и3 хранить в кабинете химии запрещено

Реактивы групп 2, 4, 5, 6,7 применяются в демонстрационных опытах, после проведения занятия возвращаются на места хранения.